Научная статья на тему 'АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ПЕРВЫЕ ИТОГИ'

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ПЕРВЫЕ ИТОГИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУСН / эксперимент / льготное налогообложение / малый бизнес / налоговые ставки / специальные налоговые режимы / AUSN / experiment / preferential taxation / small business / tax rates / special tax regimes

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е Е. Лопусов, Д Х. Бухарова

Автоматизированная упрощенная система налогообложения является экспериментом, введенным в четырех регионах Российской Федерации. В статье рассматриваются особенности автоматизированной упрощенной системы налогообложения (далее – АУСН): требования для применения, установленные лимиты, налоговые льготы, ведение бухгалтерского учета при АУСН. Приведены статистические данные налоговых поступлений от АУСН за период проведения эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Е Е. Лопусов, Д Х. Бухарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATED SIMPLIFIED TAXATION SYSTEM: FIRST RESULTS

The automated simplified taxation system is an experiment introduced in four regions of the Russian Federation. The article discusses the features of the automated simplified taxation system (hereinafter referred to as the Automated tax system): requirements for application, established limits, tax benefits, accounting under the automated tax system. The statistical data of tax revenues from the AUSN for the period of the experiment are presented.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ПЕРВЫЕ ИТОГИ»

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ:

ПЕРВЫЕ ИТОГИ

Е.Е. Лопусов, магистрант

Д.Х. Бухарова, канд. экон. наук, доцент

Уральский государственный экономический университет

(Россия, г. Екатеринбург)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-9-1-104-108

Аннотация. Автоматизированная упрощенная система налогообложения является экспериментом, введенным в четырех регионах Российской Федерации. В статье рассматриваются особенности автоматизированной упрощенной системы налогообложения (далее - АУСН): требования для применения, установленные лимиты, налоговые льготы, ведение бухгалтерского учета при АУСН. Приведены статистические данные налоговых поступлений от А УСН за период проведения эксперимента.

Ключевые слова: АУСН, эксперимент, льготное налогообложение, малый бизнес, налоговые ставки, специальные налоговые режимы.

Одним из самых вариабельных законодательств в России является налоговое законодательство. Изменения происходят так часто, что бизнес не всегда успевает их отслеживать. Государство старается не отставать от требований времени и пытается найти оптимальные параметры налогообложения, которые устраивали бы и его, и налогоплательщиков [1]. Одной из попыток упростить малому и среднему предпринимательству ведение бизнеса, а именно, освободить от отчетности, стал эксперимент по упрощению налогообложения. 25 февраля 2022 года был принят Федеральный закон № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специаль-

ного налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения».

Эксперимент по АУСН проводится в четырех регионах: городе федерального значения Москве, в Московской области, в Калужской области и в Республике Татарстан. Период проведения эксперимента - с 1 июля 2022 года до 31 декабря 2027 года [2].

От организаций и индивидуальных предпринимателей, решивших принять участие в данном эксперименте, требуется единовременное соблюдение обязательных условий (рис. 1).

Штат сотрудников не более 5(пятп) человек

Заработная плата выплачивается в безналичной форме

Остаточная стоимость основных средств неболее 150 млн. рублей;

Доходы должны быть не более 60 млн, рублей с начала года

Расчетные счета должны быть открыты только в уполномоченных банках, которые включены в перечень ФНС

Рис. 1. Критерии перехода на АУСН

Согласно статье 10 Федерального закона № 17-ФЗ от 25.02.2022 г. средняя численность работников организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих АУСН не должна превышать пяти человек за налоговый период (месяц) [2].

Если произошло превышение лимита по работникам, то налогоплательщик утрачивает право применять АУСН с начала календарного месяца, в котором произошло превышение лимита. Также, работая на АУСН, бизнес не может нанимать налого-

вых нерезидентов и тех работников, которые имеют право выхода на досрочную пенсию. Запрещается выплачивать заработную плату наличными деньгами, в натуральной форме, а также доходы, облагаемые налогом на доходы физических лиц по ставкам 9%, 30%, 35%.

