УДК 629.33:94(47+57):94(470)
Е.Ю. Прокофьева*
АВТОМОБИЛЬ - СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ИЛИ?..
Исследование посвящено анализу восприятия отечественного автомобиля жителями СССР и РФ. Автор проводит его на базе вводимых в научный оборот материалов периодической печати. Выделяются количественные и качественные характеристики, даваемые населением автомобилю. Статья способствует расширению представлений об истории отечественной индустрии.
Ключевые слова: отечественная история, автомобильная промышленность, автомобиль.
История производства автомобиля насчитывает 125 лет1 [4, с. 23]. За этот период автомобильная промышленность выдвинулась в число ведущих отраслей машиностроения, определяющих экономический и социальный уровень развития страны. Ее продукция используется практически во всех сферах деятельности человека. Влияние автомобиля на изменения в повседневной жизни человека трудно переоценить. Этот продукт индустриализации способен трансформировать образ жизни. Включение автомобиля в жизнь общества привело к принципиальному изменению ее стиля и темпа. Автомобиль принес с собой не только скорость передвижения (авиационные перевозки дают, и это очевидно, еще большую экономию времени), но и независимость, самостоятельность и самодостаточность человека в решении проблемы перемещения. Автомобиль принципиально изменил инфраструктуру городского пространства, наш быт и привычки. Более того, в сознании человека автомобиль приобрел антропоморфные черты. Автомобиль «очеловечился» и «ожил». С чем же он ассоциировался в сознании жителей СССР и РФ середины 70-х гг. XX — начала XXI вв.?
Отправной точкой исследования послужили письма автолюбителей, отправленные в адрес ВАЗа и хранящиеся сегодня в музее Трудовой Славы предприятия. Работая в фондах музея над проблематикой развития отечественного автопрома, автор попутно с интересом читал письма владельцев автомобилей администрации завода. Характеризуя транспортное средство, их отправители в большинстве случаев сообщали, что называют машину «ласточкой», «подружкой», «работницей», «кормилицей» и т. д.2
* © Прокофьева Е.Ю., 2011
Прокофьева Елена Юрьевна ([email protected]), кафедра истории Гуманитарного института Тольяттинского государственного университета, 445667, Россия, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Белорусская, 16в.
1 Условной точкой отсчета истории мировой автоиндустрии традиционно считается 1886 г. — год получения патента Карлом Бенцем на трехколесный экипаж (трицикл) и Готлибом Даймлером — на четырехколесный. Т.е. автомобиль в современном понимании — с двигателем внутреннего сгорания, работающим на топливе нефтяного происхождения, существует более 120 лет. Отечественная автоиндустрия моложе мировой на 10 лет: датой ее рождения принято считать 1896 г. — год изобретения П.А. Фрезе и Е.А. Яковлевым двухместного легкого экипажа.
2 «Муж ее ласково называет "ласточка"» (фрагмент письма Н.А. Корнеевой); «Вот уже много лет я называю ее "Нивушкой", "подружкой"» (фрагмент письма А.С. Катаева). Из фондов музея ОАО «АвтоВАЗ».
Заинтересовавшись этим явлением, автор провел контент-анализ статей по автомобильной тематике. Основой источникового анализа стала подборка ведущего российского автомобильного издания — журнала «За рулем». Были изучены материалы за следующие годы: 1973 (№ 7, 9), 1975 (№ 1-12), 1979 (№ 1-3, 6, 9, 11), 1980 (№ 1-7), 1981 (№ 8), 1982 (№ 1, 3-6, 8, 10), 1983 (№ 1-7, 10, 12), 1984 (№ 14, 7, 11), 1986 (№ 1-4, 7, 8, 11), 1987 (№ 4, 6, 7, 11), 1997 (№ 2-4, 6, 7, 9, 10), 1998 (№ 1-4, 6-12), 1999 (№ 1-4, 7-12), 2000 (№ 1-12), 2001 (№ 1-12), 2002 (№ 1-8). Также рассматривались публикации в журнале «Автомобильная промышленность» 2003 (№ 2, 5), 2004 (№ 2, 4, 9, 11), 2005 (№ 1, 6-12), 2007 (№ 1, 2, 4, 10).
Было проанализировано 1756 высказываний. Предметом исследования выступали фразы, содержащие бытовые и личностные характеристики, даваемые автомобилям отечественного производства. Хронологические рамки исследуемого периода были ограничены двумя моментами 1) 1970 г. - переход СССР к массовому легковому автомобилестроению; 2) 2002 г. - начало реализации концепции развития автомобильной индустрии РФ, предусматривавшей массовое «завоевание» отечественного автомобильного рынка автомобилями иностранного производства.
Первоначально был выделен перечень эпитетов, которыми авторы сопровождали свои рассуждения об автомобилях.
