Литература
1 Шарипова Х. Р. Развитие индустрии гостеприимства: исторический аспект / Х. Р. Шарипова // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических наук, 2012. № 2-7. С. 229-234.
2 Бадарч О. Б. Развитие гостиничного бизнеса в России. / О. Б. Бадарч // Научный вестник МГИИТ, 2012. № 2. С. 7-9.
3 Конькова Е. Д. К вопросу развития гостиничного бизнеса в Российской Федерации. / Е. Д. Конькова, М. М. Салтыкова // Экономика и общество: проблемы и перспективы развития в условиях неопределенности, 2016. С. 61-66.
4 Барашок И. В. Гостиничный рынок России: становление, модернизация, перспективы развития / И. В. Барашок, Н. П. Овчаренко, Л. Л. Руденко // Sochi Journal of Economy, 2014. № 1. С. 28-34.
5 Казанджян М. А. Особенности становления и развития гостиничного бизнеса / М. А. Казанджян // Актуальные вопросы экономических наук, 2010. № 17-1. С. 79-86.
Аутсорсинг в бюджетных учреждениях Российской Федерации
1 2 Пилипчук В. А. , Курасова Е. А.
1Пилипчук Вадим Андреевич /Pilipchuk Vadim Andreevich - магистрант;
2Курасова Екатерина Александровна / Kurasova Ekaterina Aleksandrovna - кандидат экономических наук, доцент, направление: менеджмент, кафедра финансы и кредит, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Аннотация: в последнее время все более актуальным становится вопрос передачи части работ бюджетного учреждения сторонней специализированной организации (на аутсорсинг). Данный процесс нередко приводит к возникновению у руководства учреждения некоторых сложных вопросов, изучению которых и посвящена данная статья. В статье анализируются процессы использования аутсорсинга в бюджетных учреждениях Российской Федерации. Также авторами рассмотрены преимущества и недостатки аутсорсинга и примеры использования аутсорсинга в бюджетных учреждениях.
Ключевые слова: аутсорсинг, анализ, бюджет, бухгалтерский учёт, налоговый учёт.
1. Понятие аутсорсинга
Аутсорсинг (англ. outsourcing: out - внешний, находящийся за пределами, source-источник) - комплекс мероприятий, направленных на передачу предприятием определенных процессов и функций другой организации. Поставщики аутсорсинговых услуг называются аутсорсерами или аутсорсинг-провайдерами. Организации, использующие аутсорсинговые услуги, обычно называются организациями-заказчиками. Существует множество видов аутсорсинга - практически все неосновные виды деятельности можно передать на выполнение аутсорсинговым компаниям. Одной из самых популярных форм аутсорсинга по праву считается передача сторонней организации бухгалтерского учета и составления отчетности на предприятии.
Аутсорсинг в бюджетных организациях набирает всё большую популярность. Бюджетное учреждение - по бюджетному законодательству РФ организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из
34
соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ) [3].
Бюджетные учреждения занимаются обеспечением населения необходимыми соц. услугами в области здравоохранения, образования и так далее. Особенность финансов бюджетных учреждений состоит в том, что основным источником их финансирования являются средства бюджета, именно поэтому обеспечивается тесная взаимосвязь бюджетных учреждений со сферой муниципальных и государственных финансов; механизм функционирования финансов бюджетных учреждений регламентируется бюджетным законодательством.
Необходимо отметить, что само понятие «аутсорсинг» в российском законодательстве отсутствует. Рассмотрим пример, связанный с нормативным регулированием бухгалтерского и налогового аутсорсинга. Пункт 3 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» устанавливает, что «Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета» [8]. Налоговый кодекс, в свою очередь, в пп. 36 п. 1 ст. 264 включает в число прочих расходов, связанных с производством и реализацией, «расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями» [7]. То есть фактически возможность использования бухгалтерского аутсорсинга в законодательстве предусмотрена, но названа другими словами.
2. Преимущества и недостатки аутсорсинга
Становясь потребителем аутсорсинговых услуг, организация-заказчик получает возможность сосредоточиться на основном бизнесе, поскольку договор аутсорсинга заключается именно по непрофильным направлениям деятельности организации. Передача части работ на аутсорсинг позволяет сократить издержки, так как зачастую услуги аутсорсера стоят намного дешевле, чем содержание собственного персонала.
