Научная статья на тему 'АВАРИЙНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ'

АВАРИЙНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
опасный груз / перевозка опасных грузов / воздушный транспорт / аварийное планирование.

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Занчук А. Н.

Тушение пожаров на воздушном судне, в котором находятся опасные грузы — это чрезвычайно сложная задача, которая требует от спасателей высокой квалификации, быстроты и точности в действиях. Инструкция по тушению опасных грузов на воздушном судне предназначена для спасательных служб и персонала, обеспечивающего безопасность в случае аварии. Она должна быть разработана с учетом всех возможных видов опасных материалов, транспортируемых на борту, и соответствовать международным стандартам и рекомендациям ICAO и IATA. В данной статье обсуждается важность аварийного планирования, его основные аспекты и рекомендации для организации безопасной транспортировки опасных грузов на воздушном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АВАРИЙНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ»

УДК 62

ЗанчукА. Н.

магистрант 3 курса ФГБОУ УИ ГА г. Ульяновск, РФ Научный руководитель: Иванская Н.Н.

Доцент кафедры ПАСОПиТБ ФГБОУ ВО УИГА

Г. Ульяновск, РФ

АВАРИЙНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

Аннотация

Тушение пожаров на воздушном судне, в котором находятся опасные грузы — это чрезвычайно сложная задача, которая требует от спасателей высокой квалификации, быстроты и точности в действиях. Инструкция по тушению опасных грузов на воздушном судне предназначена для спасательных служб и персонала, обеспечивающего безопасность в случае аварии. Она должна быть разработана с учетом всех возможных видов опасных материалов, транспортируемых на борту, и соответствовать международным стандартам и рекомендациям 1САО и 1АТА. В данной статье обсуждается важность аварийного планирования, его основные аспекты и рекомендации для организации безопасной транспортировки опасных грузов на воздушном транспорте.

Ключевые слова:

опасный груз, перевозка опасных грузов, воздушный транспорт, аварийное планирование.

Воздушные перевозки являются одними из самых быстрых способов доставки грузов и пассажиров на большие расстояния, но при этом они несут определенные риски, связанные с возникновением инцидентов и аварий. Перевозка опасных грузов на воздушном транспорте является значительной областью, которая требует строгого соблюдения стандартов безопасности и эффективного аварийного планирования. Аварийное планирование при перевозке опасных грузов имеет острое значение по следующим причинам:

1. Безопасность пассажиров и экипажа - при авариях на борту воздушного судна возникает угроза для жизни и здоровья людей, которая с каждой минутой нарастает с большой скоростью. Эффективное планирование позволяет минимизировать риски для всех, кто находится не только внутри самолета, но и снаружи.

2. Сохранение экологической безопасности - многие перевозимые опасные грузы представляю угрозу для окружающей среды. Утечка вредных веществ может вызвать экологическую катастрофу и избежать ее поможет только быстрое реагирование на возникшую аварию.

3. Снижение финансовых потерь - возникновение инцидента во время выполнения воздушной перевозки может привести к значительным финансовым потерям как для перевозчика, так и для клиентов авиакомпании (пассажиры, грузоотправители, грузополучатели и т.д.).

Основные аспекты аварийного планирования включают в себя:

1. Классификация опасных грузов.

Перед транспортировкой необходимо правильно классифицировать опасные грузы в соответствии с международными стандартами, так как это поможет определить уровень риска и мероприятия по безопасности.

Опасные грузы (товары, материалы) делятся на 9 классов:

класс 1 - взрывчатые вещества;

класс 2 - газы;

класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости;

класс 4 - легковоспламеняющиеся твердые вещества; вещества, подверженные самопроизвольному возгоранию; вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой.

класс 5 - окисляющие вещества и органические перекиси;

класс 6 - токсические и инфекционные вещества;

класс 7 - радиоактивные материалы;

класс 8 - коррозийные вещества;

класс 9 - прочие опасные вещества и изделия.

