УДК 7.01; 7.02; 75.041; 75.02
Е. Э. Сапогова
БАЛЕТНЫЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПЕТЕРБУРГСКОГО ХУДОЖНИКА В. И. БРАТАНЮКА
Искусство танца, и, в частности, волшебное и поистине высокое искусство классического балета всегда привлекало к себе особое внимание художников. Говоря о балете невозможно не вспомнить картины Эдгара Дега1. Большое место классический балет занимал в творчестве русской художницы Зинаиды Серебряковой2. Эту традицию уверенно и последовательно продолжает наш современник — Василий Иванович Братанюк, художник хорошо известный в балетном мире Петербурга. Здесь он не какой-то сторонний наблюдатель, но давний знакомый и заинтересованный свидетель всего, что происходит на сцене, за кулисами и в репетиционных залах Мариинского и Малого оперного театров, а также в классах Академии Русского балета им. Вагановой. Художник стал своим в мире театра, который открылся ему с доверием и вниманием.
Василий Иванович Братанюк родился в 1964 г. в городе Староконстантинове (Украина). Окончил Одесское художественное училище им. М. Б. Грекова, а затем Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Российской Академии художеств. Учился он у выдающихся художников-педагогов, а именно: у академиков Российской Академии художеств Ю. М. Непринцева3 и О. А. Еремеева4. В. И. Братанюк является постоянным участником петербургских, российских и международных выставок. В 2000 г. В. Братанюк получил Гран-при за выставку «Балет глазами художника». Персональные выставки художника проводились в 2001 г. в музее им. И. Бродского (Санкт-Петербург) и в разные годы в Англии, США, Египте, Голландии и Великобритании. В 2006 г. его картины выставлялись на всех выставках в рамках проекта «Товарищество передвижных выставок. XXI век». С 2011 г. по настоящее время он является постоянным участником масштабных передвижных-выставочных проектов по городам России, среди которых: «Золотая коллекция», «Достояние России», «Связь времен», «Верность мастерству», «Вековые традиции» и др.
Работы В. Братанюка находятся во многих музеях России, среди которых: Музей Академии художеств, Музей театрального и музыкального искусства, Музей Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, Башкирский художественный музей
1 Эдгар Дега (1834-1917) — французский живописец, один из оригинальнейших представителей импрессионистского движения.
2 Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967) — русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи.
3 Юрий Михайлович Непринцев (1909-1996) — советский живописец, график, педагог, профессор. Академик АХ СССР. Народный художник СССР. Лауреат Сталинской премии первой степени.
4 Олег Аркадьевич Еремеев (1922-2016) — российский советский живописец и педагог.
им. М. В. Нестерова, Народный музей Черногории, Ульяновский областной художественный музей и многие другие, а также в частных коллекциях по всему миру.
Работающий в реалистической, но свободной, импрессионистической манере Василий Братанюк конечно же не избежал сравнений с Эдгаром Дега. Его часто называют «русским Дега», однако то, как он понимает и раскрывает тему балета, очень отличается от того, как изображал балет французский мастер. Великого импрессиониста влекла сама возможность передачи пространства и форм в этом пространстве, их пластики, ритма и динамики, наиболее полно ощутимой в танце. Балерин он изображал без прикрас, с некоторым свойственным ему сарказмом, беспристрастно. Василия Братанюка волнует как внешняя, так и внутренняя красота балета, его картинам свойственен совсем иной психологизм. Духовная красота балета, тонкая душевная и физическая красота творческой личности, немыслимая без тяжелого и упорного, зачастую рутинного труда и сильных эмоциональных переживаний, воплощенная через красоту линий, пластичность форм и богатство колористических отношений — это то, что показано в произведениях мастера.
Творческие задачи, которые ставит перед собой мастер, опираются на широкий опыт предшественников — мастеров русской реалистической школы. Для него особенно важной была и остается личная связь с классиками русского искусства, ощущаемая как непосредственная передача опыта и живописной культуры от учителя к ученику. Творческий путь В. И. Братанюка является постижением и развитием традиции русского и мирового реалистического искусства.
Несомненно, особое значение для художника имело личное знакомство с артистами, непрестанно возникавший диалог, предметом которого становились исполненные эскизы. Л. Кунакова5, Н. Дудинская6, а вслед за ними многие другие танцовщицы комментировали их краткими, но емкими замечаниями о том, какие позы и положения «свойственны балету», а какие нет, исподволь обучая художника законам балетного танца. Беседы, возникавшие во время портретирования Г. С. Улановой и М. М. Плисецкой7, позволили прикоснуться к их богатому опыту, открыли духовную глубину их творчества. Благодаря всему этому художник понял, что подчас живопись может пренебрегать точностью в передаче законов танца ради адекватного воплощения на холсте сущности искусства балета. Работа с артистами балета требует упорства, долгих наблюдений, множество эскизов; ее результаты почти никогда не бывают спонтанными. Особенно трудно дается
5 Любовь Алимпиевна Кунакова (р. 1951) — артистка балета, педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1974). Народная артистка РСФСР (1983).
