Современная Европа, 2023, № 6, с. 59-70
УДК 327
БАЛКАНСКИЙ ВЕКТОР СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИТАЛИИ
© 2023 ШИБКОВА Мария Олеговна
Кандидат политических наук Доцент кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО МИД России 119454, Россия, Москва, проспект Вернадского, 76 E-mail: m. shibkova@inno. mgimo. ru
© 2023 ШИБКОВА Оксана Сергеевна
Доктор филологических наук, профессор Заведующий кафедрой иностранных языков для гуманитарных и естественнонаучных специальностей Северо-Кавказского федерального университета 355017, Россия, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1 E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 10.07.2023
После доработки 22.08.2023 Принята к публикации 19.09.2023
Аннотация. В статье представлены теоретический и практический подходы Италии к Адриатико-Ионическому региону, рассматриваемому как составная часть концепции «расширенного Средиземноморья» (Mediterraneo Allargato). Цель работы - определить место Балкан в современной внешнеполитической стратегии Италии на основе анализа программных документов, а также действий нынешнего правительства под руководством Джорджи Мелони. Активность Рима на Балканах в 1990-е гг. сменилась пассивным следованием в кильватере ЕС в 2000-е гг. В настоящее время на фоне отсутствия интереса к региону со стороны ЕС Италия поставила цель восстановить двусторонний формат отношений со странами Западных Балкан, о чем свидетельствовало новое теоретическое осмысление потенциала мягкой силы Рима в регионе для продвижения в нем «Системы Италии» (Sistema Paese). На фоне российско-украинского кризиса интерес к Средиземноморью возрос со стороны Брюсселя, что отразилось в принятии Новой повестки для Средиземноморья, а также Стратегического компаса ЕС. Италия стремится стать новым протагонистом на Балканах, выступая с партнерами по ЕС (например, в рамках Андриатико-Ионической инициативы) и предпринимая самостоятельные инициативы политического и экономического характера (например, интенсификация двусторонних встреч, организация бизнес-форумов). Недавнее обострение балканской повестки вместе со стремлением правоцентристского
правительства к общей активизации внешней политики, а также поискам дополнительных рынков сбыта и бизнес-партнеров среди ближайших соседей открывают новые возможности для итальянской дипломатии.
Ключевые слова: Италия, ЕС, Западные Балканы, Средиземноморье, Адриати-ко-Ионический регион, Адриатико-Ионическая инициатива
DOI: 10.31857/S0201708323060062
EDN: xwvcuy
Адриатико-Ионический регион как часть «расширенного Средиземноморья»
На протяжении последнего столетия Балканы ассоциировались в основном с нестабильностью. Исторически этот регион именовался «пороховым погребом Европы». Ситуация здесь стабильно взрывоопасная, и любая искра этно-религиозного конфликта может скомпрометировать хрупкий мир на полуострове. В этой связи главная задача международного сообщества на Балканах - это обеспечение безопасности. Положение в регионе выступает одной из важнейших составляющих безопасности в Европе и Средиземноморье, где одним из ведущих игроков является Италия.
Объект современного балканского вектора внешней политики Италии - Западные Балканы, в которые в соответствии с видением Евросоюза входят пять стран за пределами ЕС (Сербия, Албания, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Черногория), два члена ЕС (Хорватия и Словения) и Косово. Согласно опубликованной в 2022 г. итальянской Стратегии обороны и безопасности в Средиземноморье, Балканы наряду с Ближним Востоком и Африкой составляют т. н. расширенное Средиземноморье. Оно является «стратегической территорией, которая должна находиться под постоянным наблюдением в целях своевременного вмешательства в случае, если интересы страны находятся под угрозой, либо разворачивается кризис, который потенциально может иметь негативные последствия для этих интересов»1. В документе Балканы упоминаются в рамках участия в многосторонних региональных инициативах. Речь идет о программе регионального сотрудничества Евросоюза в Адриатико-Ионическом регионе Instrument for Pre-accession Assistance Adriatic-Ionian Programme (IPA Adrion), в которой участвуют государства Западных Балкан, Сан-Марино и четыре государства - члена ЕС (Греция, Италия, Словения, Хорватия). Программа утверждена Еврокомиссией в ноябре 2022 г. и финансируется из Европейского фонда регионального развития. Координирующим субъектом выступает итальянская область Эмилия-Романья. Программа основана на четырех опорах: голубой рост (действующая с 2012 г. «долгосрочная стратегия устойчивого роста морских отраслей» [Колесникова, 2017: 83]), качество окружающей среды, интегрированный регион, устойчивый туризм.
