Авиация МЧС России в спасательных и гуманитарных операциях за
рубежом
С.А. Бортан, Управление авиации и авиационно-спасательных
технологий МЧС России
В современном мире ни одна страна не застрахована от чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера. Расширение масштабов природных катаклизмов, не прекращающиеся войны и вооруженные конфликты, а также террористическая угроза поставили мир перед необходимостью поиска новых форм взаимодействия.
С созданием ООН системы гуманитарного реагирования1 сотрудничество России с зарубежными странами в вопросах взаимопомощи по защите населения в чрезвычайных ситуациях получило государственную поддержку и развитие. В 1991 году Россия подтвердила свое участие в Частичном Открытом Соглашении Совета Европы (ЧОС СЕ) по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф. Государственная политика в области противодействия бедствиям и защиты человека стала приоритетной, а МЧС России взяло на себя ответственность за безопасность населения страны и участие в международных гуманитарных операциях. К 1992 году относится начало международной гуманитарной деятельности МЧС России. Свою деятельность в этой области оно проводит по трем направлениям: предотвращение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, снижение риска возникновения ЧС; снижение возможных потерь и объемов ущерба, уменьшение масштабов ЧС; ликвидация ЧС, оказание гуманитарной (чрезвычайной международной) помощи, участие в гуманитарных акциях.
Авиация МЧС России в спасательных и гуманитарных операциях за рубежом используется как средство быстрой доставки и оказания экстренной и эффективной помощи населению стран, в которых система реагирования на бедствия и катастрофы недостаточно развита, или когда масштабы бедствия превосходят возможности этих стран в ликвидации их последствий собственными силами и средствами.
Свою деятельность по участию в спасательных и гуманитарных операциях за рубежом авиация МЧС России осуществляет на основе международных и законодательных правовых актов, указаний Президента и решений Правительства Российской Федерации при координирующей роли МИД России, в соответствии с приказами МЧС России. Нормативноправовая база, регламентирующая деятельность авиации МЧС России при выполнении спасательных и гуманитарных операций за рубежом, разработана в соответствии с российским законодательством, требованиями документов, стандартов и правил международной организации гражданской авиации IKAO и воздушным законодательством . Кроме того, действует
1 Генеральная Ассамблея ООН 19 декабря 1991 г. приняла резолюцию № 46/182 «Укрепление координации в области чрезвычайной гуманитарной помощи ООН», в результате чего был создан Департамент ООН по гуманитарным вопросам (ДГВ ООН), который создал систему чрезвычайного реагирования с целью координации международных усилий и действий в этом направлении. В 1998 г. на базе ДГВ ООН было создано Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ ООН).
2 Гуманитарная операция - совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, месту и времени, безвозмездных коллективных или индивидуальных действий международных организаций, государственных и общественных организаций различных стран, конфессиональных и иных структур, частных лиц и других участников действий, направленных на ликвидацию всех или части последствий ЧС, первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего в ЧС, или его эвакуацию из опасной зоны, оказание населению медицинской, социальной и др. видов помощи.
3
Воздушное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации, и отношения, возникающие в связи с вы-
ведомственная нормативно-правовая база, разработанная в Управлении авиации МЧС России.
За рубежом авиация МЧС России решает три группы задач: авиационно-
спасательные, специальные авиационные работы и воздушные перевозки. К этим группам задач относятся: доставка оперативных групп МЧС России, спасателей, медработников, специалистов по разминированию; эвакуация российских граждан из-за рубежа при угрозе возникновения военных действий и вооруженных конфликтов, пострадавших из зон ЧС, доставка гуманитарных грузов; тушение пожаров, поиск и спасение потерпевших бедствие, десантирование грузов, спасательных групп и средств спасения в зоны ЧС с нарушенной или ограниченной авиационной транспортной системой.
Первый период создания и развития авиации министерства (1992-1996 гг.) кроме решения сугубо авиационных вопросов, характеризовался изучением международной правовой базы сотрудничества, накоплением международного авторитета, активным участием в оказании международной гуманитарной помощи, представлением МЧС России на постсоветском пространстве и на международной арене как новой российской системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Второй период развития авиации МЧС России (1996-2002 гг.) характеризовался как период организации и осуществления международной деятельности МЧС России (в том числе и чрезвычайной авиации) в условиях обострения общеполитической обстановки в стране и мире. На взаимоотношениях сказались события в Чечне, Югославии, обострение разногласий по ряду вопросов с Европой и США, а также внутренние экономические проблемы.
В то же время это был период адаптации в системе международного гуманитарного сотрудничества, изучения опыта, развития связей со странами, имеющими традиционно сильные службы гражданской защиты, предупреждения, спасения и борьбы с пожарами, поисков механизмов мобилизации помощи нуждающимся странам посредством эффективного применения авиации.
Итогом этих лет в международной гуманитарной деятельности чрезвычайной авиации России явилось: завоевание огромного авторитета и популярности авиаторов МЧС при оказании помощи за рубежом; выход на международный рынок авиационных услуг.
Третий период развития авиации МЧС (2002-2008 гг.) характеризуется укреплением авторитета авиации МЧС России на международной арене, развитием и углублением приоритетов международного сотрудничества с аналогичными структурами в странах СНГ и Европе. Получили развитие совместные проекты, такие как «Евроэскадрилья» и «Глобалави-аспас». Активная гуманитарная деятельность России, проводимая МЧС России на международной арене, способствовала поступлению помощи и в Российскую Федерацию.
Необходимо отметить, что участие России в гуманитарных акциях началось с созданием ГКЧС России. Уже 13-14 марта 1992 года самолетом Ил-76 жителям турецкого города Эрзинджан, пострадавшим от землетрясения, впервые была оказана гуманитарная помощь. А двумя месяцами позже населению Кабула, испытывающему трудности с продовольствием, самолеты доставили 80 т муки4.
Первый опыт оказания международной гуманитарной помощи ГКЧС России приобрел на постсоветском пространстве, когда на территории бывшего СССР стали возникать межнациональные и социально-политические конфликты, появились первые беженцы и переселенцы. Возникла необходимость их эвакуации и переселения. Помощь осуществлялась в виде доставки продовольствия и оказания помощи мирному населению.
Начиная с 1992 года, ГКЧС России участвовал в оказании гуманитарной помощи населению Северной и Южной Осетии, Абхазии, Ингушетии, Молдовы, Приднестровья.
полнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
4
См.: Чрезвычайная служба России 1990-2000 / Под общей редакцией С.К. Шойгу. М.: Контакт-Культура, 2000. С. 50.
В январе 1993 года по решению Правительства Российской Федерации ГКЧС России было привлечено к оказанию гуманитарной помощи воюющим республикам бывшей Югославии. В связи с обращением Секретариата ООН к государствам - членам ООН шло наращивание российского присутствия в гуманитарной операции5. Доставка помощи осуществлялась автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным транспортом.
В мае 1994 года по просьбе Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) Россия одна из первых стран откликнулась на призыв ООН к мировому сообществу об экстренной помощи руандийским беженцам6. 21 мая с аэродрома «Раменское» МЧС России отправило в Танзанию 2 самолета-гиганта Ан-124 «Руслан» со специалистами, водителями, автомобилями КамАЗ и вспомогательной техникой. В тот же день, по прилету в столицу Танзании Дар-эс-Салам, автомобильный отряд из 30 большегрузных КамАЗов и автомобилей обслуживания отправился за 1200 км в район, где предстояло в течение 4-х месяцев работать в контакте с представителями УВКБ ООН и местными организациями, доставляя поступающую гуманитарную помощь по лагерям беженцев7.
В поставке гуманитарной помощи по Всемирной продовольственной программе ООН
(ВПП ООН) принимали участие самолеты Ил-76 МЧС России. Они доставили 100 тыс. т гуо
манитарных грузов из России на сумму 500 тыс. долл.
Завершив гуманитарную операцию в Танзании, специалисты МЧС передали всю автотехнику, топливозаправщики и автомастерские в виде дара России Танганьикской христианской службе по делам беженцев9.
