Научная статья на тему 'Балакшины и начало машиностроения в Зауралье и Западной Сибири'

Балакшины и начало машиностроения в Зауралье и Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
305
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛАКШИНЫ / ЗАУРАЛЬЕ / МАШИНОСТРОЕНИЕ / ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ТУРБИНЫ / МЕЛЬНИЦЫ / ВОДНЫЕ СИЛЫ СИБИРИ / THE BALAKSHINS / TRANS-URALS / ENGINEERING / WATER TURBINES / WINDMILLS / SIBERIAN WATER POWERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бубнов Валерий Андрианович

Статья посвящена Сергею Александровичу Балакшину и началу развития машиностроения в Зауралье и Западной Сибири. Показан его жизненный путь и его деятельность в машиностроении, гидроэнергетике, подготовке инженерных кадров в Западной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BALAKSHINS AND THE BEGINNING OF ENGINEERING IN TRANSE-URALS AND WESTERN SIBERIA

The article is devoted to Sergei Alexandrovich Balakshin and his contribution to the beginning of engineering development in Trans-Urals and Western Siberia. His life and work in engineering, hydropower industry and training of engineers are shown.

Текст научной работы на тему «Балакшины и начало машиностроения в Зауралье и Западной Сибири»

машиностроение зауралья в лицах.

балакшины

140-летию Сергея Александровича Балакшина, организатора и создателя первого машиностроительного предприятия в Зауралье и

Сибири, посвящается

УДК 62 В.А. Бубнов

Курганский государственный университет

балакшины и начало машиностроения в Зауралье и западной сибири

Аннотация. Статья посвящена Сергею Александровичу Балакшину и началу развития машиностроения в Зауралье и Западной Сибири. Показан его жизненный путь и его деятельность в машиностроении, гидроэнергетике, подготовке инженерных кадров в Западной Сибири.

Ключевые слова: Балакшины, Зауралье, машиностроение, гидравлические турбины, мельницы, водные силы Сибири.

V.A. Bubnov Kurgan State University

THE BALAKSHINS AND THE BEGINNING OF ENGINEERING IN TRANSE-URALS AND WESTERN SIBERIA

Annotation. The article is devoted to Sergei Alexandrovich Balakshin and his contribution to the beginning of engineering development in Trans-Urals and Western Siberia. His life and work in engineering, hydropower industry and training of engineers are shown.

Keywords: The Balakshins, Trans-Urals, engineering, water turbines, windmills, Siberian water powers.

В 2000 году машиностроение Зауралья отметило свой вековой юбилей. В 2017 году исполняется 140 лет со дня рождения организатора первого машиностроительного завода в Зауралье и Западной Сибири Сергея Александровича Балакшина. Машиностроение наше началось с организации в 1900 году небольшой механической мастерской в д. Логовушка Курганского уезда при крахмало-паточном заводе А.П. Ванюкова и А.Н. Балакшина. Организатором этой мастерской стал сын А.Н. Балакшина - Сергей Александрович, закончивший в 1899 году Шарлоттенбургский по-литехн и ч е ски й и н ст итут в Берлине . Эта м еха н и ч е-

ская мастерская в Логовушке впоследствии даст жизнь двум курганским заводам: Курганскому заводу сельскохозяйственного машиностроения (Кургансельмаш) и Курганскому заводу колесных тягачей (КЗКТ).

Балакшины

Сергей Александрович Балакшин родился 22 апреля 1877 года в д. Логовушка Курганского уезда Тобольской губернии. Родители, воспитывая своего сына, с детства прививали ему трудолюбие, честность, интерес ко всему новому, любовь к Родине. По словам Елизаветы Михайловны, матери С.А. Балакшина, «Сережа был впечатлительный, наблюдательный и трудолюбивый мальчик. Я никогда не слыхала от него вечного вопроса ребят «Что я буду делать?» Он всегда находил себе занятие сам».

Балакшины из поколения в поколение были прогрессивными людьми своего времени. Дед Сергея Александровича Николай Яковлевич Балакшин, проживая в Тюмени, Тобольске и Ялуторовске, знал декабристов М.А. Фонвизина, С.М. Семенова, И.Д. Якупнсина, М.И. Муравьева-Апостола, В.К. Тизенгаузена и др., живших на поселении в Ялуторовске. Знакомился с декабристами Николай Яковлевич не из простого любопытства: общаясь с ними, он понял, что может многому научиться у этих особенных людей и в то же время как-то облегчить им нелегкую жизнь. Декабристы видели в Н.Я. Балакшине умного, доброго, внимательного и деятельного человека и прониклись к нему уважением.

Позже, в 1843 г. в Ялуторовск были переведены ссыльные И.И. Пущин и Е.П. Оболенский, а в 1846 г. - Н.В. Басаргин, которые также сблизились с Н.Я. Балакшиным. Когда у И.Д. Якушина появилась мысль о создании школы, Н.Я. Балакшин живо откликнулся и принял активное участие в ее реализации. И так как декабристам не разрешалась какая-либо общественная деятельность, то Николай Яковлевич сам выхлопотал разрешение на постройку школы. Немало сил он вложил и в строительство единственной в то время в Сибири школы для девочек.

Между Н.Я. Балакшиным и декабристами установились теплые, дружеские отношения. Впоследствии по возвращении из ссылки декабристы продолжали сохранять связь с сибиряками и в частности с семьей Н.Я. Балакшина, посылая письма, деньги на поддержание деятельности организованных ими школ.

26 декабря 1844 г. в семье Николая

Яковлевича Балакшина и его жены Ионафы Филипповны родился сын Александр - отец С.А. Балакшина (рисунок 1). Когда Александр достиг школьного возраста, он стал учеником школы декабристов. В школе для девочек учились его сестры Александра и Ольга. С ранних лет общаясь с декабристами и дома, и в школе, слушая их разговоры, Александр впитывал в себя их патриотизм и заботу об общественном благе. Эти замечательные черты передавались в семье Балакшиных из поколения в поколение.

По окончании Ялуторовской школы Александр Балакшин поступает в Тобольскую гимназию. Проучившись в ней положенный срок, он уезжает в Казань с мечтой об университете. В 1860 г. он стал студентом «естественного разряда». В Казанском университете Александр Балакшин быстро сошелся с революционно настроенными кругами молодежи. Он стал участником революционно-демократического кружка, идейно и структурно связанного с обществом «Земля и воля». В годы учебы Александр неоднократно участвовал в студенческих собраниях и наряду с другими участниками подвергался допросам в университетской следственной комиссии и Совете Казанского университета. В итоге за свою революционную деятельность он был исключен из университета и сослан на родину, в Ялуторовск, под надзор полиции.

По окончании ссылки А.Н. Балакшин работал на частных предприятиях Ишима и Петропавловска (на казенную работу политических ссыльных не принимали). В 1872 г. он переехал в Курганский уезд Тобольской губернии, где совместно с друзьями основал в д. Логовушке крахмало-паточный завод, опытное поле и метеорологическую станцию. Вскоре он создает отделение Московского общества сельского хозяйства и становится его председателем.

В январе 1902 года Александр Николаевич подал в Министерство земледелия и государственных имуществ докладную записку с просьбой выделить необходимые денежные субсидии для развития в Сибири кооперативного маслоделия. Средства были отпущены, и А.Н. Балакшин был назначен руководителем организации по устройству кооперативных маслоделен. Начинать работать А.Н. Балакшину было тяжело. Мешали иностранные фирмы и частные торговцы.

Но кооперативное маслоделие в Сибири благодаря неустанной деятельности А.Н. Балакшина, развивалось успешно. В 1902-1907 гг. было организовано 273 маслодельных артели, выпускавших первоклассную продукцию. В 1907 году, когда правительственные субсидии кончились, А.Н. Балакшин предложил объединить все организованные к тому времени артели в Курганский союз маслодельных артелей, реорганизованный позже в Сибирский союз маслодельных артелей.

Г.Я. Маляревский в брошюре «Сведения о Союзе с и б и р с к и х м а с_л о_д е л ь н ы х а р_тел е й с диа-

4

граммами» писал: «Главным зачинщиком образования Союза сибирских маслодельных артелей и его первым директором был Александр Николаевич Балакшин. Ближайшими сотрудниками А.Н. Балакшина по устройству Союза на первых порах были его старший сын Андрей Александрович Балакшин и Александр Иосифович Грудзинский - бывший писарь Кротово-Вилков-ской волости Ишимского уезда Тобольской губернии» [1].

10 ноября 1907 года в г. Кургане собрались уполномоченные 16 артельных маслодельных заводов из 273, уже существовавших тогда в Западной Сибири.

«Мне, - вспоминает А. Грудзинский, - выпала честь быть председателем на этом собрании в качестве представителя Кротово-Вилковской артели, и я, как теперь, помню, маленькую комнатку, в которой собрались уполномоченные от 16 артелей, из которых 12 тогда же постановили образовать между собой Союз. Количеством эти смельчаки были малы, но духом крепки и верили в то дело, которое им надлежало провести в жизнь. Положенные в основу будущего Союза принципы были выработаны самим населением и положены в основу организации маслодельных артелей...» [2].

Рисунок 1 - Семья А.Н. Балакшина. Слева направо: Александр Николаевич, Сергей, Андрей и Елизавета Михайловна, 1882 г.

