Научная статья на тему 'Азербайджанская детская литература: общие вопросы'

Азербайджанская детская литература: общие вопросы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
258
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / УЧЕБНИК / КЛАССИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кафарова С. Г.

Кафарова С. Г. Азербайджанська дитяча література: загальні питання / С. Г. Кафарова// Вчені записки Таврійського національного університету ім. В. І. Вернадського. Серія «Філологія.Соціальні комунікації». 2010. Т. 23 (62), № 3. С. 247-250.Азербайджанська дитяча література є складовою частиною Азербайджанської літератури. У всіх класифікаціях літературних процесів Азербайджанської дитячій літературі віднесено окреме місце. У статті дається загальний аналіз історії Азербайджанської дитячої літератури.Ключові слова: дитяча література, підручник, класифікація

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kafarova S. H. The Azerbaijan children's literature: the general questions / S. H. Kafarova// Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. Series: Philology. Social communica-tions. 2010. Vol. 23 (62), No 3. P. 247-250.The Azerbaijan children's literature is a component of the Azerbaijan literature. In all classifications of literary processes to the Azerbaijan children's literature the separate place is carried. In article the generalanalysis of history of the Azerbaijan children's literature is given.Keywords: the children's literature, the textbook, classification

Текст научной работы на тему «Азербайджанская детская литература: общие вопросы»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 23 (62). № 3. 2010 г. С. 247-250.

УДК. 811.512.162

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Кафарова С. Г.

Бакинский славянский университет, г. Баку, Азербайджан E-mail: [email protected]

Азербайджанская детская литература является составной частью Азербайджанской литературы. Во всех классификациях литературных процессов Азербайджанской детской литературе отнесено отдельное место. В статье дается общий анализ истории Азербайджанской детской литературы.

Ключевые слова: детская литература, учебник, классификация

Постановка проблемы. Азербайджанская детская литература является составной частью Азербайджанской литературы. Во всех классификациях литературных процессов Азербайджанской детской литературе отнесено отдельное место. Как в классификациях советского и постсоветского периода, так и в современных классификациях, можно рассмотреть детскую литературу как органическую часть всеобщей литературы: «Любая литература делится на шесть категорий:

1. Агитационная литература, агитеза. Такая литература была во времена СССР, власть сама платила писателям - поэтам, чтобы те прославляли коммунизм и Ленина. Но при таком режиме появляются писатели - диссиденты, обнаруживается богема, андеграунд: Бродский, Солженицын, Аксенов, Давлатов, Лимонов и пр. Ныне диссидентов быть не может никак, ибо писать можно все что угодно.

2. Религиозная литература. Такие книги пишутся лишь на религиозные темы, это в данный момент происходит в Иране, Саудовской Аравии, многих иных набожных арабских странах, где царит мощная цензура. Кстати, такой порядок существовал в странах Европы в средние века, при инквизиции.

3. Детская литература, она предназначена лишь для детей, для развития, формирования у них мышления. Сказка о Царе Солтане, о рыбаке и рыбке, Гарри Потер и пр.

4. Классическая литература. Сюда относятся серьезные книги, романы и повести на тему философии, религии, войн, взаимоотношений между людьми. В качестве примера можно назвать таких классиков как Толстой, Достоевский, Гоголь, Бальзак, Гюго, Ремарк, Хемингуэй, Фолкнер, и пр.

5.Развлекательная литература: детективы, фэнтези, любовные, комические романы.

6. И последняя шкала, это общая литература, ныне она повсюду: в США, в Африке, Европе, и странах СНГ» [1]

Методологическим принципом изучения детской литературы в общности и Азербайджанской детской литературы в частности, является принцип историзма. Как известно, основной ее смысл заключается в том, что любой объект в обществе, в духовной жизни или в культуре и в искусстве при исследовании необходимо рас-

сматривать в процессе развития. Только по методологическому принципу можно установить внутреннюю структуру Азербайджанской детской литературы, ее специфические особенности, закономерности ее развития и качественные изменения и т.д. этот принцип также помогает рассматривать Азербайджанскую детскую литературу в тесной связи с исторической обстановкой.

Как известно, при исследовании того или иного литературного явления общественной жизни, развивающегося в течение длительного времени, принципиально важное научное значение имеет периодизация. С ее помощью устанавливаются относительные границы значительных изменений в зависимости от исторических условий, что поможет увидеть новое и традиционное в каждом отрезке истории и на этой основе установить закономерности развития, исследовать историю и создать теорию. Без научно обоснованной периодизации нельзя обойтись и в истории Азербайджанской детской литературы. При этом, не стоит отождествлять ее с периодизацией Азербайджанской литературы для взрослых неправомерно, так как Азербайджанская детская литература имеет свои особенности и тесно связана не только с нею, но и с другими областями культуры. Но этот факт не исключает, связей Азербайджанской детской литературы с периодизацией истории Азербайджанской литературы для взрослых, а также с другими дисциплинами, такими как история педагогики, история просвещения.

В истории Азербайджанской детской литературы можно наблюдать несколько периодизаций. Но любая периодизация относительна, и зависит, в первую очередь от уровня исследованности предмета. Исходя из вышесказанного, в общих чертах, можно разделить историю Азербайджанской детской литературы на несколько этапов:

1. Азербайджанское устное народное творчество и детская литература

2. Классическая Азербайджанская детская литература

3. Азербайджанская детская литература конца XIX начала XX веков.

4. Азербайджанская детская литература конца XX начала XXI веков.

Естественно, каждый из этих этапов делится на несколько периодов, которые

отличаются свойственными особенностями, новыми явлениями. Каждый из этапов также имеет свои характерные произведения и ведущих писателей.

