В декабре 2013 года проводилась акция: при оформлении карты гражданин получал карт-ридер, подключаемый к компьютеру, но данная акция сопровождалась недостаточной информационной поддержкой, что привело к отсутствию видимых результатов.
В заключение стоит отметить, что необходимо проводить активную маркетинговую компанию, которая будет основана на разъяснении гражданам выгод от использования карты, что в итоге позволит снизить общественное сопротивление.
Список использованной литературы:
1.Бутова Т.В., Белогорцева Ю.А. Совершенствование сферы предоставления государственных услуг в российской федерации // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2014. N° 1-2. С. 9-10.
2. Данные опроса, организованного центром технологий электронного правительства университета ИТМО совместно с некоммерческим партнерством «Партнерство для развития информационного общества на Северо-Западе России» по заказу Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» и Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга в 2014 году.
© П.С. Швыркова, Д.Б. Азарьева, 2015
УДК 004
С.Н. Широбокова
К.э.н., доцент В. В. Ситник магистрант В. В. Барышева
магистрант
Факультет информационных технологий и управления Южно-Российский государственный политехнический университет (НИИ) имени М.И. Платова, г.
Новочеркасск, Российская Федерация
АВТОМАТИЗАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА
Аннотация
Представлены проектные решения по автоматизации туристического бизнеса, разработанные с использованием унифицированного языка моделирования ИМЬ. Приведено описание бизнес-процессов с помощью диаграммы деятельности и объектной модели данных в виде диаграммы классов.
Ключевые слова
Платформа «1С: Предприятие», туристический бизнес, автоматизация бизнес-процесса, ИМЬ-
диаграмма.
Представлены основные системотехнические решения по проектированию объектно-ориентированной модели данных программного приложения на платформе «1С: Предприятие 8.3» для автоматизации сферы туристического бизнеса.
Целью проекта автоматизации туристического агентства является разработка программных средств, обеспечивающих поддержку внутренних бизнес-процессов обработки информации в организациях сферы туристического бизнеса. В [1, с.28-33; 2, с.118-126] показана целесообразность использования методики построения UML-моделей для представления решений по разработке конфигурации на платформе «1С: Предприятие».
На рис. 1 представлена диаграмма деятельности по оказанию туристических услуг.
киЧ
У
Отказ туриста — -I Отказ от Тура
Заявка на тур [предварительная]
Оплата тура J--->| Продажа
I
Заявка на тур [отказ туриста]
____f Подсчет \
±_комиссии J
I
<--1
Оплата туроператору
ссии Заявка на тур
[согласованная]
Рисунок 1 - UML-диаграмма деятельности
Для построения модели прикладных объектов конфигурации использовалась ИМЬ-диаграмма классов (рис. 2), позволяющая отразить не только их структуру (состав реквизитов, табличных частей и т. д.), но и принадлежность к предопределенным на уровне платформы прототипам объектов (справочник, перечисление, регистры и другие).
Отношения между объектами представлены различными типами связей:
- отношениями композиции отражена структура сложных прикладных объектов, имеющих табличные
части;
- отношениями агрегации показано подчинение одного справочника другому;
- отношения ассоциации использованы для представления структурных связей между объектами, когда некоторые его реквизиты имеют ссылочный тип;
- отношения зависимости связывают регистры и документы, являющиеся для них регистраторами. Рассмотренная модель послужила основой для создания конфигурации на платформе «1С:
Предприятие 8.3». Информационная система реализует функциональные возможности по автоматизации туристического бизнеса, в том числе: оформление заявок на туристическую поездку, ввод информации о произведенной оплате, регистрация отказа от путевки с последующим возвратом средств, а также фиксирование жалоб на качество оказанных услуг.
