УДК 658.5
Трусевич Н. Э., старший преподаватель; Барушко О. В., инженер
БАЛАНС ВЫПУСКА ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
The article is devoted to problems of increase of efficiency of use of economic-geographical potential of regions of Belarus. The balance of manufacturing of a printed products and its regional distribution is considered. Dynamics of release of the basic kinds of a printed products in regions is analyzed and the forecast of its change with use of statistical model of life cycle is calculated. The developed imitating models can be used for elaboration of optimum strategy of development of the printing industry in regions of Belarus.
Изменение геополитического положения Беларуси, процессы глобализации и регионализации, переход развитых государств к постиндустриальной стадии объективно диктуют необходимость изменений в отраслевой структуре хозяйства страны.
Сдвиги в отраслевой структуре хозяйства по-разному проявляются в регионах и становятся наиболее существенным фактором в изменении уровней их социально-экономического развития и территориальной структуры [1].
Необходимость выработки оптимальной региональной политики, учитывающей дифференциацию объективных предпосылок социально-экономического развития регионов, обусловила появление оценок их инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности, определения их рейтингов, ранжирования по приоритетности развития [1].
Предполагается, что разрабатываемые в этом плане мероприятия должны быть направлены на ускоренное формирование новых производств, базирующихся на использовании собственных природных, интеллектуальных, инфраструктурных ресурсов, созданного производственного потенциала, выгод экономико-географического положения, а также на опережающие темпы роста сферы услуг.
Перечисленные направления активизации использования экономико-географического потенциала регионов Беларуси в той или иной мере связаны также и с полиграфической промышленностью, повышением эффективности реализации ее производственного потенциала. Объясняется это тем, что полиграфические предприятия занимают важное место среди промышленных предприятий и предприятий сферы услуг в регионах.
В отличие от других подотраслей издательско-полиграфического комплекса (ИПК) полиграфическая промышленность является наиболее фон-до- и материалоемкой отраслью и по этой причине она имеет наименьшую мобильность на рынке услуг [2]. Вместе с тем, произошедшие в последнее десятилетие фундаментальные изменения в полиграфической технологии, связанные в первую очередь с внедрением цифрового оборудования, существенно меняют структуру и принципы
формирования предприятий отрасли. В первую очередь это касается малых и средних предприятий, которые и составляют основу региональной полиграфии.
Необходимо отметить, что региональные аспекты развития полиграфической промышленности Беларуси, динамика изменения ее продукционной структуры в последнее десятилетие исследованы недостаточно. Это обстоятельство может создать определенные проблемы, как с точки зрения регионального планирования, так и при определении стратегии развития ИПК Беларуси на ближайшие десятилетия.
Целью данной работы является рассмотрение баланса выпуска основных видов печатной продукции с учетом регионального распределения, а также построение имитационных моделей для прогнозирования развития полиграфической промышленности в регионах.
Баланс выпуска печатной продукции полиграфической промышленностью Беларуси. Баланс выпуска основных видов продукции в краско-оттисках и листах-оттисках в 2006 г. с распределением по регионам представлен в таблице. При ее составлении использованы данные [3].
Анализ структуры выпуска печатной продукции по видам показывает, что практически половину всего объема продукции составляют газеты (49%). Далее следует книжная продукция — 25%, затем упаковочная — 9%, прочая — 5%, бланочная и журнальная — по 4%, этикеточная — 3%, красочно-изобразительная (листовая) — 1%.
Необходимо отметить, что за последние шесть лет продукционная структура ИПК существенно изменилась. Во-первых, по сравнению с 2000 г. общий объем выпуска продукции возрос в 1,9 раза с 2449,8 до 4609,6 млн. листов-оттисков [2].
Во-вторых, изменилось соотношение видов продукции. В 2000 г. более половины продукции — 60,6% составляли книжные издания. Второе место занимали газеты — 12,4%, далее шла красочно-изобразительная продукция — 10,2%. Сложившаяся тенденция изменения продукционной структуры, даже с учетом роста выпуска продукции, не может быть признана положительной в целом.
