Вопросы практического здравоохранения и случаи из практики
© ГАЙДАРОВ Г.М., КИЦУЛ И.С. -1999 УДК 614.23
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ
ГМ. Гайдаров, И.С. Кицул
(Иркутский государственный медицинский университет, ректор - акад. МТА и АН ВШ А.А. Майбо-рода, кафедра социальной медицины, управления и экономики здравоохранения, зав. - д.м н., проф. Г.М. Гайдаров)
Резюме. В работе представлен вариант внедрения автоматизированной информационной системы (АИС) в деятельность учреждений здравоохранения.
В клиниках медицинского ВУЗа осуществляется диагностическая, консультативная, лечебная и научно-педагогическая работа. В связи с этим особое значение придается сбору, накоплению и анализу медицинской и экономической информации. Уровень работы клиник и качество оказываемой медицинской помощи во многом зависят от своевременного получения необходимых данных и их достоверности. До внедрения АИС работа клиник осложнялась:
- большим объемом документации, в значительной степени дублирующей содержащуюся в ней информацию, на заполнение которой затрачивалось до 40% рабочего времени персонала;
- отсутствием оперативной взаимосвязи между врачом, вспомогательными подразделениями и администрацией, что нередко приводило к увеличению сроков обследования и несвоевременности оказания адекватной медицинской помощи;
- частой потерей документации, восстановление содержания которой затруднительно, а иногда и невозможно;
- нечеткой организацией работы:
- отсутствием должной связи и преемственности в лечении больного как между отдельными врачами внутри клиник, так и между клиниками и другими ДПУ.
Создание автоматизированной информационной системы (АИС) позволяет повысить эффективность функционирования клиник за счет:
- сокращения объемов рутинной работы персонала;
- оптимизации использования материальных, кадровых, финансовых ресурсов;
- оперативного и всестороннего анализа деятельности на всех уровнях (от отдельной истории болезни до оценки функционирования администрации в целом);
- своевременности и обоснованности принятия решений.
Задачи АИС в ЛПУ
АИС предназначена для решения двух основных типов задач: по совешиенствованию управления стационарами,поликлиниками и по совершенствованию организации обследования и лечения больных. Решение управленческих задач направлено, в первую очередь, на лучшее использование и распределение имеющихся ресурсов, на оптимальное планирование деятельности клиник и взаимодействие со сторонними организациями. Лечебно-диагностические задачи непосредственно связаны с обслуживанием больных, оперативностью и точностью исследований, соблюдением санитарно-эпидемиологического режима в клиниках.
Архив
Консультативносправочная база
Данные о ресурсах клиник и возможностях их выполнения
Анализ
динамики
Выбор стратегии
Оперативная
ПІІЄНКЯ гостпяния
Рис 1. Схема построения задан АИС
К задачам первого типа относятся:
- материально-техническое снабжение (текущее и перспективное планирование снабжения, реализация и контроль фактического выполнения планов снабжения, управление запасами медицинского оборудования, лекарственных средств и др.);
- складской учет (контроль поступления и расхода медикаментов, регулярное проведение инвентаризации, списание пришедших в негодность медицинских изделий, проведение переоценки);
- кадры (учет персонала, выдача сведений для аттестации и поэтапного повышения квалификации, учет движения, текучести кадров, учет нарушений дисциплины, дифференцированная оценка и оплата труда);
- опенка качества и эффективности медицинской помощи (расчет экономических показателей, контроль исполнительской дисциплины, учет медико-социальных и психологических факторов, контроль соответствия стандартам и рекомендациям, анкетирование и экспертиза, оценка эффективности);
- бухгалтерский учет (свод показателей бухгалтерской отчетности по разделам и параграфам финансирования, расчет заработной платы, экономический анализ);
- ценообразование (расчет стоимости услуг, маркетинг);
- диспетчеризация (планирование и учет использования коечного фонда, регистрация назначений на исследование и процедуры, составление графиков работы персонала и обслуживания больных, контроль их соблюдения, анализ причин невыполнения);
- медицинская статистика (объем деятельности, анализ использования коечного фонда и др.);
- аптека (контроль сроков годности лекарств, совместимости и дозировок препаратов при на-
значении, замена отсутствующих медикаментов их аналогами с пересчетом количества при необходимости);
- питание (оперативный
ч г учет лечебного питания, опре-
деление потребности в продуктах, расчет стоимости в пределах суточных денежных норм).
