СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ БАЛТИЙСКОГО РЕГИОНА
«#>
Т. Пальмовский БАЛТИЙСКАЯ ЕВРОПА: ОТ ИДЕИ К СТРАТЕГИИ
УДК: 341.176 (474/476)
Статья посвящена историческим предпосылкам и формам международного сотрудничества в Балтийском регионе («Балтийское сотрудничество»). По мнению автора, здесь складывается регион Балтийская Европа как единая область административных, экономических, культурных и инфраструктурных отношений, которая может стать новым экономическим и культурным центром Европы. Значительное место уделено политике и стратегии ЕС в Балтийском регионе.
This article focuses on the historic prerequisites and forms of international cooperation in the Baltic region ("Baltic cooperation"). According to the author, Baltic Europe is being formed as a single administrative, economic, cultural and infrastructural area, which could become a new economic and cultural center of Europe. Special emphasis is given to policies and strategies of the EU in the Baltic Sea region.
Ключевые слова: Балтийское море, Балтийский регион, Балтийская Европа, Европейский союз (ЕС), «Северное измерение», балтийское сотрудничество, стратегия.
Key words: Baltic Sea, the Baltic Sea region, Baltic Europe, the European Union (EU), “Northern Dimension”, Baltic cooperation strategy.
Исторические предпосылки и формы сотрудничества
Балтийское море многие века объединяло народы и страны. Периоды сотрудничества перемежались периодами конкуренции и борьбы за гегемонию в регионе.
Развитие городов и ремесел в Западной и Центральной Европе в IX—XII веках создало предпосылки для возникновения Ганзейской лиги. Тот факт, что возглавляемые Любеком 200 городов, включая 60 расположенных на территории современной Европы, зачастую весьма удаленные друг от друга, 500 лет проявляли солидарность и сохраняли верность Лиге, в которую вступили добровольно, представляется исключительным явлением.
Сообщество, которое на протяжении двух столетий совместно принимало решения относительно экономического, политического и культурного развития Балтийского региона, хоть и объединенное материальными соображениями, вне зависимости от национальных проблем и даже религиозных различий, ценило мир и прибегало к оружию лишь в крайних случаях. Культурные ценности городов Ганзейской лиги пере-
жили саму Лигу. Достижения этого периода, особенно в культуре и искусстве, стали известны далеко за пределами Балтии и ценятся по сей день.
Прочные связи в области как сотрудничества, так и конкуренции оставили след в истории Балтийского региона. Море соединяло людей и страны, равно как и побуждало к установлению гегемонии в регионе. На протяжении сотен лет здесь, с одной стороны, процветала интенсивная торговля, а с другой — велись кровопролитный войны за господство на Балтике.
После Второй мировой войны реализации идеи балтийского сотрудничества препятствовало разделение региона на две политические системы, хотя на словах все поддерживали идею сотрудничества. Балтика представляла собой «северный фланг» политического, военного и идеологического противостояния, где две нейтральные страны — Финляндия и Швеция — разделяли два лагеря, противопоставленных в социальном, экономическом и военном планах. Эти группы были изолированы двумя социальными, экономическими и военными системами. Равновесие обеспечивалось ощущением угрозы, создаваемой обеими политическими и военными доктринами. Страны, расположенные на противоположных берегах Балтийского моря, были этнически, культурно, политически и экономически различны. Единственным объединяющим фактором было наличие выхода к Балтийскому морю. Понятие «Балтийская Европа» в то время было лишь теоретическим инструментом физической и географической регионализации. В рамках категории, определяющей совокупность политических, социальных и экономических связей, этот инструмент оставался абстрактным понятием.
В 1991 г. старая политическая система претерпела фундаментальные изменения, дав возможность преодолеть искусственные барьеры, изолировавшие соседей по Балтике. Регион Балтийского моря столкнулся с одним из важнейших вызовов за свою тысячелетнюю историю. Он возник в результате преобразований в Польше, воссоединения Германии, обретения независимости Эстонией, Латвией и Литвой, вступления Швеции и Финляндии в ЕС в 1995 г., а также возрастающего значения Калининградской области как российской стратегической военно-морской базы. Эти геополитические изменения создали новые возможности для интенсивного экономического и культурного сотрудничества в этой части Европы.
В 90-е гг. XX века наблюдался «взрыв» разнообразных инициатив и форм сотрудничества. Принимая во внимание количество и разнообразие отношений к данной ситуации, было введено понятие «феномен Балтийского сотрудничества» [26].
После вступления в Евросоюз еще десяти стран 1 мая 2004 г., Балтийская Европа вступила в новую фазу развития. Балтийское море стало внутренним морем ЕС, что, естественно, укрепило сотрудничество между странами региона. Это обусловило возникновение совместных инициатив в Европейском союзе, нацеленных на достижение периферийными областями общего уровня региона. Политическая стабильность и экономическое развитие в долгосрочном плане могут пре-
вратить складывающуюся Балтийскую Европу без границ в новый экономический и культурный центр Европы [23, s. 31].
В первом десятилетии XXI века регион Балтийской Европы как единой области административных, экономических, культурных и инфраструктурных отношений все еще остается гипотетической концепцией. Тем не менее существуют очевидные предпосылки становления многонационального функционирующего региона [17] путем налаживания связей, торговых отношений, взаимодействия на рыке труда и решения экологических проблем. Основным связующим субъектом является политическая воля к сотрудничеству во всех сферах жизни, ставящая цель — обеспечение общей безопасности (избежание стрессов и конфликтов, социальная защищенность населения), свободное перемещение товаров, людей и информации, а также экономическая безопасность.
Сотрудничество северных стран берет начало в прошлом веке. После Второй мировой войны эти страны, хотя и имели различный политический статус, приняли решение развивать региональное сотрудничество, имевшее изначально экономический, культурный и научный характер.
В 1952 г. был создан Северный совет, который совместно с Советом министров северных стран, созданным в 1971 г., стал одним из главных координаторов всех аспектов внутренней и внешней политики северных стран и сотрудничества с соседними государствами. Их деятельность подразумевала поиск общих решений, благоприятных для всех сторон [7, s. 183]. Сотрудничество развивалось в области культуры, науки, образования, защиты окружающей среды, гражданских прав, экономики, рыболовства и правовых вопросов.
Особое внимание уделялось поддержке и созданию условий для прямого сотрудничества институтов, организаций и органов местного самоуправления, равно как и компаний и граждан северных стран. В 1977 г. было заключено соглашение о регулировании приграничного сотрудничества, инициированного ранее Данией, Финляндией, Норвегией и Швецией.
Цель северного сотрудничества — сохранение общего культурного наследия и популяризация скандинавской модели общности культуры и науки, вдохновляемых демократическими идеалами. Особое внимание уделяется защите морской среды Балтийского моря и всего района охвата.
В 1991 г. было положено начало сотрудничеству во внешней политике и вопросах безопасности.