1 Strategia di Sicurezza e Difesa Per il Mediterraneo. Edizione 2022. Ministero della Difesa. P.8. URL: https://www. difesa. it/Il_Ministro/Documents/Strategia%20Mediterraneo%202022.pdf (дата обращения: 30.06.2023).
Италия - активный участник и основатель Адриатико-Ионической инициативы (АИИ) - межправительственного форума сотрудничества стран Адриатико-Ионического еврорегиона, организованного по итогам конференции министров иностранных дел в итальянском городе Анкона в 2000 г. В рамках АИИ была запущена IPA Adrion. Рим с самого начала позиционировал себя в качестве лидера организации и рассматривал этот формат как плацдарм для проецирования влияния на Балканы. Об этом свидетельствует тот факт, что Италия «в ноябре 2014 г., во время своего председательства в Совете ЕС, способствовала продвижению Стратегии ЕС для Адриатико-Ионического региона» [Князева, 2021: 186], т. е. предыдущей версии IPA Adrion, действовавшей с 2014 по 2020 гг. Кроме того, итальянские политики не раз подчеркивали значение региона для стабильности Евросоюза и Италии. В программном документе IPA Adrion регион назван «политической лабораторией для будущей расширенной Европы и площадкой для апробации внешней политики ЕС в отношении проблем, затрагивающих торговлю, энергетику, миграцию, окружающую среду и т. д.»1.
Эволюция итальянской политики на Балканах
Несмотря на запуск Адриатико-Ионической инициативы, в 2000-е гг. развитие балканского направления внешней политики Италии существенно ослабло. Отношения Рима с балканскими странами, как отмечают итальянские исследователи А. Фронтини и Д. Денти ^гопйш, Denti, 2017], прошло несколько этапов. В конце XIX - начале XX вв. Италия приветствовала создание независимых государств на Балканах. В межвоенный период отношения с Королевством Югославия сопровождались вспышками национализма и соперничеством за порт Фьюме и Албанию. Во время и после Второй мировой войны отношения были омрачены фашистско-нацистской оккупацией и этническими чистками. Во время холодной войны Рим рассматривал Югославию как буфер, отделяющий Италию от Организации Варшавского договора, но не как отдельную угрозу. В начале 1990-х гг. Итальянская Республика колебалась между сочувствием балканским народам и поддержкой территориального суверенитета Югославии. Первую позицию выражали католические круги, вторую - МИД во главе с Джанни Де Микелисом. Выбор был сделан в пользу признания независимости Хорватии и Словении, несмотря на то что отношения с обеими странами осложнялись прежде всего проблемой соблюдения прав итальянских меньшинств, что выступало одним из основополагающих факторов, определявших балканскую политику. К другим обстоятельствам можно отнести вопрос целесообразности пересмотра границ, установленных по Озимскому договору 1975 г., стремление препятствовать влиянию Германии в новых государствах, а также проблему хорватских, албанских и боснийских беженцев.
1 SFC2021 INTERREG Programme. 2022. P. 108. URL: https://www.adriomnterreg.eu/wp-content/uploads/2022/12/IPA-ADRION-Cooperation-Programme.pdf (дата обращения: 30.06.2023).
С началом периода т. н. Второй республики, когда страна находилась в поиске нового внешнеполитического курса, ситуация на Балканах ухудшилась, что стало поводом для активизации политики Рима на этом направлении. Однако «основные союзники по НАТО воспринимали Италию не как дополнительную "силу", на которую может опереться НАТО, а только как "логистическую базу", "сухопутный авианосец", которым могут воспользоваться силы НАТО для своих антикризисных операций» [Барабанов, 2011: 142]. Италия предоставила базы странам НАТО, но в 1995 г. не была допущена к переговорам, которые привели к подписанию Дейтон-ских соглашений. Тем не менее это не привело к осложнению отношений с США, т. к. «великодержавный статус заокеанского партнёра выступает для Рима опорой и гарантией стабильного положения на международной арене в обмен на верность» [Шибкова, 2021: 142]. Более того, через два года Италия сыграла решающую роль в урегулировании вооруженных протестов в Албании, встав во главе многонациональных сил ООН.