27 ноября 1907 года Главное управление землеустройства и земледелия Министерства земледелия и государственных имуществ утвердило Устав Союза сибирских маслодельных артелей. Эта чисто крестьянская кооперативная ор-

ганизация образовалась в г. Кургане 10 ноября 1907 г. и через 10 лет уже объединила свыше 2500 кооперативов - тысячи артельных заводов и лавок, сотни тысяч артельщиков, живущих в пределах семи губерний и областей на пространстве, в полтора раза превышающем Германскую империю.

В результате Союз сибирских маслодельных артелей, объединявший в 1918 году свыше 2500 артелей, стал, как свидетельствовал его эконо-мическо-статистический отдел, одной из самых крупных кооперативных организаций не только в России, но и во всем мире.

Сибирский союз маслодельных артелей осуществлял производство, сбыт и экспорт большого количества сибирского масла, которое высоко ценилось как на внутреннем, так и на мировом рынке. Экспорт сибирского масла к 1917 году достиг 2,4 млн пудов в год. В результате такого значительного экспорта государство получало больше золота, чем давали его все золотые прииски нашей страны, вместе взятые [1; 2]. Однако экспорт масла за границу осложнялся для Союза необходимостью реализовывать масло через иностранные фирмы, что наносило значительный ущерб артелям - производителям масла. Поэтому в 1913 году по инициативе А.Н. Балакшина в Лондоне был организован Союз сибирских кооперативных товариществ «Юнион», основными членами которого стали Союз сибирских маслодельных артелей и английская фирма Лонсдейль. Председателем «Юниона» избрали А.Н. Балакшина. Вскоре «Юнион» уже развернул большую и плодотворную работу во многих странах мира. А.Н. Балакшин в 1913 году переезжает в Лондон.

В 1916 году, удалившись от дел, Александр Николаевич писал: «Я был только скромным сеятелем, и мне уже не дожить до того светлого дня, когда могучее кооперативное движение объединит все сельское население Сибири и перестроит всю деревенскую жизнь на новых началах. Я твердо верю в скорое наступление этого дня и вперед его благословляю». А.Н. Балакшин скончался в 1921 году в возрасте 77 лет и был похоронен на Хайгейтском кладбище в Лондоне.

Все эти годы рядом с ним была его жена Елизавета Михайловна Балакшина, образованная, энергичная, с волевым характером женщина. Она вместе с мужем делила все тяготы жизни, в частности работала на паточном заводе мастером по варке патоки и приемщиком картофеля. Находясь в Англии, Елизавета Михайловна живо интересовалась жизнью страны, ее обычаями. Балакшины побывали в различных городах Англии, познакомились с музеями, картинными галереями, памятниками архитектуры. Жизнь Елизаветы Михайловны в Англии облегчалась знанием французского языка, которым она владела в совершенстве. Но долго жить на чужбине Елизавета Михайловна не могла. Она была привязана к детям, очень скучала по Родине и стрем и л а с ь поб ы в а_т ь там п р и л ю б о й в о з м о жн о с_т и . СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 12

Она считала, что в России она будет полезнее и нужнее. Елизавета Михайловна умерла в 1939 г. в возрасте 86 лет в Москве.

Но вернемся к Сергею Балакшину, будущему машиностроителю. Сережа рос любознательным мальчиком и с ранних лет интересовался техникой: сооружал на ручьях водяные мельницы, применяя в качестве двигателя деревянные или жестяные колеса с лопастями замысловатой формы, изучал их вращение. Он любил бывать на мельнице, где часами следил за работой механизмов или вел долгие беседы с мельником. Он любил мастерить, несложными инструментами делал детали механизмов и добивался, чтобы они работали. Много времени Сережа проводил на берегу реки, наблюдал, как течет вода. Быть может, уже тогда в голову мальчугана закрадывалась мысль о том, как использовать энергию воды.

Читать Сережа научился сам, азы школьных наук преподали ему родители. Мужской гимназии и реального училища в Кургане и ближайших городах не было. Поэтому к Сергею и его брату был приглашен учитель, который подготовил их в объеме курса уездного училища. Экзамены по программе училища мальчики сдали хорошо. Любознательность Сережи и его интерес к технике во многом развивал и отец. Сергею разрешалось проводить опыты в химической лаборатории, организованной отцом при паточном заводе. В его обязанности входило также наблюдение за приборами метеорологической станции «Старо-Сидорово», также созданной отцом. Сводки наблюдений (ежесуточно, 3 раза в день) систематически направлялись в Петербург, где обрабатывались и включались в метеосводки по всей России.

В 1892 г., учитывая любовь Сергея к технике, родители направили его учиться в Омское техническое училище. В то время еще не было железной дороги, соединяющей Курган с Омском, и Сережа с матерью добирались в Омск на почтовых лошадях по Сибирскому тракту. В Омске Елизавета Михайловна устроила Сергея жить на частной квартире. Позднее она вспоминала: «Сережу приняли в техническое училище. Учащиеся продвинулись по физике и другим предметам далеко вперед, и Сергею пришлось их догонять. Кроме того, приходилось по 4 часа в день работать в мастерских - столярной, слесарной и литейной. Особенно трудно было в литейной, где было очень жарко. Подбор учителей в училище оказался хороший. Директор Панов был строгий и требовательный человек. Он наладил дисциплину в училище. По вечерам он заходил в мастерские и наблюдал за работами учащихся. Сережа всегда отличался прилежанием».

Сергей был первым учеником в училище. Занимался немецким языком и увлекался фотографией. На каникулы он приезжал домой с товарищем. Тогда уже было открыто железнодорож-н о е д виже н и е между Ом ском и Кур га н о м .

Отец, наблюдая, с каким вниманием изучает Сергей технику, решил, что из него выйдет хороший специалист и что ему необходимо получить высшее образование. Отец настоял на том, чтобы Сергей поехал учиться в Германию. В 1895 году Сергей Балакшин окончил Омское техническое училище и вскоре поступил в Шарлоттенбургский политехнический институт. В Берлине Сергей не чувствовал себя недоучкой. У него была хорошая практическая и теоретическая подготовка, кроме того, юноша неплохо владел немецким языком. Все это позволило ему успешно учиться в институте под руководством опытных профессоров.

Появление студента из далекой Сибири в Шарлоттенбургском политехническом институте вызвало всеобщее удивление. Здесь время от времени учились студенты из России, но из Сибири - такое было впервые. Об этом крае здесь вообще имели довольно смутное представление, считали, что Сибирь сплошь покрыта непроходимыми лесами, в которых обитает множество диких зверей, и заселена первобытными племенами.

Немецкие профессора поражались трудолюбию и настойчивости сибирского студента. Сергей упорно изучал новинки техники, много работал в хорошо оснащенных лабораториях института, допоздна засиживался в библиотеке. На экзаменах он обнаруживал хорошие знания и умение применять их для решения практических задач. Особенно интересовался он вопросами гидроэнергетики и машиностроения. Нередко Сергей посещал немецкие заводы. Он внимательно изучал организацию и технологию их производства. Знакомился юноша одновременно и с литературой, касающейся производства в других странах, в частности, в Америке.

Рисунок 2 - Инженер С.А. Балакшин, 1899 г.

В конце 1899 г. С.А. Балакшин окончил Шарлоттенбургский политехнический институт с дипломом инженера-механика и вернулся на Родину (рисунок 2). По возвращении он получил ряд заманчивых предложений, в частности был приглашен на один из казенных заводов Киева в качестве главного инженера. Эта должность давала молодому инженеру перспективу спокойной жизни в хороших климатических условиях. Но Сергей отказался от этого предложения. «Основной причиной отказа послужило его стремление осуществить главную задачу своей жизни -создание и развитие машиностроения в Сибири. И он уезжает в родной край, чтобы начать нелегкий путь первопроходца в производстве водяных турбин и ряда сельскохозяйственных изделий» [2; 3].

Начало машиностроения

На рубеже XX века Сибирь в основном была сельскохозяйственным краем, дающим большое количество зерна. Естественно, собранный урожай требовал переработки и, в частности, помола на мельницах. В то время помол производился на мелких сельских водяных и ветряных мельницах, которых в Сибири к концу XIX столетия насчитывалось около 25 тысяч. И лишь в таких больших городах, как Омск, Томск и Новониколаевск (с 1925 г. - Новосибирск), зерно мололи на паровых мельницах.

Механизмы сельских водяных мельниц приводились в движение деревянными колесами. Они быстро изнашивались, имели малый коэффициент полезного действия и требовали для вращения значительного количества воды. Производительность водяных мельниц с деревянными колесами была крайне низкая. Кроме того, водяные мельницы не могли работать весной, в половодье, и летом, когда в мелководных реках было мало воды. Надо отметить, что в те времена энергия сибирских рек, больших и малых, практически не использовалась.

На базе животноводства в Сибири было развито маслоделие. Масло, как уже отмечалось, не только поставлялось на местные рынки и в европейскую часть России, но и экспортировалось за границу. Уже в 1890 г. Сибирь экспортировала около 1 млн пудов масла. Для оснащения маслодельных заводов требовалось большое количество разнообразного оборудования - ручные и приводные маслобойки, отжимные столы, сепараторы, фляги, молоковесы, конные приводы и т. п. В России такое оборудование не изготовляли, а закупали за границей. Более того, в начале двадцатого века в Сибири не было даже механических заводов, и все работы велись в мелких кустарных мастерских, примитивно оборудованных, а также в кузницах и железнодорожных депо. Но и эти маломощные предприятия ощущали нехватку рабочих рук. Особенно остро Сибирь нуждалась в квалифицированных рабочих.