Тесные исторические связи Скандинавии с Литвой, Латвией и Эстонией, Северным советом и Советом министров северных стран способствовали развитию государственных административных структур в этих странах и поддержали их вступление в Евросоюз.
Институты, вовлеченные в северное сотрудничество, складывались десятилетиями1. Изначально они включали в себя только некоторые
1 Скандинавский туристический комитет, один из старейших институтов, основан в 1925 г. В 1945—1990 гг. решением Совета министров северных стран
северные страны, но со временем к ним присоединились и остальные. Некоторые институты стали центром притяжения других Балтийских стран, заинтересованных в сотрудничестве в данной области. Северные страны создали определенную модель балтийского сотрудничества. Эта модель или ее элементы находят применение во многих областях более широкого сотрудничества балтийских государств.
Европейский союз и Балтийская Европа
Возрастающий интерес ЕС к Балтийской Европе возник с падением железного занавеса в 1989 г. и расширением ЕС в 1995 и 2004 гг. Хотя Дания вступила в Европейское экономической сообщество в 1973 г., ЕС представил концепцию Балтийской Европы как единого целого в 1994 г. в рамках сообщения Европейского совета «Инструкции по единому подходу к региону Балтийского моря» [3]. Она была развита в отчете 1995 г. о состоянии и перспективах сотрудничества в регионе Балтийского моря [12]. На приведенных выше основаниях Европейский совет отдал распоряжение Европейской комиссии составить рамочный документ по сотрудничеству в регионе [9]. Европейская комиссия представила документ под названием «Инициатива Комиссии Европейских сообществ по региону Балтийского моря» в 1996 г. [4].
По инициативе Пааво Липпонена, премьер-министра Финляндии, было внесено предложение по созданию «Северного измерения» в Европейском союзе. Целью инициативы было развитие и определение интересов Евросоюза в Северной Европе: от Исландии до Северо-Запада России, от Баренцева моря до южного побережья Балтийского моря. Этот проект был ориентирован в основном на Россию (Северо-Запад), Литву, Латвию, Эстонию и Северо-Восточную Польшу. Не только Финляндия, но и остальные северные страны, т. е. Швеция, Норвегия, Дания и Исландия, приняли участие в реализации проекта «Северное измерение». Инициатива основывалась на апробированных и эффективных структурах сотрудничества, существующих в данной части Европы, и финансовой поддержке региона без создания новых институтов [8, s. 4—5].
«Северное измерение» было нацелено на улучшение координации политики Европейского союза в Северной Европе и устранение различий в экономическом развитии, особенно стран Евросоюза и России и государств ЕС и бывших членов восточного блока. Концепция «Северного измерения» была представлена финнами как основа для диалога между странами Евросоюза и остальными странами, чтобы предотвратить разделение Европы с Польшей, Литвой, Латвией и Эстонией как членами Евросоюза и Россией, которая не может рассчитывать на членство в Союзе в обозримой перспективе, за пределами ее европейских структур.
было создано еще 95 институтов, специализирующихся в области северного сотрудничества.
С 2006 г. отношения в рамках «Северного измерения» определялись двумя документами: декларацией политики «Северного измерения» и документом об основах политики «Северного измерения». В них названы следующие приоритеты:
— экономическое сотрудничество, в том числе развитие торговли, инвестиций, финансовых услуг, инфраструктуры, энергетики, сельского хозяйства, лесного хозяйства, транспорта и логистики;
— свобода, безопасность и правосудие, в том числе укрепление межличностных связей, улучшение управления пограничными и таможенными процедурами, эффективная система взаимодействия в сфере правосудия, борьба с организованной преступностью, торговлей людьми и наркотиками, нелегальной иммиграцией;
— наука, образование и культура — меры, стимулирующие сотрудничество в рамках исследовательских программ, образовательного и культурного обмена;
— окружающая среда, ядерная безопасность и природные ресурсы, в том числе минимизация ядерных рисков и других видов загрязнения, защита акваторий, морских сред Балтийского и Баренцева морей и биологического разнообразия;
— благосостояние и здравоохранение, в том числе борьба с инфекционными и социально обусловленными заболеваниями, а также сотрудничество [13, s. 17—18].
Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), Арктический совет (АС), равно как и Совет стран Балтийского моря (ССБМ) и Совет министров северных стран (СМСС), играют особую роль в «Северном измерении». После вступления Литвы, Латвии и Польши в Евросоюз, «Северное измерение» перестало быть типичным инструментом регионального сотрудничества в Балтийской Европе и стало основой сотрудничества Евросоюза и Российской Федерации.
Новые формы сотрудничества
Поворотным моментом, положившим начало балтийскому сотрудничеству, безусловно, был выход Польши из-под российского влияния и падение Берлинской стены. «Взрыв» сотрудничества начался в 90-е гг. и развивался в разных сферах и направлениях, на всех уровнях государственного управления, а также между негосударственными организациями. В статье 15 «Декларации Балтийского моря» говорится о том, что участие местных и региональных органов управления стран Балтийского моря должно «поощрять развитие сотрудничества и содействовать контактам в регионе с целью улучшения окружающей среды Балтийского моря, включая участие местных и региональных властей, правительственных и частных институтов, промышленных и неправительственных организаций в сферах экономики, торговли, науки, культуры и информации и т. п.» [25, s. 48].
Убеждение, что свободное и полноценное сотрудничество в регионе Балтийского моря будет возможно при условии независимости стран
Балтийского моря привело в 1992 г. к созданию Совета государств Балтийского моря2 в Копенгагене. Это форма сотрудничества осуществлялась на уровне правительств, под эгидой министров иностранных дел. Цель это регионального проекта — инициирование, поддержка и развитие сотрудничества, а также сохранение прочных связей со странами и организациями Балтийского моря.
Копенгагенская декларация Совета государств Балтийского моря выделила шесть приоритетных областей сотрудничества: поддержка новых демократических институтов, экономическая и техническая поддержка и сотрудничество, понимаемые как важный шаг к будущему Европейской интеграции, социальная поддержка и здравоохранение, защита окружающей среды и энергоснабжение, сотрудничество в сфере культуры, образования, туризма, информации, транспорта и коммуникации.
Независимая организация, действующая под эгидой Совета стран Балтийского моря — Субрегиональная конференция стран Балтийского моря3 — ставит своей целью развитие сотрудничества в сферах экономики, технологии, экологии, здравоохранения, социального обеспечения, молодежной политики, культуры, транспорта и коммуникации между субрегионами Балтийского моря [21, s. 19]. Основные мероприятия, утвержденные конференцией, включают в себя:
— принятие на себя роли контактного центра Балтийского региона;
— разработка общей политики Балтийского региона и ее представление Совету стран Балтийского моря, Европейскому союзу и правительствам конкретных стран на международном форуме;
— меры по оптимизации использования имеющихся финансовых источников и реализация данных проектов во благо всего Балтийского региона;
— поддержка по модели СГБМ всех акторов и организаций в регионе, равно как эффективное информирование и дальнейшее развитие субрегионального сотрудничества [21, s. 19].
