УДК 004.75
АВТОМАТИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПЛАТФОРМЕ ПУБЛИЧНОГО ОБЛАКА
В. И. Лазеева, М. В. Токмачева Научный руководитель - А. П. Багаева
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассмотрены возможности и перспективы автоматизации бизнес-процессов предприятий малого бизнеса с помощью SaaS-приложений, размещенных в публичном облаке.
Ключевые слова: SaaS-приложение, публичное облако, бизнес-процесс. BUSINESS PROCESS AUMATION SMALL BUSINESSES PUBLIC CLOUD PLATFORM
V. I. Lazeeva, M. V. Tokmacheva Scientific Supervisor - A. P. Bagaeva
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
This paper discusses the possibilities and prospects for the automation of business processes of small businesses using SaaS-applications hosted in the public cloud.
Keywords: SaaS-application, public cloud, a business process.
На текущий момент общепринятой сегментации малого бизнеса по принципу принятия ИТ-решений не существует. Недавние исследования рынка показали, что основной мотив покупки программного обеспечения (ПО) для компаний малого бизнеса в России - это появление новых задач, для решения которых нужно новое ПО, что связано с нацеленностью бизнеса на рост и расширение.
SaaS-приложения работают на сервере SaaS-провайдера, а пользователи получают к ним доступ через Интернет. Пользователь не покупает SaaS-приложение, а арендует его, то есть платит за его использование определенную сумму в месяц. Таким образом, достигается экономический эффект, который считается одним из главных преимуществ SaaS [1].
Преимущества SaaS-сервиса заключаются в простоте внедрения, возможностью сделать полноценное тестирование системы перед покупкой, низкая стоимость и возможность доступа к системе из любой точки. SaaS имеет повсеместный доступ, его можно использовать в любом месте, где есть выход в Интернет. Доступ к ПО предоставляется удаленно по сетевым каналам. Это может быть веб-интерфейс, терминальный доступ или тонкие клиенты.
Одним из основных достоинств, присущих облачным решениям, можно считать упрощение ИТ-инфраструктуры при высоком уровне ее масштабируемости и богатой функциональности. Для внедрения облачных аналогов таких «тяжелых» локальных решений, как ERP- или CRM-системы, не требуется больших финансовых инвестиций и временных затрат за счет более простой и гибкой платформы, поддержка которой требует значительно меньших усилий. Это, в свою очередь, дает возможность ИТ-персоналу переориентироваться на более значимые для бизнеса проекты.
Самым большим недостатком SaaS-сервиса является вопрос безопасности хранимых данных клиентов. Многие российские компании не привыкли хранить свои проекты и клиентские базы на чужих серверах из-за конфиденциальности данных. Кроме того, пользователи зависимы от Интернета. В случаи потери доступа в Интернет - теряется доступ к SaaS.
База данных учетных записей пользователей размещена внутри предприятия. Арендатор разворачивает сервер, который взаимодействует с его собственным сервисом каталога пользователей.
Секция «Информационно-экономические системы»
Когда конечный пользователь обращается к приложению, сервер федерирования арендатора выполняет локальную аутентификацию пользователя и договаривается с сервером 8аа8 о предоставлении пользователю подписанного маркера доступа [2].
В сфере публичных облаков изначально существует три основных модели (или уровней) обслуживания. Первый уровень, - платформа как услуга (РМйэгш^-а^етсе, Раа8), -модель обслуживания в сфере облаков, в которой пользователю предоставляется возможность использования облачной инфраструктуры для размещения собственного любого базового ПО. Второй уровень, - инфраструктура как услуга (1п£га81хис1;иге-а8-а-8етсе1аа8), - представляет собой модель обслуживания, когда облачная инфраструктура используется для самостоятельного управления различными предоставляемыми вычислительными ресурсами. Третий уровень, - программное обеспечение как услуга (8оАдааге-а8-а-8етсе, 8аа8), - это единственная модель обслуживания, которая предоставляется непосредственно конечному пользователю, чем принципиально отличается от вышеописанных двух моделей [3].
Все критерии автоматизации разделены на три основных группы:
Функциональные критерии автоматизации.
• Необходимость мультипользовательского доступа к ресурсам бизнес-процесса. Во многих компаниях, в том числе малых, большинство бизнес-процессов затрагивают не одного работника, а нескольких, формируя потребность организовать возможность многопользовательского доступа к ресурсам. Необходимость обеспечения мобильного доступа и доступа с различных видов устройств к ресурсам бизнес-процесса.