«перечисление» СтатусыЗаявки
Предварительная Согласованная
ОгказТурис Закрытая
Т+Ссылка: Строка Т^ШомерСтроки: Число iТурист СправочникСсылка .Физически еЛица
"Стоимость: Число, 10, 2
ДополнительныеУслуги
Ссылка: Строка Т^ Номер Строки: Число Услуга:
СправочникСсылка. Дополните; КоличествоВзрослых: Число, 3, КоличествоДетей: Число, 3,0 ЦенаДляВзрослого: Число, 10, ЦенаДляРебенка: Число, 10, 0 ИтогоСтоимостьУслуги: Число,
1ьныеУслуги 0
0
«документ» Продажа
Ссылка : Строка Номер: Строка Дата: Дата Клиент:
СправочникСсыл СправочникСсыл ЗаявкаНаТур:
ДокументСсылка.ЗаявкаНаТур СуммаОплаты: Число, 10,2 ДатаНачала: Дата
ФизическиеЛица,
гг
^Клиент: Спра вочникСсыл ка .Физи че скиеЛица, Спра вочникСыл каКонтр are нты ^Тур: СправочникСсылка.Туры ФСотрудник
СправочникСсылка .Сотрудники + Сумма: Число, 10,2
Ü
«документ» ЗаявкаНаТур
«регистр сведений» СтатусЗаявки_
ЗаявкаНаТур: * ДокументСсылка.ЗаявкаНаТур ф СтатусЗаявки: ПеречислениеСсылка .СтатусыЗаявки
«регистр I ЗадолженностьПередТурОператором
ф Туроператор:
СправочникСсылка.Контр аг ф Сумма: Число, 10, 2
«документ» ОплатаТурОператору
V Ссылка: Строка ф Номер: Строка ф Дата: Дата ^Туроператор:
Спр авочникСсылка Контра ге1 ф Сумма: Число, 10, 2
«документ» ОтказТуриста
V Ссылка: Строка ф Номер: Строка ф: Дата ф Клиент:
Спра вочникСсыл ка .Физи че скиеЛица, Спра вочникСсыл ка .Контрагенты ф ЗаявкаНаТур:
Докуме нтСсыл ка .ЗаявкаН аТур ф ПричинаОтказа: Строка, 50
ф Мужской ^Женский
\ Ссылка: Строка Номер: Строка Дата: Дата
Кпиент:СправочникСсылка.ФизическиеЛица, СправочникСсылка Контр агенты
Направление: СправочникСсылка.СтраныМира
Тур: СправочникСсылка .Туры
ДатаНачала: Дата
Дата Окончания: Дата
КоличествоНочей: Число, 5,0
Валюта: Сп равочникСсылка .Вал юты
ПредварительнаяСтоимостьТура: Число, 10, 2
ПроцентСкидки: Число, 5, 2
СуммаСкидки: Число, 10,2
ИтоговаяСтоимостьТура: Число, 10,2
КомиссияПроцент: Число, 5, 2
КомиссияСумма: Число, 10, 2
СуммаОплатыОператору: Число, 10,2
Сотрудник: Справочни кСсып ка .Сотрудники
«справочник» Контрагенты
Ссылка: Строка Ф Код: Число ТипКонтрагента:
ПеречислениеСсылка .ТипыКонтрагентов ПолноеНаименование: Строка, 100 ИНН: Строка, 12 ОКПО: Строка, 10 Банковские Реквизиты: Строка, 150 Телефон: Строка, 50 Факс: Строка, 50 ЮридическийАдрес: Строка,100 ФактическийАдрес: Строка,100
«документ» ВозвратТура
V
М * *
*
Ссылка : Строка Номер: Строка Дата: Дата Клиент:
СправочникСсылка.ФизическиеЛица,
СправочникСсылка.Контрагенты
ЗаявкаНаТур:
ДокументСсылка.ЗаявкаНаТур ПричинаВозврата: Строка, 50 СуммаВозврата: Число, 10, 2
«справочник» ФизическиеЛица
7+ Ссылка: Строка ф Код: Число ф ФИО: Строка, 100 ф Дата Рождения: Дата ф Пол: Пере числение Ссылка.Пол ф Телефон: Строка, 30 4 Адрес: Строка, 100 ф Email: Строка, 30
L
«перечисление» ВидУслуги
Экскурсия
Трансфер
УслугаПеревозки
Страхование
ВизовоеОформление
ДополнительноеПроживани
Прочее
«справочник» ВидыТуров
Ссылка: Строка ф Код: Число
ф Наименование: Строка, 50
Допо
«справочник»
Услуги
Тф Ссылка: Строка + Код: Число