Шведский министр Герел Турдин в 1992 г. в Карлскруне возложил на министерства ответственность за стратегическое планирование и развитие одиннадцати стран Балтийской Европы при участии Норвегии и Беларуси, что положило начало программе «Перспективы и стратегии развития региона Балтийского моря до 2010 г.» [24]. Цели данной программы:
— поддержка развития сетевых отношений в Балтийском регионе;
— передача знаний, навыков и технологий странам с переходной экономикой;
— расширение информированности о проблемах и направлениях развития других стран региона;
2 Council of ^ Baltic Sea States (CBSS)
3 Baltic Sea States Subregional Conference (BSSSC)
— содействие процессу планирования путем популяризации достижений и концепций развития в других странах региона Балтийского моря;
— обеспечение доступа к инфраструктурным проектам международной значимости [22, s. 22].
Эта инициатива направлена на установление общих рамок территориальных структур в будущем. Общие стратегии должны способствовать принятию решений в отношении территориального развития на национальном, региональном и местном уровнях. Стратегии и рекомендованные меры затрагивают общие интересы Балтийского моря. Они обращены к субъектам, определяющим будущее региона: политикам, управленцам, экономическим организациям, работникам сельского хозяйства, частным инвесторам, финансовым институтам, неправительственным организациям, способствующим региональному развитию и охране окружающей среды, и исследовательским институтам, вовлеченным в территориальное развитие.
В 1994 г. министерства, вовлеченные в территориальное развитие в Таллине, утвердили стратегию территориального развития Балтийской Европы. Это был один из первых в мире проектов подобного рода, предтеча схожих проектов, реализуемых в Евросоюзе [26, s. 95].
«Перспективы и стратегии развития региона Балтийского моря до 2010 г.» обусловливают общую стратегию относительно:
— комплекса населенных пунктов со сбалансированной структурой;
— влияния транспортных коридоров на региональное развитие;
— сотрудничества в сфере морского транспорта, включая узлы, связывающие различные виды транспорта;
— территориального планирования и развития значимых культурных и природных областей;
— комплекса пристаней для яхт на Балтийском море;
— приграничного сотрудничества;
— обмена опытом в сфере территориального планирования;
— наблюдения за процессом территориального планирования [26, s. 96].
Цель Конференции министров транспорта стран Балтийского моря
— это повышение эффективности и безопасности транспорта, внедрение экологически чистых средств передвижения, в особенности паромной и смешанной транспортировки, а также интегрирование балтийской транспортной системы в европейскую.
Основные задачи в сфере морского транспорта таковы:
— развитие морских перевозок на малое расстояние в транспортной системе региона;
— улучшение технического состояния и модернизация инфрастук-туры морских портов;
— координация транспортного сообщения морских портов с удаленными от побережья районами;
— повышение эффективности и качества услуг портового сектора;
— повышение безопасности мореплавания;
— развитие честной и открытой конкуренции в Балтийском регионе;
— пересмотр стандартов по защите окружающей среды [19, s. 25].
Начало конференции министров транспорта и конференции министров культуры стран Балтийского моря было положено на Стокгольмской конференции в 1993 г.
Цель этих конференций — стимулировать культурное сотрудничество, являющееся фундаментальным фактором формирования идентичности Балтийского региона [14, s. 61]. Совместные декларации не только определяют главные сферы сотрудничества, но и предлагают способы устранения препятствий на пути этого сотрудничества.
Новый взгляд на регион Балтийского моря, объединяющий и создающий возможности для сотрудничества, привлек внимание парламентариев стран региона. Первая встреча членов парламентов Балтийских стран состоялась в 1991 г. в Хельсинки, в дальнейшем подобные мероприятия проходили в виде форумов по обмену взглядами на сотрудничество. Конференции членов парламентов способствовали диалогу с Советом стран Балтийского моря, Субрегиональной конференцией стран Балтийского моря, Балтийской ассоциацией торговых палат, Союзом Балтийских городов и другими организациями. Необходимость объединения европейской интеграции с балтийской была также отражена в условиях расширенного регионального сотрудничества на местном уровне. Значительное внимание было уделено социальным проблемам расширившегося Евросоюза в Балтийском регионе и защите окружающей среды. Проблема сокращения выбросов загрязняющих веществ была выделена наряду с необходимостью эффективного управления энергоресурсами, в том числе и возобновляемыми. Конференция была переименована. Сейчас она действует под названием Парламентская конференция по сотрудничеству в регионе Балтийского моря.
Сотрудничество и защита окружающей среды в регионе Балтийского моря
Регион Балтийского моря обладает уникальной экосистемой.
Сотрудничество в области защиты морских биоресурсов началось еще в 1899 г. Ухудшение состояния среды Балтийского моря, общая экологическая угроза для балтийских стран заставила в 70-х гг. государства с диаметрально противоположными политическими ориентациями вместе обратиться к решению общей проблемы [1, s. 71]. Проблема загрязнения морской среды стала предвестником балтийской интеграции в геополитической среде того времени.
Гданьская конвенция о рыболовстве и сохранении биологических ресурсов в Балтийском море, вступившая в силу в 1977 г., была направлена на сотрудничество балтийских стран в сфере защиты биологических ресурсов в Балтийском море.
По финской инициативе была подписана конвенция о защите морской среды района Балтийского моря, известная как Хельсинская кон-
венция. Конвенция создала общие предпосылки для сотрудничества в сфере защиты морской среды стран, принадлежащих к двум противоположным политическим, идеологическим и экономическим блокам, что стало беспрецедентным событием. Конвенция контролирует все известные виды источников загрязнения моря с суши, загрязнений в результате отведения сточных вод, аварийных выбросов нефти и последствий исследования и эксплуатации морского дна. Исполнительным органом Хельсинкской конвенции является Балтийская комиссия по охране морской среды.
Хельсинкская конвенция вступила в силу в 1980 г. До 1990 г. деятельность Конвенции напрямую зависела от ткущей политической ситуации, что привело к ухудшению состояния окружающей среды, несмотря на многочисленные предпринятые меры.
Быстро меняющаяся политическая ситуация в Балтийской Европе привела к пересмотру Хельсинкской конвенции после того, как в 1990 г. премьер-министры стран Балтийского моря подписали «Декларацию Балтийского моря» в Роннебю. Этот процесс происходил параллельно с распадом Советского Союза и восстановлением независимости Литвы, Латвии и Эстонии [15, s. 12].
В 1992 г., министры по защите окружающей среды девяти балтийских стран и представители европейского сообщества подписали в Хельсинки «новую» Хельсинкскую конвенцию, в которой представлена новая философия защиты морской среды, уделено особое внимание совместным мерам по охране Балтийского моря, а также превентивным мерам в отношении потенциальных загрязняющих веществ, использованию современных технологий и устранению рассеянных источников загрязнения.