Выбирая АУСН, предприниматель должен понимать, что его доходы не превысят лимита в 60 млн. руб. с начала года, иначе, он утратит право применять АУСН с начала того месяца, в котором был превышен лимит. При этом, не учитывается размер доходов, который был до перехода на АУСН.

Что касается основных средств, то лимит их остаточной стоимости составляет 150 млн. руб., соответственно, превысив данный лимит, налогоплательщик теряет право на применение АУСН с начала месяца, в котором это произошло. Стоит отметить, что лимит остаточной стоимости необходимо определять по тем объектам, которые являются основными средствами по ФСБУ 6/2020 [3].

Применение АУСН ограничивает предпринимателей в выборе вида экономической деятельности, например, запрещено заниматься банковской деятельностью, страхованием, негосударственными пенсионными фондами, инвестиционными фондами, ломбардами и другой деятельностью, перечень которой можно найти в статье 2 Федерального закона № 17-ФЗ от 25.02.2022 г. [2]. Также организации, имеющие филиалы и обособленные подразделения, не могут применять АУСН, а обслуживаться предприниматели могут только в уполномоченных банках, список

которых утверждает Федеральная налоговая служба России.

Данная налоговая система позиционируется налоговыми органами, как система налогообложения, способная избавить малый бизнес от отчетности и бумажной волокиты и, на первый взгляд, так оно и есть, однако, существуют и подводные камни.

Во-первых, применять АУСН может не весь малый бизнес, а лишь с определенным видом деятельности. Организации, не имеющие право перейти на АУСН указаны в статье 3 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения». Запрещено совмещать АУСН с другими налоговыми режимами [2].

Во-вторых, налоговый период в один месяц может стать проблемой, так как необходимо ежемесячно контролировать доходы, чтобы они не превысили лимит, иначе можно потерять право на применение АУСН и придется вернуться к тому учету, который был ранее.

В-третьих, нельзя учесть расходы на материальную помощь, на оплату проезда к месту работы и обратно, премии за счет средств специального назначения и целевых поступлений, любые вознаграждения работникам и руководству, кроме вознаграждений по трудовым договорам и другие расходы, перечень которых представлен в статье 6 Федерального закона № 17-ФЗ от 25.02.2022 г. [2].

Рассматривая ограничения, которые накладываются на предпринимателей, выбравших АУСН, стоит рассмотреть и положительные стороны ведения бизнеса на АУСН (рис. 2).

Книгу учета доходов и расходов вести не нужно

Социальный фонд

Освобождение от уплаты

страховых взносов (кроме фиксированных взносов на травматизм в размере 4 434 руб. в год);

Ввзаимодействие с налоговыми органами ведется через личный кабинет налогоплательщика

Рис. 2. Льготы при работе на АУСН

Налоговые ставки, которые применяются при АУСН «Доходы» - 8%, «Доходы минус Расходы» - 20%. Стоит отметить, что минимальный налог с дохода составляет 3% и на данном режиме нельзя применять пониженные региональные ставки.

Налоговый период составляет календарный месяц, то есть налог необходимо уплачивать ежемесячно, не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим.

Изучая АУСН с точки зрения учета, отмечаем, что организации и индивидуальные предприниматели освобождены от ведения книги учета доходов и расходов. Данный учет ведется в личном кабинете налогоплательщика кассовым методом после оплаты. Доходы и расходы, отраженные на расчетном счете, а также с кассовых аппаратов по наличным расчетам, поступают в ИФНС. Если у предпринимателя есть доходы, которые не отражены на расчетном счете и в кассе, то он должен

сам внести эти доходы в личном кабинете не позднее пятого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены эти доходы [2].

Предприниматели, решившие применять АУСН «Доходы минус Расходы» смогут уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного в предыдущем налоговом периоде, то есть убыток, полученный в сентябре, можно будет учесть в октябре. Необходимо помнить, что должны быть документы, подтверждающие убыток, и хранить их нужно весь срок, пока налоговая база уменьшается на убытки [2].

Для того, чтобы определить, как проходит эксперимент по АУСН, рассмотрим налоговые поступления в бюджет РФ от специального налогового режима АУСН на рисунках 3, 4, 5 за период с начала внедрения по полугодие текущего года 2022-2024 гг. [4].

