45 (300) - 2012
Управление финансовыми рисками
УДК 336.6
АУТСОРСИНГ КАК СПОСОБ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО РИСКА*
Т. Н. ДАНИЛОВА,
доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита E-mail: professortn@mail. ru
П. А. ОШУРКОВА,
аспирант кафедры финансов и кредита
E-mail: oshurkovap@mail. ru Нижегородский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
В современных условиях ведения бизнеса одной из приоритетных задач компании является управление финансовыми рисками. Существующие методы и способы не всегда являются действенными и экономически эффективными. В статье рассмотрены теоретические основы аутсорсинга как способа распределения финансового риска, положительные эффекты и необходимые условия для передачи вторичных функций сторонней организации.
Ключевые слова: аутсорсинг, принципал, агент, трансакционные издержки, асимметрия информации, распределение финансового риска.
Современная бизнес-среда в России характеризуется высокой степенью неопределенности, нестабильности и наличием большого количества финансовых рисков. Это положение подтверждается низкими кредитными рейтингами России по данным международных рейтинговых агентств S&P
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Нижегородском государственном университете имени Н. И. Лобачевского - Национальном исследовательском университете.
и Moody's. Исследование инвестиционной привлекательности регионов России, ежегодно проводимое рейтинговым агентством «Эксперт», свидетельствует о том, что в 2011 г. интеграционный инвестиционный риск (рассчитанный на основе оценки криминального, финансового, социального, экологического, экономического и управленческого рисков) все еще остается высоким. Именно поэтому каждая компания ставит в число приоритетных задач поиск наиболее эффективных способов и методов снижения финансовых рисков. В большинстве компаний уже существуют или создаются отделы риск-менеджмента, призванные решить данную проблему.
Существующие методы управления рисками и способы снижения их негативного влияния являются в определенной степени действенными. Но в то же время они должны постоянно совершенствоваться, чтобы соответствовать динамично меняющейся бизнес-среде функционирования компаний. По мнению авторов, в современных условиях необходимы новые более эффективные и менее затратные методы управления рисками. Менеджеры должны сконцентрироваться на поиске таких способов (действий и
приемов) управления финансовыми рисками, которые не только обеспечат минимизацию негативных последствий рисков, но и другие положительные эффекты. Одним из таких малоизученных способов снижения финансовых рисков является аутсорсинг. Рассмотрим, каким образом компании посредством аутсорсинга могут передать часть финансовых рисков третьей стороне, а также повысить эффективность финансово-хозяйственной деятельности.
Популярное сегодня слово «аутсорсинг» достаточно часто трактуется как перевод внутреннего подразделения или подразделений предприятия и всех связанных с ними активов в организацию, предлагающего оказывать некоторую услугу в течение определенного времени по оговоренной цене [4, с. 40]. Отношения между поставщиком услуг и организаций, передающей подразделение на аутсорсинг, устанавливаются на основании заключенного контракта. В этом случае контракт необходимо рассматривать как определенный механизм формализации трансакций. Зачастую контракт имеет стандартную форму, посредством которой аутсорсинговой компании передается обязанность по выполнению той или иной функции, а также часть связанных с ней финансовых рисков. Контракт не может быть универсальным, поскольку он регулирует только часть возможных ситуаций, в результате возникают новые источники финансовых рисков, обусловленные остающейся неопределенностью. Указанное противоречие представляется достаточно важным и актуальным для исследования.
Как правило, под распределением финансового риска понимается частичная передача рисков контрагентам по отдельным операциям. Компания передает ту часть рисков, в отношении которых контрагент имеет больше возможностей для нейтрализации их негативных последствий и располагает более эффективными способами внутренней защиты.
Передача риска используется обычно в случаях, когда:
- возможный случайный убыток слишком велик, чтобы оставлять его на собственном удержании;
- законом предусмотрена обязанность передать данный риск (или наложен запрет на удержание данного риска);
- передача данного риска представляется руководству компании наиболее эффективным методом.
Существует несколько основных механизмов передачи риска:
- передача риска по закону;
- передача риска по договору (контракту);
- передача риска в рамках других механизмов (помощь государства и международных организаций, добровольная помощь и т. д.). Основные направления распределения финансовых рисков, наиболее распространенные в современной практике риск-менеджмента, приведены в таблице.
