Научная статья на тему 'Балльная оценка знаний и умений учащихся в рамках реализации дифференцированного контроля образования учащихся'

Балльная оценка знаний и умений учащихся в рамках реализации дифференцированного контроля образования учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
960
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСЯТИБАЛЛЬНАЯ СИСТЕМА / САМООЦЕНКА / САМОКОНТРОЛЬ / МЕТОДИКА В. ПОЛОНСКОГО / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Любовь Николаевна

В статье автор предлагает новую инновационную систему оценки знаний и умений учащихся в рамках реализации дифференцированного подхода к контролю образования учащихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Балльная оценка знаний и умений учащихся в рамках реализации дифференцированного контроля образования учащихся»

Инновации в школе

В статье автор предлагает новую инновационную систему оценки знаний и умений учащихся в рамках реализации дифференцированного подхода к контролю образования учащихся.

Егорова Любовь Николаевна

директор ГОУ СОШ № 2046 Москва

Балльная оценка знаний и умений учащихся в рамках реализации дифференцированного контроля образования учащихся

Каковы недостатки существующей системы оценки? Можно ли устранить указанные недостатки и предложить и систему оценки знаний и умений учащихся, которая индивидуализирует процесс контроля, и будет способствовать росту познавательной активности?

Ключевые слова: десятибалльная система, самооценка, самоконтроль, методика В.Полонского, критерии оценки.

Проблема оценивания учебной деятельности в процессе обучения в общеобразовательной школе считается одной из самых актуальных. Существует множество способов контроля знаний и умений учащихся и ежедневно учителям необходимо ставить отметки за выполненную работу.

В современной школе оценка выполняет несколько функций:

- информирует школьника о состоянии его знаний и степени соответствия их образовательным стандартам;

- дает сведения об успехе и неудаче в определенной ситуации;

- выражает мнение педагога о данном ученике. Существующая система оценок не отвечает требованиям, которые предъявляются В.В. Давыдовым для мониторинга процесса развивающего обучения: «контроль должен быть направлен не столько на фиксацию качества знаний, умений и навыков, сколько на выявление тех особенностей учебной деятельности, которые обусловливают то или иное качество ее результативности; во-вторых, он должен быть не эпизодическим, а систематическим, т.е. обеспечивающим оценку результатов решения каждой учебной задачи каждым учащимся; в третьих, контроль должен опираться на всевозра-

стающую активность самих учащихся»1. Перечислим основные недостатки существующей системы оценки:

1. Применяющиеся средства контроля субъективны. Оценки «2» и «1»

давно утратили свои оценочные функции и превратились в средства наказания.

Такая система по сути своей является авторитарной. Учитель не может обосновать, почему он поставил такую, а не иную отметку, потому что на ее выставление нередко влияют побочные факторы (например, настроение учителя, симпатии к ученику и др.). Да и сама пятибалльная система превращена в четырех балльную1 2. В настоящее время часто звучит вопрос о переходе на десятибалльную систему оценок. Она бесспорно лучше тем, что в ней больше градаций. Опыт работы по десятибалльной системе показывает, что отметки «1» и «2» так же не используются.

2. Существующая система имеет малое число градаций. Это обстоятельство не позволяет достаточно точно прослеживать динамику роста познавательной активности учащегося.

3. Существующая система оценок не является достаточно гибкой, чтобы

выделять выполнение нестандартных, творческих или особо сложных заданий.

4. В средней общеобразовательной школе не учитывается уровневая дифференциация учащихся в процессе оценки результатов обучения.

Таким образом, перечислив основные недостатки указанной системы оценки знаний и умений учащихся, считаем необходимым предложить оценку знаний учеников по следующей системе: с целью устранения указанных недостатков предложим систему оценки знаний и умений учащихся, которая индивидуализирует процесс контроля, и будет способствовать росту познавательной активности. В основу положим десятибалльную систему. Суть данный системы заключается в следующем: для получения той или иной отметки по пятибалльной шкале необходимо набрать определенное количество баллов. Предполагается, что приведенная ниже система индивидуализирует процесс контроля, а также будет способствовать росту познавательной активности у учащихся.

Так, например, для получения отметки «5» на творческом уровне необходимо набрать 10 баллов, для получения той же отметки на продуктивном уровне учащемуся достаточно набрать 8 баллов, и наконец, для получения «5» на репродуктивном уровне, достаточно набрать 6 баллов.