3. Классификация аутсорсинга
Одним из ключевых вопросов исследования является вопрос классификации аутсорсинга. Существуют следующие основные классификационные признаки аутсорсинга:
1) Полнота передаваемого процесса.
Классификация по данному признаку осуществляется с точки зрения полноты передачи контроля и разделения ответственности. Аутсорсинг по этому признаку делят на два вида: частичный и полный. Под частичным аутсорсингом понимается передача функций или части бизнес-процесса. Полный аутсорсинг - передача сторонней организации целиком отдельных функций или бизнес-процесса с возложением на него полной ответственности за их выполнение. Многие исследователи выделяют пять основных видов аутсорсинга:
• максимальный. Передача штата сотрудников и активов поставщику услуг на время действия контракта;
• выборочный. Означает, что часть подразделения остается у клиента;
• совместный. Клиент и аутсорсер являются партнерами;
• промежуточный. Компания, имеющая специалистов с высокой квалификацией, передает управление своим подразделением третьей стороне;
• трансформационный. Компания нанимает аутсорсера, который полностью управляет процессом и создает новый конечный продукт. Такие услуги схожи услугам консультантов.
2) Вид деятельности.
Многие авторы классифицируют аутсорсинг по данному признаку. Выделение видов происходит в зависимости от вида бизнес-процесса, который передается аутсорсеру. К примеру Аникин Б. А., Рудая И. Л. В основном выделяют следующие виды аутсорсинга:
информационных технологий, научно- производственной деятельности, логистических функций, функций управления организаций, корпоративного обучения, человеческих ресурсов, финансовых и банковских операций, производственный. Под производственным аутсорсингом понимается передача некоторых задач или целого производственного процесса сторонней организации. Этот вид дает возможность компании, во-первых, сосредоточиться на разработке и производстве новых продуктов и услуг, во-вторых, увеличить гибкость производства.
3) Длительность передачи процесса на сторону.
Исследователи выделяют три вида. Первый вид связан с передачей на сторону одноразовых и краткосрочных задач. Второй вид - это временная, сезонная, консультативная и контрактная поддержка. Одним из примеров являются агентства по оказанию экстренных услуг. Третий вид возникает, когда чья-то профессиональная позиция становится избыточной. Поглощение или слияние предприятий относятся к этому типу аутсорсинга.
4) Отрасль применения.
В зависимости от отрасли применения аутсорсинга выделяют следующие виды: промышленный, строительный, торговый, туристический, правовой.
5) Отношение к профильной деятельности.
По данному признаку делят аутсорсинг на два вида: аутсорсинг основных процессов и вспомогательных.
6) Форма (вид контрактных условий/
Выделяют три типа аутсорсинга. Обычный аутсорсинг - это передача вспомогательных процессов специализированной организации путем заключения обычного контракта. Возможен перевод сотрудников и актив к аутсорсеру. Второй вид -совместный аутсорсинг, это когда компании становятся партнерами для модернизации своих процессов. Как и в обычном аутсорсинге, возможен перевод активов и персонала провайдеру услуг. Третьим видом является аутсорсинг с элементами реорганизации (BTO - business stransformation outsourcing). Данный вид предполагает от обоих партнеров преобразования всей структуры бизнеса для улучшения своей деятельности.
7) Ресурс.
По данному признаку осуществляется выделение аутсорсинга по принципу основного ресурса. Выделяют 4 вида аутсорсинга: профессиональный, производственно-технологический, географический, финансово -административный.
8) Доля капитала аутсорсера.
Выделяют 3 вида: дочернее предприятие, совместное предприятие и доля капитала в компании аутсорсера.
Преимущества Недостатки
Позволяет получить комплектующие или услуги выше качеством и/или дешевле. Компания рискует вывести за свои пределы слишком многие виды деятельности и лишиться части собственных ресурсов и возможностей. В таких случаях компания утратит виды деятельности, которые в течение длительного времени обеспечивали ей успех на рынке.
