7. Аршинов В. И. Синергетика конвергирует со сложностью // Вопросы философии. 2011. № 4. С. 73-84.
8. Можейко М. А. Симуляция // Всемирная энциклопедия: Философия / глав. науч. ред. и сост. А. А. Грицианов. М.: АСТ; Минск: Харвест: Современный литератор, 2001. С. 924-925.
9. Дугин А. Г. Социология воображения. М.: Академический проект, 2010. 564 с.
10. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: пер. с англ. / общ. ред. В. И. Ар-шинова, Ю. Л. Климонтовича и Ю. В. Сачкова. М.: Прогресс, 1986. 432 с.
11. Бодрийяр Ж. Злой демон образов // Искусство кино. 1992. № 10. С. 64-70.
12. Ополев П. В. Метафизика сложности и сложного мышления // Омский научный вестник. 2014. № 1(125). С. 96-99.
13. Ополев П. В. В поисках философии сложности // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2013. №4 (14). С. 102-111.
14. Петров А. В. Маргинальность как проявление свободы мышления // Вестник Омского университета. 2012. № 3. С. 26-29.
© Ополев П. В., 2015
УДК 1:37
AXlos и практическая польза в контексте философии образовании
В статье сопоставляются духовные ценности высшего уровня и ценности практически ориентированного сознания применительно к образовательной практике. Анализируются истоки рассмотрения пользы как ведущей ценностной ориентации в образовании. Подчеркивается философская уникальность понятий «пайдейя», «парадигма» и их ведущая роль в формировании личности субъекта образовательного процесса. Особое внимание обращается на понимание образования как образовательной услуги, которая отражает потребности личности и общества. Утверждается, что разумное соотношение гуманистических ценностей и ценностей утилитарных является условием достижения целей, поставленных перед образованием.
Ключевые слова: ценности, образование, польза, прагматизм, утилитаризм, философия образования.
fl. H. flrneeHKO L. N. lakovenko
AXIOS AND PRACTICAL USE IN THE CONTEXT OF PHILOSOPHY OF EDUCATION
The main objective of this article is to understand the essence of the spiritual values of the highest level and values of practical consciousness in educational practice. The sources of consideration of advantage as leading valuable orientation in education are analyzed. The author emphasizes the philosophical uniqueness of the concepts of "paideia", "paradigm" and their leading role in shaping the personality of the subject of the educational process. Education is understood as an educational service which reflects the needs of the individual and society. The point of view of domestic and foreign researchers on valuable orientations of education is shown. The author concludes that a reasonable relationship of humanistic and utilitarian values is a prerequisite for achieving the objectives of the society in education.
Keywords: values, education, utility, pragmatism, utilitarianism, philosophy of education.
В условиях индустриального (информационного) общества и усиления потребительской идеологии проблема духовности, формирования нравственных и социальных установок приобретает актуальное звучание. Решение глобальных проблем современности видится в развитии личности, ориентированной на духовные общечеловеческие ценности. Осмысление культурного и интеллектуального опыта рассматривается как условие формирования общественного сознания в гражданском обществе на основе консолидации его членов. Вместе с тем отсутствие ясной современной парадигмы воспитания подрастающего поколения вызывает к жизни неоднозначные подходы к пониманию целей, задач, форм и методов в системе образования и педагогической науке. Когда античная, а затем средневековая философия использовала понятие «парадигма» для обозначения характера взаимодействия духовного идеального и реального мироустройства, тому
послужила платоновская мысль о существовании в идеях прообразов вещей реальной действительности. Тезис о парадигме как образце и понимание идеи как парадигмы рассматривался позднее неоплатониками, и эта тенденция наблюдается также сегодня в рамках аксиологии и философии образования. Содержание парадигмы соотносится с понятием «пайдейя» как базовой универсальной ценности, с одной стороны, с другой - дополняется понятием «польза», практическим результатом в объективном и субъективном измерении.
Задачи реформирования высшего образования в рамках присоединения к Болонскому процессу рассматриваются как повод для снижения доли социально-гуманитарных наук в отечественном профессиональном обучении с целью подготовки специалиста, обладающего только нужными и полезными технико-экономическими знаниями для скорейшего достижения желаемого результата - отда-
чи в производственной сфере. Традиционное понимание образования как процесса и результата формирования гармонично развитой личности посредством передачи и усвоения культурного наследия предыдущих поколений в виде знаний, умений и ценностей постепенно уступает место трактовке образования как производственного процесса, образовательной услуги, обладающей потребительной стоимостью. Особенность образовательных услуг состоит в создании нематериального блага в интересах обучающегося и общества как результат образовательной деятельности в рамках стандартов и уровней, установленных государством в части воспитания, развития и формирования профессиональных навыков. Потребительная стоимость образовательной услуги видится в ее пользе и способности удовлетворения потребности субъекта образовательного процесса. Образование все чаще выступает как услуга и товар на рынке образовательных услуг, что вызывает обеспокоенность сторонников позиции академической высшей школы.
