Вестник Института экономики Российской академии наук
5/2015
И.Д. КОТЛЯРОВ кандидат экономических наук, доцент департамента финансов Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (Санкт-Петербург)
АУТСОРСИНГ КАК ФОРМА МЕЖФИРМЕННОМ КООПЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ1
В статье представлены результаты анализа аутсорсинговых трансакций на основе методологии Оливера Уильямсона. Описаны основные характеристики трансакций, совершаемых в рамках аутсорсинговых отношений. Построена классификация активов по степени специфичности. Произведен анализ широкого и узкого подходов к пониманию аутсорсинга.
Ключевые слова: аутсорсинг, трансакция, гибрид, иерархия, рынок, неопределенность, специфичность активов.
JEL: D20, L24.
Аутсорсинг (привлечение внешних операторов для выполнения определенных бизнес-процессов или функций в интересах заказчика) в настоящее время получил широкое распространение как инструмент повышения эффективности деятельности предприятия. Многие компании полностью отказались от выполнения соответствующих функций собственными силами и передали их на аутсорсинг. Это относится как к мелким предприятиям, где большую популярность приобрел аутсорсинг бухгалтерского учета, так и к фирмам-гигантам. Так, компания Apple оставила за собой только функции
1 Статья подготовлена при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ Высшая школа экономики, проект «Исследование форм и механизмов корпоративной и региональной технологической кооперации».
В данной статье рассмотрены результаты исследования вопроса: представлены ли в аутсорсинговых отношениях значимые организационно-экономические особенности, позволяющие аутсорсингу претендовать на статус самостоятельной формы межфирменной кооперации. Разумеется, мы не претендуем на ее полное и всеобъемлющее решение - скорее, речь идет о том, чтобы наметить возможные пути дальнейших исследований и создать основу для будущих научных дискуссий и для диалога практиков и теоретиков из различных областей, связанных с использованием аутсорсинга.
разработки и маркетинга и передала производство продукции под своим товарным знаком сторонним операторам. Более того, аутсорсинг активно проникает и в те сферы деятельности, которые традиционно относились к зоне исключительной ответственности государства: например, в США и некоторых других странах функционируют частные тюрьмы и частные военные компании, обслуживающие государственные заказы.
Такая популярность аутсорсинга естественным образом привела к появлению большого числа теоретических и прикладных работ, посвященных исследованию его различных аспектов. Однако ряд вопросов, связанных с аутсорсингом, пока окончательного решения не получил. В частности, можно констатировать, что на настоящий момент отсутствует единое общепринятое и внутренне непротиворечивое определение аутсорсинга, которое позволило бы выделить его из многообразия форм и инструментов межфирменной кооперации. В силу этого понятие аутсорсинга трактуется либо избыточно широко и в него включаются все формы межфирменной кооперации (см., например, [16]), либо напротив - аутсорсингу отказывают в наличии у него собственной организационно-экономической природы и рассматривают как частный случай подряда или платного оказания услуг [3]2.
На сегодня в русскоязычной литературе предложено множество определений аутсорсинга [2], [6], [13]. При этом, несмотря на некоторые терминологические отличия и разницу в выборе особенностей аутсорсинга, на которых делается акцент в каждом конкретном определении, все они предлагают аутсорсинг понимать как передачу определенной функции или бизнес-процесса на исполнение внешнему оператору (их анализ выполнен в работе [11]). Предпринимались отдельные попытки противопоставить аутсорсинг другим формам межфирменного сотрудничества3. Единого нормативного определения аутсорсинга также не существует: в Гражданском Кодексе Российской Федерации соответствующее понятие отсутствует, а в отдельных локальных и ведомственных нормативно-правовых актах, в которых аутсорсинг упоминается, он также чаще всего понимается в указанном выше смысле - как привлечение внешнего оператора к выполнению определенной необходимой заказчику функции (конкретная схема
2 Отметим, что первый подход тоже, по сути дела, предполагает отсутствие у аутсорсинга организационно-экономической самостоятельности - аутсорсинг выступает всего лишь как зонтичный термин, что уже отмечалось специалистами.
3 Особый интерес представляет работа [15], в которой в качестве критерия разграничения предложено наличие стратегии выхода из сотрудничества; это перекликается с результатами исследования [23], где в качестве одного из этапов членства предприятия в сети указывается выход из нее.
