Научная статья на тему 'Автомобильный транспорт: взаимосвязь структурных изменений в отрасли и подготовки специалистов с высшим образованием'

Автомобильный транспорт: взаимосвязь структурных изменений в отрасли и подготовки специалистов с высшим образованием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автомобильный транспорт: взаимосвязь структурных изменений в отрасли и подготовки специалистов с высшим образованием»

В. И. Рассоха, Е. Н. Рассоха

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ: ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТРАСЛИ И ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Прослежена взаимосвязь между развитием автомобильного транспорта страны как отрасли и подготовкой для нее специалистов с высшим образованием. Проанализированы предпосылки создания и специфика новой специальности »Сервис», сочетающей базовые инженерные знания и менеджерскую подготовку.

Автомобильный транспорт как отрасль начал складываться в СССР практически одновременно с зарождением отечественной автомобильной промышленности с начала 30-х годов прошлого века.

В условиях социалистического способа производства, основанного на государственной собственности на средства производства, автотранспорт был организован в комплексные автотранспортные предприятия (АТП). Юридический статус АТП и выполняемых ими функций определило типовое «Положение о низовом звене на автотранспорте», принятое в 1933 году. В качестве низового звена и самостоятельного предприятия Положением была определена автобаза, причем типовыми считались предприятия, насчитывающие 5, 10, 15, 25, 50, 100 и 200 автомобилей.

Автобаза, согласно Положению, должна была заниматься подготовкой автомобилей к выпуску на линию, проведением технического обслуживания и ремонта автомобилей, обеспечением автотранспорта всем необходимым для работы, организацией и обеспечением безопасности перевозок грузов и пассажиров и т. д. В большинстве своем автобазы не могли обеспечить производство на высоком уровне вследствие отсутствия высокопроизводительного оборудования и не могли содержать большое количество инженерно-технических работников разных специальностей.

Сложившаяся структура автомобильного транспорта, ориентированная на автобазу как основное звено, нашла отражение и в подготовке кадров, необходимых для него. Подготовка специалистов с высшим образованием велась по специальности «Автомобильный транспорт». Выпускались специалисты широко профиля, способные вести профессиональную деятельность по реализации практически всех функций комплексного АТП, основные из которых перечислены выше.

Последовавшее в процессе развития отрасли укрупнение АТП и создание автотранспортных объединений привело к специализации производства как на уровне отдельного предприятия, так и

на уровне регионов. При наличии единой технической политики в стране, при централизованном управлении и обеспечении предприятий нормативно-технической документацией это давало неплохие результаты, особенно в области технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Развитие специализации потребовало инженерно-технических работников, способных выполнять преимущественно отдельные функции на предприятии. Это вызвало открытие в вузах страны вместо одной универсальной специальности «Автомобильный транспорт» четырех узкоспециализированных по функциям:

- «Экономика и организация автомобильного транспорта»(1960);

- «Автомобили и автомобильное хозяйство» (1972);

- «Организация дорожного движения» (1972);

- «Эксплуатация автомобильного транспорта» (1976).

Открытие новых специальностей было фактором положительным, так как способствовало повышению качества подготовки и сокращению времени адаптации специалистов на производстве.

С начала 90-х годов прошлого века началось развитие рыночных отношений в российской экономике, сопровождающееся деиндустриализацией и сменой форм собственности, реорганизацией существовавших ранее и появлением новых предприятий. Оно существенно изменило структуру автомобильного транспорта.

Наметилась устойчивая тенденция разукрупнения предприятий на автотранспорте. Крупные АТП и объединения, управления технологического транспорта и спецтехники стали достаточно редкими. Количество хозяйствующих субъектов в отрасли, по данным Российской транспортной инспекции, возросло примерно в пятьсот раз.

Процесс разукрупнения предприятий сопровождается неизбежными негативными последствиями. Особенно настораживающим, на наш взгляд, является то, что степень подготовленности хозяйствующих субъектов к поддержанию подвижного

76 ВЕСТНИК ОГУ 42001

состава в технически исправном состоянии колеблется в значительных пределах. Мелкие комплексные предприятия не в состоянии обеспечить производственные процессы технического обслуживания и ремонта автомобилей на высоком техническом, технологическом и организационном уровне. Таким образом, в условиях рассредоточения автомобилей в мелких частных (личных) предприятиях преимущественным, если не единственно возможным, становится сервисный принцип поддержания подвижного состава автомобильного транспорта в исправном состоянии.

