34 Вестник СамГУ — Естественнонаучная серия. 2007. №4(54).
УДК 539.3
АВТОМОДЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ О РАЗИТИИ ТРЕЩИНЫ ГИДРОРАЗРЫВА ПЛАСТА
© 2007 В.И. Астафьев, Г.Д. Федорченко1
В работе представлено автомодельное решение задачи о развитии трещины гидроразрыва пласта (ГРП). Предполагается, что трещина ГРП ориентирована вертикально и исследование процесса ее развития можно провести в рамках связанной плоской задачи теории гидродинамики (течение вязких жидкостей) и линейной теории упругости (движение квазихрупких трещин). Найдены условия существования автомодельного решения, представлены зависимости характера изменения формы трещины ГРП, дебита закачиваемой в нее жидкости и давления в создаваемой трещине ГРП.
Введение
Гидравлический разрыв пласта (ГРП) представляет собой механический метод воздействия на продуктивный пласт, состоящий в том, что он разрывается по плоскостям минимальной прочности под действием избыточного давления, создаваемого закачкой в скважину жидкости разрыва с расходом, который скважина не успевает поглощать. После разрыва под воздействием давления жидкости образовавшаяся трещина увеличивается, в развивающуюся трещину жидкостью разрыва транспортируется зернистый материал (проппант), закрепляющий берега трещины в раскрытом состоянии после снятия избыточного давления.
В результате ГРП многократно повышается дебит добывающих скважин, повышается конечная нефтеотдача скважины за счет приобщения к выработке слабодренируемых зон.
Метод ГРП имеет множество технологических решений, обусловленных особенностями конкретного объекта обработки и достигаемой целью. Технологии ГРП различаются, прежде всего, по объемам закачки жидкостей разрыва и проппантов и, соответственно, по размерам создаваемым трещин.
1 Владимир Иванович Астафьев, Геннадий Дмитриевич Федорченко, кафедра безопасности информационных систем Самарского государственного университета, 443011, Россия, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Технология применения гидроразрыва в первую очередь основана на знании механизма возникновения и распространения трещин в горных породах, что позволяет прогнозировать геометрию трещины и оптимизировать ее параметры. Математическое моделирование процесса трещинообразова-ния базируется на фундаментальных законах теории упругости, физики нефтегазоносных пластов, фильтрации, термодинамики. Первую теоретическую модель распространения двумерной трещины, получившую всеобщее признание, предложили С.А.Христианович и Ю.П.Желтов [1] (рис. 1). В данной модели высота вертикальной трещины постоянна и принимается за единицу.
1. Постановка задачи
Процесс развития трещины ГРП описывается двумя группами уравнений, связанными как с описанием движения вязкой жидкости разрыва пласта внутри трещины (уравнения несжимаемости и Навье-Стокса), так и условиями развития трещины в упругом пласте (уравнения линейной механики разрушения). Для вертикальной трещины ГРП (модель Христиано-
вича-Гиртсма-ДеКлерка [1,2]) эти уравнения имеют следующий вид [3,4]:
^ + ^ = 0 (1.1)
дI дх ’
(уравнение несжимаемости [5]),
9Р /1 оЛ
(12)
(закон Пуазейля для ламинарного течения вязкой жидкости [5]),
1
4(1 - V2) Г / х 5 \
'л'=А^г2]с{т1У^ <1Л>
0
(уравнение линейной механики разрушения [6,7]), где
л/і ~'%2 + -у/і —
■\/\ — 'в,2 — —
В уравнениях (1.1)—(1.3) обозначено (рис. 1):
Ж(х, г) — раскрытие трещины в сечении х в момент времени V; д(х, г) — дебит жидкости в сечении х в момент времени г; р(х, г) —давление в трещине в сечении х в момент времени г; 1(г) —длина трещины в момент времени г;
^ — вязкость жидкости;
Е, V — модуль Юнга и коэффициент Пуассона упругого пласта. К уравнениям (1.1)—(1.3) необходимо добавить начальное
2
У
X
Ці)
Рис. 1. Схема вертикальной трещины ГРП
W(х, 0) = Wo(х), 0 ^ х ^ 1о(0
(1.4)
и граничные
д(0, г) = ц„(г), г ^ 0,
р(0, г) = р*(г), г ^ 0
(1.5)
(1.6)
условия [3, 4].