6 Наталья Михайловна Дудинская (1912-2003) — советская балерина, педагог. Народная артистка СССР (1957). Лауреат четырёх Сталинских премий второй степени (1941, 1947, 1949, 1951).
7 Майя Михайловна Плисецкая (1925-2015) — артистка балета, представительница театральной династии Мессерер — Плисецких, прима-балерина Большого театра СССР в 1948-1990 гг. Герой Социалистического Труда (1985), народная артистка СССР (1959). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат премии Анны Павловой Парижской академии танца (1962), Ленинской премии (1964) и множества других наград и премий, почётный доктор университета Сорбонны, почётный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, почётный гражданин Испании.
портретирование известных балерин, каждая из которых — яркая индивидуальность со сложившимся творческим кредо.
Художник с первых шагов своего профессионального пути выбрал для себя сложную, но в то же время одну из самых красивых тем в живописном искусстве. Балетный мир захватил творчество Василия Братанюка, став главной темой многих его произведений.
В своей дипломной картине «В репетиционном зале Народная артистка Л. О. Кунакова, солистка Ирина Кошелева и ученица Анастасия Шелепанова» (см. ил. 1 на вклейке между с. 36 и 37). Василий Иванович изображает трех талантливых артисток балета. Сознательно располагает он начинающую балерину, ученицу Вагановского училища Настю рядом с уже сложившимися звездами Ма-риинского театра. Юная ученица после утомительной репетиции погрузилась в раздумья о каждодневной работе и о пути, который ей еще только предстоит пройти, чтобы по праву называться артисткой балета.
В этой картине художник талантливо сочетает свободную, импрессионистическую манеру письма с продуманным композиционным построением и почти монументальной значимостью и глубиной образа. Взгляд зрителя сразу останавливается на фигуре юной Насти; она выделена и цветом, контрастируя с фигурами двух стоящих балерин, и композиционно. Поза ее статична, но в то же время находится на диагонали, по которой строится вся композиция картины, подчеркивая и усиливая эту диагональ. Так композиция приобретает внутреннюю динамику. В ней также сильно ощущение непосредственности фотографического кадра, выхваченного из реальной жизни, и эффекта нашего зрительского присутствия, которого достигал в своих произведениях великий Дега. Фигура Насти изящна и легка, балетная пачка воздушна, но статичность позы и поистине эпическая задумчивость и серьезность придают ее образу некую монументальность и вневременной характер. Но та свобода и порывистость мазков, которыми художник пишет одеяние балерины, сообщает ее образу внутреннее напряжение и олицетворяет горячий творческий порыв артистки, со всей ответственностью посвятившей себя высокому искусству.
Тема юных учениц (моделями были в основном ученицы Академии русского балета им. А. Я. Вагановой), едва вступающих на тернистый, но такой прекрасный путь высокого искусства, становится одной из основных в творчестве Василия Братанюка. Свое развитие она получила в картине 1999 г. «Творческие слезы. Евгения Образцова»8 (см. ил. 2 на вклейке между с. 36 и 37). Это одна из самых известных работ художника. Автор выразил в ней свое восхищение каждодневными подвигами, которые изо дня в день совершают совсем еще юные девочки. Огромные физические нагрузки, изнурительные репетиции, постоянно растущая конкуренция закаляют их характер, помогая добиться успехов в будущем.
Эта картина, вернее даже этюд, символичен: у балетного станка фигурка девочки, вытирающей платком то ли пот с лица, то ли слезы. И само построение композиции (пересечение вертикали детской фигурки и «палки» станка) напоминает крест — крест предстоящего тяжелого труда балерины. Все камерное про-
8 Евгения Викторовна Образцова (р. 1984) — артистка балета, солистка Мариинского театра с 2002 г., с 2012 г. — прима-балерина Большого театра. Заслуженная артистка России (2016), лауреат премии «Золотая маска» (2007).
странство здесь наполнено светом, нежный пастельный колорит работает на создание светлого, чистого и нежного образа, за хрупкостью которого таится огромная воля и творческая сила.
