Научная статья на тему 'Авторский взгляд на проблему качества образования в общеобразовательной школе'

Авторский взгляд на проблему качества образования в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕТИКА / КАЧЕСТВО / МОДЕЛИРОВАНИЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ / MATЕTICA / QUALITY / MODELING OF THE STIMULATION OF THE LEARNING PROCESS / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бикбаева М. Р.

В статье рассматривается авторский взгляд на обеспечение качества образования с опорой на личностно-деятельностный подход. Автором используется мало изученная информация из области матетики, позволившая моделировать процесс повышения качества знаний обучающихся с точки зрения стимулирования процесса учения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Author''s view on the problem of the quality of education in the сom-prehensieve school

The article considers the author's view on ensuring the quality of education which is based on the personality-activity approach. The author uses understudied information from the field of mathematics, which allowed to model the process of improving the quality of student`s knowledge in terms of stimulating the learning process.

Текст научной работы на тему «Авторский взгляд на проблему качества образования в общеобразовательной школе»

2. Efremova T.F. New dictionary of Russian language. Sensible-word-formation. - M.: Rus. Yaz. 2000. - 2 t - 1209 S.

3. Zimnyaya I.A. Key competences - new paradigm of the education results . // Internet magazine «Eidos» [Electronic resource]. - URL: http://www.eidos.ru./journal/2006/0505.htm (date accessed: 26.09.2017).

4. Kalimullina A.O. The development of the creative potential of adolescents by means of is musical-aesthetic practices: dis. on competition of a scientific degree. Kazan. step. Cand. PED. Sciences (13.00.05). - Kazan, 2009. - 243 S.

5. Kalimullina O. A. Formation of creative orientation of students in terms of leisure activities: synergetic approach. Thesis for a Dr. degree of education(13.00.05). - Kazan, 2015.

6. Kotochigova E.V. Peculiarities of development of creative pedagogical thinking // Psychology of pedagogical thinking: the theory and the experiment. - Moscow: IP RAS, 1998. - P. 115-117

7. Lebedev O. E. Competence approach in education // School technologies. 2004. No. 5. C. 18.

8. Mazel L.A., Problems of classical harmony. - M.: the Music, 1972, p. 3311. Explanatory dictionary of Russian language: In 4 t T. 1 / Under the editorship D. I. Ushakov. M., 1935.

9. Nazaikinskii E.V. Style and genre in music: Studies. a manual for students of higher educational institutes. - M.: Gumanit ed. center VLADOS, 2003. - 248 p.

10. National pedagogical encyclopedia [Electronic re-source]. -URL:http://didacts.EN/termin/kompetencija.htm l#item-777 (date of increments: 26.09.2017).

11.Novikova, L.I., «Competence and competence - the same thing?» - M.: Pedagogical society of Russia, 2000. - 320 p.

12. Ozhegov S.I., Shvedova N. Yu. Explanatory dictionary of the Russian language. M.: ITI Technologies; Edition 4th.,

2006.

13. Orlov G. Tree of music. - SPb.: «Soviet composer», 1992,

14. Rakhmanova N.N., The sound of jazz music as a style phenomenon: Thesis for a Candidate degree of arts. Sciences: 17.00.02 / Rakhmanova Nadezhda Nikolaevna; of the «Nizhny Novgorod state Conservatory. M. I. Glinka» - Nizhny Novgorod, 2016. P. 31

15. Saparova N.B. Formation of creative competence of pupils at lessons of music [Electronic resource]. - URL: http://uchitelya.com/music/18224-formirovanie-tvorcheskih-kompetenciy-na-uroke-muzyki.html (date accessed: 26.09.20 17).

16. Glossary of fine art [Electronic resource]. - URL: https://slovar.cc/isk/term.html (date accessed: 27.09.2017)

17. Smorodinov M.V. To the question about the semantics of the concepts «competence» and «competence» in pedagogical science / / Young scientist. - 2010. - No. 6. - S. 324-326.

