ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.21045/1811-0185-2024-10-80-88 УДК 614.2
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО ДЛЯ СТАРШИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
А.С. Преображенская а: , Т.Б. Свиридова b, Е.А. Комарова c, Т.А. Константинова d, Т.В. Кувандыкова e
a,b,c,d,e филиал федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации в г. Москве, г. Москва, Россия. а https://orcid.org/0009-0001-7034-0807; b https://orcid.org/ 0000-0002-9918-5118; c https://orcid.org/0009-0003-5763-0046; d https://orcid.org/0009-0005-3660-4687; е https://orcid.org/0009-0004-2315-3576.
И Автор для корреспонденции: Преображенская А.С.
АННОТАЦИЯ
В статье дается определение понятию автоматизированного рабочего места (АРМ) для старших медицинских сестер, рассматриваются и описывается его преимущества, выделяются проблемы и пути решения.
Введение. Использование информационных технологий становится неотъемлемой частью работы медицинского персонала, обретая популярность и широкое применение. Для старших медицинских сестер автоматизированное рабочее место (АРМ) становится незаменимым помощником в повседневной деятельности. С помощью АРМ быстро и эффективно формируется отчетность, на которую раньше уходило значительное количество времени. Чем выше компетентность старших медицинских сестер в использовании этих технологий, тем больше пользы они могут извлечь из автоматизированных систем. Цель: определить проблемы при работе с программами автоматизированного рабочего места для старших медицинских сестер и наметить пути их решения.
Материалы и методы: поиск и отбор литературных источников, в которых использовались специализированные базы данных по вопросам АРМ для медицинских сестер (CIBERLENINKA, Elibrary.ru и др.), анализ данных, анкетирование старших медицинских сестер с последующей систематизацией с помощью Яндекс - формы.
Результаты. Исследования показали, что внедрение АРМ значительно повышает оперативность и точность выполнения административных и управленческих функций старшей медицинской сестры. Это, в свою очередь, способствует улучшению качества медицинских услуг и повышению уровня удовлетворенности пациентов. Результаты анкетирования выявили ключевые проблемы и затруднения в использовании программ АРМ, что послужило основой для разработки рекомендаций по их устранению. Выводы. Исследования подтверждают, что использование АРМ позволяет существенно сократить время на выполнение рутинных задач, усовершенствовать контроль за выполнением медицинских процедур и повысить общую эффективность работы медицинского персонала. Для использования АРМ необходимо обеспечить медицинским сестрам качественное обучение по работе с ними. Рекомендации, представленные в статье, могут быть полезны для руководителей медицинских организаций, заинтересованных в модернизации управленческих процессов и повышении качества медицинского обслуживания.
Ключевые слова: автоматизированное рабочее место, старшая медицинская сестра, информационные технологии, организация здравоохранения, управление медицинским персоналом.
Для цитирования: Преображенская А.С., Свиридова Т.Б., Комарова Е.А., Константинова Т.А., Кувандыкова Т.В. Автоматизированное рабочее место для старших медицинских сестер: проблемы и решения. Менеджер здравоохранения. 2024; 10:80-88. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-10-80-88
Введение
Актуальность внедрения автоматизированных рабочих мест (АРМ) старшей медицинской сестры обусловлена тем, что значительная часть её рабочего времени уходит на оформление документации, необходимой для управления различными ресурсами, обеспечивающими
деятельность сестринской службы в медицинской организации [1].
Внедрение программы для автоматизации рабочего места позволяет:
- оптимизировать работу с документами за счёт создания единого информационного пространства в медицинской организации;
© Преображенская А.С., Свиридова Т.Б, Комарова Е.А., Константинова Т.А., Кувандыкова Т.В., 2024 г.
—1 ВО
- улучшить документооборот, т.е. уменьшить трудоёмкость его обработки;
- создавать текстовые документы на основании шаблонов [1].
Это способствует:
- перераспределению рабочего времени старшей медицинской сестры в сторону увеличения доли основной деятельности, что позволяет осуществлять качественный уход за пациентами;
- снижению нагрузки на медицинский персонал [1].
Таким образом, АРМ значительно улучшает качество лечебно-диагностической помощи и позволяет уделять больше внимания работе с пациентами.
Целью данной статьи является выявление проблем, с которыми сталкиваются старшие медицинские сестры при работе с программами автоматизированных рабочих мест, а также поиск путей их решения.
Основная часть
Автоматизация рабочих мест (АРМ) - это использование экономико-математических методов, систем управления и технических средств, которые полностью либо частично освобождают человека от непосредственного участия в процессах преобразования, получения, использования и передачи материалов, информации или энергии [2].