В 1 899 г. С .А . Бал а кши н п р и ехал к родителя м

в д. Логовушка Курганского уезда. Перед молодым инженером открылось широкое поле деятельности. Энтузиаст создания промышленности в Сибири, он горел желанием скорей применить свои знания на практике. Тщательно обсудив намеченные планы с отцом А.Н. Балакшиным и тестем А.П. Ванюковым, Сергей Александрович вступил в товарищество «Балакшин, Ванюков и К°» и приступил к организации в Логовушке механической мастерской (рисунок 3). При этом он понимал, что столкнется со многими трудностями - отсутствием средств, квалифицированных рабочих и оборудования, острой конкуренцией с иностранными фирмами и т. п. Но С.А. Балакшин смело шел по намеченному пути и не свернул с него до конца своей жизни.

Возглавляемая С.А. Балакшиным механическая мастерская в Логовушке в 20 км от Кургана открылась уже в середине 1900 г. В старых саманных и деревянных зданиях общей площадью около 150-200 м2 разместили оборудование с тремя полуизношенными токарными станками, кузнечный горн, литейную с небольшой вагранкой, а также бондарное отделение. Для вращения станков применяли паровую машину соседнего паточного завода, а так как он действовал только осенью, мастерская в основном пользовалась конным приводом. В мастерской работали 15 человек, включая технического руководителя - инженера С.А. Балакшина и ученика копировщика Федора Вотякова.

Вскоре С.А. Балакшин уже наладил изготовление оборудования для маслодельных заводов: ручных и приводных маслобоек, конных приводов, отжимных столов, фляг, молоковесов и других изделий. Несмотря на примитивные условия производства, выпускаемое мастерской оборудование было хорошо сконструировано и отличалось неплохим качеством. Оно тщательно проверялось в условиях эксплуатации и быстро завоевало признание и популярность не только в Курганском уезде, но и далеко за его пределами, тем более что предприятие такого профиля было единственным на всю Сибирь.

В начале своей деятельности молодой инженер столкнулся с крупными недостатками в развитии отечественной промышленности: массовым выпуском таких деталей, как болты и гайки, взаимозаменяемостью отдельных компонентов и отсутствием стандартизации размеров. В 1904 г. впервые в России он выступил со статьей о необходимости введения в нашей стране стандартизации в машиностроении.

Изготовление оборудования для маслодельных заводов С.А. Балакшин рассматривал как промежуточный этап, как подготовку к выпуску более сложной и необходимой для Сибири продукции, позволяющей использовать большие сибирские водноэнергетические ресурсы. Он хорошо понимал, что деревянные мельничные колеса , п ри ме ня в шиеся в качестве д в и гателя на СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 12

многочисленных сельских мельницах, должны быть заменены гидротурбинами. Одновременно С.А. Балакшин предвидел и то, что наряду с малыми гидротурбинами для мельниц со временем будут необходимы более мощные гидротурбины для будущих гидроэлектростанций на Енисее, Ангаре, Амуре, Оби и других сибирских реках. Он мечтал о больших масштабах развития отечественной гидроэнергетики и поставил перед собой цель воплотить эту мечту в жизнь. Вынашивая идею широкого использования «белого угля» сибирских рек, С.А. Балакшин пришел к выводу о необходимости постройки завода по выпуску гидротурбин.

Рисунок 3 - Крахмало-паточный завод и механическая мастерская в д. Логовушка Курганского уезда, 1900 г.

Удаленность мастерской от Кургана создавала большие трудности при доставке материалов и отправке готовой продукции. Мешала она и налаживанию связей с заказчиками и покупателями. Все это побудило С.А. Балакшина перевести мастерскую из Логовушки в Курган. Одновременно он вышел из состава товарищества, которое разрешило ему перевести несколько строений мастерской в город для размещения будущего предприятия.

Курган, куда переехала мастерская С.А. Балакшина, представлял собой обычный захолустный город Сибири, расположенный в лесостепной полосе на левом берегу р. Тобол. В 1904 г. в Кургане было восемь улиц, в основном застроенных одноэтажными домами, и лишь на двух центральных улицах располагалось несколько двухэтажных каменных построек, в том числе женская гимназия, банк и три церкви. В 1904 г. в Кургане насчитывалось 30 тыс. жителей [4].

На окраине Кургана был участок земли, на котором располагались дом и хозяйственные постройки, принадлежавшие А.П. Ванюкову. Этот участок располагался между улицами Новозапольной (ул. Гоголя) и Пушкинской, а также между переулками Казарменным (ул. Кирова) и Богородским (ул. Томина). Здесь сегодня располагается областная больница. Часть участка тесть уступил С.А. Балакшину, который разместил здесь несколько построек, перевезенных из Логовушки. В те времена в Кургане не было инженеров и техников, которые могли бы работать на заводе

в качестве конструкторов. Неудивительно, что С.А. Балакшин сам конструировал все изделия, начиная с гидротурбин и кончая инструментом (пробки, калибры и др.). Это была интересная работа, но она требовала много сил, времени и энергии. Наряду с конструированием основной продукции ему приходилось разрабатывать специальные станки и приспособления. Так, для обработки крупногабаритных изделий С.А. Балакшин создал лоботокарные станки, которые в России не выпускались, а за границей стоили очень дорого.

Рабочих на завод Сергей Александрович набирал из мастеровых (кузнецы, слесари по ремонту сельскохозяйственного инвентаря), городской молодежи и пригородных крестьян (рисунок 5). Обучив их разным профессиям, он подготовил большое количество высококвалифицированных рабочих. В ходе организации завода С.А. Балакшин затратил много труда на отработку технологии изготовления изделий, которая обеспечивала выпуск высококачественной продукции по ценам ниже, чем у его конкурентов - иностранных фирм. При этом он был убежден, что выпуск дешевой, высококачественной и надежной продукции создает авторитет заводу и обеспечит ее сбыт.

«Приступая к разработке гидротурбины, С.А. Балакшин столкнулся с затруднениями, вызванными отсутствием аналогов не только таких машин, но и деталей их конструкций. Его, в частности, интересовал профиль лопаток рабочего колеса и направляющего аппарата гидротурбин. Но в отечественной технической литературе материалов по гидротурбинам он не нашел, а в иностранной они оказались очень скудными. Нелегко было и с консультантами по гидротурбинам - их просто не было. Некому было поручить даже снять кальку с рабочих чертежей, разработанных С.А. Балакшиным. От всех этих трудностей у него становилось неспокойно на душе, возникала мысль о реальности решения построить завод в Кургане. Но отказаться от идеи создания в Сибири машиностроительной промышленности и гидроэнергетики С.А. Балакшин не мог. Добиться ее реализации он считал своим долгом» [2].

В строениях, вывезенных из Логовушки, были оборудованы первые службы будущего завода, прежде всего механический цех. В нем был установлен вертикальный котел, снабжающий паром паровую машину мощностью в 4 л. е., которая приводила в движение три весьма изношенных токарных станка. В этом же цехе находились два сверлильных станка и 10 слесарных мест, а также лудильное хозяйство. Вскоре был построен склад для хранения материалов. Общая производственная площадь к этому моменту равнялась 150 м2. Контора, в которой днем С.А. Балакшин работал и принимал посетителей, вечером превращалась в конструкторское бюро. Тут же его жена Елена Андреевна занималась бухгалтерией и перепиской с зак а з ч и к а м и . Коллект и в с о_т р у_д н и ков за-8

вода составляли 25 рабочих и 3 представителя администрации (С.А. Балакшин, его жена и Федор Вотяков).

На организацию Курганского турбиностро-ительного завода ушло около трех лет. 1 января 1904 г. «Чугуно-меднолитейный и механический завод инженера С.А. Балакшина» приступил к работе и вначале выпускал оборудование для маслодельных предприятий. Но С.А. Балакшин неустанно думал об организации производства гидротурбин. В то время в России их изготовлением практически не занимались. До 1917 г. в нашей стране было построено всего три малых ГЭС с суммарной мощностью около 5000 кВт. Гидротурбины для этих ГЭС были приобретены за границей. Следует заметить, что в Западной Европе и США в начале XX века гидротурбины выпускались рядом фирм (Эшер Вис, Эрлангер и др.), стоили они очень дорого и были мало доступны для широкого потребления в России.

Наиболее известным тогда производителем в нашей стране был турбинный завод Пирвица и Ко в Риге, выпускавший гидротурбины малой мощности. В 1915 году этот завод был эвакуирован в Москву, а в 1917-1918 гг. на его базе был создан завод «Красная Пресня», который с 1924 г. начал производство советских гидротурбин.

С.А. Балакшин пытался привлечь к конструированию гидротурбин специалистов, но его попытка не увенчалась успехом. Тогда он решил разработать конструкцию турбин самостоятельно. Не имея возможности воспользоваться документацией и чертежами завода Пирвица, Сергей Александрович изучал конструкции турбин в основном по редкой иностранной литературе. При этом он самостоятельно проводил все проек-тно-конструкторские и опытные работы. В 1904 г. С.А. Балакшину представился случай поработать с заграничной гидротурбиной фирмы «Эрлангер». Она была куплена для мельницы К.М. Дунаева (под Курганом), и С.А. Балакшину предложили установить ее и пустить в ход. Проанализировав работу турбины фирмы «Эрлангер», оценив ее достоинства и подметив недостатки, С.А. Балакшин обратил внимание на то, что она недостаточно эффективно использует подводимую к ней энергию воды. В этой связи он критически отнесся и к разработанному проекту своей гидротурбины: еще раз тщательно рассчитал и уточнил намеченный им профиль лопаток и направляющего аппарата и ввел ряд дополнительных усовершенствований.