18. Sochor.A.N. Music // musical encyclopedia. Keldysh. Vol. 3. M.: Soviet encyclopedia and Soviet composer. Under the editorship of V. Keldysh. 1973-1982. P.730-751

19. Theodor W. Adorno. Favorites: sociology of music. M.-SPb.: Universitetskaya kniga, 1999.

20. Explanatory dictionary of Russian language: in 4 t T. 1 / under the editorship D. I. Ushakov. M., 1935.

21. Federal state educational standard of higher education in the specialty 55.05.02 «Sound engineering of audiovisual art» (specialty). Approved by order of the ministries of education and science of the Russian Federation from 11.08.2016, No. 1029

22. Kholopova, V.N. Music as an art form: a tutorial. 4-e Izd., Rev. SPb.: DOE, 2014.ISBN 978-5-8114-0334-9.

23. Khutorskoy A.V. Key competences and educational standards // Internet magazine «Eidos» [Electronic resource]. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (date accessed: 26.09.2017).

24. Cherednichenko T.V., Chekhovich O.D. Music //Great Russian ENCYCLOPAEDIA. Volume 21. M., 2013, pp. 403-406.

25. Shadrikov V.D. New model as a basis for assessment of quality of training of specialists / / Higher education today. - 2004. - No. 8. - S. 26-34

26. Shchukin A.N. Competence or competence / / Russian language abroad. - 2008. - No. 8. - P. 14

УДК 373.1.013

М.Р.Бикбаева

АВТОРСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается авторский взгляд на обеспечение качества образования с опорой на личностно-деятельностный подход. Автором используется мало изученная информация из области матетики, позволившая моделировать процесс повышения качества знаний обучающихся с точки зрения стимулирования процесса учения.

Ключевые слова: матетика, качество, моделирование стимулирования процесса учения, мотивация.

Marina R. Bikbaeva AUTHOR'S VIEW ON THE PROBLEM OF THE QUALITY OF EDUCATION IN THE СОМ-PREHENSIEVE SCHOOL.

The article considers the author's view on ensuring the quality of education which is based on the personality-activity approach. The author uses understudied information from the field of mathematics, which allowed to model the process of improving the quality of student's knowledge in terms of stimulating the learning process.

Keywords: matеtica, quality, modeling of the stimulation of the learning process, motivation.

В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу. За последнее десятилетие российское образование постоянно обновляется, и это обновление наиболее интенсивно проходит после принятия Болонского соглашения, закрепленного подписанием Берлинского коммюнике Конференции Министров. С тех пор российское образование претерпело существенные изменения: введено уже

несколько поколений стандартов образования, изменились содержание и структура образования, формируется независимая система оценки качества образования. В последнее время именно обеспечение качества является стратегическим направлением концепции развития образования и воспитания в Российской Федерации.

В русле стратегических направлений развития качества образования нашими отечественными авторами выполнен ряд исследований, многие из которых посвящены проблемам оценки качества знаний обучающихся. Несмотря на отрицание традиционной школьной отметки как стимулятора учения школьников, многие преподаватели продолжают осуществлять с их помощью давление на обучающихся, тем самым отвращая их от «учения с увлечением». Еще в середине 19-го века было осознано, что традиционная оценочная система не стимулирует учебных достижений обучающихся.

В этот период возникла теория свободного воспитания, которая выступала против какого-либо подавления личности.

Г.И.Баланюк, исследуя теорию свободного воспитания обучающихся в трудах Л.Н.Толстого, показывает, что как педагог Л.Н.Толстой стремился создать такие условия, которые сводились к следующему: «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно, чтобы его душевные силы были в наивыгоднейших условиях» [3, с.324].