К задачам второго типа относятся:
- история болезни (регистрация поступления/выписки больных, данных клинико-ди-агностических исследований, курса лечения и т.д.);
- санитарно-эпидемиологический режим (обработка результатов санитарно-эпидемиологических исследований);
- автоматизированные рабочие места впачей (диагностика, выбор методов лечения, прогнозирование течения болезни, подбор литературы).
Общими для всех задач являются функции анализа и контроля входной информации, формирование аналитико-статистических сведений, справочно-инфор-мационное обслуживание выявление резервов повышения эффективности. Информация внутри комплексов используется по единой схеме(рис 1).
Автоматизацию вышеперечисленных функций рационально реализовать на базе персональных ЭВМ типа 1ВМ РС АТ. Оптимальным вариантом является объединение их в локальную сеть. Но, учитывая ограниченные финансовые возможности клиник, на первом этапе обеспечивалась работа в локальном режиме с обменом информацией между станциями на дискетах.
Атрибуты всех перечисленных объектов, а также отношения между ними носят реляционный характер. Кроме того, реляционная модель максимально приближена к распространенной в настояшее время в медицинской практике табличной форме официальной и неофициальной документации. Поэтому все комплексы задач АИС ориентированы на реляционную СУБД (Система управления базами данных). С учетом перспективы перехода на сетевой режим наиболее подходящей средой программирования является СНррег 5.2.
Информационная база АИС
Информационная база АИС содержит атрибуты информационных объектов и отношений между ними. Она включает:
- нормативно-справочную информацию;
- предметно-ориентированные базы данных общего пользования;
- индивидуальные базы данных.
— Основные фонды
Консулат
помощь
Кадры, Штаты
Пр ремонта службы Ц
Ресурсное обеспечение, управление млтериал»-но-тсхинчссжой баш ■ хаз дежгелыюстъао
Управление организацией работы
Оценка дежт. умосждсюи.
подрв тлелся нй
медперсонала
Оце км качсст-ва делтелкн клям подрал-делений
Оперативное
управление
Грудоваї
дисциплина
Рис. 2. Схема АИС «Управление ЛПУ»
Рис. 3. Схема пользователей АИС «Управление клиниками ИГМУ»
Пользователи
1 Приемное отделение
2. Клиники
Нормативно-справочная информация в условиях сети хранится на файл-сервере. К ней относятся:
- перечень подразделений;
- список персонала;
- классификатор диагнозов;
- классификатор оборудования;
- классификатор медикаментов;
- перечень исследований и их результатов;
- перечень процедур;
- перечень экономических показателей и др.
Эти массивы корректируются централизованно. Всем функциональным подсистемам они доступны только в режиме чтения.
Базы общего пользования в условиях сети также хранятся на файл-сервере. К ним относятся, например, истории болезни, карточки складского учета, расписание исследований, процедур и т.д. ’ :
Эти массивы могут корректироваться из различных под-
систем, в том числе и параллельно с нескольких станций.
Доступ к индивидуальным базам данных ограничен кругом лиц, занимающихся их обработ-
3. Параклинические отделения
4. Кабинет мед. статистики
Подсистемы
Службы обеспечения:
Склад
6. Аптека
7. Пищеблок
Администрация:
8. Отдел кадров
9. Бухгалтерия
Руководство:
10. Главны» прач
11 .Зам. по мед. части
12.Зам. поАХЧ
П • пользователь
Контроль за
кой и использованием. Такое ограничение реализуется на физическом уровне (хранение на локальных станциях) и на логическом (часть функций защищается паролями, которые могут, при необходимости изменяться).
Особого внимания требует обеспечение надежности хранения информации и минимизации трудозатрат на ее восстановление в аварийных ситуациях. Это включает следующие аспекты:
- автоматический контроль целостности и непротиворечивости информации - реализуется на уровне прикладных программ;
- блокировка взаимоисключающих корректировок, особенно в режиме коллективного пользования - реализуется на уровне прикладных программ;
- регулярное копирование информации на дискеты и стриммер по системе «отец-сын» (это
АРМ Приемных» отделении
Первичный осмотр
Заполнение паспортной части ИБ
Данные о наличие мест в ЯГТУ
Данные о размещении пациентов
Г*
Байк данных (серпер)
Титульная часть ИБ ----
История болезни пациентов ЛПУ
Блок общих данных
-ппл/____________
1 г
Архив прол паїшентої еченных 1 ЛПУ
Информационное хранилище данных для стат обработки
"1
АРМ сгатисімка
Ввод "Карг выбывших из стационара" для подралделенни, неохваченных компьютерной сетью.