Постепенно у Рима установились стабильные отношения со всеми балканскими государствами. Однако из-за косовского конфликта Италии пришлось выбирать между дружбой с Сербией и евроатлантической лояльностью. В странах Западных Балкан был размещен итальянский военный контингент, в 2008 г. Италия признала независимость Косово, однако в целом итальянская стратегия в отношении Балкан стала пассивной. Это совпало с потерей интереса к региону со стороны Евросоюза, где уже после 2004 г. ощущалась усталость от расширений, а со вступления в ЕС Хорватии в 2013 г. процесс дальнейшего расширения приостановился. Несмотря на частичное оживление балканского досье на фоне инициированного Ангелой Мер-кель Берлинского процесса, существенных подвижек на этом направлении не наблюдалось. Саммит в итальянском Триесте в 2017 г., на котором было учреждено Транспортное сообщество Юго-Восточной Европы (Comunita dei trasporti dell'Europa sudorientale), эксперты назвали «вспышкой энтузиазма, не компенсирующей отсутствие широкомасштабной стратегии» [Benazzo, 2020]. Таким образом, в 2010-е гг. Италия не выдвигала в отношении Балкан самостоятельных инициатив.
Новый виток интереса ЕС к Средиземноморью и Балканам наблюдается с 2021 г., когда была принята новая программа «Обновленное партнерство с Южным соседством, новая повестка дня для Средиземноморья» (Renewed partnership with the Southern Neighbourhood, A new Agenda for the Mediterranean), в которой сферой приложения усилий ЕС провозглашается продвижение в регионе прав человека, правового государства, гендерного равенства, гражданского общества, образования, цифрового перехода, социально-экономической устойчивости и т. д1. В Стратегическом компасе ЕС 2022 г., представляющем общую стратегию обороны и безопасности и отразившем «особенности кризиса адаптации интегрированной Евро-
1 Joint Communication to The European Parliament, The Council, The European Economic And Social Committee And The Committee Of The Regions. Renewed partnership with the Southern Neighbourhood. A new Agenda for the Mediterranean. European Commission. 2021. P. 7-9. URL:https://www.eeas.europa.eu/sites/default/files/joint_communication_renewed_partnership_s outhern_neighbourhood.pdf (дата обращения: 01.07.2023).
пы к кардинально изменившимся геополитическим условиям» [Неймарк, 2022: 42], отдельный раздел посвящен партнерствам. В этом плане особое значение приобретает сотрудничество с Западными Балканами в таких вопросах, как борьба с терроризмом и дезинформацией, кибербезопасность, взаимодействие с ООН, НАТО, ОБСЕ и участие в операциях под эгидой данных организаций1. Документ постулирует, что стабильность и безопасность на Западных Балканах не являются данно-стью2. Таким образом, Средиземноморье приобрело особое значение для ЕС после пандемии.
Возвращение к роли протагониста: экономическая составляющая
«"Средняя держава", опирающаяся на многосторонние диалоговые форматы, все чаще оказывается в заложниках противоречий государств, придерживающихся односторонних подходов в достижении своих национальных интересов» [Алексе-енкова, 2022: 88]. Отчасти по этой причине Рим задумался о самостоятельных инициативах на балканском направлении, чтобы заполнить вакуум, оставленный Брюсселем. О разработке соответствующей стратегии свидетельствовало поручение МИД Италии 2020 г. ведущим «мозговым центрам» страны сформулировать предложения по восстановлению отношений со странами Западных Балкан. Результатом этого проекта стал доклад «Политическое, экономическое и культурное проецирование Италии в Албании, Сербии и Боснии и Герцеговине: между национальными и европейскими интересами». Работа посвящена самым густонаселенным странам Западных Балкан и «выявлению сильных и слабых сторон в представлении так называемой итальянской "Системы страны" на Западных Балканах на основе оценки совпадения национальных и европейских интересов в регионе» [D'Urso, 2020: 4]. «Система страна» (Sistema Paese), или «Система Италия», - это совокупность институциональных, политических, деловых, культурных и социальных инструментов, которые способствуют развитию итальянского государства. В качестве конкретных рекомендаций в докладе предлагаются:
• слияние Центральноевропейской и Адриатико-Ионической инициатив, которое целесообразно начать с подписания протокола о структурном сотрудничестве двух организаций;
• введение практики регулярной (каждые полгода) координации действий итальянских посольств в странах Западных Балкан;
• проведение ежегодной конференции по продвижению «Системы страны» на Западных Балканах с участием министерства иностранных дел, министерства по делам предприятий, министерства обороны, министерства окружающей среды, а также местных органов власти, предпринимателей, гражданского общества, неправительственных организаций;
1 A Strategic Compass for Security and Defence. 2022. P. 56. URL: https://www.eeas.europa.eu/sites/default/files/documents/strategic_compass_en3_web.pdf (дата обращения: 07.07.2023).
2 Там же. P. 18.
