Научная статья на тему 'Автоматизация информационного обеспечения руководителей железнодорожного транспорта на основе внедрения электронного документооборота'

Автоматизация информационного обеспечения руководителей железнодорожного транспорта на основе внедрения электронного документооборота Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
280
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО / ОТРАСЛЕВОЙ ФОРМАТ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЗАДАНИЕ МАРШРУТА / ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Булавский П. Е., Василенко М. Н., Корниенко А. А., Хомоненко А. Д.

Описаны принципы обеспечения автоматизации доступа к информации, содержащейся в технической документации по системам железнодорожной автоматики и телемеханики, с помощью автоматизированных рабочих мест информационного обеспечения руководителей железнодорожного транспорта (АРМ ИОТД). Показан порядок обеспечения доступа к графическим изображениям, параметрам устройств и свойствам объектов, описанных в технической документации. Приведены примеры отображения маршрутных передвижений, систематизации свойств объектов и установления связей между поездными ситуациями и электронной моделью технической документации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Булавский П. Е., Василенко М. Н., Корниенко А. А., Хомоненко А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Automation of Information Support of Railway Ma nagers by the Implementation of Electronic Do cument Flow

This article deals with the principles providing automated access to the information contained in the technical documentation for the systems of railway automation and remote control by means of automated job management of information support of railway managers (ARM-IOTD). It also presents the procedure of providing access to graphical images, devices parameters and properties of the objects described in the technical documentation as well as the examples of the display of route movement, objects properties systematizing and communication between the train situations and electronic model of technical documentation.

Текст научной работы на тему «Автоматизация информационного обеспечения руководителей железнодорожного транспорта на основе внедрения электронного документооборота»

Информатика и технологии информатики

105

1111 целесообразно использовать для спланированного перемещения ТК в ЧС.

Библиографический список

1. Эвакуация и поведение людей при пожаре : учеб. пособие / В. В. Холщевников, Д. А. Самошин. - М. : Академия ГПС МЧС России, 2009.

2. ГОСТ 28441-99. Геоинформационное картографирование. Пространственные дан-

ные, цифровые и электронные карты. Термины и определения. - М., 1990.

3. Представление и использование знаний / Под ред. Х. Уэно, М. Исудзука ; пер. с япон. - М. : Мир, 1989. - 220 с. - ISBN 5-03-000685-0.

4. Алгоритмы: построение и анализ / Т. Кор -мен, Ч. Лейзерсон, Р. Ривест. - М. : МЦНМО, 2000.

5. Теория и практика эволюционного моделирования / В. В. Емельянов, В. В. Курейчик, В. М. Курейчик. - М. : Физматлит, 2003. - 432 с.

УДК 656.25

П. Е. Булавский, М. Н. Василенко, А. А. Корниенко, А. Д. Хомоненко

Петербургский государственный университет путей сообщения

АВТОМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА

Описаны принципы обеспечения автоматизации доступа к информации, содержащейся в технической документации по системам железнодорожной автоматики и телемеханики, с помощью автоматизированных рабочих мест информационного обеспечения руководителей железнодорожного транспорта (АРМ ИОТД). Показан порядок обеспечения доступа к графическим изображениям, параметрам устройств и свойствам объектов, описанных в технической документации. Приведены примеры отображения маршрутных передвижений, систематизации свойств объектов и установления связей между поездными ситуациями и электронной моделью технической документации.

электронная техническая документация, автоматизированное рабочее место, отраслевой формат, информационное обеспечение, задание маршрута, графическое изображение.

Введение

Для представления информации, хранящейся в базах данных технической документации дорог, в диалоговом режиме необходимо создание автоматизированных рабочих мест, позволяющих просматривать и систематизировать всю электронную техническую документацию по системам СЦБ.

Для выполнения этой задачи на кафедре «Автоматика и телемеханика на ж. д.» разработаны автоматизированные рабочие места информационного обеспечения руководителей железнодорожного транспорта на основе технической документации (АРМ ИОТД). АРМ ИОТД позволяет просматривать файлы в отраслевом формате технической документации на устройствах СЦБ

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/2

106

Информатика и технологии информатики

(ОФ ТД) [1], а также графическую часть файлов в форматах DWG, DXF, SVG. Для документов в отраслевом формате - позволяет просматривать свойства элементов и объектов (стрелок, светофоров, маршрутов и т. д.) и систематизировать информацию.

