Научная статья на тему 'Автокредитование в россии: особенности, перспективы и приоритеты'

Автокредитование в россии: особенности, перспективы и приоритеты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
993
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горобец Д. А.

Статья посвящена раскрытию тенденций в секторе автокредитования, рассмотрению угроз для банков при выходе на рынок финансовых институтов автомобильных производителей. В статье приводятся и анализируются мнения банковских практиков и экспертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автокредитование в россии: особенности, перспективы и приоритеты»

АВТОКРЕДИТОВАНИЕ В РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРИОРИТЕТЫ

Д. А. ГОРОБЕЦ, начальник отдела продаж в торговых центрах Представительства ЗАО «Банк Русский Стандарт»

в г. Ростове-на-Дону

В процессе становления банковской системы россии и института потребительского кредитования кредиты на приобретение автомобиля получили широкое распространение и являются одним из перспективных направлений банковской деятельности. При этом риски в данном направлении кредитования ниже, чем в секторе кредитных карт и потребительских кредитов, что обусловлено залогом приобретаемого автомобиля. данное обстоятельство обусловливает актуальность статьи.

В настоящее время на рынке автомобильного кредитования в той или иной степени присутствует значительная часть кредитных организаций, действующих в россии. Важным представляется рассмотрение мнений банковских экспертов о перспективах развития рынка и его тенденциях.

интересным, на наш взгляд, представляется мнение д. Вечканова, заместителя директора департамента розничного бизнеса росбанка1, что «спрос на подобного рода кредиты постоянно растет, но вместе с тем усиливается и степень конкуренции. В целях сохранения позиций на данном рынке банку необходимо совершенствовать продуктивный ряд, предлагая своей целевой аудитории заемщиков те условия, которые максимально удовлетворяют их потребностям». При этом он отмечает, что выявить предпочтения потенциальных клиентов помогают проводимые банками маркетинговые исследования. По мнению д. Веч-канова, о влиянии банков автопроизводителей на автомобильный рынок говорить пока рано, так как их деятельность прежде всего будет направлена на организацию сотрудничества с дилерами опреде-

1 «расстановка сил и работа на сформированном рынке: автокредитование» / http://www. finance. ru/index. php?part=83&id=1001328.

ленных марок автомобилей. Эксперт заявляет, что в настоящий момент ряд банков работает в рамках партнерских соглашений с производителями автомобилей и крупнейшими автодилерами, готовыми ради роста объемов продаж компенсировать часть стоимости кредитов. данные программы, безусловно, привлекательны для клиента, но тем не менее основную долю в продажах банков пока занимают стандартные продукты, более активно предлагаемые и обеспечивающие возможность приобретения широкого ассортимента автомобилей. дочерние банки автомобильных производителей предложат клиентам более выгодные условия кредитования, так как их основной задачей, скорее всего, будет являться не столько получение определенной прибыли, сколько обеспечение необходимых продаж производителям. При этом он не исключает того, что подобная ситуация может несколько ограничить потенциал действующих на рынке банков, но в то же время отмечает, что предложения дочерних банков будут действовать на приобретение автомобилей только определенных марок. Подводя итог, д. Вечканов замечает, что, учитывая динамичный рост автомобильного рынка, спрос на стандартные автокредитные продукты сохранится2.

наталья Арефьева, начальник Управления потребительского кредитования банка «союз», считает, что появление на рынке дочерних банков автопроизводителей вызовет определенную реакцию. В качестве первого шага крупнейшие иностранные автопроизводители Ford, Toyota, GM, Nissan, Renault, BMW уже инвестировали денежные средства в производство своих автомобилей на территории россии, а дочерняя

2 «расстановка сил и работа на сформированном рынке: автокредитование» / http://www. finance. ru/index. php?part=83&id=1001328.