привлечения и выбор функции для передачи на аутсорсинг могут варьировать)4.
Сходным образом обстоят дела и в англоязычной литературе [1], [8], [19]. Единое определение аутсорсинга отсутствует; более того, авторы подчеркивают, что под аутсорсингом в разных ситуациях понимаются совершенно разные сущности [17, с. 81], а сам термин «аутсорсинг», по сути, выступает в качестве зонтичного. В качестве косвенной попытки дать унифицированное определение аутсорсинга можно рассматривать предложенное в стандарте ISO 9000 Introduction and Support Package module: Guidance on 'Outsourced Processes' определение процесса, переданного на аутсорсинг (outsourced process). Однако это определение очень расплывчато5, и не случайно, по нашему мнению, в российской версии этого стандарта понятие «процесс, переданный на аутсорсинг» отсутствует и используется термин «процесс, переданный другой организации»6. Более того, в проекте стандарта ISO 9001:2015 термин «аутсорсинг» исключен и заменен обобщающим термином «внешнее обеспечение» [5], [20].
Однако, на взгляд специалистов, исследующих проблематику межфирменного сотрудничества, более естественным, если можно так выразиться, является отнесение к аутсорсингу долгосрочной межфирменной кооперации, в рамках которой аутсорсер в течение длительного периода обслуживает потребности заказчика в выполнении соответствующей функции (тогда как разовые заказы или подряды к аутсорсингу отнесены быть не могут) [17, с. 81]. Таким образом, речь идет о том, что для аутсорсинга характерна достаточно большая продолжительность сотрудничества между аутсорсером и заказчиком и высокая степень адаптации аутсорсера к специфическим запросам его клиента (иными словами, аутсорсер и заказчик формируют единую гибридную структуру)7 [17, с. 81].
Эта формулировка хотя и отражает суть аутсорсинга, но также весьма расплывчата. Необходимо попытаться дать максимально строгое определение таких понятий, как «большая продолжительность
4 См., например, Положение об использовании аутсорсинга филиалами ОАО «РЖД». Утверждено ОАО «РЖД» 27.04.2006, № 530, или Распоряжение Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга «Об утверждении специальной программы «Аутсорсинг»» от 02.07.2008 № 573-р.
5 ISO 9000 Introduction and Support Package module: Guidance on 'Outsourced Processes'. 630R3, ISO/TC 176/SC 2/N. 2008. Р. 3. http://www.iso.org/iso/ru/05_guidance_ on_outsourced_processes.pdf. Checked on 15.04.2015.
6 Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ, 2012. 36 с. http:// vsegost.com/Catalog/52/52159.shtml. Проверено 15.04.2015.
7 Отметим здесь же, что такое понимание аутсорсинга хорошо объясняет, почему его можно использовать в качестве инструмента реструктуризации заказчика [18].
сотрудничества» и «высокая степень адаптации» или, по крайней мере, составить перечень критериев, позволяющих экспертно оценить продолжительность сотрудничества и степень адаптации. По нашему мнению, эту задачу можно решить при помощи сочетания двух инструментов:
- путем выявления тех характеристик трансакций, совершаемых в рамках аутсорсинговых отношений, по которым они отличаются от других видов трансакций между участниками хозяйственной деятельности. Этот подход основан на методологии, предложенной Оливером Уильямсоном [16] и позволившей выделить гибриды как специфическую форму организации хозяйственной деятельности. В российской практике этот подход был применен А.Е. Шаститко для описания кластеров [21];
- на основе анализа того, каким образом при аутсорсинге ищется компромисс между рынком и иерархией (так именно реализуется модель гибридной координации) [17, с. 78-79].
В соответствии с моделью Оливера Уильямсона, трансакции описываются при помощи трех характеристик - степени неопределенности для участников, повторяемости и специфичности активов. Эти характеристики перекликаются с теми признаками, которые были использованы выше для первичного описания аутсорсинга - неопределенность и повторяемость связаны с долгосрочностью, а специфичность активов во многом обусловливает возможности аутсорсера по адаптации своего продукта к запросам заказчика. Поэтому трансакции, совершаемые в рамках аутсорсинговых отношений, характеризуются низким уровнем неопределенности, высокой повторяемостью и высокой специфичностью активов при сохранении юридической независимости партнеров. Дать однозначное и строгое определение для этих характеристик затруднительно, поскольку они будут сильно зависеть от специфики отрасли и передаваемого процесса, однако возможные критерии для их оценки представлены в таблице.