• возобновление финансирования в рамках Закона № 84 2001 г. для установления партнерств между территориальными единицами Италии и стран Западных Балкан;
• улучшение качества стратегических коммуникаций с целью укрепления позитивного образа Италии как главного игрока на Западных Балканах [ D'Urso, 2020: 25].
Новое правительство Италии, сформированное в 2022 г., активно начало реали-зовывать эти рекомендации. Правоцентристский кабинет в лице председателя совета министров Джорджи Мелони и вице-премьера и министра иностранных дел Ан-тонио Таяни демонстрирует высокую инициативность на международной арене, стремятся «вести политику на нескольких параллельных направлениях, проецируя различные конфигурации и не замыкаясь исключительно на идее войти в "ядро" ЕС» [Маслова, Шебалина, 2023: 27]. В эту логику укладывается активизация не только традиционных для Италии опор - европеизма и атлетизма - но и средиземноморского и балканского векторов. Речь идет о проецировании политического влияния, а также более активном проникновении итальянского бизнеса в регион.
В январе 2023 г. в Триесте состоялась конференция «Италия и Западные Балканы: рост и интеграция», организованная министерством иностранных дел и международного сотрудничества совместно с министерством экономики и финансов. Мероприятие было посвящено в основном теме экономического партнерства Италии и Западных Балкан, роли предпринимательской и производственной систем и инструментам продвижения национальных товаров и интернационализации экономики. Такие меры в Италии представлены различными государственными институтами: Институтом внешней торговли (Instituto nazionale per il Commercio Estero, ICE), полугосударственным банком «Касса депозити э престити» (Cassa depositi e prestiti), итальянским государственным Экспортно-кредитным агентством (Export Credit Agency, SACE), Институтом содействия помощи итальянском компаниям за рубежом (Simest), Компанией по интернационализации итальянских фирм северовосточных областей (Finest).
Дж. Мелони на конференции заявила, что цель ее кабинета - обеспечить «больше Италии на Балканах, поскольку этого требуют наши региональные друзья»1 и что Триест и Фриули-Венеция-Джулия исторически неразрывно связаны с регионом, имеют глубокие экономические и культурные связи2. Премьер-министр также отметила, что «ЕС должен незамедлительно выработать новое видение Западных Балкан и поставить расширение ЕС в число своих приоритетов»3. Незадолго до конференции
1 Meloni e Tajani, 'Piü Italia nei Balcani, Entrino in Ue'. ANSA. 24.01.2023. URL: https://www.ansa.it/ansa_4_diplomacy/notizie/2023/01/24/meloni-e-tajani-piu-italia-nei-balcani-entrino-in-ue_071a1db7-9dcb-4ae2-94ec-24c9047289ff.html (дата обращения: 07.07.2023).
2 Meloni all'Ue: "L'allargamento ai Balcani occidentali deve diventare una prioritá". RAI News. 24.01.2023. URL: https://www.rainews.it/articoli/2023/01/meloni-allue-lallargamento-ai-balcani-occidentali-deve-diventare-una-priorit-88d02298-ecfe-4d43-ac93-28144c6672fe.html (дата обращения: 07.07.2023).
3 Там же.
в Триесте в таком же ключе Дж. Мелони высказалась на саммите глав государств и правительств ЕС и стран Западных Балкан, состоявшемся в декабре 2022 г. впервые за пределами Евросоюза - в Тиране. Для Италии членство стран Западных Балкан в Евросоюзе - это проблема национальной безопасности.
Статистические показатели свидетельствуют о тесных экономических отношениях: в 2022 г. товарооборот с шестью странами Западных Балкан, а также Словенией и Хорватией совокупно вырос на 40% и составил 33 млрд евро1, сальдо торгового баланса у Италии положительное. Итальянский союз торговых палат, промышленности, ремесел и сельского хозяйства (UnionCamere) ставит цель в дальнейшем нарастить экономические связи. Среди итальянских областей, лидирующих в экспорте на Балканы, фигурируют Ломбардия, Венето, Эмилия Романья, Фриули-Венеция-Джулия, Сицилия. Основные статьи итальянского экспорта - металлы и металлопро-дукты, очищенные нефтепродукты, продукция индустрии моды, машинное оборудование, продукты химической промышленности. По импорту из балканских стран в Италию лидируют металлы и металлопродукты, продукция текстильной промышленности. В этих секторах отмечен рост в 2022 г. по сравнению с 2021 г.