финансы и кредит

35

структура Volkswagen Group Finance реализовала в России собственные лизинговые программы, которые не требуют получения лицензии ЦБ РФ. Вслед за этим данные корпорации открывают собственные банки в стране. Все это свидетельствует о том, что на рынке автокредитования в ближайшие годы российским банкам будет составлена жесткая конкуренция со стороны банков иностранных автопроизводителей, которые будут обязывать своих дилеров работать со своими финансовыми институтами. В отличие от зарубежных кредитных организаций, по мнению Н. Арефьевой, отечественные банки в борьбе за клиентов будут предлагать разнообразные программы кредитования, стремясь охватить все большие потребности клиентов. Конкуренция заставит наши банки повышать качество обслуживания клиентов. кроме того, для российских банков останется ниша подержанных автомобилей и автомобилей российского производства3.

Далее, уместным будет привести мнение А. Бо-говаловой, начальника Отдела автокредитования Банка Москвы. Эксперт считает, что дочерние банки автопроизводителей вряд ли будут предлагать ставки ниже ставки рефинансирования в рублях и менее 9 % в валюте, так как в соответствии с НК РФ (п. 2 ст. 212) при уплате процентов за пользование кредитом в иностранной валюте по процентной ставке ниже ставки, указанной в НК РФ, у заемщика возникает налогооблагаемый доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование кредитными средствами. Понижение ставок ниже ставок, указанных в ст. 212 НК РФ, влечет за собой дополнительные трудозатраты, связанные с перечислением сумм исчисленного налога в бюджет. А. Боговалова считает, что с такими ставками можно конкурировать, и подчеркивает, что увеличить свою долю на рынке можно за счет:

• упрощения процедуры выдачи кредита;

• расширения продуктовой линейки;

• создания специальных программ с автосалонами;

• расширения ассортимента дополнительных банковских услуг, которые предоставляются при использовании кредита;

• кредитования подержанных иномарок;

• программ лояльности для постоянных клиентов банка4.

3 «Расстановка сил и работа на сформированном рынке: автокредитование» / http://www. finance. ru/index. php?part=83&id=1001328/.

4 «Расстановка сил и работа на сформированном рын-

ке: автокредитование» / http://www. finance. ru/index. php?part=83&id=1001328.

Интересным представляется мнение О. Най-тцша, главы представительства Toyota Kreditbank GmbH. Он выделяет в качестве основной цели кредитной организации — поддержание продаж автомобилей Toyota и Lexus и предложение финансовых продуктов максимально высокого качества. Эксперт отметил, что ориентируется на средне-и долгосрочную перспективу, особенно в России, которая является одним из ключевых рынков для Toyota и где можно достичь своих целей, только открыв собственный банк. При этом подразделения банка будут открываться только в дилерских центрах Toyota и Lexus 5.

Безусловно, выход на российский рынок дочерних банков крупнейших автомобильных концернов в значительной степени изменит положение отечественных кредитных организаций в сфере автомобильного кредитования. Подтверждением этому может служить статистика продаж иномарок в России (табл. 1). Учитывая тот факт, что концерны, занимающие ведущие позиции в данном рейтинге, выведут на рынок собственные банки, доля продаж данных организаций составит согласно таблице порядка 56 % от общего объема продаж иномарок в России.

Таблица 1

продажи иномарок в россии6

Марка 2007 г. I полугодие 2006 г. I полугодие

Chevrolet (вкл. СП ОМ-АВТОВАЗ) 84 467 44 760

Ford 81 782 36 826

Toyota 72 331 40 839

Hyundai 53 885 47 374

Nissan 52 053 28 642

Renault 45 169 30 864

Daewoo 40 446 32 299

Mitsubishi 37 313 33 982

Kia 32 568 27 791

Opel 27 379 7 558

Mazda 20 937 14 245

Chery 18 558 1 291

Suzuki 13 658 7 365

Honda 13 610 6 169

Volkswagen 13 273 8 032

Skoda 13 035 5 886

Peugeot 10 384 6 609

Fiat 9 456 8

Volvo 8 757 3 959

Audi 7 272 4 124

5 «Расстановка сил и работа на сформированном рынке: автокредитование» / http://www. finance. ru/index. php?part=83&id=1001328.