1 Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст]/ В.В. Давыдов //. - М., - 1996. С. 27.

2 Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] /В.В. Давыдов //. - М., - 1996. С. 109.

22

Эксперимент и инновации в школе 2011/2

Инновации в школе

Предполагается, что баллы ставятся за выполнение любого задания на уроке, с учетом уровневой дифференциации, сложности предлагаемых учащимся заданий. Например - за решение задач, ответы на уроке по заданной теме, письменные опросы, за выполнение творческого задания, за высказывание оригинальной идее по теме и т.д. В том случае, если ученик не справляется с задание, баллы просто не ставятся. Каждому ученику предоставляется возможность исправить полученную оценку или получить более высокую, в данном случае предоставляется возможность перехода из одного уровня в другой. Данная система более применима к дифференцированному подходу в оценке знаний и достижений учащихся, так как содержит большее число градаций и предполагает увеличение активности на уроках и активизации познавательной деятельности. Если ранее оценивалось каждое задание, то теперь, для получении, скажем, оценки « 5» ему необходимо будет выполнить ряд заданий, что в свою очередь будет определять степень активности ученика и его подготовку по теме урока. Предложенный подход устраняет следующие недостатки традиционной системы отметок, а именно:

1. система имеет достаточно большое число градаций (вводится коэффициент сложности в зависимости от уровня задания), по набранной сумме баллов можно наблюдать даже малые изменения активности деятельности учащегося в учебном процессе (так как уровни познавательной деятельности и уровни активности учащихся взаимосвязаны).

2. система позволяет более гибко учитывать сложность и значимость различных заданий (решение нестандартной задачи, написание реферата, выполнение творческого задания.). За каждое выполненное задание выставляется разная сумма баллов, зависящая от степени его сложности.

3. при такой системе оценивания ученику всегда предоставляется возможность выполнить несделанное вовремя задание и получить за него баллы. Это позволяет оценивать деятельность учащегося в целом за учебный период, не учитывая его отдельные временные неудачи.

Для реализации данной системы оценки знаний и умений в процессе обучения в экспериментальных классах необходимо:

1. Определить объем текущих контрольных мероприятий по учебному материалу в течение четверти. А именно: устная работа, письменные задания, творческие задания, решение задач, выполнение тестовых заданий.

2. За каждое выполненное контрольное мероприятия выставлять определенную сумму баллов. При выставлении баллов, учителю необходимо учитывать сложность задания.

При оценке каждому ученику в течение эксперимента во время текущего оценивания предоставляется право самостоятельного выбора уровня сложности задания. Во время тематического и итогового контроля (на семестровый контрольной работе) ученикам предлагали задача всех уровней сложности, каждое из которых оценивалось определенным количеством баллов. Репродуктивный уровень предложенной контрольной работы предполагал максимальное количество баллов - 3, реконструктивный - 4, творческий - 5 (по балльной шкале - соответственно 6, 8, 10).

Важнейшей задачей контроля является не только выявление знаний и умений использовать их, но и умение делать выбор уровня сложности задачи, поскольку именно самостоятельный выбор задачи ставит ученика в ситуацию, когда он должен оценить свои учебные возможности. Благодаря выполнению этих задач, у учащихся формируется адекватная самооценка.

Как показатель эффективности использования разноуровневых задач необходимо исследовать умение осуществлять самооценку (адекватная, неадекватная). Определение уровня самооценки учащихся проводится с помощью методики по В. Маралову1. Обработка результатов проводится по формуле: D = (R 1 - R 2), где R 1 - ранг (номер) первой качества в первой колонке, R 2 - ранг первоначальные качества во втором столбце; D - разность рангов первой качества в столбиках. В квадрат сводился показатель, отчислялись все D, которые возводились в квадрат, их должно быть 20. Затем полученные D2 складываются, умножаются на шесть, делятся произведение на (n. N. N - n) = (20, 20 - 20) = 7980, от единицы отнимают долю, т.е. находится коэффициент ранговой корреляции. Полученный коэффициент ранговой корреляции сравнивается с психодиагностической шкалой, которая отражает уровень самооценки. Формирование самооценки осуществляется также при проверке результатов своей деятельности при внимательном слежения за ходом проверки, выявлении и исправлении допущенных ошибок. Определение самооценки проводится в начале контрольно-обобщающих уроков, когда ученикам предлагается выставить себе балл, который, по их мнению, соответствует уровню усвоения знаний, после этого ученики работают в группах, выполняют задания, и на конец урока проводится взаимооценка и сопоставление этих баллов с оценкой учителя.