Базы данных технической документации, заполняемые с помощью автоматизированных рабочих мест проектирования и ведения технической документации (АРМ ПТД и АРМ ВТД) [2], представляют собой сформированную в электронном виде информационную модель реально действующих устройств на станциях и перегонах. Утверждаемые экземпляры технической документации хранятся в электронном виде, что позволяет автоматически получать спецификации оборудования по объектам, учитывая внесенные в них изменения. При электронной спецификации учитываются марки и типы приборов согласно классификатору автоматизированной системы управления хозяйством автоматики и телемеханики (АСУ Ш2) [3].

1 АРМ информационного обеспечения

руководителей

АРМ ИОТД позволяет:

- обеспечивать доступ к технической документации руководителям всех заинтересованных служб, с возможностями просмотра, печати, преобразования в распространенные графические форматы;

- обеспечивать доступ к параметрам устройств, описанным в технической документации (паспорта рельсовых цепей, маршрутные передвижения);

- производить мониторинг и контроль функций ведения технической документации в АРМ ВТД;

- обеспечивать доступ к документации другим автоматизированным системам хозяйства СЦБ;

- разрабатывать на своей основе информационное обеспечение специализированных автоматизированных систем.

Для обеспечения удобного доступа к базам данных технической документации

в АРМ ИОТД реализованы расширенные функции выбора объектов (перегонов, станций, систем электрической централизации, автоблокировки и т. д.) с помощью фильтров.

На схематической карте дороги (рис. 1) необходимо выбрать объект. Он выбирается с помощью задания номера дистанции автоматики и телемеханики (ШЧ), названия станции или типа системы, например ЭЦ-12, ЭЦИ для электрической централизации, АБТЦ-2000, АБТЦ-ЕМ для систем автоблокировки. При этом на схематической карте дороги выделяются подсвечиванием все объекты выбранного типа, оператор может сделать окончательный выбор или задать другой тип фильтра.

Удобство работы с выбранным типом объекта обеспечивается с помощью интерактивного пользовательского интерфейса. При этом обеспечиваются:

- просмотр графического изображения документа;

- просмотр части изображения документа;

- увеличение или уменьшение масштаба изображения;

- просмотр свойств выделенного объекта (рис. 2);

- возможность передвигать изображение документа внутри окна просмотра;

- возможность подсветить на изображении группу объектов одного типа (рис. 3);

- возможность подсветить на изображении один объект;

- поиск объекта по имени;

- поиск объектов по параметрам.

При выполнении указанных операций АРМ ИОТД позволяет работать со свойствами объектов, содержащимися в базах данных технической документации, но невидимыми на чертеже. Например, для объекта «светофор» указываются тип мачты, марка, лестница, трансформаторный ящик, тип маршрутного указателя; для объекта «стрелка» - тип стрелочного перевода, вид управления, тип остряков, тип рельса, марка крестовины, спаренность, сторонность перевода, автовозврат.

2012/2

Proceedings of Petersburg Transport University

Информатика и технологии информатики

107

Рис. 1. Выбор объектов из базы данных технической документации

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/2

108

Информатика и технологии информатики

2 Систематизация свойств объектов, описываемых в технической документации

В АРМ ИОТД обеспечивается систематизация свойств объектов технической документации. Для этого в нижней части чертежа в открывающемся дополнительном окне указываются объекты по категориям. В каждой категории объекты классифицируются. Например, для объектов электрической централизации станций светофор группируются по следующим критериям: по назначению; по типу сигнализации; по марке; по наличию дополнительного оборудования [4]. Стрелки классифицируются: по типу стрелочного перевода; по типу управления; по спаренности; по типу рельса; по марке крестовины и т. д.

Для каждого типа объектов классификации указывается количество объектов

данного типа на станции и перечисляются наименования всех объектов (рис. 4). Такая классификация позволяет легко найти необходимый объект и просмотреть его свойства. Для этого необходимо щелкнуть по выбранному объекту курсором мыши. После этого объект появится в увеличенном виде в поле чертежа, а в окне свойств будут отображены его свойства.

Для отображения маршрутных передвижений в АРМ ИОТД предусмотрены дополнительные возможности. При выделении курсором мыши любого маршрута в списке на чертеже схематического плана станции выделяется трасса маршрута, подсвечиваются показания светофоров, участвующих в маршруте. При этом в окне для объекта «маршрут» указывается дополнительная информация: номер маршрута в таблице; категория маршрута; вид маршрута; начало маршрута и его конец; охранные стрелки,

2012/2

Proceedings of Petersburg Transport University

Информатика и технологии информатики

109

если есть; негабаритные секции, если есть; длина маршрута. Например, на рис. 5 показан прием на путь 2П по светофору ЧД.