Малые и средние предприятия - основа итальянской экономики, в связи с этим контакты по линии бизнеса довольно интенсивные, а часть из них институционализирована. Существует Форум торговых палат Адриатико-Ионического региона, в который входят 40 торговых палат разных стран. Кроме того, торговая палата Триеста поддерживает связи с Инвестиционным форумом шести торговых палат Западных Балкан. Региональное сотрудничество играет особую роль в облегчении выхода итальянских компаний на балканский рынок. Например, итальянский регион Апулия имеет тесные связи с Албанией. Италия считает, что ее компании могут помочь балканским странам в борьбе с проблемой эмиграции молодежи.
Другое приоритетное направление - цифровая экономика. Италия предлагает помощь торговым палатам стран Западных Балкан в виде направления экспертов по цифровизации, т. е. экспортирует собственный опыт: итальянские региональные торговые палаты активно пользовались экспертной помощью при переходе на цифровые платформы. Таким образом Италия может внести конкретный вклад в экономический рост Адриатики. В этой сфере настроения бизнеса созвучны общей позиции министерства иностранных дел Италии и ее правительства по повышению роли страны на Балканах.
Политика Италии по продвижению «Страны системы» на Западных Балканах приобретает в настоящее время отчетливые очертания благодаря «Стратегическому плану для Адриатико-Балканского региона» 2 министерства иностранных дел и международного сотрудничества от февраля 2023 г. Он содержит конкретные прак-
1 Balcani: grandi opportunità al di là dell'AdriaticoMAECI. 17.04.2023. URL: https://export.gov.it/news-e-media/news/balcani-grandi-opportunita-al-di-la-deUadriatico (дата обращения: 07.07.2023).
2 Piano Strategico Regione Adriatico-Balcanica. MAECI. Febbraio 2023. URL: https://www.esteri.it/wp-content/uploads/2023/02/Piano-Regione-Adriatico-Balcanica_DEF-2.pdf (дата обращения: 27.06.2023).
тические меры и источники их финансирования. Например, среди приоритетных проектов с итальянским участием фигурируют железнодорожная инфраструктура (Тирана - Дуррес, Дуррес - Приштина, Дуррес - Поградец - Лин, участок Восьмого трансъевропейского коридора в Северной Македонии и т. д.), энергетический переход (Трансбалканский электрический коридор, черногорский участок Ионическо-Адриатического газопровода), финансовая и консультационная помощь итальянским компаниям в выходе на рынки балканских стран в рамках фонда Simest 394/81, активное привлечение компаний с Балкан к участию в итальянских бизнес-мероприятиях, а также продвижение со стороны ICE отдельных категорий товаров в торговые точки Хорватии, Черногории, Албании, Косово, Сербии. Важным элементом активизации балканской политики станет традиционный инструмент итальянской мягкой силы - региональная культурная программа по линии посольств и консульств (по типу проведенного в 2022 г. итало-китайского года туризма и культуры). Она, в частности, направлена на обмен, обучение, партнерство с местными институтами, внимание к инновациям, культуре, науке и исследованиям1. Таким образом, первостепенная роль присвоена стратегическим коммуникациям.
Возвращение к роли протагониста: политическая составляющая
Для реализации политических инициатив Италии сложилась благоприятная международная обстановка: сербско-косовский конфликт обострился летом 2022 г., когда власти Косово заявили, что с 1 августа в северных коммунах, населенных преимущественно сербами, вступит запрет на использование сербских документов. В результате роста напряженности, Сербия и Косово в конце 2022 г. привели вооруженные силы в состояние повышенной боевой готовности. ЕС демонстрирует готовность содействовать разрешению кризиса в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной -выполнить обязательства по интеграции стран Западных Балкан. Италия предпринимает самостоятельные шаги и позиционирует себя как главного медиатора. В ноябре 2022 г. А. Таяни и министр обороны Г. Крозетто посетили Белград и Приштину, где встретились соответственно с сербскими и косовскими коллегами. Министр иностранных дел Италии заявил: «От Балкан и до Африки Италия - протагонист мира»2.
В середине марта 2023 г. А. Таяни посетил Хорватию и Словению. В ходе визита А. Таяни дал понять, что Италия - естественный протагонист на Балканах, т. к. она высоко оценивает усилия хорватской полиции по поддержанию порядка на границе с БиГ, всегда поддерживала вхождение Хорватии в Шенгенскую зону, а также тесно сотрудничала со всеми игроками в регионе. В ходе визита А. Таяни также заявил, что для Рима и Загреба важна защита христиан, населяющих Западные Балканы. Кроме того, сообщалось о создании патрулей с итальянским участием для контроля мигра-
1 Там же. P. 13.