Самоконтроль и самооценка выступают как факторы самостимулирования деятельности учащихся, которые обеспечивают внутреннюю обратную связь, а именно - получение учащимися информации о своих

1 Маралов В.Г Основы самопознания и саморазвития: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - С. 202.

Эксперимент и инновации в школе 2011/2

23

Инновации в школе

учебных достижениях, о трудностях, которые у них возникли1.

Во время коллективных, групповых, парных форм работы по методике И. Чередова1 2 необходимо установить уровень самооценки, который осуществляется при само и взаимооценке - внутренняя мотивация, устойчивый познавательный интерес, как мотив познавательной деятельности, помогающий преодолевать те или иные трудности, повышающий инициативу и познавательную активность.

Характерными признаками репродуктивного уровня познавательной активности является стремление учеников понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способами его применения по образцу. На этом уровне проверяется сформированность таких умений, как объяснять материал своими словами и наизусть; находить готовые ответы в учебнике и других источниках; заполнять таблицы и схемы; решать репродуктивные задачи. Для этого уровня характерны неустойчивость волевых усилий школьников, отсутствие у учащихся интереса к углублению знаний. Как правило, ученикам трудно отвечать на вопрос «Почему?»

Характерными признаками продуктивного уровня познавательной активности является стремление учеников узнать причину возникновения явления, что проявлялось в умении отвечать на вопросы «почему», объяснять природу явлений, которые наблюдались, их взаимосвязь.

Характерными признаками творческого уровня познавательной активности является стремление учащихся применять знания в измененной ситуации, где нужно было самому провести предварительные преобразования учебного материала. На этом уровне учащиеся могут конструировать ответы в разных вариантах, использовать межпредметные связи, осуществлять частично-самостоятельный поиск в процессе решения проблемы, выполнять задания на основе частичной перестройки ранее известных способов. У школьников при таком виде деятельности проявляется стремление к самостоятельному поиску ответа на интересующий вопрос.

На творческом уровне учащиеся осуществляют перенос знаний, умений в новую ситуацию, проявляют инициативу, самостоятельность, оригинальность деятельности, устойчивый познавательный интерес.

Использование методики В. Полонского3 позволяет выявить коэффициент усвоения знаний. Необходимо рассчитать коэффициент усвоения знаний на каждом из указанных уровней: репродуктивный

1 Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения. Сб. Исследования мышления в советской психологии. - М.: Наука, - 1966. - С. 26.

2 Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках. - Омск, - 1973.

3 Полонский В.М. Оценка знаний школьников. - М., -

1981. - С. 30 - 94.

(К1), продуктивный (К2) и творческий (К3). Средний коэффициент усвоения знаний каждого (4) по теме, средний коэффициент усвоения знаний учащихся на различных уровнях (К5) и рассчитан средний коэффициент усвоения знаний всего класса (К6).

к = a .v-a .v = a -v

> Л-2 - , Л-3 = — , JXt

b b b

k i+k 2+k 3 Ks =

3 n

ZK 4

n

где а - правильные ответы (элементы), b - максимально возможное количество ответов (элементов), где - знак суммирования, n - количество учеников. После выполнения всего цикла задач подсчитывается средний балл, который и является общей количественной характеристикой продуктивности процесса усвоения и применения учащимися новых знаний, а, в целом, - количественной характеристикой уровня их обученности.

Расчет производится по формуле:

п, ■ бал + п2 ■ бал + п3 ■ бал + п. ■ бал а = —-----2------3-----4---,

N

где ni, i = 1, 2, 3, 4 - количество контрольных работ, за которые ученики получили соответствующие баллы, N - общее количество контрольных работ, выполненных учениками.

