ПЕДАГОГИКА
© АНДРИЕВСКАЯ Т.Г., АЛЕКСЕЕВА Н.Ю. — 2010
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Т.Г. Андриевская, Н.Ю. Алексеева (Иркутский государственный медицинский университет Росздрава, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра факультетской терапии, зав. — д.м.н., проф. Н.М. Козлова)
Резюме. Балльно-рейтинговая система в университетах Европы и Америки унифицированы для различных специальностей и университетов разных стран, регламентирована органами управления в соответствии с Болонским соглашением и позволяет определить право каждого студента на получение избранной им специальности.
Ключевые слова: балльно-рейтинговая оценка, студент.
MARK-RATING ESTIMATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS IN EUROPEAN AND AMERICAN UNIVERSITIES AND IN RUSSIA
T.G. Andrievska, N.U. Alekseeva (Irkutsk State Medical University)
Summary. Mark-rating system at universities of Europe and America is unified for various specialities and universities of the different countries, it is regulated by controls according to the Bolon agreement and allows to define the right of each student to get the speciality chosen by him.
Key words: mark-rating estimation, the student.
Вхождение Высшей Российской школы в Болонскую систему высшего образования включает в себя, в том числе использование балльно-рейтинговой оценки учебной деятельности студентов в процессе их обучения в ВУЗе.
В высших учебных заведениях Европы и Америки (University of Cambridge, University of Toronto, University of Texas, University of Washington, York University et. al.) традиционно для оценки учебной работы студентов используются письменная (us letter) и цифровая (numerical value) оценки (point).
Таблица 1
Шкала традиционных оценок студентов в университетах Европы и Америки
Оценки группы «А» относятся к разряду «превосходно» (Excellent), группы «В» — «хорошо» (Good), группы «С» — «удовлетворительно, средние» (Adequate, Average), групп «Д», «Е» и «F» — «недостаточно» (for failing work). Оценки групп «А», «В», «С» по окончании изучения курсов (дисциплин) вносятся в зачетную книжку. Студенты, получившие недостаточные оценки — групп «Д», «Е» и «F», направляются на дополни-
тельное собеседование к профессору для повторной оценки знаний студента в соответствии с оценочной шкалой принятой в Университете. При недостаточной оценке («Д», «Е» и «F») в результате собеседования студенту предлагается повторное обучение по дисциплине (курсу) (табл. 1)[1, 2, 3]
Кроме того, по окончании изучения различных дисциплин (курсов) рассчитывается градационная оценка (Academic grading) — баллы рейтинга, в зависимости от трудоемкости каждой конкретной дисциплины (курса) в кредитах (credits) и конкретной цифровой оценки (numerical point), полученной студентом в итоге обучения этой дисциплине (курсу). Расчет градационной оценки (баллов) осуществляется путем умножения количества кредитов по дисциплине на конкретную цифровую оценку, полученную студентом. Например: Биология — 5,0 кредитов (цифра взята произвольно), полученная оценка — 4,0, академическая градация — 20 баллов. Баллы академической градации, также как и традиционная оценка, вносятся в зачетную книжку студента.
По окончании определенного этапа — семестра, другого рубежа, в частности этапа Бакалавриата, Магистратуры, Специалитета, рассчитывается общая средняя градационная оценка (Cumulative grade point average — CGPA), балльно-кредитовый коэффициент.
Полученная студентом общая средняя градационная оценка (CGPA), в зависимости от значимости оценочного этапа позволяет студенту либо продолжить обучение по избранной специальности, либо выбрать другую специальность (более трудоемкую или менее трудоемкую) в зависимости от величины полученной CGPA. Студент также имеет право повторить определенный курс (курсы), чтобы при недостаточной оценке добрать необходимое количество баллов, увеличить CGPA и иметь возможность продолжить обучение и получить диплом по избранной специальности.