В начале 20-го века в России проводился опыт по безоценочному обучению. С.Т. Шацкий, автор проекта «Первая опытная станция», обратил внимание на то, что именно оценка должна стимулировать ученика к старанию и учению с удовольствием. Он так определяет основные требования к оценке: «Главное - нужно оценивать не личность ребенка, а его работу с учетом тех условий, в которых она выполняется» Распространение оценки учебных усилий ребенка на его личность в целом является тормозящим моментом в его работе. «Учет результатов, что у нас обычно имеет место, произведенный отдельно от учета процесса работы, всегда ведет к значительным ошибкам» [5, с.29]. Он напоминал, что учащиеся болезненно воспринимают несправедливость школьной оценки, зачастую сводят ее к оценке собственной личности. По сути дела, уже сто лет тому назад были высказаны основные подходы к определению роли школьной оценки в учебной успешности и в развитии обучающихся.

Качество образования стало ключевым вопросом, обсуждаемым в настоящее время на разных уровнях: и в педагогическом сообществе, и в сообществе предпринимателей-работодателей, и на уровне организаторов образования. Появилось в стране направление подготовки по управлению качеством с квалификацией «инженер по качеству». Несмотря на большое количество исследований феномена «качество», нет единого понимания того, что собою представляют качество образования и качество знаний обучающихся.

Что такое качество? На этот вопрос пока не дан точный и исчерпывающий ответ. Прежде, чем мы изложим наше понимание «качества», рассмотрим ряд мнений и подходов к его определению.

Феномен «Качество образования» имеет много разных трактовок. Одна из точек зрения: «качество» - это нормативный уровень, которому должен соответствовать продукт обучения и образования, то есть личность. В условиях перехода на новую личностную парадигму качества за основу берутся не только достижения в учебе, но и эмоционально-нравственное развитие, социальная зрелость личности. Есть точка зрения, что качество образования - это соответствие знаний учащихся уровню образовательных стандартов, то есть наличие остаточных знаний у учащихся не ниже требований образовательного стандарта. С точки зрения компетентностного подхода, «качество» интерпретируется как формирование компетенций в определенных областях.

На наш взгляд, все эти подходы к определению качества являются ограниченными, ибо в этих оценках отсутствуют особенности главных субъектов образования - ребенка (обучающегося) и педагога (обучающего). Стремление унифицировать систему мониторинга качества образования имеет как определенные плюсы (можем считать, что достигается объективность оценки), так и минусы: статистические показатели качества нам не дают информации об уровне обучаемости ученика и оптимальных методах, технологиях и стиле деятельности учителя.

Наши подходы к оценке качества знаний обучающихся, заложенные в основу экспериментальной деятельности, основаны на понимании стимулирующей роли оценки. Нами протестировано более 4000 учащихся 9 и 11 классов по математике и русскому языку в период их подготовки к государственной итоговой аттестации. Среднестатистические результаты тестирования, к сожалению, не дают информации ни о мотивации учащихся (казалось бы, ГИА по умолчанию мотивирует обучающихся на получение высокого балла), ни о методах, применяемых учителями. Более того, беседуя со старшеклассниками, мы выяснили, что многие педагоги применяют методы «устрашения», бесконечно напоминая учащимся, что они не смогут сдать ЕГЭ, получат справку, если не будут заниматься

очень много.

Наш подход к обеспечению качества образования предполагает применение личностно-дея-тельностной парадигмы. ИАЗимняя отметила, что «...личностно-деятельностный подход к обучению, сформулированный к середине 80-х годов, разрабатывался преимущественно как субъектно-ориен-тированная организация и управление педагогом учебной деятельностью ученика при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики» [4, с.244].

В противовес этому в современном образовании появились и другие точки зрения: мол, учитель не должен изобретать новый велосипед, он должен иметь готовый инструментарий в выборе конкретных методов и приемов в работе с учащимся, для этого он должен в готовом виде получать все необходимые указания и инструкции от разработчиков. Нетрудно понять, что тем самым сторонники такой точки зрения, как будто бы «обоснованной с точки зрения психологических законов», выбрасывают за борт востребованность творческих способностей учителей и личностные особенности, потенциал учащихся.

В исследованиях корифеев отечественной педагогики и психологии принято рассматривать качество образования в личностно-ориентированном ракурсе. С этой точки зрения необходимо оценить потенциал и деятельность как ученика, так и учителя, так как взаимодействие этих субъектов, скорее, качество этого взаимодействия, определяют качество обучения и воспитания.

