Научная статья на тему 'Авантюрно-философская фантастика ХХ века и философская повесть'

Авантюрно-философская фантастика ХХ века и философская повесть Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
874
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАНТЮРНО-ФИЛОСОФСКАЯ ФАНТАСТИКА / НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА / ФИЛОСОФСКАЯ ПОВЕСТЬ / ЖАНР / АВАНТЮРНЫЙ СЮЖЕТ / ФИЛОСОФСКИЙ ДИАЛОГ / ПОВЕСТЬ / ПРИТЧА / САТИРА / ADVENTURE-PHILOSOPHICAL FANTASTIC / SCIENCE FICTION / PHILOSOPHICAL TALE / GENRE / ADVENTURE PLOT / PHILOSOPHICAL DIALOGUE / TALE / PARABLE / SATIRE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Козьмина Елена Юрьевна

В статье говорится о влиянии жанра философской повести на авантюрно-философскую фантастику ХХ века. Основные характеристики философской повести связаны с экспериментальной проверкой философской идеи. Идея испытывается в авантюрном сюжете и в обсуждениях персонажей, поэтому важную роль играет философский диалог. Авантюрный сюжет создает переломные события, в которых раскрывается идея. Персонажи философской повести и изображенный внутренний мир схематичны и условны. Философская повесть ориентирована на сатиру и притчу и потому двупланова и иносказательна она связана с «текущей современностью» и вечными проблемами. Нравственный выбор соотносится с традиционными образцами. В авантюрно-философской фантастике также в центре внимания находится философская идея «что делает человека человеком». Герой испытывается в контакте с безличной или нечеловеческой силой. Испытания героя и идеи не отделены друг от друга, и в этом заметно влияние романов Ф.М. Достоевского. Выбор героя морально неоднозначен, так как герой сталкивается с новыми нечеловеческими нормами. В авантюрно-философской фантастике появляется новый тип героя, не тип и не характер, а персонификация «природы человека». Авантюрно-философскую фантастику следует отличать от философской сатиры и от «готической фантастики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The adventure-philosophical fantastic of the 20th century and the philosophical tale

The article describes the influence of the philosophical tale genre in the adventure-philosophical fantastic of the 20th century. Main characteristics of philosophical tale is associated with experimental verification of philosophical ideas. The idea is tested in the adventure plot and characters in the discussions, so the important role is played by philosophical dialogue. The adventure plot creates a crucial event which reveals the idea. Characters' philosophical tales and images of internal peace are sketchy and tentative. Philosophical tale is focused on satire and parable, and therefore duality; and metaphorically, it is linked to the “current modernity” and eternal problems. The moral choice is related to traditional patterns. The adventure-philosophical fantastic in the spotlight is a philosophical idea “what makes human to be human”. The hero is tested in contact with the impersonal and superhuman strength. Tests of the hero and ideas are not separated from each other, and this is significantly influenced by Fyodor Dostoyevsky's novels. Hero selecting is morally ambiguous. The hero faces new subhuman standards. The adventure-philosophical fiction is a new type of hero, being the personification of “human nature” rather than the type or character. Adventure-philosophical fiction should be distinguished from the philosophical satire of “Gothic fiction”.

Текст научной работы на тему «Авантюрно-философская фантастика ХХ века и философская повесть»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

УДК 82-31

Козьмина Елена Юрьевна

кандидат филологических наук, доцент Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург)

klen063@gmail.com

АВАНТЮРНО-ФИЛОСОФСКАЯ ФАНТАСТИКА ХХ ВЕКА И ФИЛОСОФСКАЯ ПОВЕСТЬ

В статье говорится о влиянии жанра философской повести на авантюрно-философскую фантастику ХХ века. Основные характеристики философской повести связаны с экспериментальной проверкой философской идеи. Идея испытывается в авантюрном сюжете и в обсуждениях персонажей, поэтому важную роль играет философский диалог. Авантюрный сюжет создает переломные события, в которых раскрывается идея. Персонажи философской повести и изображенный внутренний мир схематичны и условны. Философская повесть ориентирована на сатиру и притчу и потому двупланова и иносказательна - она связана с «текущей современностью» и вечными проблемами. Нравственный выбор соотносится с традиционными образцами. В авантюрно-философской фантастике также в центре внимания находится философская идея - «что делает человека человеком». Герой испытывается в контакте с безличной или нечеловеческой силой. Испытания героя и идеи не отделены друг от друга, и в этом заметно влияние романов Ф.М. Достоевского. Выбор героя морально неоднозначен, так как герой сталкивается с новыми нечеловеческими нормами. В авантюрно-философской фантастике появляется новый тип героя, не тип и не характер, а персонификация «природы человека». Авантюрно-философскую фантастику следует отличать от философской сатиры и от «готической фантастики».