Таким образом, имеем замкнутую постановку начально-краевой задачи (1.1)—(1.3) для нахождения текущих значений W(х, г), ц(х, г), и р(х, г) по заданному начальному Wо(х) и граничным ц^(г) и р*(г) условиям. Следует отметить, что начальное условие может быть задано для величины начального давления р0(х). В этом случае величина Wо(x) находится из уравнения
(1.3) при г = 0.
Для нахождения неизвестной зависимости 1(г) уравнения (1.1)—(1.3) необходимо дополнить условием роста трещины (критерием квазиупругого разрушения) [7]
Величину текущего значения коэффициента интенсивности напряжений К (р(х, г), 1(1)) удобнее находить из следующего выражения [7]:
2. Автомодельное решение для формы трещины
Предположим, что форма трещины Ж(х, г) при 0 ^ х ^ 1(г) определяется выражением [1]:
где ^ = х/1(г) — автомодельная переменная (0 ^ ^ ^ 1), Ь0(г) — максимальное раскрытие трещины W(х, г) при ^ = 0. Тогда из уравнений (1.1)—(1.3) следует, что и остальные функции также будут иметь вид
КІ (р(х, г), 1(г)) = Кіс, (1(г) > 0).
(1.7)
(1.8)
W (х, г) = б0(г)Ф©,
(2.1)
ц(х, г) = Ц0(гу¥(£), р(х, г) = р0(г)П(%),
(2.2)
(2.3)
где до(0 и ро(1) — максимальное значение дебита д(х, г) и давления р(х, г) в трещине при ^ = 0.
Очевидно, что на безразмерные функции Ф(^), ¥(%) и П(^) наложены дополнительные ограничения
Ф(0) = Т(0) = П(0) = 1.
(2.4)
Разделение переменных (2.1)—(2.3) в уравнениях (1.1)—(1.3) приводит к следующим системам уравнений для групп функций (Ф(^), ¥(%), П(Ю) и Фо(0, до(0, РоШ-
Щ) = -аФ(1),
П'(1) = -р¥(?)/Ф3(?),
1
ф(1) = у/ £(1, п)П(пУп;
6 (г) = ац0(г)/1(г), д0(г) = рб^г) р0(г)/12^1(г),
(2.5)
(2.6)
р0(г) = упЕб0(г)/4(1 - \2)1(г).
Система (2.5) представляет собой систему уравнений в нелинейной задаче на собственные значения — найти собственные числа а, в и у, при которых система (2.5) имеет нетривиальное решение, удовлетворяющее условиям (2.4).
Накладывая на собственные функции Ф(1), 4(1) и П(1) следующие дополнительные ограничения по характеру их поведения при 1 = 1:
Ф(1) = 0 (нулевое раскрытие в вершине трещины),
Т(1) = 0 (нулевой дебит в вершине трещины),
П(1) = 0 (нулевое давление в вершине трещины), систему (2.5) можно представить в виде
¥(%) = а^ Ф(п)^п,
1
ф(1) = у/ °(1, Л)П(п)^Л.
0
(2.7)
Из граничных условий (2.4) следует, что система (2.7) может иметь решения лишь при следующих значениях а, в и у:
а = 1/ § Ф(п)^п>
0
1
(2.8)
Ф3(Г1)
0
1
у = 1/ § С(о, п)П(пУп-
о
Задача нахождения собственных чисел а, в, у и собственных функций Ф(1), 4(1), П(1), удовлетворяющих уравнениям (2.7) и (2.8) эквивалентна задаче о нахождении неподвижной точки X = F(X) оператора Е(Х), определяемого правой частью уравнений системы (2.7).
Вопросам, связанным с доказательством существования неподвижной точки оператора Е(Х) и алгоритмом ее нахождения, будет посвящено отдельное исследование. В настоящей работе реализован следующий итерационный процесс нахождения решения системы (2.7). Пусть известно г-ое приближение функции Фг(1). Вычислим в соответствии с уравнениями (2.7)
1 Г 4г(п)
и (2.8) значения 'Рг© = а,- Г Ф,(г|)й?г|, П,-(§) = (Зг- I —\-с1г\ и положим в каче-
1 ^ Ф3(п)
1 1 г
1
стве (г + 1)-го приближения Фг+1(1) = 0(1, п)П(п)^. Сходимость данного
_____ о
процесса для Фо(?) = л/1 ~1 представлена на рис. 2. Как видно, при удачном выборе начального приближения Фо(1) процесс быстро сходится и за 3-5 итераций дает характер формы трещины ГРП, распределения по ней дебита и давления при автомодельном представлении решения.
