УДК 62
ЗанчукА. Н.
магистрант 3 курса ФГБОУ УИ ГА г. Ульяновск, РФ Научный руководитель: Иванская Н.Н.
Доцент кафедры ПАСОПиТБ ФГБОУ ВО УИГА
Г. Ульяновск, РФ
АВАРИЙНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ
Аннотация
Тушение пожаров на воздушном судне, в котором находятся опасные грузы — это чрезвычайно сложная задача, которая требует от спасателей высокой квалификации, быстроты и точности в действиях. Инструкция по тушению опасных грузов на воздушном судне предназначена для спасательных служб и персонала, обеспечивающего безопасность в случае аварии. Она должна быть разработана с учетом всех возможных видов опасных материалов, транспортируемых на борту, и соответствовать международным стандартам и рекомендациям 1САО и 1АТА. В данной статье обсуждается важность аварийного планирования, его основные аспекты и рекомендации для организации безопасной транспортировки опасных грузов на воздушном транспорте.
Ключевые слова:
опасный груз, перевозка опасных грузов, воздушный транспорт, аварийное планирование.
Воздушные перевозки являются одними из самых быстрых способов доставки грузов и пассажиров на большие расстояния, но при этом они несут определенные риски, связанные с возникновением инцидентов и аварий. Перевозка опасных грузов на воздушном транспорте является значительной областью, которая требует строгого соблюдения стандартов безопасности и эффективного аварийного планирования. Аварийное планирование при перевозке опасных грузов имеет острое значение по следующим причинам:
1. Безопасность пассажиров и экипажа - при авариях на борту воздушного судна возникает угроза для жизни и здоровья людей, которая с каждой минутой нарастает с большой скоростью. Эффективное планирование позволяет минимизировать риски для всех, кто находится не только внутри самолета, но и снаружи.
2. Сохранение экологической безопасности - многие перевозимые опасные грузы представляю угрозу для окружающей среды. Утечка вредных веществ может вызвать экологическую катастрофу и избежать ее поможет только быстрое реагирование на возникшую аварию.
3. Снижение финансовых потерь - возникновение инцидента во время выполнения воздушной перевозки может привести к значительным финансовым потерям как для перевозчика, так и для клиентов авиакомпании (пассажиры, грузоотправители, грузополучатели и т.д.).
Основные аспекты аварийного планирования включают в себя:
1. Классификация опасных грузов.
Перед транспортировкой необходимо правильно классифицировать опасные грузы в соответствии с международными стандартами, так как это поможет определить уровень риска и мероприятия по безопасности.
Опасные грузы (товары, материалы) делятся на 9 классов:
класс 1 - взрывчатые вещества;
класс 2 - газы;
класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости;
класс 4 - легковоспламеняющиеся твердые вещества; вещества, подверженные самопроизвольному возгоранию; вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой.
класс 5 - окисляющие вещества и органические перекиси;
класс 6 - токсические и инфекционные вещества;
класс 7 - радиоактивные материалы;
класс 8 - коррозийные вещества;
класс 9 - прочие опасные вещества и изделия.
Рисунок 1 - Погрузка отработавшего ядерного топлива
Все лица, узнавшие о вскрытии, повреждении или протечках упаковок, содержащих опасный груз или при обнаружении других нарушений, которые могут представлять опасность безопасной перевозке опасных грузов, должны немедленно информировать сменного начальника комплексной смены -руководителя аварийно-спасательных работ.
2. Оценка рисков.
Анализ рисков должен включать вероятность возникновения аварийных ситуаций, их потенциальных последствий, а также вероятные сценарии развития событий. Первым шагом является выявление возможных рисков, которые связаны с перевозкой конкретного груза:
1. Взрыв или воспламенение.
2. Токсичные выбросы.
3. Радиоактивное излучение.
4. Коррозия и повреждения оборудования.
5. Разрушение упаковки.
Помимо этого, необходимо анализировать уязвимости, связанные с каждым этапом перевозки:
1. Упаковка и маркировка - неправильная упаковка или отсутствие соответствующей маркировки может привести к инцидентам.
2. Планирование маршрута - определение маршрута с учетом погодных условий, загруженности воздушного пространства, регионов следования и т.д.
3. Квалификация экипажа: пилоты, бортпроводники и другие члены экипажа должны быть обучены для работы с опасными грузами и правильно выполнять действия при возникновении чрезвычайной ситуации.
4. Техническое состояние воздушного судна - несоответствие стандартам безопасности, нарушение конструкции самолета, неисправность оборудования могут увеличить вероятность возникновения инцидентов.
В последние годы большой прорыв в технологиях играют важную роль в улучшении перевозки опасных грузов. Использование современных систем мониторинга таких как датчиков отслеживания груза или систем автоматического предупреждения об аварийных ситуациях в большей степени снижет вероятность происшествий.
3. Разработка аварийного плана.
Каждый экипаж воздушного судна должен иметь четкую инструкцию по выполнению действий при возникновении опасной ситуации:
— действия экипажа;
— согласование процедур с наземными службами;
— указания о том, каким образом сообщать о происшествии.
Основные действия по тушению опасных грузов:
Все спасатели должны быть оснащены соответствующим защитным снаряжением, включая противопожарные костюмы, дыхательные аппараты и защитные очки.
Оценка ситуации: для начала необходимо быстро оценить тип и масштабы пожара. Для этого спасатели должны ознакомиться с характеристиками опасных грузов, которые находятся на борту, а также с информацией о грузе (таблицы и маркеры на воздушном судне).
Изолирование зоны происшествия: самое важно ограничить доступ к месту аварии, а также эвакуировать людей, находящихся в опасной зоне.