2 Tajani: «Dai Balcani all'Africa l'Italia protagonista di pace» (La Gazzetta del Mezzogiorno). MAECI. 08.11.2022. URL: https://www.esteri.it/it/sala_stampa/archivionotizie/interviste/2022/11/tajani-dai-balcani-allafrica-litalia-protagonista-di-pace-la-gazzetta-del-mezzogiorno/ (дата обращения: 30.06.2023).
ции на границе БиГ и Хорватии. В Любляне А. Таяни заявил, что Италия будет продолжать налаживать бизнес-контакты со словенскими компаниями, поддерживает идею увеличить число авиарейсов между двумя странами, но обеспокоена миграционными процессами, поскольку «Словения является воротами в Балканский регион»1.
Италия также тесно сотрудничает с Сербией: 21-22 марта 2023 г. в Белграде прошел научный и деловой форум Италия - Сербия. На нем стороны подчеркнули важность дальнейшего двустороннего экономического сотрудничества. В ходе мероприятия проведено три круглых стола на темы инфраструктуры, энергетики, сельского хозяйства. В общей сложности в форуме приняли участие 150 итальянских и 250 сербских компаний2.
Кроме встреч и конференций, заключаются соглашения, направленные на расширение контактов со странами Западных Балкан. На сегодняшний день доступен агрегированный отчет о деятельности итальянского парламента предыдущего созыва (2018-2022 гг.), согласно которому ратифицированы:
• Соглашение о культурном сотрудничестве с Черногорией3;
• Дополнительные соглашения с БиГ, Сербией, Северной Македонией к Ев-
~ ~ 4
ропейской конвенции о выдаче4;
• Соглашение о сотрудничестве в сфере обороны с Сербией5;
• Соглашение о перемещении лиц, приговоренных судом с Косово6;
Италия традиционно участвует в ряде миротворческих миссий в балканском ре-
гионе7. В составе «Сил для Косово» (Kosovo Force, KFOR) Италия возглавляет Многонациональную оперативную группировку «Запад», в задачи которой входит защита инфраструктуры вдоль границ с Албанией, Черногорией, Северной Маке-
1 Tajani in Croatia and Slovenia, migrants and economic cooperation at the center of the talks. Agenzia Nuova. 17.04.2023. URL: https://www.agenzianova.com/en/news/il-ministro-tajani-oggi-in-missione-a-zagabria-e-lubiana/ (дата обращения: 04.06.2023).
2 Enerplan protagonista al Business Forum Italia - Serbia di Belgrado. Confindustria Emilia Ro-magna. 30.03.2023. URL: https://www.confindustriaemilia.it/Hex/cm/pages/ServeBLOB.php/L/IT/IDPagina/101321 (дата обращения: 04.06.2023).
3 Ratifica ed esecuzione dell'Accordo di cooperazione culturale e di istruzione tra il Governo della Repubblica italiana e il Governo del Montenegro, fatto a Roma il 15 aprile 2014. (19G00010). Normattiva. URL: https://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato:legge:2019;5 (дата обращения: 04.06.2023).
4 Ratifica ed esecuzione dei seguenti Trattati. Normattiva. URL: https://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato:legge:2019;9 (дата обращения: 04.06.2023).
5 Ratifica ed esecuzione dei seguenti Accordi. Normattiva. URL: https://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato:legge:2019;87 (дата обращения: 04.06.2023).
6 Ratifica ed esecuzione dell'Accordo fra il Governo della Repubblica italiana e il Governo della Repubblica del Kosovo sul trasferimento delle persone condannate, fatto a Roma l'11 aprile 2019. (21G00075). Normattiva. URL: https://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato:legge:2021;66 (дата обращения: 04.06.2023).
7 Audizione del Ministro degli affari esteri e della cooperazione internazionale, Antonio Tajani, sulla situazione nei Balcani occidentali. Senato. 26.01.2023. URL: https://documenti.camera.it/Leg19/Dossier/Pdf/ES0020.Pdf (дата обращения: 04.06.2023).
донией. Итальянский контингент присутствует в командовании в Неаполе, которое поддерживает военную миссию альянса на Балканах, и в резервном батальоне сил НАТО на территории Италии. Всего в миссии на Балканах с итальянской стороны задействованы 1490 человек, 367 боевых машин и 2 летательных аппарата. Затраты Италии составляют 109 млн евро.
В миротворческой операции ЕС в БиГ «Алтея» участвуют 66 итальянцев из числа военного персонала. Затраты - 3,5 млн евро. Италия проводит собственную миссию по оказанию помощи полицейским силам Албании. В ней задействован 71 человек. Сумма расходов составляет 1,5 млн евро. В миссии ЕВЛЕКС (EULEX) в Косово, задачи которой - поддержание общественного порядка и содействие в формировании полицейских структур, участвуют 24 итальянских карабинера (еще 4 присоединились в 2023 г. году на фоне обострения ситуации) и 17 полицейских. В Миссии ООН по делам временной администрации в Косово участвует 1 итальянец.
