Главная задача студента - приобрести умения логически мыслить, строить математические модели, овладевать экспериментальными умениями и знаниями по общему курсу физики по изучаемой теме, добиться осознанности в принятии решений при разрешении профессионально направленных проблем и научиться решать профессионально ориентированные ситуационные задачи, что, в свою очередь, приводит к сформированности профессиональных компетенций.
Примечания
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования / М-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010.
2. Смолянинова О. Г. Информационные технологии и методика CaseStudy в профессиональном обучении студентов педагогического вуза // Труды II Всероссийской научно-методической конференции «Образование XXI века: инновационные технологии, диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации», Красноярск, май 2000 г. Красноярск, 2000.
Notes
1. The federal state educational standard of higher education/Ministy od science and education of the Russian Federation. Moscow: Prosveshchenie, 2010.
2. Smolyaninova O. G. O. G. Informacionnye tekhnologii i metodika SaseStudy v professional'nom obuchenii studentov pedagogicheskogo vuza [Information technologies and CaseStudy technique in a vocational education of students of pedagogical higher education institution]//Works II of the All-Russian scientifically methodical conference "Formation of the XXI century: innovative technologies, diagnostics and management for informatization and a humanization", Krasnoyarsk, May, 2000 Krasnoyarsk, 2000.
УДК 37
Т. Ю. Трефилова
Балльно-рейтинговая система как способ реализации компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании
Важнейшим направлением реформирования среднего профессионального образования является повышение качества образования. В статье рассматривается балльно-рейтинговая система как способ реализации компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании в свете требований новых образовательных стандартов и возможность использования балльно-рейтинговой системы, которая нацелена на качество образования с учетом требований потребителей. Проверка и оценивание «качества образования» - необходимое условие оптимизации процесса обучения, поэтому необходим иной подход к оценке достижений учащихся. Введение балльно-рейтинговой системы делает более объективной оценку успеваемости студентов в целом. Она позволяет оценить совокупные академические успехи студента и дать более глубокий анализ результатов обучения, оценить те области деятельности студента, которые не может охватить академическая оценка, и акцентирует внимание студента по наиболее важным видам деятельности.
The major direction of the reform of vocational education is to improve the quality of education. The article discusses the score-rating system as a way to implement the competency approach in secondary vocational education in the light of the requirements of new educational standards and the use of points-rating system that focuses on quality education to meet the requirements of consumers. Testing and evaluation of the "quality of education" - a necessary condition for optimizing the learning process, therefore, requires a different approach to the assessment of student achievement. Introduction score-rating system makes a more objective assessment of the performance of students in general. It allows us to estimate the total student academic success and give a deeper analysis of learning outcomes, evaluate student performance areas that can not cover the academic assessment and focuses students on the most important activities.
© Трефилова Т. Ю., 2014 144
Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, компетентностный подход, компетенции, стандарт, среднее профессиональное образование, учебный процесс, колледж.
Keywords: point rating system, competence approach, competence, Standard, professional secondary education, educational process, College.
В связи с модернизацией системы среднего профессионального образования изменяются требования к качеству образования и соответственно к системе его оценки. Компетентностный подход (определяющий сегодня общую идеологию организации образовательного процесса) акцентирует внимание на практико-ориентированных результатах обучения. Предметом оценки становится не сумма полученной информации, а способность ее использовать.
Соответственно приоритетом учреждений среднего профессионального образования является создание условий для приобретения студентами умений и навыков, способствующих формированию их самостоятельного мышления, умений принимать решения, результативно и бесконфликтно выходить из сложных жизненных ситуаций, что позволяет выпускникам быстро адаптироваться к условиям жизни после окончания колледжа, находить своё место в новой социальной среде.
Студенты образовательного учреждения среднего профессионального образования должны иметь представление о том, какие компетентности они должны развивать и формировать у себя в процессе обучения, иметь достаточно высокий уровень самоопределения, уметь осуществлять самооценку и самоанализ, развивать в себе профессионально важные качества личности, а также овладевать содержанием и технологиями формирования профессиональной культуры [1].
Необходимо отметить, что компетентностный подход позволяет решить такую важную задачу как актуализация у обучающихся спроса на образование и обеспечение тем самым высокого качества подготовки специалистов в системе развивающегося профессионального образования [2]. Важно, чтобы обучающийся с самого начала был настроен на результат обучения, т. е. получение определенных компетенций в результате освоения профессиональных модулей в рамках учебной образовательной программы своей специальности.
В литературе под обучением, основанным на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности/профессии [3].
Компетентность специалиста со средним образованием - это проявление им на практике стремления и готовности реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт), личностные качества для успешной творческой деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость её постоянного совершенствования. Полагаем, что немалую роль в достижении названных результатов играет система оценивания, используемая на данном этапе обучения [4].
