• БЕЗОПАСНОСТЬ
Автоматизация технического
обслуживания устройств
</ ._. ._.
железнодорожной автоматики
и телемеханики
А.Е. ФЕДОРЧУК, директор НПП «Югпромавтоматизация»
Одна из главных задач ОАО «РЖД» — обеспечение безопасности движения поездов. При этом, в связи с протяженностью сети железных дорог, оборудованных устройствами сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ), которые подвержены моральному и физическому износу, требуется высококвалифицированный персонал, поддерживающий работу этих устройств. В настоящее время ощущается определенная нехватка таких специалистов. Решением этой проблемы становится автоматизация технологических процессов, позволяющая восполнять недостающий эксплуатационный штат.
Для устройств железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ), требующих периодического технического обслуживания (ТО) и больших трудозатрат со стороны эксплуатационного персонала, важным фактором является возможность автоматизировать ТО при помощи систем технического диагностирования и мониторинга (ТДМ). При автоматизации этих работ посредством систем АПК-ДК, АСДК, АДК-СЦБ решаются следующие основополагающие задачи:
• контроль состояния устройств ЖАТ на станциях и перегонах;
• автоматическое измерение электрических и временных параметров работы устройств СЦБ;
• программная обработка диагностической информации и формирование технических диагнозов состояния предотказов и отказов устройств;
• протоколирование диагнозов, отс-
Автоматизированное рабочее место электромеханика
туплений от установленных норм содержания контролируемых устройств;
Комплекс отладки тестирования и ремонта
Диагностический экран панелей питания
• обмен информацией с системами ЖАТ (ДЦ, ДК, МПЦ, РПЦ, АСУ-Ш и др.);
• централизация результатов диагностирования и мониторинга на уровень дистанции ШЧ и дороги (служба Ш и ЕДЦУ).
Однако существующий регламент проведения работ по техническому обслуживанию устройств ЖАТ не позволяет полностью использовать ресурсы микропроцессорных систем для автоматизации ТО. Поэтому возникает необходимость пересмотреть существующие регламенты обслуживания и создать новую нормативно-техническую документацию (НТД).
Следующим аспектом автоматизации ТО является разработка нормативно-технической документации для опыт-
ной эксплуатации новой автоматизированной технологии проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ. В состав НТД входят следующие документы, которые необходимо согласовать и утвердить в Департаменте автоматики и телемеханики ОАО «РЖД»:
• «Организация обслуживания и ремонта технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики», проект;
• технологические карты «Технологический процесс автоматизированного контроля параметров устройств СЦБ средствами технического диагностирования и мониторинга»;
• Альбом учетных форм протоколов автоматизированных измерений параметров устройств ЖАТ в хозяйстве СЦБ;
• «Программа и методика эксплуатационных испытаний автоматизированной технологии обслуживания устройств ЖАТ, контролируемых системами технического диагностирования и мониторинга АПК-ДК, АСДК, АДК-СЦБ».
Кроме разработки нормативно-технической документации, необходимо формировать и хранить электронные
БЕЗОПАСНОСТЬ •
формы отчетности. Они должны быть максимально приближены к формам, привычным для эксплуатационного персонала, и удовлетворять требованиям существующего регламента ведения эксплуатационной документации.
С помощью программного обеспечения появится возможность проводить измерения электрических и временных параметров обслуживаемых устройств с минимальными трудозатратами и обеспечить двухуровневый контроль качества производства работ. Первым уровнем является автоматизированное рабочее место электромеханика, на котором непосредственно производится выполнение работ. На втором уровне — автоматизированное рабочее место диспетчера ШЧ для осуществления мониторинга работы устройств и контроля выполнения технического обслуживания всех станций участка в пределах дистанции ШЧ. Кроме того, внедрение автоматизации измерений максимально сокращает использование штатных переносных измерительных приборов и исключает ошибки при производстве работ и оформлении отчетной документации.
В процессе внедрения новой технологии ТО в дистанции ШЧ совместно с разработчиками должны решаться также дополнительные задачи:
• подготовка и обучение сотрудников ШЧ для работы с системой;
Диагностический экран стрелки электрической централизации
• обеспечение эксплуатационной документацией;
• обеспечение оргтехникой и расходными материалами;
• ведение контроля за организацией работ по новой технологии;
• обеспечение сервисного и метрологического обслуживания системы.
Системы автоматизации, диагностирования и контроля СЦБ, как и любые другие средства измерения, нуждаются
в периодической калибровке, а это требует дополнительных организационных и технических мероприятий:
1) повышения квалификации персонала и получения аккредитации на право проведения калибровки;
2) обеспечения оборудованием и необходимой документацией, необходимыми для процесса калибровки.
Автоматизация технического обслуживания устройств СЦБ, которая сводится только к автоматическому измерению параметров и ведению технической документации, — это первый этап. Дальнейшее ее развитие предполагает переход на обслуживание устройств «по состоянию», то есть по результатам диагнозов. Поскольку сама система непрерывно осуществляет измерения параметров устройств СЦБ и контролирует их относительно установленных норм, то работы, связанные с содержанием этих параметров (измерения, регулировка и т.д.), можно производить не периодически, а по мере возникновения отклонений.
Еще раз подчеркнем: кроме придания системе автоматизации ТО функции обслуживания устройств «по состоянию», требуется совместная работа специалистов организации-разработчика и ОАО «РЖД», направленная на создание нормативно-технической базы для расширенного применения новых принципов обслуживания устройств СЦБ. Это позволит перейти к «малолюдным» технологиям работы и повысить безопасность движения поездов.