Подставляя значения, можно получить уровень эффективности развития потребительского рынка в регионе за необходимый период. Увеличение показателя свидетельствует о повышении результативности, а снижение показывает необходимость поиска направлений по совершенствованию развития продовольственного и непродовольственного секторов. Данное выражение можно использовать и для оценки уровня эффективности функционирования торговых предприятий, а также для выявления результата ведения коммерческой деятельности и т.д.
На основе предлагаемой методики нами были выполнены расчеты по оценке эффективности функционирования потребительского рынка в Ставропольском крае за период 2003-2004 гг. Результаты вычисления приведены в таблице 2.
Таблица 2
Оценка эффективности функционирования потребительского рынка в Ставропольском крае за период 2003-2004 гг.
01
01
Z
СО □
□
01 о
I—
®
I—
s
о
а
®
ей
X
>
О О
О d
О
<
>
о
О О
о <5
ей О
I—
о о
CL
о
X
о
о
Пкнпыи 2<HM 1. ММг, :IHN г, к :и к ИМИ г.
Численность трудней:- ptjqyp«*-, занятых в (ü.™ичноЛ торговле и айдрственвом пгганин, тыс. чел. 192,0 $<6,5
1 Ьдержжи рпашк! торговли и оФшлэитвеннсч nuraaut, нга. pvfi. 1272,7 L32S.O 104,3
Тонарныс ä.niücj.i и розничной Tüpnnah.' и общесшввд 1ГИГЛЦЗ|Иь UJür. 87 t"? LU&7.5 I20J
Торши лретркгпи, орпикяин] рганнчной торговля и общественное питание, с д. 421.0 143,8
1 Инвестиции в розничную ттпрпоилю н общественное 1итанне> млн. pji- 1М9Л н i.5 TW
СТОИМОСТЬ ОСНОВНЫЕ фАкЛЛй pLi iini4Mirii lopmiLiii Ii а&цественное шпанке, млн. руб. 4Э6Ц0 4825,2 110.6
1 1 рИОЬГ.Пк. МЛН. руб ]2V P 2.6 рачл
l'iiFmfHHHH'ipivr. млн. руб. 62ШЛ> S ЪИЧ.Ь 132,3
Кпк^игинспг уровня т^нЬективнйСти ПО ВСЛИЧИЙв прибыли _ -
Кмффиииеш уровм* »ффемтгмнктн кинчмк нзыраоборота - IJM -
Таким образом, проведенные расчеты показали, что за 2004 г. коэффициент эффективности составил 1,67 по величине прибыли и 1,04 по показателю товарооборота. Полученная оценка отражает общий результат функционирования потребительского рынка за 2003-2004 гг. Однако надо заметить, что данный интегральный показатель (13,14) может служить и для определения полученного эффекта за каждый год отдельно.
ТИМЧЕНКО H.A.
АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТНО-РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ В КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ (ЖКХ)
Важным шагом на пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации стало вступление в силу нового Жилищного Кодекса. Согласно этому документу, собственники жилья многоквартирных жилых домов вправе, для управления комплексом совместного имущества, создавать некоммерческие организации в форме ЖСК (жилищно-строительного кооператива), ЖК (жилищного кооператива) или ТСЖ (товарищества собственников жилья).
Созданию ТСЖ, как одной из прогрессивных форм реорганизации системы управления жилищным фондом, со стороны государства уделяется особое внимание, как отмечено в [2]: "Рост товариществ собственников жилья будет способствовать развитию рынка услуг по профессиональному управлению жилищным фондом".
Динамика изменений числа ТСЖ свидетельствует о значительном ежегодном увеличении их числа, от единиц до нескольких десятков процентов. В таблице 1 приведены сведения о динамике создания ТСЖ в Ростовской области [1].
Таблица 1
Динамика создания ТСЖ по годам реформирования
Несмотря на такой относительно бурный рост количества ТСЖ, процессы их формирования в стране идут крайне медленно. Концепцией реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области на 2004-2010 годы, утвержденной решением коллегии Администрации Ростовской области от 22.03.2004 г. № 17, определена задача - до 2010 года передать в управление ТСЖ до 50% муниципального жилищного фонда, т.е. почти 20 млн. кв. м., для чего необходимо создать свыше 10000 ТСЖ.
Исходя из количества ТСЖ в Ростовской области на начало 2006 года, следует, что для выполнения задачи, поставленной Администрацией Ростовской области, требуется ежегодное увеличение количества ТСЖ более чем на 50%. Реальная динамика создания ТСЖ по Ростовской области свидетельствует лишь об 11% приросте.