Сервисные предприятия, в отличие от комплексных, - предприятия специализированные. На них ложится ограниченный объем функций, например техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Все же остальные функции, входящие в понятие эксплуатации автомобилей, выполняют фирмы-посредники или владельцы автомобилей.

Сервисные предприятия могут специализироваться по маркам автомобилей, видам обслуживания, агрегатам, узлам и системам и даже по отдельным операциям. Это позволяет достичь высокого технического и технологического уровня производства при оказании услуг потребителю с минимальными затратами. Узкая специализация исполнителя услуги, позволяющая использовать высокопроизводительное оборудование и инструменты с максимальной отдачей, обеспечивают высокое качество работ при минимальных трудовых и материальных затратах.

Подобное разделение труда имеет и обратную сторону - неизбежную кооперацию производства, заключающуюся в совместном выполнении определенных работ или их частей несколькими предприятиями или частными предпринимателями.

Развитие сети сервисных предприятий на автотранспорте и необходимость их кадрового обеспечения вызвали создание новых специальностей.

В 1995 году была образована специальность «Сервис и техническая эксплуатация транспортных и технологических машин и оборудования (на автомобильном транспорте)». В 2000 году название этой специальности было изменено на следующее - «Эксплуатация и обслуживание транспортных и технологических машин и оборудования (на автомобильном транспорте)».

Одновременно изменились названия и других специальностей автотранспортного профиля (за исключением специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство»). В настоящей редакции названия их звучат как «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)» и «Организация и безопасность движения (по видам)».

Самой новой специальностью стала утвержденная приказом Минобразования РФ № 686 от 2 марта 2000 года специальность «Сервис», в рамках которой предусмотрены 27 специализаций, в том числе «Автосервис».

Приказом Минобразования РФ № 329 от 1 февраля 2001 года Оренбургский государственный университет признан прошедшим лицензионную экспертизу на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования по специальности «Сервис». Заключением учебно-методического объединения по образованию в сфере сервиса было подтверждена подготовленность ОГУ в отношении специализации «Автосервис». Выпускающей кафедрой была определена кафедра автомобильного транспорта ОГУ.

Объектами профессиональной деятельности выпускника новой специальности являются человек и его потребности в индивидуальных услугах; способы и методы выявления и формирования этих потребностей с доведением их до устойчивого спроса; методы моделирования, диагностики и разработки материальных объектов и услуг по индивидуальным заказам потребителя; технологические процессы, посредством которых выполняются индивидуальные заказы на услуги; оборудование, машины, приборы и их системы для осуществления технологических процессов сервиса.

Квалификация, которой будут обладать выпускники - специалист по сервису - является новой, поэтому заслуживает расшифровки. Условно ее можно подразделить на две составляющие - инженерную и управленческую.

Не вызывает сомнений, что инженерная составляющая квалификации достаточно значительна. Она обеспечивается при обучении целым комплексом общих математических и естественнонаучных дисциплин, таких как математика, информатика, физика, химия, экология, начертательная геометрия и инженерная графика. На изучение фундаментальных дисциплин отводится более 20% общего фонда времени, отводимого на подготовку специалиста.

Цикл общепрофессиональных дисциплин является базой как для инженерной, так и для управленческой подготовки специалиста. На их изучение отводится почти 28% общего фонда времени.

Инженерную составляющую обеспечивают такие общепрофессиональные дисциплины, как системный анализ в сервисе, информационные технологии в сервисе и оргтехника, компьютерная графика, основы функционирования систем сер-

виса, материаловедение, метрология, стандартизация и сертификация, безопасность жизнедеятельности, теоретическая механика, теплотехника и термодинамика, гидравлические и пневматические системы, основы триботехники.

Управленческая составляющая квалификации должна подготовить специалиста к деятельности в сфере организации и управления оказанием услуг, подразумевающей рекламно-информационное обеспечение заказчика; подбор сотрудников, обладающих психологической устойчивостью для работы с потребителем услуги, и обеспечение культуры поведения персонала; нахождение компромисса с потребителем по возможностям и требуемому качеству оказания услуги и другим действиям в отношении заказчика.

Эта составляющая обеспечивается такими дисциплинами, как человек и его потребности (сер-висология), сервисная деятельность, психодиагностика, психологический практикум, профессиональная этика и этикет, менеджмент и маркетинг в сервисе, предпринимательская деятельность, экономика автосервиса, прогнозирование и планирование в сервисе, правовое обеспечение автосервиса, единая транспортная система и организация перевозочных услуг, безопасность транспортного процесса, реклама в сервисе.