Основные направления распределения
финансовых рисков
Форма распределения финансового риска Краткая характеристика
Распределение риска между участниками инвестиционного проекта В процессе такого распределения компания может передать подрядчикам финансовые риски, связанные с невыполнением календарного плана строительно-монтажных работ, низким качеством работ, хищением переданных строительных материалов и некоторые другие. Для компании, осуществляющей передачу таких рисков, их нейтрализация заключается в устранении выявленных недостатков работ за счет подрядчика, выплаты им сумм неустоек и штрафов и в других формах возмещения понесенных потерь
Распределение риска между компаниями -поставщиками сырья и материалов Предметом такого распределения являются прежде всего финансовые риски, связанные с потерей (порчей) имущества (активов) в процессе их транспортирования и осуществления погрузо-разгрузоч-ных работ. Формы такого распределения рисков регулируются соответствующими международными правилами или закрепляются в контрактах
Распределение риска между участниками лизинговой операции При оперативном лизинге компания передает арендодателю риск морального устаревания используемого актива, риск потери им технической производительности (при соблюдении установленных правил эксплуатации) и ряд других видов рисков, предусматриваемых соответствующими специальными оговорками в заключаемом контракте
Распределение риска между участниками факторинговой (форфейтинговой) операции Предметом такого распределения является кредитный риск компании, который преимущественно в большей степени передается соответствующему финансовому институту - коммерческому банку или факторинговой компании. Такая форма распределения риска носит для компании платный характер, однако позволяет в существенной степени нейтрализовать негативные финансовые последствия кредитного риска
По мнению авторов, сущность распределения рисков заключается в снижении вероятности потерь, обусловленных негативным влиянием финансовых рисков, которое в свою очередь влияет на развитие компании. Именно поэтому компании выгоднее передать максимальное количество рисков третьей стороне, чтобы избежать возможных дополнительных убытков.
Прежде чем обратиться к концепции аутсорсинга как способа передачи финансового риска, рассмотрим основные идеи теории контрактов.
Объектом исследования теории контрактов выступает процесс организации трансакций, состоящий из трех стадий: подбор агента, заключение и реализация контракта. Релевантными понятиями и теориями в данном случае являются теория агентских отношений и асимметрии информации, оппортунистическое поведение и трансакционные издержки. Кратко охарактеризуем каждое из них.
Контракт представляет собой взаимодействие принципала (в рассматриваемом вопросе - компания, передающая часть функций сторонней организации на аутсорсинг) и агента (аутсорсинговая компания). Принципал передает агенту часть своих функций, следовательно, и финансовые риски, присущие осуществлению данных функций.
В результате таких трансакций у обеих сторон сделки возникает ограничение информации. Принципал не может полностью контролировать деятельность агента, следовательно, не обладает всей информацией о его действиях. Следует отметить, что агенту передается только одна функция, остальные по-прежнему остаются у принципала, так как все функции в компании взаимосвязаны, агент может также не получить необходимую информацию.
Такое ограничение информации вместе с возможностью оппортунистического поведения приводит к асимметрии информации, т. е. к недоступности существенной информации одной из сторон сделки.
Помимо асимметрии информации на протяжении всего периода взаимодействия принципала и агента (заключение и исполнение контракта, урегулирование спорных вопросов и др.), возникают определенные издержки (или затраты), которые принято называть трансакционными. Американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике О. И. Уильямсон в своей работе «Экономические институты капитализма»
делит трансакционные издержки на два типа: exante и ex-post. Уильямсон поясняет, что «первые включают в себя затраты на составление проекта контракта, проведение переговоров и обеспечение гарантий реализации соглашения. Ex-post контрактные издержки... это, во-первых, связанные с плохой адаптацией к непредвиденным событиям затраты (maladaptation costs), имеющие место при нарушении соответствия механизма сделок обстоятельствам их реализации., во-вторых, расходы на тяжбы (haggling costs), сопровождающие двусторонние усилия по устранению ex-post сбоев в контрактных отношениях, в-третьих, организационные и эксплуатационные расходы (setup and running costs), сопряженные с использованием структур управления (часто не судов), куда стороны обращаются для улаживания конфликтов, и, в-четвертых, затраты, связанные с точным выполнением контрактных обязательств (bonding costs)» [3, c. 55-57]. Фактически трансакционные издержки возникают в результате осуществления принятого решения, например, решения самостоятельно осуществлять или передавать функции по ведению бухгалтерского учета аутсорсинговой компании. Следовательно, для минимизации трансакционных издержек при принятии решения о передаче части функций на аутсорсинг посредством заключения контракта необходимо сравнить трансакционные издержки, связанные с аутсорсингом, с трансакционными издержками на создание собственного отдела, осуществляющего данные функции.