Рисунок 1 - Погрузка отработавшего ядерного топлива

Все лица, узнавшие о вскрытии, повреждении или протечках упаковок, содержащих опасный груз или при обнаружении других нарушений, которые могут представлять опасность безопасной перевозке опасных грузов, должны немедленно информировать сменного начальника комплексной смены -руководителя аварийно-спасательных работ.

2. Оценка рисков.

Анализ рисков должен включать вероятность возникновения аварийных ситуаций, их потенциальных последствий, а также вероятные сценарии развития событий. Первым шагом является выявление возможных рисков, которые связаны с перевозкой конкретного груза:

1. Взрыв или воспламенение.

2. Токсичные выбросы.

3. Радиоактивное излучение.

4. Коррозия и повреждения оборудования.

5. Разрушение упаковки.

Помимо этого, необходимо анализировать уязвимости, связанные с каждым этапом перевозки:

1. Упаковка и маркировка - неправильная упаковка или отсутствие соответствующей маркировки может привести к инцидентам.

2. Планирование маршрута - определение маршрута с учетом погодных условий, загруженности воздушного пространства, регионов следования и т.д.

3. Квалификация экипажа: пилоты, бортпроводники и другие члены экипажа должны быть обучены для работы с опасными грузами и правильно выполнять действия при возникновении чрезвычайной ситуации.

4. Техническое состояние воздушного судна - несоответствие стандартам безопасности, нарушение конструкции самолета, неисправность оборудования могут увеличить вероятность возникновения инцидентов.

В последние годы большой прорыв в технологиях играют важную роль в улучшении перевозки опасных грузов. Использование современных систем мониторинга таких как датчиков отслеживания груза или систем автоматического предупреждения об аварийных ситуациях в большей степени снижет вероятность происшествий.

3. Разработка аварийного плана.

Каждый экипаж воздушного судна должен иметь четкую инструкцию по выполнению действий при возникновении опасной ситуации:

— действия экипажа;

— согласование процедур с наземными службами;

— указания о том, каким образом сообщать о происшествии.

Основные действия по тушению опасных грузов:

Все спасатели должны быть оснащены соответствующим защитным снаряжением, включая противопожарные костюмы, дыхательные аппараты и защитные очки.

Оценка ситуации: для начала необходимо быстро оценить тип и масштабы пожара. Для этого спасатели должны ознакомиться с характеристиками опасных грузов, которые находятся на борту, а также с информацией о грузе (таблицы и маркеры на воздушном судне).

Изолирование зоны происшествия: самое важно ограничить доступ к месту аварии, а также эвакуировать людей, находящихся в опасной зоне.

При тушении пожара, вызванного опасными грузами, спасатели должны немедленно выяснить, какой именно опасный груз находится на борту. Для этого они могут использовать:

Информацию с маркировки и упаковки - все опасные грузы должны быть четко помечены и сопровождаются необходимыми информационными документами, которые содержат данные о классе опасности, свойствах вещества и рекомендациях по его тушению.

Справочные материалы - использование справочников для спасателей и руководств по тушению пожаров, издаваемого транспортными и пожарными службами.

В зависимости от типа опасного груза применяются разные методы тушения:

1. Тушение пожаров, вызванных горючими жидкостями (например, авиационное топливо):

— использование пены для подавления огня и предотвращения его распространения;

— применение углекислого газа (С02) для гашения огня, особенно при наличии закрытых отсеков или помещений.

2. Тушение пожаров, вызванных взрывчатыми веществами:

— в случае, если на борту самолета находятся взрывчатые вещества, необходимо избегать применения воды или пены, так как они могут вызвать детонацию;

— важнейший принцип — локализация и изоляция источника взрыва. Тушение не производится до полного прекращения угрозы взрыва. На таком этапе важны освежающие меры для охлаждения окружающих материалов;

— установка периметра безопасности на расстоянии не менее 300 метров от самолета для предотвращения возможных повреждений.

3. Тушение химических и токсичных веществ:

— для веществ, таких как кислоты, щелочи, токсичные жидкости и газы, необходимо использовать специализированные нейтрализующие вещества и поглотители;

— важно избегать воздействия воды на такие вещества, так как это может вызвать дополнительные химические реакции, ухудшающие ситуацию;

— в случае утечек химических веществ на борту самолета спасатели должны использовать изолированные дыхательные аппараты (ИДА) и другие средства защиты.

