работать научно-обоснованные способы лечения ими различных заболеваний.
В настоящее время возникает острая необходимость в принципиально новом подходе к исследованию подземных вод и в переходе от сугубо прагматических целей исследований (разведка и оценка эксплуатационных ресурсов) к изучению подземной гидросферы как части природного экологического комплекса. Большое значение в этом отношении приобретает возможность комплексного использования пресных и минеральных вод: розлив и бутылирование, лечебнопрофилактические и оздоровительные учреждения и др.
Литература ... г *
1. Ресурсы пресных и маломинерализованных подземных вод южной части Западно-Сибирского артезианского бассейна. - М.: Недра, 1991. - 262 с.
2. Подземные воды России: проблемы изучения, использования, охраны и освоения. - М.: АОЗТ ‘Теоинформмарк’,’ 1996. - 96 с.
3. Справочное руководство гидрогеолога. - Л.: Недра, 1979. - Т. 1.-512 с.
4. Крайнов С.Р., Швец В.М. Гидрогеохимия. - М.: Недра, 1992. - 463 с.
5. Гидрогеология СССР Т. XVII. Кемеровская область и Алтайский край. - М.: Недра, 1972. - 398 с.
Я о
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Ю.Н. Акуленко,
Автомобильные дороги наряду с положительным влиянием на развитие экономики региона приводят к резким изменениям в ландшафтной структуре, возникновению разного рода нежелательных с позиции оптимального природопользования процессов и явлений. Так, наблюдается перестройка рельефа и ход геоморфологических процессов. Наблюдаются следующие экзогенные процессы:
1.Перераспределение огромных масс рыхлых и сильных грунтов.
2.Усиливается дефляция.
3.Возникают новые инженерно-геологические процессы: оползни, про-садочность грунтов, суффозия, эрозия, заболачивание, морозные пучения.
4.Изменяется гидрохимический состав грунтовых вод.
5. Вдоль трасс магистральных дорог изменяется динамика потока грунтовых вод и гидротермический режим грунтов.
Адаптация рельефа трасс автодорог к естественным условиям охватывает период в 8-10 лет.
Задачи инженерных изысканий состоят в следующем:
РА. Игнатов
:И%Щ-
1. Изучение геологического строения, гидрологических и инженерно-гидрогеологических условий района строительства.
2. Оценка степени устойчивости откосов дорожных выемок и насыпей.
3. Составление прогноза несущей способности грунтов в основаниях.
4. Определение грунтов оснований искусственных сооружений,
5. Определение свойств пород, характеризующих условия разработки и их пригодности для возведения насыпей.
6. Вписывание дороги в природный ландшафт.
Исследованиями должна захватываться полоса шириной в несколько сот метров. В процессе трассирования дороги необходимо идти на компромисс с экономическими факторами, так как лишь в исключительных случаях удается совместить эстетические и технические требования и принять достаточно экономичные решения. Важным звеном, обеспечивающим формирование оптимальных ландшафтов и укрепление механизмов саморегуляции, являются засев трав и лесные насаждения. В системе землепользования они выступа-
ют основным, пространственно организующим элементом, обладающим высокой устойчивостью, продолжительностью действия и значительным фотомелиора-тивным эффектом, способствующим поддержанию количественных и качественных параметров других компонентов ландшафта (почвы, воды, воздуха) на оптимальном экологическом уровне. Они образуют единую парагенетическую систему в ландшафте, в которой восстанавливается экологическое равновесие. Мелиоративное влияние насаждений проявляется в экологических функциях, к основным из которых относятся водорегулирующая (в том числе и снегораспределительная), водоохранная и противоэрозионная. Ландшафтно-экологический подход при создании автомагистралей должен базироваться на оптимальной организации территории с учетом регулирования равновесия в природе, экологической экспертизе состояния современных ландшафтов и природных ресурсов, соблюдения экологических ограничений и размещения объектов, охраны геологической среды, воздушного бассейна, водных и земельных ресурсов, заповедного фонда. В процессе строительства и эксплуатации автодорог подлежат рекультивации все нарушенные земли, в которых произошли изменения, выражающиеся в нарушении почвенного покрова, образование новых форм рельефа, изменение гидрогеологического режима территории, засоление почвы и загрязнение ее промышленными отходами. Развитие рекультивационных мероприятий должно вестись в двух направлениях:
1) составление кадастра техногенных ландшафтов;
2) выявление наиболее информативных и управляемых показателей почвенного плодородия, воздействие на которые осуществляется с помощью агротехнических или мелиоративных приемов. Ускоряется формирование экологически стабильных почвенных ценозов.
Рекультивационные мероприятия должны проводиться в три этапа:
1. Подготовительный - проводятся исследовательские работы (обследование и типизация нарушенных территорий, изучение специфики условий нарушенных земель, составление технико-экономического обоснования).
2. Технический - подготовка территорий к различным видам целевого использования, которое проводится на основание проектов, разработанных на первом этапе. Включает в себя рациональное формирование поверхности отвалов, карьеров с учетом требований целевого использования.
3. Биологический - в него входит окончательное восстановление биологической продуктивности нарушенных земель, а также создание сельскохозяйственных и лесных угодий.
Разработка реальных планов рекультивации и их успешное выполнение во многом зависят от знания нарушенных земель. Качественная же оценка нарушенных земель проводится с помощью научных исследований, она может служить основой для прогнозирования и рекультивационных работ.
АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ В ВЕРХНЕЙ ОБИ
л
Ю.Н. Акуленко
Настоящее время воздействие на водные ресурсы огромны, а масштабы их загрязнения в отдельных регионах угрожают системам жизнеобеспечения.
Одним из основных показателей качества природных вод являются ионносолевой состав и органические вещества. Знание ионно-солевого состава необходи-