ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 004.42:625.7
А.А.Тайлакова, М. А. Катасонов, А.Г. Пимонов
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА РАСЧЕТА И ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ КОНСТРУКЦИИ НЕЖЕСТКОЙ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ
Дорожное хозяйство представляет собой один из крупнейших сегментов общественного достояния России. Без дорожной сети не могут быть реализованы статьи Конституции Российской Федерации, в которых гарантируются права на свободу передвижения граждан, на свободное перемещение товаров и услуг, единство экономического пространства. Автомобильные дороги играют важную роль в решении социальных задач, реализации приоритетных национальных проектов. В настоящее время в связи с активизацией участия России в глобальном развитии мировой экономики существенно усиливается роль автомобильного хозяйства. Недостаточный же уровень развития автомобильных дорог выступает серьезным фактором [1], ограничивающим темпы роста экономики, ухудшающим качество жизни и уровень безопасности населения. Экономический рост ре-
гионов напрямую зависит от состояния транспортной системы. Кемеровская область - высокоурбанизированный регион, и дорожная сеть здесь очень насыщенная: общая протяженность дорог в Кузбассе составляет более 14 тыс. км. Если в среднем по России плотность дорог равняется 31 км на 1 тыс. кв. км, то по Кузбассу почти в два раза больше - 61 км на тысячу кв. км [2].
Одной из наиболее серьезных проблем на текущий момент остается неудовлетворительное техническое состояние и дефицит пропускной способности значительных по протяженности участков автомобильных дорог общего пользования. Из-за низкого уровня транспортно-
эксплуатационного состояния российских автомобильных дорог средние скорости движения автомобилей по ним существенно ниже, чем в европейских странах. Кроме того перегруженность
Рис.1. Блок-схема алгоритма расчета
сети автомобильных дорог общего пользования значительно усиливает негативное влияние автотранспортных потоков на экологическую обстановку в районах их прохождения.
Несмотря на то, что в России уровень автомобилизации населения в несколько раз ниже, чем в странах Европейского Союза и США (Российская Федерация - 177,8 шт. на 1000 человек [3], в 15 основных странах ЕС - 508 шт. на 1000 человек на конец 2006 года [4]), показатель погибших в дорожно-транспортных происшествиях на российских дорогах является самым высоким среди развитых стран. По данным пресс-службы ГИБДД [5], в 2007 году в России в ДТП погибли 27 289 человек, то есть почти столько же, сколько 6-7 лет назад погибало во всех странах - членах ЕС. Это не в последнюю очередь связано с низким уровнем транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования [1]. Режимы и безопасность движения автомобильного транспорта определяет состояние дорожного покрытия. Дорожная одежда является одним из наиболее важных и материалоемких элементов автомобильной дороги.
Дорожная одежда [1] - конструкция проезжей части, устраиваемая на земляном полотне в виде одного или нескольких слоев из различных материалов с целью создания оптимальных условий для движения автомобилей. Она воспринимает нагрузку от транспортных средств и передает ее на грунтовое основание или подстилающий грунт. Конструкция дорожной одежды, как и любое инженерное сооружение, должна быть достаточно надежной и соответствовать определенным эксплуатационным требованиям. Дорожные одежды являются одним из наиболее дорогих элементов
автомобильных дорог [6], их экономичность в значительной степени определяет строительную стоимость объекта в целом и эффективность капиталовложений.
Различают дорожные одежды жесткого и нежесткого типа. Жесткими считают одежды, у которых материал одного или нескольких слоев обладает сопротивлением изгибу и модулем упругости, практически не зависящим от температуры и влажности, а также мало изменяет свои свойства в течение всего срока службы. К ним относятся одежды с цементо- и железобетонными покрытиями и основаниями. Нежесткими называют одежды, прочность материалов слоев которых при изгибе и модуль упругости существенно зависят от температуры и влажности (асфальтобетон и др.), или же одежды с несущими слоями, не способными сопротивляться изгибу (щебень, гравийно-песчаные смеси и т. д.). Методы расчета жестких и нежестких дорожных одежд существенно различаются [1].