В 1905 году на Курганском турбинострои-тельном заводе по чертежам С.А. Балакшина была изготовлена первая в Сибири гидротурбина радиально-осевого типа (рисунок 6). Ее назвали «Богатырь-быстроход». Этому событию радовались все заводчане: и инженер-конструктор С.А. Балакшин, и рабочие, чьими руками воплотили его мечту. Все с нетерпением ждали испытаний на м ел ьни це в Ко кч ета вско м уезде (Казахстан) .

Испытания прошли успешно: турбина Балакшина показала высокий коэффициент полезного действия и надежность в работе.

С целью популяризации широкого внедрения гидротурбин на мельницах С.А. Балакшин написал очерк «Два брата». В этой брошюре он в аллегорической форме рассказал о том, как на одной из мельниц к гидротурбине отнеслись недоверчиво и продолжали использовать деревянное колесо в качестве двигателя. На другой же мельнице более дальновидные люди сразу применили гидротурбину. Она эффективно использовала энергию водооттока, и мельница работала даже в то время, когда в реке было мало воды. В итоге здесь почти не знали простоев.

И вот в один из морозных дней на Курганский турбиностроительный завод в кабинет С.А. Балакшина вошел человек в меховом тулупе и огромной меховой шапке. Его борода была вся покрыта снегом и сосульками. Видно было, что он пришел издалека. Обратившись к Сергею Александровичу, посетитель сказал: «Я прочел Ваш очерк «Два брата» и решил приобрести водяную турбину для нашей мельницы и жить так, как тот Иван, о котором Вы так красочно написали в книжке».

Вторая гидротурбина Курганского турби-ностроительного завода была установлена на р. Куртамыш Курганского уезда, а затем началось их победное шествие по Сибири, Уралу, европейской части России, Средней Азии и Кавказу. Гидротурбины Балакшина быстро завоевали признание: они обладали высоким КПД, широким диапазоном мощностей, надежностью в работе и относительно низкой стоимостью. При этом курганские гидротурбины не только отличались хорошим качеством изготовления, но и своевременно доставлялись заказчику. Спрос на турбины превышал возможности завода, который ежегодно мог давать около ста агрегатов.

Кроме турбин с вертикальным расположением вала, на Курганском турбиностроительном заводе выпускали турбины с горизонтальным валом и изогнутой отсасывающей трубой. Выполнялись компоновки и со сдвоенными горизонтальными турбинами на общем горизонтальном валу и питанием из открытой камеры.

В 1905-1919 гг. на Курганском турбино-строительном заводе были созданы около тысячи различных типов турбин по конструктивному исполнению и по мощности от 1,0 до 300 кВт, рабочий напор от 0,5 до 4,5 м и расход воды - до 9 м3/сек. Коэффициент полезного действия этих гидротурбин составлял в среднем 80%.

Среди различного оборудования, выпускаемого в этот период Курганским заводом, важное место занимают турбопоставы. Представьте себе металлический кожух, внутри которого размещены два жернова: нижний неподвижный и верхний вращающийся. Сверху кожуха закреплены бун-ке р , в кото ры й за сы п ается зе рн о , п ред н аз н ач е н-СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 12

ное для размола, а сбоку кожуха - желоб, через который высыпается мука. Такой кожух-турбопо-став размещали на чугунном постаменте, сквозь него проходил вертикальный вал гидротурбины, на верхнем конце которого крепился верхний жернов постава. Турбопоставы системы инженера С.А. Балакшина отличались простой конструкцией. Их было легко установить и эксплуатировать. Стоимость их была доступной.

Штат работников завода был невелик. И им было непросто проводить предварительное обследование мест предполагаемых установок турбин. Поэтому С.А. Балакшин разработал специальные анкеты, которые рассылались заказчикам. В этих анкетах содержались интересующие турбиностроителей вопросы, в частности, о количестве воды, протекающей в реке за единицу времени на том участке, где предполагалось установить турбину. Кроме того, в анкете запрашивалось предполагаемое количество работающих поставов, характеристика ожидаемого напора воды на мельнице, описание места ее расположения. Все эти сведения позволяли прямо на заводе рассчитать и подобрать требуемый для тех или иных условий тип гидротурбины, провести компоновку сооружений.

Как известно, первоначальное оборудование Курганского завода составляли станки, привезенные из Логовушки. Заботясь о повышении технической вооруженности завода, С.А. Балакшин ежегодно приобретает новое отечественное и зарубежное оборудование, нередко используя для этого представительства иностранных фирм в России.

Рисунок 4 - В литейном цехе 1908 год

Случалось, что нужный станок заводу отсутствовал на отечественном и зарубежном рынках. Тогда заводчане изготовляли его сами. Например, на заводе был создан лобовой станок для обработки крупных изделий. Модернизировалось и энергосиловое хозяйство завода. В декабре 1913 г. был пущен новый локомобиль мощностью 70 л. с. производства немецкой фирмы «Вольф-Тандем». В мае 1916 г. начала действовать новая усовершенствованная вагранка производительно-ст ь ю 3000 к г л и т ья в ч а с . Е ще с 1905 г. к а в од был

оборудован электрическим освещением. Местные жители восприняли этот факт как чудо, в то время в Кургане об электричестве многие даже не слышали.

Рисунок 5 - Рабочие и служащие завода, третий слева С.А. Балакшин. На переднем плане колесо турбины.1908 год

- ,1г 1 1 ч

с

г" I" Г ------1!

Л--1 1 — •'П1 Л, и м ?

г [

1 -- сороудерживающая решетка; 2 - паз затвора;

3 - отсасывающая труба; 4 - гидротурбина Рисунок 6 - Гидротурбина и схема ее расположения на мельнице

Рисунок 7 - Отправка в Казахстан гидротурбины. 1905 г.

Между тем Сергей Александрович все чаще и чаще приходил к мысли о том, что продукция курганских турбиностроителей нуждается в широком признании на отечественном и международном рынках. Дело в том, что в технической литературе тех лет ничего не говорилось о радиально-осе-вых турбинах С.А. Балакшина. А они, по мнению самого конструктора, отличались от иностранных образцов более совершенной формой лопастей рабочего колеса и направляющего аппарата, обеспечивали оптимальные гидравлические условия работы и имели более высокий КПД.

Было решено продемонстрировать курганские гидротурбины на ряде выставок, причем не

только в России, но и за рубежом (рисунок 7). При этом С.А. Балакшин полагал, что критические замечания экспертов выставок и различных специалистов помогут заводу улучшить качество гидротурбин, а демонстрация их на выставках привлечет новых покупателей.

Выставочные образцы готовились с особой тщательностью. Они были хорошо отлажены и имели весьма привлекательный вид. Каждая из двух посылаемых на выставку турбин была снабжена подробным описанием, имела технические характеристики и отзывы заказчиков. Экспонаты были аккуратно упакованы и отправлены в 1908 г. багажом по железной дороге: одна гидротурбина была доставлена в Марсель (Франция) на Всемирную выставку по применению электричества, вторая - на Всемирную выставку в Стокгольм (Швеция).

Отправив свои детища за границу, Сергей Александрович не находил себе места, волновался. И было из-за чего: русские гидротурбины экспонировались на международных выставках впервые! И вот наконец из Марселя пришло сообщение - гидротурбине конструкции инженера С.А. Балакшина присужден гран-при и золотая медаль (рисунок 8). Это была награда талантливому конструктору инженеру С.А. Балакшину и его высококвалифицированным рабочим, большинство из которых были его учениками. Спустя некоторое время пришло сообщение и из Швеции: гидротурбина Курганского турбиностроительного завода получила на Всемирной выставке серебряную медаль (рисунок 9).

Итак, курганские гидротурбины сразу завоевали мировое признание. Однако талантливый инженер-конструктор не остановился на достигнутом. Его гидротурбины систематически совершенствовались, причем качество их изготовления неизменно было на высоком уровне. В итоге небольшое предприятие, каким был Курганский тур-биностроительный завод, стало первым в Сибири машиностроительным центром, а его турбины нашли применение при использовании энергии рек. Идея С.А. Балакшина об организации в Сибири машиностроительной промышленности и о развитии гидроэнергетики начала осуществляться (рисунок 10).

Гидротурбины и другие изделия завода получали награды и на отечественных выставках. Так, на первой Всероссийской мукомольной выставке (Петербург) в 1909 году заводу Балакшина присуждены золотая и серебряная медали. Большая золотая медаль была вручена Курганскому турбино-строительному заводу в 1911 году на ЗападноСибирской выставке (Омск) и там же в 1913 г. - бронзовая медаль Министерства финансов России [2; 3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 8 - Золотая медаль, присужденная С.А. Балакшину на Всемирной выставке в Марселе (Франция) в 1908 г. за конструкцию гидротурбины

Рисунок 9 - Серебряная медаль, полученная С.А. Балакшиным на Всемирной выставке в Стокгольме (Швеция) в 1908 г. за конструкцию гидротурбины

Кроме турбин, этой основной продукции, завод выпускал запасные части к турбинам и тур-бопоставам, ремни приводные кожаные и из верблюжьей шерсти, соединители для ремней, шкивы чугунные для канатной передачи, подъемные винты для ставней, трансмиссии и т. д. Вся продукция завода не только отличалась хорошим качеством, высоким коэффициентом полезного действия, широким диапазоном мощностей, надежностью в работе, относительно низкой стоимостью, но и своевременно доставлялась заказчику. Спрос на курганские гидротурбины превышал возможности завода. В предисловии к прейскуранту своего завода Сергей Александрович в 1914 году писал: «Работая уже несколько лет специально по постройке турбин и мельниц и оглядываясь назад, я не могу не испытывать чувства глубокого удовлетворения.