• Стандартизированность и повторяемость бизнес-процесса. Оценка данного критерия влияет на степень кастомизации конечного ИТ-решения, в какой степени он должен быть адаптирован для конкретной организации и, соответственно, быть уникальным.
• Обеспеченность безопасности бизнес-процесса. Автоматизация бизнес-процесса ограничивается инфраструктурными требованиями, которые подразделяются на три основных группы: законодательные требования, требования регуляторов и внутрикорпоративные требования.
Финансово-экономические критерии автоматизации.
• Возможность сокращения итоговых затрат на бизнес-процесс при использовании платформы публичного облака. Использование облачных 8аа8-решений как инструмента такой автоматизации открывает широкий круг возможностей сокращения затрат.
• Условия выделения ИТ-бюджета: регулярность, прогнозируемость. Возможность оплаты сервиса по мере его использования важна для малого бизнеса. Эта возможность переводит затраты на ИТ из капитальных затрат в операционные, что позволяет более гибко управлять небольшим оборотом компании и вкладывать деньги в более приоритетные направления, достигая поставленных бизнес-целей.
Технические критерии автоматизации.
• Уровень и динамика нагрузки бизнес-процесса. Данный технический критерий тесно связан с функциональным критерием необходимости обеспечения многопользовательского доступа к ресурсам бизнес-процесса: именно количество пользователей, задействованных в бизнес-процессе, а также интенсивность их работы формируют уровень нагрузки бизнес-процесса. Для понимания динамики нагрузки аналитики компании или внешние аудиторы при описании бизнес-процесса «как есть» строят графики зависимости используемых вычислительных ресурсов от времени.
Для автоматизации бизнес-процессов облачных решений есть несколько типов динамики нагрузки, наиболее подходящих для перевода на облачную платформу.
Первый тип динамики нагрузки - включение и выключение. Данный тип характеризуется резким включением и выключением рабочих нагрузок на бизнес-процесс. Вторым типом является ее быстрый рост характерный для многих бизнес-процессов. Третьим типом динамики является непредсказуемый всплеск, то есть незапланированная нагрузка на бизнес-процессы, которые влияют на производительность всей инфраструктуры на пике нагрузки. Циклические пики нагрузки - это четвертый тип. Пиковая нагрузка связана с периодическим увеличением спроса на бизнес-процесс, но ее обеспечение требует значительного усложнения ИТ-инфраструктуры, ограниченного небольшими ИТ-бюджетами малого бизнеса и человеческими ресурсами.
Московский 8аа8-провайдер и разработчик решений «Интравижн» представляет универсальную систему учета заявок, управление активами, базу знаний, учет трудозатрат, гибкую систему
полномочий. Клиентами по данному решению являются: Sollers («Северсталь-Авто»), Mercedes-Benz (дилерский отдел), Торговый дом «ПиР», компания «Татнефть» (АЗС-Запад) и другие [4].
Разработчик SaaS-решений «Мависофт», находящийся в Новосибирске обслуживает около 200 предприятий различных направлений деятельности и с разной штатной численностью. Например, поставщики строительных материалов «Алюком-Новосибирск», официальный дилер «Скания» в Новосибирске «Сибтракскан».
Таким образом, SaaS-модель приобретает все большую популярность среди предприятий малого бизнеса, и это напрямую связано с развитием глобальной сети. Многие предприятия всего мира уже используют или активно проявляют интерес к различным SaaS-решениям. SaaS предоставляет ряд преимуществ, таких как экономичность, доступность и гибкость, что дает больше перспективы к развитию бизнес-процессов. Проблемы, связанные с хранением данных на сторонних серверах становятся все менее актуальными из-за использования различных видов защиты информации.
Библиографические ссылки
1. LiveBusiness. Что такое бизнес? [Электронный ресурс]. URL: http://www.livebusiness.ru/ tags/SAAS/ (дата обращения: 25.12.2015).
2. Преимущества и недостатки безопасности SaaS-сервиса. Решение по безопасности SaaS-сервиса от компании IBM. Обеспечение безопасности облака от компании КРОК [Электронный ресурс]. URL: http://habrahabr.ru/post/183300/ (дата обращения: 25.12.2015).
3. Информационные системы и технологии в бизнесе [Электронный ресурс]. URL: http://bijournal.hse.ru/2015--3(33) %20.html (дата обращения: 25.12.2015).
4. Российский рынок SaaS: список игроков, разработчиков и провайдеров, адреса, решения, продукты, экспертные оценки [Электронный ресурс]. URL: http://ict-online.ru/it_rating/r66766/ (дата обращения: 25.12.2015).
© Лазеева В. И., Токмачева М. В., 2016