Концепция аутсорсинга как принципа новой стратегии управления была создана в США в 1963 г. компанией Elektronic Data System, специализирующейся на аутсорсинге информационных технологий, или IT-аутсорсинге. Научной базой этого направления послужили принципы, сформулированные А. Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов», впервые опубликованной в 1776 г. Так, организацию труда А. Смит предлагал разбить на элементарные, простые задания, чтобы каждое из них мог выполнять отдельный рабочий.
Исторически первыми аутсорсерами стали юридические компании в странах, законодательство которых основано на прецедентном праве. В настоящее время аутсорсинг значительно эволюционировал. Достаточно часто компании выделяют из своих структур следующие вторичные функции: - IT-инфраструктура, хостинг;
- физическая охрана и сфера обслуживания;
- транспорт и логистика;
- юридическое обеспечение деятельности;
- бухгалтерский учет (полностью и частично);
- подбор, обучение персонала;
- экономическая и информационная безопасность и др.
Данные исследования, проведенного в 2009 г. аутсорсинговым подразделением группы BDO в России совместно с компанией РБК Рейтинг, подтверждают, что передача вторичных функций на аутсорсинг является достаточно популярной в России (см. рисунок).
Как было указано ранее, в качестве объекта исследования рассматривается аутсорсинг бухгалтерии, что обосновывается следующими причинами. Во-первых, из наиболее часто передаваемых на аутсорсинг вторичных функций значительное количество финансовых рисков связано именно с ведением бухгалтерского учета. Во-вторых, аутсорсинг функций по ведению бухгалтерского учета (в особенности некоторых участков) достаточно распространен как в иностранных, так и в российских компаниях.
Под финансовым риском понимается вероятность возникновения неблагоприятных финансовых последствий в форме потери дохода и капитала в ситуации неопределенности условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности компании.
По мнению авторов, основными финансовыми рисками, связанными с осуществлением функции по ведению бухгалтерского учета, являются следующие:
Экономическая и информационная. Call центры бухгалтерский учет (гюлноаью) Документальный кадровый учет Расчет заработной платы Бухгалтерский учет (отдельные участки) Транспорт, логистика Юр« I дп ческое обеспечен» i е дея т ельноо t ■ JT-iинфраструктура, хостинг Подбор и обучение персонала
0
2
4
^^Я Российские компэнш i IHOCтранные компании
Популярность видов аутсорсинга в российских и иностранных компаниях [6]
искажение финансовой и бухгалтерской отчетности компании в результате несвоевременного отражения финансово-хозяйственных операций; искажение финансовой и бухгалтерской отчетности компании в результате некорректного отражения финансово-хозяйственных операций; введение в заблуждение пользователей финансовой и бухгалтерской отчетности компании в результате неполного раскрытия финансовой и бухгалтерской информации; введение в заблуждение пользователей финансовой и бухгалтерской отчетности компании в результате искаженного раскрытия финансовой и бухгалтерской информации; нарушение финансового и налогового законодательства.
Очевидно, что большинство рисков передается аутсорсинговой компании, поскольку именно она непосредственно занимается ведением бухгалтерского учета, следовательно, несет ответственность за правильность, полноту и своевременность финансовой и бухгалтерской отчетности компании, а также за соблюдением финансового и налогового законодательства. В то же время часть рисков остается у компании-принципала, поскольку она отвечает за сбор и своевременную передачу первичной документации, предоставление полной и достоверной информации о ее финансово-хозяйственной деятельности аутсорсинговой компании.
Целесообразность передачи функций по ведению бухгалтерского учета на аутсорсинг обосновывается снижением затрат, повышением эффективности деятельности компании и возможностью передать часть финансовых рисков.