Существующее положение неразрывно связано с процессами становления отечественной философии образования в XXI в., основные характеристики которых могут быть представлены в следующих взаимно дополняющих друг друга аспектах. Во-первых, кризис системы образования и педагогического мышления, во-вторых, поиск идеалов и целей образования, отражающих развитие цивилизации в информационном обществе, в-третьих, процесс сближения разных направлений в философии образования, в-четвертых, потребность в разработке философских базовых концепций теории и практики обучения, воспитания и развития человека [1].
Установка на практическую пользу в формировании ценностной системы личности посредством образования известна еще с античности. Потребность в образовании в рамках афинской демократии вызвала к жизни просветительскую и преподавательскую деятельность софистов. При всей справедливости последующей критики этико-философских взглядов софистов, в том числе за рассмотрение обучения как образовательной платной услуги, безусловен вклад этих «учителей мудрости» как в развитие общего образования, так и такой современной учебной дисциплины, как риторика. Протагор признавал себя софистом и воспитателем людей и полагал, что каждый учитель должен гораздо больше заботиться о благонравии детей, чем об обучении ремеслу - грамоте, игре на кифаре или гимнастике. «Учители об этом и заботятся; когда дети усвоили буквы и могут понимать написанное, как до той поры понимали с голоса, они ставят перед ними творения хороших поэтов, чтобы те их читали, и заставляют детей заучивать их - а там много наставлений и поучительных рассказов, содержащих похвалы и прославления древних доблестных мужей, - и ребенок, соревнуясь, подражает этим мужам и стремится на них походить» [2, с. 435].
Протагор, обращаясь к практике и авторитетному мнению афинян, отстаивает тезис о возможности научения справедливости, рассудительности в домашнем быту и общественном, всему, что философ называет человеческой добродетелью и к чему все должны быть причастны. Называя мифом возможность научения добродетели, Протагор
делает снисхождение для молодых людей, не овладевших еще добродетелью в силу своей возрастной незрелости, и считает, что они еще не безнадежны [2, с. 434-435]. Практическую пользу своей деятельности Протагор видит во взращивании хороших граждан, умеющих управлять как общественными делами, так и собственными, «...стать всех сильнее и в поступках, и в речах, касающихся государства» [2, с. 428], «.иначе не бывать государствам» [2, с. 432].
Полемизируя с софистами в лице мудрейшего из них -Протагора, Платон устами Сократа отстаивает свою позицию в рассмотрении категорий блага и добродетели. Контраргументы Сократа не лишены основания применительно не только к античности, но и к сегодняшнему дню; философ утверждает, что покупку знания нельзя приравнять к приобретению съестных припасов: «.если ты знаешь, что здесь полезно, а что - нет, тогда тебе не опасно приобретать знания и у Протагора, и у кого бы то ни было другого; если же нет, то смотри, друг мой, как бы не проиграть самого для тебя дорогого». «Знания же нельзя унести в сосуде, а поневоле придется, уплатив цену, принять их в собственную душу и, научившись чему-нибудь, уйти либо с ущербом для себя, либо с пользой» [2, с. 423].
Мысль о рассмотрении пользы как аксиологического феномена, имеющего своей целью приуменьшение человеческих страданий и возрастание счастья побудила философов-утилитаристов Дж. Бентама, Дж. С. Милля, Г. Сиджвика к анализу универсалий «благо», «добродетель», «мораль» в применении к развитию индивида в социуме. Обладание совокупностью ценностей представлялось этими учеными как залог процветания общества [3]. Это был период развития капитализма с ростом промышленного производства и рабочего движения 1830-1840 гг. в Англии, сопровождаемого обострением межклассовых противоречий. Интенсивная индустриализация с полным вытеснением ремесел вела к расслоению общества, нарастанию кризисных явлений в экономике и социальной политике на фоне систематически повторяющихся периодов тяжелой экономической депрессии. Англия в то время еще была крупнейшей колониальной державой. Возникновение утилитаризма как философского течения стало отражением общественно-исторических процессов и потребности, возможно, не вполне осознанной, в новых моральных ориентирах.
Дж. С. Милль в 1861 г. уточняет понимание своей этической доктрины, базирующейся на принципе пользы, и истолковывает моральные ценности и нормы поведения как плод векового нравственного опыта. Позднее в статье «Как сделать наши понятия ясными» ("How to make our ideas clear', 1878) Ч. Пирс вводит в научный обиход американской философии кантовский термин «прагматизм», обозначая им результативное поле проведенных научных исследований. Позднее, не принимая последующее расширенное прочтение понятия, философ стал применять термин «практицизм». Несмотря на длительное рассмотрение в контексте онтологической и этической проблематики, ценности стали в полной мере предметом философской рефлексии в начале прошлого века. Фундаментальные исследования У. Джемса способствовали формированию
широкого контекста прагматизма в соединении с утилитаризмом Дж. С. Милля, включая все сферы общественной жизни. При этом У. Джемс заявляет об утопичности цельной этической системы; несоразмерность идеала и реальной действительности преодолевается предпочтительно за счет отказа от некоторых сторон идеала. Современный прагматизм сохранил общефилософское значение с использованием фактора практики как методологической категории.