Рисунок 10 - Вид на завод С. Балакшина в г. Кургане, 1913 г. Слева - кузница, справа - слесарный цех, вверху - главный корпус, слева вверху - контора с жилым домом

Скептическое отношение к выпускаемым мною турбинам и принадлежностям мельниц в первые годы работы моего завода сменилось вполне справедливым признанием хороших качеств изделий и все возрастающий спрос на изделия, который я с трудом могу удовлетворить, несмотря на постоянное увеличение производства, лучше всего показывает, что всегда добросовестное отношение моего завода к делу достойно оценено заказчиками. Турбины «Богатырь» установлены и работают не только на обширной территории Сибири до Иркутска, но нашли широкое применение на Урале и в Сибири... Это дает мне право думать, что все время прилагаемые мною усилия к улучшению производства до возможной степени совершенства, не уступающей загранице, при умеренной цене нашли отклик среди клиентов, и я, кажется не ошибусь, если скажу, что благодаря специализации в деле построения турбин и мельниц с применением самых новейших конструкций, проверенных на практике, удалось создать экономную, сильную, практичную и доступную по цене машину» [2].

С момента организации завода С.А. Балакшин систематически уделял внимание введению там всех новинок техники: и совершенствованию оборудования, и применению совершенной технологии производства, и механизации трудоемких работ (рисунок 11). На заводе использовались электродвигатели и было электрическое освещение. Тяжести поднимались мостовым краном, были лебедки и тали. Отопление паровое, вентиляция приточно-вытяжная с подогревом воздуха. На территории завода была проложена узкоколейка с заходом в цеха для транспортировки топлива, материалов и готовой продукции.

Из года в год возрастал авторитет завода среди деятелей промышленности и сельского хозяйства России. Об этом, в частности, свидетельствует заводская книга отзывов, оставленных посетителями, среди которых были заказчики и приемщики оборонных заказов, а также специалисты различных предприятий, ученые, приезжавшие в Курган.

Действительный член Технического общества и Московского общества сельского хозяйства И. Юшков, осмотрев завод 27 мая 1914 года, записал: «Я посетил завод, организованный Сергеем Александровичем, и не могу не выразить чувства уважения к неутомимому труду, энергии и настойчивости таких тружеников, как Сергей Александрович. Пора наконец, чтобы русское общество отметило труды таких деятелей, создавших при самых отрицательных условиях подобные предприятия». Под этим отзывом подписался также профессор Томского технологического института А.А. Потебня [3].

31 мая 1917 года завод посетил приемщик Военно-промышленного комитета А.А. Мациевский. «От всей души, - писал он, - желаю полного успеха и процветания заводу во имя о б ще го р а з в и тия п р о мы ш л е н н о с_т и С и б и р и и из-

11

Рисунок 11 - Гоафики, отражающие показатели работы турбиностроительного завода С.А. Балакшина за период 1904-1914 гг. (выпуск чугунного литья представлен в пудах, площадь мастерской - в кв. аршинах)

бавления от технического ига иностранцев».

Инженеры В. Хряев, Б. Семенов и др. 18 мая 1919 года оставили следующую запись: «Нами осмотрен завод, организованный инженером С.А. Балакшиным. Это один из лучших заводов Сибири в отношении продуманности производства чугунного литья, а в особенности гидравлических турбин, которые с каждым выпуском обладают новой конструктивной особенностью, двигающей дело турбиностроения вперед. Побольше бы таких заводов. Чувствуется громадная энергия С.А. Балакшина в отношении своего детища, которое достигло теперешнего положения благодаря постоянному уходу этого неутомимого, любящего свое дело человека».

Аналогичных отзывов о Курганском турбино-строительном заводе, его технологии и качестве продукции было много.

Осенью 1919 года С.А. Балакшин был мобилизован как инженер в белую армию и вынужден покинуть Курган. Но на службу он не попал, заболев по дороге сыпным тифом. Жена, приехавшая ухаживать за ним, вскоре также подхватила сыпняк. В ноябре 1919 года, едва оправившись от болезни, они выехали в Томск, где в то время у родственников жили их дети [2].

Покидая Курган, Сергей Александрович рассчитался с рабочими и передал ключи от действующего завода рабочему комитету. Он отверг требование белых властей взорвать или вывести завод из строя. Он до конца жизни считал этот завод своим вкладом в промышленное развитие Сибири.

В первые десятилетия Советской власти завод продолжал выпуск водяных турбин. Их использование в народном хозяйстве страны способствовало претворению в жизнь плана ГОЭЛРО. Турбины поставлялись не только в Сибирь, на Урал и в Казахстан, но и на Кавказ и Кубань. Большое количество курганских турбин предназначалось для электрификации сельской местности. Например, в селе Звериноголовском в 1925 г. была построена первая в Зауралье сельская гидроэлектростанция. Она снабжала электроэнергией девять населенных пунктов, обеспечивала работу 23 двигателей суммарной мощностью 180 кВт и давала ток для освещения 5000 лампочек. Работая в Томске, С.А. Балакшин в 1925-1931 гг. не раз выполнял задания Курганского турбиностроительного завода по разработке конструкций новых типов гидротурбин, проводил технические консультации, выступал в защиту интересов завода в судебных и прочих инстанциях.

В 1931 году встал вопрос о значительном расширении Курганского турбиностроительного завода и организации на нем производства мощных гидротурбин для оснащения крупных гидроэлектростанций, которые предполагалось построить на сибирских реках. Для решения этого вопроса в Курган прибыла специальная комиссия производствен ного объеди не н ия «Котлотурби на» во СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 12

главе с профессором И.Н. Вознесенским. Следует отметить, что к этому времени производство крупных турбин было уже налажено на Ленинградском металлическом заводе. Первые гидротурбины, мощностью 370 кВт каждая, этот завод изготовил в 1924 г. для Окульской ГЭС. В последующие годы мощности гидротурбин Ленинградского металлического завода сильно возросли и измерялись десятками тысяч киловатт. Кроме того, в Москве на заводе «Красная Пресня» с 1924 г. был начат выпуск малых гидротурбин, а с 1926 г. на заводе им. М.И. Калинина - более крупных. Первая такая турбина этого завода предназначалась для Сызранской ГЭС.

Все это в значительной мере повлияло на решение комиссии. Профессор И.Н. Вознесенский и его коллеги высказались против организации в Кургане производства мощных гидротурбин. Более того, они посчитали возможным вообще прекратить выпуск на заводе любых гидроагрегатов. Это огорчило С.А. Балакшина. Он считал, что многолетний налаженный выпуск малых турбин на заводе следовало бы оставить в целях обеспечения электрификации сельских районов и развития малой энергетики в Сибири. Но изменить решение он не смог. После прекращения выпуска турбин Курганский турбиностроительный завод был перепрофилирован на производство сельскохозяйственных машин [3].

С.А. Балакшин - гидроэнергетик

С.А. Балакшин, занимаясь с 1905 г. вопросами турбиностроения и связанного с ним использования водной энергии отдельных рек, одновременно интересовался возможностью более широкого применения дешевой водной энергии рек Сибири, считая ее основой электроснабжения будущей сибирской промышленности. Он внимательно изучал все работы, касающиеся этой области. Спустя месяц после установления Советской власти в Томске, Сергей Александрович приступил к реализации идеи освоения энергии «белого угля» рек Сибири в интересах народного хозяйства.

С.А. Балакшин создал инициативную группу, в состав которой вошли профессор

B.Н. Пинегин, инженеры М.А. Великанов, В.Н. Орлов, Г.Т. Поварнин. Эта группа подготовила и в начале января 1920 г. подала в Совет народного хозяйства Томского губисполкома докладную записку, в которой предлагалось открыть специальный отдел по исследованию и использованию энергии рек для нужд электрификации. 20 января Томский губисполком принял это предложение и поручил

C.А. Балакшину организовать и возглавить Подотдел гидравлических установок при Отделе государственных сооружений Томского Совета народного хозяйства. Сергей Александрович с энтузиазмом взялся за порученное дело, но очень скоро понял, что гидроэнергетику нужно развивать в масштабе всей Сибири. И тогда он представил докладную записку о необходимости сформирования един о го о р гана , исуч а ю ще со гид_о ре сурсы все со срая.

13

В июне 1920 г. было решено организовать специальное учреждение, занимающееся водными ресурсами Сибири, - Бюро по исследованию и использованию водных сил Сибири (Сибисполвод). Оно подчинялось Сибирскому комитету государственных сооружений. Его руководителем был назначен инженер С.А. Балакшин.