Статистическая обработка данных работы стационара
Получение отчетных форм
АРМ учета продуктов питания (с
раскладкой по столам диет питания)
Данные о количестве больных и диетпитания в отделениях
Главный врач 1*мл.иш.врмча но лечебной рабоїе
АРМ лечебных отделений
I
Просмотр и Настройка на
ведение ИБ специалиста
База данных пролеченных больных в отделении
Статистика
АРМ /шгпртцрпя
Заведение графика работы диагностических и вспомогательных служб
Запись пациентов для отделений, не охваченных компьютерной сетью
АРМ диагностических и вспомогательных служб
Просмотр исто-рии болезни и формирование протокола обследований
Баи прошедших обследование пациентов
Статистика
Настройка на специалиста
АРМ Аптека
(учет «I движение медикаментов)
Наличие медикаментов и распределение по подразделениям
Рис. 4. Вариант организации информационных потоков компьютерного ведения истории болезни стационара ЛПУ.
означает, что для копирования одной и той же информации поочередно используются два носителя: каждая следующая копия заменяет не предыдущую - «сын», а предшествующую - «отец»; последняя копия при этом становится «сыном», а предыдущая - «отпом») — реализуется пользователями (индивидуальные базы данных) и администратором базы данных (нормативно-справоч-ная информация и базы общего пользования);
- защита от несанкционированного доступа -реализуется на уровне прикладных программ и сетевого протокола.
Разработка и внедрение АИС «Управление клиниками»
С учетом вышеперечисленных особенностей, нами разработана и внедрена единая АИС «Управление клиниками», которая реализована на персональных компьютерах 1ВМ РС и предусматривает определенную иерархию получаемой информации на различных уровнях управления.
Автоматизированная информационная система «Управление клиниками» состоит из четырех блоков программ (рис. 2).
АРМ регрогратуры
гН£-
Главный врач
Заместитель по лечебном работе
Заведение графика работы специалистов
I
Запись пациентов к специалистам
Заведение
а>ій\/тіатг>пш.іу уапт
"
БАНК ДАННЫХ (сервер)
Титульная
г
часть
ПОТ111П1Г№11
История болезни пациентов
Блок общих
данных по
ЛПУ
Архив
Информационное хранн-лише данных для статис-тической обработки
Выдача сведений для страховых компаний
АРМ СПЕЦИАЛИСТОВ
Просмотр и ведение медицинских
Настройка
специалиста
База хроничес-ких
днспансер-ных
пациентов
АРМ Дмапюстичсскнх н вспомо! аіе.іьньїх служб
Просмотр мед.
, карт амбула-торн больного и формирова-нне протокола обследований
Настройка
специалиста
База данных обследованных пациентов
Статистика
АРМ СТАТИСТИКА
Ввод "Талонов амбулаторного пациента" для подразделений, не охваченных компьютерной сетью
Статистическая обработка данных о лечебной работе поликлиники и , полученных отчетных форм
Рис. 4. Вариант организации информационных потоков компьютерного ведения медицинских карт амбулаторного больного в поликлинике.
1. Блок ресурсного обеспечения клиник и управления их хозяйственной деятельностью, включающий пакет прикладных программ, обеспечивающих учет кадров; основных фондов, связанный с бухгалтерским учетом; контроль за финансированием всех подразделений клиник; учет деятельности пищеблока и столовых отделений клиник; складской учет (медикаменты, медицинское оборудование и др.); контроль за использованием и обслуживанием транспортных средств и др.
2. Блок организации работы клиник; работа отдельных подразделений; санэпидрежим; консультативная помощь; взаимосвязь с другими ЛПУ города и др.
3. Блок оценки деятельности, включающий объем работы; сложность работы; трудовую дисциплину; качество и эффективность работы.
4. Блок управления, предусматривающий контроль за исполнением; анализ инновационной деятельности; анализ психологического климата; организацию системы документооборота и оперативное управление.
Анализ организационно-функциональной структуры клиник позволяет определить потенциальных пользователей перечисленных комплексов задач, представленных на схеме (рис.З). В процессе рабочего проектирования подлежит уточнению разграничение режимов доступа к информационным массивам: информация, доступная для анализа и просмотра на различных уровнях, должна вводиться и корректироваться по мере ее возникновения персоналом, хорошо знакомым с ее содержанием и «кровно» заинтересованным в правильности ввода. В этом случае автоматический контроль формальной непротиворечивости данных и их «обозримости» для многих пользователей позволяет практически исключить вероятность случайных ошибок.