Минимальная общая трудоемкость в кредитах и средняя градационная оценка (CGPA — коэффициент баллы/кредиты), которую студент должен получить в процессе обучения по конкретной специальности, определяются программой (учебным планом) и департаментом образования для всех факультетов (каждой специальности) в соответствии с образовательными
Оценки (us letter) Оценки (numerical value)
Cambridge Washington Texas Toronto York
A+ 4,0 9,0
A 4,0 4,0 4,0 4,0 8,0
A- 3,7 3,7 3,7
B+ 3,3 3,3 3,3 7,0
B 3,0 3,0 3,0 3,0 6,0
B- 2,7 2,7 2,7
C+ 2,3 2,3 2,3 5,0
C 2,0 2,0 2,0 2,0 4,0
C- 1,7 1,7 1,7
D+ 1,3 1,3 3,0
D 1,0 1,0 1,3 2,0
D- 1,0 0,7
Е 1,0
F 0,0 0,0 0,0
Таблица 2
Расчет академической градации студентов (СОРА) в университетах Европы и Америки
Курсы (courses), определенный этап (семестр, год и т.д.) Оценка (point) Умножить (Х) Кредиты (credits) Баллы
Биология 4,0 Х 4,0 16,0
Анатомия 3,0 Х 5,5 16,5
Физиология 5,0 Х 4,5 22,5
Химия 4,0 Х 4,0 16,0
Итого (Total) 18,0 71,0
Общая средняя градационная оценка-CGPA Суммарное за этап количество баллов — 71,0 Разделить (:) Суммарное за этот же этап количество кредитов — 18,0 3,94
ECTS grading scale — Wikipedia, the free encyclopedia.
стандартами (в том числе по Болонскому соглашению). При этом величина CGPA зависит от типа цифровой оценочной шкалы конкретного Университета и будет выше в Университетах с высокой оценочной шкалой (York — 9,0) и ниже при низкой оценочной шкале (Toronto, Texas, Cambridge и другие — 4,0).
Например, для специальности Биология CGPA установлена 6,0 (в Йорке) и, если выпускник получает более низкую оценку, он должен либо выбрать другую (менее трудоемкую, с меньшей CGPA) специальность, либо повторно изучить некоторые курсы, чтобы получить CGPA не менее 6,0 и диплом по желаемой специальности (в данном случае биологии).
В Университетах Европы и Америки Academic grading (рейтинг) используется для определения права выбора специальности и соответствует международному стандарту.
В процессе внедрения балльно-рейтинговой системы (БРС) оценки учебной деятельности студентов в Российских ВУЗах, в частности в Иркутском Государственном медицинском Университете, она приобрела несколько иную академическую значимость, чем в Университетах Европы и Америки, и рассчитывается несколько иначе. В процессе обучения по каждой дисциплине наряду с традиционной цифровой оценкой определяется ее балльно-рейтинговый эквивалент, с учетом трудоемкости дисциплины. Причем определение трудоемкости дисциплины (курса) в кредитах осуществляется в соответствии с учебным планом в часах (1 кредит — 36 часов), а оценка дисциплины (курса) в баллах осуществляется произвольно в 100 баллов. Из этих 100 баллов определяется количество баллов, которые студент может получить в процессе изучения дисциплины (курса), а также количество баллов, которое он может получить на всех этапах экзамена, с градацией количества баллов в зависимости от традиционной оценки (по пятибалльной шкале).
В Европейских и Американских Университетах градация (рейтинг) в баллах (grade point) — величина производная от трудоемкости дисциплины в кредитах и полученной студентом итоговой оценки по этому предмету (по цифровой шкале), то есть нет текущих расчетов, определяется только итоговая оценка в баллах. [1, 3, 4]
В России же, в том числе в ИГМУ, балльнокредитовый коэффициент (цена одного кредита в баллах) определяется для каждой дисциплины (курса), факультета (одна и та же дисциплина имеет разную трудоемкость в кредитах на разных факультетах) и является разным даже внутри одной дисциплины для разных специальностей. Проводится текущий расчет количества баллов на каждого студента в дополнение к полученной им традиционной оценке по каждому занятию или разделу дисциплины и только в конечном итоге по всей дисциплине (курсу).