Как указывает Уильямсон [17, с. 78-79], для рыночного регулирования характерны мощные стимулы, низкий уровень административного контроля и система контрактного права. Напротив, иерархии свойственны слабые стимулы, значительный административный контроль и уважительное отношение правосудия к менеджменту. Каким же образом компромисс между ними реализуется в случае аутсорсинга? По нашему мнению, речь идет о замещении рыночных стимулов и иерархического администрирования долгосрочными контрактными обязательствами (отклонению от которых препятствуют либо предусмотренные контрактом санкции, либо доверие между партнерами, либо принуждение со стороны заказчика, обладающего значительно большей переговорной силой [17, с. 81-83]), качество исполне-
Таблица
Характеристики трансакций, совершаемых в рамках аутсорсингового контракта
Характеристика Описание
Низкий уровень неопределенности - Отношения заказчика и аутсорсера регулируются контрактом, детально описывающим их права и обязанности; - Заказчик обладает долгосрочной гарантией выполнения соответствующего бизнес-процесса или функции по фиксированной цене (или же формула расчета цены прозрачна для него и свободна от манипулирования); - Аутсорсер обладает долгосрочной гарантией заказов со стороны заказчика по фиксированной цене (или же формула расчета цены прозрачна для него), что позволяет планировать денежные потоки и инвестировать в формирование специфических активов
Высокая повторяемость Аутсорсер на регулярной и долгосрочной основе выполняет сходные операции в рамках своей деятельности по удовлетворению потребности заказчика по осуществлению соответствующей функции или бизнес-процесса. Долгосрочность заключается в том, что повторяемость предполагает выполнение процесса (функции) в течение множества технологических циклов заказчика и/или аутсорсера (в общем случае длительность их циклов может не совпадать). Продолжительность сотрудничества сопоставима со сроком службы активов, необходимых для выполнения соответствующей функции
Высокая специфичность активов - Аутсорсер инвестирует в высокоспециализированные активы (в том числе приобретая их у заказчика), ориентированные на обслуживание потребностей определенной группы заказчиков; - Заказчик может инвестировать в приобретение активов, необходимых для качественного выполнения процесса (функции) и организации взаимодействия с исполнителем [26]
ния которых заказчик имеет право контролировать. На этой основе в отношениях заказчика и аутсорсера могут возникать элементы иерархического администрирования. В конечном счете это и означает встраивание аутсорсера в структуру заказчика.
Отличие от других видов гибридов (в которых компромисс между рынком и иерархией достигается на сходной основе), вероятно, заклю-
Вестник ИЭ РАН. №5. 2015 С.19-31
чается в наличии жестких и явных контрактных обязательств, в рамках которых аутсорсер выполняет определенную функцию в интересах заказчика.
Таким образом, мы можем сформулировать следующее определение аутсорсинга: аутсорсинг представляет собой форму долгосрочного сотрудничества оператора (аутсорсера) и заказчика, представляющую собой выполнение оператором определенной функции (бизнес-процесса) в интересах и за счет заказчика, основанную на гибридном взаимодействии между заказчиком и аутсорсером и удовлетворяющую определенным признакам (приведенным в таблице). В рамках этого сотрудничества аутсорсер формирует, управляет и использует специфические активы в целях обеспечения потребностей заказчика в выполнении соответствующей функции. При этом задача аутсорсера состоит не просто в предоставлении активов заказчику (в этом случае он бы не отличался от арендодателя) или в продаже продукции этих активов (тогда бы он выступал в качестве поставщика), а в систематическом выполнении функции в интересах заказчика на базе активов, сформированных под потребности заказчика. Важным является то, что задача аутсорсера состоит не только в компенсации ресурсной недостаточности заказчика, но и в управлении этими ресурсами в интересах заказчика (т. е., как было сказано выше, аутсорсер формирует, управляет и использует пул специфических активов для удовлетворения потребностей заказчика). Это подтверждается тем фактом, что существуют аутсорсеры-интеграторы, т. е. предприятия, не обладающие всеми необходимыми активами для выполнения порученной им функции, привлекающие по этой причине субаутсорсеров и координирующие их деятельность.