Проектирование дорожной одежды представляет собой единый процесс [7] конструирования и расчета дорожной конструкции на прочность, морозоустойчивость с технико-экономическим обоснованием вариантов с целью выбора наиболее экономичного в данных условиях. В настоящее время на территории Российской Федерации в качестве нормативного документа, регламентирующего метод расчета нежестких дорожных одежд, приняты ОДН 218.046-01 («Отраслевые дорожные нормы проектирование нежестких дорожных одежд»). Документ содержит указания по конструированию и расчету нежестких дорожных одежд автомобильных дорог общей сети. ОДН применимы для проектирования вновь сооружае-
Рг;у.п.г"и
ДОКДОМ* Гф - -эрилггшыя [|*1Н4«мя 1111:=:- -■ ,1Ч1Г#ННР
птпеиугьч и, £М.ЧЕГри< <ВД«ф«1цгй:|Л -Чч^-пи :4{ЧЕ№М< ^С-,1 Афишки! ■-рц--нв =л-:чкгььл1| *с->фф-ии.н»-л -^тг'-иг! ГиЧЧегньлЗ чсф.ТЬ рпоргасш м.т-11чй! н-1« грей’ЬммП изд.*! -•зи«р -о1р:ы аг вС-знты
:х1Ц31#1оз* г?гН1»
рСОгМеиое ЛИ Л*нноЙ
V и
-лиНН! УЧ1П1Г4 -Пглг-.!жн-.:гр, рцяпи
члс'6р*н^р:нм:н 11пр|г-ин:|1 -.труп н пр«ДОЬ-**} ДОНГЛННШ
;аз-п1-н р.:н-¥Ми.-^4 наданкм
IИ СП-:, ■.•'им Г.и>ф0н^4£111 Т11\14'нин ■ и зрг&ул-ын ■ ф-Ьн ^мнг пг-эчч-зчгн г-з :рг*£ .■»г'А,"к
<СД-М ДОСчННЯ'ДОЕЙ Ь г:* С1СКС)Ши и н* ^:^аи>а-[гни1*||-»г1я з:т пгуГ^ня -ррли»г".м-и» тг,'-_ч
1 к!
■ципифмипртчкс! |>ЧТЧРТ*|Л нлул- г-.гг.-т/ г.чг-з
1ь: ММ
ГМП МЛ1
нляу*-л* Ц|Г[ри|.ч
адснтофккатор мкр^зи]
1У С1Ш|£.ч'!^|Сф дйГ£*£рЬ
Ъ| 1 г1 —- 5 0
стона
л^-'и-|||£!-г': иагрр^АЛ)
Р£111ЛЛ1Ш идо?"'™
^№2
ЫйТО01Ши V И
тип идол ну г я Ы1р£1
р^чсг-ыс лич.-мп* чсяли (■ирц-эеги
г
»
^ЗНЙК'НЬ:
ЕрЛ1К-2ЦЭСКН>11ЫН ■ |! ■р11'Ч11Н ■‘10
с рл г>:-з ери ным нздйгьугр^-апн -ЗЕ1
-3'
ДОГКМреМЬчЛвЛ гЦДОв- Г'рр-0ПН -.1*5 «.ра'кзЕрсккищ-м гк^ь/^ругчшн “эО рл:ч1'-->1.‘ ивдула ьиг^тгсгч'
сдешгч*»} и^.1,урвете с» -з;
Р^че -м? иодъ^пбэгасге -4'
(.■а-.4счл" н'.'Д/л 1 .чм:}I ;*:г.-
ЕВДффНЛНРНГ ТЛ1 >1Пр-ЛРЛ1у§ ■;0»Ога^1спТ ШННвгЧИ -рОчгОПН ]ич1их ыЬ-элы^ашс рлсчсн! г,рм|||ч^л№)чн1м'1
[МТ’1Р- Н1 Г-.Ч-3лГ■ г*.'н пги ичгиЛг
Г Э ЭДН Ч! (ХИ Н^СрЫЭ^-Я ТпрС^С^.'ЫН ВДД'.^Ь 1 ПО «ГО СТА
Н =5 :И
Й («Г+'ар.Ч.^О^Г!!