Д.Б. Эльконин отметил, что специфика обучения состоит в том, что она «направлена на развитие и саморазвитие субъекта этой деятельности» [6, с.311] .

Отправной точкой для моделирования нами системы повышения качества знаний обучающихся стала теория матетики. Термин «матетика» возник в XVII в. как производный от греческого глагола (^av9avœ): учиться, он был использован Я.А.Коменским в его работе Spicilegium didacticum, опубликованной посмертно в 1680 г. Если для Коменского дидактика была наукой об обучении (преподавании), то матетика стала ее антонимом, то есть наукой об учении.

Основные идеи нашего исследования сводятся к следующему. По нашему определению, знание-это сформированный пласт усвоенной личностью информации, являющийся отражением объективной реальности и совокупностью научных сведений из различных областей социокультурного опыта человечества. Критериями знаний являются их объем, прочность, глубина и долговременная сохранность в памяти. Также в своем исследовании мы акцентируем внимание на понятии «стимулирование учения». Для объяснения данной дефиниции проанализировали исходные научные понятия в исследованиях зарубежных и отечественных ученых.

Одной из главных задач для педагога является стимулирование положительной мотивации к учебе, именно с ее помощью обучающийся может достичь успеха. Стимулирование объектов образования - одна из ключевых функций современной системы управления в школе. Данная категория прошла довольно длительный эволюционный путь в своем развитии. Вместе с изменением воззрений на роль и место объектов образования в школе менялись методы и формы стимулирования.

В определении основ моделирования системы повышения качества знаний с использованием личностно-деятельностного подхода мы опирались на идеи Д.З.Ахметовой, которая написала: «Особенностью понятия «качество» является динамичность, его вариативный и деятельностный характер» [1, с. 55-59]. Раскрывая деятельностный характер образовательного процесса, Т.М.Алимова отмечает, что «интегральный критерий качества образования определяется как уровень способности человека к самореализации в процессе жизнедеятельности». С позиции деятельностного подхода качество - интегральная процессуальная характеристика, имеющая отношение ко всему деятельностному циклу, включающему проектирование, реализацию, мониторинг и контроль, инфраструктурное обеспечение и рефлексию[2, с.37]. Вопросы качества образования в центре внимания исследователей и организаторов образования во всем мире. Также ведутся и сравнительные исследования, что способствует выявлению соответствия качества российского образования мировым образовательным стандартам качества.

В.А.Болотов, Н.Ф.Ефремова в исследовании «Система оценки качества российского образования» отмечают, что лидирующая роль в проведении подобных исследований принадлежит нескольким признанным организациям: Международной ассоциации по оценке образовательных достижений IAEA (International Association of Evaluation of Educational Achievements), ETS (Educational Testing Service), проекту международного сравнительного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Third International Mathematics and Science Study), a также Организации экономического сотрудничества и развития OECD (Organization for Economic Coopera-tionand Development), осуществляющей проект PISA (Programmefor International Student Assessment) по

оценке образовательных достижений 15-летних учащихся на предмет их готовности к жизни».[7, с.1].

Несмотря на то, что в нашей стране в настоящее время ведутся поиски подходов и технологий обеспечения качества школьного образования, нет исследований особенностей российской действительности и ее влияния на качество профессиональной деятельности педагогов. Есть попытки заложить за основу парадигмы качества зарубежные технологии, в частности, технологии обучения в Сингапуре, в США, в Европе... К сожалению, все меньше и меньше становится руководителей образовательных организаций и педагогов, которые бы опирались на фундаментальные исследования корифеев отечественной педагогики, таких как: М.И. Махмутов, В.В. Давыдов, В.А Сухомлинский и др.

Наше исследование - в начальной стадии. Очередным шагом в развитии данной темы станет сопряжение деятельности ученика (учения) с деятельностью учителя (преподавания и обучения).