Азербайджанское устное народное творчество и детская литература. Произведения Азербайджанского устно поэтического творчества издревле являются составной частью детской литература. Некоторые из них (в особенности детский фольклор) создавались специально для маленьких читателей, другие же перешли к ним из числа бытовавших первоначально только среди взрослых. Хранителями и распространителями фольклора были те, кто занимался воспитанием (родители, бабушки и дедушки, няни), а также сами дети. При передаче из поколения в поколение эти тексты постоянно обрабатывались, оттачивались и шлифовались, достигая художественного совершенства.

Этот период Азербайджанской детской литературы полностью включает в себя жанры Азербайджанского детского фольклора (сказки, детские песни, считалки, прибаутки, колыбельные песни и т. д.) а также народную педагогику, при этом, тра-

248

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

диционные жанры Азербайджанской устной народной литературы также являются основным источником для разработки Азербайджанской детской литературы.

Например, если «Китаби-Деде Коркут», «Короглы» и другие эпосы и эпико-драматические жанры Азербайджанского фольклора слишком сложны для восприятия детского мышления, то в обработке ведущих и основных сюжетов этих эпических текстов и простое переложение народных сюжетов и создание на их основе новых произведений для детей писателями, они становятся образцами детской литературы.

Классическая Азербайджанская детская литература. Этот этап азербайджанской детской литературы включает в себя произведения классиков Азербайджанской литературы средневековья. Эти произведения, как по жанру, так и по содержанию, отличаются от собственно детской литературы. Потому, что они с одной стороны, были написаны в жанрах классической восточной литературы (газели, ка-сиды и т.д.), а с другой не предназначались для детей. В творчестве ведущих классиков Азербайджанской литературы Низами, Физули и т.д. можно увидеть литературные образцы, посвященные детям. А также произведения с дидактическим содержанием, которые с легкостью воспринимаются и включаются в школьные учебники и сборники для детей.

Азербайджанская детская литература конца XIX начала XX веков. История Азербайджанской литературы конца XIX века богата произведениями для детей. В литературном наследии азербайджанских поэтов классиков XIX века -С.А.Ширвани, К.Б.Закир, М.Ф.Ахундов и т.д. заметно влияние народного творчества. На этом этапе появляются басни и стихотворения с дидактическим содержанием. С уверенностью можно сказать, что именно на этом этапе закладывается фундамент профессиональной Азербайджанской детской литературы.

Но, конечно же, самое бурное развитие Азербайджанской детской литературы связано с движением просвещения в конце XIX века. Открытие новых школ, привлечение образованных людей к воспитанию младшего поколения послужило развитию и качественному изменению Азербайджанской детской литературы.

Начало XX века в Азербайджанской детской литературе знаменательно формированием детской прессы (журнал «Дебистан» 1906-1908, «Рехбер» 1906-1907, «Мектеб»-1911-1920 и т.д.). Именно газеты и журналы, предназначенные для детского восприятия, сделали возможным агитацию и распространение детской литературы. Эти средства массовой информации также послужили стимулом для создания новых образцов Азербайджанской детской литературы (А.Шаик, Р.Эфендиев, Ф.Кочарлинский, А.Сиххат, С.С.Ахундов и др.).

Первые учебники, отвечающие требованиям и уровню образования того времени, были написаны и составлены именно на этом-третьем этапе Азербайджанской детской литературы («Ветен дили» - «Родной язык» Черняевского, «Балалара хе-диййе» - «Подарок детям» Кочарлинского, «Гульзар» А.Шаика и т.д.)

Азербайджанская детская литература конца XX начала XXI веков. Последний этап Азербайджанской детской литературы характеризируется появлением детских писателей. Эти писатели на протяжении всего своего творчества занимались созданием литературных текстов, предназначенных для детского восприятия

249

(И.Тапдыг, Х.Алибейли, З.Халил и т.д.). Продолжая самые передовые традиции своих предшественников, эти писатели и поэты создают новые шедевры Азербайджанской детской литературы.

Выводы и перспектива. В последние года Азербайджанская детская литература становится более содержательной, художественно совершенной, актуализируется, полнее отвечает своему назначению и в новом качестве воздействует на сопряженные с нею области. Все эти проблемы ждут своего более полного исследования на новом, современной уровне.

Список литературы

1. Гасанов, Э. О союзе писателей Азербайджана, об азербайджанской литературе [Электронный ресурс] // http://lit.lib.ru/g/gasanow e g/text.html

2. Антология Азербайджанской детской литературы [Текст]. - в 3-х томах, том 1. Баку, 2005. -248 стр. (на азерб.языке)

Кафарова С. Г. Азербайджанська дитяча лггература: загальш питання / С. Г. Кафарова

// Вчеш записки Тавршського национального утверснтету iм. В. I. Вернадського. Серiя «Фшолопя. Сощальш комунжацп». - 2010. - Т. 23 (62), № 3. - С. 247-250.

Азербайджанська дитяча лггература е складовою частиною Азербайджансь^ лггератури. У вих класифжащях лггературних процесгв Азербайджансь^ дитячш лiтературi вiднесено окреме мiсце. У статп даеться загальний аналiз юторп Азербайджанськоï дитячоï лiтератури.

Ключовi слова: дитяча лггература, пiдручник, класифiкацiя

Kafarova S. H. The Azerbaijan children's literature: the general questions / S. H. Kafarova

// Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Philology. Social communications. - 2010. - Vol. 23 (62), No 3. - P. 247-250.

The Azerbaijan children's literature is a component of the Azerbaijan literature. In all classifications of literary processes to the Azerbaijan children's literature the separate place is carried. In article the general analysis of history of the Azerbaijan children's literature is given.

Keywords: the children's literature, the textbook, classification

Поступила в редакцию 01.09.2010 г.

250

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.