«Творческие слезы» — это не просто портрет конкретной балерины, но собирательный, символический образ юной артистки на пороге творческой жизни. Однако и «балетные портреты» (излюбленный жанр Василия Братанюка), изображающие начинающих, либо известных исполнительниц, всегда глубоки и психологичны.
Совет Галины Улановой о поиске образа был поистине очень ценным для художника. Основой его «балетного портрета» часто служит случайное выразительное движение танцовщицы. Во всех этих портретах — тонко подмеченное психологическое состояние балерин и, конечно, красота самой живописи. Она — в гармонии тонов и красок, в энергии и легкости смелого мазка [1, с. 33].
Всеми этими качествами обладает и портрет выпускницы Вагановской Академии Кристины Махвиладзе9, одной из любимых моделей художника, в роли половчанки, исполняющей половецкие пляски в опере «Князь Игорь» (см. ил. 3 на вклейке между с. 36 и 37).
Кристина изображена перед выходом на сцену на ее выпускной спектакль. Лицо юной балерины уверенно смотрит на зрителя, быть может, в ее глазах улавливается и волнение, но оно радостное и победное, ведь она не просто вступает на сцену, но вступает в новую, взрослую творческую жизнь, выходит на новый этап.
Показательны слова Кристины: «Прекрасный, таинственный, чарующий, блистательный, манящий! Все эти слова о балете! Балетный мир скрыт от обычных людей. Зрители приходят на спектакль в надежде насладиться изяществом и красотой линий, блеском и страстью темпераментного или лирического танца! Мне посчастливилось родиться одной из немногочисленных избранных этого несуществующего мира! И с первых дней моей работы в театре, дыша воздухом сцены, перенимая опыт поколений, я оживляла образы, жившие лишь в воображении. Вот и сейчас каждую новую партию я стараюсь прожить на сцене словно крохотную жизнь, ... в конце которой остаются прочные нити, связывающие нереальное с реальным.» [2, с. 35]. Сколько счастья в этих словах. И это счастье творческой души удается передать В. Братанюку в портрете.
В другом портрете ученицы Академии «Первый спектакль. Ольга Павлова»10 (см. ил. 4 на вклейке между с. 36 и 37) главная героиня произведения ассоциировалась у художника с русской артисткой балета Анной Павловой — одной из величайших балерин XX в. Первый спектакль — один из самых волнительных моментов в жизни каждой исполнительницы. Художнику удалось передать трепетное состояние юной Оли, перед первым выходом на сцену, те переживания, которые живут в ее душе, ее вхождение в роль.
Портрет Оли Павловой выполнен в высшей степени импрессионистической манере широкими, но трепетными мазками цвета. Он обладает драгоценным колористическим богатством: горячий алый цвет контрастирует с зелеными и синими
9 Кристина Васильевна Махвиладзе (р. 1983) — артистка балета. Михайловский театр.
10 Ольга Михайловна Павлова (р. 1986) — артистка балета, солистка Краснодарского театра балета Юрия Григоровича.
цветами, которыми написано окружение, находит поддержку в теплом оттенке стен. Тени здесь наполнены цветом, а цвета рефлексируют между собой, наполняя портрет внутренним напряжением и скрытым порывом и страстью, без которой немыслима Кармен — героиня юной танцовщицы.
В судьбе юной Оли Павловой художник принял живое участие. «Девочка талантливая, божественно сложена, в ней — особая тонкость, лиричность, чем-то похожа даже на Анну Павлову, — рассказывает художник, — скромная, в работе стремится к идеалу. ... Но что-то не заладилось у нее в училище — отчислили!» [3, с. 34]. Василий Братанюк, желая помочь девочке, возил ее в Москву, в Пермь, пытаясь устроить в театр. Но — не получилось. Помог Григорович. Увидев способности девочки, взял ее в свой театр, и теперь Оля — солистка балета Краснодарского театра оперы и балета.
С первых шагов запечатлен в работах Василия Братанюка этот тернистый путь, который преодолевают еще очень маленькие ребята. «Я буду звездой балета» — с уверенностью говорит художнику юная модель, позируя для картины «Мечта» (см. ил. 5 на вклейке между с. 36 и 37). «Начало пути, четкая постановка цели и в тоже время мечта очаровательной девочки, вдохновили меня на создание этой работы. Идея пришла внезапно. Я много общаюсь не только со сложившимися артистами, но и с теми, кто только начинает свой творческий путь. Это общение бесценно. Множество сюжетов рассыпано для меня, как для художника во всем, что они делают на сцене и в жизни. Я наблюдаю за их каждодневными подвигами и не устаю восхищаться их внутренней силе духа. Для меня балет — один из самых красивых, изысканных видов искусства. Мне выпала большая честь работать и создавать свои произведения рядом с этими звездами!», — делится художник в одном из своих интервью.