* * *
Нестабильность в Средиземноморье напрямую затрагивает Италию и доказывает, что Риму необходимо занять свое место в мировой политике. Итальянская Республика подчеркивает, что Балканы стали новой линией разлома системы международных отношений, проекцией расширения российско-украинского конфликта и еще одним вызовом Евросоюзу. Брюссель пребывал с начала нового тысячелетия в иллюзии, что Старый Свет стал пространством мира. События последних лет продемонстрировали ЕС необходимость налаживания более тесного сотрудничества с ближайшими соседями. Итальянское руководство уверено, что в случае неудачи интеграции балканских государств в ЕС внерегиональные акторы будут расширять свое влияние на Балканах. Учитывая вклад в рамках KFOR, а также большой потенциал «мягкой силы», Италия может сыграть важную роль в стабилизации ситуации. Более того, Риму придется выступить протагонистом на Балканах, если он хочет защитить геополитические интересы в «расширенном Средиземноморье» и закрепить статус гаранта баланса сил в регионе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеенкова Е.С. (2022) Италия в Средиземноморье: дилеммы «средней державы». Мировая экономика и международные отношения. Т. 66. № 1. C. 80-90. DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-1-80-90
Барабанов О.Н. (2011) Эволюция современной итальянской внешнеполитической идеологии. На перекрестке Средиземноморья: «Итальянский сапог» перед вызовами XXI века. Под ред. Т.В. Зоновой. Весь мир, Москва. С. 135-162.
Князева С.Е. (2021) Проблема вступления в ЕС балканских стран и расширения ЕС в контексте ценностной модели Европейского союза. Актуальные проблемы Европы. № 2. С. 176-193. DOI: 10.31249/ape/2021.02.08
Колесникова М.Л. (2017) Морская политика Европейского союза и ее экономические аспекты. Современная Европа. № 4. С. 78-86.
Маслова Е.А., Шебалина Е.О. (2023) «Средиземноморская карта» в европейской политике Италии. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. № 2. С. 25-33. DOI: 10.15211/vestnikieran220232533
Неймарк М.А. (2022) Что показывает «Стратегический компас» Европы. Обозреватель - Observer. № 5-6. С. 40-48. DOI: 10.48137/2074-2975_2022_5-6_40
Шибкова М.О. (2021) Альянсы ad hoc как доминанта внешнеполитического инструментария Италии. Международные процессы. № 1(64). С. 139-154. DOI 10.17994/IT.2021.19.1.64.4
Benazzo S. (2020) Oltre l'Adriatico: Sono Davanti a Noi, ma li Ignoriamo. Perché l'Italia da anni non si occupa dei Balcani. Linkiesta. URL: https://www.linkiesta.it/2020/04/unione-europea-italia-diplomazia-balcani-serbia-kosovo/ (accessed: 08.07.2023).
D'Urso D. (2020) La Proiezione Politica, Economica e Culturale dell'Italia in Albania, Serbia e Bosnia-Erzegovina: Tra Interesse Nazionale ed Interesse Europeo. Centro Studi di Politica In-ternazionale. 26 p. URL:
https://www.cespi.it/sites/default/files/documenti/paper_proiezione_politica_economica_durso.pdf (accessed: 08.07.2023).
Frontini A., Denti D. (2017) Italy and EU Enlargement to the Western Balkans: the European-ization of National Interests? Southeast European and Black Sea Studies. Vol. 7. Issue 4. P. 571-589. DOI: 10.1080/14683857.2017.1403153
The Balkan Vector of Italy's Current Foreign Policy
M.O. Shibkova
Candidate of Sciences (Politics) Associate Professor at the Department of History and Politics of European and American Countries, MGIMO-University 76, Prospect Vernadskogo, Moscow, Russia, 119454 E-mail: m. shibkova@inno. mgimo. ru
O.S. Shibkova
Doctor of Sciences (Philologics) Professor, Head of the Department of Foreign Languages for Humanities and Natural Sciences, North Caucasus Federal University 1, Pushkina Street, Stavropol, Russia, 355017 E-mail: [email protected]
Abstract. The article analyses Italy's theoretical and practical approach to the Adriatic-Ionian region, viewed as part of the concept of the "enlarged Mediterranean" (Mediterraneo Allargato), a geopolitical space that extends far beyond the Mediterranean basin. The aim of the research is to determine the place of the Balkans in Italy's modern foreign policy strategy, analysing available policy documents as well as the practical actions of the current government under the leadership of Giorgia Meloni. Italian involvement in the Balkans in the 1990s gave way to a passive EU policy in the 2000s. However, at the beginning of this decade, in the absence of a visible EU interest in the region, Italy sought to restore a bilateral format of its relations with the Western Balkans, as shown by a new reflection on Rome's soft power potential to promote the so-called System Italy (Sistema Paese) undertaken by Italian research centres. Against the backdrop of Russia-Ukraine crisis, the EU interest in the Mediterranean has also flared up, which resulted in the adoption of the New Agenda for the Mediterranean as well as the EU Strategic Compass. Italy seeks to become a new protagonist in the Balkans, by acting together with EU partners (e.g. within the Andriatic-Ionian initiative) and by
taking independent political and economic initiatives (e.g. by intensifying bilateral meetings and organising business forums). The recent exacerbation of the Balkan agenda, coupled with the centre-right government's desire for a general intensification of foreign policy and the search for additional markets and business partners among its closest neighbours, offer new opportunities for Italian diplomacy.