Обеспечение стыка между АРМ ИОТД и архивом исполненного графика движения поездов аппаратно-программного комплекса диспетчерского контроля (АПК ДК) позволяет просматривать связь между поездными ситуациями и отказами и электронной моделью технической документации. Такой подход дает возможность быстрее находить причины отказов и неисправностей, производить анализ отказов в автоматизированном режиме и обеспечивать более точную классификацию отказов. 3

3 Печать документов

АРМ ИОТД обеспечивает широкие возможности по выводу документов на печать

в удобном для дальнейшей работы виде. При этом имеется возможность печати или сохранения графической части документа, свойств элементов, классификации типов объектов, статистических данных документа. Поскольку техническая документация на устройства СЦБ может быть представлена на листах достаточно больших форматов, например, схематические и двухниточные планы станций, путевые планы перегонов, для работы бывает удобно отпечатать часть документа, отпечатать документ в уменьшенном масштабе или отпечатать весь документ на форматах А4, оставив поля для склейки листов чертежа. Для этого в АРМ ИОТД поддерживается множество специальных функций печати (рис. 6):

- предпросмотр документа перед печатью;

- выбор параметров листов для печати;

- печать части документа;

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/2

110

Информатика и технологии информатики

2012/2

Proceedings of Petersburg Transport University

Информатика и технологии информатики

- изменение масштаба документа для печати;

- автоматическое разбиение документа на листы формата А4 или А3;

- выбор и настройка принтера.

В состав выполняемых АРМ ИОТД функций входят также функции обеспечения работы с дополнительными возможностями, обеспечивающими удобство отображения информации. АРМ ИОТД имеет настраиваемый пользовательский интерфейс. Для интеграции с другими программными комплексами АРМ ИОТД имеет программный интерфейс и программное управление; поддерживает множество режимов работы: кроме полного управления, имеются специальные функции отображения информации на чертеже.

К таким функциям можно отнести:

- изменение для группы объектов стилей выделения: подсвечивание группы одним цветом; задание толщины линий для объектов группы; пульсирующее подсвечивание объектов группы при выборе; подбор масштаба графического изображения документа так, чтобы группа объектов находилась в области окна вывода чертежа;

- изменение для объекта группы стилей выделения: подсвечивание объекта группы цветом, отличным от цвета всей группы; задание толщины линий для объекта группы, отличных от толщины линий других объектов группы;

- выбор объектов для группы: по типу объекта, по запросу, по идентификатору объекта, по наименованию объекта.

Заключение

АРМ ИОТД является эффективным средством просмотра и анализа баз данных технической документации, обеспечивающим просмотр баз данных (в том числе параметров и свойств объектов, невидимых на чертеже), отображения результата поиска отказов в автоматизированном режиме, отображения анализа поездных ситуаций во взаимосвязи с принципиальными схемами и электронной моделью систем.

При возникновении отказов, нештатных ситуаций руководитель может выбрать объект в виде станции или перегона и выйти на требуемый уровень детализации: схематический или двухниточный план станции; принципиальные схемы объекта или системы; монтажные схемы с внесенными последними изменениями; а также просмотреть архивные материалы первоначальных схемных решений, схемных решений аналогичных систем на других станциях и т. д. по выбранному объекту или станции просмотреть задание всех необходимых маршрутов в той или иной последовательности, контролируя очередность работы устройств по принципиальным схемам.

Таким образом, АРМ ИОТД, как инструмент демонстрации анализа работы сложных систем железнодорожной автоматики и телемеханики, существенно улучшает информационное обеспечение руководителей среднего и высшего уровня, позволяет существенно сократить время принятия управленческих решений и повысить их качество.

Библиографический список

1. Отраслевой формат технической документации на устройства СЦБ / М. Н. Василенко, В. Г. Трохов, П. Е. Булавский, О. А. Максименко // Автоматика, связь, информатика. - 2003. -№ 4.- C. 9-11.

2. Система информационного обеспечения на основе баз данных / М. Н. Василенко, Б. П. Денисов, П. Е. Булавский, Д. В. Седых // Автоматика, связь, информатика. - 2006. - № 11. - С. 47-48.

3. Организация электронного документооборота при проектировании систем автоматики и телемеханики / М. Н. Василенко, Б. П. Денисов, П. Е. Булавский, В. Г. Трохов // Известия Петербургского университета путей сообщения. - 2007. - Вып. 1. - С. 16-29.

4. Мониторинг и управление проектированием и строительством систем СЦБ / М. Н. Василенко, П. Е. Булавский, Б. П. Денисов // Автоматика, связь, информатика. -2009. - № 12. - С. 5-7.

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.