По просьбе руководителей африканских государств о подготовке национальных кадров, гуманитарная миссия в этих странах продолжилась. МЧС России, оказывая гуманитарную помощь Руанде в послевоенном восстановлении народного хозяйства, реализовал проект по созданию национального автоцентра по подготовке водителей и механиков. Несколькими рейсами самолетов Ил-76 МЧС России поставил автомобили МАЗ и КамАЗ, оборудование и классы для учебной базы автошколы. А в апреле 1997 г. автошкола начала функционировать.
Создание автомобильного центра в Руанде - один из крупных гуманитарных проектов, осуществленных МЧС России при содействии ООН, в котором активное участие принимала авиация МЧС России. Это была первая масштабная международная гуманитарная операция авиации и спасателей МЧС России на африканском континенте, которая сразу получила высокую оценку международных наблюдателей.
С 1995 года согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1994 года № 145110 авиация МЧС России начала выполнять задачи экстренной эвакуации российских граждан, граждан стран СНГ и ряда иностранных государств из зон вооруженных конфликтов.
Так во время возникновения вооруженного конфликта между Северным Йеменом и Народной Демократической Республикой Йемен (НДРЙ) по решению Правительства Российской Федерации в июне 1994 года была проведена эвакуация российских граждан из зоны конфликта. Самолетами МЧС России вместе с россиянами были эвакуированы граждане го-сударств-участников СНГ и других иностранных государств. Всего самолетами Ил-76 было
5 См.: АЦА МЧС России. Ф. 4. Оп. 568. Д. 51. Л. 115-118.
6 В 1994 г. в результате непрекращающихся жестких межэтнических столкновений в африканской Руанде началась гражданская война. В течение нескольких месяцев погибли несколько сотен тысяч человек, большинство населения страны превратились в беженцев и хлынули на территорию Танзании и других соседних государств. По оценке экспертов ООН в гуманитарной помощи нуждалось порядка 500 тыс. человек, а с учетом потоков беженцев на пропускных пунктах руандийско-танзанийской границы тем, кому требовалась помощь, ожидалось увеличение до 700 тыс.
7 См.: Гуманитарные операции МЧС России / Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. М.: КРУК Престиж, 2002. С. 146.
8 См. Чрезвычайная служба России 1990-2000 / Под общ. ред. С.К. Шойгу. М.: Контакт-Культура, 2000. С. 48.
9 Там же.
10 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1994 г. № 1451 «О комплексе мер по обеспечению эвакуации российских граждан из зарубежных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 2. Ст. 153.
вывезено около 1000 человек11. Это была первая операция по эвакуации людей, когда специализированные силы и средства двух государств - России и Франции на равных участвовали в спасении своих соотечественников.
Весной 1995 года из-за сложной внутриполитической обстановки в Бурунди авиаторы МЧС России провели эвакуацию соотечественников из этой страны. Несмотря на сложную обстановку в стране, эвакуация российских граждан из столицы г. Бужумбура проходила без всяких препятствий. Следует отметить, что при эвакуации были учтены недостатки и неудобства для пассажиров, имевшие место при эвакуации из НДРЙ транспортными самолетами МЧС Ил-76. Руководством министерства было принято решение для этой операции воспользоваться арендой самолетов Ту-154 у авиакомпании «Внуковские авиалинии»12. Хороший опыт специалисты авиации приобретали с каждой операцией по эвакуации.
Отсутствие в авиации МЧС России в первом периоде ее развития пассажирских ВС вынуждало прибегать к аренде самолетов у авиакомпаний для эвакуации и перевозки граждан из зон чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов. При аренде ВС для проведения эвакуационных мероприятий пользовались услугами авиакомпаний, имеющих опыт выполнения международных полетов, при этом с экипажами прорабатывались вопросы обеспечения эвакуации и осуществления полета. По мере приобретения пассажирских самолетов Як-42Д и Ил-62М необходимость таких услуг и аренды отпала.
Развитие взаимоотношений МЧС России в гуманитарной области привело к повышению активности в авиационном обеспечении гуманитарных операций. Появился ряд проблем организационного порядка. Потребовалось экстренно разработать и ввести в действие «Временное положение о порядке использования воздушных судов Центрального аэромобильного спасательного отряда». Положение устанавливало порядок использования ВС при ликвидации чрезвычайных ситуаций, эвакуации людей и доставки грузов как на территории России, так и за ее пределы13.
При изучении архивных документов прослеживается, что с ростом и конкретизацией задач международного сотрудничества МЧС России потребовалось переработать действующее «Положение о порядке формирования и доставки груза гуманитарной помощи»14. Это хорошо видно из нового «Положения о порядке формирования и доставки грузов гуманитарной помощи», утвержденного приказом МЧС России от 5 августа 1994 года № 454, определявшего организацию формирования и доставки гуманитарной помощи с учетом ряда новых требований, в том числе таможенного и пограничного контроля.
Важным шагом на пути оказания гуманитарной помощи пострадавшим странам была разработка схемы прохождения запросов о помощи. Необходимо отметить, если самолеты авиации МЧС России готовы через 3 часа вылететь на помощь в любую точку мира, то порядок и пути прохождения обращения за помощью страны, пострадавшей в ЧС, может длиться от нескольких часов до нескольких суток и недель. Зависит это от политической линии правительства, общественно-политической ситуации в стране, принадлежности страны к международным организациям и блокам, от степени ее готовности справиться с ЧС.
Исходя из этого, Департамент международного сотрудничества (ДМС), УА министерства и КП авиации решали вопросы получения дипломатических и диспетчерских разрешений на пролет воздушного пространства иностранных государств по маршруту полета, взлета и посадки на промежуточных и аэродромах доставки гуманитарной помощи.
Успешно проведенные первые международные гуманитарные и спасательные операции с участием в них авиации МЧС России свидетельствуют о своевременной разработке необходимых документов по использованию воздушных судов, формированию и доставке гу-
11 См.: МЧС России хроника событий 1990-2005. М.: Информационный отдел МЧС России, 2005. С. 29.
12
См. Гуманитарные операции МЧС России / Под общей редакцией Ю.Л. Воробьева. М.: КРУК-Престиж, 2002. С. 203.
13 См.: АЦА МЧС России. Ф. 4. Оп. 568. Д. 51. Л. 1-5.
14 «Положение о порядке формирования и доставки груза гуманитарной помощи» было утверждено 19 августа 1993 г. (приказом МЧС России № 317).
манитарной помощи, правильном подходе к подготовке летных экипажей для полетов по МВЛ. Кроме того, анализ источников и литературы15 позволяют сделать вывод о том, что авиация российского МЧС хорошо адаптировалась в системе международного гуманитарного сотрудничества. А по взаимодействию, оперативности, мобильности, автономности и эффективности работы превзошла многие аналогичные зарубежные службы.
Начало активного применения авиации МЧС России в международных гуманитарных операциях приходится на 1995 год. Такое заключение сделал в своем докладе на 7-й всероссийской научно-практической конференции Р.Ш. Закиров16. В трудах МЧС России по исследованию международной гуманитарной деятельности прослеживается большая работа, проведенная в этом направлении. Немалые усилия были направлены на развитие технологий помощи и спасения в сочетании с отечественными и зарубежными достижениями, на разработку методов проведения гуманитарных операций и участия в них, обеспечение автономно-
17
сти работы авиации с зарубежных аэродромов .
Необходимо отметить такой гуманный шаг, когда МЧС России проявил инициативу, организовав отдых на Черном море детей беженцев из республик Югославии. Так, например, осенью 1995 года, выполняя поручение Правительства Российской Федерации от 11 октября № 12233-П, МЧС России арендовало у авиакомпании «Орел авиа» три самолета Як-42Д для
доставки 2000 сербских детей из Югославии на реабилитацию в г. Анапу и из Анапы в Бел-
1о
град . Впоследствии для массовой эвакуации людей из зарубежья МЧС России пополнило парк своих воздушных судов пассажирскими самолетами Як-42Д19 и Ил-62М20.