На долю дисциплин, формирующих качества управленца-менеджера в сервисе, приходится около 1200 часов, что составляет почти 15% общего фонда времени, отводимого на подготовку специалиста.

Дисциплинами специальности являются экспертиза и диагностика объектов и систем сервиса, технологические процессы в сервисе, технические средства предприятий сервиса, системы автоматизированного проектирования в сервисе, проектирование процесса оказания услуг.

Многие из учебных дисциплин являются новыми для специалиста автомобильного транспорта, что является отражением специфики новой специальности. Однако эта специфика прослеживается также и в содержании ряда дисциплин, традиционных для автомобилиста.

Так, например, был проведен анализ различий в содержании такой дисциплины, как «Математика». Анализ проводился по Государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования соответственно:

- для направления подготовки дипломированного специалиста «Эксплуатация транспорта и транспортного оборудования» (квалификация выпускника - инженер), к которому относятся спе-

циальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» и «Эксплуатация и обслуживание транспортных и технологических машин и оборудования (на автомобильном транспорте)»;

- для специальности «Сервис».

Наиболее значительные отличия были выявлены в «Специальных разделах математики». Для новой специальности были добавлены такие разделы, как комбинаторика (основные комбинаторные функции, формулы бинома и полиномы, подставка, размещения, сочетание); теория игр; теория массового обслуживания. Отсутствие последнего раздела при подготовке инженеров-автомобилистов вышеназванных специальностей вызывало недоумение у преподавателей ряда специальных дисциплин, связанных с функционированием различного рода сложных систем, например системы технического обслуживания и ремонта автомобилей. Применение теории массового обслуживания необходимо для решения проблем, которые связаны с анализом поведения системы обслуживания, контролем и оперативным вмешательством в ее действия, повышением качества и экономической эффективности функционирования системы. Без нее невозможно, например, управление качеством предоставления услуг, определение требующихся объемов запасных частей и материалов, используемых при проведении технического обслуживания и ремонта автомобилей, и т. д. Поэтому введение названных разделов представляется назревшей необходимостью и способно повысить качество подготовки специалистов.

Таким образом, имея базовые инженерные знания и солидную менеджерскую подготовку, выпускник специальности «Сервис» может занимать весьма широкий спектр должностей как в области автосервиса, так и в других сферах сервиса, в производстве, в бизнесе и т. д.

Специалист по сервису может быть востребован:

- на станциях технического обслуживания, предприятиях сервиса и фирменного обслуживания, комплексных АТП и управлениях технологического транспорта и спецтехники, занимающихся техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей;

- в организациях, оказывающих техническую помощь заказчику вне предприятия, осуществляющих хранение автомобилей на платных стоянках и т. п.;

- в фирменных и дилерских центрах заводов-изготовителей автомобилей, как отечественных,

78 ВЕСТНИК ОГУ 4*2001

так и все шире представляемых в последние годы зарубежных;

- предприятиях товаропроизводящей сети сервиса - салонах, магазинах по продаже автомобилей, запасных частей и аксессуаров;

- пунктах и станциях по заправке и продаже эксплуатационных материалов;

- выставочных комплексах;

- организациях, осуществляющих контроль за техническим состоянием автомобилей, - центрах инструментального контроля, органах ГИБДД и т. д.;

- аудиторских, сертификационных и лицензионных службах (органы по сертификации на автомобильном транспорте, отделения Российской транспортной инспекции и т. д. );

- лизинговых, дилерских и дистрибьюторских предприятиях;

- проектно-технологических, конструкторских и научно-исследовательских организациях и центрах;

- рекламных и издательских службах соответствующих предприятий и организаций.

Кроме обучения по основной образовательной программе студенты имеют возможность по договору между ОГУ и автошколой во время обучения на 1-2 курсах во внеучебное время получить специальность водителя-профессионала категорий В и С.

Выпускники, склонные к научно-исследовательской и педагогической деятельности, могут продолжить обучение в аспирантуре по специальности «Эксплуатация автомобильного транспорта» с возможностью дальнейшей защиты кандидатской и докторской диссертации по названной специальности в диссертационном совете ОГУ.

Подготовка специалистов позволит обеспечить экономику области, предприятия всех размеров и форм собственности квалифицированными кадрами и значительно повысит уровень сервисного обслуживания населения на автомобильном транспорте.

Список использованной литературы:

1. Яговкин А. И. Специальность, устремленная в будущее // Сервис, техническая эксплуатация транспортных и технологических машин. Межвузовский сборник научных трудов. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2001. - С. 12-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.