Лицо совсем еще маленькой девочки полно недетской серьезности и решительности. Ее лицо отражается в зеркале, большие голубые глаза смотрят на зрителя, а, может быть, чуть отрешенно — прямо в собственное будущее, где мечта непременно должна превратиться в реальность. И снова поражает живописное мастерство Василия Ивановича, свобода и легкость его живописной техники. Каждая его картина непременно красива, и красота эта заключена не только в моделях и их пластичных движениях, но и в самом колорите — нежном пастельном, как в данной работе, или контрастном и напряженном, как в работе «Юная Кармен».
Успеха Василий Братанюк достигает не только в живописи маслом, но и в технике пастели («Юная балерина Ася Левкина») (см. ил. 6 на вклейке между с. 36 и 37). Работая пастелью над образами балерин, как когда-то и Дега, Василий Иванович достигает замечательной ясности форм и глубины содержания, снова предстает как замечательный колорист и тонкий психолог. Его пастели проработаны так основательно, так трепетно и так нежно, так воздушны, что мир балерин, изображенный на них, кажется каким-то волшебным ирреальным зазеркальем, оставаясь при этом осязаемым.
Мир балета, показанный Василием Братанюком, очень разнообразен. Художника особенно привлекает тема театрального закулисья, ведь здесь — вся кипучая жизнь театра, все его переживания и отношения. Рассмотренные выше «балетные портреты», выполненные мастером, изображают артистов как в роли, на сцене, так
Приложение к статье
Е. Э. Сапоговой «Балетные образы в творчестве петербургского художника В. И. Братанюка»
Ил. 1. В репетиционном зале Народная артистка Л. О. Кунакова, солистка Ирина Кошелева и ученица Анастасия Шелепанова. В. И. Братанюк. 1997. Холст, масло. 105x164. Собственность художника
> -
Ил. 2. Творческие слезы. Евгения Образцова. В. И. Братанюк. 1999. Холст, масло. 54,5x34. Собственность художника
Ил. 3. Кристина Махвиладзе в роли половчанки. Опера «Князь Игорь». В. И. Братанюк. 2006. Холст, масло. 60x45. Собственность художника
'А
Ил. 4. Первый спектакль. Ольга Павлова. В. И. Братанюк. 2005. Холст, масло. 30x20. Собственность художника
Ил. 5. Мечта. В. И. Братанюк. 1999. Холст, масло. 35x21,5. Частное собрание
Ил. 6. Юная балерина Ася Левкина. В. И. Братанюк. 2003. Бумага, пастель. 40x30. Собственность художника
Ил. 7. Народная артистка России М. М. Плисецкая. В. И. Братанюк. 1998. Холст, масло. 50x35. Собственность художника
Ил. 8. Николай Цискаридзе в роли Синего Бога. Диптих. В. И. Братанюк. 2015. Холст, масло. 60x65. Собственность художника
и за кулисами, перед выходом на сцену или в репетиционных залах. В. Братанюку удается с равным мастерством раскрывать перед зрителем переживания совсем еще юных учеников, и блистательные личности уже сложившихся знаменитых артистов.
Интересны и показательны отзывы ведущих артистов балета, изображавшихся художником, о его картинах:
Ирина Перрен — прима-балерина Санкт-Петербургского Михайловского театра, Заслуженная артистка России: «По прошествии лет, театральных сезонов, премьер, спектаклей, образов в трагедиях, комедиях жизни и театра, картина возвращает меня в мир моей героини, мир первых ролей на сцене родного площади Искусств. Строки вечного произведения Гете не меняют букв, но, как и жизнь автора, картина Василия оборачивается новой историей, и те же герои уже иначе танцуют со мной» [2, с. 15].
Яна Серебрякова — успешная балерина, работавшая в Мариинском театре: «Танец — это душа. И чтобы станцевать, нужно иметь богатый внутренний мир. В картинах Василия я вижу и чувствую этот мир» [2, с. 23].
Ульяна Лопаткина — прима-балерина Мариинского театра, Народная артистка России: «Мне нравится потаенность, красота тех картин Василия Братанюка, где балерины находятся в состоянии "внутреннего танца", который исполняет их душа» [4, с. 10].