Изучение архивных документов показывает, что в 1995 году авиация МЧС России участвовала в 12 международных гуманитарных операциях. Самолеты МЧС России доставляли продовольствие, медикаменты, одежду, предметы жизнеобеспечения и первой необходимости в страны ближнего и дальнего зарубежья: Абхазию, Южную Осетию, Азербайджан, Грузию, Афганистан, Югославию, Китай, Северную Корею, Японию и др. По оценке исследователей и авторов труда «Катастрофы и человек» только «за три неполных года существования авиации МЧС России ее самолетами выполнено свыше 500 рейсов, перевезено более 7 тыс. т грузов гуманитарной помощи, сил и средств ликвидации ЧС, эвакуировано из «горячих точек» более 2 тыс. человек. Самолеты МЧС России побывали с гуманитарной миссией в 23 странах мира»21. Из этого следует, что в первом периоде развитие авиации МЧС шло интенсивно не только по пути создания системы и органов управления, формирования организационных структур, поступления и освоения авиационной техники, развития аэродромной
15 См.: Легошин А.Д., Фалеев М.И. Международные спасательные операции. Особенности проведения и технологий. М.: Аякс Пресс, 2001. С. 23-38; Катастрофы и человек. Книга 1. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям / Под ред. Ю.Л. Воробьева. М.: АСТ-ЛТД, 1997. С. 237-251; Гуманитарные операции МЧС России / Под общей редакцией Ю.Л. Воробьева. М.: КРУК-Престиж, 2002. С. 11-59; Белобородов В.Н., Дайнов М.И. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. М.: Гражданская защита, 2003. С. 432-465; Чрезвычайная служба России 1990-2000 / Под общей редакцией С.К. Шойгу. М.: Контакт-Культура, 2000. С. 45-52; Чрезвычайная служба России 1990-2005 / Под общ. ред. С.К. Шойгу. МЧС России. М.: Московская типография № 2, 2005. С. 69-72.
16 Закиров Р.Ш. Авиация МЧС России в гуманитарных операциях. Уроки и выводы // Седьмая всероссийская научно-практическая конференция «Гуманитарные операции при чрезвычайных ситуациях и в вооруженных конфликтах». 29-30 мая 2002 г. Доклады и выступления / Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. М.: КРУК-Престиж, 2002. С. 238.
17См.: Легошин А.Д., Фалеев М.И. Международные спасательные операции. Особенности проведения и технологий. М.: Аякс Пресс, 2001.С. 11-67; Катастрофы и человек: книга 1. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям / Под ред. Ю.Л Воробьева. М.: АСТ-ЛТД, 1997. С. 237-253; Гуманитарные операции МЧС России / Под общей редакцией Ю.Л. Воробьева. М.: КРУК-Престиж, 2002. С. 41-91; Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Владимиров В.А. Катастрофы и государство. М.: Энергоатомиздат, 1997. С. 93-126.
18 См.: АА МЧС России. Д. 34-03. 1995. Л. 97.
19 См.: АЦА МЧС России. Ф. 4. Оп. 618. Д. 93. Л. 170-172.
20 См.: Там же. Д. 104. Л. 156-160.
21 Катастрофы и человек. Книга 1. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям / Под ред. Ю.Л. Воробьева. М.: АСТ-ЛТД, 1997. С. 174.
сети, но и проходило изучение зарубежного рынка авиационных услуг и внедрение авиации МЧС России в международную систему гуманитарного реагирования.
Объединение усилий разных стран в борьбе со стихийными бедствиями в 1996 году привело к установлению более тесных взаимоотношений МЧС России с ООН, европейскими и национальными правительственными организациями Швейцарии, Норвегии, Дании и Великобритании, участвующими в организации гуманитарной помощи.
Следствием такого взаимодействия явилось повышение эффективности авиационного обеспечения гуманитарных операций. Улучшилось качество, возросло число гуманитарных полетов за рубеж. В эти годы была осуществлена доставка гуманитарных грузов населению Армении, Азербайджана Албании, Руанды, Уганды, Эфиопии, Мали, Ливана, Афганистана, Индии, Ирака, Югославии, Черногории, Сербии, Китая, Грузии, Колумбии, Конго, КНДР, Киргизии, Лаоса, Заира, Молдовы, Таджикистана, Японии, Кубы22.
1996 год для авиации МЧС России начался с гуманитарных вылетов в Таджикистан. В операции были задействованы транспортные самолеты Ил-76 и вертолеты Ми-8. В период с 2 по 16 февраля населению суверенной страны, испытывающему острую нехватку в продуктах и медикаментах, шестью самолетами Ил-76 было доставлено более 150 т муки, 20,7 т
23
мясных, 14 т овощных консервов и 13,5 т медикаментов на сумму более 4 млрд руб. .
Вторая очередь гуманитарной помощи Таджикистану предусматривала поставку железнодорожным транспортом 400 т муки, риса, сахара, сухого молока, различных консервов, одежды24. Самолетами гуманитарную помощь доставляли из Узбекистана, Украины, Китая, ФРГ, США и других стран.
В связи с отсутствием во многих регионах республики развитой транспортной авиационной системы, гуманитарную помощь России и других стран, доставленную в Таджикистан самолетами МЧС России и железнодорожным транспортом, по населенным пунктам республики развозили вертолеты МЧС России.
Размер помощи Таджикистану, оказанной МЧС России от имени российского Правительства, только в 1996 году составил 19 млрд руб. и 60 тыс. долл. США.
Анализ архивных документов центрального аппарата МЧС России свидетельствует, что с доставкой гуманитарной помощи пострадавшим государствам возникали определенные сложности. Так, например, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1996 года № 1876-р МЧС России оказывало гуманитарную помощь Ираку. Департаментом международного сотрудничества МЧС России с правительством Ирана и администрацией провинции Керманшах конструктивно был решен вопрос предоставления воздушного коридора, обеспечения взлета и посадки воздушных судов Ил-76 МЧС России на аэродроме Керманшах. Однако сложности с вылетом у экипажей возникли при таможенном оформлении гуманитарного груза на подмосковном аэродроме «Раменское». Возникшую проблему зампред Государственного таможенного комитета С.М. Беков снял телетайпограммой от 18 января 1997 года № Т-268, в которой указывалось: «Обеспечить таможенное оформление грузов, доставляемых МЧС России для оказания гуманитарной помощи
25
в Республику Ирак, в приоритетном порядке, без взымания таможенных платежей» .
В мае 1997 года гуманитарную помощь получила Исламская Республика Иран, пострадавшая в результате землетрясения. Самолеты Ил-76 авиации МЧС России обеспечили
доставку в пострадавшие районы республики 40 т продовольствия, 20 т медикаментов, мно-
26
гоместные палатки .
22 См.: Чрезвычайная служба России 1990-2000 / Под общей редакцией С.К. Шойгу. М.: Контакт-Культура, 2000. С. 50.
23 См.: Гуманитарные операции МЧС России / Под общей редакцией Ю.Л. Воробьева. М.: КРУК-Престиж, 2002. С. 126; МЧС России хроника событий 1990-2005. М.: Информационный отдел МЧС России, 2005. С. 43.
24 См.: Гуманитарные операции МЧС России / Под общей редакцией Ю.Л. Воробьева. М.: КРУК-Престиж, 2002. С. 126.
25 См.: АЦА МЧС России. Ф. 4. Оп. 568. Д. 57. Л. 107.
26 См.: МЧС России хроника событий 1990-2005. М.: Информационный отдел МЧС России, 2005. С. 52.
При авиационном обеспечении гуманитарных операций неоднократно приходилось решать вопросы эксплуатации самолетов и вертолетов на зарубежных аэродромах в условиях высокогорья.
В июне 1997 года возникла необходимость эвакуации российских граждан из зоны военно-политического конфликта в Республиках Конго и Заир. В зону конфликта была направлена группа для осуществления переговоров и координационной работы. После проведенных переговоров тремя самолетами МЧС России были эвакуированы 244 человека граждан России, стран СНГ, а также немцы, поляки, румыны, бельгийцы27.