При тушении пожара, вызванного опасными грузами, спасатели должны немедленно выяснить, какой именно опасный груз находится на борту. Для этого они могут использовать:
Информацию с маркировки и упаковки - все опасные грузы должны быть четко помечены и сопровождаются необходимыми информационными документами, которые содержат данные о классе опасности, свойствах вещества и рекомендациях по его тушению.
Справочные материалы - использование справочников для спасателей и руководств по тушению пожаров, издаваемого транспортными и пожарными службами.
В зависимости от типа опасного груза применяются разные методы тушения:
1. Тушение пожаров, вызванных горючими жидкостями (например, авиационное топливо):
— использование пены для подавления огня и предотвращения его распространения;
— применение углекислого газа (С02) для гашения огня, особенно при наличии закрытых отсеков или помещений.
2. Тушение пожаров, вызванных взрывчатыми веществами:
— в случае, если на борту самолета находятся взрывчатые вещества, необходимо избегать применения воды или пены, так как они могут вызвать детонацию;
— важнейший принцип — локализация и изоляция источника взрыва. Тушение не производится до полного прекращения угрозы взрыва. На таком этапе важны освежающие меры для охлаждения окружающих материалов;
— установка периметра безопасности на расстоянии не менее 300 метров от самолета для предотвращения возможных повреждений.
3. Тушение химических и токсичных веществ:
— для веществ, таких как кислоты, щелочи, токсичные жидкости и газы, необходимо использовать специализированные нейтрализующие вещества и поглотители;
— важно избегать воздействия воды на такие вещества, так как это может вызвать дополнительные химические реакции, ухудшающие ситуацию;
— в случае утечек химических веществ на борту самолета спасатели должны использовать изолированные дыхательные аппараты (ИДА) и другие средства защиты.
4. Радиоактивные материалы:
— в случае пожара, вызванного радиоактивными материалами, спасатели должны соблюдать особую осторожность. Вода не должна использоваться для тушения, так как она может усиливать радиоактивное загрязнение;
— в первую очередь необходимо изолировать место происшествия и ограничить доступ людей.
— спасатели, оснащенные специальными средствами защиты, должны использовать радиационные дозиметры для контроля уровня радиации и предпринимать меры для охлаждения и нейтрализации радиоактивных материалов.
Эвакуация пассажиров и экипажа: при необходимости спасатели должны помочь эвакуировать всех людей с борта самолета, обеспечивая их безопасность и используя аварийные выходы.
Ликвидация утечек: в случае химических или токсичных утечек спасатели должны использовать специальные контейнеры для сбора и изоляции опасных веществ. Важно предотвратить попадание химикатов в окружающую среду.
Спасатели должны взаимодействовать с пожарными, медицинскими и экологическими службами, чтобы обеспечить комплексное реагирование на чрезвычайную ситуацию.
В случае крупномасштабных происшествий может потребоваться помощь специализированных команд для ликвидации химической или радиационной угрозы.
Спасатели должны быть оснащены необходимым оборудованием и средствами защиты для выполнения действий:
1. Защитные костюмы (в том числе для работы с химическими веществами).
2. Дыхательные аппараты (ИРИ, ИДА) для защиты от токсичных или горящих газов.
3. Перчатки, защитные очки и обувь для предотвращения контакта с опасными веществами.
4. Средства связи (радиостанции или другие средства для координации с другими спасательными службами).
5. Пожарное оборудование: огнетушители, пенные установки, системы для охлаждения горячих объектов.
Рисунок 2 - Учения, проводимые сотрудниками СПАСОП
Рекомендации по улучшению аварийного планирования:
Соблюдение международных стандартов - соблюдение международных правил о международной гражданской авиации и спецификации ИАТА, является обязательным.
Инвестирование в современные технологии - использование системы мониторинга может значительно повысить уровень защиты.
Сотрудничество с экспертами - работа с профессиональными консультантами, знающие риски связанными с воздушной перевозкой опасных грузов, позволит расширить знания и улучшить процессы.
Создание и поддерживание сотрудничества с другими организациями - взаимодействие с местными органами власти и службами экстренного реагирования поможет улучшить координацию действий в чрезвычайных ситуациях.
Тушение пожаров, вызванных опасными грузами на воздушном судне, требует от спасателей высокой степени подготовки и координации действий. Применение специализированных методов и оборудования, знание характеристик опасных материалов и правильное оценивание рисков — все это ключевые компоненты успешной ликвидации последствий аварийной ситуации.
Инструкция по тушению опасных грузов на воздушном судне должна быть регулярно обновляема и отрабатываться в рамках тренировок для обеспечения максимальной безопасности и эффективности при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Список использованной литературы:
1. Doc 9284 ИКАО. Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху: утв. Советом ИКАО и опубликованы по его решению 01.01.2024. - [сайт]. Аэростандарт. URL: https://standart.aero/ru/icao (дата обращения 08.12.2024). Текс: электронный
2. Российская Федерация. Приказы. Приказ Министерства транспорта РФ от 26 ноября 2020 г. № 517 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов». - [сайт]. Система ГАРАНТ. URL: https://base.garant.ru/400165078/. (дата обращения 10.12.2024). Текст: электронный.
© Занчук А.Н., 2024
УДК 004.896
Зубко В. А.
студент 2-го курса магистратуры факультета прикладной информатики, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина
Краснодар, Россия Яхонтова И. М.
кандидат экономических наук, доцент кафедры системного анализа и обработки информации, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина
Краснодар, Россия
ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССАХ
Аннотация
В статье рассмотрена суть технологии интернета вещей, причины её возникновения, какие