И, пожалуй, одно из самых метких высказываний, принадлежит Светлане Захаровой — солистке Мариинского театра в 1996-2003 гг., прима-балерине Московского Большого театра и Миланского театра Ла Скала, Народной артистке России: «Наши искусства всегда рядом, всегда в соприкосновении. Балет не может быть вне живописи, а в живописи всегда присутствует движение души и эмоций» [2, с. 20].
Василий Братанюк — художник, человек высокого искусства, изображающий в своих произведениях мир другого высокого искусства. Его творчество — это еще один блестящий пример синтеза искусств, их прочной связи и единой цели служения красоте.
Как было отмечено ранее, Василию Ивановичу посчастливилось изображать такую легенду балета как М. М. Плисецкая. «Портрет народной артистки России М. М. Плисецкой» (см. ил. 7 на вклейке между с. 36 и 37) был создан им в 1998 г. и «писался в репетиционном зале Мариинского театра, великая балерина сама подсказывала художнику выразительную пластику, делала ценные замечания, удерживала паузу при движении рук. Итог многодневной совместной работы — восемь этюдов, из которых Плисецкая выделила этот: «Вы очень точны, Василий, это действительное мое движение, мои линии, я действительно такова!». И оставила на холсте автограф фломастером: «Василию Братанюку желаю творческих успехов Майя Плисецкая» [5, с. 21].
Очень интересен портрет Николая Цискаридзе11 в роли Синего Бога из одноименного балета (см. ил. 8 на вклейке между с. 36 и 37). Артист изображен в гриме
11 Николай Максимович Цискаридзе (р. 1973) — российский артист балета и педагог, солист балета Большого театра в 1992-2013 гг., Народный артист России (2001), Народный артист Северной Осетии, дважды лауреат Государственной премии России (2001, 2003), трижды лауреат театральной премии «Золотая маска». Член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству с 2011 г. Ректор Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой (2013).
и полном сценическом облачении, так, что узнать его становится практически невозможно. Перед нами Синий Бог, олицетворяющий собой таинственную творческую стихию. Непонятно, где именно находится артист — уже на сцене или еще за кулисами. Полностью вжившись в экзотическую роль, он позирует художнику. Артист будто существует вне времени и пространства, сам по себе, как олицетворение божества, воплощающего в себе энергию танца. От всего его облика веет мощью и страстью, таинственностью, а темный колорит, в котором сияют драгоценные одеяния, усиливает это ощущение. По мнению Василия Бра-танюка, именно художественный образ задает свой стиль в работе. И как бы продолжая мысль художника, Елена Байгузина12 подметила в статье «Дар синего бога», что «отсюда плотная живописная манера, повышенная декоративность холстов, передающих дурманящие ароматы Востока и пряное великолепие индийской легенды» [2, с. 4].
Сам Николай Цискаридзе так отзывался об этой роли: «При работе над "Синим богом" мною двигало, прежде всего, желание станцевать в костюме по эскизу Льва Бакста, я стал первым танцовщиком после Вацлава Нижинского, примерившим его. Мне близка ретроспективная стилизация «Мира искусства», утонченная и рафинированная, колористический талант Бакста, умевшего, как никто иной, собирать пестрые цвета в гармоничный ансамбль. Роскошный костюм Синего бога шили в мастерских Большого театра в 2005 году из ярких тканей, скрупулёзно воспроизводя все нюансы эскиза, вплоть до мельчайших орнаментов и количества жемчужин» [2, с. 9]. Василию Братанюку удалось с большой точностью передать не только эту утонченную роскошь и драгоценность костюма, но и внутренне содержание этого персонажа, превратив его в образ-символ.
Тема балета, проходящая через все творчество мастера, бесспорно, раскрывает в нем поистине многогранного и необыкновенно талантливого и трепетного художника, тонко чувствующего красоту окружающего его мира и искусства. Художник Василий Братанюк не мыслит себя без этого. Его искусство не исчерпывается только изображением балета, оно очень разнообразно, но всегда это возвышенная и лирическая песня о красоте, о духовности творческого человека и его божественной миссии на этой земле, перенесенная на холст.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вековые традиции: каталог выставки. СПб.: Премиум пресс, 2014. 264 с.
2. Байгузина Е. Н. Дар синего бога. СПб.: Любавич, 2015. 48 с.
3. Достояние России: каталог выставки. СПб.: Премиум пресс, 2012. 148 с.
4. Моисеев В., Балаш А.. Василий Братанюк. Живопись. СПб.: Любавич, 2001. 24 с.
5. Связь времен: каталог выставки. СПб.: Премиум пресс, 2013. 225 с.
12 Елена Николаевна Байгузина — кандидат искусствоведения, доцент АРБ имени А. Я. Вагановой.