Этот коэффициент (баллы/кредиты) не соответствует принятой в России шкале традиционных оценок, так
как оценка любой дисциплины (курса) в баллах дается произвольно (100 баллов). Расчеты достаточно сложны и трудоемки, поскольку используются не только для рубежной и итоговой оценки студентов при получении диплома, но и рассчитываются по каждому занятию или разделу каждой дисциплины (курса). Причем при расчете количества полученных баллов по дисциплине (курсу) используется система поощрений и штрафов для получения права на освобождение от определенных этапов или всего итогового испытания (экзамена). Такой системы (поощрений и штрафов) в определении рейтинга студентов в Европейских и Американских Университетах нет.
В Университетах Европы и Америки коэффициент баллы/кредиты (СОРА) соответствует цифровой шкале традиционных оценок, принятой в конкретном университете, и рассчитывается только суммарно по предметам на каждого студента на определенном рубеже или в итоге при получении диплома. [4, 5, 6]
В Российских ВУЗах тоже рассчитывается итоговый рейтинговый коэффициент (Я), равный суммарному произведению баллов (А) по каждой дисциплине (курсу) умноженному на трудоемкость каждой дисциплины (курса) в кредитах (Б) поделенному на сумму трудоемкости всех изученных в ВУЗе дисциплин (курсов) и умноженному на поправочный коэффициент (С). Представленная формула используется в Байкальском государственном Университете экономики и права и рекомендована (согласно методическим рекомендациям по внедрению БРС в Иркутском государственном медицинском университете) для применения в ИГМУ:
2 А х Б
Я =---------х С
2 Б
Поправочный коэффициент (ПК) устанавливается в зависимости от участия студентов в научной работе, художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях и т.д. Этот ПК определяется каждым ВУЗом самостоятельно.
Таким образом, итоговый рейтинговый коэффициент тоже не имеет корреляции со шкалой традиционных оценок применяемой в ВУЗах России, варьирует в зависимости от ПК, не определяется министерством (департаментом) образования для каждой специальности (в соответствии со стандартами и Болонским соглашением).
В Российской системе балльно-рейтинговой оценки студентов нет единого подхода, она широко варьирует для разных специальностей, в разных ВУЗах и даже на разных кафедрах в одном ВУЗе, расчеты сложны и трудоемки.
Студенты, конечно, должны знать о значении БРС по каждой дисциплине (курсу), роли суммарной средней оценки, дающей право на получение соответствующей (желаемой, престижной) специальности и соответствующего диплома.
Применение БРС, безусловно, стимулирует студента в овладении учебным материалом и поэтому ее использование в учебном процессе является положительным фактором. Однако эта система в России и в частности в ИГМУ нуждается в серьезном совершенствовании (рейтинговая система постоянно совершенствуется и в Европе и в Америке). Нам кажется целесообразным упростить расчеты и оценивать в баллах только конечный результат по дисциплине (курсу) наряду с традиционной оценкой (как это делается в Университетах Европы и Америки). И далее, к концу образовательной программы (окончание ВУЗа для медицинских университетов), а для других ВУЗов и на этапе Бакалавриата, рассчитывать среднюю суммарную градационную оценку (рейтинг) как в Европейских и Американских университетах для дифференциации типа диплома специалиста и приоритетного получения престижного рабочего места.
Кроме того, средний суммарный градационный коэффициент отражает профессиональную характеристику (уровень) выпускника и нам кажется нецелесообразным использование при его расчете поправочного коэффициента отражающего общественную работу студента.
ЛИТЕРАТУРА
1. How to Calculate Your GPA. Http://depts.washington.edu/ engl/ugrad/how to calculate your GPA4.pdf http://washington.edu
2. How to Calculate Your Grade Point Average (GPA) The University of Texas at Brownsville and Texas Southmost College. http://blue.utb.edu/ sa/lamp/pdf/ HowToCalculateYourGradePoint Average2.pdf Hunter College High School. hppt://www.hchs.hunter. cuny.edu/images/uploads/How to Calculate Your Garde Point Average3.pdfHow to Calculate Your GPA howtocalculateyourGPAl.
pdf http://www.utsc.utoronto.ca/counselling University of Toronto, Canada.