Также было введено требование предварительной оценки воздействия на окружающую среду инвестиционных проектов и ограничения по выбросам веществ, загрязняющих воду и воздух. Кроме того, общественности гарантирован широкий доступ к информации о результатах экологических проверок. Конвенция обязывает охранять естественную морскую экосистему и прибрежные зоны, а также сохранять разнообразие населяющих их видов [15, s. 13].
Поворотным моментом признания защиты окружающей среды, неотъемлемой частью социального и экономического развития региона стало представление балтийской версии «Повестки дня на XXI век».
В 1997 г. Дания, Эстония, Финляндия, Латвия, Литва, Германия, Норвегия, Россия, Польша и Швеция начали разрабатывать стратегию семи основных секторов, для которых интеграция экологических аспектов играет значительную роль: производство, энергетика, транспорт, лесное хозяйство, рыболовство и туризм. Разработка стратегии была направлена на улучшение условий для проживания и работы населения региона в соответствии с принципами устойчивого развития, обновление природных ресурсов и защита естественной среды, необходимой для углубления экономической интеграции и общественного благосостояния.
Сотрудничество стран Балтийского моря в рамках устойчивого развития (в экономическом, социальном и экологическом измерениях) нацелено на достижение следующих результатов:
— безопасная и здоровая среда обитания для нынешних и будущих поколений;
— экономический рост, удовлетворяющий социальным потребностям;
— региональное сотрудничество, основывающееся на демократии, открытости и участии граждан в общественной жизни;
— восстановление экологического баланса экосистемы и сохранение биологического разнообразия, а также уменьшение загрязнения окружающей среды;
— эффективное управление возобновляемыми ресурсами;
— сокращение использования невозобновляемых ресурсов и популяризация использования вторичного сырья [22, s. 56].
Защита морской среды в бассейне Балтийского моря обычно рассматривается как основная региональная проблема [2, s. 77]. Многостороннее сотрудничество в этой сфере привело к некоторому улучшению ее состояния. Меры, предпринятые на различных уровнях, направлены против воздействия цивилизации и технического прогресса, угрожающего естественной морской среде.
Стратегия ЕС в регионе Балтийского моря
В декабре 2007 г. Европейский совет принял положение, обязавшее Европейскую комиссию разработать стратегию ЕС в отношении региона Балтийского моря.
Суть стратегии заключается в раскрытии потенциала Балтийского моря, который появился после расширения ЕС в 2004 г. Согласно прогнозам Европейского совета, данная цель будет достигнута путем решения следующих приоритетных задач: защита окружающей среды, достижения благополучия, привлекательность и доступность, а также безопасность (см. рис.). В Европейской комиссии члены парламентов, в основном балтийских стран ЕС, из неформальной группы «Балтийская Европа», подготовили и представили документ, названный «Стратегия ЕС в регионе Балтийского моря», президенту Еврокомиссии в ноябре 2005 г. Это исследование в значительной степени повлияло на резолюцию о развитии «Северного измерения» [5], которая была отклонена Европейским парламентом 16 декабря 2005 г. Документ определял роль балтийского сотрудничества в контексте расширения ЕС в 2004 г. Это было первое предложение принять отдельную стратегию для Балтийской Европы, которая стала бы важным элементом «Северного измерения» внутри сообщества.
Стратегия ЕС в регионе Балтийского моря
Рис. Приоритеты и возможные меры в отношении европейской стратегии в регионе Балтийского моря [13]
Европейский парламент принял резолюцию о стратегии в регионе Балтийского моря 16 ноября 2006 г. Резолюция включала в себя призыв к Еврокомиссии разработать стратегический документ, обеспечивающий условия для развития потенциала региона балтийского моря после расширения ЕС в 2004 г., популяризации Балтийского моря как привлекательного и конкурентоспособного региона, приложения совместных усилий к улучшение состояния окружающей среды региона.
Этот документ должен стать одним из трех приоритетов в период шведского президентства в Европейском совете во второй половине 2009 г.
Заключение
Благодаря совместным инициативам Европейского союза, в XXI веке Балтийский регион перестанет быть периферийным регионом. Политическая стабильность и экономическое развитие могут в долгосрочной перспективе трансформировать складывающуюся Балтийскую Европу без границ в экономический и культурный центр Европы.
Список литературы
1. Andrulewicz E., 1994, Morze Baltyckie, jego zagrozenia i ochrona, Panstwowa Inspekcja Ochrony Srodowiska, Warszawa.
2. Ciechanowicz J., 1995, Polska racja stanu a Europa Baltycka, [in:] Cz. Ciesielski (ed.), Ku wspolnocie Europy Baltyckiej, Instytut Baltycki, Gdansk.
3. Communication from the Commission, Orientations for a Union Approach towards the Baltic Sea Region, SEC(94) 1747.
4. Communication from the Commission, Baltic Sea Region Initiative, SEC(96) 6008.
5. European Parliament resolution on the future of the Northern Dimension,
16.11. 2005.
6. Hâgerhâll B., 1980, International Cooperation to Protect the Baltic, Ambio, Vol. 9 No. 3—4.
7. Kolecka B, 1997, Rada Nordycka, Nordycka Rada Ministrow, [in:] S. Par-zymies (ed.).Europejskie struktury wspolpracy, Warszawa.
8. Lipponen P., 1999, The Northern Dimension of The European Union, New Northern Europe Business Magazine.
9. Madrid European Council, 15—16.12.1995, Conclusions of the Presidency, Bulletin of the European Communities no 12.1995.
10. Ognik H., Popinski R., 1992, Instytucjonalizacja wspolpracy w regionie Europy Baltyckiej — stan i perspektywy, [in:] B. Jalowiecki,(red.), Europa Balty-cka, Uniwersytet Warszawski, Europejski Instytut Rozwoju Regionalnego i Lokal-nego, Warszawa.
11. Palmowski T., 2000, Rola regionow transgranicznych w procesie integracji Europy Baltyckiej, Wydawnictwo Uniwersytetu Gdanskiego, Gdansk.
12. Report on the Current State and Perspectives for Cooperation in the Baltic Sea Region, Commission of the European Communities, C0M(95)609.
13. Ryba J., 2008, Strategia Unii Europejskiej dla regionu Morza Baltyckiego, Biuletyn Analiz no 19, Office for the Committee of European Integration, Warsaw.
14. Stâlvant C. E., 1996, Actors around the Baltic Sea, Baltic Sea Stateésum-mit, Stockholm.
15. Sroczynski P., Tyszecki A., (ed.),1995, Konwencja Helsinska a ochrona srodowiska Morza Baltyckiego, Gdansk.
16. Sroczynski P., Krzyzanowski P., 1990, Ocena wspolpracy miçdzynaro-dowej w Regionie Baltyckim, Budownictwo Okrçtowe i Gospodarka Morska, nr 11—12.