Для успешной работы старших медицинских сестёр необходимо постоянно контролировать сестринский персонал отделения, следить за санитарным состоянием и эпидемиологическим режимом, своевременно подавать заявки на необходимые медикаменты, учитывать рабочее время и выполнять множество других задач. В этом нам поможет автоматизация рабочего места.
Автоматизированное рабочее место старшей медицинской сестры - это индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для оптимизации профессиональной деятельности специалиста в реальном времени. Оно включает в себя систему сбора, обработки, анализа, оценки и архивирования информации о мониторинге ресурсов медицинской организации [3].
Автоматизация позволяет выполнять рутинные, повторяющиеся задачи быстрее и эффективнее, сокращая время на выполнение работы и минимизируя вероятность ошибок [4, 2]. Важно отметить, что автоматизация не освобождает и не заменяет человека на рабочем месте.
Основные функции автоматизированного рабочего места:
1. Ведение медицинской документации [5]:
- работа с заявками на медикаменты, инструменты и принадлежности, обеспечение персонала и пациентов;
- формирование заявок на закупку лекарственных средств, расходного материала и изделий медицинского назначения;
- контроль расходования бюджетных, страховых средств и средств от приносящей доход деятельности;
- подготовка документов к выписке пациентов, сбор данных, передача выписных документов пациенту;
- ведение журнала учёта поступивших пациентов с информацией о дате поступления, диагнозе, сроке лечения и других данных.
2. Планирование профилактических эпидемиологических мероприятий [5]:
- вакцинации, иммунизации и контроль их выполнения в установленные сроки.
3. Планирование медицинских осмотров и обучения сестринского персонала [5]:
- оценка профессиональных навыков и контроль качества медицинского обслуживания;
- проведение аудитов и оценка соответствия процессов медицинским стандартам.
4. Обработка данных и ведение электронного документооборота [5]:
- контроль состояния пациентов, мониторинг показателей здоровья, результатов обследований и лечения;
- анализ данных и принятие медицинских решений.
5. Планирование расписания работы персонала [5]:
- контроль выполнения назначений врача, отслеживание сроков выполнения;
- согласование расписания работы медицинских сестёр с потребностями отделения.
6. Работа со справочником контрагентов [5]:
- просмотр информации о контрагентах, с которыми работает отделение.
7. Просмотр справочника медикаментов и МЭС [5]:
- получение информации о ценах на медикаменты и предельных надбавках на них.
8. Медико-статистическая обработка данных [5].
9. Доступ к информационным ресурсам и дистанционный обмен данными [5].
С
#хс
№ 10 Мападег /Менеджер
2024 2с1гв\/оосЬгвпвп1в / здравоохранения
10. Формирование отчетов [5]:
- отчеты о движении медицинских препаратов, расходного материала и обеспечении отделения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.
Таким образом, автоматизация рабочих мест старших медицинских сестёр способствует значительному улучшению качества лечебно-диагностической помощи и позволяет уделять больше внимания работе с пациентами.
Преимущества автоматизации рабочего места старшей медицинской сестры:
- Экономия рабочего времени [2, 5].
- Экономия денежных средств медицинской организации при планировании закупок [2, 5].
- Правильное и чёткое ведение учётной отчётной документации [2, 5].
- Возможность быстрого обучения пользователя основным приёмам работы с системой [2, 5].
Автоматизированное рабочее место позволяет старшей медицинской сестре более эффективно управлять своим временем, избегать ошибок и минимизировать влияние «человеческого фактора» [2, 5].
Использование информационных технологий, включая программы для автоматизации работы старшей медицинской сестры, не только оптимизирует процессы ухода за пациентами, но также способствует улучшению качества медицинской помощи в целом. Развитие и внедрение новых технологий в области здравоохранения играют значительную роль в современной медицине, открывая новые перспективы для медицинских сестёр в обеспечении качественного ухода [2, 4, 5].
Проблемы, связанные с использованием информационных технологий:
Недостаток квалифицированного обучения [2, 4, 5].
Недостаточная подготовка и обучение персонала могут привести к неправильному использованию информационных систем, ошибкам в заполнении электронной документации и искажённому анализу полученной информации.
Ранее кандидаты на должности в медицинской организации не обязаны были владеть навыками работы на персональном компьютере (ПК), однако в настоящее время это является необходимым требованием.
Недоступность и несовершенство информационных технологий [2, 4, 5].