Сегодня можно наблюдать актуализацию бентамовского этического «принципа пользы», когда обучающиеся начинают рассматривать получаемые знания исключительно с точки зрения индивидуальных интересов и узко-практического применения, считая знания, не относящиеся непосредственно к содержанию профессиональной деятельности, излишними. Рядовая преподавательская практика демонстрирует немалое число сетований студентов на тему, зачем нужна культурология (основы религиоведения, психология, педагогика, политология...), не говоря уже о таких сложных дисциплинах, как логика и философия. Аргументы в пользу блага всестороннего развития личности на основах национальной и мировой культуры, формирования самостоятельного мышления о смысле и цели человеческого существования не всегда достигают сознания субъекта образовательных услуг. Введение суммы общекультурных и профессиональных компетенций может рассматриваться как попытка определения парадигмального содержания образования в условиях реформирования. С этой точки зрения компе-тентностный подход в образовании, с одной стороны, сужает сферу применения знаний, умений выпускника, с другой - показывает определенное направление движения, не ограничивая для мыслящей личности области дальнейшего развития. Выбор идей прагматизма и утилитаризма в качестве универсального образца в образовании не выглядит как правильное направление даже у сторонников активной интеграции в европейское образовательное пространство, осознающих значение традиций отечественного образования. Пайдейя - универсальная образованность и ценностная парадигма предстает как возможность формирования основ гуманистического мировоззрения [4].
В свете сегодняшнего реформирования российского профессионального образования и поисков общественно значимого содержания ценностной парадигмы актуальна проблематика соотношения универсального и специального образования. Какой подход является правильным: подготовка узкоспециализированного специалиста для определенной социально-экономической сферы или даже «под заказ» для определенного производителя, или следует давать широкое образование в единстве профессиональных и гуманитарных дисциплин? Разумный компромисс в сохранении традиций фундаментального образования, последовательной гуманитаризации, выявлении культурных и ценностных аспектов требований к профессиональной востребованности выпускника актуален [5].
Анализ исследований последних лет свидетельствует, что ценности современного образования толкуются весьма расширительно. В современной России государственное значение придается модернизации образования посредством информатизации, гуманизации, гуманитари-
зации. В период перехода от индустриального общества к постиндустриальному, информационному значимы фундаментальность и профессионализм. Информация, знания, информационные технологии рассматриваются как ведущие социально-культурные ценности в органичном единстве с традиционными духовными максимами, принятыми в обществе. Настало время, когда кардинальные ценности, по мнению Н. С. Розова, стали нуждаться в ригористической защите как составляющая основных жизненных и гражданских прав человека [6].
Обзор зарубежных исследований свидетельствует о поддержке универсального образования, базирующегося на гуманитарных общечеловеческих ценностях, ведущими европейскими учеными; в зарубежной философии образования весьма употребительны понятия «пайдейя», «гуманистические ценности» и «парадигма образования». Критерием ценности образования выступает профессиональная востребованность и факторы материальной заинтересованности, что повышает уверенность выпускников университетов и колледжей в завтрашнем дне [6]. Сожаление европейских исследователей и преподавателей высших профессиональных учреждений вызывает тот факт, что университеты часто оценивают по узкому критерию, ограниченному набору показателей, отражающих финансовую отдачу и влияние на экономический рост. Неверно игнорировать ту роль, которую играют университеты в укреплении толерантности в обществе, ставить во главу угла доходы университетского сектора. Имеет место противостояние универсального фундаментального образования и образования, преследующего узкопрофессиональные цели, где ценность полученного образования определяется преимущественно практической значимостью и потенциальным материальным вкладом выпускника в экономику страны. Ценность деятельности университетов в принесении максимальной пользы обществу; максимизация социальных ценностей, развитие межличностного доверия, социальная мобильность [7; 8].
Дискуссия о соотношении в философии образования духовных универсальных ценностей как основы формирования гуманистического мировоззрения человека и ценностей пользы еще далека от своего завершения. Вне всякого сомнения, польза как ценность практического сознания относительна в сравнении с вечными духовными ценностями культуры, этики, эстетики. Установление приоритета пользы в образовательной практике зарождает семя нравственных коллизий в отдаленной проекции.
1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2010. Т. 4. 736 с.
2. Платон Собрание сочинений: в 4 т. / общ. ред. А. Ф. Лосева и др. М.: Мысль, 1990. Т. 1. 862 с.
3. Подкатнова И. В. Британские философы-утилитаристы XIX века о ценностях // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 2(6). С. 23-26.
4. Яковенко Л. Н. Идеи ценностей образования в контексте развития западноевропейской философии // Научный альманах Центрального Черноземья. 2015. № 1. С. 72-74.
5. Федяев Д. М., Федяева Л. В. Проблема универсального в профессиональном образовании. М.: Флинта, 2011. 136 с.
6. Розов Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1998. 292 с.
7. Zehnpfennig B. Demokratie und (Un-)Bildung: Platon, Humboldt und der Bologna-Prozess // Synthesis Philosophica. 2010. No. 1. S. 121-130.
8. Shuster M. Nothing to know. Idealistic Studies . 2014. No. 44(1). P. 26-29.
© Яковенко Л. Н., 2015