17. Storm Pedersen J. S., 1993, The Baltic Region and the New Europe, Roskilde University, Roskilde.
18. Studzieniecki T.,1995, BTC, Baltycka wspolpraca turystyczna, Czas Morza, nr 2(6).
19. Toczyski W.,(red.), 1998, Instytucje i programy wspolpracy baltyckiej. RCSS, Biuro Rozwoju Regionalnego w Gdansku.
20. Toczyski W., Sartorius W., Zaucha J., 1997, Miçdzynarodowa wspolpraca regionow, Warszawa.
21. Toczyski W.,1998, Profile wspolpracy baltyckiej, Pomost, nr 7.
22. Toczyski W.,(ed.), 1999, Region baltycki, rozwoj przestrzenny, programy, instytucje, Gdansk Weihe-Lindeborg L., 1998, Cultural Cooperation as Strategy of Modernization, The Baltic Sea Region.
23. Veggeland N., 1994, Building the Baltic Sea Region in a New Europe, The Baltic Sea Region, Freiburg.
24. Vision and Strategies around the Balic Sea 2010 (VASAB 2010).
25. Wiejacz J., 1992, Baltycka wspolpraca regionalna, [in:] Polska w Europie, Osrodek Studiow Miçdzynarodowych we wspolpracy z Fundaj Polska w Europie”, Warszawa.
26. Zaucha J., Integracja wokol Baltyku, [w:] E. Toczyska (red.), Podstawy re-formy samorz^dowej, Uniwersytet Gdanski, Gdansk, 1998.
DEVELOPMENT STRATEGIES OF THE BALTIC REGION
This article focuses on the historic prerequisites and forms of international cooperation in the Baltic region ("Baltic cooperation"). According to the author, Baltic Europe is being formed as a single administrative, economic, cultural and infrastructural area, which could become a new economic and cultural center of Europe. Special emphasis is given to policies and strategies of the EU in the Baltic Sea region.
Key words: Baltic Sea, the Baltic Sea region, Baltic Europe, the European Union (EU), “Northern Dimension”, Baltic cooperation strategy.
Origins and forms of cooperation
The Baltic Sea has integrated peoples and countries for several centuries. Periods of co-operation mingled with times of competition and fight for regional hegemony.
Development of crafts and towns in western and central Europe in XI and XII century provided grounds for the future Hanseatic League. The fact that under the leadership of Lubeck 200 multifarious towns, including 60 towns situated on the territory of today’s Europe, often far distanced from each other, managed for 500 years to retain active solidarity and loyalty towards the voluntarily joined League is an extraordinary phenomena.
The Community, which for two hundred years co-decided on the economic, political and cultural development of the Baltic region, though based on a material background, indifferent to national problems and even religious differences, valued peace and took to arms as the last resort. Cultural values developed by the Hanseatic League towns survived the disintegration of the League itself. The artistic achievements of the period and especially culture and art radiating far beyond the Baltic area are appreciated to this day.
Strong ties in co-operation and competition, rivalry in the Baltic region are imprinted in the history of the region. The sea linked people and countries, encouraged to reach for hegemony of the area. For hundreds of years it remained a region of intensive commercial activity/trade on one hand and frequent, fierce, long lasting wars for power over the Baltic.
After World War II the concept of Baltic co-operation, though expressed verbally was impeded by the partition into two political systems. The Baltic constituted the “northern flank” of political, military and ideological confrontation with two neutral countries Finland and Sweden separating two social, economic and military opposing camps. These groups were isolated
Tadeusz Palmowski
FROM AN IDEA TO THE STRATEGY OF BALTIC EUROPE
<S>
by two social, economic and military systems. The balance was based on a feeling of peril mutually created by political and military doctrines. Countries lying over the Baltic were ethnically, culturally, politically and economically diversified. The only factor linking them together was their location in whole or in part over the Baltic Sea. The term Baltic Europe was at the time limited to a theoretical and subjective instrument of physical and geographical regionalisation. In terms of a category defining a developed set of political, social and economic ties it remained an abstract concept.
In 1991 the old political system underwent fundamental change creating an opportunity to overcome the artificial barriers isolating Baltic neighbours. The area of the Baltic Sea faced one of the greatest challenges in its thousand-year-old history. This was the result of transformation processes in Poland, the unification of Germany and independence of Estonia, Latvia and Lithuania, accession of Sweden and Finland to EU in 1995 as well as reinforcement of the role of the Kaliningrad Oblast as a strategic marine military base of Russia. This geopolitical change created new opportunities for intensive economic and cultural co-operation in this part of Europe.
The nineties of the XX century featured a true “explosion” of various initiatives and forms of co-operation. Owing to the number and variety of relations the situation has been termed the “Baltic co-operation phenomena” [26].
On accession of the next ten countries to the European Union with May
1, 2004, Baltic Europe entered a new development phase. The Baltic became an internal EU Sea. This fact certainly strengthened co-operation between countries around the Baltic. This meant that further joint initiatives appeared in the European Union to level the peripheral regions with the rest of the Baltic area. Political stability and economic development can in the long perspective transform the emerging Baltic Europe without borders into a new economic and cultural centre of Europe [23, p. 31].
In the first decade of XXI century the region of Baltic Europe — as a uniform area of administrative, economic, cultural and infrastructural relations still remains a hypothetical concept. However, there are clearly visible prerequisites for establishing a multinational functioning region [17], by establishing communication links, trade relations, a labour market, and by solving environmental problems. The most significant binding agent is the political will of co-operation in all spheres of life with a superior objective of ensuring safety in general terms (avoiding stress and conflicts, ensuring social security of the inhabitants), free flow of goods, people and information as well as environmental safety.
The beginnings of this co-operation among Nordic states date back to the previous century. After World War II Nordic countries, though differing in terms of political status, decided to undertake regional co-operation which initially was of an economic, cultural and scientific nature.
In 1952 the Nordic Council was established. The Council together with the Nordic Council of Ministers established in 1971 became the main coordinators of all aspects of internal and external policy of the Nordic states and co-operation with neighbouring states. Their activity involved seeking common solutions, which are clearly beneficial for all parties involved [7,
p. 183]. The principal area of co-operation covered culture, science, education, environmental protection, protection of citizenship rights, economy, fishing and legal issues.
Special attention was put to supporting and creating conditions for direct co-operation of institutions, organisations and local self-governments as well as companies and citizens of Nordic states. The year 1977 witnessed the conclusion of an agreement regulating cross-border co-operation initiated earlier by Denmark, Finland, Norway and Sweden.
The goal of Nordic co-operation is to preserve the common cultural heritage and to popularise the Scandinavian model of the commonness of culture and science inspired by democratic ideals. Special attention is given to protection of the Baltic marine environment and the whole catchment area.
The year 1991 showed the beginnings of co-operation in foreign policy and security issues.
Continuing historical ties of Scandinavia with Lithuania, Latvia and Estonia, the Nordic Council and the Nordic Council of Ministers helped in developing state administrative structures in these countries and supported their integration with the European Union.