•1^нм1= |*ов сг<игтъо« чмс.1- ПНН10ПК4Н1Й р|с««™ей Ч*ТГ/1Ш
ТрсН;.^|з(Л гм^Ч-чПр.Тй^п «гАНГАЪгтЗЙ
|рЕ&;.ч71ии кидмь ^т?р>тс-:г 11 оЬ.к-чсшкн
№ фк^.чгы:'! 1-аупр.тг-:”:! шм■■■агнЕ-ч»
Ми*э1вчрмнс- ырлгервгпкп тапгагамягрюм!. ? -а
М1Ч№№>
:-4рлЁ41«з
--111--*Н!П г 1 Г.Т' '^*Р^ГИГТН
'(ХСуСММк Пййчн Г»!Тн
Тм
Ги^ЧгИип МЬДОН^МНГ рЩ1ряИ>ч41Е ЗД||н-*я
1р|Е!.чьы!' £йк-фо:о:.||1нг гк-ач—апи п* сркириг упруга га -р&-ийл
Трвв^РЫ? *0>40»«^*НТ ЧЮ^ПН ПГ.гркцрн-=г«н,1
Г||1|ИН.!гН|1г К 11 ■ г гй “Н-|:',|‘.-1СН
I о
11111 млиииЁмсй
■и юф-упигчт грин.мнш к р1г-*-1н:п -лгрузг»
НСринГНГ-'ЬО иННГйЕкО: Ирзктйонпмй ..
Ч ы
со^Г--..4 3 ОР-Ч0*1**Ь*1а!Р [:»«КГ:
[цН1Нт1№
,ТОЧ ■-^1 = <Н||С1-3 фСШМ
Рис. 2. Фрагмент структуры базы данных
Ел Ер 0.45 Г: ,31': а.1 02(\2 Згн 0.» 0.9 1.1) 1,) 1,1 1.1 3,4 О ■ —'т ^ "гт"^ |‘>.0^1.1 Р.-■ | Iut.-14ILI_.-Jl
!«:+.■: ф;т«' кчшгть с н-гч*мм| ► р т]
с ■■ >*•« | | 11 Т]
чЧ Ч ч! ^ ^ V М Т.* 1: и-1.9 1.и
К-НП-рЧ-». Л 1.1 Г ГГ^ДПГЧЬЛ ~п I .>* "Г 1. П0|ГП ;Г "Л Г - Г.-11 у Г фГ. ( 1Ч'| - гЛ г.
г к ■У<? ► | ГКсрй Г^-ЙГУ-!^ |
, и , 7П |* 1 1л Ц Т |Я ^
П.бЗ г 1* И - 1-« И
:: '
№ 0,45 Отступ
Л |И К |П V |лд> V |-шлн
' , ^ : Ъ '-'Л-'
1.'С2й>Тс Т-аСЛШЦ
Г-: '-1 :■ '? Кш*.м..-*1П ^ Еи.«.и«11М 3
л: II II. Ы'-11-1.1', | Г'-Л)--! _ -Л. IX
сдо 0.25 о.ао Й.1Э
ИНШвИрРрР .. . ...
• ■ -■
А.ия
А.1 0.2*10.1 0.5 9.* С,7 О.ВО.* 1.И 1,1 1,1 1.3 И 1,5 1,4 1 1 1,1 ],*
Рис. 3. Подсистема обработки графической информации
мых дорожных одежд, новых участков реконструируемых дорог, разработки альбомов типовых конструкций, а также могут использоваться при оценке прочности и при проектировании усиления дорожных одежд существующих дорог. Эти нормы [7] предназначены для работников системы дорожного хозяйства.
Процедура конструирования дорожной одежды включает:
1) выбор вида покрытия;
2) назначение числа конструктивных слоев с выбором материалов для устройства слоев, размещение слоев в конструкции и назначение их ориентировочных толщин;
3) предварительную оценку необходимости назначения дополнительных морозозащитных мер с учетом дорожно-климатической зоны, типа грунта рабочего слоя земляного полотна и схемы увлажнения рабочего слоя на различных участках;
4) предварительный отбор конкурентоспособных вариантов с учетом местных природных и проектных условий работы [1].