Стандартные медицинские информационные системы не всегда учитывают специфику сестринской
практики, что затрудняет эффективное взаимодействие медицинских сестёр с другими участниками процесса оказания медицинской помощи.
Безопасность данных пациентов [4, 5].
Медицинским сестрам необходимо строго соблюдать правила конфиденциальности и обеспечивать защиту персональных данных пациентов, чтобы избежать утечек и несанкционированного доступа.
Для реализации цели исследования по выявлению проблем, с которыми сталкиваются старшие медицинские сестры при работе с программами автоматизированных рабочих мест, нами была разработана анкета, которая включала 10 вопросов. Все ответы проанализированы с помощью Яндекс-формы.
При проведении социологического опроса с помощью анкетирования характеристика респондентов следующая:
- большая часть опрашиваемых, а именно 70% (21 человек) в возрасте от 46 до 55 лет, наименьшая часть приходится на возраст от 20 до 30 лет - 6,7% (2 человека) и 56 лет и старше - 6,7% (2 человека);
- высшую квалификационную категорию имеют 70% (21 человек), первая категория у 20% (6 человек), остальные опрашиваемые - вторая квалификационная категория.
Согласно результатам исследования - 60% респондентов (18 человек) считают, что фактором, влияющим на интенсивность их работы, является организация и координация работы персонала (рис. 1). Другие важные факторы, такие как соблюдение санитарно-гигиенических норм, а также ведение документации и отчетности, выделило равное количество респондентов - по 16,7% (по 5 человек).
Менее значимыми факторами в деятельности медицинских сестер были названы обучение и персональное развитие сотрудников, а также взаимодействие с пациентами и их семьями. Эти аспекты отметили по 3,3% респондентов (по 1 человеку). Такие факторы как владение персональным компьютером, качество ухода, управление ресурсами в медицинской организации опрошенные считают менее важными.
При просьбе оценить эффективность использования АРМ (рис. 2): 56,7% (17 человек) считают, что используют эффективно; (40%) 12 респондентов не могут использовать в полном объеме т.к. возникают затруднения, 3,3% (1 человек) не использует программу.
При работе с АРМ опрашиваемые не всегда понимают, какие данные и куда необходимо вносить - 50% (15 человек) (рис. 3); вообще не знают,
Менеджер / Мападег № 10
здравоохранения / 2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2024 а
Рис. 1. Приоритет рабочей деятельности старшей медицинской сестры
Рис. 2. Использование АРМ в своей деятельности
Рис. 3. Понимание о внесении информации при работе с АРМ
как работать 6,7% (2 человека), а 43,3% (13 человек) все понимают.
Стоит отметить, что опрашиваемые, а именно 26,7% (8 человек), имеют опыт работы с Microsoft Office (рис. 4), остальные работают с программами Microsoft Window и Microsoft Excel - 46,7% (14 человек). Оставшаяся часть респондентов имеет опыт работы по отдельным программам Microsoft Window или Microsoft Excel, один из респондентов вовсе не имеет опыта работы с программами.
Нам было предложено представить рекомендации по улучшению эффективности работы с автоматизированными рабочими местами (рис. 5): 70%, т.е. 21 человек, ответили, что необходимо пройти
дополнительное обучение или создать обучающие программы; все устраивает 2 участников - 6,7%, и 23,3% (7 человек) затруднились с ответом.
При вопросе «Хотели ли бы респонденты обучиться работе с АРМ?» (рис. 6) 86,7% (26 человек) ответили положительно. Опрашиваемые, которые ответили «нет» переходили сразу к 10 вопросу.
Далее в анкете было предложено конкретизировать предпочтительную форму обучения (рис. 7): 63% (17 человек) готовы очно присутствовать на обучающих практических занятиях, 18,5% (5 человек) могут смотреть обучающие ролики или обучаться в гибридном формате, и такое же количество респондентов ответили, что удобно было бы обучаться в дистанционном формате.
Рис. 4. Опыт работы с программами
80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%
70,0%
Дополнительное обучение
Все устраивает
Затруднились с ответом
23,3%
6 7%
Рис. 5. Предложения по оптимизации АРМ
Менеджер / Мапвдег № 10
Zdrevoochranenie 2024 л
здравоохранения
Рис. 6. Необходимость в обучении с АРМ
Рис. 7. Метод обучения работы с АРМ
Рис. 8. Использование в своей дальнейшей работе АРМ
инннтт
№ 10 Мападег
2024 2сЛга\/оосЬгвпвп1в ,
Возможность повысить свою производительность и эффективность с помощью АРМ видят 60% (18 человек) (рис. 8), 33,3% (10 человек) отмечают, что это важный инструмент для повышения качества медицинского обслуживания и только 6,7% (2 человека) не видят АРМ в своей дальнейшей деятельности.