Institutions focussing on Nordic co-operation have evolved through the decades7. Initially they included only some of the Nordic states but with time others joined in. Some institutions became the core attracting other Baltic States interested in co-operating in a given area. Nordic states developed a certain model of Baltic co-operation. This model or elements thereof find application in wide co-operation of all Baltic States in many areas.
The European Union and Baltic Europe
Rising interest of the EU in Baltic Europe came with the fall of the iron curtain in 1989 and the EU expansion in 19995 and 2004. Though Denmark accessed the European Economic Community in 1973, the EU introduced the concept of Baltic Europe as whole in 1994 with the European Council Communication “Orientations for a Union Approach towards the Baltic Sea Region” [3]. It was further developed in the report in 1995 on the current state and perspective for cooperation in the Baltic Sea Region [12]. On the grounds of the above the European Council instructed the European Commission to prepare a framework document on cooperation in the region [9]. The European Commission presented the document called „Baltic Sea Region Initiative” in 1996 [4].
At the initiative of Paavo Lipponen, the Prime Minister of Finland, a proposal was placed to establish the “Northern Dimension” in the European Union. The initiative was to develop and define European Union interests in Northern Europe: from Iceland to northwest Russia, from the Barents Sea to the southern coasts of the Baltic. This project was mainly addressed to Rus-
7 One of the oldest institutions is the Nordic Tourism Committee Nordycki Komitet Turystyki established in 1925. In the years 1945—1990 at the decision of the Nordic Council of Ministers Nordyckiej Rady Ministrow 95 joint specialised co-operation institutions were established.
sia (its north-western part), Lithuania, Latvia, Estonia and northeast Poland. Not only Finland but also the remaining Nordic states, i. e. Sweden, Norway, Denmark and Iceland were involved in implementing the “Northern Dimension” project. The initiative was to rely on checked and well operating cooperation structures working in this part of Europe, and aid funds assigned to the region, without establishing new institutions [8, pp. 4—5].
“Northern Dimension” was aimed at improving co-ordination of European Union policy in Northern Europe and eliminating differences in economic development particularly between EU countries and Russia and EU countries and those of the former eastern block. The concept “Northern Dimension” was presented by the Fins as a platform for dialogue between countries part to the European Union and those beyond its borders. This was to prevent the risk of a new partition of Europe with Poland, Lithuania, Latvia and Estonia in the EU and Russia, which cannot count on membership in a realistic perspective, outside its structures.
Starting 2006, the relations under the “Northern Dimension” were defined in two documents: the declaration on “Northern Dimension” policy and the document on the “Northern Dimension” policy framework. They indicated the following priorities:
• economic cooperation covering promotion of trade, investments, financial services, infrastructure, energy, agriculture, forestry, transport and logistics;
• Freedom, security and justice covering strengthened interpersonal ties, improved management on borders, efficient system of justice and court cooperation, combating; organised crime, human trade, drug trafficking, illegal immigration;
• Research, education and culture — measures reinforcing cooperation in research programmes, educational and cultural exchange;
• Environment, nuclear security and natural resources covering restricting nuclear hazards and other pollution, marine safety, protection of the Baltic and Barents Sea marine environment and biological diversity;
• Prosperity and healthcare, including prevention of contagious deceases and life style related diseases as well as cooperation in ensuring public healthcare by the particular healthcare systems in the various countries [13, pp. 17—18].
Barents Euro-Arctic Council (BEAC), Arctic Council (AC), as well as Council of the Baltic Sea States (CBSS) and Nordic Council of Ministers (NCM) play a special role under the „Northern Dimension”. Following the accession of Lithuania, Latvia and Poland to the European Union the „Northern Dimension” no longer remained a typical instrument for regional cooperation in Baltic Europe and became a cooperation platform for the EU and the Russian Federation.
New forms of cooperation
A turning point opening a calendarium of Baltic co-operation was no doubt the release of Poland from Russian domination and the fall of the Ber-
lin Wall. The “Explosion” of co-operation started in the nineties and has unfolded covering many areas along various lines. This collaboration takes place at all levels of state administration in various administrative sectors and also between non-governmental organisations.
Clause 15 of the Ronneby declaration states that participation of local and regional governments of Baltic countries shall encourage “development of co-operation and human relations in the region to improve the Baltic sea environment, including participation of local and regional authorities, governmental and private institutions industry and non governmental organisations in trade, education, culture, information, etc.” [25, p. 48].
The conviction that free and full co-operation in the region of the Baltic Sea will be possible on the independence of Baltic States resulted in the establishment of the Council of the Baltic Sea States8 in Copenhagen in 1992. This a form of governmental co-operation headed by ministers of foreign affairs. The superior objective of this regional project is initiating, supporting and promoting co-operation maintaining close relations with other Baltic countries and organisations.
The Copenhagen Declaration of the Council of the Baltic Sea States set six priority areas of co-operation. These were: aid for new democratic institutions, economic and technological aid and co-operation understood as an important future step in European integration, social aid and health service, environmental protection and Power supply, co-operation in the field of culture, education, tourism, information, transport and communication.
An independent organisation operating under the auspices of the Council of the Baltic Sea States is the Baltic Sea States Subregional Conference9. The objective of the organisation is to promote co-operation in the field of economy, technology ecology, health, social issues, education, youth, culture, transport and communication between Baltic subregions [21, p. 19]. The basic measures approved during conferences included:
• taking on the role of a contact centre in the Baltic region,
• developing a common policy for the Baltic region and its representation on the international forum towards the Council of the Baltic Sea States, the European Union and governments of particular countries,
• measures to take better advantage of the available financial resources or implementation of given projects beneficial for the whole Baltic regions,
• spreading an umbrella, similarly as CBSS, over all players and organisations in the region as well as efficient information flow and further development of subregional co-operation [21, p. 19].
The Swedish minister Gorel Thurdin inaugurated co-operation between ministries responsible for spatial planning and development of eleven countries of Baltic Europe, together with Norway and Belarus in August 1992 in Karlskrona. This gave the beginning to the programme „Vision and strategies around the Baltic 2010” [24].
The programme is to:
8 Council of the Baltic Sea States (CBSS).
9 Baltic Sea States Subregional Conference (BSSSC).
• support the development of network connections in the Baltic region,
• make transfer of knowledge, skills and know- how possible to countries undergoing economic transformation,
• enhance the scope of knowledge and information on problems and development trends of other countries in the region,
• facilitate the process of planning by popularising the development achievements and concepts in other Baltic States,
• access important infrastructural projects of international importance [22, p. 22].
This initiative is aimed at establishing a common framework for spatial structures in the future. The common strategies developed are to facilitate decision-making regarding spatial development on the national, regional and local level. Strategies and recommended measures focus on the overall interests of the Baltic Region. They are addressed to entities shaping the future of the region — politicians, administration, economic organizations, farmers, private investors, financial institutions, non governmental organisations promoting regional development and protection of the environment as well as scientific institutes dealing in spatial development.