Таблица 1
Перечень высказываний, отражающих процесс антропоморфизации автомобиля
№ Определения, характеризующие Высказывания, характеризующие отношение человека к автомобилю
внешние данные автомобиля «черты характера» автомобиля
1 2 3 4
1. великолепный агрессивный красавица
2. далекий от совершенства выносливый любовь моя
3. динамичный динамичный малыш
4. неоригинальная дружелюбный дорогая
5. несовременная жесткая хулиганка
6. несуразная живой любимая
7. оригинальная живучий хозяюшка
8. пухлый индивидуальный спортсмен
9. респектабельный консервативна лучшая подруга
10. хилые ласковый
11. красавцы мягкий
12. некрасивый надежный
13. эксклюзивный неприхотливый
14. солидный неуклюжий
15. сероглазая оригинальный
16. элегантный покладиста
17. убогий практичный
18. компактна прожорливый
19. неказисты прочный
20. красивый сдержанно-правильный
21. похожа на небольшой танк скользкая
22. приятный скромный,
23. маленькая спартанский
24. красивый стабильный
25. представительная стильный
218
Вестник СамГУ. 2011. № 1/1 (82)
Окончание таблицы 1
1 2 3 4
26. слегка угловатый стремительный
27. казенный темпераментный
28. ладный трудолюбивый
29. симпатичный уверенный
30. мускулистая человечный
31. простая шустрый
32. массивный юркий
33. привлекательная внешность яркий
34. миниатюрный холодный
35. гармоничный
36. маловыразительный
37. стильный,
38. хищная
39. большой
40. устаревший
41. изящный
Итого - 84 41 34 9
Как мы видим, отношение человека к автомобилю выражают 84 эпитета. Эти эпитеты скорее можно адресовать человеку, чем транспортному средству с двигателем внутреннего сгорания. Таблица прекрасно иллюстрирует одно из найденных нами высказываний внештатного корреспондента «За рулем», общественного инспектора В. Авдонькина: «Думаю, не открою Америки, если скажу, что автомобиль сегодня не только надежное средство передвижения, незаменимый помощник человеку, но в определенной степени и среда его обитания, существенная деталь нашего повседневного быта. Являясь средой обитания, автомобиль не только в чем-то формирует нас, но и сам, в свою очередь, как плод наших рук, призван украшать окружающий мир» [1, с. 23].
При анализе таблицы на первый взгляд кажется, что россияне больше внимания уделяли внешнему виду автомобиля: количество определений, связанных с его «красивостью» и «некрасивостью», превышает количество черт характера, присваиваемых машине, и слов выражения симпатии автовладельцев в адрес автомобиля. Однако, если учесть такой критерий, как частота употребления того или иного эпитета, и выстроить показатели в процентном соотношении, картина изменится.
Таблица 2
Соотношение высказываний, отражающих процесс антропоморфизации автомобиля, %
Определения, характеризующие Высказывания, характеризующие отношение человека к автомобилю
внешние данные автомобиля «черты характера» автомобиля
35 60 5
Наиболее часто употребляемый эпитет в адрес отечественного автомобиля — трудолюбивый (более 15 %). Это относится и к автомобилям периода Великой Отечественной войны (ГАЗ-АА, ЗИС-5, называемым в народе «полуторка» и «Захар» / «Захар Иванович»), и ко всем автомобилям ВАЗовского семейства (за исключением последних семейств — «Калины» и «Приоры») [2, с. 80]. Уже в 1975 г.,
спустя 5 лет с момента перехода к массовому легковому автомобилестроению, журнал «За рулем» писал: «Автомобиль "Жигули"... Мы так привыкли к нему, он так хорошо вписался в пейзаж наших улиц и дорог, что кажется, будто мы выросли вместе с ним» [5, с. 17]. Действительно, обзаведясь автомобилем, люди с его помощью стали интенсивно строить дачи, гаражи, ездить в отпуск. Автомобиль действительно перестал быть роскошью, но он и не превратился исключительно в средство передвижения.
Для американцев, чей образ жизни был сформирован развитием цивилизации автомобиля, со времен Г. Форда национальным афоризмом стало высказывание: «Мы верим в Бога и автомобиль». Итальянцы часто бравируют формулой «любовь к машине сильнее страсти к женщине». Французы называют свое автомобили «магнитом для красоток» [3, с. 33]. Для большинства жителей СССР, а позже и РФ, автомобиль стал главным помощником, а подчас и кормильцем, рабочей лошадкой, позволяющей преодолеть различные жизненные перипетии.
Библиографический список
1. Авдонькин В. Автомобиль сегодня // За рулем. 1986. № 7. С. 21-25
2. Долматовский Ю.А. Автомобиль за 100 лет. М.: Знание, 1986.
3. Пузанов В.И. Автомобильная цивилизация // США: Экономика, Политика, Идеология. 1997. №8. С. 32-33.
4. Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России. М., 2003. С. 215.
5. Соловьев В.С. «Мой двухсоттысячник» // За рулем. 1975. № 9. С. 17-21.
E.Yu. Prokofyeva*
IS A CAR A MEANS OF CONVEYANCE OR?..
The article is devoted to the analysis of the perception of domestic car by the inhabitants of the USSR and RF. The author researches it on the base of introduction in scientific turnover materials of periodical press. The author marks out quantitative and qualitative features of a car that are given by population. The article favours the expansion of the idea about the history of domestic industry.
Key words: the history of our country, car industry, car.
* Prokofyeva Elena Yurievna ([email protected]), the Dept. of History, Togliatti State University, Togliatti, 445667, Russia.