Научная статья на тему 'Автоматизация бизнес-процессов предприятий малого бизнеса на платформе публичного облака'

Автоматизация бизнес-процессов предприятий малого бизнеса на платформе публичного облака Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
494
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SAAS-ПРИЛОЖЕНИЕ / ПУБЛИЧНОЕ ОБЛАКО / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / SAAS-APPLICATION / PUBLIC CLOUD / BUSINESS PROCESS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лазеева В. И., Токмачева М. В.

Рассмотрены возможности и перспективы автоматизации бизнес-процессов предприятий малого бизнеса с помощью SaaS-приложений, размещенных в публичном облаке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS PROCESS AUMATION SMALL BUSINESSES PUBLIC CLOUD PLATFORM

This paper discusses the possibilities and prospects for the automation of business processes of small businesses using SaaS-applications hosted in the public cloud.

Текст научной работы на тему «Автоматизация бизнес-процессов предприятий малого бизнеса на платформе публичного облака»

УДК 004.75

АВТОМАТИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПЛАТФОРМЕ ПУБЛИЧНОГО ОБЛАКА

В. И. Лазеева, М. В. Токмачева Научный руководитель - А. П. Багаева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: [email protected]

Рассмотрены возможности и перспективы автоматизации бизнес-процессов предприятий малого бизнеса с помощью SaaS-приложений, размещенных в публичном облаке.

Ключевые слова: SaaS-приложение, публичное облако, бизнес-процесс. BUSINESS PROCESS AUMATION SMALL BUSINESSES PUBLIC CLOUD PLATFORM

V. I. Lazeeva, M. V. Tokmacheva Scientific Supervisor - A. P. Bagaeva

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

This paper discusses the possibilities and prospects for the automation of business processes of small businesses using SaaS-applications hosted in the public cloud.

Keywords: SaaS-application, public cloud, a business process.

На текущий момент общепринятой сегментации малого бизнеса по принципу принятия ИТ-решений не существует. Недавние исследования рынка показали, что основной мотив покупки программного обеспечения (ПО) для компаний малого бизнеса в России - это появление новых задач, для решения которых нужно новое ПО, что связано с нацеленностью бизнеса на рост и расширение.

SaaS-приложения работают на сервере SaaS-провайдера, а пользователи получают к ним доступ через Интернет. Пользователь не покупает SaaS-приложение, а арендует его, то есть платит за его использование определенную сумму в месяц. Таким образом, достигается экономический эффект, который считается одним из главных преимуществ SaaS [1].

Преимущества SaaS-сервиса заключаются в простоте внедрения, возможностью сделать полноценное тестирование системы перед покупкой, низкая стоимость и возможность доступа к системе из любой точки. SaaS имеет повсеместный доступ, его можно использовать в любом месте, где есть выход в Интернет. Доступ к ПО предоставляется удаленно по сетевым каналам. Это может быть веб-интерфейс, терминальный доступ или тонкие клиенты.

Одним из основных достоинств, присущих облачным решениям, можно считать упрощение ИТ-инфраструктуры при высоком уровне ее масштабируемости и богатой функциональности. Для внедрения облачных аналогов таких «тяжелых» локальных решений, как ERP- или CRM-системы, не требуется больших финансовых инвестиций и временных затрат за счет более простой и гибкой платформы, поддержка которой требует значительно меньших усилий. Это, в свою очередь, дает возможность ИТ-персоналу переориентироваться на более значимые для бизнеса проекты.

Самым большим недостатком SaaS-сервиса является вопрос безопасности хранимых данных клиентов. Многие российские компании не привыкли хранить свои проекты и клиентские базы на чужих серверах из-за конфиденциальности данных. Кроме того, пользователи зависимы от Интернета. В случаи потери доступа в Интернет - теряется доступ к SaaS.

База данных учетных записей пользователей размещена внутри предприятия. Арендатор разворачивает сервер, который взаимодействует с его собственным сервисом каталога пользователей.

Секция «Информационно-экономические системы»

Когда конечный пользователь обращается к приложению, сервер федерирования арендатора выполняет локальную аутентификацию пользователя и договаривается с сервером 8аа8 о предоставлении пользователю подписанного маркера доступа [2].

В сфере публичных облаков изначально существует три основных модели (или уровней) обслуживания. Первый уровень, - платформа как услуга (РМйэгш^-а^етсе, Раа8), -модель обслуживания в сфере облаков, в которой пользователю предоставляется возможность использования облачной инфраструктуры для размещения собственного любого базового ПО. Второй уровень, - инфраструктура как услуга (1п£га81хис1;иге-а8-а-8етсе1аа8), - представляет собой модель обслуживания, когда облачная инфраструктура используется для самостоятельного управления различными предоставляемыми вычислительными ресурсами. Третий уровень, - программное обеспечение как услуга (8оАдааге-а8-а-8етсе, 8аа8), - это единственная модель обслуживания, которая предоставляется непосредственно конечному пользователю, чем принципиально отличается от вышеописанных двух моделей [3].

Все критерии автоматизации разделены на три основных группы:

Функциональные критерии автоматизации.