Причиной таких низких показателей служит слабость как социальной, так и экономической базы формирования ТСЖ. К социальным факторам можно отнести неготовность жителей многоквартирных домов к эффективному управлению совместным комплексом имущества. Ведь в основном ТСЖ создаются во вновь строящихся домах, здесь жильцам зачастую не предоставляют альтернативного выбора. А вот с многоквартирными жилыми домами старого жилищного фонда дело обстоит сложнее.
Процесс управления многоквартирным жилым домом схож с процессом управления малым предприятием. Чтобы управлять домом, нужно иметь знания, как в области коммунального хозяйства, так и в вопросах юриспруденции и экономики. И не всегда находится человек или группа людей, которые в состоянии взять ответственность и квалифицированно исполнять обязанности по управлению таким сложным организмом как многоквартирный жилой дом.
ТСЖ образуется общим собранием жителей. Путем голосования, из числа жителей многоквартирного жилого дома, избирается правление и председатель, на чьи плечи ложится вся текущая работа по управлению коммунальным хозяйством. Бухгалтер в большинстве случаев является жильцом этого дома, он либо исполняет свои должностные обязанности по совместительству, либо же вовсе не является профессиональным бухгалтером. Основные финансовые и организационные вопросы решаются на регулярных общих собраниях.
В обязанности ТСЖ входит: принятие участия в надлежащем содержании и ремонте общего имущества; осуществление капитального ремонта жилых помещений; предоставление собственнику, нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества. В свою очередь собственники, наниматели обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, на основании квитанций на их оплату.
Хотя набор предоставляемых жилищно-коммунальных услуг стандартен, вариант расчета их стоимости в каждом конкретном случае можно считать уникальным. Идеальным вариантом являлась бы фиксированная группа показателей, из которых складывалась бы конечная цена услуги. На практике, по отношению к ТСЖ, изменение качественных и количественных показателей, используемых в расчетах, может быть вызвано воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Например, появление в семье нового льготника может вызвать изменение в структуре формирования цены услуги у других, совместно проживающих, прописанных, членов семьи этого льготника (получение льготы как члена семьи).
Принимая во внимание однотипность алгоритмов решения учетно-расчетных задач при управлении многоквартирными жилыми домами, а так же множество переменных, учитываемых при их решении, возникает необходимость автоматизации. Для снижения трудоемкости расчетов и контроля оплаты жилищно-коммунальных услуг, повышения эффективности работы организаций, управляющих многоквартирными жилыми домами, была создана информационная система для автоматизации учет-
N
01
г
03 □
□ си
о
I—
ф
I— ^
о
а
®
ей ^
X
>
О О
О
а
о
<
>
о о
но-расчетных задач в коммунальном хозяйстве (ЖКХ) [4]. Использование информационной системы приведет к уменьшению материальных и трудовых затрат на решение учетно-расчетных задач и позволит избежать ошибок, которые могут быть допущены при ручной обработке данных, расчете и заполнении квитанций на оплату за жилищно-коммунальные услуги.
Внедрение информационной системы [4] дало положительный эффект. Экономия затрат времени и труда при использовании автоматизированной обработки информации по сравнению с ручным способом составила в сумме приблизительно 422 часа в месяц, при этом в качестве базовой единицы было принято 500 квартир:
- значительно сократилось время, необходимое на формирование и обработку платежных документов (экономия времени на осуществление этих функциональных операций составила, в среднем, 60 человеко-часов в месяц);
- экономия времени и труда бухгалтера на выполнение таких функциональных операций, как выявление должников, расчет пени, выписка извещения на оплату долга и пени составила более 300 человеко-часов в месяц;
- уменьшилось количество ошибок, повысилась точность расчета квитанций на оплату за жилищно-коммунальные услуги (созданная нами информационная система, предоставляет пользователю возможность не только получать результатные показатели, но и просмотреть детальную схему расчета, отдельно для каждого проживающего в квартире, что позволяет оперативно проверить корректность расчетов при возникновении спорных ситуаций);
- проверка точности сумм оплаты за электроэнергию, воду, газ по счетчику, при расчете их самим плательщиком, если в семье пользуются льготами на оплату этих услуг, вручную отнимает зна-
Ги чительное количество времени. Но эти показатели важны для сопоставления количества реального Z потребления данной услуги, исходя из показаний общих счетчиков, с суммой показаний, полученных от жильцов. Наша информационная система позволяет высчитать эти показатели буквально за счи-q танные секунды;
□ - разработанная нами информационная система, предоставляет в распоряжение бухгалтера дан-
^ ные об общих суммах высчитанных льгот, что существенно повышает контроль над полнотой их воз--<> мещения;
- автоматизация функций паспортного стола, позволяет сократить время, затрачиваемое на обей работку документов и выписку необходимых справок, более чем на 30 человеко-часов.