3. Временная зависимость процесса роста трещины ГРП
При решении второй части задачи — интегрировани по времени системы (2.6) с найденными значениями собственных чисел а, в и у, ее необходимо дополнить условием роста трещины (1.7)-(1.8), которое в автомодельных переменных примет следующий вид:
2ро(Ол/— = К1с/к, (3.1)
у П
1
где к = Г П(л) Лт) ^ 0.72.
Л VI - л2
Решение системы (2.6), (3.1) зависит от трех размерных параметров 12^, пЕ фт.К/г
------— и --------, начальной длины трещины /о и времени г.
4(1 - V2) 2к
Рис. 2. Форма трещины ГРП Ф(1) и характер распределения в ней дебита 4(1) и давления П(1)
Обезразмерив систему (2.6), (3.1), ее можно переписать в виде
£Й0 _ 20 сіх ~ “ / ’
п -
СЮ - р——, -
Ро = У
(3.2)
1о 9
Л /\,с
Ро = чг
где кс =
2(1 - у2)КГс
пЕг
т =
кЕл/л!0 ' 48(1 -у2)ц
функций бо(т), §о(т), Ро(т) и 1(т) выбраны величины 1о, и 1о, соответственно.
а в качестве масштаба у безразмерных
пЕ
пЕіО
48(1 - у2)^ 4(1 - V2)
Решение системы (3.2) легко находится и имеет следующий вид:
qo(%) = —г = const,
Y3
k
(3.3)
При выполнении условия т » у2/3а|3&3 данное решение можно переписать как
4. Заключение и выводы
Анализ представленного решения и выражений для зависимостей данного решения от переменных х и t показывает, что автомодельное решение начально-краевой задачи (1.1)—(1.6) существует. Пространственное распределение зависимостей W(х, t), q(х, t) и р(х, t) изображено на рис. 2, а временное их изменение определено соотношениями (3.3)—(3.4). Условием существования автомодельного решения является соответствие результатов полученного решения с начальными данными (1.4) и граничными условиями исходной задачи (1.5)—(1.6). Сравнивая полученные результаты с данными начальными условиями, можно утверждать, что в случае, когда функция Wo(x) соответствует решению системы (2.7)—(2.8), а функции qt(t) и р„(t) — решению (3.3), для данной начально-краевой задачи существует автомодельное решение. В частности, величина граничного дебита q*(t) в автомодельном случае должна быть постоянной, а значение давления на границе p*(t) должно убывать обратно пропорционально квадратному корню от текущей длины трещины.
qo = ~г = const,
(3.4)
Литература
[1] Geertsma, J. A rapid method of predicting with and extent of hydranlically induced stractures / J. Geertsma, F. Clerk de // J. Petr. Techn. - 1969. -V. 21. - No. 12. - P. 1571-1581.
[2] Garagash, D. An analysis of the influence of the pressurizationrate on the borehole breackdown pressure / D. Garagash, E. Detournay // Int. J. Solids Struct. - 1997. - V. 34. - No. 24. - P. 3099-3118.
[3] Garagash, D. Plane-strane propagation of a fluid-driven fracture during
injection and shut-ini Asymptotics of large toughres / D. Garagash // Eng.
Fract. Mech. - 2006. - V. 73. - No 4. - P. 456-481.
[4] Sheddon, I.M. Crack problems in the classical theory of elasticity / I.M.Sheddon, M.Lowengrub. - NY, 1969.
[5] Жестов, Ю.П. О гидравлическом рызрыве нефтяного пласта / Ю.П. Жестов, С.А. Христианович // Изв. АН СССР. ОТН. 1955. -№5. - С. 3-41.
[6] Кочин, Н.Е. Теоретическая гидромеханика / Н.Е. Кочин, И.А. Кибель,
Н.В.Розе. - Т. 2. - М.: ОГИЗ, Гостехиздат, 1948.
[7] Астафьев, В.И. Нелинейная механика разрушения / В.И. Астафьев, Ю.Н.Радаев, Л.В. Степанова. - Самара: Изд-во СамГУ.
Поступила в редакцию 15/У/2007; в окончательном варианте — 15/У/2007.