Вопросам контроля обучения всегда уделялось значительное внимание. Это отражено в работах психологов Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьевой, В. В. Давыдова и др. Методы и формы контроля знаний рассматриваются в трудах отечественных (Ю. К. Бабан-ский, М. И. Зарецкий, В. М. Полонецкий и др.) и зарубежных педагогов (А. Анастази, Н. Крон-лунд, А. Хьюгс и др.). Одним из условий реализации новой парадигмы является изменение оценки достижений учащихся (И. В. Гладкая, А. П. Тряпицына, И. С. Якиманская и др.). Внимание многих авторов обращается к рейтинговой накопительной системе оценивания (Н. Г. Баженова, А. И. Голубева, С. И. Денисенко, Н. Е. Перевощикова, Б. Е. Фишман и др.), для оценки знаний при модульном обучении современного колледжа (Ж. А. Геворкянц).
Любая система оценки качества знаний выполняет две функции: контролирующую и организующую по отношению к учебному процессу. При этом обе функции должны гарантировать развитие индивидуальных способностей студента. В наибольшей степени эти задачи позволяет решить рейтинговая система, которая основана на индивидуальном кумулятивном индексе или рейтинге. Рейтинг студента - это сумма баллов, которую он набирает или зарабатывает в течение семестра и учебного года за все виды учебной и внеучебной деятельности.
Мы разделяем мнение специалистов [5] о том, что балльно-рейтинговая система может являться основным инструментом оценки работы студента в процессе учебно-производственной, научной, внеучебной деятельности и определения рейтинга выпускника на выходе [6].
Рассмотрим возможность использования балльно-рейтинговой системы, которая нацелена на качество образования с учетом требований потребителей.
Целью рейтинговой системы обучения является комплексная оценка знаний и умений студентов в процессе освоения ими программ среднего профессионального образования, повышение качества среднего профессионального образования [7].
Рейтинговая система принципиально изменяет цели работы педагогического коллектива. Работа педагогов по данной методике требует от них мастерства и постоянного творческого поиска, от студентов рейтинговая система требует систематической и вдумчивой учебы для перехода к следующему этапу образования. Рейтинговая система заведомо повышает значение любой познавательной деятельности студентов, так как от этого зависит оценка конечного результата учебы, поэтому повышается их активность. Данная система позволяет свести к минимуму случайность при сдаче зачетов и экзаменов, так как оцениваются все учебные результаты, накопленные в течение периода обучения. В настоящее время профессиональное образование должно рассматриваться как комплексная система, которая включает профессиональную ориентацию, обучение, повышение квалификации. Из анализа литературы следует, что в вузах и колледжах в условиях традиционного обучения достижения учащихся оценивались пятибалльной оценкой. Внедрение в учебный процесс объективных (рейтинговых) показателей оценки при обучении студентов в среднем профессиональном учебном заведении улучшает качество учебной деятельности студента, повышает уровень организации учебного процесса, мотивирует студентов к постоянному самоконтролю.
Успешность обучения во многом зависит от правильной организации контроля учебной деятельности. Проверка и оценивание «качества образования» - необходимое условие оптимизации процесса обучения, поэтому необходим иной подход к оценке достижений учащихся. В качестве «плюсов» введения балльно-рейтинговой системы необходимо отметить следующие позиции:
1. Наличие шкалы оценок конкретизирует требования.
2. Студент получает возможность сдать сессию досрочно по совокупности полученных баллов.
3. Увеличивается объективность оценки работы студентов.
4. Учебный процесс становится прозрачным.
Хотелось бы дать некоторые комментарии по поводу этой последней позиции. «Изменения, происходящие в современном обществе, определяют новые черты образования, среди которых важной характеристикой является открытость» [8].
Мы разделяем позицию авторов Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой о том, что «открытость образования» можно понимать «как интеграцию различных способов освоения человеком мира, свободное пользование информационными системами, личностную направленность процесса обучения, а также открытость самих субъектов образовательного процесса, которая проявляется в соответствующей готовности к изменениям и образовательной мотивации» [9]. Именно открытость является одним из основных принципов перехода к балль-но-рейтинговой оценке знаний учащихся.
Не случайно в материалах Болонского процесса [10] этим вопросам уделяется серьезное внимание. Подчеркивается актуальность ее использования для оценки учебно-производственной, научной, внеучебной деятельности и определения рейтинга выпускника на выходе. Это обусловлено тем, что балльно-рейтинговая система позволяет активизировать учебную и внеучебную работу студентов, помогает стимулировать их познавательную активность, планировать учебное время.
Таким образом, балльно-рейтинговая система может рассматриваться как эффективный и перспективный способ реализации компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании.