Граничные значения баллов предложенной системы оценки знаний и умений в условиях уровневой дифференциации отражены в таблице:

Уровни познавательной деятельности Репродуктивный уровень Продуктивный уровень Творческий уровень

Коэф. отметок ГО V 2 V тГ V 2 V го \о V 2 V \о V 2 V тг О V £ 00 V 2 V о о V го М V 40 04 V го м V О О V 2 &

Границы баллов 3 4 5 3 4 5 3 4 5

При выявлении знаний учащихся во время текущего, тематического, и итогового контроля оценки подлежат:

- Характеристика ответа ученика (целостность, полнота, логичность, обоснованность, правильность);

- Уровень овладения мыслительными операциями (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, классифицировать, обобщать, делать выводы);

- Самостоятельность суждений.

Перечисленные критерии положены в основу

определения знаний учащихся.

Например, если задача предполагало установление закономерности, то критериями оценки могут быть: количество выявленных учеником взаимосвязанных элементов, оригинальность выявленных связей между ними, отражение этих связей в формуле, схеме или описании. Кроме того, продумываются критерии оценки творческой работы: мировоззренческая глубина, многовариантность подходов, соответствие условию задачи, оригинальность формы представления результата.

24

Эксперимент и инновации в школе 2011/2

Инновации в школе

К каждой проверочной работы предъявлялся поэлементный анализ знаний по каждому вопросу.

Например, при тематической контрольной работы в 9 классе по теме «Сенсорные системы» проверке подлежат такие элементы знаний, умений, навыков учащихся:

- Умение называть, распознавать, приводить примеры основных сенсорных систем;

- Умение характеризовать: особенности строения и функции зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой сенсорных систем, процессы восприятия света, цвета, пространства, звука, вкуса, равновесия тела;

- Умение объяснять: значение сенсорных систем для обеспечения процессов жизнедеятельности организма и взаимосвязи организма и среды;

- Умение сравнивать между собой сенсорные системы

- Умение обосновывать: взаимосвязь строения и функций сенсорных систем;

- Умение применять знания: для соблюдения правил профилактики нарушения зрения, слуха и пред-

вой сенсорных систем, процессы восприятия света, цвета, пространства, звука, вкуса, равновесия тела; умение объяснять: значение сенсорных систем для обеспечения процессов жизнедеятельности организма и взаимосвязи организма и среды.

Творческий уровень знаний требует от учеников объяснять взаимосвязь строения и функций сенсорных систем; умение применять знания: для соблюдения правил профилактики нарушения зрения, слуха и предупреждения заболеваний органов зрения и слуха. Уметь обосновывать условий для нормальной работы любого анализатора, уметь делает вывод: о роли сенсорных систем в жизни человека; о взаимосвязи, взаимодействии органов чувств (сенсорных систем); о взаимозаменяемости органов чувств (сенсорных систем).

Качественное выполнение разноуровневых заданий свидетельствует не только об усвоении теоретических знаний, но и об уровне сформированности обще-интеллектуальных умений.

На основе работ Г.И. Щукиной и И.Т. Огородникова1 выделены основные критерии оценки успеваемости, общие для всех классов.

Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно

Объем и прочность знаний Знает весь изученный и требуемый материал в деталях, то, что знает - усвоено прочно Допустимо незнание некоторых деталей - например, ошибки в терминах, неточности в показе Вспоминает с помощью учителя знание основного материала, в рамках учебной программы Не знает значительной части основного материала

Сознательное усвоение и применение знаний на практике Глубоко понимает пройденный материал, в ответах уверенно отделяет существенное от второстепенного, отвечает на все вопросы, выполняет все практические задания Хорошо понимает пройденный материал, отделяет существенное от второстепенного, иногда затрудняется дать ответ на сложные вопросы, Затрудняется отделить существенное от второстепенного, отвечает на простые вопросы и выполняет простые задания. Очень мало выполненных заданий, отсутствие понимания изучаемого материала, не отделяет главное от второстепенного

Требование к изложению материала Полная безупречность к речи и высказываниям Почти безошибочная речь, свободное изложение мысли Несвязная речь, малограмотная Частые ошибки и затруднения в речи

упреждения заболеваний органов зрения и слуха;

- Умение делать вывод: о роли сенсорных систем в жизни человека; о взаимосвязи, взаимодействии органов чувств (сенсорных систем); о взаимозаменяемости органов чувств (сенсорных систем).