Key words: Italy, EU, Western Balkans, Mediterranean, Adriatic and Ionian Region, Adriatic and Ionian Initiative
DOI: 10.31857/S0201708323060062
EDN: xwvcuy
REFERENCES
Alekseenkova E.S. (2022) Italiya v Sredizemnomor'e: dilemmy «srednei derzhavy» [Italy in The Mediterranean: The "Middle Power" Dilemmas], World Economy and International Relations, 66(1), pp. 80-90. DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-1-80-90 (In Russian).
Barabanov O.N. (2011) The evolution of modern Italian foreign policy ideology, in Zonova T.W. (ed.) Na perekrestke sredizemnomorja: "Ital'janskij sapog" pered vyzovami XXI veka. [At the crossroads of the Mediterranean: the "Italian boot" facing the challenges of the 21st century], Ves' Mir, Moscow, Russia, pp. 135-162. (In Russian).
Knyazeva S.V. (2021) Problema vstupleniya v ES balkanskikh stran i rasshireniya ES v kontekste tsennostnoi modeli Evropeiskogo soyuza [The problem of the EU integration of the Balkan countries and EU enlargement in the context of the value model of the European Union], Ak-tual'nyeproblemyEvropy, 2, pp. 176-193. DOI: 10.31249/ape/2021.02.08 (In Russian).
Kolesnikova M.L. (2017) Morskaya politika Evropeiskogo soyuza i ee ekonomicheskie aspek-ty. [Maritime policy of the European Union and its economic aspects], Sovremennaya Evropa, 4, pp. 78-86. (In Russian).
Maslova E.A., Shebalina E.O. (2023) «Sredizemnomorskaya karta» v evropeiskoi politike Ita-lii. [«Mediterranean Card» In Italy's European Policy], Nauchno-analiticheskii vestnik IE RAN, 2, pp. 25-33. DOI: 10.15211/vestnikieran220232533 (In Russian).
Neymark M.A. (2022) Chto pokazyvaet «Strategicheskii kompas» Evropy. [What Europe's Strategic Compass shows], Obozrevatel' - Observer, 5-6, pp. 40-48. DOI: 10.48137/2074-2975_2022_5-6_40 (In Russian).
Shibkova M.O. (2021) Al'yansy Ad hoc kak dominanta vneshnepoliticheskogo instrumen-tariya Italii [Ad hoc alliances as Italian key statecraft tool], International trends, 1(64). DOI: 10.17994/IT.2021.19.1.64.4 (In Russian).
Benazzo S. (2020) Oltre l'Adriatico: Sono Davanti a Noi, ma li Ignoriamo. Perché l'Italia da anni non si occupa dei Balcani, Linkiesta. URL: https://www.linkiesta.it/2020/04/unione-europea-italia-diplomazia-balcani-serbia-kosovo/ (accessed: 8.07.2023).
D'Urso D. (2020) La Proiezione Politica, Economica e Culturale dell'Italia in Albania, Serbia e Bosnia-Erzegovina: Tra Interesse Nazionale ed Interesse Europeo, Centro Studi di Politica In-ternazionale. URL:
https://www.cespi.it/sites/default/files/documenti/paper_proiezione_politica_economica_durso.pdf (accessed: 8.07.2023).
Frontini A., Denti D. (2017) Italy and EU Enlargement to the Western Balkans: the European-ization of National Interests? Southeast European and Black Sea Studies, 7(4), pp. 571-589. DOI: 10.1080/14683857.2017.1403153