4. Радиоактивные материалы:

— в случае пожара, вызванного радиоактивными материалами, спасатели должны соблюдать особую осторожность. Вода не должна использоваться для тушения, так как она может усиливать радиоактивное загрязнение;

— в первую очередь необходимо изолировать место происшествия и ограничить доступ людей.

— спасатели, оснащенные специальными средствами защиты, должны использовать радиационные дозиметры для контроля уровня радиации и предпринимать меры для охлаждения и нейтрализации радиоактивных материалов.

Эвакуация пассажиров и экипажа: при необходимости спасатели должны помочь эвакуировать всех людей с борта самолета, обеспечивая их безопасность и используя аварийные выходы.

Ликвидация утечек: в случае химических или токсичных утечек спасатели должны использовать специальные контейнеры для сбора и изоляции опасных веществ. Важно предотвратить попадание химикатов в окружающую среду.

Спасатели должны взаимодействовать с пожарными, медицинскими и экологическими службами, чтобы обеспечить комплексное реагирование на чрезвычайную ситуацию.

В случае крупномасштабных происшествий может потребоваться помощь специализированных команд для ликвидации химической или радиационной угрозы.

Спасатели должны быть оснащены необходимым оборудованием и средствами защиты для выполнения действий:

1. Защитные костюмы (в том числе для работы с химическими веществами).

2. Дыхательные аппараты (ИРИ, ИДА) для защиты от токсичных или горящих газов.

3. Перчатки, защитные очки и обувь для предотвращения контакта с опасными веществами.

4. Средства связи (радиостанции или другие средства для координации с другими спасательными службами).

5. Пожарное оборудование: огнетушители, пенные установки, системы для охлаждения горячих объектов.

Рисунок 2 - Учения, проводимые сотрудниками СПАСОП

Рекомендации по улучшению аварийного планирования:

Соблюдение международных стандартов - соблюдение международных правил о международной гражданской авиации и спецификации ИАТА, является обязательным.

Инвестирование в современные технологии - использование системы мониторинга может значительно повысить уровень защиты.

Сотрудничество с экспертами - работа с профессиональными консультантами, знающие риски связанными с воздушной перевозкой опасных грузов, позволит расширить знания и улучшить процессы.

Создание и поддерживание сотрудничества с другими организациями - взаимодействие с местными органами власти и службами экстренного реагирования поможет улучшить координацию действий в чрезвычайных ситуациях.

Тушение пожаров, вызванных опасными грузами на воздушном судне, требует от спасателей высокой степени подготовки и координации действий. Применение специализированных методов и оборудования, знание характеристик опасных материалов и правильное оценивание рисков — все это ключевые компоненты успешной ликвидации последствий аварийной ситуации.

Инструкция по тушению опасных грузов на воздушном судне должна быть регулярно обновляема и отрабатываться в рамках тренировок для обеспечения максимальной безопасности и эффективности при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Список использованной литературы:

1. Doc 9284 ИКАО. Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху: утв. Советом ИКАО и опубликованы по его решению 01.01.2024. - [сайт]. Аэростандарт. URL: https://standart.aero/ru/icao (дата обращения 08.12.2024). Текс: электронный

2. Российская Федерация. Приказы. Приказ Министерства транспорта РФ от 26 ноября 2020 г. № 517 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов». - [сайт]. Система ГАРАНТ. URL: https://base.garant.ru/400165078/. (дата обращения 10.12.2024). Текст: электронный.

© Занчук А.Н., 2024

УДК 004.896

Зубко В. А.

студент 2-го курса магистратуры факультета прикладной информатики, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина

Краснодар, Россия Яхонтова И. М.

кандидат экономических наук, доцент кафедры системного анализа и обработки информации, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина

Краснодар, Россия

ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССАХ

Аннотация

В статье рассмотрена суть технологии интернета вещей, причины её возникновения, какие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.