6 «Продажи иномарок в России в первом полугодии 2007 года» / http://www. rb. ru/inform/7787.html.

36

финансы и кредит

Окончание табл. 1

марка 2007 г. I полугодие 2006 г. I полугодие

Mercedes-Benz 7 131 4 018

Subaru 6 952 2 810

Lexus 6 944 4 281

BMW 6 717 4 307

Ssang Yong 5 648 1 953

Citroen 5 221 5 457

Land Rover 5 060 2 655

Great Wall 2 580 2 206

IKCO 2 556 N/A

Volkswagen Commercial Vehicles 2 360 1 356

Infiniti 2 320 —

Mercedes-Benz Vans 1 344 1 135

FAW 1 164 531

Porsche 1 116 645

Dodge 1 048 7

Jeep 1 010 595

Hafei 739 233

Chrysler 689 671

Cadillac 601 154

Alfa Romeo 557 7

BYD 534 738

Jaguar 521 395

Saab 354 145

MINI 339 225

Hummer 305 82

Всего 720 143 423 229

обоснование расчета. В число автомобильных производителей, принявших решение о выходе на российский рынок собственных банков, вошли: GM, Ford, Toyota, Nissan, Renault, Volkswagen, DaimlerChrysler AG, BMW. Также в расчете учитывались продажи автомобильных марок, входящих в состав данных концернов: Opel, Lexus, Infiniti, Dodge, Jeep, Chrysler и Mini, так как с большой долей уверенности можно предположить, что они также будут сотрудничать исключительно с банками головных корпораций. Согласно данным табл. 1 на долю вышеперечисленных производителей приходится 406 356 ед. проданных в I полугодии 2007 г. автомобилей, что составляет 56 % от их общего количества.

таким образом, можно говорить, что присутствие отечественных финансовых структур в сфере кредитования новых иномарок сократится более чем в 2 раза. В случае если данные банки покажут хорошие показатели своей деятельности, возможен выход на рынок финансовых структур других крупных автопроизводителей.

Уместно согласиться с мнением Д. Вечканова относительно того, что выходящие на наш рынок банки зарубежных концернов в качестве основной

цели позиционируют поддержание необходимого уровня продаж автомобилей, а получение прибыли для них не является первоочередной задачей. Данное обстоятельство позволяет говорить о том, что кредитные организации способны создать уникальные по привлекательности для клиентов программы. В то же время, трудно согласиться с мнением А. Бо-говаловой, которая считает, что с такими программами можно будет конкурировать. Прежде всего, руководство автомобильных производителей может обязать своих дилеров работать непосредственно только с их дочерними банками. Также необходимо учитывать тот факт, что данные банки могут заявить процентную ставку не ниже ставки рефинансирования, но при этом сам производитель автомобиля может компенсировать данные проценты кредитору или сделать скидку на автомобиль в размере этих процентов. такая программа позволит клиентам приобрести автомобиль без переплаты и оформить практически беспроцентный кредит.

Далее рассматриваются программы предоставления кредитов на приобретение автомобилей.

Учитывая растущие темпы роста продаж автомобилей на российском рынке, можно предположить, что бум автокредитования продлится, как минимум, до 2010 г.

Условия кредитования во многих банках схожи, поэтому ценовая конкуренция между банками в настоящий момент отходит на второй план. Основными тенденциями на рынке автокредитования являются: снижение требований к заемщикам, увеличение срока кредитования, а также появление новых кредитных продуктов: экспресс-кредитование, предоставление кредита без первоначального взноса, беспроцентного кредитование, buy-back, программа trade-in.

Дальнейшему развитию российского рынка ав -токредитования будет способствовать рост доходов населения, выпуск новых кредитных продуктов со стороны зарубежных автопроизводителей, а также рост маркетингового и финансового взаимодействия между всеми участниками рынка автокредитования.

Еще несколько лет назад автолюбители могли купить себе транспортное средство только путем длительного накопления. Сегодня благодаря банковским кредитам человек, ранее с трудом имеющий возможность приобрести лишь отечественный автомобиль, может себе позволить достаточно дорогую машину. А автомобилисты, уже имеющие транспорт, благодаря системе trade-in и программам автокредитования могут быстро пересесть со

Таблица 2

объемы выданных автокредитов в 2006 г.

№ Банк выдано автокредитов в 2006г., млн долл. изменение к 2005г., % количество выданных автокредитов в 2006г., шт. в том числе на приобретение российских автомобилей, % портфель автокредитов на 1 января 2007г., млн долл. доля автокредитов в общей задолженности физлиц на 1 января 2007 г., %

1 Росбанк 1074,5 30,63 92 751 0,00 1408,3 48,51

2 Русфинанс Банк 876 231,23 99 498 70,18 843,1 80,58

3 МДМ-Банк 708,5 391,08 53 592 0,00 873,4 84,19

4 Русский Стандарт 691,7 654,15 163 645 59,64 655,8 22,07

5 Международный Московский Банк 536 137,17 33 500 0,00 580 68,00

6 Райффайзенбанк Австрия 492,7 30,74 24 705 0,00 599,8 57,00

7 Банк Уралсиб 316,3 16,73 26 736 30,00 398,4 28,20

8 Импэксбанк 209,1 52,36 15 431 н. д. 249,2 30,23

9 Сбербанк 201,2 н. д. 12 747 н. д. 220,2 н. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Собинбанк 199,5 69,15 14 346 30,00 207,5 59,00

своей старой машины на новую, не продавая ее, а просто обменяв с доплатой.

Кредиты на приобретение автомобиля — один из самых популярных банковских бизнесов. И конкуренция здесь очень высока. При этом стоит одному банку разработать новую программу, как ее тут же начинают внедрять и его конкуренты7.

Все большее число банков, используя дилерские специальные программы, предлагают своим клиентам купить автомобиль в кредит без первоначального взноса. Участвуя в таких программах, клиент выбирает машину и оплачивает стоимость страховки, а банк предоставляет кредит на всю стоимость машины. Вследствие тесного сотрудничества банков с автодилерами заемщик может обратиться за кредитом как непосредственно в банк, так и в автосалон. Сегодня, выбрав машину в определенном салоне, можно на месте заполнить все необходимые документы, внести первоначальный взнос и получить автомобиль. Оформляя кредит в салоне, покупатель экономит время. При этом если клиент сначала приходит в банк и получает предварительное одобрение кредита, то у него появляется возможность купить автомобиль любой марки в салоне любого официального дилера. Таким образом, клиент может спокойно подбирать себе машину, в том числе пытаясь найти модель такой же марки в других салонах по более выгодным ценам. Еще одна схема автокредитования совместно с салоном воплощается в схеме trade-in. Она предполагает, что автосалон выкупает у клиента подержанный автомобиль, и эта сумма засчитывается как первоначальный взнос при покупке нового автомобиля в кредит. По мне-

7 «Кредит на пересадку автомобилиста» / http://www. kommersant. ru/doc. aspx?DocsID=561220.

нию специалистов Международного московского банка (ММБ), тенденция по итогам прошлого года и началу текущего довольно очевидна: схема trade-in становится все популярнее и в ближайшие годы получит еще большее распространение. У данной схемы есть только один недостаток — низкая цена, по которой салон выкупает машину.

Конкуренция между банками уже сегодня носит жесткий характер, и в дальнейшем она будет только усиливаться. Рынок автокредитования уже прошел через этап, когда банки диктовали условия работы дилерам. Для того чтобы предложить конкурентный продукт, банки вынуждены искать партнерство со страховщиками, дилерами и представительствами производителей. С точки зрения появления новых продуктов на рынке, дальнейшее развитие на рынке автокредитования будут получать нишевые продукты, например кредиты на дополнительное оборудование (на приобретение сигнализации, магнитолы, проведение тюнинга).