Перед Сибисполводом стояли большие проблемы, в первую очередь, разработка и решение вопросов, связанных с использованием водной энергии рек Сибири, проведение исследований и изысканий в этой области, а также проектирование и надзор за всеми установками, работающими на «белом угле». Имея очень ограниченные средства и малочисленный штат, испытывая недостаток в оборудовании, Сибисполвод все же приступил к работам по выявлению мест, откуда можно было бы срочно наладить подачу электроэнергии на промышленные предприятия Сибири. В 1920-1921 гг. Сибисполводом было направлено несколько поисковых отрядов в горные районы Сибири (Алтай, Саяны и др.). Цель таких экспедиций - конкретные исследования небольших горных рек, энергию которых можно было быстро и эффективно использовать для нужд промышленности без значительных капитальных вложений. Энергетические же возможности больших рек Сибири (Обь, Енисей, Амур, Лена) определяли в основном по материалам и данным научной и технической литературы. Строительство в Сибири мощных гидроэлектростанций представлялось делом будущего. Сегодня сооружены и действуют такие сибирские гиганты, как Братская и Усть-Илимская ГЭС на Ангаре, Саяно-Шушенская и Красноярская на Енисее и ряд других. Но в начале 20-х годов С.А. Балакшин и его коллеги могли об этом только мечтать. И все же их дела, имеющие важное народнохозяйственное значение, приближали будущее сибирской гидроэнергетики.

Узнав об учреждении Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО), руководство Сибисполвода решило установить с ней контакт. Однако из-за отсутствия средств командировка в Москву С.А. Балакшина не состоялась. Между тем в столицу по делам Томского государственного университета должен был поехать профессор А.П. Поспелов, который являлся консультантом Сибисполвода. Ему и поручили доложить комиссии ГОЭЛРО о работе и планах Сибисполвода по исследованию и использованию водной энергии сибирских рек.

14 сентября 1920 года профессор А.П. Поспелов принял участие в заседании комиссии ГОЭЛРО, которое вел Г.М. Кржижановский, и рассказал о работах Сибисполвода. Комиссия высоко оценила деятельность Сибисполвода, признав ее чрезвычайно важной в связи с предстоящей электрификацией края, а Западная Сибирь в числе восьми других регионов была включена в план ГОЭЛРО. В план ГОЭЛРО было включено стро ительство Алта й ско й (Упьбинско й) ГЭС . 14

Вначале в Сибири строились сравнительно небольшие гидроэлектростанции, относящиеся к категории малых ГЭС. Ульбинская ГЭС была сооружена за период 1925-1934 гг. и имела мощность в 27000 кВт. В 1927 г. на р. Громотухе была введена в эксплуатацию Хариузовская ГЭС с установленной мощностью 5600 кВт. Ряд интересных и важных работ Сибисполвод сделал в отношении развития гидроэнергетики Алтайского края и тогдашней Иркутской области.

В 1923 году ввиду отсутствия средств Сибисполвод был расформирован. Но даже краткий перечень работ, проведенных этой организацией по исследованию водной энергии рек Сибири, свидетельствует о ее значении в развитии сибирской гидроэнергетики. Действительно, за время своего существования (1920-1923 гг.) Сибисполвод проделал большую работу в области изучения природных богатств Сибири; впервые сформулировал многие важные положения развития гидроэнергетики этого края; составил первый Кадастр водных сил Сибири; определил места постройки многих гидроэлектростанций; внес значительный вклад в работу ГОЭЛРО по разработке плана электрификации Западной Сибири.

Труды С.А. Балакшина «Запасы водных сил Сибири» и «Вопросы энергетики Сибири», опубликованные в нашей стране и за рубежом, были доложены на Первой мировой энергетической конференции в Лондоне (1924 г.) и Второй мировой энергетической конференции в Берлине (1930 г.).

Интересен вывод Сергея Александровича о потенциале гидроресурсов Сибири. На основе анализа имеющейся отечественной и иностранной литературы, проведения научно-технических расчетов по определению гидропотенциала сибирских рек ученый провел сравнение гидроресурсов Сибири с гидроресурсами других стран. С.А. Балакшин считал, что к 1922 г. потенциал гидроресурсов Сибири равен примерно 38 млн кВт. В то время в США он составлял примерно 20 млн кВт, т. е. был почти в 2 раза меньше. Однако там его использовали на 16,8%, т. е. 3,33 млн кВт, а в Сибири всего на 0,18%, т. е. 67240 кВт - в 50 раз меньше, чем в США [2,3].

Педагог, ученый, общественный деятель

В 1921 г. ректор Томского технологического института (в 1926 г. переименован в Сибирский технологический институт, а в 1934 г. - в Томский политехнический институт им. С.М. Кирова), профессор Н.В. Гутовский, учитывая многолетнюю деятельность С.А. Балакшина в области гидро-турбиностроения, предложил ему стать руководителем студентов-дипломников, занимающихся проектированием гидросиловых установок. Приступив к новой работе, Сергей Александрович предложил для дипломных проектов такие темы, которые имели бы практическую ценность для дальнейшей инженерной деятельности выпускника. Студ е нт ы б ы ст ро п ол ю би л и н о в о го п ре п од а в а-

теля, приобрел он авторитет и среди своих коллег. В 1926 г. С.А. Балакшин был утвержден доцентом. Ему было поручено чтение курса «Гидравлические установки». Лекции ученого пользовались заслуженным успехом: в них содержалось много ценных сведений и материалов, накопленных С.А. Балакшиным за долгие годы практической работы в области гидротурбиностроения. Спустя много лет газета «Красное Знамя» в статье «У истоков сибирской гидроэнергетики» писала: «Тринадцать лет С.А. Балакшин принимал непосредственное участие в подготовке в гор. Томске новой советской интеллигенции, передавая молодым свои знания, навыки и любовь к Родине».

Одновременно с чтением лекций и руководством дипломным проектированием С.А. Балакшин ведет научно-исследовательскую работу. Систематически читая иностранные технические журналы, Сергей Александрович был всегда в курсе новостей мировой техники. Его заинтересовал новый тип быстроходной пропеллерной гидротурбины. В короткой заметке были очень малые, отрывочные сведения. И тогда С.А. Балакшин сам рассчитал основные узлы и разработал конструкцию пропеллерной турбины, сам сделал рабочие чертежи. Создав конструкцию быстроходной пропеллерной турбины, сделав и испытав ее модель, С.А. Балакшин стремился дать ей практическое применение. Несколько турбин, изготовленных полукустарным способом, ему удалось установить на мельницах вблизи Томска. Наряду с помолом муки турбины, соединенные с гидрогенераторами, обеспечивали мельницу и близлежащие строения электрическим освещением.

В ноябре 1923 г. группа уполномоченных села Горскино обратилась в Томский технологический институт с просьбой оказать помощь в электрификации села. Ученые института живо откликнулись на этот призыв. С.А. Балакшин спроектировал для Горскино быстроходную турбину пропеллерного типа мощностью 100 кВт. Изготовление турбины было поручено учебно-вспомогательным мастерским института. В июне 1924 г. турбина была испытана в гидравлической лаборатории института и в дальнейшем эксплуатировалась без капитального ремонта свыше 25 лет до подключения села к общесоюзной электросети. Большую помощь в электрификации Горскино оказал первый в нашей стране добровольческий студенческий строительный отряд, сформированный из студентов-комсомольцев старших курсов Томского технологического института. Пятнадцать студентов-добровольцев установили столбы и смонтировали в селе всю электропроводку, принимали участие и в строительстве здания гидроэлектростанции. Итак, находясь уже на преподавательской работе, С.А. Балакшин продолжал заниматься созданием новых турбин и вопросами гидроэнергетики. Он не терял связи и с Курганским сурб и н о ст ро ител ь н ы м з аводом . В 1 927 г. з а вод з а-СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 12

казал ему разработку рабочих чертежей нескольких типов пропеллерных турбин (письмо Курганского турбиностроительного завода от 20 июня 1927 г. № 922). Сергей Александрович выполнил просьбу курганских турбиностроителей и быстро разработал рабочие чертежи. Гидротурбина получила условный шифр «Богатырь-быстроход» конструкции С.А. Балакшина. Курганский турбино-строительный завод освоил и выпустил некоторое количество гидротурбин этого типа.

Активная деятельность С.А. Балакшина в области гидроэнергетики продолжалась много лет (1900-1933 гг.). При этом, разрабатывая конструкции и технологию изготовления гидротурбин, ведя научно-исследовательскую работу в этой области, он одновременно активно занимался подготовкой квалифицированных инженеров-гидроэнергетиков.

По роду своей деятельности С.А. Балакшин в течение многих лет был тесно связан с мельницами. Неудивительно, что он счел необходимым освоить все тонкости мукомольного дела. Он понимал, что Сибирь - одна из житниц страны, и ей нужны высококвалифицированные специалисты по переработке зерна. С.А. Балакшин обращается к руководству Томского технологического института с предложением организовать при институте кафедру мукомольного дела с лабораторией и опытной мельницей. Кафедра такая вскоре была создана, и ее возглавил С.А. Балакшин. Он сразу же приступил к чтению курсов по мукомольному делу, элеваторному хозяйству и взял на свои плечи основные хлопоты, связанные с открытием мукомольной лаборатории и с постройкой экспериментальной мельницы. При этом он по-прежнему вел курс «Гидроэнергетика».