Разрушительное землетрясение в северных районах горного Афганистана в феврале 1998 года оставило без крова более 30 тыс. жителей. В результате землетрясения погибло около 3 тыс. человек. Полностью было разрушено 6 населенных пунктов. Россия направила пострадавшим районам гуманитарную помощь. МЧС России выделило вертолеты Ми-26 и Ми-8МТВ для доставки 265 т гуманитарных грузов ООН из Таджикистана в Афганистан. Доставку гуманитарной помощи в Таджикистан осуществляли самолеты Ил-76, а вертолеты министерства развозили ее по горным селениям северного Афганистана. В результате гуманитарной операции было выполнено 24 рейса вертолетами МЧС России. Совместная помощь
пострадавшим жителям в общей сложности составила 485 т продовольствия, одежды, теплых
28
палаток, одеял, медикаментов .
Развитие взаимоотношений МЧС России в гуманитарной области, сотрудничество в области предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и техногенных аварий велось и на двусторонней основе29. Соглашение о гуманитарном сотрудничестве, взаимной помощи при стихийных бедствиях и авариях с Германией было первым из заключенных в новейшей
30
российской истории .
Позже аналогичные соглашения были подписаны с бывшей Югославией, Италией, Францией, Швейцарией, Польшей, Белоруссией, Казахстаном, Болгарией, Финляндией, Арменией, Словакией, Молдовой, Монголией, Украиной, Швецией, Венгрией, Норвегией, Румынией, Испанией, Португалией, Кыргызстаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Ираном, Тунисом, Египтом31.
Необходимо отметить, что особое место в гуманитарной деятельности России занимают двусторонние отношения с народами бывшей Югославии.
С первого дня бомбардировок Югославии авиацией НАТО в 1999 году МЧС России организовало эвакуацию российских граждан. Выполнение операции по эвакуации сограждан было возложено на авиацию. Постоянная угроза ракетных ударов и бомбежек делала эвакуацию небезопасной. Поэтому в целях обеспечения безопасности полетов, эвакуация воздушным транспортом была предусмотрена с территории Венгрии. При взаимодействии ДМС МЧС России, посольств России в Югославии и Венгрии с МИД этих стран был определен и обеспечен безопасный коридор вывода людей на территорию сопредельной Венгрии, порядок оповещения, сбора, регистрации, оформления выездных документов и доставки эвакуируемых к месту отправки.
В течение нескольких дней самолетами Ил-62М и Як-42Д (экипажи В.А. Крюкова и И.С. Аббесова) с территории Венгрии в Москву были эвакуированы сотрудники посольства
27 Там же. С. 51.
28 См.: Чрезвычайная служба России 1990-2005 / Под общ. ред. С.К. Шойгу. МЧС России. М.: Московская типография № 2, 2005. С. 94.
29 См.: Белобородов В.Н., Дайнов М.И. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. М.: Гражданская защита, 2003. С. 442.
30 14 декабря 1992 г. было подписано постановление Правительства Российской Федерации № 975 «О подписании соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии о сотрудничестве в области предупреждения аварий, стихийных бедствий и ликвидации их последствий».
31 См.: Белобородов В.Н., Дайнов М.И. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. М.: Гражданская защита, 2003. С. 442-443; Катастрофы и человек. Книга 1. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям / Под ред. Ю.Л. Воробьева. М.: АСТ-ЛТД, 1997. С. 249.
Российской Федерации, члены их семей, граждане России и СНГ, работавшие в Югославии
32
по контрактам, всего 833 российских и 77 граждан СНГ . Выполняя постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 1998 года № 690 из Косово через Болгарию на историческую родину в Республику Адыгея самолетом Ил-62М была эвакуирована вторая
33 гЛ 34
группа этнических адыгов численностью 54 человека .
В ходе исследования установлено, что во время агрессии НАТО против Союзной Республики Югославия родился и получил распространение коалиционный принцип международного реагирования на чрезвычайные ситуации. Примером является прецедент создания коалиции четырех государств. Австрия и Швейцария - нейтральные страны, Греция - член блока НАТО и Россия объединились и образовали международную гуманитарную програм-
35
му «Фокус» .
Пример достоин внимания за оперативность договоренностей и сроки организации доставки грузов, которые были самыми минимальными. Анализ показал, что такое объединение произошло благодаря взаимному сотрудничеству, изучению опыта друг друга, проведению совместных учений, конференций, деловых встреч. Коалиция экстренного реагирования «Фокус» явилась новым шагом в международной практике чрезвычайного гуманитарного реагирования.
Анализируя участие России в гуманитарной программе «Фокус», следует отметить, что оказание помощи Югославии для нашего государства была и политической, и практической (гуманитарной) акцией.
Для оказания гуманитарной помощи и эвакуационных мероприятий были задействованы пассажирские и транспортные самолеты МЧС России. Первым же самолетом Ил-76 МЧС России был доставлен и развернут мобильный госпиталь для оказания медицинской помощи беженцам. Впоследствии по решению Правительства Российской Федерации мо-
36
бильный госпиталь был передан в качестве дара Минздраву Югославии36.
Одновременно с проведением эвакуации соотечественников, транспортные Ил-76 и автоколонны МЧС России осуществляли доставку гуманитарной помощи на аэродромы Белграда, Косово, Скопье, Подгорица.
Подводя итог гуманитарной деятельности за два месяца боевых действий на Балканах, следует отметить, что авиация МЧС России выполнила в этот район 36 полетов, эвакуировав
37
964 человека и доставив 347 т гуманитарных грузов . Общий размер гуманитарной помощи Россией за этот период составил 24,8 млн руб. и более 400 тыс. долл. США, выделенных
38
МЧС по распоряжению Правительства Российской Федерации .
Проведенный анализ показал, что международные гуманитарные программы типа «Фокус» получили свое дальнейшее развитие в последующем. Примером такой реализации явилась гуманитарная операция в 2001 году в Монголии, когда МЧС России со Швейцар-
32 См.: Гуманитарные операции МЧС России / Под общей редакцией Ю.Л. Воробьева. М.: КРУК-Престиж, 2002. С. 143.
33 Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1998 г. № 690 «О неотложных мерах государственной поддержки переселения адыгов (черкесов) из Автономного края Косово (Союзная Республика Югославия) в Республику Адыгея» на МЧС России возлагалась эвакуация семей и имущества адыгов. 1 августа 1998 г. спецрейсом самолета МЧС из Белграда в Минеральные воды была доставлена первая группа 76 адыгов (более 20 семей).
34 См.: Гуманитарные операции МЧС России / Под общей редакцией Ю.Л. Воробьева. М.: КРУК-Престиж, 2002. С. 143.
35 Международная программа «Фокус» была создана с целью экстренного оказания гуманитарной помощи пострадавшему населению бывшей Югославии и беженцам в Македонии. Россия, Швейцария, Греция, Австрия объединили свои усилия по организации доставки и распределения чрезвычайной гуманитарной помощи на всей территории Югославии и приняли решение о создании программы «Фокус».
36 См.: МЧС России хроника событий 1990-2005. М.: Информационный отдел МЧС России, 2005. С. 68.
37 См.: Чрезвычайная служба России 1990-2005 / Под общ. ред. С.К. Шойгу. МЧС России. М.: Московская типография №.2, 2005. С. 95.
38 См.: Гуманитарные операции МЧС России / Под общей редакцией Ю.Л. Воробьева. М.: КРУК-Престиж,
2002. С. 144.
ским агентством по развитию и сотрудничеству (ШАРС) и Монголией участвовали в оказании гуманитарной помощи провинциям Монголии, пострадавшим от обледенения и эпидемии ящура. В этой операции самолеты МЧС Ил-76 доставляли комбикорма, фураж для скота,
39
2 млн 500 тыс. доз вакцины от ящура, сухое молоко, продовольствие, одеяла .
Военная компания США и Англии «Быстрая свобода» в Афганистане в октябре 2001 года положила начало политическому возрождению Исламского Государства Афганистан (ИГА). Мировым сообществом было принято решение об оказании гуманитарной помощи народу Афганистана. На фоне этих событий в сложной международной обстановке МЧС России активно включилось в проведение гуманитарной операции. Оказание международной гуманитарной помощи народу Афганистана авиация МЧС России осуществляла в ходе нескольких взаимосвязанных последовательных операций.
С выходом в свет 26 ноября 2001 года распоряжения Президента Российской Федерации № 652-рп «Об оказании гуманитарной помощи Исламскому Государству Афганистан» МЧС России приступило к подготовке второй фазы гуманитарной операции.