Рис. 3 Налоговые поступления от АУСН с 1 июля 2022 г., тыс. руб.

На рисунке 3 можно увидеть, что наибольшая сумма налога АУСН поступила из города Москвы, Московской области и Республики Татарстан. Общая сумма налоговых поступлений с начала экспери-

мента составила на 1 июля 2022 года 34 856 тыс. руб.

Далее рассмотрим налоговые поступления от АУСН за 2023 год.

Рис. 4 Налоговые поступления от АУСН за 2023 г., тыс. руб.

Рисунок 4 показывает, что в 2023 году число предпринимателей, выбравших в качестве системы налогообложения АУСН, выросло, также выросло и число территориальных субъектов, где бизнес выбрал АУСН. Соответственно увеличились и поступления в бюджет, они соста-

вили в 2023 году 1 108 020 тыс. руб. по Российской Федерации.

Рассматривая данные за 2024 год, необходимо понимать, что суммы налоговых поступлений, показанные на рисунке 5, являются данными за полугодие.

Рис. 5 Налоговые поступления от АУСН на 1 июня 2024 г., тыс. руб.

Изучив данные, представленные на рисунке 5, можно увидеть положительную динамику налоговых поступлений от АУСН. Несмотря на то, что данные представлены за полгода, Удмуртская Республика уже увеличила налоговые поступления на 127 тыс. руб. В целом, на 1 июня 2024 года поступило налогов в бюджет

страны от АУСН 842 960 тыс. руб., что является хорошим показателем.

Стоит отметить, что налоговые поступления от АУСН растут от года к году, отсюда можно сделать вывод, что специальный налоговый режим АУСН смог заинтересовать малый и средний бизнес.

Учитывая, что данная система налогообложения подходит не для всех, она по-

могает экономить предпринимателям на одного бизнеса она подходит и сокращает страховых взносах за себя и за сотрудни- налоговую нагрузку, а другому не подхо-ков, а также предприниматели не платят дит вовсе. Радует то, что малому бизнесу 1% с дохода свыше 300 тыс. руб. есть из чего выбирать, и он может выстро-

Таким образом, можно сказать, что ить свой бизнес в соответствии с выбран-АУСН имеет свои плюсы и минусы, для ным налоговым режимом.

Библиографический список

1. Лопусов, Е.Е. Индивидуальное предпринимательство в России: статистика и причины выбора формы бизнеса / Е.Е. Лопусов, Д.Х. Бухарова, О.И. Дудина // Экономика и предпринимательство. - 2024. - № 2(163). - С. 470-473. -DOI 10.34925/EIP.2024.163.2.089. - EDN XNGDAH.

2. О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения»: Федер. закон РФ от 25.02.2022 № 17-ФЗ: принят Гос. Думой 16.02.2022: одобрен Сов. Федер. 22.02.2022 (ред. от 23.03.2024). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_410240/ (дата обращения: 08.09.2024).

3. Об утверждении Федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»: приказ Минфина России № 204н 17.09.2020: зарег. в Минюсте России № 60399 15.10.2020 (ред. от 30.05.2022). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_365338/7c84e53612cafbe7b9abb0711010248eec4de677/ (дата обращения: 07.09.2024).

4. Данные по формам статистической налоговой отчетности // Федеральная налоговая служба: официальный сайт. - 2024. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 05.09.2024).

AUTOMATED SIMPLIFIED TAXATION SYSTEM: FIRST RESULTS E.E. Lopusov, Graduate Student

D.Kh. Bukharova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Ural State University of Economics (Russia, Yekaterinburg)

Abstract. The automated simplified taxation system is an experiment introduced in four regions of the Russian Federation. The article discusses the features of the automated simplified taxation system (hereinafter referred to as the Automated tax system): requirements for application, established limits, tax benefits, accounting under the automated tax system. The statistical data of tax revenues from the AUSNfor the period of the experiment are presented.

Keywords: AUSN, experiment, preferential taxation, small business, tax rates, special tax regimes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.