Так, репродуктивный уровень учебных достижений требует от учащихся знаний терминов и их понятий, умений распознавать, приводит примеры сенсорных систем. Если V знаний репродуктивного уровня меньше 60%, то учащемуся предоставляется возможность исправить какую-либо отметку. Повторные контрольные мероприятия продуктивного и творческого уровня допускаются не более трех раз, а репродуктивного уровня можно и больше.

Продуктивный уровень знаний требует от учеников умения характеризовать: особенности строения и функции зрительной, слуховой, обонятельной, вкусо-

Каждая форма контроля предусматривает три уровня сложности. В зависимости от выполненного учащимся задания, учитель выставляет отметки в соответствующие колонки: одного цвета - репродуктивный уровень, другого - продуктивный уровень, третьего - творческий уровень. Ученик, например, может получить «3» на продуктивном уровне и «4» на репродуктивном уровне, или другой учащийся получает «4» на творческом уровне и «5» на продуктивном уровне, соответственно на репродуктивном уровне у него тоже будет «5».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учащимся известно, какую отметку они получают на каждом уровне, а так же какому количеству баллов

1 Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов: Книга для учителя [Текст] // под ред. проф. В.В. Лаптева, проф. А.П. Тряпициной. - СПб.: Издательство «Союз», - 2002. - 112 с.

Эксперимент и инновации в школе 2011/2

25

Инновации в школе

она соответствует. Заметим, что отметки на продуктивном уровне не противоречат тем отметкам, которые выставляются по четырех балльной системе.

Литература

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Просвещение, - 1996. - С. 27.

2. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. -М.: Академия, - 2002. - С. 202.

3. Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения. - М.: Наука, - 1966. - С. 26.

4. Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках. - Омск, - 1973. - 176 с.

5. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. - М., -1981. - С. 30-94.

6. Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов: Книга для учителя. - СПб.: Изд-во «Союз», - 2002. - 112 с.

7. Барба А.Н. Критерии деятельности классных руководителей, как основа мониторинга эффективности их деятельности. // Эксперимент и инновации в школе. -2010. - №4.

8. Демакова И.Д. Критерии и показатели успешности опытно-экспериментальной работы. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - №1.

Авторы раскрывают технологию и программу здоровьесбережения учащихся в условиях модернизации образования с учетом конкретных условий и ценностей лицея.

Ельчанинова Н.Ф.

директор, Прокопенко О.Р.

заместитель директора по УВР, Николаева О.В.

заместитель директора по ВР МОУ лицей №44 г. Липецка [email protected] [email protected]

Здоровьесберегающая среда лицея как необходимый ресурс инновационного образования

Каким образом создать условия для

совершенствования организации учебного

процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся?

Ключевые слова: здоровьесберегающая среда, здоровьеформирующие педагогические технологии, мониторинг состояния здоровья детей, нравственное и духовное здоровье участников образовательного процесса, формирования основных жизненных ценностей.

Наименование программы: «Здоровьесберегающая среда лицея как необходимый ресурс инновационного образования»

Основания для разработки программы:

• Конституция Российской Федерации;

• Федеральный Закон об образовании;

• Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

• ФЗ №120 «Об основах системы профилактики системы безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»;

• Национальная Доктрина развития образования;

• Федеральная Программа развития образования на 2000-2010г.г.;

• Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010г.г. подпрограмма «Здоровое поколение»

• Федеральная программа модернизации школьного питания;

• Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде;

• Областная целевая программа «О совершенствовании работы по социально-гигиеническому мониторингу в Липецкой области на 2006-2010 годы»;

• Программа развития образования г. Липецка на 2009-2011г.г.

• Устав МОУ лицея №44

Разработчик программы: комиссия Управляющего Совета по формированию идеологии здорового образа жизни, научно-методический совет лицея, лицейская лаборатория здоровьесберегающего образования, кафедра физического воспитания, кафедра современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности МОУ лицея №44.

Цель программы:

Сбережение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, внедрение в педагогическую практику инновационных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих педагогических технологий.

Создание условий для развития способностей и самореализации личности на основе сохранения потенциала физического, психического, социального, нравственного и духовного здоровья участников образовательного процесса.

Задачи программы:

• Обеспечить выполнение основных положений Декларации Прав Ребенка, закона РФ «Об образова-

26

Эксперимент и инновации в школе 2011/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.