Ключевые слова: авантюрно-философская фантастика, научная фантастика, философская повесть, жанр, авантюрный сюжет, философский диалог, повесть, притча, сатира.

Авантюрно-философская фантастика -одна из разновидностей фантастической литературы, в которой авантюрный сюжет сочетается с философским экспериментом [12]. Генетически она является продолжением «научной фантастики»; литературы, возникшей в начале ХХ века и ставившей целью не только развлечь читателя, но в первую очередь - просветить, познакомить с достижениями бурно развивающейся науки и техники [15]. Собственно «научная фантастика», как гибрид художественного и научного дискурса, существовала недолго. Она быстро переросла свои рамки и далее развивалась уже как сугубо художественная литература.

Авантюрно-философская фантастика ХХ века -одна из разновидностей фантастической литературы и наследница «научной фантастики» - представляет собой группу жанров; но механизм их образования, их генезис и эволюция еще недостаточно изучены. Однако уже можно говорить о несомненном влиянии на этот тип фантастической литературы жанра философской повести.

Этот жанр не раз становился предметом литературоведческих исследований - как теоретических, так и историко-литературных. Особенно выделяются на этом фоне работы о повестях Вольтера -своеобразных «образцах» жанра философской повести. Правда, приходится отметить, что в специальной литературе часто никак не разводятся базовые жанровые понятия - «философская повесть» и «философский роман»; эти наименования могут сосуществовать даже в одном труде. К примеру, в статье Н.В. Забабуровой читаем: «Главным организующим принципом философского романа (повести) для Вольтера становится полемика с вполне определенной философской системой или идеей» [4, с. 99].

Будем считать, что речь все же идет об одном жанре, и тогда можно выделить в нем ряд существенных характеристик. Среди них главная, определяющая все другие структурные особенности, - это постановка в центр произведения не героя и не событий, приключившихся с ним и повлиявших на него, а философской идеи. «Можно сказать, - пишет А.Д. Михайлов, - что “героями” этих произведений <...> оказываются не привычные нам персонажи, с индивидуальными характерами, собственными судьбами, неповторимыми портретами и т. д., а та или иная политическая система, философская доктрина, кардинальный вопрос человеческого бытия» [7].

Эти доктрины и вопросы в повести - не просто интеллектуальный фон, они оказываются предметом эксперимента, проверки мысли, идеи; отсюда и название жанра - «философская повесть».

Испытание идеи изображается двумя способами: 1) в сюжете, когда последовательность событий - это либо цепь фактов, призванных подтвердить и / или проиллюстрировать идею, либо наоборот - события-аргументы, опровергающие ее (см., например, большую часть повестей Вольтера - «Кандид», «Задиг», «Уши графа Честерфилда» и др.); 2) в слове, в диалоге, то есть через обсуждение идеи персонажами повести. Как правило, во втором варианте внешний сюжет заметно редуцирован (повесть маркиза де Сада «Диалог между священником и умирающим»).

Два способа проверки идеи определяют другие особенности жанра - авантюрный сюжет, основу которого составляет испытание героя в чужом для него мире, и наличие таких композиционно-речевых форм, как философский диалог. Рассмотрим эти особенности подробнее.