Для других трансакций эти условия не выполняются. Например, в случае подряда речь идет об однократном выполнении какого-либо заказа, хотя сотрудничество между подрядчиком и заказчиком может быть весьма продолжительным во времени.
При этом аутсорсинг не жестко противопоставляется другим формам сотрудничества между заказчиком и исполнителем. С теоретической точки зрения можно говорить о том, что аутсорсинг, как частный случай гибридных отношений, занимает некоторое подпространство в трехмерном (по критериям определенности, повторяемости и специфичности активов) пространстве форм взаимодействия заказчика и исполнителя. При этом это подпространство нечеткое, хотя и возможно выделить контракты, однозначно являющиеся аутсорсинго-выми, как и контракты, которые к аутсорсинговым ни в коем случае отнесены быть не могут. Тем не менее существуют и контракты переходного типа. С практической точки зрения аутсорсинг может прийти на смену (или быть предшественником или спутником) другой формы
отношений между заказчиком и исполнителем. Например, компания-интегратор, выполнив подряд по созданию информационной системы предприятия, в результате может получить долгосрочный заказ на обслуживание и поддержку этой информационной системы, т. е. стать аутсорсером. В виде подряда может реализовываться создание аутсорсером специфических активов для заказчика, необходимых для выполнения переданной на аутсорсинг функции.
Отметим еще один важный момент - аутсоринг носит рутинный, а не проектный характер, т. е. речь идет о выполнении достаточно стандартизированных видов деятельности. Тем не менее возможны и ситуации, когда в аутсорсинге будет наблюдаться проектная составляющая - речь идет о создании специфических активов под требования заказчика, но эта составляющая носит обеспечивающий характер по отношению к договору аутсорсинга, а не выступает в качестве его основного содержания.
Предложенное выше определение аутсорсинга основано на институционально-экономическом подходе к анализу природы аутсорсин-говых отношений. Оно представляется нам наиболее удобным и полным, поскольку оно опирается на строгий и внутренне непротиворечивый набор характеристик трансакций. В рамках экономической теории возможны и другие описания аутсорсинга, в соответствии с той методологической базой, которая лежит в основе той или иной ветви экономической теории, акцент будет делаться на различных гранях природы аутсорсинга. В рамках подходов, основанных на методологии других экономико-управленческих дисциплин, неизменная природа аутсорсинга будет проявляться иным образом. В рамках операционного менеджмента можно говорить о передаче части внутренних бизнес-процессов предприятия стороннему исполнителю. С точки зрения теории организации аутсорсер выступает в качестве внешнего подразделения заказчика. С точки зрения логистики аутсорсинг представляет собой долгосрочный поток однородных услуг от заказчика к исполнителю.
Чем полнее выполнены условия, описанные в таблице, тем сильнее интегрированы аутсорсер и заказчик. Например, аутсорсер может инвестировать в специфические активы по собственной инициативе и затем начать искать заказы от представителей целевой группы потребителей. Такие активы, скорее всего, будут отличаться более низкой специфичностью, а состав потенциальной целевой аудитории будет довольно широким (в противном случае аутсорсер принимает на себя слишком большие риски). Но возможна ситуация, когда аутсорсер формирует производственные активы под требования конкретного заказчика или группы заказчиков. В этом случае он имеет долгосрочные гарантии сотрудничества (т. е. сделка отличается для него высо-
ким уровнем определенности), но только при условии, что он сможет удовлетворить все специфические запросы заказчика. В этой ситуации можно ожидать, что сформированные им активы будут отличаться высоким уровнем специфичности.