In 1994, the Ministers relevant for spatial development in Tallinn approved a strategy for spatial development of Baltic Europe. It was one of the first projects of this type in the world, a forerunner of similar works carried out in the European Union [26, p. 95].
VASAB 2010 focuses on implementing a common strategy embracing:
• Network of settlements with balanced structure,
• Impact of transport corridors on regional development,
• Co-operation in marine transport including multimodal nodes,
• Spatial planning and development of valuable areas in terms of culture and natural environment,
• Network of yacht marinas on the Baltic,
• Cross border co-operation,
• Exchange of experience in spatial planning,
• Monitoring spatial processes [26, p. 96].
The objective of Conferences of Ministers of Transport of the Baltic Sea States is to improve the efficiency and safety of transport, to promote environmentally friendly transport means, especially ferry and intermodal transport and integrate the Baltic transport networks with the European system.
The most significant tasks relating to maritime transport include among others:
• Strengthening short sea shipping in the region’s transport system,
• Improving the technical conditions and modernising sea port infrastructure,
• Co-ordinating sea ports transport links with the hinterland,
• Improving efficacy and quality of services in the port sector,
• Improving safety at sea,
• Developing fair and open competition in the Baltic region,
• Upgrading standards on environmental protection [19, p. 25].
Conferences of Ministers of Transport of the Baltic Sea States, Conference of Ministers of Culture of the Baltic Sea States started with the Stockholm conference in 1993.
The Conference meetings are to stimulate cultural co-operation which is the fundamental factor shaping the identity of the Baltic region. [14, p. 61]. Joint declarations not only set out main areas of co-operation but also indicate ways of eliminating obstacles and barriers limiting this co-operation.
The new vision of the Baltic, linking together and creating opportunities of co-operation has attracted parliamentary members of countries around the basin. Meetings of MPs from Baltic States started with the Helsinki meeting in 1991. They take on the form of a forum for exchange of views on cooperation. The MP conferences gave rise to a dialogue with the Council of the Baltic Sea States, Baltic Sea States Subregional Conference, and Baltic Sea Chambers of Commerce Association, the Union of the Baltic Cities and other organisations. The necessity of joining European integration with Baltic integration was also indicated with postulates of extending regional cooperation at the local level. Considerable attention was also given to social problems in the extended European Union in the Baltic area and to environmental protection. The need to reduce pollution emission was stressed and the need for efficient power management including renewable sources. The Conference took on a new name. At present it operates under the name Baltic Sea Parliamentary Conference (BSPC).
Co-operation in environmental protection of the Baltic Sea
The Baltic Sea features a unique ecosystem.
The beginnings of co-operation for the protection of marine biological resources date back to 1899. The deterioration of the Baltic Sea environment, a common threat to the Baltic countries, forced states of radically different political orientations to sit down together in the seventies of the twentieth century to address the common problem. [1, p. 71]. The problem of pollution and degradation of the marine environment was the first sign of Baltic integration in the geopolital environment of those times.
The Gdansk Convention on Fishing and Conservation of the Living Resources in the Baltic Sea entered into force in 1977 and set as its objective co-operation of Baltic countries in protecting and enriching the living resources of the Baltic.
At the Finnish initiative, a Convention on the protection of the marine environment of the Baltic Sea, known as the Helsinki Convention was signed in 1974. The Convention created common grounds for co-operation on marine environment protection for countries of two opposing political, ideological and economic blocks. This was a unique phenomenon worldwide. The Convention inspects all identified kinds of land based pollutants due to: land sources, sea transport, waste disposal at sea, casualties and catastrophic oil spills and consequences of search and exploitation of the seabed. The executive body of the Helsinki Convention is the Baltic Marine Environment Protection Commission (HELCOM).
The Helsinki Convention came into force in 1980. To the year 1990 operation of the Convention depended on the political relations at the time, which resulted in degradation of the natural environment though numerous actions were undertaken.
The rapidly changing political situation in Baltic Europe resulted in initiating the revision process of the Helsinki Convention after prime ministers of Baltic countries signed the Baltic Sea Declaration in Ronneby in 1990. This process was parallel to the disintegration of the Soviet Union and revival of Lithuania, Latvia and Estonia [15, p. 12] on the map of Europe.
In 1992, ministers for environmental protection of nine Baltic countries and the representatives of European Community signed in Helsinki a “new” Helsinki Convention. The Convention presented a new philosophy for marine protection emphasizing joint measures in the whole catchment area of the Baltic Sea. Special attention was paid to preventive measures as regards potential marine pollutants, use of best available technology and environmental protection practice to eliminate spot and dispersed sources.
A requirement was also introduced to prepare environmental assessment studies for investments that may have an adverse impact on the Baltic environment and the duty to control emission, water and air pollution levels. What more, society has been guaranteed wide access to information on the results of environmental control, incineration of waste on board ships sailing on the Baltic. The Convention also includes the duty to safeguard the natural marine echo system and coastal environment and preserve the diversity of life inhabiting the area [15, p. 13].
A turning point in recognising environmental protection as an integral part of the social and economic development of the region was the introduction of the Baltic version of the Agenda 21 called Baltic 21.
In 1997 Denmark, Estonia, Finland, Latvia, Lithuania, Germany, Norway, Russia, Poland and Sweden started developing a strategy for seven basic economy sectors for which integration of ecological aspects seemed to be imperative, i. e. industry, energy, transport, forestry, fishing and tourism. The strategy was aimed at improving the life and work environment for the inhabitants of the region respecting the principles of sustainable development, regeneration of natural resources and protection of the natural environment necessary for the growing economic integration and community welfare.
The co-operation of Baltic countries on sustainable development (in the economic, social and natural environment dimensions) aim at achieving the following objectives:
• safe and healthy life environment for the present and future generations,
• economic growth and satisfying social needs,
• regional co-operation based on democracy, openness and participation,
• restoring the ecological balance of ecosystems and preservation of biological diversity, and reducing pollution of the natural environment,
• efficient and economic management of renewable resources and their exploitation within regeneration capacity,
• limiting use of non-renewable resources and popularisation of recycling recoverable materials [22, p. 56].
The multilateral co-operation on protection of the marine environment in the Baltic Sea basin, commonly viewed as the biggest regional problem [2,
p. 77], has resulted in bringing progressive degradation to a halt. Measures undertaken on various levels strive to meet the challenges posed by civilisation and technological progress that threaten the natural marine environment.
EU Strategy for the Baltic Sea Region
On 14 December 2007 the European Council adopted a provision in Brussels that became a mandate for the European Commission to undertake work on developing an EU strategy for the Baltic Sea Region.