27 ноября 2001 года самолет Ил-76 доставил в г. Кабул оперативную группу из 89 че-ловек40. На ее базе был создан Гуманитарный центр МЧС России. В задачи центра входило: своевременная доставка гуманитарных грузов, оказание медицинской помощи пострадавшему населению, координация работ оперативных групп МЧС России, взаимодействия с международными гуманитарными организациями.
Важной задачей оказания помощи Афганистану явилось разминирование и восстановление тоннеля «Саланг»41. Для его восстановления 27 декабря 2001 года самолетами Ил-76 МЧС России в г. Баграм были доставлены специалисты МЧС России, техника, топливо, жилые модули и взрывчатка.
Анализируя работу авиации МЧС России в данной операции, следует отметить, что в ней были организованы хорошо зарекомендовавшие себя воздушные гуманитарные мосты «Москва - Душанбе», «Москва - Баграм» и «Душанбе - Баграм».
Отдельного рассмотрения заслуживает работа вертолетчиков МЧС России. В ноябре 2001 года для организации авиационного обеспечения гуманитарной операции в ИГА была создана авиационная группировка и командированы в Душанбе и Кабул опытные руководители-летчики - заместители начальника авиации МЧС России полковники А.Н. Фомин и А.В. Лебедев. На них было возложено руководство действиями авиации на аэродромах. В состав группировки кроме самолетов Ил-76 были включены вертолеты Ми-26, Ми-8 и личный состав Сибирского РЦ. Возглавил группу начальник авиации регионального центра полковник С.А. Федоров.
Оценивая работу авиации в данной гуманитарной операции, следует отметить, что ею было совершено 22 самолетовылета и 16 вертолетовылетов с грузами гуманитарной помощи. В Баграм самолетами Ил-76 МЧС России из Москвы было доставлено 361,25 т и вертолетами из Душанбе 179,5 т грузов42. Отличившиеся экипажи В.А. Дробинского, В.В. Шалунова, Е.П. Серых, А.Н. Фомина, А.В. Лебедева, И.А. Чалова были награждены государственными наградами.
Общий объем гуманитарной помощи ИГА авиационным, железнодорожным и автомобильным транспортом составил: по продовольствию - 17211 т, в том числе 16126 т по линии ВПП ООН. Кроме продовольствия афганцам было передано 45 автомобилей «КамАЗ», поставлено 2388 палаток, 14500 кроватей, более 60000 комплектов постельных принадлеж-
39 См.: МЧС России хроника событий 1990-2005. М.: Информационный отдел МЧС России, 2005. С. 83.
40 См. АЦА МЧС России. Ф. 4. Оп. 795. Д.19. Л. 58.
41 См.: Там же. Л. 54-57.
42 См.: Дагиров Ш.Ш. Международная гуманитарная операция МЧС России по постконфликтному урегулированию в Исламском Государстве Афганистан // Седьмая всероссийская научно-практическая конференция «Гуманитарные операции при чрезвычайных ситуациях и в вооруженных конфликтах», г. Москва, 29-30 мая 2002 г. Доклады и выступления / Под общей ред. Ю.Л. Воробьева. М.: КРУК-Престиж, 2002. С. 43.
ностей, 63,001 т медикаментов, 22 силовых электростанции по 30 кВт, 1500 печей и большое количество одежды и обуви43.
По решению Президента и Правительства Российской Федерации и в соответствии с приказом МЧС от 27 марта 2002 года № 144, и Указанием МЧС от 27 ноября 2002 года № 357 в течение 2002-2003 гг. МЧС России продолжало оказывать активную гуманитарную помощь народу Афганистана44.
В середине апреля 2004 года в связи с ухудшением военно-политической ситуации в Ираке Правительством Российской Федерации было принято решение об эвакуации из Багдада россиян и граждан стран СНГ, работавших в этой стране по контрактам. В ходе первого этапа операции по эвакуации четырьмя спецрейсами самолетов МЧС России - тремя Ил-76 и Ил-62 из Багдада в Москву было вывезено 487 человек45.
В конце мая 2004 года был осуществлен второй этап эвакуации российских граждан из Ирака, в ходе которого двумя самолетами Ил-76 было вывезено 187 россиян46.
Подводя итог этой гуманитарной операции, нельзя не сказать об условиях, в которых она проводилась. Поскольку американское командование не гарантировало полной безопасности воздушных судов МЧС России в небе Ирака, выполнять эвакуацию летным экипажам тяжелых транспортных самолетов пришлось в условиях, сопряженных с риском для жизни.
Участвуя в гуманитарных или спасательных операциях, авиация МЧС России умело использовала накопленный опыт, применяла новые авиационно-спасательные технологии. Так было во время сильнейшего землетрясения в Индийском океане 26 декабря 2004 года. В наибольшей степени от стихии пострадали государства Шри-Ланка, Индонезия и Таиланд. Россия одной из первых пришла на помощь пострадавшим странам Юго-Восточной Азии. 27 декабря 2004 года МЧС России начало операцию по оказанию гуманитарной помощи, которая продолжалась до 5 февраля 2005 года. Для оценки масштабов и последствий катастрофы авиация МЧС России применила отработанную авиационную технологию «Глобальный радиус» и получила высокое международное признание. С прилетом первых двух самолетов Ил-76 МЧС России в аэропорт Коломбо через час после посадки в воздух был поднят привезенный в Ил-76 вертолет Бо-105. Вертолет немедленно приступил к выполнению воздушной разведки местности, пострадавшей от цунами. Результаты разведки позволили произвести первичную оценку произошедшего, определить масштабы разрушений и необходимой помощи, с максимальной эффективностью управлять собственными силами спасателей и осуществлять международную координацию.
В соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации авиация МЧС России выполнила до конца 2004 года 4 полета из Москвы в республики Шри-Ланка и Таиланд. Тремя самолетами Ил-76 в Шри-Ланку была доставлена гуманитарная помощь населению: 170 многоместных палаток, 2200 одеял, 7000 простыней, 2200 литров де-
47
зинфицирующих средств, 2 станции очистки воды . 30 декабря 2004 года самолетом Ил-62 из Таиланда (о. Пхукет) была эвакуирована группа российских туристов48.
По решению Президента Российской Федерации от 7 января 2005 года МЧС России приступило к наращиванию гуманитарной помощи странам, пострадавшим от цунами. В период с 7 января по 4 февраля 2005 года авиация МЧС России поставила 290 многоместных палаток, 8700 одеял, 9000 простыней, 127 станций очистки воды, 25 дизельных электростан-
43 См.: Там же.
44 См.: АЦА МЧС России. Ф. 4. Оп. 828. Д. 9. Л. 241-243; Ф. 4. Оп. 828. Д. 36. Л. 18-21.
45 См.: МЧС России хроника событий 1990-2005. М.: Информационный отдел МЧС России, 2005. С. 108.
46 См.: Там же.
47 См.: Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Цунами: предупреждение и защита. Нижний Новгород: Вектор ТиС, 2006. С. 81, 82, 90, 91.
48 Там же. С. 84; МЧС России: гуманитарная миссия. М.: Управление информации и связи с общественностью МЧС России, 2006. С. 15.
ций, аэромобильный госпиталь и 200,6 т жизненно необходимых грузов. Общий объем грузов составил почти 520 т на сумму 9 млн долл. США49.
Участвуя в международных гуманитарных акциях, авиация МЧС России продолжала накапливать опыт полетов по МВЛ, взаимодействия с зарубежными партнерами и международными гуманитарными организациями.
В апреле 2005 года в связи с землетрясением в Индонезии самолеты Ил-76 МЧС России доставили в республику спасателей, аэромобильный госпиталь и гуманитарную помощь. В этом же месяце в соответствии с поручением Президента Российской Федерации гуманитарная помощь была оказана Республике Кыргызстан. Самолеты Ил-76 доставляли в Бишкек многоместные палатки, передвижные электростанции и предметы первой необходимости50.