В 1931 г. встал вопрос о переводе в Сибирь Московского мукомольного института. А так как в Сибирском (бывшем Томском) технологическом институте уже действовала кафедра мукомольного производства с лабораторией и опытной мельницей, то было решено перевести Московский мукомольный институт в Томск. В октябре 1931 г. набазе Московскогомукомольногоинститута и кафедрымукомольногопроизводстваСибирского технологического института был создан Томский мукомольно-элеваторный учебный комбинат. С.А. Балакшин был утвержден профессором и заведующим элеваторной секцией кафедры технологии и механики мукомольного производства и элеваторного дела, а также заведующим проектным бюро по дипломному проектированию.

9 октября 1932 г. он писал сыну: «Относятся здесь ко мне хорошо как администрация, коллеги, так и студенты. Здесь я уже привык. МЭК - это все-таки и мое детище. По крайней мере, те, которые знают мою работу здесь, при встрече говорят: «Все-таки добились своего, ведь это - Ваше детище». Это приятно. Конечно, мною положено много труда на создание здесь базы Мукомольного и н ститута и Мо скса п ри ехала к нам н а сото вый

15

фундамент. Мои ученики работают преподавателями по специальным предметам. Работа у меня теперь исключительно педагогическая. Никаких административных функций я стараюсь не брать. Число часов стараюсь свести до минимума, уделяя больше внимания литературной работе... Еще завелось небольшое детище - организуем журнал «Мукомольное и элеваторное дело Сибири и Урала». Первый номер уже почти составлен и дело за печатью. Мне пришлось здесь проявить много инициативы. Я люблю труд и он доставляет мне удовольствие. Но..., в общем жизнь идет скорее, чем было бы нужно, а особенно в то время, которое мы переживаем. Так много нужно потратить энергии, чтоб подготовиться к жизни, и, когда, казалось бы, только нужно начинать жить, жизнь уже начинает делать намеки, что не так-то далеко и конец» [2].

Деятельность профессора С.А. Балакшина в области мукомольного производства и элеваторного дела имела большое значение для развития экономики Сибири. Как известно, Сибирь в 30-х годах считалась в основном краем сельскохозяйственного производства. Неудивительно, что здесь остро ощущалась нехватка специалистов в сфере производства, в том числе в мукомольном и элеваторном деле. Подготовка необходимых кадров для этой отрасли народного хозяйства началась в Томском технологическом институте, где, как уже отмечалось, С.А. Балакшин организовал «мукомольную специальность». Поэтому он по праву считается одним из пионеров решения проблемы подготовки специалистов для советской сибирской мукомольной промышленности. «С.А. Балакшин, - писал профессор

B.В. Алексеев, - известен как пионер крупного мукомольного производства в Сибири, автор оригинальных работ в этой области. Много сделал он для подготовки сибирских инженеров».

Результаты теоретических и экспериментальных исследований в области мукомольного дела

C.А. Балакшин изложил в ряде научных работ. Особый интерес представляет его учебное пособие «Электрификация мельниц», предназначенное для студентов и инженерно-технических работников. Книга отразила богатый опыт ученого в области энергетики и явилась продолжением его работ в сфере мукомольного производства.

На всех этапах своего жизненного пути Сергей Александрович Балакшин занимал активную позицию в тех общественных процессах, которые проходили в стране и обществе. Общественная деятельность его достаточно многогранна.

В студенческие годы он, как и ближайшие его сверстники, был увлечен революционными настроениями. Во время учебы в Германии он был связан с социал-демократическими группами русских эмигрантов.

Брат его жены Елены Андреевны Константин Андреевич Ванюков в 1901 г. нелегально привез из Герм а н и и с Кур га н первы е н о м е ра газет ы «И скра» . 16

Старшая сестра жены Екатерина Андреевна и ее муж А.А. Наумов за революционную деятельность были подвергнуты тюремному заключению.

19 октября 1905 г. С.А. Балакшин с женой участвовал в революционной демонстрации в Кургане, после чего был вызван в полицию на допрос. Как член Курганского отделения Московского сельскохозяйственного общества он присутствовал на экстренном заседании, посвященном обсуждению действий властей, разогнавших демонстрацию, и подготовке текста телеграммы протеста министру внутренних дел Витте.

В том же году С.А. Балакшина избрали гласным Курганской городской Думы. Спустя некоторое время он внес на рассмотрение Думы проект строительства в Кургане тепловой электростанции. Предложение С.А. Балакшина после длительных дискуссий было принято. В 1913 г. он был избран председателем подготовительной комиссии по этому вопросу, а на следующий год в Кургане была пущена электростанция, и город получил электрическое освещение одним из первых в Сибири.

Сергей Александрович выступил в городской Думе с предложением открыть в Кургане мужскую гимназию. В то время в городе имелась только женская гимназия, а мальчики учились в гимназиях и реальных училищах Челябинска, Екатеринбурга или Тюмени. С.А. Балакшин вошел в комиссию по строительству мужской гимназии и добился, что уже в 1911 году мужская гимназия функционировала в полном объеме. Ее директором был назначен опытный педагог Л.П. Дирдовский.

Понимая значение физического развития человека, С.А. Балакшин в 1910 г. организовал в Кургане спортивное общество. Оно быстро завоевало большую популярность среди городского населения, особенно у молодежи. Увлечение спортом, считал С.А. Балакшин, отвлекало молодых людей от таких пороков, как пьянство и хулиганство, и, кроме того, способствовало укреплению здоровья.

С первых дней установления в Томске Советской власти Сергей Александрович активно включился в общественную жизнь города. Энергичный и инициативный, ученый вносил свою лепту в деятельность различных общественных организаций. Он много раз выступал с докладами на научных съездах и конференциях, публиковал статьи по различным вопросам гидроэнергетики и мукомольного дела. Так, в 1926 г. он участвовал в работе Первого сибирского краевого научно-исследовательского съезда в Новосибирске. Ученый выступил на съезде с докладом «Белый уголь Сибири и возможности его использования». В 1927 г. С.А. Балакшина пригласили участвовать в подготовке Сибирской советской энциклопедии. Работая редактором раздела «Энергетические ресурсы и электростроительство», он написал ряд статей для этой энциклопедии.

Гл а в н ы ми ч е ртам и ха ра кте ра С . А . Балакшина

были любознательность и пытливость, высоко развитое чувство нового, прогрессивного, трудолюбие и настойчивость, энергичность и организаторский талант, а также доброта, отзывчивость и общительность. Но основным стержнем всех этих черт была беспредельная любовь к Родине. С.А. Балакшин всегда считал Россию великой страной, где живет талантливый и трудолюбивый народ, страной, обладающей колоссальными ресурсами, достаточными для ее прогресса и процветания.

Труд в жизни С.А. Балакшина занимал главное место. Ученый трудился не жалея сил, его энтузиазм увлекал окружающих. Как говорил он сам, процесс труда доставлял ему большое удовлетворение. Самую трудную работу Сергей Александрович выполнял обычно утром - «на свежую голову». Он упорно добивался поставленной цели и начатое дело всегда стремился довести до конца. Так, решив однажды выучить несколько иностранных языков, ученый в течение всей своей жизни совершенствовал знания в этой области. В одном из писем к сыну в 1932 г. он писал: «Все еще продолжаю брать уроки французского языка и могу сказать сделал успехи - техническую литературу уже начал понимать довольно прилично. Большое удовольствие доставило мне вчера посещение читального зала Технологического института, когда я мог пользоваться техническими журналами на четырех языках».

С.А. Балакшин пользовался оригинальным способом изучения английского языка. На небольших одноформатных листках бумаги он выписывал отдельные слова, причем каждое слово на английском и русском языках, а также в английской транскрипции. Ежедневно он запоминал несколько слов и повторял их в любую свободную минуту, где бы ни находился: в транспорте, в приемной у руководства и т.п. В кармане у него всегда была небольшая тетрадь с английскими словами, рядом с которыми были нарисованы или наклеены картинки, соответствующие их значениям. Он не упускал случая поговорить на иностранном языке. Иногда к его сыну приходил товарищ - студент Сибирского технологического института, хорошо знавший английский язык. Сергей Александрович старался говорить с ним только по-английски.

С.А. Балакшина характеризовала высокая организация труда. Его рабочий день имел строгий распорядок. В его кабинете на видном месте висело изречение:

«Деньги потерять - немного потерять,

Честь потерять - много потерять,

Дух потерять - все потерять».

Этому изречению С.А. Балакшин остался верен до конца своих дней.

По мнению С.А. Балакшина, лучшим отдыхом являлась перемена характера работы. Поэтому «чисто свободного времени» у него было мало. Но и его ученый посвящал изучению языков, игре на скрипке, прогулке на природе. Он любил жизнь во всех е е проявлениях.

Рисунок 12.1 - Борис Сергеевич Балакшин, д-р техн. наук, профессор, лауреат Ленинской премии

Рисунок 12.2 - Сергей Александрович Балакшин, 20-е годы

Уместно сказать несколько слов о семье С.А. Балакшина. Его жена, друг и помощник Елена Андреевна Балакшина (урожденная Ванюкова, 1877-1932) окончила Пермскую женскую гимназию, много работала, занимаясь самообразованием. Она изучила немецкий язык, знание которого усовершенствовала, живя с мужем в Германии. Будучи умной, доброй женщиной, она всегда поддерживала мужа и своим мягким характером сглаживала его некоторую вспыльчивость. Ф.Ф. Вотяков, ученик и помощник Балакшина, в своих воспоминаниях писал: «Особенно душевная женщина была Елена Андреевна. Я никогда за 18 лет не слыхал от нее слова упрека, а также никогда она не бранилась. Всегда была спокойна. Бывало, Сергей Александрович разволнуется чем-либо, а она его успокаивала, обращаясь к нему на немецком языке». Елена Андреевна помогала мужу во всех его начинаниях. Наиболее сильно он почувствовал это в последние годы их совместной жизни, когда она занималась систематизацией, литературной обработкой, корректированием и размножением работ ученого, окружив его при этом заботой и вниманием. Человек высокой культуры, чуткая, доброжелательная, мя гкая и отз ы вч и вая , Е .А . Бала кши н а пол ьзова-

лась всеобщим уважением и любовью. Она и муж вырастили четверых детей, воспитали их, дав им всем высшее образование и сделав их полезными гражданами нашей страны. Е.А. Балакшина умерла в возрасте 55 лет от сердечного приступа.