Авантюрный сюжет в философской повести доведен до своего предела: идея и герои испыты-

96

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 5, 2015

© Козьмина Е.Ю., 2015

Авантюрно-философская фантастика ХХ века и философская повесть

ваются здесь в переломных, исключительных ситуациях: «Все эти повести Вольтера рассказывают о катастрофах...» [8, с. 193]. Довольно часто это «пороговые ситуации», когда герой оказывается между жизнью и смертью, как, например, в уже упоминавшейся повести де Сада «Диалог между священником и умирающим» или в повести А. Герцена «Сорока-воровка». Это ситуация постановки «последних вопросов», о которой М.М. Бахтин пишет как об «очищающей слово от всякого жизненного автоматизма и объектности, заставляющей человека раскрывать глубинные пласты личности и мысли» [3, с. 128].

Если сюжетный вариант испытания идеи в философской повести доминирует, она все же не обходится без диалога-дискуссии, в котором раскрываются позиции противостоящих друг другу персонажей и различные аспекты многогранной философской идеи. Такая композиционная форма берет начало в жанре древнегреческого философского диалога, который, в свою очередь, возникает из фольклорного «“состязания” мудрецов» [14, с. 57].

Однако бывают случаи, когда диалог в философской повести, казалось бы, отсутствует. Так происходит в «Сне смешного человека» Ф.М. Достоевского; здесь перед нами - монолог героя, и монолог «безадресный», как бы ни к кому не обращенный, но при этом «вся речь рассказчика пронизана внутренним диалогом; все слова здесь обращены к себе самому, к мирозданию, к его творцу, ко всем людям» [3, с. 178].

Еще одна особенность философской повести, вытекающая из ее основного события - испытания идеи, проявляется в способах изображения персонажей. Поскольку сущность философской повести - «в жизни самой мысли-идеи» [9, с. 581], то другие персонажи становятся, по выражению Л.Е. Пинского, «рупорами идей», то есть «фигурой вторичной по отношению к указанной идее» [4, с. 101], «транслятором <.> того или иного “философского положения”» [6, с. 282]. Отсюда - отмечаемый всеми исследователями «схематизм» образов. По меткому выражению А. Моруа, героев «можно истязать, жечь, и ни автор, ни читатель не испытывают чувства подлинного волнения <...> Под эту неистовую музыку мечутся марионетки» [8, с. 193].

В ряде случаев у персонажей философской повести нет даже имени. «В исправительной колонии» Ф. Кафки действуют «путешественник» (Reisende), «офицер» (Offizier), «комендант» (Kommandanten), «солдат» (Soldat), «осужденный» (Verurteilte)), а у Вольтера имена персонажей часто являются обозначением преобладающей черты их характера - «Простодушный» (L’Ingenu) или внешнего облика («Микромегас» (Micromegas).

Условность изображенных героев и внутреннего мира произведения создает двуплановость

философской повести, то есть возможность сочетать абстрактный философский план и острую злободневность. Это формирует особую, противоречивую «зону построения литературного образа» (М.М. Бахтин); с одной стороны - «зону фамильярного контакта» с текущей современностью, а с другой - зону «далевого образа», дистанцированного от конкретной действительности.

Связь с текущей современностью обнаруживается в соответствии между тем, что изображено в философской повести, и реалиями конкретно-исторической действительности, окружающей автора. Так, например, считается, что прототипом султанши Шераа в повести Вольтера «Задиг» является маркиза де Помпадур, а в комментариях к «Микромегасу» пишется, что «в лице обитателя Сатурна выведен секретарь Французской Академии Бернар де Фонтенель» [10, с. 483]. В этих же примечаниях подробно раскрываются указания, содержащиеся в тексте повести, на реальные войны, стихийные бедствия (например, землетрясение в Лиссабоне), научные открытия и пр., то есть на современные Вольтеру события общественной жизни. Неслучайно Л.Е. Пинский писал, что «подлинное основание (повестей Вольтера. - Е. К.) - современная жизнь и современная культура.» [9, с. 588] и «жизненность его повестей всеми нитями связана со своим временем» [9, с. 590].

А. Моруа видит истоки этой связи с «текущей современностью» в специфике происхождения философской повести. Он считает, что жанр появился в результате сочетания (гибрида) двух начал -художественного и публицистического. Первый элемент, художественный, обращен к вымыслу, а второй, публицистический, к реальности. «Философская повесть - трудный жанр, - пишет А. Мо-руа, - потому что это жанр-гибрид. Это и эссе, и памфлет, поскольку автор высказывает и высмеивает в нем некоторые идеи, и вместе с тем это повесть о воображаемых событиях» [8, с. 188].