Во время арабо-израильского вооруженного конфликта и обострившейся ситуации на Ближнем Востоке летом 2006 года России и многим другим странам пришлось эвакуировать своих соотечественников, оказавшихся в зоне военного конфликта. Благодаря скоординированным усилиям МИД, МЧС, Минтранса, высокой мобильности чрезвычайной авиации, профессиональной работе летных экипажей и спасателей, эвакуация была проведена успешно и в короткий срок. В рамках операции было спланировано 8 самолетовылетов на территорию Сирии. За первые 3 дня (с 19 по 22 июля), спецрейсами были эвакуированы 1610 человек. Кроме двух самолетов Ил-62 и трех Ил-76, для экстренной эвакуации были привлечены 2 самолета Ил-86 авиакомпаний «Аэрофлот» и «Атлантсоюз», оказавшиеся на момент эвакуации в Сирии.
Исследуя роль авиации МЧС России в спасательных гуманитарных операциях за рубежом, необходимо остановиться на выполнении специальных авиационных работ по пожаротушению и десантированию спасателей, грузов и специального оборудования.
Важное место в применении авиации МЧС России за рубежом в гуманитарных и спасательных (эвакуационных) операциях сыграло подписание 15 апреля 1998 года Соглашения стран участниц Черноморского экономического сотрудничества «О взаимодействии при оказании чрезвычайной помощи и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Летом 1998 года самолеты Ил-76 в противопожарном варианте впервые участвовали в тушении лесных пожаров за рубежом. В рамках Черноморского экономического сотрудничества самолеты Ил-76, летные экипажи В.А. Дробинского, А.В. Паршина, Е.П. Серых, Л.И. Попова и технический состав ГУАП были приглашены в Хорватию и Грецию.
Несмотря на небольшой срок пребывания в Греции с 7 по 30 августа, экипажи участвовали в тушении лесных пожаров близ городов Янина, Месолонги, Марафонос, Мегалопо-ли, на о. Крит. За это время экипажи выполнили 25 вылетов на тушение, слили 1050 т воды, чем значительно облегчили работу местным пожарным по локализации очагов огня51. Авиационные технологии пожаротушения, продемонстрированные летчиками МЧС в Хорватии и Греции, получили высокую оценку зарубежных специалистов52. Для зарубежных специалистов стало очевидным, что конкурентов у летчиков российского МЧС России в тушении пожаров нет и разумнее всего на международном рынке авиационных услуг воспользоваться
53
услугами авиации МЧС России . По выступлениям в печати зарубежных специалистов многие страны заинтересовались нашими самолетами Ил-76 в противопожарном варианте. Специалистов особенно привлекало то, что предлагалось не приобретение самолета, а покупка
49 См.: Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Цунами: предупреждение и защита. Нижний Новгород: Вектор ТиС, 2006. С. 103.
50 См.: МЧС России хроника событий 1990-2005. М.: Информационный отдел МЧС России, 2005. С. 116-117.
51 См.: Таликов Н., Фалеев М. Ил-76 «стратегический» воздушный пожарный // Вестник авиации и космонавтики. 2000. № 1. С. 18.
52 См.: Апостолис Герокостас, Михалис Кордис «Помощь России» // Стратегия. 1998. № 9. С. 2.
53 См.: Там же.
услуги по тушению пожаров, которую предстояло выполнять летному составу авиации МЧС
54
на российском самолете .
В июне 1999 года правительство Греции обратилось к МЧС России с просьбой предоставить противопожарный самолет Ил-76 с летным экипажем и техническим персоналом для тушения крупных лесных пожаров на период с 15 июня по 31 августа.
Намерение пригласить российских летчиков на самолете Ил-76 на весь пожароопасный период и отказаться от услуг небольших итальянских, французских и немецких самолетов и вертолетов греческая сторона выражала еще летом 1998 года, когда летчики МЧС России продемонстрировали свой профессионализм и высокую эффективность самолета Ил-76 и вертолетов Ми-8, Ми-26 при тушении лесных пожаров55.
Стоит заметить, что за период работы в Греции экипажи спасли от выгорания санаторную зону в историческом месте Марафонос, уникальный лесной заповедник Каламаты, ликвидировали пожары в горных районах на островах Крит, Родос, Хиос, предотвратили возгорание ряда поселков и деревень в районе Афин и получили высокую оценку греческого правительства.
Надо сказать, что, работа российского пожарного самолета Ил-76 и летчиков МЧС России, вызвала повышенный интерес не только в Греции, но и в других средиземноморских странах Европы, например в Турции.
Участие спасательных сил и средств в ликвидации последствий Измитского землетрясения в Турции 17 августа 1999 года - наиболее значительная спасательная операция российского МЧС, когда в ней участвовали спасатели, врачи и авиация.
Кроме участия в поисково-спасательных работах авиационные силы российского МЧС России оказались задействованными в тушении пожара на нефтехимическом комплексе г. Измита, вызванного землетрясением. Горели 10 емкостей объемом 10 тыс. куб. м. Сильный пожар мог привести к взрывам резервуаров со сжиженными углеводородными газами и выбросам токсичных веществ. Это, в свою очередь, могло бы вызвать экологическую катастрофу в районе пролива Босфор и стать причиной отравления жителей ближайших городов и поселков продуктами горения.
Тушение этого пожара заслуживает особого рассмотрения. Необходимо заметить, что пожар продолжался уже 3 дня, с ним безуспешно боролись, используя наиболее эффективные для тушения такого пожара противопожарные самолеты Локхид С-130 «Геркулес» турецких ВВС, а также самолеты и вертолеты «малой» авиации. По воспоминаниям руководителей отряда спасателей А.Д. Легошина и авиационной группы Р.Ш. Закирова, участвовавших в тушении пожара на нефтехимическом комплексе, складывалось впечатление, что самолеты турецких ВВС использовались не для подавления огня и тушения пожара, а просто демонстрировали активность армии в ликвидации последствий бедствия56.
20 августа 1999 года российская авиагруппа из 3-х самолетов-пожарных Ил-76 с ведущим самолетом управления Як-42, следуя с 3-х минутным интервалом, за один заход слив на очаг пожара с высоты 50 м 120 т огнегасящей жидкости, ликвидировала бушующий несколько дней пожар. Необходимо подчеркнуть, что это было впервые в мировой практике, когда большегрузные самолеты-танкеры Ил-76 авиации МЧС России применили групповой
57
метод пожаротушения .
54 См.: Российский Ил-76 на рынке авиационных услуг // Авиаглобус. 1998. № 9. С. 23; Кобзев В.А. Небесные пожарные // Авиация Aviation magazine. 2002. № 12. С. 45; Таликов Н., Шубняков Е., Слуцкий Г. Ил-76 и другие противопожарные «бомбардировщики» // Крылья Родины. 1999. № 4. С. 21.
55 См.: Гулько С. МЧС в борьбе со стихией // Вертолет. 2000. № 3. С. 7.
56 См.: Чрезвычайная служба России 1990-2000 / Под общей редакцией С.К. Шойгу. М.: Контакт-Культура, 2000. С. 66; Чрезвычайная служба России 1990-2005 / Под общ. ред. С.К. Шойгу. М.: Московская типография № 2, 2005. С. 95; Легошин А.Д., Фалеев М.И. Международные спасательные операции. Особенности проведения и технологий. М.: Аякс Пресс, 2001. С. 180.
57 См.: Таликов Н. Три четверти века «ильюшинского» неба... М.: ООО Вестник Воздушного Флота, 2008. С. 313.
При оказании гуманитарной помощи жертвам землетрясения самолеты Ил-76 авиации МЧС России выполняли полеты в Стамбул с интенсивностью 5-6 рейсов в сутки58, доставляя жизненно-необходимые грузы.
Авиационные работы по пожаротушению с применением вертолетов МЧС впервые были выполнены в третьем квартале 1998 года. В рамках операции по тушению лесных пожаров на о. Крит в Республике Греция был использован вертолет российского МЧС Ка-32 с ВСУ-5. Работа экипажа и эффективность применения вертолета с ВСУ-5 получили высокую оценку специалистов противопожарной службы Греции. Это явилось основанием для заключения контракта на работу вертолетов российского МЧС в Греции в соответствии с договоренностями в рамках «Черноморского экономического сотрудничества». С греческой стороной было заключено соглашение на применение вертолетов МЧС России Ка-32, Ми-8 и Ми-26 в пожароопасный период.