Фактически предложенный нами подход позволяет не только разграничивать аутсорсинг и другие формы сотрудничества между заказчиком и исполнителем, но и построить классификацию аутсорсинга по типу стратегий, реализуемых аутсорсером. Вероятно, справедливо говорить, во-первых, о стихийном аутсорсинге - когда аутсорсер начинает свою деятельность и инвестирует в специфические активы при отсутствии заказов со стороны потенциальной целевой аудитории. В этом случае он выходит на рынок по собственной инициативе и отличается от других провайдеров бизнес-услуг характером своего продукта, ориентированным на выполнение бизнес-процессов, а не разовых заказов или проектов. Во-вторых, - о целевом аутсорсинге, когда оператор формирует пул специфических активов и разрабатывает продукт под запросы и гарантии конкретного заказчика. Разумеется, эти модели могут комбинироваться как по собственной инициативе аутсорсера, так и в силу изменения внешней ситуации. В частности, аутсорсер, изначально использовавший стихийную модель, может, накопив опыт и выстроив репутацию, применить целевую стратегию для удовлетворения потребностей кого-либо из своих заказчиков. С другой стороны, аутсорсер, деятельность которого основана на целевой модели, может, в целях диверсификации и расширения числа клиентов (т. е. по своим собственным мотивам) или из-за прекращения договора с ключевым заказчиком (т. е. вследствие резкого изменения своей микросреды), применить, на базе уже имеющихся у него специфических активов, стихийную стратегию. Примером стихийной модели может быть аутсорсинг бухгалтерского учета или охраны для предприятий мелкого и среднего бизнеса, а примером целевой стратегии - логистический аутсорсинг для крупного заказчика (или группы крупных заказчиков), когда логистический оператор целенаправленно строит распределительный центр и закупает транспортные средства под запросы этих заказчиков.
Аналогично можно попытаться построить классификацию активов по критерию их специфичности8. По нашему мнению, можно
8 Оценка уровня специфичности активов имеет большое значение для экономической теории, поскольку именно от этого уровня, в соответствии с моделью Уиль-ямсона [28], во многом зависит выбор механизма координации взаимодействий. Однако пока, насколько нам известно, общепринятой классификации активов по степени специфичности предложено не было, а в основополагающем труде О. Уильямсона описываются лишь факторы формирования специфичности активов [16, с. 167-169].
выделить три группы активов - универсальные, отраслевые и корпоративные. Универсальные активы направлены на выполнение функций и бизнес-процессов, присутствующих во всех компаниях и предполагают сравнительно невысокий уровень адаптации под заказчика (к таким функциям относятся ведение бухгалтерского учета и т. д.). Отраслевая привязка таких аутсорсеров минимальна, хотя в конечном счете они могут начать специализироваться на предприятиях определенной отрасли и даже на конкретных заказчиках. Однако это объясняется не столько специфичностью их активов, сколько стремлением к минимизации неопределенности: работа в одной отрасли или с одной группой заказчиков позволяет, с одной стороны, выстроить устойчивую репутацию, а с другой - хорошо понимать запросы своих клиентов и эффективно их удовлетворять. Фактически в роли специфического актива выступает интеллектуальный капитал. Универсальные активы соответствуют наименьшему уровню специфичности.
Отраслевые активы предполагают обслуживание потребностей предприятий какой-либо определенной отрасли, чаще всего в форме принятия на себя определенных этапов технологического цикла фирм этой отрасли. Примером аутсорсеров, использующих такие активы, являются нефтесервисные компании. Жесткая привязка к конкретному заказчику у них может отсутствовать, но они жестко привязаны к той отрасли, представителей которой обслуживают. Аутсорсеры, использующие такие активы, могут выполнять как какую-то конкретную функцию, так и широкий спектр функций в рамках выбранной отрасли.
Корпоративные активы создаются под потребности конкретного заказчика или узкой группы заказчиков (например, логистический распределительный центр). Зависимость аутсорсера от заказчика очень велика, что предполагает наличие определенных гарантий со стороны заказчика или группы заказчиков. Эти активы обладают максимальным уровнем специфичности.
Таким образом, аутсорсинг является инструментом создания сервисного рычага и благодаря ему создается ситуация, при которой за счет оказываемых аутсорсером услуг размер используемых предприятием-заказчиком в своей хозяйственной деятельности активов для выполнения как основных, так и вспомогательных функций, расширяется далеко за пределы того, что заказчик мог бы позволить себе иметь в собственности. При этом аутсорсинг, основанный на корпоративных активах, представляет собой, на наш взгляд, своего рода разновидность косвенного ресурсного обеспечения инвестиционной деятельности заказчика. Благодаря такому аутсорсингу (который, по аналогии с используемыми им активами, можно назвать корпоративным аутсорсингом) заказчик получает доступ к специфическим активам, создан-
ным за свой собственный счет аутсорсером под его индивидуальные запросы, окупаемость которых обеспечивается стабильными заказами со стороны заказчика. Иными словами, корпоративный аутсорсер выступает в качестве своеобразного инвестора для заказчика, а аутсорсинг служит инструментом расширения и обновления производственной (а в отдельных случаях - и инфраструктурной) базы национальной экономики.