Так или иначе, в философской повести возникает иносказательность: рассказывается одновременно о событиях и людях, существующих в действительности, но в то же время - о выдуманных персонажах, в которых, впрочем, довольно легко узнаются жизненные реалии. Первоначальная (подлинная) история является порождающей субстанцией, но из произведения не элиминируется, а существует в форме фона.

В случаях, когда обращение к современной действительности является высмеивающим, мы вправе говорить о сатире в одном из значений этого понятия, сформулированном М.М. Бахтиным: «определенное (в основном - отрицательное) отношение творящего к предмету своего изображения (т. е. к изображаемой действительности), определяющее выбор средств художественного изображе-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 5, 2015

97

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

ния и общий характер образов...» [2, с. 11]. Отметим, что сама по себе сатира также подразумевает иносказательность.

Если сатира вносит в философскую повесть «злободневность», «фамильярный контакт» с исторической действительностью, то «зона да-левого образа» возникает в результате ориентации философской повести на притчу. Это позволяет выделить в жанре вечный, вневременной план как один из элементов двуплановой структуры. Черты притчи проступают, в первую очередь, в схематизме изображения действительности, ведь в притче «.природа и вещи упоминаются лишь по необходимости, действие происходит как бы без декораций, в “сукнах”» [1, с. 305], а далее - в уже упоминавшемся схематизме персонажей, которые, как и в притче «не имеют не только внешних черт, но и “характера” в смысле замкнутой комбинации душевных свойств.» [там же].

Притча, как и сатира, тоже двупланова: это «иносказательная история о случае, представляющем собою не странный казус, а наглядный пример всеобщей закономерности.» [11, с. 187]. Двуплановость притчи определяет двуплановость философской повести, только в несколько ином, абстрактном, аспекте.

Главное событие притчи и в наследующем ей жанре повести - нравственный выбор героя, причем оценка этого выбора дана «в свете безусловно авторитетных этических норм» [там же], в свете моральной традиции и образцов соответствующего поведения.

Как все эти особенности проявились в авантюрно-философской фантастике ХХ века?

Экспериментальность характерна и для этого типа литературы; весь мир героя здесь - авторский эксперимент, конструирование необычайных условий для испытания героя. Но часто эксперимент -это и предмет изображения: например, в романе Г. Гаррисона «Время для мятежника» рассказывается о проекте «Гномен», где персонажи изобрели машину времени; в повести К. Саймака «Поколение, достигшее цели» описывается эксперимент по перемещению человечества на другую планету, и т. п.

Основная философская идея, которая испытывается в авантюрно-философской фантастике ХХ века, инвариантна; здесь важно понять, «что же делает человека человеком» [12, с. 278]. Испытываются при этом не личные качества отдельного персонажа (человечность, доброта, интеллект, способность любить и пр.), не его индивидуальные черты или, наоборот, типологические признаки, а «природа человека», сущность человечества в целом. Поэтому для авантюрно-философской фантастики в равной степени важны испытания и идеи (чем человек отличается от нечеловека), и героя (как он проявляет эту сущность). Неотделимость испытания идеи от испытания героя заставляет нас

обратиться к романам Ф.М. Достоевского как к источнику, оказавшему заметное влияние на авантюрно-философскую фантастику ХХ века.

Согласно М.М. Бахтину, во всех романах Достоевского, где изображается философская идея, сохраняется следующее условие: «всякую мысль он воспринимает и изображает как позицию личности» [2, с. 10], следовательно, «образ героя неразрывно связан с образом идеи и неотделим от него» [2, с. 99]. Также, считает М.М. Бахтин, «герой Достоевского - человек идеи; это не характер, не темперамент, не социальный или психологический тип: с такими овнешненными и завершенными образами людей образ полноценной идеи, конечно, не может сочетаться» [2, с. 97].

Очевидно, что и в авантюрно-философской фантастике действуют те же законы, что и в романах Достоевского: герой неотделим от идеи, он сращен с ней; он не является просто «рупором идей», как в философской повести. Герой здесь -не характер, не тип, не темперамент, а персонифицированный образ сущности всего человечества.