Результаты
Согласно ответам, респонденты подтверждают, что есть нехватка знаний в области работы с АРМ, большая часть респондентов хотела бы пройти обучение по дополнительной профессиональной программе, которая бы компенсировала дефицит знаний в работе с автоматизированными рабочими местами, и готовы получать знания в разном формате: очно, в гибридном формате и дистанционно.
Автоматизация рабочего места старшей медицинской сестры благоприятно повлияет не только на оптимизацию рабочего времени и снижение нагрузки на старших медицинских сестер, но и принесет значительные экономические выгоды. Однако, для того чтобы полностью реализовать данную программу и ощутить все преимущества автоматизации, включая значительную экономию средств, необходимо прежде всего обучить персонал.
Для решения проблем, связанных с использованием информационных технологий в медицинской практике, необходимо внедрить следующие меры:
- Организовать качественное обучение медицинских сестер (обеспечить регулярные курсы и тренинги по работе с информационными системами, включить обучение 1Т-компетенциям в программу подготовки медицинских специалистов.
- Разработать специализированные обучающие программы и системы (создание 1Т-решений, адаптированных под специфику сестринской работы, включение медицинского персонала в процесс разработки и тестирования программного обеспечения).
- Повысить контроль за безопасностью и конфиденциальностью данных (внедрение строгих протоколов защиты данных, регулярное обновление систем безопасности и проведение аудитов).
- Активно вовлекать медицинских сестер в процесс разработки и внедрения информационных технологий (организация рабочей группы из медицинских сестер для оценки потребностей и предложений по улучшению 1Т-систем, проведение регулярных опросов и анкетирования для получения обратной связи).
- Адаптировать медицинские организации к новым технологиям (обеспечение необходимого финансирования для внедрения и поддержки информационных систем, привлечение квалифицированных специалистов для технической поддержки и обучения медицинских специалистов).
Заключение
Для того, чтобы полностью реализовать программу автоматизации рабочего места старшей медицинской сестры и ощутить все её преимущества, включая значительную экономию средств, необходимо обеспечить качественное обучение персонала. Комплексный подход, включающий разработку специализированных программ, обучение и поддержку медицинских сестер, а также контроль за безопасностью данных, позволит значительно улучшить качество и эффективность работы в медицинских организациях.
Демина Э.А., Карасева Л.А., Двойников С.И., Сиротко М.Л. Оценка эффективности программы «Автоматизированное рабочее место старшей медицинской сестры». - 2020. - № 28 (4). - С. 610. Мельников Я.А. Сущность и состав автоматизированного рабочего места. - 2021. Цуцунава М.Р., Подопригора Г.М. Старшая медсестра. Новый взгляд. 2021. - № 25. - С. 5. Васенин Р.С. Автоматизация и роботизация: как они изменят рабочие места. - 2021. Иванова И.И. Организация автоматизированного рабочего места старшей медицинской сестры. -2018. - № 1 (7). - С. 16.
BG
ORIGINAL ARTICLE
AUTOMATED WORKPLACE FOR SENIOR NURSES: PROBLEMS AND SOLUTIONS
A.S. Preobrazhenskaya a , T.B. Sviridova b, E.A. Komarova c, T.A. Constantinova d, T.V. Kuvandykova e
a,b,c,d,e jhe branch of the Federal state budgetary military educational institution of higher education «Kirov military medical academy» of the Ministry of defense of the Russian Federation in the city of Moscow, Moscow, Russia.
a https://orcid.org/0009-0001 -7034-0807; b https://orcid.org/ 0000-0002-9918-5118; c https://orcid.org/0009-0003-5763-0046; d https://orcid.org/0009-0005-3660-4687; e https://orcid.org/0009-0004-2315-3576.
El Corresponding author: Preobrazhenskaya A. S.
ANNOTATION
The article defines the concept of an automated workplace for senior nurses, examines and describes its advantages, identifies problems and solutions.
Introduction. The use of information technology is becoming an integral part of the work of medical personnel, gaining popularity and widespread use. For senior nurses, an automated workplace (APM) becomes an indispensable assistant in daily activities. With the help of the APM, reporting is quickly and efficiently generated, which previously took a significant amount of time. The higher the competence of senior nurses in using these technologies, the more benefit they can derive from automated systems.