Задача расчета конструкции дорожной одежды сводится к нахождению значений толщины конструктивных слоев, при которых конструкция
будет удовлетворять всем необходимым параметрам (рис. 1).
Существуют различные программные продукты, предназначенные для проектирования дорог и позволяющие решать задачу расчета дорожных одежд. Например, такие системы как программный комплекс «Топоматик ЯдЬиг - автомобильные дороги», «Радон 2.2 - Расчет дорожной одежды». Реализованная функциональность данных программных средств обеспечивает комплекс задач, решаемых при разработке проектов нового строительства и реконструкции. Но в данных программных продуктах невозможен учет особенностей условий региона.
Разработанная автоматизированная сист
ема расчета и оценки стоимости конст рукции нежесткой дорожной одежды адаптирована к климатически, географическим и экономическим условиям региона. Комплекс программ включает в себя следующие подсистемы:
1) ведение базы справочной информации;
2) оцифровка графической информации;
3) визуализация графической информации;
4) проектирование конструкции;
5) расчет дорожных одежд на прочность:
При ИЛ)» [ї^з При Еп/Еу= |о з5
2] Е [МПа = Г
Рис. 4. Номограмма для определения растягивающего напряжения при изгибе
5.1) расчет конструкции в целом по допускаемому упругому прогибу
5.2) расчет конструкции по условию сдвиго-устойчивости подстилающего грунта и малосвязных конструктивных слоев;
5.3) расчет конструкции на сопротивление
Рис. 5. Номограмма для определения общего модуля упругости двухслойной системы
монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе;
6) проверка на морозоустойчивость;
7) поиск наиболее экономичного варианта;
8) корректировка толщин конструктивных слоев;
ІНІВИІ
Прн&Ф* гц-
Прм Еі-^Еч»
Пр*Н= 112
Р-ЭГ-ЕТ
г - =п.:г,
М>
Рис. 6. Номограмма для определения активного напряжения сдвига
Исходная информация
Название участка Участок 1
Протяженность 100 (км)
Т ип дорожной одежды Капитальный
Категория дороги I
Заданный коэффициент надежности 0,98
Т ип нагрузки
Дорожно-климатическая зона Схема увлажнения Количество расчетных дней в году Срок службы
125
15 (лет)
Конструкция
№ Наименование материала/ грунта И(см) |
1 Асфальтобетон плотный на БН Д марки 60/90 4
2 Асфальтобетон пористый на БНД марки Б0/Э0 В
3 Асфальтобетон высокопористый на БНД марки 60/90 14
4 Щебеночная смесь 34
5 Супесь пылеватая Мр = 0,7^/! 7
<л1
Показатели прочности
Ш:.
?.;:Q
У'&::
минимальный требуемый общий |-------
модуль упругости конструкции, МПа Emin = 1284,4
общий расчетный
модуль упругости конструкции, МПа ЕоЬ = 1380,5
Критерий Коэффициент прочности Кр Коэффициент прочности Ктр Соответствие критерию |
Упругий прогиб 1,7 1,3 Соответствует
Сдвиг в грунте 1,3 1,1 Соответствует
Растяжение при изгибе 1,2 1,75 Не соответствует
Критерий |Ожидаемое пучение грунта,см | Допускаемое пучение грунга,см | Соответствие критерию
М орозоустойчивость 3,7 4 Соответствует
Общая стоимость конструкции (1 м2, руб)= 3003
Рис. 7. Форма для вывода результатов расчета
9) ведение базы проектируемых участков;
10) формирование отчетов.
При разработке программной системы использовалась клиент-серверная технология автоматизированных баз данных СУБД ШегВаБе и методика визуального программирования в среде разработки Вог1аМ Бе1рЫ.
Программный комплекс функционирует на основе базы данных, фрагмент структуры которой представлен на рис. 2. База данных содержит 42 таблицы, основными из которых являются следующие: таблица для хранения вариантов конструкции, результатов расчетов, информации о проектируемых участках. Кроме этих данных база [8] включает в себя таблицы, необходимые для определения расчетных характеристик грунта и материалов, а также справочники показателей, необходимых для расчета конструкции по основным критериям в соответствии с ОДН 218.046-01.