Как и в философской повести, идея и человек испытываются с помощью сюжетных событий и в диалоге персонажей. Сращенность героя и идеи приводит к тому, что в авантюрно-философской фантастике нет доминирования какого-то одного вида проверки; не преобладает ни диалогическое испытание, ни сюжетное; и события, и идеи, с ними связанные, обязательно обсуждаются персонажами.

Испытание «природы человека» возможно только перед лицом нечеловеческой или безличной силы, и ее изображение во многом определяет «фантастичность» интересующей нас литературы. Авантюрно-философская фантастика - это не «то, чего нет в действительности», не изображение небывалых существ или конструкций самих по себе, а контакт человеческого и нечеловеческого мира и испытание героя этим контактом. Таким образом, фантастика этого типа тоже создает исключительные ситуации, однако идет в этом смысле еще дальше философской повести. Герой здесь попадает в положения не просто предельно возможные, а запредельные, находящиеся за границей реального. Это позволяет столкнуть героя с силами, которые ему, как представителю всего человечества, противоположны, то есть с нечеловеческими силами.

При этом вовсе не обязательно, чтобы персонажи вступали в контакт, например, с инопланетянами. Нечеловеческий мир может представать в форме внеличной позиции самого персонажа, например, наблюдателя за историческим прошлым, «Бога», наперед знающего будущее («Трудно быть богом» А. и Б. Стругацких) [5].

В этом смысле многие произведения, считающиеся фантастическими, таковыми не являются. Так, например, в «Таинственном острове»

98

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 5, 2015

Авантюрно-философская фантастика ХХ века и философская повесть

Ж. Верна персонажи противопоставлены природной стихии, с которыми успешно справляются; но проверяется здесь не «природа человека», а индивидуальные человеческие возможности - умение думать, строить, исследовать, приспосабливаться и т. п. Поэтому очень важны энциклопедические знания Сайреса Смита, которые позволяют выстроить правильную линию поведения. Наличие же в романе подводной лодки капитана Немо -аппарата, во времена Ж. Верна еще не сконструированного в действительности, то есть «фантастического», ничего не решает в главном событии испытания. В «Таинственном острове» испытывается природа человека не в космическом масштабе, а в земном, то есть проверяются те качества, которые позволяют людям выжить в экстремальных, но вполне земных условиях.

Выбор героя авантюрно-философской фантастики в столкновении с нечеловеческими силами отличается от выбора героя в философской повести, рассчитанного на соответствие авторитетным «образцам». В фантастике он оказывается неоднозначным в свете моральной оценки. У фантастического героя нет и не может быть образцов поведения в контакте с другим миром, так как он сталкивается с нормами иными, нечеловеческими. Ни сам герой, ни читатель не могут оценить «правильность» поступка: верно ли поступил Петер Глебски, когда не дал инопланетянам уйти от преследования и обрек их на гибель («Отель “У погибшего альпиниста”» А. и Б. Стругацких)? Нужно ли было убить Льва Абалкина, как это сделал Экселенц, или спасти его, как это пытался сделать Максим («Жук в муравейнике»)? Стоит ли вмешиваться в историю и изменять ход событий или этого делать нельзя («Меж двух времен» Дж. Финнея)?

Схематизм героя, подобный тому, что есть и в философской повести, - следствие того, что в авантюрно-философской фантастике появляется новый тип героя. Не учитывая это, критики часто говорят о «неразработанности характера» персонажа. С одной стороны, это верно (особенно заметна такая «неразработанность» при визуализации образа, например, в фантастических фильмах, когда актеру бывает затруднительно раскрыть психологию своего персонажа (см., например, фильм «Акванавты» реж. И. Вознесенского)). Но, с другой стороны, герой фантастического произведения и не может быть психологически тонко выписанным персонажем, его образ создается для решения иных задач.

Мы видим, что влияние философской повести на авантюрно-философскую фантастику ХХ века весьма ощутимо, хотя заимствованные элементы и качества не всегда переносятся впрямую, они видоизменяются и приобретают иные функции.