Примечания
1. Болонский процесс. Компетентностный подход. URL: www.socio.msu.ru
2. Кондратьева Э. В. Модульно-компетентностный подход в среднем профессиональном образовании Российской Федерации. ФГОУ СПО Армавирский машиностроительный техникум. URL: http://www.informio.ru/main; Демина Е. Н., Ветрова О. Н. Реализация компетентностного подхода при подготовке специалистов в среднем профессиональном образовании; Курманов А. В. Становление понятий «модель» и «моделирование» в современной науке и практике // Среднее профессиональное
образование. 2012. № 1. С. 33-47; Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании / под общ. ред. А. А. Скамницкого. М., 2006. С. 276.
3. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностно-го подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. 2010. 23 июля. URL: www^du.ru.
5. Байденко В. И. Указ. соч.; Бурчакова И. Ю. Обеспечение современного качества профессионального образования студентов колледжа на основе компетентностного подхода // Среднее профессиональное образование. 2012. № 1. С. 48-54.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. 2010. 23 июля.
7. Болонский процесс. Компетентностный подход. URL: www.socio.msu.ru; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. 2010. 23 июля. URL: www^du.ru; Реформы образования: Аналитический обзор / под ред. В. М. Филиппова. М.: Центр образовательной политики, 2003. С. 82.
8. Галактионова Т. Г. Теоретическое обоснование социально-педагогического взаимодействия как сущностной черты приобщения к чтению в условиях открытого образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 59. С. 14-20.
9. Галактионова Т. Г., Казакова Е. И. Об отражении понятия «Открытое образование» в педагогической теории и практике. Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2012. № 3. С. 1752. Полный текст доступен на внешнем сайте http://www.emissia.org/
10. Болонский процесс. Компетентностный подход. URL: www.socio.msu.ru
Notes
1. Bologna Process. Competence-based approach. Available at: www.socio.msu.ru (in Russ.)
2. Kondratyeva E. V. Modul'no kompetentnostnyj podhod v srednem professionalem obrazovanii Rossijskoj Federacii. [Module-competence-based approach on the average professional education of the Russian Federation]. FGOU SPO Armavir machine-building technical school. Available at: http://www.informio.ru/main; Dyomina E. N., Vetrov O. N. Realizaciya kompetentnostnogo podhoda pri podgotovke specialistov v srednem professionalem obrazovanii [Realization of competence-based approach at training of specialists on the average professional education]; Kurmanov A. V. Stanovlenie ponyatij «model'» i «modelirovanie» v sovremennoj nauke i praktike [Formation of the concepts "model" and "modelling" of modern science and practice]// Srednee profession-al'noe obrazovanie - Secondary professional education. 2012, No. 1, pp. 33-47; Modul'no kompetentnostnyj pod-hod i ego realizaciya v srednem professional'nom obrazovanii [Module-competence-based approach and its realization on the average professional education] / under a general edition of A. A. Skamnitsky. Moscow. 2006. P. 276.
3. Baydenko V. I. Kompetencii v professional'nom obrazovanii (k osvoeniyu kompetentnostnogo podhoda) [Competences of professional education (to development of competence-based approach)]// Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia. 2004, No. 11, pp. 3-13.
4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya [Federal state educational standard of secondary professional education]. 2010, July 23. Available at: www.edu.ru.
5. Baydenko V. I. Spec. work; Burchakova I. Yu. Obespechenie sovremennogo kachestva professional'nogo obrazovaniya studentov kolledzha na osnove kompetentnostnogo podhoda [Ensuring of modern quality of professional education of students of college on the basis of competence-based approach]// Srednee profession-al'noe obrazovanie - Secondary professional education. 2012, No. 1, pp. 48-54.
6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya [Federal state educational standard of secondary professional education]. 2010, July 23.
7. Bologna Process. Competence-based approach. Available at: www.socio.msu.ru (in Russ.); Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya [Federal state educational standard of secondary professional education]. 2010, July 23. Available at: www.edu.ru; Reformy obrazovaniya: Analiticheskij obzor [Education reforms: The state-of-the-art review] / under the editorship of V. M. Filippov. Moscow: Centr obrazovatel'noj politiki Publ. 2003. P. 82.
8. Galaktionova T. G. Teoreticheskoe obosnovanie social'no pe-da-go-gicheskogo vzaimodejstviya kak sushchnostnoj cherty priobshcheniya k chteniyu v usloviyah otkrytogo obrazovaniya [Theoretical justification of social-pedagogical interaction as intrinsic line of familiarizing with reading in the conditions of open educa-tion]// Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena - News of the Russian state pedagogical university of A. I. Herzen. 2008, No. 59, pp. 14-20.
9. Galaktionova T. G., Kazakov E. I. [About reflection of the concept "Open Education" of the pedagogical theory and practice. Letters in Issue. Offline (The Emissia.Offline Letters)]: electronic scientific magazine. 2012, No. 3, p. 1752. The full text is available on an external site http://www .emissia.org/ (in Russ.)
10. Bologna Process. Competence-based approach. URL: www.socio.msu.ru. (in Russ.)