Подтвержд е ние данной идеи можно найти в работах американского экономиста, лауреата Нобелевской премии по экономике Р. Коуза. В своей книге «Фирма, рынок и право» он пишет: «с увеличением размеров фирмы может начаться сокращение дохода от предпринимательской функции,
6
8
10
12
иными словами - издержки на организацию дополнительных трансакций внутри фирмы могут возрастать» [1, с. 45]. Далее он указывает, что в фирме «должна достигаться точка, в которой издержки на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы равны издержкам осуществления трансакций на открытом рынке или издержкам организации другим предпринимателем» [1, с. 45]. В данном случае подчеркивается необходимость анализа непрофильных подразделений и функций с точки зрения экономии издержек на их функционирование. Действительно, применительно к объекту исследования можно сказать, что в случае, если издержки на передачу функций ведения бухгалтерского учета на аутсорсинг ниже, чем на создание собственного подразделения, а качество выполнения функции выше, целесообразно вывести бухгалтерию на аутсорсинг.
Далее Р. Коуз отмечает, что «по мере осуществления трансакций предприниматель оказывается неспособен использовать факторы производства с наивысшей выгодой» [1, с. 46]. К факторам производства относят капитал, земельные и трудовые ресурсы, информацию и предпринимательские способности. По мнению Р. Коуза, все эти факторы необходимо разместить в таких точках производства (в данном случае целесообразно понимать под точкой производства точку финансово-хозяйственной деятельности, поскольку деятельность компаний включает в себя не только производство, но и финансовую, инвестиционную и другие виды деятельности), где они обладают наивысшей ценностью.
Ведение бухгалтерского учета осуществляется при использовании следующих факторов производства: капитал (расходы на содержание отдела), трудовые ресурсы (сотрудники бухгалтерии), предпринимательские способности (деятельность в отношении оптимизации бухгалтерского и налогового учета). При передаче функций ведения бухгалтерского учета на аутсорсинг факторы производства, необходимые для ее осуществления, могут быть использованы в основной деятельности, в результате будет достигнуто наиболее оптимальное размещение факторов производства и, следовательно, повышение эффективности деятельности компании.
Основными положительными эффектами аутсорсинга являются:
- снижение расходов на реализацию бизнес-процесса (сокращение расходов на оплату труда бухгалтерии, а также связанных с ними налого-
вых и социальных выплат; отсутствие расходов на специальное программное обеспечение; снижение операционных расходов, расходов на обучение и подбор персонала и др.);
- повышение качества реализации бизнес-процесса (специализация аутсорсинговой компании в данной сфере, высокая квалификация персонала и достаточно широкий практический опыт);
- снижение рисков, связанных с бизнес-процессом (фактически часть рисков, например, соблюдение сроков сдачи отчетности и предоставления документов в органы надзора и контроля, контрагентам, соблюдение бухгалтерского и налогового законодательства, передается аут-сорсинговой компании);
- концентрация компании на осуществлении основной деятельности, поскольку вторичные функции (в частности, ведение бухгалтерского и налогового учета) переданы профессиональному исполнителю;
- высвобождение дополнительных ресурсов - организационных, финансовых и человеческих в результате экономии затрат;
- возможности интенсивного и экстенсивного расширения бизнеса под действием двух предыдущих факторов.
В то же время необходимо отметить негативные
факторы, которые в дальнейшем могут привести к
дополнительным рискам:
- потенциальные угрозы информационной безопасности, поскольку компания-принципал передает конфиденциальную информацию компании-агенту, сторонней организации, которая в силу возможности оппортунистического поведения может использовать полученную конфиденциальную информацию незаконно в своих интересах;
- отсутствие общественных институтов, проверяющих квалификацию и наличие необходимого опыта у сотрудников, осуществляющих профессиональную деятельность (например, как в случае с лицензируемыми видами деятельности);
- недостаточная нормативно-правовая база регулирования процесса аутсорсинга (например, неясность для заказчика механизма прерывания отношений с аутсорсером);
- небольшая судебная практика улаживания споров по вопросам аутсорсинга, что может
привести к долговременным судебным спорам при решении сложных противоречий ввиду отсутствия судебного прецедента;
- неразвитость российского рынка аутсорсинго-вых услуг, в частности, неготовность к реализации крупных проектов.
Как было определено ранее, отношения между аутсорсинговой компанией и компанией, которая передает функции на аутсорсинг, формализуются посредством контракта, в котором детально прописываются все права и обязанности сторон, условия предоставления услуг, определяется процедура документооборота между компаниями. Переход рисков от одной компании к другой также закрепляется в контракте, следовательно, от того, насколько полным, проработанным и детализированным будет контракт, зависит, какие и в каком объеме риски будут переданы.