Улучшает инновационные возможности компании за счет взаимодействия и партнерства с поставщиками мирового уровня, имеющими большой интеллектуальный потенциал и богатый инновационный опыт. Передача некоторых функций в аутсорсинг нецелесообразна для крупных организаций, поскольку она может привести к потере конфиденциальности информации, к снижению оперативности в предоставлении необходимых сведений для управления организацией.
Обеспечивает большую гибкость компании в случае внезапного изменения рыночной ситуации или потребительских предпочтений: проще и дешевле найти новых поставщиков с необходимыми возможностями и ресурсами, чем перестраивать внутреннюю деятельность компании, ликвидируя одни мощности и ресурсы и создавая новые. Передача на аутсорсинг, каких- либо функций может привести к утрате некоторых видов деятельности, которые в совокупности с основным видом, обеспечивали организации успех на потребительском рынке. Кроме того, передав в аутсорсинг много функций, у организации могут возрасти затраты. Здесь стоит заметить, что чрезмерное увлечение аутсорсингом может полностью привести фирму — заказчика в полную зависимость от внешних исполнителей.
Ускоряет приобретение ресурсов и навыков. Психологический фактор: не каждая фирма доверит внутреннюю информацию посторонней организации.
Позволяет сосредоточиться на тех операциях, которые эффективно выполняются силами компании, и тех, которые стратегически целесообразно сохранить под ее контролем. Достаточно велик риск убытков из-за низкого качества услуг, ведь аутсорсинг в Российской Федерации только развивается. Кроме того, фирма-аутсорсер, как и любая другая, занятая, предпринимательством может разориться, в связи с чем, организация-заказчик вынуждена будет воспользоваться услугами нового аутсорсера, а это дополнительные моральные и материальные затраты.
Поскольку организация - заказчик передает аутсорсеру часть функций, то он имеет возможность сконцентрировать все внимание на основной деятельности организации. Кроме того, ранее задействованные ресурсы организации можно перераспределить и инвестировать в поддержку основного бизнеса.
Возможность сокращения штата организации.
Более качественное выполнение отдельных функций организации специализированными фирмами.
Надежность предоставляемых услуг аутсорсером за счет сочетания специализации и опыта уменьшает риски организации.
4. Примеры применения аутсорсинга в Российской федерации.
История аутсорсинга в России начинается с начала 1990-х годов. Тогда предприятия, чтобы выжить, избавлялись от непрофильных активов. А поскольку первоначальной задачей бизнеса было экономическое и физическое выживание, то это породило и первые аутсорсинговые компании в виде частных охранных предприятий. Популярен стал и аутсорсинг в бухгалтерии. В Прикамье эта система развивается уже много лет.
Наиболее активное развитие аутсорсинга в Пермском крае началось в 2009 г. по инициативе губернатора Олега Чиркунова. Экс-глава региона стремился отдать частным компаниям максимальное количество работ, которые не являлись профильными для учреждений. Уже в начале 2011 г. школам, больницам, детским садам и другим государственным учреждениям различные услуги оказывали более 200 предприятий.
К сожалению аутсорсинг социальных услуг показал себя не с лучшей стороны. Директор Центра ГРАНИ Светлана Маковецкая и член Общественной палаты Пермского края, политолог Константин Сулимов на основе проведённых исследований представили анализ сегодняшней ситуации с аутсорсингом социальных услуг в Пермском крае. Их основные выводы:
• недостаточная прозрачность самой процедуры аутсорсинга, недостоверность или неполнота публикуемой властями информации;
• сомнения в способности некоторых аутсорсеров выполнять взятые на себя обязательства: никому не известные организации, без истории профильной деятельности, созданные всего полгода, год назад и т. д.;
• при проведении конкурса по передаче социальных услуг в аутсорсинг конкурс как таковой зачастую отсутствует, так как поступает всего одна заявка или наоборот, многие из участников конкурсов почему-то имеют один и тот же юридический адрес;
• не выявлен хоть сколько-нибудь значимый государственный контроль за качеством социальных услуг оказываемых аутсорсерами;
• аутсорсинг в сегодняшнем виде абсолютно не учитывает интересы муниципалитетов и местных сообществ; по сути дела, социальные услуги, переданные в аутсорсинг в районах края оказывают «пермские вертикальные холдинги», созданные не всегда понятно кем в последние 1-2 года и очевидно стремящиеся к монополизации рынка, чему краевое правительство не противодействует, а наоборот, содействует, укрупняя лоты; в результате, аутсорсинг никак не развивает местные рынки социальных услуг и местный некоммерческий сектор, а, наоборот, подавляет их.