Предложенная нами классификация аутсорсинга по критерию специфичности активов отчасти перекликается с градацией форм сотрудничества с внешним подрядчиком, описанной Оливером Уильямсоном, по степени интеграции исполнителя и заказчика [17, с. 79-81] .
Очевидно, что фирма может обратиться к услугам внешнего провайдера как минимум в двух различных ситуациях. Первая - когда она нуждается в выполнении какой-либо функции, но сама соответствующих компетенций и активов не имеет (т. е. ранее никогда ее не выполняла). Примером может быть производство продуктов питания под собственной торговой маркой супермаркета. Очевидно, что супермаркет как торговая организация не имеет возможности самостоятельно производить такие продукты и поэтому заказывает их на стороне. Вторая - когда фирма отказалась от самостоятельного выполнения какой-либо функции и передала ее внешнему провайдеру. В качестве примера можно привести отказ от собственной столовой и передачу организации корпоративного питания сторонней организации.
В существующей литературе нет единства мнений относительно того, следует ли обе эти ситуации обращения к внешнему провайдеру считать аутсорсингом. Можно указать на наличие двух подходов, которые мы условно назовем узким и широким.
В соответствии с узким пониманием аутсорсинга к нему следует относить только ситуации передачи внешнему провайдеру тех функций, которые фирма ранее выполняла самостоятельно (такой подход, в частности, представлен в работе [9, с. 73]; О.Б. Королев предлагает использовать для обозначения ситуации, когда фирма не имела опыта выполнения заказываемой ею на стороне функции, термин «подряд»). Его достоинство заключается в том, что он позволяет однозначно выделить аутсорсинг из всей совокупности способов привлечения внешнего поставщика для удовлетворения потребностей корпорации. Вероятно, именно поэтому он нашел отражение во внутренних документах такой крупной организации, как РЖД9. Однако его существенными недостатками являются:
9 Положение об использовании аутсорсинга филиалами ОАО «РЖД». Утверждено ОАО «РЖД» 27.04.2006, № 530.
- выделение аутсорсинга из других форм межфирменного сотрудничества происходит по внешнему признаку, а не по содержательному;
- сложность проведения четкого разграничения между аутсорсингом и проблемой выделения подразделения, выполняющего соответствующую функцию, в независимую компанию [4, с. 94];
- необоснованный отказ в статусе аутсорсинга ряду форм организации межфирменной кооперации, которые по своему экономическому и организационному содержанию соответствуют природе аутсорсинговых отношений;
- необоснованное расширение значения термина «подряд» (у которого есть четкое определение в ГК РФ), и который зачастую не отвечает требованиям, предъявляемым к организации аутсор-синговых отношений.
Согласно широкому пониманию аутсорсинга к нему относятся обе описанные выше ситуации. Достоинство этого подхода в том, что он позволяет избежать искусственного сужения термина «аутсорсинг», однако недостатком следует признать то, что есть риск отнесения к аутсорсингу всех моделей закупки товаров и услуг у внешнего оператора.
На наш взгляд, наиболее правомерным будет отнести к аутсорсингу обе ситуации, поскольку с точки зрения анализа экономической природы аутсорсинга определяющее значение имеет не то, по какой причине заказчик обратился к провайдеру, а то, каковы характеристики происходящих между ними трансакций (т. е. мы придерживаемся широкого подхода к трактовке аутсорсинга). Именно четкое понимание этих характеристик (см. табл.) позволяет вычленить аутсорсинг из многообразия форм сотрудничества заказчика и внешнего оператора.
Что же касается описанных выше ситуаций, то первую из них можно назвать компенсирующим аутсорсингом (когда аутсорсер компенсирует отсутствие у заказчика необходимых ему ресурсов и компетенций), а вторую - замещающим аутсорсингом (когда аутсорсер замещает ресурсы и компетенции, уже имевшиеся у заказчика).