ф Наименование: Строка, 40 ф ВидУслуги :ПеречислениеСсылка .ВидУслуги Ф Поставщик Спр авочникСсылка Контрагенты Ф Валюта: СправочникСсылка.Вал юты ФЦенаДляВзрослого: Число, 7,2 ФЦенаДляРебенка: Число, 7,2 ^ЦенаПоставщикаДляВзрослого: Число, 7,2 Ф ЦенаПоставщикаДляРебенка: Число, 7, 2
«справочник»
«документ» РегистрацияЖалобыТуриста
V Ссылка: Строка ф Номер: Строка ф Дата: Дата
Кли ент: Справочни кСсып ка .Ф изические Ли ца, г СправочникСсылка Контр агенты ф Тур: СправочникСсылка .Туры ^^^писаниеПр^ензии^^ока^^^^^
Т|И Ссылка: Строка #Код: Число
ф ЗаграничныйТур: Булево ф Стр ана: Спр авочникСсылка .СтраныМ и ра Ф Город: Спр авочникСсылка.Гор ода Ф Отель: Спр авочникСсылка.Отели Ф Опе ратор: СправочникСсылка .Сотрудники Ф ВидТура: Справочни кСсыл ка. ВидыТуров #ТипПитания: Спр авочникСсылка .ТипыПитания Ф КоличествоНочей: Число, 5, 0
ТурОператор: СправочникСсылка. Контрагенты
«регистр накопления оборотов» ЖалобыТуристов
ф Клиент: Спра вочникСсыл ка.Физи че скиеЛица,
Справо чн икСсыл ка Ко нтрагенты ф Тур: СправочникСсылка .Туры ф КоличествоЖалоб: Число, 2,0 ф ОписаниеПретензии: Строка, 40
«справочник» СтраныМира
Ссылка: Строка ф Код: Число ф КодАльфа2: Строка, 2 Ф КодАльфаЗ: Строка, 3 ф ПолноеНаименование: Строка, 30
«справочник» Сотрудники
V Ссылка: Строка Код: Число Фамилия: Строка, 25 Имя: Строка, 25 Отчество: Строка, 25 ДатаРождения: Дата Должность: Строка, 100 Телефон: Строка, 25 Эл екгро ннаяП очта: Строка ,3 Email: Строка, 30 Дата Приема: Дата Дата Увольнения: Дата
«перечисление» ТипыКонтрагентов
^ФизЛицо ф ЮрЛицо
«документ» УстановлениеЦенНаТуры
V Ссылка: Строка ф Номер: Строка ф Дата: Дата
ф ДатаНачалаДействияЦен: Дата
«справочник» Города ^ Ссылка: Строка ф Код: Число ^Наименование:
1
|Oi
^ТриЗвезды ^ЧетыреЗвезды
V Ссылка: Строка ф Код: Число
ф Наименование: Строка, 100
КатегорияОтеля: ПеречислениеСсылка.КатегорияОтеля
^ф Ссылка: Строка ф Код: Число ф Наименование:
к—
«регистр сведений» СтоимостьТуров
«документ» ЗакрытиеЗаявокТура
V Ссылка: Строка ф Номер: Строка ф Дата: Дата ф Тур: Спр авочникСсылка .Туры ф Сумма: Число, 10, 2 1
<<ЗакрытыеЗаявкиНаТур>>
^ Ссылка: Строка Номер Строки: Число ф Наименование: Строка, 50
*
ПереченьТуровИЦен
Ссылка: Строка Номер Строки: Число ф Тур:СправочникСсылка .Туры
ф Возрасти ойСтатус:
СправочникСсылка.СтатусыТуристов фСтоимость: Число, 10, 2 ф Валюта: СправочникСсылка.Валюты ф КомиссияПроцент: Число, 5,2_
#Тур: СправочникСсылка .Туры ф Возрастной Статус:
Справо чн икСсыл ка .Стату сыТур истов ф Стоимость: Число, 10,2 Ф Валюта: Спр авочникСсылка.Вал юты Ф КомиссияПроцент: Число, 5,2
J
«справочник» СтатусыТуристов ^ Ссылка: Строка
| Код: Число ф Наименование: Строка, 50
11
Ссылка: Строка ф Код: Число ф Наименование:
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
11
*
*
* *
*
*
*
*
*
*
*
«перечисление»
*
*
1
1
Рисунок 2 - иМЬ-диаграмма классов
Список использованной литературы:
1. Широбокова С.Н. Методика построения объектно-ориентированных моделей экономических приложений на платформе «1С:Предприятие» с использованием языка ИМЬ// Вестник Южно-Российского
государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия Социально-экономические науки.-2014.-№2.-С.28-33.