Goal: identify problems when working with automated workplace programs for senior nurses and outline ways to solve them. Materials and methods: the search and selection of literary sources that used specialized databases on ARM issues for nurses (CIBERLENINKA, Elibrary.ru and others), data analysis. Survey of senior nurses with subsequent systematization using the Yandex form. Results. Research has shown that the introduction of an automated control system significantly increases the efficiency and accuracy of performing administrative and managerial functions of a senior nurse. This, in turn, contributes to improving the quality of medical services and increasing patient satisfaction. The results of the survey revealed the key problems and difficulties in using ARM programs, which served as the basis for the development of recommendations for their elimination.
Conclusions. Research confirms that the use of automated control systems can significantly reduce the time spent on routine tasks, improve control over the implementation of medical procedures and increase the overall efficiency of medical personnel. To use the AWP, it is necessary to provide nurses with high-quality training in working with them. The recommendations presented in the article may be useful for heads of medical organizations interested in modernizing management processes and improving the quality of medical care.
Keywords: automated workplace, senior nurse, information technology, healthcare organization, medical personnel management. For citation: Preobrazhenskaya A.S., Sviridova T.B., Komarova E.A., Konstantinova T.A., Kuvandykova T.V. Automated workplace for senior nurses: problems and solutions. Manager Zdravoohranenia. 2024; 10:80-88. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-10-80-88
REFERENCES
1. Demina E.A., Karaseva L.A., Dvoynikov S.I, Sirotko M.L. Evaluation of the effectiveness of the program «Automated workplace of a senior nurse». - 2020. - № 28 (4). - P. 610.
2. Melnikov Ya.A. The essence and composition of an automated workplace. - 2021.
3. Tsutsunava M.R., Podoprigora G.M. Senior nurse. A new look. 2021. - No. 25. - P. 5.
4. Vasenin R.S. Automation and robotization: how they will change jobs. - 2021.
5. Ivanova 1.1. Organization of the automated workplace of the senior nurse. - 2018. - № 1 (7). - P. 16.
№ 1O
2O24
Manager
Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Преображенская Алёна Сергеевна - старший лаборант кафедры (управления сестринской деятельностью) филиала федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации в г. Москве, г. Москва, Россия.
Alyona S. Preobrazhenskaya - senior laboratory assistant at the Department (Nursing Management) The branch of the Federal state budgetary military educational institution of higher education «Kirov military medical academy» of the ministry of defense of the Russian Federation in the city of Moscow, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Свиридова Татьяна Борисовна - к-т эконом. наук, доцент, заведующая кафедрой (управления сестринской деятельностью) филиала федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации в г. Москве, г. Москва, Россия. Tatyana B. Sviridova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department (Nursing Management) The branch of the Federal state budgetary military educational institution of higher education «Kirov military medical academy» of the ministry of defense of the Russian Federation in the city of Moscow, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Комарова Елена Анатольевна - преподаватель кафедры (управления сестринской деятельностью) филиала федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации в г. Москве, г. Москва, Россия.
Elena A. Komarova - lecturer at the Department (Nursing Management) The branch of the Federal state budgetary military educational institution of higher education «Kirov military medical academy» of the ministry of defense of the Russian Federation in the city of Moscow, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Константинова Татьяна Алексеевна - преподаватель кафедры (управления сестринской деятельностью) филиала федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации в г. Москве, г. Москва, Россия.
Tatyana A. Konstantinova - lecturer at the Department (Nursing Management) The branch of the Federal state budgetary military educational institution of higher education «Kirov military medical academy» of the ministry of defense of the Russian Federation in the city of Moscow, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Кувандыкова Татьяна Валерьевна - преподаватель кафедры (управления сестринской деятельностью) филиала федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации в г. Москве, г. Москва, Россия.
Tatyana V. Kuvandykova - lecturer at the Department (Nursing Management) The branch of the Federal state budgetary military educational institution of higher education «Kirov military medical academy» of the ministry of defense of the Russian Federation in the city of Moscow, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Здравоохранение-2024
МИНЗДРАВ ОТМЕНИТ ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ МЕДПОМОЩИ ПО ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЕ
Минздрав планирует признать утратившим силу приказ Минздравсоцразвития № 156 от 09.03.2007 «О Порядке организации медицинской помощи по восстановительной медицине». В пояснительной записке указывается, что восстановительное лечение не тождественно санаторно-курортному. При этом Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не устанавливает дефиниции восстановительного лечения, Перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, также не предусмотрено таких работ (услуг).
Источник: regulation.gov.ru
—I ЗЗ