В качестве пользователей разрабатываемой системы информационного обеспечения выступают представители различных уровней управления клиниками: главный врач и его заместители, главная медсестра, заведующие кафедрами, заведующие структурными подразделениями и старшие медицинские сестры, а также руководители хозяйственных служб и сотрудники администрации клиник (отдел кадров» бухгалтерия, канцелярия, старший экономист, отдел мед. статистики и т.д.).
Вариант АИС «Оценка качества и эффективности медицинской помощи в ЛПУ»
(на примере клиник ИГМУ)
В качестве одного из вариантов решения проблемы компьютеризации ЛПУ предлагается программное средство «Оценка качества и эффективности медицинской помощи в стационаре». Методические рекомендации по оценке качества и эффективности медицинской помощи в клиниках медицинских ВУЗов утверждены М3 РФ в !996г.
Оценка качества и эффективности медицинской помощи осуществляется путем сопоставления достигнутых результатов, проведенных ле-чебно-диагностичес-ких мероприятий с установленными «эталонами» и «стандартами».
Во всех клиниках ИГМУ применяются «Стандарты оказания специализированной медицинской помощи», разработанные нами с учетом конкретных возможностей клиник, сложности патологии госпитализированных больных, клинического опыта и новейших научных достижений.
Кроме того, при оценке качества и эффективности медицинской помощи используется на&ор нормативных показателей, характеризующих деятельность клиник и учреждения в целом: плановое число койко-дней, средний срок пребывания больного в стационаре, показатель занятости койки, оборот койки, хирургической активности в отделениях и др.
Для оценки качества лечебно-диагностического процесса и его результативности используются специально разработанные «Карта оценки качества, сложности и результативности лечения больных врачами отделения», «Карта оценки качества, результативности лечения больных в клиниках ИГМУ», «Карта оценки качества работы среднего мед. персонала клиник ИГМУ» «Карта оценки работы параклинических отделений», «Карта оценки показателей качества и эффективности медицинской помощи по клиникам ИГМУ», «Карта оценки удовлетворенности пациентов медицинским обслуживанием в клиниках ИГМУ».
В зависимости от рода деятельности ЛПУ (поликлиники или стационара) существуют различия в организации информационных потоков компьютерного ведения историй болезни. Это связано с особенностями ведения документооборота и статистической отчетности о лечебной и финансовой деятельности ЛПУ. Если ЛПУ имеет поликлинику и стационар, нужно предусмотреть работу этих подразделений в комплексе. Варианты организации информационных потоков компьютеризации лечебной и лечебно-диагностической деятельности ЛПУ приведены на рис. 4,5 [4].
Внедрение автоматизированной информационной системы в деятельность ЛПУ позволяет объединить различные аспекты деятельности учреждения, адаптировать традиционные формы отчетности к задачам, стоящим перед ЛПУ в современных условиях их работы и создать тем самым надлежащую базу для более эффективного управления на всех его уровнях.
DATAWARE IN ACTIVITY OF FOUNDING A PUBLIC HEALTH ON THE MODERN STAGE.
G.M. Gaidarov, I.S. Kitsul
For efficient management a hospital by founding in modern conditions it is necessary to use perfect technologies. In article are offered main conceptual bases a making the automatic managerial systems founding a public health on base of modem technologies.
Литература
1. Гайдаров Г.М., Гончарова Н.Г., Залуцкая А.Г. Систе-
ма контроля качества и эффективности медицинской помощи в клиниках медицинских ВУЗов. Методические рекомендации № 96/109, М3 РФ. — Иркутск, 1996- 15с.
2. Гайдаров Г.М. Информационное обеспечение управ-
ление деятельностью клиник медицинских ВУЗов// В сб.: Актуальные вопросы современной клинической медицины. — Иркутск, 1995 - С.36-38.
3. Кириллов Ю.Б, Беркутов А.М., Прошин А.М. Систе-
ма информационного обеспечения в теоретической медицине и практике здравоохранения// Здравоохранение РФ. — 1995. - №2 - С.21-22.
4. Кольба А.Н. Некоторые аспекты компьютеризации
лечебно-профилактических учреждений // Здравоохранение РФ. — 1997,- №9 - С. 178-179.