2. Широбокова С.Н. Методика использования унифицированного языка моделирования ИМЬ при проектировании прикладных приложений на платформе «1С: Предприятие 8»// Экономические информационные системы и их безопасность: разработка, применение и сопровождение: материалы региональной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых, аспирантов и студентов, п.Архыз, 1-5 октября 2009г.- Ростов-на-Дону: 2010.-С.118-126.
© С.Н. Широбокова, В.В. Ситник , В.В. Барышева, 2015
УДК 332
М.А.Шуваев, В.В.Даньшина, М.Г.Кехян
ВОЗДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ
ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ВУЗА
Аннотация
Статья посвящена выявлению и анализу факторов, оказывающих влияние на формирование благоприятной инновационной среды высшего учебного заведения. В условиях возрастающей конкуренции на национальном и международном рынках образовательных услуг отмечается необходимость активного стимулирования развития инновационных процессов в вузах. Инновационное развитие высших учебных заведений рассматривается в качестве одного из важнейших системных факторов обеспечения конкурентоспособности и экономического роста высшего профессионального образования. Обоснована необходимость выявления новых факторов и их тщательного анализа в целях формирования эффективной стратегии инновационного развития вуза.
Ключевые слова
Образование, высшее учебное заведение, инновационное развитие вуза, инновационная среда,
факторы.
Формирование и реализация инновационного потенциала вуза зависит от системного взаимодействия комплекса условий и факторов, которые ускоряют инновационный процесс, начиная от научно -исследовательских и опытно-конструкторских разработок и заканчивая массовым производством инновационного продукта или применением инновационной технологии. Исследование конкурентных позиций высшего учебного заведения предполагает необходимость изучения многообразия факторов и направление их влияния на инновационную деятельность вуза. Следует отметить, что от эффективного управления факторами во многом зависит эффективность инновационной деятельности, поэтому отсутствие четкой и научно-обоснованной системы факторов снижает результативность разработки и реализации инновационной стратегии вуза.
Среда высшего учебного заведения должна иметь инновационные характеристики, которые изменяются во времени и оперативно реагируют на происходящие изменения внутри имеющейся системы. Факторами инновационной среды выступают как условия, причина или параметр, поддающиеся или неподдающиеся воздействию и управлению со стороны вуза, оказывающие влияние на формирование конкурентного преимущества оказываемых образовательных услуг, характер и интенсивность инновационного развития вуза, а также учитываемые при разработке инновационной стратегии. Классификация факторов по источникам происхождения заслуживает наибольшего внимания с точки зрения системного подхода. В процессе исследования инновационной деятельности высшего учебного заведения следует учитывать факторы внешней и внутренней инновационной среды. Целостное представление об инновационной среде высшего учебного заведения можно отразить с помощью следующей схемы: