известия вгпу
О.Н. ИВАНОВА (Волгоград)
авторская песня как средство творческой самореализации Будущих специалистов вузов искусств и культуры
Описываются специфика авторской песни и ее потенциал как средства творческой самореализации будущих специалистов вузов искусств и культуры. Представлена модель этого процесса, включающая три этапа и основанная на педагогическом содействии преподавателей студентам на примере курса по выбору «Авторская песня в современном социокультурном контексте».
Ключевые слова: авторская песня, самореализация, творческая самореализация, профессиональная подготовка в вузах искусств и культуры.
В настоящее время взгляд на профессиональную квалификацию выпускников института искусств и культуры значительно изменился: знание своего предмета перестало быть основным признаком профессионализма. Функция специалиста как источника знаний, сфокусированного лишь вокруг информационной передачи какого-либо материала, может быть с успехом выполнена с помощью различных информационных баз (книг, журналов, газет, аудио-, видео-, электронных библиотек, сети ресурсов Интернета). Повышение качества профессиональной подготовки специалистов в вузах искусств и культуры требует сегодня обновления содержания образования, создания условий развивающей творческой среды, способствующих профессиональному становлению, творческой самореализации будущих специалистов, позволяющих не только обеспечивать студентов знаниями, но и формировать у них потребность в их постоянном обновлении, развитии учебных умений, навыков самообразования, готовности к решению неординарных проблем для личности и общества. Одним из наиболее эффективных средств творческой самореализации будущих специалистов является авторская песня. Однако недостаточность педагогического
знания о ее потенциале как средстве творческой самореализации в ходе профессиональной подготовки специалистов сферы культуры препятствует ее использованию.
На основе разработанного нами курса по выбору «Авторская песня в современном социокультурном контексте» (преподается в Волгоградском государственном институте искусств и культуры) и опыта организации экспериментальной вокальной студии авторской песни (в которой студенты проходят учебную и производственную практику) на базе Дома детского творчества г. Калача-на-Дону мы провели исследование творческой самореализации будущих специалистов культуры средствами авторской песни.
Теоретико-методологической основой при разработке спецкурса и психологопедагогической программы студии авторской песни послужили идеи о самореализации личности философов (Аристотель, Конфуций, Сенека, Ф. Бекон, Л. Фейербах, Э. Фромм, Ж.-П. Сартр, С.Л. Франк, В.С. Соловьев, Б.С. Гершунский и др.), которые считали, что истинный смысл жизни человека состоит в самореализации; работы психологов (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теп-лов, А. Маслоу, К. Роджерс, У. Шутц и др.), которые под самореализацией понимали опредмечивание сущностных сил и способностей личности в деятельности; положения педагогов (К.Д. Ушин-ский, А.Ф. Лазуровский, В.П. Вахтеров, А.Ф. Блонский, К.Н. Вентцель, Е.А. Эн-гельгардт, В.В. Зеньковский и др.), определявших самореализацию как основу формирования образа Я, развития природных задатков, способностей, творческой самостоятельности личности. по мнению большинства исследователей (Л.Б. Ермолаева-Томина, М.Ю. Коваленко, П.Ф. Кравчук, Т.Н. Розова, Л.Н. Розова, В.В. Стрельцов и др.), самореализация в процессе профессиональной подготовки в вузах искусств и культуры является процессом и результатом развития уникальной, неповторимой личности будущего специалиста и обновления содержания социокультурного образования, создания развивающей творческой среды, активизации творческих средств разнообразной учебной и воспитательной деятельности. Сопоставительный
© Иванова О.Н., 2010
модель творческой самореализации будущих специалистов средствами авторской песни
анализ различных точек зрения и подходов к феномену самореализации показал, что в ее основе лежат сущностные силы и потенциальные возможности человека, будущего специалиста, осознание им своих потенциальных возможностей, перспектив личностного и профессионального роста, свобода выбора, побуждающие к постоянному экспериментированию, поиску, творческой самореализации.
Творческая самореализация понимается учеными как продуктивная деятельность, направленная на обретение личностных, групповых или социальных ценностей, раскрывающая потенциальные задатки личности, способствующая развитию ее культуры, возникновению качественных личностных новообразований. Способность личности к творческой самореализации рассматривается учеными (И. Кон, Ф.В. Шеллинг, А. Веселовский, А. Потебня и др.) как филогенетическая тенденция к вариативному самовыражению, как результат сформированных умений по продуктивному моделированию определенного набора алгоритмов социального действия личности, результат ее общекультурного развития. Термин «творческая самореализация» происходит от слова «творить», которое в общеизвестном смысле означает «искать», «изобретать», «создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном или общественном».
Анализ работ по педагогике, культурологии, театральному искусству, посвященных творческой самореализации, а также результаты нашей исследовательской рабо-
ты в ГОУ ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» (ВГИИК), вокальной студии авторской песни позволили нам сформулировать собственное определение. Под творческой самореализацией личности будущего специалиста культуры мы понимаем целостное динамическое образование личности, включающее ценностно-деятельностное отношение к себе, миру, будущей профессии, творческую активность, открытость к переменам и восприятию нового профессионального опыта в сфере культуры, осознание своих творческих возможностей, способность к постоянному творческому поиску, созидательной творческой деятельности.
Экспериментом по творческой самореализации средствами авторской песни были охвачены студенты вокально-хоровых и инструментальных специальностей (42 человека); всего за время существования вокальной студии авторской песни (2004 - 2009 гг.) - 27 человек в возрасте 12 -23 лет; контрольная группа - студенты тех же специальностей, не изучающие курс по выбору и не посещающие вокальной студии в аналогичном количественном и качественном составе.
В начале эксперимента опросник «Позиция в учебно-профессиональной деятельности» Матяша позволил обнаружить у студентов контрольной и экспериментальной групп высокие показатели по шкалам «страх самовыражения» и «Переживание неудачи, дискомфорта в нетрадиционных профессионально-творческих ситуациях», отсюда возникла необходимость в экспе-
риментальной части нашего исследования, создании модели и ее реализации. Данные, полученные в ходе диагностического эксперимента, свидетельствовали о недостаточной удовлетворенности студентов процессом творческой самореализации и послужили основанием для проведения формирующего эксперимента.
для этого нами была разработана модель творческой самореализации будущих специалистов культуры средствами авторской песни, включающая мотивационноцелевой, ценностно-смысловой, эмоцио -нально-волевой, оценочно-коррекционный этапы.
Экспериментальная часть нашего исследования основана на педагогическом содействии преподавателей студентам в творческом самоутверждении, самовыражении и самореализации. В ходе изучения курса по выбору «Авторская песня в современном социокультурном контексте» мы акцентировали внимание студентов на взаимосвязи творчества с познанием и их качественным преобразованием в творческой деятельности, способствовали творческой самореализации студентов средствами авторской песни, отражающей внутреннюю нацеленность на открытие нового, проявляющейся в художественно-творческой деятельности, решении творческих задач, создании продукта творческого труда - авторских песен (вначале строк, фраз, эпизодов, а затем отдельных авторских мыслей, воплощенных в музыке и стихах, законченных произведениях), которые исполнялись в экспериментальной вокальной студии дома детского творчества г. Калача-на-Дону. В основу программы студии были положены принципы творческой самореализации, предложенные Л.С. Выготским [2] применительно к детям, которые мы адаптировали к разновозрастному составу (от 12 до 23 лет): акцент психологопедагогического воздействия не на результате творчества, а на самом процессе творчества, т.к. для получения продукта творчества, творческой самореализации важно быть захваченным «самим процессом... , а не конечным результатом» [2, с. 303]; использование различных видов творчества (в данном случае - поэзии, музыки и исполнительского мастерства, которые наиболее активно стимулируют творческое воображение и его воплощение) и импрови-
зации, что соответствует природе творческой самореализации.
На первом, мотивационно-целевом этапе выявлялись и активизировались потребность студентов в художественнотворческой деятельности (музыкальнотеоретическая подготовка, вокальноисполнительская деятельность, игра на музыкальном инструменте и др.), стремление к индивидуальным достижениям, умение ставить цели собственного профессионального становления как специалиста и последующего совершенствования (сегодняшние творческие цели, ближайшие и связанные с отдаленной перспективой), стимулирование интереса к авторской песне (районные конкурсы авторской песни в Калачевском районе, «круглые столы» во ВГИИКе).