Отмечая эффективную работу вертолетов авиации МЧС России, следует отметить, что с 1999 года вертолетчики МЧС России стали ежегодно на договорной основе работать в Греции на тушении лесных пожаров.
Развивая сотрудничество с Россией, основанное на условиях межправительственного российско-французского «Соглашения о сотрудничестве в области гражданской защиты, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 18 октября 1999 года, Правительство Французской Республики в конце июля 2003 года обратилось к российскому Правительству с просьбой о помощи в тушении лесных пожаров.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 года № БА-П2-9143 и приказами МЧС России от 31 июля 2003 года № 456, 457 и № 175-км59 для проведения указанных работ была сформирована авиагруппа МЧС России из 19 человек летного и инженерно-технического состава и вертолетов Ми-26 172 осаэ60. Авиагруппа в течение месяца работала в юго-восточных наиболее пожароопасных районах Франции.
Это была первая совместная российско-французская операция по оказанию реальной помощи на территории одной из стран, подписавших указанное соглашение61.
Анализируя результаты работы авиаторов МЧС России и выступления во французской печати, следует отметить, что, несмотря на некоторые трудности, авиагруппа МЧС России выполнила все поставленные перед ней французской стороной задачи. Французы остались довольны работой летчиков российского МЧС, а о возможностях вертолетов Ми-26 го-
62
ворили только в превосходной степени .
Оценив эффективную работу вертолетов Ми-26 МЧС России, французская сторона вышла с запросом в Правительство Российской Федерации о продлении пребывания специа-
63
листов МЧС России во Франции на тушении пожаров63.
За период с 4 августа по 11 сентября 2003 года авиационной группой было выполнено 59 полетов на тушение очагов пожаров с общим налетом 86 часов 37 минут. На очаги пожаров сброшено 4215 т воды (281 слив). Авиационная группа участвовала в тушении 13 крупных лесных пожаров в различных районах Франции64.
С появлением Бе-200ЧС на международной арене авиационные эксперты высоко оценили машину, подчеркивая, что в своем сегменте Бе-200ЧС не имеет конкурентов. Российские производители получили хорошую возможность продвижения Бе-200ЧС на мировой
58 См.: Закиров Р.Ш. Авиация МЧС: векторы международного сотрудничества // Аэрокосмическое обозрение.
2003. № 2. С.8.
59 См.: АЦА МЧС России. Ф. 4. Оп. 840. Д. 21. Л. 167-168; Там же Д. 21. Л. 169-171.
60 См.: АЦА МЧС России. Ф. 4. Оп. 840. Д. 2. Л. 110-112.
61 См.: Фомин А. Французские гастроли. МЧС глазами сотрудников. Вып. 2. М.: ТЕТРУ, 2007. С. 17.
62 См. Там же. С. 19-20.
63 См.: АЦА МЧС России. Ф. 4. Оп. 840. Д. 2. Л. 159-161.
64 См.: Доклад о выполнении авиационной группой МЧС России государственного задания по тушению лесных пожаров во Франции. М.: МЧС России, 2003. Л. 4.
авиационный рынок 65. В конце августа 2003 года во время визита Президента Российской Федерации В.В. Путина в Италию, летчики МЧС России в полной мере раскрыли возможности самолета Бе-200ЧС на базе итальянских ВМС Маддалена на острове Сардиния66.
На совместной пресс-конференции В.В. Путин подчеркнул, что «гораздо дешевле использовать этот уникальный самолет, чем потом подсчитывать убытки от пожаров о создании группировок из таких самолетов в структурах ЕС, либо о приобретении их у России на
67
условиях лизинга или использовании по договоренности с МЧС России» .
Так родилась российская инициатива создания «Евроэскадрильи». А чуть раньше в июле во время переговоров министра МЧС России С.К. Шойгу с генсеком Совета ЕС Хавьером Салана по вопросу сотрудничества России с Евросоюзом в деле борьбы с катастрофами из уст С.К. Шойгу прозвучала идея создания Европейского центра борьбы с катастрофами в рамках программы создания Международного агентства по чрезвычайным ситуациям68. Таким образом, выявились тенденции в выполнении самолетами типа Бе-200ЧС новых задач в интересах Евросоюза.
В рамках этой же программы в июле 2004 года в московском аэропорту «Внуково» Бе-200ЧС МЧС России был продемонстрирован канцлеру Германии Г. Шредеру69. Во время визита рассматривался вопрос подготовки Меморандума между МЧС России и МВД Г ерма-нии о высокотехнологическом сотрудничестве, позволяющем использовать возможности двух стран при ликвидации крупных ЧС. Согласно инициативе российского МЧС предусматривалось создание совместной авиационной группировки «Глобалавиаспас»70.
Необходимо отметить, что в 2006 году во время международной аэрокосмической выставки ILA-2006 в Берлине было решено, что МЧС России в состав группировки должен выделять многоцелевой самолет-амфибию Бе-200ЧС, транспортный самолет Ил-76 и вертолет легкого класса Бо-105. С немецкой стороны - «летающий госпиталь», выполненный на базе самолета А-310. Создание такой группировки, по мнению немецкого журнала «ILA Show NEWS», позволяет сократить время поиска, спасения, эвакуации и оказания экстренной ме-
71
дицинской помощи, что увеличивало бы шансы на спасение .
Демонстрация возможностей самолета Бе-200ЧС при тушении пожаров в Европе показала заинтересованность в нем многих стран. А летом 2006 г. летчики МЧС России на самолетах Бе-200ЧС совместно с ТАНТК им. Г.М. Бериева участвовали в борьбе с сильными лесными пожарами в Португалии.
Эффективная борьба самолетов Бе-200ЧС с лесными пожарами в Европе вызвала большой интерес к ним в странах Юго-Восточной Азии. С 1 ноября по 12 декабря 2006 года по поручению Президента Российской Федерации авиационная группа МЧС России во главе с начальником авиации генерал-лейтенантом Р.Ш. Закировым в составе 2 самолетов Бе-
65 См.: Заблотский А.Н., Сальников А.И. Самолеты ТАНТК им. Г.М. Бериева. М.:.ООО «Издательство «Рестарт», 2005. С. 380-381.
66 См.: Чрезвычайная служба России 1990-2005 / Под общ. ред. С.К.Шойгу. МЧС России. М.: Московская типография № 2, 2005. С. 99.
67 См.: Кобзев В. Земля и воздух, вода и огонь - стихии ТАНТК им. Г.М. Бериева // Аэрокосмический курьер. 2004. № 4. С. 26.
68 См.: МЧС России 1990-2005. Международное сотрудничество. М.: Пресс-служба МЧС России, 2005. С. 21; МЧС России 1990-2007. Международное сотрудничество. М.: Управление информации МЧС России, 2007. С. 15; Перспективные международные проекты. МЧС России: гуманитарная миссия. М.: Управление информации МЧС России, 2006. С. 23; Авиация МЧС: векторы международного сотрудничества // Аэрокосмическое обозрение. 2003. № 2. С. 8-9.
69 См.: Кобзев В. Земля и воздух, вода и огонь - стихии ТАНТК им. Г.М. Бериева // Аэрокосмический курьер.
2004. № 4. С. 25.
70 «Глобалавиаспас» - совместная авиационная группа, созданная по инициативе МЧС России в рамках сотрудничества с Евросоюзом в области борьбы с катастрофами. Представляет собой мобильную международную авиационную группу, которая может оперативно реагировать на возникающие кризисные ситуации природного и техногенного характера в Европе и за ее пределами, а также принимать непосредственное участие в ликвидации последствий ЧС.
71 См.: Russia and Germany set up an air group for handling disasters in Europe // «ILA Show NEWS». 2006. № 2. S. 6.
200ЧС вела борьбу с лесными пожарами в Индонезии на островах Суматра и Калимантан . Задымление от пожаров приняло масштаб национального бедствия и повлияло на экологическую ситуацию соседних государств. Были нарушены судоходство, воздушное сообщение и стабильность взаимоотношений между странами. В такой сложной обстановке экипажами Р.Ш. Закирова, В.А. Крузе, Е.П. Серых было выполнено 95 полетов, общий налет составил
73
301 час 45 мин., произведено 646 сливов, на очаги пожаров сброшено 5672 т воды .