В составе комплекса программ реализована подсистема работы с информацией о материалах и грунтах, которая предназначена для решения следующих задач:
1) добавления характеристик новых материалов и грунтов;
2) изменения расчетных параметров материалов и грунтов в базе данных;
3) удаления информации о материалах и грун-
тах из базы.
Часть показателей, необходимых для расчета, представлена в нормативном документе в виде графиков и номограмм. Так как данная информация не должна вводиться пользователем в качестве исходных данных, и к ней необходимо автоматическое обращение программы в процессе расчета, потребовалось перевести эти данные в цифровое представление. В связи с этим реализована соответствующая подсистема обработки графической информации (рис. 3). С помощью наложения сетки определяется значение цены деления шкалы в точках, затем загружается предварительно обработанное в графическом редакторе изображение и происходит заполнение соответствующих таблиц в базе данных [8].
Содержащиеся в нормативном документе графики и номограммы могут понадобиться при решении различных задач, связанных с проектированием дорог. В связи с этим в программный комплекс включена подсистема визуализации полученных значений в виде графиков, построенных на основе информации, находящейся в заполненных таблицах. Реализовано три различных метода работы с номограммами:
1) поиск значения по заданной линии и одному параметру (рис. 4);
Конструкция нежесткой дорожной одежды
Исходные данные
Наименование Участок№1
Протяженность, км 100
Категория автомобильной дороги I
Тип дорожной одежды Капитальный
Заданный коэффициент надежности 0,98
Тип нагрузки Дорожно-климатическая зона Количество расчетных дней в году А1 И 125
Интенсивность движения на конец срока службы, авт/сут 900
Заданный срок службы, лет 15
I I I I I л
і
О О о о о о O.Vq.'O.'.O. о.'. о. < О о О ООО < О: -Ь'о: <5'6: о: < 0 0 -0 0 0,0 < о о* о с- о о о 0 о с О 0 о:.о.о: £>'Ъ. &
Результат расчета
Параметр расчета Расчетное значение Требуемое значени Соотношение
Расчет по допускаемому упругому прогибу Кп=1,7 Ктр=1,3 Кп > Ктр
Расчет на сопротивление монолитных слоев Кп=1,3 Ктр=1.1 Кп > Ктр
Расчет по условию сдвигоустойчивости Кп=1,2 Ктр=1,75 Кп < Ктр
Расчет морозоустойчивости Іпуч = 3,7 см Ідоп = 4 см Іпуч< Ідоп
Материал слоя Толщина, см Расчет по допустимому упругому прогибу, Е, МПа Расчет по условию сдвигоустойчивости. Е. Па Расчет на растяжение при изгибе
Е. Мпа МП а -
Асфальтобетон плотный на БНД марки 60/90 4 3200 1800 4500 9,8 5,2 5,5
Асфальтобетон пористый на БНД марки 60/90 8 2000 1200 2800 8 5,9 4.3
Асфальтобетон высокопористый на БНД марки 60/90 14 2000 1200 2100 5.7 6.3 4
Щебеночная смесь 34 205 205 205
Подстилающий грунт
Супесь пылеватая 46 46 46 -
Рис. S. Отчет о расчете конструкции нежесткой дорожной одежды
2) поиск линии по значениям двух заданных параметров (рис. 5);
3) поиск значения по двум заданным линиям и одному параметру (рис. 6).
В программном комплексе реализован алгоритм (рис. 1), описанный ранее. Для начала работы необходимо назначить конструкцию нежесткой дорожной одежды и внести информацию о проектируемом участке дороги.
В процессе расчета конструкции на прочность выполняются вычисления по критериям упругого прогиба, сдвигоустойчивости малосвязных конструктивных слоев и подстилающего грунта и расчет на сопротивление монолитных слоев усталостному растяжению при изгибе. Результатом расчета являются значения расчетных коэффициентов по соответствующим критериям. На основании их сопоставления с нормативными значениями может быть сделан вывод о соответствии или несоответствии конструкции требованиям прочности (рис. 7).