По мнению авторов, для того чтобы посредством контракта передать максимальное количество рисков аутсорсинговой компании и снизить вероятность возникновения новых, контракт должен содержать следующие пункты:
- детальное описание документооборота между компаниями (форма и сроки предоставления первичной документации, проведения бухгалтерских проводок, составления отчетности и др.) и санкций при его нарушении;
- детальное описание функций, передаваемых аутсорсинговой компании;
- установление стоимости оказания услуг по ведению бухгалтерского учета, возможность ее пересмотра, сроки оплаты и санкции при их нарушении;
- обязательные требования к сотрудникам, осуществляющим функции по ведению бухгалтерского учета;
- указание способов проверки сотрудников для оценки соответствия обязательным требованиям;
- соблюдение конфиденциальности получаемых данных и санкции при его нарушении;
- форма и сроки предоставления отчета о ходе оказания услуг, на основании которого стороны составляют и подписывают акт об оказании услуг;
- ответственность сторон, санкции за несоблюдение пунктов контракта;
- способы урегулирования споров между сторонами.
По своей сущности контракт является своего рода способом перераспределения рисков третьей
стороне. В ситуации, когда отдел бухгалтерии существует в компании, именно он непосредственно занимается ведением бухгалтерского учета. Аналогично контракту в компании формируется документ, регулирующий деятельность сотрудников по ведению бухгалтерского учета, а также управление рисками, сопутствующими реализуемой деятельности. Такими документами являются положение о бухгалтерии и должностные инструкции сотрудников отдела.
Очевидно, что в обоих случаях возникают трансакционные издержки на создание указанных отношений, а также определенные затраты на непосредственное осуществление функции по ведению бухгалтерского учета. Математически это можно представить следующим образом: Аутсорсинг бухгалтерии = = Трансакционные издержи (ex-ante и ex-post) +
+ Стоимость услуг (согласно контракту); Собственная бухгалтерия = = Трансакционные издержи (ex-ante и ex-post) + + Затраты на содержание (зарплата, налоги, амортизация и др.).
Рассмотрим детально оба варианта.
В результате аутсорсинга бухгалтерии возникающие расходы можно разделить на две части - транс-акционные издержки, связанные с заключением контракта, и оплата услуг по оказанию аутсорсинга.
Трансакционные издержки, возникающие при заключении контракта на аутсорсинг, будут следующими:
1) ex-ante затраты на:
- поиск и отбор предполагаемых аутсорсин-говых компаний;
- проведение тендера на заключение контракта;
- подготовку контракта;
- разработку регламента документооборота и взаимоотношений с аутсорсинговой компанией;
- проведение переговоров;
2) ex - post затраты на:
- улаживание споров с аутсорсинговой компанией в судебном и досудебном порядке;
- устранение негативных последствий, обусловленных риском несовершенства контракта;
- точное выполнение контрактных обязательств (например, предоставление первичной документации в установленные сроки).
Оплата услуг по оказанию аутсорсинга представляет собой рыночную стоимость оказания
данного вида услуг и устанавливается в контракте. Поскольку контракт на аутсорсинг, как правило, имеет долгосрочный характер, данная стоимость может периодически пересматриваться, что также отражается в контракте.
При осуществлении функции по ведению бухгалтерского учета компанией самостоятельно можно также выделить два вида расходов, аналогичных аутсорсингу.
Трансакционные издержки, возникающие при заключении трудового контракта с сотрудниками бухгалтерии, будут следующими:
1) ex-ante затраты на:
- поиск и отбор предполагаемых кандидатов на должности отдела бухгалтерии;
- проведение собеседований;
- подготовку контракта;
- разработку внутренней нормативной документации по регламентации деятельности отдела бухгалтерии;
2) ex-post затраты на:
- улаживание споров с сотрудниками в судебном и досудебном порядке;
- устранение негативных последствий, обусловленных риском несовершенства трудового контракта и нормативной документации, регулирующей деятельность сотрудников отдела бухгалтерии;
- точное выполнение контрактных обязательств (например, выплата заработной платы в срок, предоставление отпуска в течение календарного года).
Второй вид расходов - это затраты на содержание, которые включают в себя расходы на заработную плату сотрудников, отчисления в фонды социального страхования, расходы на обучение и повышение квалификации сотрудников, специальную литературу и журналы, канцелярские товары, амортизацию, расходы на электроэнергию и др.