и Проведя сравнительный анализ по критерию функциональной полноты в соответствие с мето-
ф дикой, предложенной в [3, с. 6-9], было выявлено, что информационная система [4], среди прочих, | наиболее полно удовлетворяет требования пользователя к программным продуктам этого типа.
Для сравнения было взято 8 информационных систем для автоматизации управления многоквар-
о
о тирными жилыми домами, присутствующих сегодня на рынке: "Информационная система для автома-х тизации учетно-расчетных задач в коммунальном хозяйстве" - является нашей разработкой; "1С: квар-
Ф
ЕЕ тплата 0РП0 1.0"- конфигурация для 1С: Предприятие 7.7 (Пузанов М.А., Тримаскин Г.В., Сидорова Ю.В.;
о. г. Ижевск); "1С: Расчет квартплаты 1.0" - конфигурация для 1С: Предприятие 7.7 (фирма "Сервер",
< Республика Башкортостан, г. Мелеуз); "Альфа Лэнд" ("Альфа Лэнд", компания Meyer & Nicca Switzerland
^ г. Цюрих); "Учет и расчет квартплаты" (000 "Центр-Бонус", г. Екатеринбург); "ЖСК-проф. КВАРТП-
о ЛАТА" (000 "Компьютерное дело"); "Эллис квартплата" (000 "Эллис", г. Санкт-Петербург); "ЖСК/ТСЖ
о КВАРТПЛАТА" ("ALINE SOFT").
^ Для проведения сравнения множества информационных систем-претендентов, экспертным пу-
£ тем был выявлен словарь функций, реализуемых этими системами (таблица 2).
£ Для представления исходной информации, мы составили таблицу результатов оценки функциональной полноты программных систем. Произведя необходимые расчеты, в соответствии с методи-
^ кой, изложенной в [3, с. 6-9], и приняв в качестве порогового значения =0,833, нами была ПОСТ-
CD
| роена матрица Q°. Построенный по матрице граф подобия представлен на рисунке 1. ф Рисунок 1 позволяет легко выделить группу схожих систем. Это системы 2, 3, 5. Так, с помощью
| построенного графа пользователь может видеть, что если его интересует система 3, то ему также стоит
° обратить внимание на системы 2 и 5.
о
О
Рассчитав матрицу А, мы нашли ранги информационных систем по критерию функциональной-полноты:
о г- а 7 з :-
о ] 1 э ] о
Й 2 1 ваг
а о о □ о о
~ о г г -ч в :
о о о 2 о о
й о о I о о
О О О 2 О п
Из матрицы следует, что наиболее полными системами являются системы 1, 3, 5. Таблица 2
Перечень функций и функциональных операций
№ ll'll HlJIVICIIQJtJlini i|h II KU II II fv НКЩРОБАЛЫНЙ ylltpjlIILIL
1 Вадиме лнцевьп счетов плаггелидмв
2 f >i ipc.'ic.ici nrü состава проживающих л жыртнрг н их рпдсикимих (шоишнш
3 lifufiihi таблицы лыш; мошЬнкаш и настройте
4 Модификация спнси услуг
J Mi.:'.i.niJiLifc;ii;nn 1 J]>lilj>l Irtli iüThH
6 HlVRHIIC истории IHUÎHCHIII Tlipi|фо-И
1 1 IpHHfHfHHB определенной Kureriifmi яьгот к вдкретном)1 тн-iniy
S An!L:in сумм, ршлгтшнш Ё&гаЕнтвыв
1\ |{ЫГ1 HL~K4J СМЕНКИ (h|[|5ШИ(Ж
22 Планщкмж? тернов
В Учет нШйаиб прибор» учпж (стелите) в аетсматтаивй! режиме
24 Детпкшшя расистов
Ъ Нышчшк дою.шмтглышх льгот
Рисунок 1. Граф подобия информационных систем.
Передача управления многоквартирными жилыми домами ТСЖ является одной из приоритетных задач реформы жилищно-коммунального хозяйства РФ. Динамика создания ТСЖ в Ростовской области (таблица 1) свидетельствует о постоянном увеличении организаций этой формы управления совместным комплексом имущества, следовательно, полученная экономия времени в масштабе области, а тем более страны, становится весьма значительной и ощутимой.