При этом и Светлана Маковецкая, и Константин Сулимов специально несколько раз подчеркнули, что являются принципиальными сторонниками аутсорсинга в сфере государственных услуг, а не устраивает их конкретная пермская форма введения аутсорсинга.
Чтобы решить проблему, было предложено: разукрупнить лоты; создать действенный государственный контроль качества оказываемых аутсорсерами услуг, включая регулярный независимый аудит их деятельности; принять программу стимулирования рынка социальных услуг в Пермском крае; принять меры по исключению возможной аффилированности участников процедур аутсорсинга.
Таким образом, можно сделать выводы, что государственные ведомства при проведении столь радикальных преобразований в социальной, т.е. наиболее чувствительной для населения, сфере должны вести себя максимально прозрачно и ответственно. В том числе, а, возможно, и в первую очередь, обеспечивая социальную устойчивость и приемлемость преобразований, за которые они отвечают. В данный момент именно такой ответственности у Министерства и Агентств не наблюдается. Повсеместно принимаются неудачные и поспешные тактические решения, которые увеличивают недовольство и сопротивление и у сторонников, и у противников реформ в социальной сфере.
Выводы
Аутсорсинг (англ. outsourcing: out - внешний, находящийся за пределами, source-источник) - комплекс мероприятий, направленных на передачу предприятием определенных процессов и функций другой организации.
Аутсорсинг в бюджетных организациях набирает всё большую популярность, однако само понятие «аутсорсинг» в российском законодательстве до сих пор
отсутствует. Фактически возможность использования бухгалтерского аутсорсинга в законодательстве предусмотрена, но названа другими словами.
Становясь потребителем аутсорсинговых услуг, организация-заказчик получает возможность сосредоточиться на основном бизнесе, поскольку договор аутсорсинга заключается именно по непрофильным направлениям деятельности организации. Передача части работ на аутсорсинг позволяет сократить издержки, так как зачастую услуги аутсорсера стоят намного дешевле, чем содержание собственного персонала.
Одним из ключевых вопросов исследования является вопрос классификации аутсорсинга. Существуют 8 основных классификационных признаков аутсорсинга.
История аутсорсинга в России начинается с начала 1990-х годов. Тогда предприятия, чтобы выжить, избавлялись от непрофильных активов.
Наиболее активное развитие аутсорсинга в бюджетной сфере Российской федерации появилось в Пермском крае, в 2009 г. Уже в начале 2011 г. школам, больницам, детским садам и другим государственным учреждениям различные услуги оказывали более 200 предприятий. К сожалению аутсорсинг социальных услуг показал себя не с лучшей стороны. Были сделаны выводы и предложен ряд решений, которые реализуются в настоящее время.
Литература
1. Варпаева И. А. Аутсорсинг бухгалтерского учета государственного (муниципального) учреждения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2011. № 12. С. 2-8.
2. Варпаева И. А. Учетная политика государственных учреждений // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2011. № 10. С. 2-13.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
8. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
9. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ.
Проблемы бухгалтерского учета земельных ресурсов в сельском
хозяйстве Сандина В. К.
Сандина Виктория Курдаковна / Sandina Victoria Kourdakovna - магистрант, кафедра информационно-аналитического обеспечения и бухгалтерского учета, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»,
г. Новосибирск
Аннотация: в статье анализируется роль земельных ресурсов как объекта бухгалтерского учета и рассматриваются существующие проблемы учета земельных ресурсов в сельском хозяйстве.
Ключевые слова: земельные ресурсы, бухгалтерский учет, основные средства, сельское хозяйство.
В настоящее время земля является незаменимым компонентом ресурсного потенциала организации любой отрасли экономики. Особое значение земельные ресурсы организации имеют в сельском хозяйстве. Они являются основой всего