5. Лисицин Ю.П. Руководство по санитарной гигиене
и организации здравоохранения. - М.: Медицина, 1987,-Т. 2-С.463.
6. Основы управления и АСУ в здравоохранении. Ме-
тодические рекомендации/ Подсед. Ю.П. Лисици на. - Москва - Луганск, 1991 — 15 с.
7. Сайфутдинов Р.Г., Оськин О.Н., Беляева Т.В., Сидо-
рова А.С. Компьютеризация ЛПУ// Веб.: Актуальные вопросы современной клинической медицины,- Иркутск, 1995. - С.45-48.
8. Столяр В.Л., Иванов А.А. Информационная система
«история болезни» на персональных ЭВМ// В кн.: Роль математического обеспечения в прогрессе медицины. — М., 1988. - С. 173-180.
9. Шантуров А.Г., Носуля Е.В., Гайдаров Г.М. Компью-
терная диагностическая система в практике отоларингологической клиники// В сб.: Актуальные вопросы современной клинической медицины, — Иркутск, 1995. - С. 148-150.
© ГРИН ШТЕЙН А. Б., ГОРЕТОВ А.П., ДЕРЕВЯНКИН Ю.С., ДРОЗДОВА Л.Н., КАВЕРИНА В.М. -1999 УДК 616.5 - 006.31
К ПРОБЛЕМЕ ФАКОМАТОЗОВ
А Б. Гринштейн, А. П. Горетов, Ю.С.Деревянкин,Л. Н.Дроздова, В. М. Каверина
(Красноярская государственная медицинская академия, ректор - проф. В. И. Прохоренков, Краевая клиническая больница N 1, главный врач - Б. П. Маштаков)
Резюме. В статье приводятся результаты двухлетнего наблюдения случаев факоматозов у
5 пациентов. Отмечена возможность наличия переходных форм данных заболеваний.
Из многообразия факоматозов с кожными проявлениями и пароксизмальными состояниями заслуживают особого внимания формы с сочетанной патологией внутренних органов. К таким относится и наше двухлетнее наблюдение за пятью больными.
Больной С., 20 лет, история болезни № 20224. Обследовался в нефрологическом отделении ККБ № 1 с 30.10. 98 г. по 26.11.98 г. Родился с «пламенным» невусом на правой половине лица, с 3-х -летнего возраста появились генерализованные эпиприпадки до 2-3 раз в год. Кроме того, бывают фокальные припадки с ощущением удара в левый висок, головокружения, онемения левой щеки с распространением на левые конечности и присоединением миоклоний в левой руке с последующей утратой сознания. После припадка около суток держится слабость в левой руке. За всю жизнь фокальных припадков с послеприпа-дочным парезом было пять. Прекратились они около года назад. Но вместо них ежемесячно возникают приступы вздрагивания с кратковременной потерей сознания без падения Иногда эти приступы бывают сериями, 2-3 дн*' подряд. Заслуживает внимания эпизод генерализованных судорог с длительной потерей сознания до недели в 1991 году и с последующей слабостью в левых конечностях до полутора месяцев. Тогда обследовался в нейрохирургическом отделении,
делалась пневмоэнцесЬалография (без патологии при нормальном составе ликвора). С 3-х - летнего возраста определяется повышенное внутриглазное давление, которое стало стойким к 11 годам с присоединением сужения полей зрения и снижения его остроты. Перенес 10 операций по поводу врожденной глаукомы (последняя - в 16 лет). С 1993 по 1994 гг. отмечались трофические язвы на передней поверхности обеих голеней, потребовавшие дерматопластики, а в июле 1998 г. выявлена протеинурия до 3,4 г/л, что явилось поводом ддя обследования в отделении нефрологии.
Объективно: диспластическое телосложение -узкое лицо с оттопыренными ушными раковинами, малиновый пламенный невус на правой половине лица, более однородный в зоне иннервации II ветви тройничного нерва, в виде брызг -на ушных раковинах, левой щеке, на шее, кистях, предплечьях и отдельные точечные пятна на туловище. На бедрах, передней поверхности брюшной стенки определяется сетчатое ливедо, а на передних поверхностях обеих голеней - белесые рубцы (следы залеченных дерматопластикой трофических язв). Внутренние органы физикально без особенностей. В неврологическом статусе отмечается психическое недоразвитие в форме негрубого инфантилизма. Очаговой и менинге-альной симптоматики не обнаружено.