Были составлены карты интересов, которые включали образовательные траектории, творческие планы, различные музыкально-теоретические задания; проводились творческие встречи с мастерами авторской песни Волгоградской области. Применялись методы эмоционального воздействия и размышления о музыке (Д.Б. Кабалевский), концентрический метод (М. Глинка), метод осознания личностного смысла музыкального произведения (А.А. Пиличяускас), метод интонационностилевого анализа (Е.Д. Критская), ведение «Дневника музыкальных впечатлений».
В ходе ценностно-смыслового этапа участники эксперимента самостоятельно искали собственный «авторский почерк», работая в группах над творческими и исследовательскими проектами («Музыкальный калейдоскоп», «Музыкальная мозаика»), выполняли задания, основанные на сочетании репродуктивной и творческой деятельности (анализ авторской песни, сочинение мелодии на основе гармонического построения), подготавливали презентационные материалы по авторской песне для сМИ в целях проведения эффективных PR-компаний районных мероприятий, положительно влияющие на осознание важности профессии, ценности авторской песни для творческой самореализации на основе созданных педагогом ситуаций успеха для студентов, согласующихся с потребностью личности в ощущении значимости собственного Я.
Эмоционально-волевой этап был нацелен на повышение психолого-педагогической готовности к творческой самореализации посредством эмоций, т.к. эмоции -это «особый психический процесс, выраженный переживанием чувств, который выступает в качестве проявления потребности и отражает значимость объектов и событий во внешнем и внутреннем мире человека для его жизнедеятельности» [7, с. 416]. Эмоционально-волевой этап способствовал переходу к практической деятельности по творческой самореализации. Волевая регуляция - «это целенаправленное саморегулирование человеком своего поведения, выраженное в способности сознательно преодолевать препятствия и трудности при совершении действий и поступков» (Там же, с. 66). Предлагался комплекс творческих заданий, требующих проявления профессиональных качеств (импровизация, интерпретация произведения, сочинение разножанровых мелодий с помощью метода моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская, В.О. усачева)), способствовавших формированию положительных эмоций по отношению к авторской песне, преодолению страха самовыражения, включению студентов в процесс творческой самореализации.
Оценочно-корректировочный этап связан с адекватной самооценкой, контролем своих способностей и авторских достижений (педагогических, музыкальных), реагированием на быстрое изменение событий, успешным решением поставленных задач в проблемных творческих ситуациях и своевременным внесением коррективов при рассогласовании полученных творческих результатов с принятой целью (от поиска строк, фраз, эпизодов, авторских мыслей, воплощенных в музыке и стихах, к созданию законченного произведения - авторской песни), что способствовало творческой самореализации будущих специалистов культуры (89,7 % ) к завершению эксперимента.
Как показали результаты проведенного исследования, авторская песня как средство творческой самореализации будущего специалиста в области искусства и культуры является одним из факторов успешности профессиональной деятельности, спо-
собствует самоутверждению личности, позволяет студентам самостоятельно и свободно развивать собственную индивидуальность, проявлять творчество и профессиональное мастерство.
Таким образом, авторская песня является одним из важных средств творческой самореализации будущих специалистов культуры, поэтому приобщение к ней должно быть признано одной из важных задач высшей школы в сфере искусств, чтобы, начиная уже с первых курсов, студенты могли пройти путь от осознания важности профессии, преодоления страха самовыражения и препятствий к творческому самоутверждению, самовыражению и самореализации с помощью авторской песни до вершин профессионального мастерства.
литература
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1996. Кн. 1.
2. Возьмемся за руки, друзья!: сб. ст. об авторской песне. М. : Искусство, 1990.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Психология развития ребенка. М. : Смысл, 2005.
4. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества : учеб. пособие для вузов. М. : Акад. проект, 2003.
5. Кравчук П.Ф. Творческий потенциал личности в системе подготовки специалиста в вузе // Творчество и личность : тезисы. Курск, 1995.
6. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом / под ред. Д.А. Леонтьева. М., 1997.
7. Максимова С.В. Творчество: созидание или деструкция? М. : Акад. проект, 2006.
Art song as means of artistic self expression for Art and Culture students
There is described the specific of art song and its potential as means of artistic self expression for Art and Culture students. The model of this process is given below. It includes three stages and is based on teachers’ pedagogical assistance to students.
The example of it is the lecture course “Art song in the contemporary social and cultural context”.
Key words: art song, self expression, artistic self expression, professional training at Art and Culture higher schools.