Но есть и существенные отличия фантастики от философской повести, наиболее серьезные из

них связаны с иносказательностью. Философская повесть, как мы отмечали, иносказательна, имеет два плана - изображенный и подразумеваемый, в то время как авантюрно-философские произведения создают «безусловную реальность <...> мира персонажей» [12, с. 277]. Это означает, что любые скрытые намеки, аллюзии, в особенности сатирического характера, «переводят» авантюрно-философское фантастическое произведение в другой ранг - например, философской сатиры, иного типа фантастической литературы. Их близость связана с общим происхождением. Дело в том, что одним из источников философской повести М.М. Бахтин считал мениппею. «Действие в ней, - писал Бахтин, - происходит не только “здесь” и “теперь”, а во всем мире и в вечности: на земле, в преисподней и на небе» [2, с. 170], то есть мениппея обладает двуплановостью: «злободневной публицистичностью» [2, с. 136] и абстрактной вневременностью. Мениппея через философскую повесть повлияла на философскую сатиру.

С другой стороны, стоит обратить внимание еще на одну особенность мениппеи, которую Бахтин назвал «морально-психологическим экспериментированием» [2, с. 134]. Оно включает «изображение необычных, ненормальных морально-психических состояний человека - безумий всякого рода (маниакальная тематика), раздвоения личности, необузданной мечтательности, необычных снов, страстей, граничащих с безумием, самоубийств и т.п.» [там же]. Эта особенность повлияла на формирование так называемой «готической фантастики», в которой сверхъестественное событие не может быть объяснено однозначно (рационально или мистически), оно всегда допускает возможность равнозначной его оценки в том или ином ключе, как это описал Цв. Тодоров: «Очевидец события должен выбрать одно из двух возможных решений: или это обман чувств, иллюзия, продукт воображения, <.> или же событие действительно имело место, оно - составная часть реальности, но тогда эта реальность подчиняется неведомым нам законам. Фантастическое существует, пока сохраняется эта неуверенность;.» [13, с. 25].

Тесное родство разных видов фантастической литературы, а также их связь с философской повестью и генетически предшествующими ей жанрами свидетельствует о взаимосвязи «классического» и «гротескно-фантастического» канонов и о тождестве механизмов жанрообразования в них.

Библиографический список

1. Аверинцев С.С. Притча // Литературный энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - С. 305.

2. Бахтин М.М. Сатира // Бахтин М.М. Собрание сочинений. - Т. 5: Работы 1940-х - начала 1960-х годов. - М.: Русские словари, 1997. - С. 11-38.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 5, 2015

99

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Сов. Россия, 1979. - 320 с.

4. Забабурова Н.В. Французский философский роман XVIII века: самосознание жанра // XVIII век: литература в контексте культуры. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - С. 94-104.

5. Козьмина Е.Ю. Инвариант фантастического авантюрно-исторического романа // Новый филологический вестник. - 2015. - № 2 (33). - С. 24-43.

6. Кулишкина О.Н. Философская повесть // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. -М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. - С. 282-283.

7. Михайлов А.Д. Вольтер и его проза // Вольтер. Философские повести. - М.: Правда, 1985. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.liim. ru/comments/3_foreign_18/3_foreign_18-01-3.html (дата обращения 23.09.2015).

8. Моруа А. Вольтер // Моруа А. Собр. соч.: в 6 т. - Т 6: Олимпио, или жизнь Виктора Гюго.

Ч. VIII-X. Литературные портреты. - М.: Пресса, 1992. - 316 с.

9. Пинский Л.Е. Философский роман // Пинский Л.Е. Ренессанс. Барокко, Просвещение. Статьи. Лекции. - М.: РГГУ 2002. - С. 558-563.

10. Примечания // Вольтер. Т. 1. Философские повести и рассказы. - М.; Л.: Academia, 1931. -С. 481-498.

11. Тамарченко Н.Д. Притча // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. - М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. - С. 187-188.

12. Тамарченко Н.Д. Фантастика авантюрнофилософская // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. - М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. - С. 277-278.

13. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1997. - 136 с.

14. Шкаренков П.П. Диалог прозаический // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. -М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. - С. 56-58.

15. Gernsback H. A New Sort of Magazine // Amazing Stories. - 1926. - Vol. 1. - №. 1 (April). - Р. 3.

100

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова jij- № 5, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.