Научная статья на тему 'Автоматизация технического обслуживания устройств железнодорожной автоматики и телемеханики'

Автоматизация технического обслуживания устройств железнодорожной автоматики и телемеханики Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
811
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Федорчук А. Е.

Одна из главных задач ОАО «РЖД» обеспечение безопасности движения поездов. При этом, в связи с протяженностью сети железных дорог, оборудованных устройствами сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ), которые подвержены моральному и физическому износу, требуется высококвалифицированный персонал, поддерживающий работу этих устройств. В настоящее время ощущается определенная нехватка таких специалистов. Решением этой проблемы становится автоматизация технологических процессов, позволяющая восполнять недостающий эксплуатационный штат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Федорчук А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизация технического обслуживания устройств железнодорожной автоматики и телемеханики»

• БЕЗОПАСНОСТЬ

Автоматизация технического

обслуживания устройств

</ ._. ._.

железнодорожной автоматики

и телемеханики

А.Е. ФЕДОРЧУК, директор НПП «Югпромавтоматизация»

Одна из главных задач ОАО «РЖД» — обеспечение безопасности движения поездов. При этом, в связи с протяженностью сети железных дорог, оборудованных устройствами сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ), которые подвержены моральному и физическому износу, требуется высококвалифицированный персонал, поддерживающий работу этих устройств. В настоящее время ощущается определенная нехватка таких специалистов. Решением этой проблемы становится автоматизация технологических процессов, позволяющая восполнять недостающий эксплуатационный штат.

Для устройств железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ), требующих периодического технического обслуживания (ТО) и больших трудозатрат со стороны эксплуатационного персонала, важным фактором является возможность автоматизировать ТО при помощи систем технического диагностирования и мониторинга (ТДМ). При автоматизации этих работ посредством систем АПК-ДК, АСДК, АДК-СЦБ решаются следующие основополагающие задачи:

• контроль состояния устройств ЖАТ на станциях и перегонах;

• автоматическое измерение электрических и временных параметров работы устройств СЦБ;

• программная обработка диагностической информации и формирование технических диагнозов состояния предотказов и отказов устройств;

• протоколирование диагнозов, отс-

Автоматизированное рабочее место электромеханика

туплений от установленных норм содержания контролируемых устройств;

Комплекс отладки тестирования и ремонта

Диагностический экран панелей питания

• обмен информацией с системами ЖАТ (ДЦ, ДК, МПЦ, РПЦ, АСУ-Ш и др.);

• централизация результатов диагностирования и мониторинга на уровень дистанции ШЧ и дороги (служба Ш и ЕДЦУ).

Однако существующий регламент проведения работ по техническому обслуживанию устройств ЖАТ не позволяет полностью использовать ресурсы микропроцессорных систем для автоматизации ТО. Поэтому возникает необходимость пересмотреть существующие регламенты обслуживания и создать новую нормативно-техническую документацию (НТД).

Следующим аспектом автоматизации ТО является разработка нормативно-технической документации для опыт-

ной эксплуатации новой автоматизированной технологии проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ. В состав НТД входят следующие документы, которые необходимо согласовать и утвердить в Департаменте автоматики и телемеханики ОАО «РЖД»:

• «Организация обслуживания и ремонта технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики», проект;

• технологические карты «Технологический процесс автоматизированного контроля параметров устройств СЦБ средствами технического диагностирования и мониторинга»;

• Альбом учетных форм протоколов автоматизированных измерений параметров устройств ЖАТ в хозяйстве СЦБ;

• «Программа и методика эксплуатационных испытаний автоматизированной технологии обслуживания устройств ЖАТ, контролируемых системами технического диагностирования и мониторинга АПК-ДК, АСДК, АДК-СЦБ».

Кроме разработки нормативно-технической документации, необходимо формировать и хранить электронные

БЕЗОПАСНОСТЬ •

формы отчетности. Они должны быть максимально приближены к формам, привычным для эксплуатационного персонала, и удовлетворять требованиям существующего регламента ведения эксплуатационной документации.

С помощью программного обеспечения появится возможность проводить измерения электрических и временных параметров обслуживаемых устройств с минимальными трудозатратами и обеспечить двухуровневый контроль качества производства работ. Первым уровнем является автоматизированное рабочее место электромеханика, на котором непосредственно производится выполнение работ. На втором уровне — автоматизированное рабочее место диспетчера ШЧ для осуществления мониторинга работы устройств и контроля выполнения технического обслуживания всех станций участка в пределах дистанции ШЧ. Кроме того, внедрение автоматизации измерений максимально сокращает использование штатных переносных измерительных приборов и исключает ошибки при производстве работ и оформлении отчетной документации.

В процессе внедрения новой технологии ТО в дистанции ШЧ совместно с разработчиками должны решаться также дополнительные задачи:

• подготовка и обучение сотрудников ШЧ для работы с системой;

Диагностический экран стрелки электрической централизации

• обеспечение эксплуатационной документацией;

• обеспечение оргтехникой и расходными материалами;

• ведение контроля за организацией работ по новой технологии;

• обеспечение сервисного и метрологического обслуживания системы.

Системы автоматизации, диагностирования и контроля СЦБ, как и любые другие средства измерения, нуждаются

в периодической калибровке, а это требует дополнительных организационных и технических мероприятий:

1) повышения квалификации персонала и получения аккредитации на право проведения калибровки;

2) обеспечения оборудованием и необходимой документацией, необходимыми для процесса калибровки.

Автоматизация технического обслуживания устройств СЦБ, которая сводится только к автоматическому измерению параметров и ведению технической документации, — это первый этап. Дальнейшее ее развитие предполагает переход на обслуживание устройств «по состоянию», то есть по результатам диагнозов. Поскольку сама система непрерывно осуществляет измерения параметров устройств СЦБ и контролирует их относительно установленных норм, то работы, связанные с содержанием этих параметров (измерения, регулировка и т.д.), можно производить не периодически, а по мере возникновения отклонений.

Еще раз подчеркнем: кроме придания системе автоматизации ТО функции обслуживания устройств «по состоянию», требуется совместная работа специалистов организации-разработчика и ОАО «РЖД», направленная на создание нормативно-технической базы для расширенного применения новых принципов обслуживания устройств СЦБ. Это позволит перейти к «малолюдным» технологиям работы и повысить безопасность движения поездов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.