Выпуск печатной продукции в регионах
Таблица
Вид печатной продукции Единицы изм., млн. Минск Брестский регион Витебский регион Гомельский регион Гродненский регион Могилевский регион Минский регион Всего
Всего кр.-отт. 8827,500 236,039 384,852 331,164 154,832 215,328 190,632 10340,347
л-отт. 3669,653 161,474 242,169 220,298 88,854 107,197 119,934 4609,580
Газеты кр.-отт. 3715,619 166,602 213,237 224,214 83,132 120,348 30,028 4553,180
л-отт. 1711,981 112,783 118,505 166,069 47,287 66,908 26,666 2250,199
Книжная кр.-отт. 1873,401 11,178 31,120 1,107 1,227 0,029 5,034 1923,096
л-отт. 1094,196 7,522 27,909 0,859 1,054 0,008 4,514 1136,062
Журнальная кр.-отт. 344,552 2,509 2,827 12,448 1,049 0,000 0,348 363,733
л-отт. 188,727 0,926 2,823 10,34 0,47 0,000 0,183 203,469
Изобрази- кр.-отт. 101,455 6,051 3,103 4,147 1,923 2,908 11,560 131,147
тельная л-отт. 30,517 2,051 1,083 1,513 0,636 1,012 5,042 41,854
Этикеточная кр.-отт. 543,763 12,963 0,838 24,257 21,031 0,453 22,935 626,240
л-отт. 118,652 5,055 0,411 7,638 7,281 0,208 11,133 150,378
Упаковочная кр.-отт. 1957,923 0,648 15,080 13,314 1,747 0,075 8,572 1997,359
л-отт. 376,247 0,2 4,272 2,915 0,691 0,019 5,615 389,959
Бланочная кр.-отт. 88,430 26,692 28,131 16,559 21,646 34,393 33,440 249,291
л-отт. 68,608 26,108 24,359 15,412 20,805 18,973 30,187 204,452
Прочая кр.-отт. 202,357 9,396 90,516 35,118 23,077 57,122 78,715 496,301
л-отт. 80,727 6,829 62,807 15,552 10,63 20,069 36,594 233,208
Из таблицы видно, что территориальное распределение полиграфического производства по показателю «выпуск продукции» является существенно неравномерным. Так около 80% печатной продукции производится в г. Минске. Если же рассматривать регионы, то наибольший вклад, около 5%, вносят Витебская и Гомельская области. Затем следуют Брестский и Минский регионы, объемы выпуска продукции в которых составляют 3,5 и 2,5% соответственно. Объемы полиграфического производства в Могилевской и Гродненской областях примерно равны и составляют около 2%.
Анализ региональной динамики выпуска основных видов печатной продукции. Далее рассмотрим более подробно динамику выпуска отдельных видов продукции. Начнем с книжной продукции, как традиционной и наиболее социально значимой.
Всего в Беларуси в 2007 г. издано 12 565 наименований книжной продукции общим тиражом 49,8 млн. экз. По сравнению с 2006 г. количество названий увеличилось на 8,6%, тираж уменьшился на 4,2%. Прогноз динамики выпуска книг и брошюр в целом по стране на ближайшие десятилетия представлен на рис. 1. При расчете прогноза изменения динамики выпуска книг использовалась статистическая модель жизненного цикла [4].
В качестве положительного факта можно отметить, что, начиная с 1991 г., количество наименований выпущенных книг в Беларуси возросло с 2432 до 12565, т. е. в 5,2 раза. Если соотнести этот показатель с количеством населения, то Беларусь занимает лидирующие позиции не только по отношению к России и Украине, но и по отношению ко многим экономически развитым странам Европы и мира [2, 5].
N
45000
2020 2030 2040
Годы
Рис. 1. Прогноз динамики выпуска книг в
Беларуси и г. Минске:--Беларусь;
-----г. Минск
5000
1990
2000
2010
Логистическая функция представляющая на рис. 1 прогноз изменения количества выпущенных книг показывает, что в ближайшие годы интенсивный рост данного показателя продолжится. К 2015 г. произойдет его удвоение и будет достигнуто значение 25 000 наименований книжной продукции. В 2025 г. этот показатель будет близок к 40 000 наименований. Таким образом, если достигнутые в настоящее время темпы развития книжного производства сохранятся, то Беларусь прочно займет почетное место среди лидеров мирового книгоиздания.
Рассмотрим, из чего складываются эти данные. Безусловным лидером отечественного книгоиздания является г. Минск. Как видно на рис. 1, эта роль у него сохранится и в дальнейшем. Однако сохранение существующих темпов роста книгоиздания и их наращивание может быть достигнуто не за счет работы на внутреннем книжном рынке, а в результате активного включения в международное разделение труда. По мнению, высказанному в [1], внутренние ресурсы развития г. Минска практически исчерпаны. Наращивание потенциала развития может быть обеспечено в результате включения в «сеть восточноевропейских столиц».
Серьезную роль в развитии отечественного книгоиздания должны сыграть регионы. Анализ показывает, что часть из них накопила хороший потенциал для устойчивого развития книгоиздания в ближайшие годы. На рис. 2 приведен прогноз динамики выпуска книг в Гомельском и Гродненском регионах. Гомельский регион традиционно считается индустриально развитым, что создает более благоприятные условия для развития книгоиздания. Вместе с тем, опыт Гродненского региона показывает, что данное преимущество не является определяющим и успех может быть достигнут при надлежащем отношении к проблеме.
Годы
Рис. 2. Прогноз динамики выпуска книг в
регионах:--Гомельский;-----
Гродненский
Рис. 3. Прогноз динамики выпуска книг в
регионах:--Могилевский;-----
Минский
На рис. 3 приведен прогноз динамики выпуска книг в Могилевском и Минском регионах. С точки зрения наличия ресурсов, данные регионы занимают в стране полярные позиции. Могилев-ский регион является наименьшим по территории и населению. На рис. 3 видно, что развитие книгоиздания происходило импульсами. В настоящее время формируется третий этап, который и определит потенциал развития на перспективу.
Книгоиздание в Минском регионе испытывает сильное воздействие столицы, как ведущего издательского центра, что и определяет его нынешнее состояние. С другой стороны, регион является наибольшим по территории и населению, в нем имеются крупные промышленные центры республиканского значения. Все это создает реальные предпосылки для развития книгоиздания.
Прогноз динамики выпуска книг в Брестском и Витебском регионах приведен на рис. 4.
Годы
Рис. 4. Прогноз динамики выпуска книг в
регионах:--Витебский;-----
Брестский
На рис. 4 видно, что динамика данного показателя в этих регионах характеризуется нестабильностью — имеются периоды спада и подъема. Как показывает прогноз, количество наименований книг в Брестском и Витебском регионах практически достигло своего максимального значения. Поэтому необходима разработка комплекса мероприятий по накоплению потенциала развития и повышению эффективности книгоиздания в данных регионах.
Далее рассмотрим динамику количества наименований и тиражей газетной продукции. Как отмечалось в [2], основной проблемой газетного производства является его низкая концентрация. В 2000 г. количество наименований газет составляло 326, а на 1 млн. населения приходилась 31 газета, что в 10 раз превышает аналогичные показатели в экономически развитых странах. Однако рост продолжился и в 2004 г. уже было зарегистрировано 919 газет. В последующие годы началось постепенное уменьшение этого показателя, в 2007 г. он составил 706 наименований.
В динамике тиражей газетной продукции, начиная с 1995 г. можно констатировать наличие двух этапов развития. Первый этап продолжался до 1999 г. За это время тиражи выросли с 118,8 до 156,3 млн. экземпляров в 1998 г. Далее наступил спад до 139,6 млн.
Второй этап начался в 2000 г., тиражи постоянно растут, в 2007 г. было достигнуто значение в 345,2 млн. экземпляров. Прогноз показывает, что период интенсивного роста данного показателя может продолжится до 2015 г. и будет достигнуто значение 480 млн. экземпляров, далее темпы роста начнут замедляться. Асимптотическое значение для данного этапа развития газетного производства составляет 570 млн. экземпляров, соответственно удельное значение на 1 млн. населения будет около 60 экземпляров, что пока еще в 5 раз меньше, чем в экономически развитых странах [2].
Право печатать газеты в соответствии с лицензией имеют 60 типографий, 24 из них это узлы печатания газет образованные в результате укрупнения газетного производства [2]. Распределение данных типографий по регионам следующее: Гомельский регион —22%; Брестский — 17%; г. Минск и Минский регион по 15%; Витебский регион — 13%; Гродненский — 12%; Могилевский — 7%. С точки зрения производственной мощности газетного производства безусловным лидером является столица, региональные типографии имеют примерно одинаковую или сопоставимую мощность.
Состояние и направления развития журнального производства подробно рассматривались в [6]. За последние годы здесь произошли некоторые изменения. Количество наименований зарегистрированных журналов после резкого снижения с 531 в 2004 г. до 395 в 2005 г., в последующие годы после-
довательно увеличивалось и к началу 2008 г. достигло значения 521 наименование. Вместе с тем, проблемы, обсуждавшиеся в [6], пока что не решены. В первую очередь это нерациональная структура номенклатуры издаваемых журналов, больше половины из которых составляют производственно-практические и популярные журналы. Нуждается в серьезной корректировке и территориальная структура, практически 90% журналов издаются в г. Минске. В этих условиях стоит задача формирования регионального журнального издательского сектора.
Обобщение результатов анализа. Как правило, экономико-географические показатели изменяются под воздействием внешних и внутренних факторов. За рассматриваемый период они менялись в разных направлениях, однако в целом для динамики этих показателей характерна неустойчивость и цикличность. Таким образом, необходимо оперативно и всесторонне анализировать деятельность отдельных полиграфических предприятий и отрасли в целом, чтобы отслеживать динамику основных показателей и выявлять тенденции в различных направлениях функционирования издательско-полиграфического комплекса. Это позволит повысить его потенциал и избежать в дальнейшем неблагоприятных явлений.
Литература
1. Войтов, И. В. Регионы Беларуси на современном этапе: экономико-географический анализ и прогноз инвестиционно-инновационного развития / И. В. Войтов, Л. В. Козловская // Вестник БГУ. Серия 2. Химия. Биология. География. — 2006. — №. 3. — С. 84-91.
2. Ничипорович, С. А. Организационное управление в полиграфической промышленности / С. А. Ничипорович, М. И. Кулак, Н. Э. Трусе-вич. — Смоленск: Русич, 2004. — 336 с.
3. Материалы коллегии Министерства информации Республики Беларусь по итогам работы в 2006 году. — Минск: М-во информации, 2007. — 144 с.
4. Кулак, М. И. Обобщенная модель жизненного цикла печатной продукции / М. И. Кулак, Н. М. Семеняко, Н. Э. Трусевич // Труды БГТУ. Сер. IX. Издат. дело и полиграфия. — 2006. — Вып. XIV. — С.129-132.
5. Трусевич, Н. Э. Состояние и тенденции развития полиграфической подотрасли издательско-полиграфического комплекса Беларуси / Н. Э. Трусевич, О. В. Барушко, Л. А. Поддубная // Труды БГТУ. Сер. IX. Издат. дело и полиграфия. — 2007. — Вып. XV. — С. 80-86.
6. Ничипорович, С. А. Направления развития и реструктуризация журнального подкомплекса ИПК Беларуси / С. А. Ничипорович, Л. В. Фе-ликсова // Труды БГТУ. Сер. IX. Издат. дело и полиграфия. — 2004. — Вып. XII. — С. 101-104.