Совершенно очевидно, что наш подход ориентирует организаторов образования на повышение психолого-педагогических компетенций педагогов, призванных пробуждать потенциал обучающихся к получению качественного образования. Важнейшим компонентом формирующего этапа исследования станет углубление знаний педагогов в области педагогики и психологии, овладение ими теоретических основ гениальных теорий корифеев отечественных ученых Л.С.Выготского, М.И. Махмутова, В.ВДавыдова и Д.Б. Эльконина, Ш.А Амонашвили и др. В их трудах изложены не только теоретические основы правильного и эффективного обучения, но и заложены основы «дорожной карты» реализации этих идей на практике.

Литература

1. Ахметова, Д.З. Инновационные подходы к оценке качества образования / Д.З. Ахметова // Педагогическое образование и наука - Международная академия наук педагогического образования. - 2015. - №4 - С-55-59

2. Алимова, Т.М. Интегративный подход к обеспечению качества высшего профессионального образования /Т.М.Алимова// Пятигорск, 2008.- 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/361

3.Баланюк, Г.И. Проблема прочности знаний в дидактических взглядах Л.Н.Толстого / Г.И.Баланюк // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л.Н.Толстого. - Тула, редакционно-издательский совет ТГПИ им. Л.Н. Толстого , 1969. - 206 с.

4.Зимняя, И.А Личностно-деятельностный подход к обучению русскому языку как иностранному / И.А. Зимняя / / Русский язык за рубежом. 1985. - № 5.

5.Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения. Том 4 / С.Т. Шацкий. - Академия педагогических наук РСФСР. — М.: Просвещение, 1965. — 324 с.

б.Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника Д.Б. Эльконин - Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО МОДЭК, 1997. - 238 с.

7.Болотов В.А., Ефремова Н.Ф Система оценки качества российского образования / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова// М.: Логос, 2007. -190, [1] с.: ил. - Библиогр.: с. 161-167.

Referenses

1. Akhmetov, D.Z. Innovative approaches to education quality evaluation / D.Z.Akhmetova / / Pedagogical-cal education and science international Academy of science teacher education. - 2015. - No. 4 - S-55-59

2. Alimova, T. M. Integrative approach to quality assurance in higher professional education /T.M.Alimova/ / Pyatigorsk, 2008.- 193 p.: Il. THE RSL OD, 61 09-13/361

3. Balaniuk, G.I. the Problem of durability of knowledge in didactic views of L N. Thick / G. I. Balanyuk / / Tolstoy as teacher: SB. Work. TGPI im. L. N. Tolstoy. - Tula, the editorial and publishing Council TGPI im. L. N. Tolstoy , 1969. - 206 p.

4. Winter, I.A. Personality-activity approach to teaching Russian as a foreign language / I.A.Winter / / Russian language abroad. 1985. - No. 5.

5. Shatsky, S.T. Pedagogical works. Volume 4 / S.T.Shatsky. - Academy of pedagogical Sciences of the RSFSR. — M.: Education, 1965. - 324 p.

6. Elkonin, D.B. Psychology of training of younger pupils of D.B.Elkonin - Moscow: Institute of practical tion of psychology ; Voronezh : NPO MODEK, 1997. - 238 p

7. Bolotov V.A., Efremova N.F system for assessing the quality of Russian education / V.A.Bolotov, N.F.Ephremova// M.: Logos, 2007. -190, [1] p.: Il. - Bibliogr.: p. 161-167.

УДК 37.08

И.А.Сахнова

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ НОВОЙ ФОРМАЦИИ ДЛЯ ИНКЛЮЗИИ - ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ.

В статье обосновывается необходимость изменения системы подготовки учителей России в связи с бурными изменениями в общественно-политической жизни страны, повышением ответственности за деятельность образовательных организаций в условиях реализации принципов инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, учитель новой формации, Болонский процесс, национальная идентичность, учитель-фасилитатор.

Irina A.Sahnova THE PREPARATION OF THE NEW FORMATION TEACHER FOR INCLUSION IS A MATTER OF

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.