В процессе проверки конструкции на морозоустойчивость рассчитываются значения ожидаемого и допустимого пучения грунта. Если величина ожидаемого пучения грунта не превышает допустимого значения, то конструкцию считают соответствующей требованию морозоустойчивости (рис. 7).
Поиск наиболее экономичного варианта конструкции осуществляется в случае ее соответствия требованиям прочности и морозоустойчивости. В результате расчета выполняется поиск наиболее дешевого варианта конструкции, а также формируется отчет обо всех возможных ее вариантах, соответствующих заданным требованиям. Сформированный отчет экспортируется на рабочий лист MS Excel.
В результате работы системы будут получены основные расчетные показатели, и на основании
их сопоставления с нормативными значениями будет сделан вывод о соответствии конструкции основным параметрам прочности и морозоустойчивости (рис. 7). Предусмотрена
возможность повторного расчета с изменением входных параметров. При этом все рассчитанные варианты конструкции сохраняются в базе данных, и каждый из них может быть экспортирован на рабочий лист MS Excel (рис. 8).
В случае несоответствия конструкции требованиям прочности или морозоустойчивости возможна корректировка толщин конструктивных слоев. Уточнение конструкции производится методом покоординатного спуска. В процессе работы подсистемы происходит поиск толщин слоев конструкции, при которых будут обеспечены требования прочности и морозоустойчивости. В случае отсутствия варианта, удовлетворяющего необходимым параметрам, подсистема сообщает о невозможности уточнения конструкции.
Разработанный комплекс программ позволяет повысить производительность труда специали-стов-дорожников при проектировании автомобильных дорог, а именно конструкции нежесткой дорожной одежды.
В настоящее время ведутся работы по созданию модульной системы проектирования, технического обслуживания и паспортизации дорог (рис. 9), в которую будут включены «Информационно-расчетная система оценки технического состояния и стоимости мероприятий по ремонту автодорожных мостов», «Автоматизированная
база паспортов автомобильных дорог», а также программный комплекс расчета нежесткой дорожной одежды. Данная система может использоваться для проектирования и строительства дорог, автоматизации работы с информацией о сети автомобильных дорог, учета, обслуживания и ремонта искусственных сооружений.
Рис. 9. Модульная система проектирования, технического обслуживания
и паспортизации дорог
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афиногенов, О.П. Проектирование нежестких дорожных одежд. - Кемерово: Кузбассвузиз-дат, 2004. - 130 с.
2. Информационное агентство «К^шт». Новости - главные новости России, СНГ и мира -лента новостей ИА «Я^шт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.regnum.ru/news, свободный.
3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru, свободный.
4. Об автомобилизации в странах ЕС / Автообозрение / Вся Москва [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.adb.ru/reviews/review, свободный.
5. "Транспортный Дозор" - информационно-аналитический портал о транспортной безопасности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://transbez.com/info/avto, свободный.
6. Дорожное хозяйство России, 2008: цифры и факты : справ.-иллюстр. материал / М-во транспорта Рос. Федерации, Федерал. дорож. агентство. - М. : Росавтодор, 2007. - 397 с.
7. Отраслевые дорожные нормы. ОДН 218.046-01. Проектирование нежестких дорожных одежд / Минтранс России. - М.: Информавтодор, 2001. - 145 с.
8. Тайлакова, А.А. Автоматизированная система для расчета нежестких дорожных одежд / А.А. Тайлакова., Е.А. Хвостова // Сборник трудов VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и современные информационные технологии». Томск, 25-27 февраля 2009 г., ч.2. Томск: Изд-во СПБ Графикс. - С. 99.
□ Авторы статьи:
Тайлакова Анна Александровна
- выпускница КузГТУ (гр.ПИ041). E-mail: knopka.anya@mail.ru;
Катасонов Максим Александрович ■ ассистент каф. автомобильных дорог КузГТУ. E-mail: kma.ad@kuzstu.ru;
Пимонов Александр Григорьевич
- докт. техн. наук, проф., зав. каф. вычислительной техники и информационных технологий. E-mail: pag_vt@kuzstu.ru.