The Strategy is to trigger the potential of the Baltic Sea following EU enlargement in 2004. According to predictions of EC representatives the objective should be reached by implementing such priorities as: environmental protection, prosperity, attractiveness and accessibility, safety and security. The European Council was lobbied by a group of MPs, mainly from EU Baltic countries, from the informal Baltic Europe Group. The Group prepared and presented a document called „An EU Strategy for the Baltic Sea Region” to the EC President in November 2005. The Study had a significant impact on the Resolution referring to the future of the “Northern Dimension” [5] passed by the European Parliament on 16 December 2005. The document indicated the role of Baltic cooperation in view of EU enlargement in 2004. This was the first proposal to adopt a separate strategy for Baltic Europe which would be an intra-community element of the “Northern Dimension”
(Fig. 1).
EUROPEAN UNION STRATEGY FOR THE BALTIC SEA REGION L J
g ^. 1 ej ¡¡¡¡"Як
f HAZARDOUS 1 ^ SUBSTANCES J —IeuTMROPmiCATION ( \ ^ J |CNTKNtNEunW>| Г COMMON Ï ——^ MARKET J С MARITIME ^ ^ TRANSPORT J __C ORGANISED ^ —CRIME J
| COSTAL 1 ZONES I I NUCLEAR 1 f ч “\ SAFETY J 1 AGRICULTURE J —^ INNOVATION j ( LAND ^ “1 TRANSPORT 1 —^ CITIZENSHIP J
f “1- ") 1 TRANSPORT ( POLLUTION ] ^ FISHING j -c ENERGY J \ INFORMATION ^ SOCIETY J I CIVIL | 1 SOCIETY 1
( RENEWABLE ^ 1 ENERGY J 1 BIOOfVERSITY 1 Г labour Ï V / [ MARKET J DEMOGRAPHIC Ï CHANGES J —^ EDUCATION j
HEALTHCARE —^ CULTURE j —^ TOURISM ^
Fig. 1. Priorities and potential measures under the European Strategy for Baltic Sea Region (attached in. PDF)
Source: J. Ryba, 2008, Strategia Unii Europejskiej dla regionu Morza Baltyckiego, Biuletyn Analiz nr 19, Office of the Committee for European Integration, Warszawa.
The European Parliament passed a resolution on Baltic Sea Region Strategy on 16 November 2006. The Resolution included an address to the
European Committee to undertake work on developing a strategic document that provides a framework for:
• triggering the potential of the Baltic Sea Region following EU enlargement in 2004,
• promoting the image of the Baltic Sea as the most attractive and competitive area in global terms,
• undertaking increased efforts to improve the state of the region’s environment.
The document is to become one of the three priorities under the Swedish Presidency in the EU Council in the second half of 2009.
Conclusions
Intensification of joint Baltic initiatives in the European Union of XXI century will moderate the peripheral character of Baltic regions with the EU Strategy for Baltic Sea Region contributing to the process. Political stability and economic development may in the long-term transform the emerging borderless Baltic Europe into a European economic and cultural centre. Baltic Europe may in future shift focus from the Atlantic and partly Mediterranean Europe towards the north and east.
Bibliography
1. Andrulewicz E., 1994, Morze Baltyckie, jego zagrozenia i ochrona, Panstwowa Inspekcja Ochrony Srodowiska, Warszawa.
2. Ciechanowicz J., 1995, Polska racja stanu a Europa Baltycka, [in:] Cz. Ciesielski (ed.), Ku wspolnocie Europy Baltyckiej, Instytut Baltycki, Gdansk.
3. Communication from the Commission, Orientations for a Union Approach towards the Baltic Sea Region, SEC(94) 1747.
4. Communication from the Commission, Baltic Sea Region Initiative, SEC(96) 6008.
5. European Parliament resolution on the future of the Northern Dimension,
16.11. 2005.
6. Hagerhall B., 1980, International Cooperation to Protect the Baltic, Ambio, Vol. 9 No. 3—4.
7. Kolecka B, 1997, Rada Nordycka, Nordycka Rada Ministrow, [in:] S. Par-zymies (ed.).Europejskie struktury wspolpracy, Warszawa.
8. Lipponen P., 1999, The Northern Dimension of The European Union, New Northern Europe Business Magazine.
9. Madrid European Council, 15—16.12.1995, Conclusions of the Presidency, Bulletin of the European Communities no 12.1995.
10. Ognik H., Popinski R., 1992, Instytucjonalizacja wspolpracy w regionie Europy Baltyckiej — stan i perspektywy, [in:] B. Jalowiecki,(red.), Europa Balty-cka, Uniwersytet Warszawski, Europejski Instytut Rozwoju Regionalnego i Lokal-nego, Warszawa.
11. Palmowski T., 2000, Rola regionow transgranicznych w procesie integracji Europy Baltyckiej, Wydawnictwo Uniwersytetu Gdanskiego, Gdansk.
12. Report on the Current State and Perspectives for Cooperation in the Baltic Sea Region, Commission of the European Communities, COM(95)609.
13. Ryba J., 2008, Strategia Unii Europejskiej dla regionu Morza Baltyckiego, Biuletyn Analiz no 19, Office for the Committee of European Integration, Warsaw.
14. Stálvant C. E., 1996, Actors around the Baltic Sea, Baltic Sea Stateésum-mit, Stockholm.
15. Sroczynski P., Tyszecki A., (ed.),1995, Konwencja Helsinska a ochrona srodowiska Morza Baltyckiego, Gdansk.
16. Sroczynski P., Krzyzanowski P., 1990, Ocena wspólpracy mi^dzynaro-dowej w Regionie Baltyckim, Budownictwo Okr^towe i Gospodarka Morska, nr 11—12.
17. Storm Pedersen J. S., 1993, The Baltic Region and the New Europe, Roskilde University, Roskilde.
18. Studzieniecki T.,1995, BTC, Baltycka wspólpraca turystyczna, Czas Mor-za, nr 2(6).
19. Toczyski W.,(red.), 1998, Instytucje i programy wspólpracy baltyckiej. RCSS, Biuro Rozwoju Regionalnego w Gdansku.
20. Toczyski W., Sartorius W., Zaucha J., 1997, Mi^dzynarodowa wspólpraca regionów, Warszawa.
21. Toczyski W.,1998, Profile wspólpracy baltyckiej, Pomost, nr 7.
22. Toczyski W.,(ed.), 1999, Region baltycki, rozwój przestrzenny, programy, instytucje, Gdansk Weihe-Lindeborg L., 1998, Cultural Cooperation as Strategy of Modernization, The Baltic Sea Region.
23. Veggeland N., 1994, Building the Baltic Sea Region in a New Europe, The Baltic Sea Region, Freiburg.
24. Vision and Strategies around the Balic Sea 2010 (VASAB 2010).
25. Wiejacz J., 1992, Baltycka wspólpraca regionalna, [in:] Polska w Europie, Osrodek Studiów Mi^dzynarodowych we wspólpracy z Fundaj Polska w Europie”, Warszawa.
26. Zaucha J., Integracja wokól Baltyku, [w:] E. Toczyska (red.), Podstawy re-formy samorz^dowej, Uniwersytet Gdanski, Gdansk, 1998.