Воспользовавшись результатами проведенного анализа информационных систем для автоматизации учетно-расчетных операций в управлении многоквартирными жилыми домами, потенциальный пользователь может сравнить стоимости, временные характеристики, удобство сопровождения, трудоемкость внедрения и освоения и другие характеристики выделенных информационных систем.
Использование созданной нами информационной системы для автоматизации учетно-расчетных задач в коммунальном хозяйстве существенно упрощает управление многоквартирными жилыми домами, высвобождая время, попусту затрачиваемое на рутинную обработку данных и расчеты величины оплат, тем самым, способствуя более эффективной работе уже созданных ТСЖ и ЖСК. И, в то же время, служа дополнительным стимулом к созданию новых организаций собственников жилья. А дружественный интерфейс и интуитивность в работе с системой позволяет даже неопытному пользова-
01
01
Z
СО □
□
О! о
I—
ф
I—
s
о
Ф
CÛ
s
X
>
О О
О
О
<
>
О О
о
о
Ô CÛ
О
I—
о о
CL
о
X
о
о
телю персонального компьютера в кротчайшие сроки освоить работу с нашим программным продуктом.
В качестве развития информационной системы [4] можно определить следующие направления: создание модуля автоматизации бухгалтерского учета; автоматизация снятия показаний приборов учета; импорт и контроль информации о льготах, льготниках, субсидиях, предоставляемой органами социальной защиты населения.
Литература.
1. Информация о ходе выполнения решения коллегии Администрации Ростовской области от 22.03.2004 № 17 "Об итогах реализации программы реформирования ЖКХ Ростовской области в 19972003 гг. и основных направлениях развития жилищно-коммунального комплекса на 2004-2010 годы" от 24.04.06 // www.donland.ru (Сайт Администрации Ростовской области).
2. Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 № 675.
3. Хубаев Г.Н. Сравнение сложных программных систем по критерию функциональной полноты// Программные продукты и системы (SOFTWARE&SYSTEMS). 1998. № 2.
4. Хубаев Г.Н., Родина О.В., Тимченко Н.А. Информационные системы для автоматизации учет-но-расчетных задач в коммунальном хозяйстве // Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ. № 2005611485. М.: РОСПАТЕНТ, 2005.
И УШАКОВ Д.С.
01 11
7.
СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ В ТУРИСТИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ
СО _
□ -
□ N
Многочисленные наблюдения и анализ существующей статистики показывает, что темпы слияний и поглощений (СиП) компаний в различных частях земного шара то снижаются (в 2001 £ году), то возрастают вновь (как это было на протяжении 1990-х годов), но однако ясно, что про-^ цесс отраслевой и межотраслевой консолидации остановить не представляется возможным, он стал ^ объективным условием функционирования мировой экономики. Он непрерывен и неизбежен. § Рассмотрение исторического опыта слияний и поглощений в мире, позволяет предположение
^ о том, что все без исключения отрасли проходят один и тот же путь, двигаясь от стадий, характери-2 зуемых незначительной рыночной концентрацией до равновесного состояния глобальных альянсов
и конгломератов (по подсчетам специалистов, отрасли требуется около 20-25 лет для полного £ достижения глобального равновесия [1]).
о. Среди стадий отраслевого процесса консолидации можно выделить начальную, стадию роста,
CL
< стадию специализации и, наконец, стадию равновесия и альянсов. Проанализировав отличительные
о черты и условия прохождения отраслью всех стадий, можно определить место туристической и
^ гостиничной индустрии в них, и более того, сделать попытку прогноза будущего развития рассмат-
о риваемых отраслей.
о Начальная стадия - стартовая зона отраслевой консолидации, область неограниченных ново-
£ введений, возможностей и риска. Для отрасли, находящейся на начальной стадии консолидации,
о характерно небольшое число компаний, из которых лишь некоторые имеют заметную долю рынка и
уровень доходов. Барьеры вхождения в отрасль низки, что в дальнейшем создает на отраслевом ¡Е рынке условия для жесткой конкурентной борьбы. Отрасли с низкими входными барьерами остаются ся в начальной стадии до тех пор, пока один крупный или заметный консолидатор не изменяет
ей
правила игры, заняв доминирующую позицию в силу своего размера. В заключение первой стадии | компании поделили всю имеющуюся территорию.
® Наступает время второй - стадии роста, в условиях которой лидеры отрасли должны разраба-
^ тывать новые стратегии конкурентного поведения - расширения, роста, увеличения доли рынка и защиты своей территории, - для того, чтобы продолжать движение к дальнейшей консолидации. На
о х О
О