ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ
УДК 327
Владимир ШВЕЙЦЕР
АВСТРИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ: ПУТЬ ВО ВЛАСТЬ
Аннотация. Австрийская партия свободы (АПС) является наиболее опытным в странах ЕС представителем националистического сегмента европейской политики. Сформировавшись на рубеже 1940-х - 1950-х гг. как идейно-политический наследник австронацизма, эта партия в последующие десятилетия наращивала своё влияние. В 2000-2006 гг. АПС являлась младшим правительственным партнёром консервативной народной партии. Она также укоренилась в региональных органах исполнительной власти. В 2016 г. её кандидат претендовал на пост президента Австрии. После парламентских выборов осенью 2017 г. "свобод-ники" организовали "малую коалицию" с Народной партией, получив в новом правительстве ряд ключевых министерств. В статье подробно рассматриваются как политические аспекты деятельности АПС, так и её идейно-теоретические установки, евроскептический характер ключевых позиций партии.
Ключевые слова: Австрийская партия свободы, национализм, выборы, парламент, коалиции, правительство, иммигранты, Евросоюз.
Электоральные подвижки в сторону крайне правых характерны в начале XXI века для ряда западноевропейских стран - членов ЕС (Франции, Германии, Нидерландов, Швеции, Дании и других). Австрийский пример уникален тем, что присутствие националистов во власти стало для альпийского государства своеобразной традицией, объясняемой в том числе историческими причинами. Австрия - это не только родина Гитлера, что само по себе немаловажно. В годы Второй мировой войны до 1,5 млн австрийцев сражались в рядах вермахта, почти 250 тыс. из них погибли, в большинстве своём на восточном фронте. 600 тыс. "бывших австрийцев", ставшие после аншлюса 1938 г. гражданами Третьего рейха, являлись в последующие годы вплоть до окончания войны обладателями партийных билетов НСДАП.
© Швейцер Владимир Яковлевич - д.и.н, руководитель отдела социальных и политических исследований, г.н.с. Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая 11-3. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22018105114
Становление австронационализма
Ситуация, при которой значительная часть взрослого населения Австрии оказалась прямо или косвенно сопричастна национал-социалистической политике, сделала после 1945 г. процесс денацификации достаточно объёмным. Согласно законам, принятым в 1946-1947 гг., активисты бывшей НСДАП, так называемые золотые фазаны, подверглись судебному преследованию. Для большинства же "бывших" наказанием стало отстранение от политической жизни, недопущение к членству в обеих основных партиях - Народной (АНП) и Социалистической (СПА). В 1948 г. рестрикции против рядовых нацистов были отменены, и они формально получили возможность найти своё место в партийном пространстве Второй Австрийской республики. Обе партии постарались использовать новую ситуацию себе во благо. И здесь преуспели, как это ни странно выглядит, именно социалисты, постоянно декларировавшие свой исторический антинацизм. По инициативе тогдашнего министра внутренних дел видного социалиста О. Хельмера "бывшим" было дозволено создать собственное политическое объединение "Союз независимых". Тем самым СПА старалась не допустить усиления АНП за счёт родственных по духу австрийских крайне правых. Отметим, что "народники" были тогда единственным коалиционным партнёром СПА.
Политический расчёт вполне оправдался. На парламентских выборах 1949 и 1953 гг. "Союз" получил более 11% голосов избирателей, абсолютное большинство которых прежде всего по идейным причинам не могло пополнить избирательный корпус Социалистической партии [Выборы во всем мире, 2001: 13-14]. И хотя в дальнейшем электоральные успехи националистов были более скромными (5,57,7% в 1956-1966 гг.), тем не менее они прочно заняли место "третьей силы" в политическом пасьянсе "Второй республики" [Выборы во всём мире, 2001: 13-14]. В 1970-1971 гг. социалисты при поддержке националистов, принявших в 1956 г. название "Австрийская партия Свободы" (АПС), смогли сохранить власть как правительство меньшинства, осуществив с помощью АПС, выгодную и для последней реформу избирательной системы. Это позволило "свободникам" получить дополнительные парламентские мандаты. Своё отношение к АПС как к резервному варианту в борьбе за власть социалисты показали после парламентских выборов 1983 г. На них впервые за 70-е - начало 80-х гг. СПА утратила столь необходимое ей для однопартийного правления абсолютное парламентское большинство. Тогдашние лидеры СПА сочли за благо не возобновлять существовавшую в 40-60-е гг. "большую коалицию" с АНП, а образовать её "малый вариант" с АПС. Последняя, как уверяли лидеры социалистов, уже не была экспонентом пронацистских взглядов. Она считалась вполне либеральной партией, у руля которой стояли не отставные офицеры вермахта, а респектабельные предприниматели из кругов провинциальной буржуазии. Но вскоре стало ясно, что дух и наследие нацизма отнюдь не выветрились из идейно-политического гардероба АПС. В 60-70-е гг. ностальгия по прошлому проявлялась не только в публикациях на страницах прессы АПС, где воздавалось должное "героям Второй мировой войны, павшим на полях сражений", но и на митингах с участием бывших офицеров вермахта. Лидеры АПС были среди основных организаторов мероприятий подобного рода.
Эра Йорга Хайдера
Нахождение в 1983-1986 гг. в правительстве "малой коалиции" не только легитимизировало АПС как партию государственной власти, но и повысило её акции на политическом рынке Австрии. В самой же партии обнаружилась преемственность уходившего поколения бывших нацистов и молодёжи, не только положительно воспринимавшей прошлое, но и стремившейся найти для радикал-национализма новые формы и методы политического действия. Поскольку исторически одним из главных условий для усвоения частью общества подобных взглядов является появление харизматического лидера, то таковой возник как раз в период нахождения АПС в зоне правительственной ответственности. На инсбрукском съезде АПС (весна 1986 г) её председателем стал Й. Хайдер, за которого проголосовало около 60% партийных делегатов.
Хайдер как бы символизировал собой преемственность старого и нового национализма. Оба его родителя состояли в нелегальной нацистской организации в до-аншлюсовский период, а в 1939-1945 гг. были активистами НСДАП. Особое значение имело и то, что Хайдер был родом из Каринтии, где уже в 70-е годы разгорелся острый конфликт между немецкоязычными жителями и словенским меньшинством. Хайдер, как и его партия в целом, вообще долго не признавали существования самостоятельной австрийской нации, впитавшей в себя не только германские, но и славянские корни. В программах АПС бытовал тезис, согласно которому подавляющее большинство граждан страны принадлежат к немецкому народному и культурному сообществу. В ряде выступления и публикаций второй половины 80-х годов Хайдер открыто высказывал своё уважение тем австрийцам, кто, по его словам, "выполняли во Второй мировой войне свой долг перед родиной" [Государства Альпийского региона..., 2009: 50]. Став в 1991 году губернатором Каринтии, он умудрился даже сравнить в положительном плане политику занятости Третьего рейха с просчётами тогдашней австрийской власти в этой сфере. В результате и президент, и канцлер Австрии пошли на отстранение Хайдера с его поста, хотя этот шаг отнюдь не усилил антинационалистические настроения в стране. Наоборот, в 90-е годы электоральные показатели АПС приблизились к аналогичным результатам двух тяжеловесов австрийской политики - АНП и СПА.
Выборы в Национальный совет (1990-1999)
годы АПС СПА АНП Зелёные
1990 16,63 42,78 32,06 4,78
1994 22,50 34,92 27,67 7,31
1995 21,89 38,06 28,29 4,81
1999 27,22 33,39 26,90 7,10
Источник: Выборы во всём мире. ук. соч. с.15, 16.
В избирательных компаниях 90-х гг. Хайдер использовал несколько козырных карт. Если одна из них - неприязнь к "неавстрийцам" по происхождению - имела очевидные исторические корни, тяготея к расово-националистическим истокам фашизма, то другая была созвучна наиболее актуальной в 80-90х гг. теме форми-
рования Европейского Союза. Хайдер убеждал австрийцев, что членство в ЕС сделает Австрию государством "второго сорта", а европейская бюрократия будет тормозить национальные инициативы в сфере экономики и социальной политики. Педалировал он и тему суверенитета, утверждая, что австрийская демократия и национальная идентичность будут поглощены европейскими институтами власти. В своих рассуждениях на злобу дня Хайдер соединил обе вышеназванные темы, полагая, что Шенгенские соглашения сделают его родину проходным двором для иностранцев, ищущих выгод от австрийского социального государства. Он указывал и на возможное обострение в новых условиях криминогенной ситуации, тесно связанной, по Хайдеру, с проникновением в страну "чужаков" с низким уровнем правовой культуры. Эти тезисы Хайдера нашли отклик у части электората не только на парламентских выборах, но и при голосовании в Европейский парламент. Здесь успехи АПС были вполне сопоставимы с общенациональными выборами (в 1996-м - 27,53%, в 1999-м - 23,5%).
"Малая коалиция " - сторонники и противники
В конечном итоге традиционный австрийский истэблишмент, прежде всего из рядов Австрийской народной партии, счёл за благо искать в АПС не постоянно набирающего очки оппонента, а партнёра в органах исполнительной власти. В 90-е гг. этот метод был апробирован на земельном уровне. В начале 2000 г. настал черёд и высшей государственной инстанции - правительству. В феврале того года обозначился новый этап для австрийских националистов - правительственное сотрудничество с АНП в рамках "малой коалиции". Тем более что "народникам" надоела роль младшего партнёра при СПА, постоянно получавшей больше голосов, чем АНП.
Следует отметить, что Евросоюз отнюдь не остался безразличным к такому экстраординарному событию. Лидеров ЕС не только не устраивало соседство на одной политической площадке с очевидным евроскептиком, имевшим подмоченную про-нацистскую репутацию. Настораживало и то, что хайдеровцы могли ставить палки в колеса расширению Союза на Восток. Лидер АПС считал, что Чехия не может войти в ЕС без извинений перед Австрией за выселение из Судетской области после 1945 года лиц немецкой национальности. Не устраивали и чешские планы строительства на Дунае атомной электростанции. Со стороны ЕС было оказано серьезное давление на высших должностных лиц Австрии, представлявших Народную партию - президента Т. Клестиля и назначенного им канцлером В. Шюсселя. В результате Й. Хайдеру было отказано в получении важных министерских постов. Сама АПС вынужденно присоединилась к декларации, предложенной президентом Т. Клестилем, где подтверждалась верность Австрии всем демократическим позициям Евросоюза. И всё же на Австрию были наложены незначительные санкции, ограничивавшие мобильность ее руководителей в высших органах Союза. Был объявлен мониторинг над соблюдением ею демократических установок Союза, который действовал вплоть до осени 2000 года.
Пребывание АПС в течение шести с половиной лет в правительстве показало неготовность националистов решать в общегосударственных интересах важные политические проблемы. Это особенно ярко проявилось летом 2002 г., в период общенационального бедствия - мощного наводнения на Дунае. Хайдер и его мини-
стры в коалиционном правительстве категорически возражали против выделения бюджетных средств для ликвидации последствии стихии. В результате правительство не могло дальше функционировать как единая команда. Были объявлены досрочные выборы (2002 г.), на которых АПС получила немногим более 10% голосов, показав худший за "эру Хайдера" результат [Государства Альпийского региона., 2009: 61]. Следствием этого электорального коллапса стал острый кризис внутри АПС, который в конечном итоге привел к расколу партии. В 2005 г. Хайдер объявил о создании новой партии - "Союз за будущее Австрии". На очередных выборах в Национальный совет (октябрь 2006 г.) СБА получил 4,3%, а освободившаяся от Хайдера АПС - 11,2% [Государства Альпийского региона., 2009: 65]. Всё это свидетельствовало о том, что националисты с треском провалили экзамен на осуществление властных полномочий. Ущерб от коалиционного сотрудничества с ними понесла и АНП, которая в последующие десять лет могла претендовать лишь на вторую роль в воссозданной по старым лекалам "большой коалиции", возглавляемой канцлерами от СПА.
Новый лидер, новые программы
Вскоре австрийские националисты лишились своего лидера. Осенью 2008 г. в автомобильной катастрофе Й. Хайдер погиб. Непосредственным результатом этого события стало ослабление электоральных позиций его последнего детища - СБА. Если на парламентских выборах 2008 г. эта, тогда ещё хайдеровская партия, получила 10,8%, то в 2013 г. - только 3,6%. Впоследствии она опять объединилась с АПС, вновь став её каринтийской земельной организацией. Новым лидером националистов стал Х.-К. Штрахе, зубной техник из Вены, ещё в 2005 г. избранный на пост председателя партии. Его столичное происхождение символизировало известную переориентацию АПС на электорат крупных городов, хотя традиционно вотчиной националистов всегда считалась провинция.
Штрахе в отличие от Хайдера определённым образом изменил политический стиль Партии свободы. Если его предшественник был склонен к громким публичным выступлениям и заявлениям скандального характера, то Штрахе уделил серьёзное внимание программному оформлению партийной работы. В 2011 г. на съезде в Граце была принята новая партийная программа, заменившая зальцбургский документ 1985 г. Работа над программой заняла несколько лет, к её созданию были привлечены видные юристы, экономисты, социологи, работавшие в нескольких программных комиссиях. Проект документа широко обсуждался на низовом уровне, были учтены замечания как стилистического, так и принципиального характера.
Основной партийный тренд соответствовал слогану "Прежде всего Австрия". АПС объявляла себя "социальной отечественной партией". В первых строках документа говорилось о корнях партии в истории Австрии и её традициях. При этом ни единым словом не осуждался нацизм. Авторы программы называли Австрию "частью немецкого лингвистического и культурного сообщества". Эти слова традиционно присутствовали во всех программах АПС послевоенного периода. Однако здесь следовала и оговорка о приверженности АПС интересам нацменьшинств и Европе свободных народов и отечеств. Второй раздел программы разъяснял неко-
торые ранее обозначенные позиции. "Язык, история и культура Австрии - немецкие. Абсолютное большинство австрийцев - часть немецкой народной, лингвистической и культурной общности". Высказывалось и стремление по-человечески поддерживать тех, кто преследуем по расовым, религиозным или политическим соображениям. АПС выражала готовность к интеграции в австрийское общество всех легально пересекавших границу для того, чтобы овладеть немецким языком, признать полностью ценности, законы и культуру новой родины. Акцент делался и на христианские ценности Европы. Туда включались и нехристианские, прежде всего еврейские ценности. Подчёркивалась готовность бороться против фанатизма и экстремизма. В вопросах международной политики АПС заявляла о своей твердой приверженности нейтралитету. Весьма показателен последний, десятый раздел программы. В нём осуждались мультикультурализм, искусственное обезличивание национальных особенностей европейцев и глобализация. По мнению авторов программы, Европу нельзя ограничить лишь политическим проектом Европейского Союза. Целью европейской интеграции должно быть сообщество государств, исповедующих западные ценности. В программе также осуждалось выселение в 19451946 гг. из Чехии и Югославии значительной части немецкого населения1.
Если в программе принципов "Прежде всего Австрия" вопросы, связанные с ЕС, были обозначены лишь в самой общей форме, то три года спустя, в 2014 г, накануне очередных выборов в Европейский парламент, АПС гораздо более концентрировано и рельефно высказалась по поводу текущей ситуации и перспектив ЕС. Здесь преобладала критика тех аспектов интеграции, которые, по мнению АПС, опасны как для Европы в целом, так и для самой Австрии. В частности, партия считала необходимым проведение референдума по Шенгенским соглашениям, усиление пограничного контроля и создание условий для предоставления политического убежища исключительно за пределами ЕС. В целом Австрия, полагали "свободни-ки", должна переосмыслить свои перспективы существования в ЕС. Целью партии является борьба за европейскую конфедерацию суверенных государств, за прямую демократию путём регулярно устраиваемых референдумов, против централизма нынешнего ЕС [Как выигрывают выборы в США, 2015: 126-128].
Выборы в Европейский парламент 2014 г. подтвердили поступательный рост электоральной поддержки АПС. Если по результатам общеевропейского волеизъявления 2009 г. АПС получила 12,7% голосов австрийцев, то пять лет спустя этот показатель составил уже 19,5% [Как выигрывают выборы в США, 2015: 131]. Сам Штрахе вместе с М. Ле Пен и Г. Вилдерсом стал весьма заметной фигурой в ЕП. Эта "тройка" возглавила новую фракцию "Европа наций и свобод", в которую также вошли представители националистов других стран. Престиж АПС был подтверждён и на национальных парламентских выборах 2013 г; поддержка избирателей увеличилась с 17,7% (2008) до 21,4%. Однако впереди был очередной цикл электоральных состязаний - президентские выборы 2016 г. и парламентские, вначале намеченные на 2018 г., но по обстоятельствам, о которых будет сказано ниже, состоявшиеся осенью 2017 года.
1 Текст программы даётся без указания страниц. См: Parteiprogramm der Freiheitlichen Partei Österreichs (FPO). www.fpoe.at
Избирательный цикл 2015—2017
Ситуация для правившей тогда в Австрии "большой коалиции" складывалась крайне неудачно. Уже на выборах в Национальный совет (парламент) в 2013 г. партнеры собрали на двоих немногим более 50% голосов - наиболее низкий результат за все годы их коалиционного сотрудничества. Так избиратели отреагировали на ухудшение экономической ситуации, ставшей следствием в том числе и общеевропейских проблем, порождённых чередой различных (с 2008 г.) кризисов, затронувших всю хозяйственную сферу Евросоюза. Крайне негативно отразилось на Австрии и превращение её территории с лета 2015 г. в транзитный этап "балканского маршрута". Инициатива А. Меркель поначалу была поддержана и лидерами обеих правящих в Австрии партий. Со своей стороны у Партии Свободы появилась уникальная возможность показать себя, по существу, единственным защитником коренных интересов австрийцев, многие из которых на бытовом уровне видели лишь отрицательный эффект нашествия беженцев в их страну.
В антииммигрантской риторике АПС "эры Штрахе" делала упор на возросшую нагрузку на бюджет страны. По мнению АПС, "чужаки" отнимают у коренных австрийцев значительную часть государственной социальной поддержки. Акцент делался и на тему ислама, якобы чуждой для Австрии религии; ставился знак равенства между простыми мусульманами и теми их единоверцами, которые представляли радикальный исламизм и были связаны с террористическими организациями.
Пропагандистские маневры евроскептиков из АПС на фоне невнятной позиции "большой коалиции" дали впечатляющие электоральные результаты. На земельных выборах 2015 г. в Вене, Верхней Австрии, Штирии и Бургенланде, охвативших более половины всего национального электората, "свободники" в полтора-два раза увеличили своё представительство в местных законодательных органах, а в трёх названных землях, кроме Вены, вошли в состав местных правительств. Электоральные успехи крайне правых на местном уровне, по сути, парализовали инициативу СПА и АНП при подготовке к выборам президента Австрии. В результате острых внутрипартийных разборок коалиционные партнёры выдвинули кандидатов с весьма низкой политической репрезентативностью. СПА предложила избирателю маловыразительную фигуру бывшего министра по социальным вопросам Р. Хунд-сторфера, АНП сделала выбор в пользу А. Коля - бывшего председателя Национального совета - нижней палаты парламента, уже ушедшего ко времени выборов на пенсию по возрасту. АПС выдвинула на пост кандидата в президенты самого молодого из всех кандидатов 45-летнего Н. Хофера, бывшего тогда одним из вице-председателей Национального Совета. С учётом традиционной активности на президентских выборах именно провинциальных избирателей, на руку Хоферу был и факт связи его политической карьеры в Бургенланде.
Итоги первого тура в апреле 2016 были поистине ошеломляющими. Н. Хофер получил 35% голосов избирателей, а кандидаты от СПА и АНП набрали в сумме около 22% голосов. Соперником выдвиженца от АПС стал во втором туре бывший лидер "Зелёных" профессор Венского университета А. Ван дер Беллен (21%). Второй тур по техническим причинам состоялся лишь в декабре 2016 г. В конечном итоге Н. Хофер получил 47% голосов, что оказалось недостаточно для победы над
А. Ван дер Белленом (53%), которого поддержали все противники националистов -от "Зелёных" и социал-демократов до умеренных "народников" [Электоральные процессы в Европейском Союзе..., 2016: 60-62]. Тем не менее этот результат Хо-фера АПС не считала поражением, ибо при строго партийной калькуляции голосов именно он стал фаворитом той избирательной кампании.
Прошедшее голосования можно было рассматривать как пролог к очередным парламентским выборам. По закону они должны были состояться в 2018 г. Однако новое руководство Народной партии, у руля которой встал министр иностранных дел 30-летний С. Курц, посчитало, что в её интересах приблизить время выборов. Во многом это было связано с резким увеличением политического рейтинга самого Курца, требовавшего более самостоятельной политики Австрии в Евросоюзе, ужесточения антииммигрантского законодательства, полного разрыва ЕС с Турцией. Тем самым Курц выдвигал политическую альтернативу как невнятной по этим вопросам политике СПА, так и основному оппоненту справа - Партии Свободы. Не мытьём так катаньем Курцу удалось добиться проведения досрочных (октябрь 2017 г.) парламентских выборов. Их итоги совпали с прогнозами политических аналитиков. АНП получила 31,5% голосов, СПА 26,9% голосов, а АПС оказалась по соседству - 26%:.
"Малая коалиция-2": новое правительство, новые акценты
Переведя проценты голосов, полученных партиями, на количество мест в парламенте, можно без труда увидеть крайнюю ограниченность вариантов для формирования нового правительства. Хотя в Национальном совете нынешнего созыва представлены также либералы из "Новой Австрии" и экологисты "Списка Питера Пиль-ца", они в сумме располагали лишь 18 из 183 парламентских мандатов. С учётом отказа социал-демократов, озвученного ещё до выборов, от вторых ролей в коалиции с АНП, реальным был лишь один сюжет - новая "малая коалиция" АНП - АПС.
Её создание в чём-то было похоже, а в чём-то отличалось от варианта 2000 года. Сходство было в том, что С. Курц и Х.-К. Штрахе, как и их предшественники в начале века, еще до начала официальных переговоров договорились о создании коалиционного правительства. Однако в отличие от прежней ситуации им не стал чинить препятствия (хотя он мог это сделать) президент Ван дер Беллен. Его предшественник начала века Т. Клестиль, действуя согласно конституции, внёс в 2000 г. коррективы в список министров-кандидатов от Партии Свободы. Не вмешалось в процесс формирования "малой коалиции" и руководство Евросоюза, ослабленное навалившимся на него грузом проблем (Д. Трамп, брекзит, Каталония, Украина и т.п.). В самой Австрии не сложился массовый фронт противников коалиции АНП-АПС. Для сравнения, в феврале 2000 г. в Вене собралось 150 тыс. протестовавших, а в ноябре 2017 г. - лишь три тысячи. Во многом это было связано с очевидной слабостью левой оппозиции как отстраненной от руля власти СПА, так и расколовшихся в канун выборов "Зелёных".
1 Ergebnisse bei der Nationalratswahl 2017/ Uber: http://www.nationalratswahl.at/ergebnisse.html (zuletzt aufgerufen am 14.01.2018)
Современная Европа, 2018, №2
Недолгие переговоры лидеров АНП и АПС при участии весьма ограниченного круга других функционеров обеих партий дали ожидавшиеся результаты. Места канцлера и вице-канцлера заняли С. Курц и Х.-К. Штрахе. Экономический блок возглавили министры от АНП, а посты, в той или иной степени относящиеся к миграционной проблематике - члены АПС либо близкие им по воззрениям беспартийные министры. Показательно, что, получив в свои руки МИД, АПС передала в Ведомство федерального канцлера всю тематику взаимодействия с Евросоюзом. Новый канцлер явно не хотел изначально осложнять открыто евроскептическими позициями младшего партнёра отношения с лидерами организации, членом которой являлась Австрия.
Тем не менее согласованная партиями 180-страничная программа действий нового правительства, не без патетики названная "Вместе. Для нашей Австрии", позволяла усомниться в безоблачности для ЕС перспективных шагов коалиционеров. С одной стороны, фиксируется, что Австрия непоколебимо привержена курсу ЕС, но здесь же отмечается возможность корректировки австрийским парламентом общих для ЕС правил, если последние окажут негативное воздействие на некоторые австрийские регионы. В контексте темы "Особая позиция Австрии" можно рассматривать и возможность проведения в Австрии референдумов по возбуждающим общественное мнение проблемам. Отметим, что по иммиграционной теме документ озвучивает гораздо более жёсткие формулировки, чем это принято в странах Евросоюза. В отношении антироссийских санкций Австрия, согласно программе действий, выглядит не как безропотный участник санкционной политики, а как посредник между Западом и Россией1.
Ещё одним в перспективе конфликтным пунктом программы является вопрос о Южном Тироле. Большинство там составляет немецкоязычное население, проживающее на территории, входившей до 1919 г. в состав Австро-Венгрии. Правительственный документ прямо указывает на желательность предоставления южнотирольскому немецкоязычному меньшинству наряду с уже имеющимся итальянским также и австрийского гражданства. В этой связи нелишне процитировать фрагмент на данную тему из Программы АПС 2011 г.: "Мы поддерживаем единство Тироля, выступаем за право южных тирольцев на самоопределение, поддерживаем союзы "Изгнанных с Родины"2. Отметим, что некоторые министры итальянского правительства уже выразили озабоченность такой позицией соседей.
Заключение
Подведём некоторые итоги. Без сомнения, АПС превратилась в постоянный и далеко не второстепенный фактор политической жизни нейтрального европейского государства. Националистическое восприятие происходящих в стране и мире событий сопровождает практически всю её послевоенную историю. В то же время сегодняшний национализм в условиях сформировавшейся западноевропейской полити-
1 Das Regierungsprogramm von OVP und FPO im Uberblick. Uber:
https://derstandard.at/2000070495198/regiemngsprogramm-oevp-fpoe-kurz-strache-ueberblick-analyse (zuletzt aufgerufen am 14.01.2018)
2 Parteiprogramm der Freicheitlichen partei: Österreichs (FPO) ук.соч.
Современная Европа, 2018, №2
ческой культуры вряд ли может стать тождественным фашизму прошлой эпохи. Но такие элементы этого канувшего в Лету явления, как неприязнь к людям неевропейского происхождения и иной конфессии, как озвученные территориальные претензии под знаком восстановления "исторической справедливости", как поиск харизматических лидеров, способность проявить склонность к авторитаризму, как, наконец, время от времени оцениваемый в положительной коннотации опыт Третьего рейха - всё это может, при определённых внутренних и внешних условиях, содействовать общественно опасному процессу, когда-то начавшему свой путь именно в центральной части Европы.
Список литературы
Выборы во всём мире (2001) Справочник. М.РОССПЭН. Раздел Австрия. С. 11-20.
Как выигрывают выборы в США, Великобритании и Евросоюзе. (2015) Анализ политических технологий. М.: ИСЕПИ. Выборы в Европарламент 2014. Австрия. С. 121-132.
Государства Альпийского региона и страны Бенилюкса в меняющейся Европе (2009) (под ред.
B.Я. Швейцера), М. ч. I. Австрийская квартира в европейском доме. С. 17-124.
Электоральные процессы в Европейском Союзе (середина второго десятилетия XXI века) (2016) Доклады ИЕ РАН, №335, М. Швейцер В.Я., Грибовский B.C. Австрия: президентский марафон 2016 г.
C. 57-62.
References
Vybory vo vsyom mire (2001) Spravochnik. M.ROSSPEHN. Razdel Avstriya. S. 11-20.
Kak vyigryvayut vybory v SSHA, Velikobritanii i Evrosoyuze. (2015) Analiz politicheskih tekhnologij. M.: ISEPI. Vybory v Evroparlament 2014. Avstriya. S. 121-132.
Gosudarstva Al'pijskogo regiona i strany Benilyuksa v menyayushchejsya Evrope (2009) (pod red. V.YA. SHvejcera), M. ch. I. Avstrijskaya kvartira v evropejskom dome. S. 17-124.
Elektoral'nye processy v Evropejskom Soyuze (seredina vtorogo desyatiletiya HKHI veka) (2016) Doklady IE RAN, №335, M. Shvejcer V.YA., Gribovskij V.S. Avstriya: prezidentskij marafon 2016 g. S. 5762.
Freedom Party of Austria: the Way to Power
Author. Shweitzer V., Doctor of Political Science, Head of Department for Social and Political Research of the Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya street, Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected]
Abstract. The Freedom Party of Austria (FPA) is one of the most experienced actors in the Eurosceptic segment in the EU. Emerged in the 1940s-1950s as an Austro-Nazism successor, this party have been increasing its influence. Between 2000 and 2006 the FPA was a junior partner in the coalition with the conservative Austrian People's Party. It has also strengthened its positions in regional governments. In 2016 its candidate had real chances to become a president of the republic. After the parliamentary election in 2017 the FPA members succeeded in the coalition negotiations with the People's Party and gained several positions in several key ministries. The articles analyses the FPA's political activities and its Eurosceptic ideology.
Key words: Freedom Party of Austria, nationalism, elections, parliament, coalitions, government, migrants, EU.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22018105114