Автокредитование является для банка стратегически важным направлением и способно в перспективе значительно расширить кредитный портфель организации. Рынок автокредитов на сегодня уже достаточно развит, и конкуренция на нем высока. Это подталкивает банки повышать качественный уровень своих продуктов как в области обслуживания, так и в финансовой его составляющей. В условиях большого спроса на автомобили, роста благосостояния россиян и дальнейшего развития банковских предложений тенденции рынка сохранятся, а значит, следует ожидать увеличения срока кредитов, либерализации условий выдачи, повышения уровня обслуживания клиентов и расширения партнерских сетей банков.

Рассмотрение мнений банковских экспертов и анализ основных схем автомобильного кредитования позволяют сделать определенные выводы.

1. Выход на российский рынок банков автомобильных производителей в значительной степени способен повлиять на расстановку сил в сегменте автокредитования. Около половины всех продаж новых автомобилей в салонах с применением схем кредитования может оформляться дочерними финансовыми структурами крупных автомобильных концернов. При этом перспективным представляется развитие рынка автокредитования в сегменте подержанного автотранспорта.

2. Популярные за рубежом схемы кредитования trade-in имеют определенный спрос населения. Однако, учитывая тот факт, что автосалонам необходимо в короткие сроки продать сданный им автомобиль, они значительно занижают его стоимость, что не выгодно для клиента. Более того, существует множество способов продать свой автомобиль — начиная от объявлений в Интернете и заканчивая салонами подержанных автомобилей, которые гарантируют продажу автомобиля в оговоренные в договоре сроки. Таким образом, можно предположить, что классические схемы автокредитов будут пользоваться популярностью у населения.

Международная научная конференция «Моделирование нелинейных процессов и систем», Россия, Москва, 14 - 18 октября 2008

Методы математического моделирования в настоящее время активно синтезируются с областями синергетического знания и используются в самых различных научных направлениях и весьма эффективны для познавания окружающего мира, а также получения новых решений.

Ключевыми моментами обсуждения на конференции будут являться: нелинейность исследуемых явлений, применение современных конструктивных методов решений, исследование кинетических процессов, взаимодействие электромагнитного излучения с кластерами и фрактальными объектами, законы распространения информации и т. д.

Конференции всегда отмечали междисциплинарность и всестороннее исследование нелинейных процессов. Продолжая эти традиции, мы несколько расширяем проблематику в соотвествии с современным углублением многих направлений физики, химии, биологии, экономики, экологии и развития методов математического моделирования для решения нелинейных задач самого различного уровня. Исторически предшествующими конференциями являлись четыре конференции, а именно:

• конференции по темам «Математическое моделирование процессов нелинейных возбуждений, переноса, динамики и упрваления в конденсированных системах и других средах» (Тверь 1994,1996 гг., Москва 1998, 2000 гг.);

• а также конгрессы по математическому моделированию (Дубна 2002 г., Нижний Новгород 2004 г.).

Были опубликованы тезисы и доклады конференций, в частности, в 1999 и 2001 гг. в издательстве KluwerAcademic/Plenum Publishers.

Цели и задачи конференции:

• объединение представителей различных направлений фундаментальных и прикладных наук;

• привлечение молодых ученых;

• организация дискуссий и семинаров по совеременным проблемам естествознания;

• обсуждение методологических проблем и тенденций современной науки;

• обсуждение перспектив и результатов применения методов математического моделирования к биосистемам и наносистемам;

• обсуждение концепций математического моделирования в экологии и экономике.

Проведение конференции поддержано РФФИ (грант № 08-01-061080-г). Подробности на сайте конференции: http://2008.appmath.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.