Дети Балакшиных продолжали семейные традиции - работали творчески и добросовестно.

Старший из сыновей Борис Сергеевич (19001974 гг.) - инженер-механик, активный участник создания советской станкостроительной промышленности. Он профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, почетный доктор - инженер Дрезденского политехнического университета, лауреат Ленинской премии 1972 г. Длительное время был заведующим кафедрой «Технология машиностроения» Московского станкоинструментального института (рисунок 12.1).

Начало трудовой деятельности Бориса Сергеевича Балакшина связано с заводом в Кургане. Именно здесь он получил хорошее представление обо всех рабочих профессиях, поработав в литейном и механическом цехах, получив знания по сборке машин. Впоследствии это сыграло свою роль в формировании его как инженера и ученого. Б.С. Балакшин стал одним из основателей отечественной школы технологии машиностроения, автором всемирно известной теории размерных цепей. Им написано 26 книг и учебников, многие из которых переведены и опубликованы на английском, немецком и других языках.

Борис Сергеевич студенческие годы провел в Томске.

Другой сын Александр (1905-1985 гг.) - радиоинженер, автор ряда прогрессивных радиоприборов, внесший большой вклад в дело внедрения радиотехники в кинопромышленность, за конструкцию радиоприемника «Волна» награжден золотой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г. (рисунок 12.2)

Рисунок 13 - Евгения Сергеевна, Александр Сергеевич, Маргарита Сергеевна Балакшины и профессор Б. Федоров на 80-летии завода «Кургансельмаш». 1980 г.

Известны его работы по электровакуумным приборам и по усилительным устройствам звукового кино. О себе он писал: «Первые трудовые навыки я получил на Курганском турбинном заводе в детстве. Эти навыки и интерес к технике помогали мне успешно работать в течение всей

моей жизни». Александр Сергеевич - автор книги о жизни и деятельности С.А. Балакшина «Сергей Александрович Балакшин, 1877-1933».

Дочь Евгения (1902-1991 гг.) - архитектор, доцент. Она участвовала в проектировании ведущих строек первых пятилеток на Урале (Уралмаш, Магнитка) и ряда объектов в Москве (Фрунзенская набережная, Комсомольский проспект, стадион в Лужниках). После смерти брата Александра Сергеевича дописывала книгу о жизни и деятельности отца.

Вторая дочь Маргарита (1903-1996 гг.) - врач, кандидат медицинских наук. Успешно работала в медицинских учреждениях Новосибирска, Томска и Москвы.

В доме Балакшиных часто устраивались семейные концерты. При этом Сергей Александрович играл на скрипке, а Елена Андреевна аккомпанировала ему на фортепьяно. В таких концертах обычно принимали участие и остальные члены семьи. В театр и кино Балакшины ходили редко. Елена Андреевна страдала сердечным заболеванием. Редко ходили они и в гости, в основном бывали у родственников. Зато к Балакшиным гости заходили часто. В основном это были артисты местной оперы и оперетты, профессора томских вузов, студенты - друзья детей Балакшиных. Вечера проходили интересно и весело. Вино и пиво к столу не подавались (С.А. Балакшин никогда не употреблял спиртных напитков). Основным угощением были домашние блюда, мастерски приготовленные искусной кулинаркой, какой была Елена Андреевна.

Летом в выходные дни Балакшины любили выезжать за город на автомобиле, который вел сам Сергей Александрович (рисунок 14). Случалось, что отправлялись просто на телеге, на которую грузили корзины с продуктами и обязательно самовар. Обычно останавливались на берегу речки или на опушке леса. Домой в город возвращались поздно вечером. Иногда семья Балакшиных снимала дачу в какой-нибудь деревне. Здесь дети вместе с матерью жили все лето, а отец приезжал вечером под выходной.

Рисунок 14 - Первый легковой автомобиль в окрестностях Кургана. С.А. Балакшин и Елена Андреевна Балакшина

Напряженный, повседневный и многолетний труд не мог не сказаться на здоровье учено-

го. 23 июня 1933 г. в возрасте 56 лет профессор С.А. Балакшин скоропостижно скончался. На другой день томская областная газета «Красное Знамя» поместила некролог, посвященный памяти Сергея Александровича, а Мукомольно-элеваторный учебный комбинат, где он был штатным профессором, опубликовал по поводу этого печального события отзыв о его делах.

Сергей Александрович Балакшин прожил весьма интересную, насыщенную событиями жизнь. Он сделал много полезного для нашей Родины, которую любил беспредельно. Его многогранная деятельность может служить примером для подрастающего поколения. С.А. Балакшин, коренной сибиряк, уроженец Курганского уезда, посвятил свою жизнь развитию Сибири. Его путеводной звездой на этом поприще стали замечательные слова А.Н. Радищева: «Как богата Сибирь своими природными богатствами! Какой это мощный край! Нужны еще века, но как только она будет заселена, ей предстоит сыграть большую роль в летописях мира».

Четыре поколения Балакшиных честно и преданно, как большие патриоты служили своей стране, своей Родине, каждый в меру своих сил, таланта и возможностей. Они внесли достойный вклад в развитие Сибири и нашего Зауралья.

К развитию отечественной науки и образования имеют отношение и внуки Сергея Александровича Балакшина — это уже пятое поколение Балакшиных. Отметим только некоторых из них [5].

Александр Борисович Балакшин (сын Бориса Сергеевича) - ветеран Великой Отечественной войны, полковник в отставке, кандидат технических наук, преподаватель артиллерийской академии в Пензе.

Олег Борисович Балакшин (второй сын Бориса Сергеевича) - доктор технических наук, занимается проблемами биомеханики, автор нескольких книг, начальник отдела в АН РФ.

Игорь Алексеевич Михайлов (сын Маргариты Сергеевны) - геолог, кандидат геологических наук. Проводил геологические изыскания на Алтае, в Китае, Сирии, Египте, Марокко.

Кира Константиновна Карташова (дочь Евгении Сергеевны) - доктор архитектуры, профессор МАРХИ, действительный член Международной академии информатизации, член Союза архитекторов РФ и Географического общества при АН РФ, была председателем градостроительной комиссии Моссовета.

Кира Константиновна является хранителем семейного архива, поддерживает связь с Курганом и посещала его.

Список литературы.

1 Маляревский Г. Я. Сведения о Союзе Сибирских маслодельных артелей с диаграммами. Курган : Типография «Народной газеты», 1917.

2 Балакшин А. С. Сергей Александрович Балакшин, 18771933. М. с Наука, 19 9 С. 112 с.

3 Бубнов В. А. Развитие машиностроения в Зауралье. Курган : Изд-во «Зауралье», 2000. 478 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Васильева А. М. Забытый Курган : Изд-во «Зауралье», 1997. 359 с.

5 Бубнов В. А. Балакшины. В сельскохозяйственной кооперации, машиностроении, науке и образовании// Вестник Курганского государственного университета. 2016.

№3 (42). Серия «Технические науки». Вып. 11. С. 6-20.

УДК 94: 378.662.014.24(571.16)

П.С. Чубик, С.И. Никифоров Национальный исследовательский Томский политехнический университет

С.А. БАЛАКШИН В ГОДЫ РАБОТЫ В ТОМСКОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ

Аннотация. В статье изложены сведения о томском периоде жизни известного сибирского инженера, промышленника, ученого и педагога Сергея Александровича Балакшина. Значительный отрезок этого периода связан с преподавательской и исследовательской работой в Томском технологическом институте. С.А. Балакшин - организатор исследования энергетических возможностей рек Сибири, основатель направления по подготовке инженеров мукомольного дела в ТТИ.

Ключевые слова: Сергей Александрович Балакшин, Томский технологический институт, гидроэнергетика, мукомольное дело.

P.S. Chubic, S.I. Nikiforov Tomsk Polytechnic University

S.A. BALAKSHIN DURING YEARS OF EMPLOYMENT AT TOMSK STATE TECHNOLOGICAL INSTITUTE

Annotation. The article presents information about the Tomsk period lifetime of Sergei Alexandrovich Balakshin, a famous Siberian engineer, industrialist, scientist and teacher. A significant part of this period was associated with teaching and research at the Tomsk Technological Institute. S. A. Balakshin organized research on the energy opportunities of Siberian rivers and founded a programme to train flour milling engineers at TTI.

Keywords: Sergei A. Balakshin, Tomsk Technological Institute, hydropower, flour milling.

С Томском и Томским технологическим институтом (ТТИ, ныне - Томский политехнический университет) связана последняя четверть жизни Сергея Александровича Балакшина. Приехав в Томск во времена лихолетья Гражданской войны в в озрасте 42 л ет, он уже н е п о кидал этот го род

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.