Следовательно, в качестве основных критериев целесообразности передачи функций на аутсорсинг можно выделить следующие:
- меньшие трансакционные издержки, чем при создании собственного отдела;
- меньшая стоимость услуг, чем затраты на содержание собственного отдела;
- более высокое качество услуг. Математически эффект от передачи функции на
аутсорсинг можно представить в виде следующей функции:
у = 1п (х1 + Х2 + Х3 +... + хп + 1), где у - общий положительный эффект от передачи функций на аутсорсинг;
х - частные положительные эффекты аутсорсинга.
Как видно из формулы, количество переменных х варьируется от 1 до п, поскольку набор положительных эффектов для каждой отдельной компании индивидуален. В общем случае х можно обозначить следующие эффекты: х1 - разница между трансакционными издержками, возникающими при заключении контракта на аутсорсинг и при создании собственного отдела бухгалтерии; х2 - разница между стоимостью ведения бухгалтерского учета аутсорсинговой компанией и собственным отделом бухгалтерии; х3 - положительный эффект от повышения качества ведения бухгалтерского учета и т. д.
Следовательно, компании следует передавать функции аутсорсинговой компании в случае, если общий эффект от передачи функций на аутсорсинг будет положительным.
Практическое использование описанных теоретических основ аутсорсинга подтверждает тот факт, что локомотивы российской экономики - корпорации нефтегазового комплекса активно начинают выводить бухгалтерию на аутсорсинг. В частности, компания ООО «Транснефть Финанс» была создана в 2006 г. для централизации функций по ведению бухгалтерского и налогового учета, составления финансовой отчетности предприятий группы ОАО «АК Транснефть» [2]. В компании работают высококвалифицированные профессиональные бухгалтеры, налоговые консультанты, аттестованные аудиторы, юристы, специалисты в области МСФО. Основными направлениями деятельности ООО «Транснефть Финанс» являются следующие услуги, оказываемые для ОАО «АК «Транснефть» и его дочерних и сервисных обществ:
- ведение бухгалтерского и налогового учета;
- текущий контроль и проверка финансово-хозяйственной деятельности;
- финансовый консалтинг;
- разработка локальных нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского и налогового учета;
- методологическое сопровождение процессов автоматизации бухгалтерского и налогового учета.
Нефтяная компания ОАО «ЛУКОЙЛ» также недавно начала плавный процесс по выводу бухгал-
терии на аутсорсинг. В 2011 г. были созданы новые дочерние общества в Перми и Волгограде - ООО «ЛУКОЙЛ-УРЦ Волгоград» и «ЛУКОЙЛ-УРЦ Пермь» [5]. Учетные региональные центры (УРЦ) будут осуществлять бухгалтерский и налоговый учет всех дочерних предприятий компании на Юге России, в Западной Сибири и в Республике Коми, работающих в сфере нефтедобычи, нефтепереработки, нефтепродуктообеспечения, энергетики. А ООО «ЛУКОЙЛ-УРЦ Волгоград» будет также обслуживать сервисные предприятия группы.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Поскольку, во-первых, при условии минимальных трансакционных издержек, меньшей стоимости и более высоком качестве услуг по ведению бухгалтерского учета, и правильно составленном контракте аутсорсинг является эффективным методом управления финансовыми рисками. И во-вторых, в отличие от основных способов снижения рисков, которыми являются страхование, резервирование (или самострахование), хеджирование, избежание (отказ от связанной с риском операции), диверсификация и минимизация (управление активами и пассивами) аутсорсинг обеспечивает повы-
шение эффективности деятельности компании за счет наиболее оптимального размещения факторов производства.
Список литературы
1. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Новое издательство, 2007.
2. ООО «Транснефть Финанс» - http://www. transneftfinance. ru/.
3. Уильямсон О. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб: Лениздат; CEV Press, 1996.
4. Хейвуд Д. Б. Аутсорсинг. В поисках конкурентных преимуществ. М.: Вильямс, 2004.
5. Учетная политика // Нефтяник РИТЕКа, корпоративное издание ОАО «Российская инновационная топливно-энергетическая компания». 2011. № 6. URL: http://www. lukoil. ru/materials/ attach/2890_1.pdf.
6. BDO составила рейтинг популярности аутсорсинга в иностранных компаниях // HRpuls. ru. Пульс кадровой индустрии. URL: http://hrpuls. ru/20n/10/bdo-sostavila-reyting-populyarnosti-autsorsinga-v-inostrannyih-kompaniyah/.