3.How to calculate the cumulative grade point average (CGPA) York University. http://www.kinesiology.yorku.ca/undergraduate/ cpga.htm
4.University of Cambridge Calculating GPAs for IGCSE6. pdf http://www.cie.org.uk/docs/recognition/calculating GPAs for IGCSE6.pdf
Адрес для переписки: 664001, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, кафедра факультетской терапии ИГМУ
Андриевская Татьяна Григорьевна — доцент, к.м.н.
Тел. (3952) 34-19-96, моб. 89148796302.
Алексеева Наталья Юрьевна — доцент, к.м.н.
Тел. (3952) 24-34-73, 20-39-42, e-mail: [email protected].
© ПОГОРЕЛОВА И.Г., ЖУКОВА Е.В., КАЛЯГИН А.Н. — 2010
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ВЫСШЕМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
И.Г. Погорелова, Е.В. Жукова, А.Н. Калягин (Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков, зав. — д.б.н., проф. Л.П. Игнатьева, кафедра гигиены труда и гигиены питания, зав. — д.м.н., проф. Е.П. Лемешевская, кафедра пропедевтики внутренних болезней, зав. — д.м.н., проф. Ю.А. Горяев)
Резюме. В статье рассматриваются основные аспекты использования кейс-метода в вузе, его преимущества перед другими методами, технология создания кейса. Дается характеристика различных видов кейсов, форма их представления, задачи преподавателя при использовании кейс-метода.
Ключевые слова: педагогическая технология, дидактическая система, кейс-метод, эффективность преподавания, педагогическое мастерство.
USE OF CASE-METHOD IN HIGHER MEDICAL EDUCATION
I.G. Pogorelova, E.V Zukova, A.N. Kalyagin (Irkutsk State Medical University)
Summary. The main aspects of use of case-method in higher education establishment, its advantages before other methods, technology of case creation are considering in this article. The character of various types of cases, form of their presentation, tasks of trainer in case-method application are given.
Key words: pedagogic technology, didactic system, case-method, efficacy of teaching, pedagogical proficiency.
В последние голы в связи с курсом на модернизацию российского образования в системе высшей школы России происходит поиск новых эффективных методов обучения.
На основе широкого анализа разнообразных форм и методов обучения, разработанных и испытанных мировой педагогической практикой, был отобран ряд педагогических технологий, совокупность которых составляет определенную дидактическую систему. Эта система отражает профессионально-ориентированный подход к обучению и позволяет достаточно успешно формировать критическое и творческое мышление, а также способствует становлению столь необходимых для современного образования умений работать с информацией.
Одно из ведущих мест в этой системе занимает кейс-метод или метод анализа ситуаций. Суть его в том, что студентам предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, необходимый при ее разрешении. При этом предлагаемая задача не имеет однозначных решений. Использование метода сазе^^у в обучении студентов позволяет повысить познавательный процесс к изучаемым дисциплинам, улучшить их понимание, способствует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков принятия решений. Созданный в свое время как метод изучения экономических дисциплин, в настоящее
время метод сазе^^у нашел широкое распространение и в освоении медицины.
Проблема внедрения метода сазе^^у в практику высшего профессионального образования, в том числе медицинского, в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:
— во-первых, общей направленностью развития образования, его ориентацией не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;
— во-вторых, развитие требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий.
Кейс-метод опирается на совокупность таких дидактических принципов как: индивидуальный подход к каждому студенту, учет его потребностей и стиля обучения; максимальное предоставление свободы в обучении; обеспечение студентов достаточным количеством наглядных материалов; концентрация внимания студентов лишь на основных положениях; обеспечение доступности преподавателя для студентов, формирование у студентов умения работать с различными видами информации.