В 2004-2008 гг. самолеты Бе-200ЧС МЧС России участвовали в тушении лесных пожаров в Италии, Греции, Португалии, Болгарии, Сербии, Черногории, Индонезии и во всех
74
случаях подтверждали высокую эффективность в борьбе с пожарами .
В период с 21 по 25 июля 2007 года в Болгарии работал самолет Ил-76 с ВАП-2, который ликвидировал основные очаги пожаров, а затем перелетел в Сербию, где в течение трех дней успешно осуществил тушение лесных пожаров в районе сербско-болгарской границы75.
Летом 2007 года тяжелая пожароопасная обстановка сложилась в Греции. С 25 июля
2007 года на тушении пожаров были задействованы авиационные средства МЧС: 2 вертолета
76
Ми-26, 2 вертолета Ми-8 и самолет-амфибия Бе-200ЧС . Вместе с ними работали 2 греческих вертолета Ми-26 с экипажами российского МЧС. После нескольких дней напряженной работы россиянам удалось взять пожарную ситуацию под контроль. Работа экипажей продлилась до октября месяца. Об интенсивности работы экипажей МЧС можно судить по результатам. За время работ на тушение пожаров было совершено 487 полетов, налет при этом составил 1375 часов 48 мин., сделано 4336 сливов, в которых сброшено на очаги пожаров 48308 т воды77.
В Черногории с 29 июля по 6 августа 2007 года осуществлял тушение наиболее крупных очагов пожаров в горных районах самолет МЧС Ил-76 с ВАП-2. Однако ввиду сохранения пожароопасной обстановки по дополнительному запросу черногорской стороны 17 авгу-
78
ста в страну для тушения пожаров был направлен вертолет МЧС Ка-32 .
79
Анализ зарубежных источников79 приводит к следующим выводам. Во-первых, уроки катастрофических природных пожаров в центральной, западной и южной части Европы 2004-2008 годах, их последствия указали руководителям европейских стран на необходимость совершенствования и интеграции сил и средств, способных в кратчайшие сроки реагировать на возникающие ЧС и проводить превентивные меры по предупреждению их возникновения, развития и ликвидации последствий. Во-вторых, в связи со сложившимся мнением, весьма актуальным стало создание в Европе аэромобильных сил быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации. В-третьих, с учетом уроков и выводов по пожарной обстановке в Европе и мерам по борьбе с этим бедствием, были активизированы усилия России по интеграции общеевропейских возможностей в борьбе с катастрофами, включая на первом этапе формирование «Евроэскадрильи».
72 См.: АЦА МЧС России. Ф. 4. Оп. 900. Д. 26. Л. 169-170.
73 Подсчитано автором по ежедневным докладам о работе на КП авиации МЧС России.
74 См.: Королев А. Бе-200ЧС: звездный путь «крылатого спасателя» // Вестник МЧС России. 2008. № 2. С. 2427.
75 См.: АА МЧС России. Д. 21-2. Л. 87-89.
76 См.: АА МЧС России. Д. 21-2. Л. 93-97.
77 Подсчитано автором по ежедневным докладам о работе на КП авиации МЧС России.
78 См.: АА МЧС России. Д. 21-2. Л. 99-103.
79 См.: Russian Hydroplanes on International Aviation Market // «Rotorblatt». 2004. № 5.September-Oktober. S. 16-
17; LA-8 Amphibian is On the Market // «Rotorblatt». 2005. № 4. July-August. S. 23; Russia's cooperation with Western Europe in aerospace reached a new high // «ILA Show NEWS». 2006. № 3. 18 May. S. 1; Franco-Russian Relations Are on the Rise // Aerospace Journal. 2005. № 2. March-April. P. 28-29; Renaissance of gydro-aviation // Air fleet.
2000. № 5. P. 38-44; Europe is interested in cooperation with Russia on advanced piloted transportation systems; Rus-
sia and Germany set up an air group for handling disasters in Europe // «ILA Show NEWS». 2002. № 2. P. 4-5; Santos Carlos Dantas Em termos estrategicos o Mercado da Russia e'o Mercado mais importante neste momento // Dialogo. 2009. № 1. P. 61-62.
В рамках развития международного гуманитарного сотрудничества со странами Евросоюза 17-19 сентября 2007 года в МЧС России прошел первый этап переговоров с представителем Комиссии Европейских сообществ (КЕС) по вопросу «Евроэскадрильи»80.
2008 год ознаменовался тем, что практически был решен вопрос создания «Евроэ-
81
скадрильи» . Приказом МЧС России от 22 июля 2008 года № 407 установлено поддержание технической готовности для «Евроэскадрильи» двух самолетов Бе-200ЧС, одного самолета Ил-76 и двух вертолетов Ми-26, включая специальное водосливное оборудование, для оперативного развертывания российской части «Евроэскадрильи» по запросам КЕС или других европейских партнеров82. Также предусматривается возможность базирования на передовых аэродромах южной Европы одного самолета Ил-76 и двух вертолетов типа Ми-26 и Ка-32 для реагирования в пожароопасный период, которые могут оперативно включаться в состав «Евроэскадрильи». Легкие вертолеты Бо-105 и БК-117 предусматривается использовать для разведки и оценочных миссий при катастрофах.
Опыт участия авиации МЧС России в международных гуманитарных операциях и привлечение ее к борьбе с катастрофами (особенно в 2007 году), когда самолеты и вертолеты, действуя в составе международных авиагрупп, внесли существенный вклад в тушение крупных пожаров в Европе, позволяют в ближайшее время осуществить совместно с Евросоюзом работу по замыслу создания Европейского центра борьбы с катастрофами (ЕЦКБ).
К 2012 году планируемое поступление собственной авиатехники в состав «Евроэскадрильи» повысит возможности реагирования и позволит Евросоюзу более надежно реализовать наработанный к настоящему времени опыт применения международной авиагруппы.
Таким образом, в 1992-1996 гг. сотрудничество с зарубежными странами в различных областях, связанных с оказанием гуманитарной помощи, проведением спасательных операций, началось с создания международной правовой базы, выхода авиации МЧС России на международную арену, активного участия в работе международных организаций. Итогом данного периода явилась реальная интеграция МЧС России и его авиации в мировые процессы гуманитарного реагирования.
Во втором периоде своего развития (1996-2002 гг.) авиация МЧС России играла ключевую роль в оказании «интернациональной помощи» и явилась средством быстрого реагирования, способного прийти на помощь всем нуждающимся в любой точке земного шара.
В третьем периоде развития авиации МЧС России (2002-2008 гг.) дальнейшее расширение международного сотрудничества в гуманитарной области привело к привлечению авиации МЧС России к тушению лесных пожаров за рубежом. Эффективное международное сотрудничество в борьбе с катастрофами позволило создать по инициативе России «Евроэскадрилью» и авиагруппу «Глобалавиаспас» на пути к Европейскому центру по борьбе с катастрофами или «ЕвроМЧС».
Ежегодные лесные пожары в странах Европы со всей очевидностью подтверждают, что национальные возможности по тушению могут быть существенно укреплены наличием в чрезвычайных службах других стран российских самолетов Бе-200ЧС. Участившиеся в последнее время случаи катастроф на морях и водных акваториях, связанные с огромными разливами нефтепродуктов, пожарами и гибелью судов, кораблей, унесенные при этом тысячи человеческих жизней, настоятельно требуют пристального внимания руководства страны к возрождению и развитию гидроавиации.
80 См.: Переписка министра МЧС России с министром иностранных дел Российской Федерации по вопросам создания «Евроэскадрильи» от 25 сентября 2007 г. № 43-2869-10. Л. 2.
81 25 июня 2008 г. была подписана Административная договоренность между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Генеральным директоратом по окружающей среде Комиссии Европейских сообществ о сотрудничестве, взаимной помощи и авиационной поддержке при реагировании на чрезвычайные ситуации.
82 Пока известно, что Италия выделяет в «Евроэскадрилью» 4 самолета-амфибии «Канадэйр», Германия планирует выделение только вертолетов, другие страны ЕС еще не определились в вопросе выделения авиационных средств.