• Необходимость мультипользовательского доступа к ресурсам бизнес-процесса. Во многих компаниях, в том числе малых, большинство бизнес-процессов затрагивают не одного работника, а нескольких, формируя потребность организовать возможность многопользовательского доступа к ресурсам. Необходимость обеспечения мобильного доступа и доступа с различных видов устройств к ресурсам бизнес-процесса.

• Стандартизированность и повторяемость бизнес-процесса. Оценка данного критерия влияет на степень кастомизации конечного ИТ-решения, в какой степени он должен быть адаптирован для конкретной организации и, соответственно, быть уникальным.

• Обеспеченность безопасности бизнес-процесса. Автоматизация бизнес-процесса ограничивается инфраструктурными требованиями, которые подразделяются на три основных группы: законодательные требования, требования регуляторов и внутрикорпоративные требования.

Финансово-экономические критерии автоматизации.

• Возможность сокращения итоговых затрат на бизнес-процесс при использовании платформы публичного облака. Использование облачных 8аа8-решений как инструмента такой автоматизации открывает широкий круг возможностей сокращения затрат.

• Условия выделения ИТ-бюджета: регулярность, прогнозируемость. Возможность оплаты сервиса по мере его использования важна для малого бизнеса. Эта возможность переводит затраты на ИТ из капитальных затрат в операционные, что позволяет более гибко управлять небольшим оборотом компании и вкладывать деньги в более приоритетные направления, достигая поставленных бизнес-целей.

Технические критерии автоматизации.

• Уровень и динамика нагрузки бизнес-процесса. Данный технический критерий тесно связан с функциональным критерием необходимости обеспечения многопользовательского доступа к ресурсам бизнес-процесса: именно количество пользователей, задействованных в бизнес-процессе, а также интенсивность их работы формируют уровень нагрузки бизнес-процесса. Для понимания динамики нагрузки аналитики компании или внешние аудиторы при описании бизнес-процесса «как есть» строят графики зависимости используемых вычислительных ресурсов от времени.

Для автоматизации бизнес-процессов облачных решений есть несколько типов динамики нагрузки, наиболее подходящих для перевода на облачную платформу.

Первый тип динамики нагрузки - включение и выключение. Данный тип характеризуется резким включением и выключением рабочих нагрузок на бизнес-процесс. Вторым типом является ее быстрый рост характерный для многих бизнес-процессов. Третьим типом динамики является непредсказуемый всплеск, то есть незапланированная нагрузка на бизнес-процессы, которые влияют на производительность всей инфраструктуры на пике нагрузки. Циклические пики нагрузки - это четвертый тип. Пиковая нагрузка связана с периодическим увеличением спроса на бизнес-процесс, но ее обеспечение требует значительного усложнения ИТ-инфраструктуры, ограниченного небольшими ИТ-бюджетами малого бизнеса и человеческими ресурсами.

Московский 8аа8-провайдер и разработчик решений «Интравижн» представляет универсальную систему учета заявок, управление активами, базу знаний, учет трудозатрат, гибкую систему

полномочий. Клиентами по данному решению являются: Sollers («Северсталь-Авто»), Mercedes-Benz (дилерский отдел), Торговый дом «ПиР», компания «Татнефть» (АЗС-Запад) и другие [4].

Разработчик SaaS-решений «Мависофт», находящийся в Новосибирске обслуживает около 200 предприятий различных направлений деятельности и с разной штатной численностью. Например, поставщики строительных материалов «Алюком-Новосибирск», официальный дилер «Скания» в Новосибирске «Сибтракскан».

Таким образом, SaaS-модель приобретает все большую популярность среди предприятий малого бизнеса, и это напрямую связано с развитием глобальной сети. Многие предприятия всего мира уже используют или активно проявляют интерес к различным SaaS-решениям. SaaS предоставляет ряд преимуществ, таких как экономичность, доступность и гибкость, что дает больше перспективы к развитию бизнес-процессов. Проблемы, связанные с хранением данных на сторонних серверах становятся все менее актуальными из-за использования различных видов защиты информации.

Библиографические ссылки

1. LiveBusiness. Что такое бизнес? [Электронный ресурс]. URL: http://www.livebusiness.ru/ tags/SAAS/ (дата обращения: 25.12.2015).

2. Преимущества и недостатки безопасности SaaS-сервиса. Решение по безопасности SaaS-сервиса от компании IBM. Обеспечение безопасности облака от компании КРОК [Электронный ресурс]. URL: http://habrahabr.ru/post/183300/ (дата обращения: 25.12.2015).

3. Информационные системы и технологии в бизнесе [Электронный ресурс]. URL: http://bijournal.hse.ru/2015--3(33) %20.html (дата обращения: 25.12.2015).

4. Российский рынок SaaS: список игроков, разработчиков и провайдеров, адреса, решения, продукты, экспертные оценки [Электронный ресурс]. URL: http://ict-online.ru/it_rating/r66766/ (дата обращения: 25.12.2015).

© Лазеева В. И., Токмачева М. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.