Таким образом, аутсорсинг представляет собой особую форму гибридного взаимодействия двух фирм, в рамках которого одна сторона (аутсорсер) на платной и долгосрочной основе выполняет какую-либо функцию на базе специфических активов, сформированных и управляемых им в интересах заказчика. Аутсорсинговые отношения характеризуются высокой степенью определенности, повторяемости и специфичности активов. Функция, выполняемая по аутсорсингу, носит рутинный характер, однако аутсорсинговый контракт может включать и подрядную, проектную составляющую (речь идет в пер-
вую очередь о создании специфических активов), но эта составляющая в рамках аутсорсингового партнерства носит вспомогательный характер. По степени специфичности используемые аутсорсером активы можно разбить на универсальные, отраслевые и корпоративные. При аутсорсинге на сторону может передаваться как ранее выполнявшаяся заказчиком самостоятельно (замещающий аутсорснг), так и новые для него функции [компенсирующий аутсорсинг].
Литература
1. Аалдерс Р. ИТ аутсорсинг. Практическое руководство. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
2. Аникин Б.А., Рудая ИЛ. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009.
3. Витко В.С., Цатурян Е.А. Юридическая природа договоров аутсорсинга и аутстаффинга. М.: Статус, 2012.
4. Джермейн Р., Кротов К.В., Федотов Ю.В. Аутсорсинг и вертикальная интеграция: предложения для исследований на базе организационной теории // Российский журнал менеджмента. 2011. Т. 9. № 2. С. 93-108.
5. Езрахович А.Я., Дзедик В.А., Банных Ю.М. Новая версия ISO 9000:2015 // Методы менеджмента качества. 2014. № 7. С. 32-36.
6. Календжян С. О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний. М: Дело, 2003.
7. Карашевич В.Е. От подряда к аутсорсингу - первые шаги // Инновации. 2008. № 1. С. 125-128.
8. Клементс С., Доннеллан М. Аутсорсинг бизнес-процессов. Советы финансового директора. М.: Вершина, 2006.
9. Королев О.Б. Теория и практика обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур на основе инструментов аутсорсинга. Монография. М.: Издательство Элит, 2014.
10. Курбанов А.Х., Плотников В.А. Аутсорсинг: история, методология, практика. М.: Инфра-М, 2011.
11. Луцкая Н.В. Современные подходы к управлению процессами аутсорсинга // Вестник Института экономики РАН. 2014. № 4. С. 105-115.
12. Рудая ИЛ. Методология управления в экономических системах на основе аутсорсинга. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. д-ра экон. наук. М.: Государственный университет управления, 2009.
13. Савинов Ю.А. Аутсорсинг в международной торговле // Российский внешнеэкономический вестник. 2006. № 4. С. 3-13.
14. Сайфиева С.Н., Быкадоров М.А. Теоретические основы и эволюция развития аутсорсинга // Журнал экономической теории. 2006. №3.
C. 77-91.
15. Тушавин В.А. Особенности аутсорсинга в сфере информационно-коммуникационных технологий // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2014. № 1. С. 79-86.
16. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат; CEV Press,
17. Уильямсон О.И. Аутсорсинг: трансакционные издержки управление цепями поставок // Российский журнал менеджмента. 2010. Т. 8. № 1. С. 71-92.
18. Фархутдинов И.И. Реструктуризация промышленных предприятий на основе сорсингового маневра // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2013. Т. 63. № 1. С. 77-84.
19. Хейвуд Дж.Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.
20. Чайка И.И. Стандарт ИСО 9001:2015. Что нас ожидает? // Сертификация. 2014. № 2. С. 8-11.
21. Шаститко А.Е. Кластеры как дискретная структурная альтернатива управления трансакциями // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2009. Т. 1. № 1. С. 26-43.
22. Bensaou B.M., Anderson E. Buyer-Supplier Relations in Industrial Markets: When Do Buyers Enter the Trap of Making Idiosyncratic Investments? INSEAD Working Paper Series, 97/27/TM/MKT. INSEAD: Fontainebleau, 1997.
23. Thorelli H.B. Networks: Between markets and hierarchies // Sloan Management Review. 1986. V. 7. P. 37-51.
24. Williamson Oliver E. Comparative Economic Organization: The Analysis of Discrete Structural Alternatives / Oliver E. Williamson // Administrative Science Quarterly. 1991. V. 36. No. 2. P. 269-296.
I.D. KOTLYAROV
PhD in economics, associate professor of Finance department of the National research university Higher School of Economics, St. Petersburg, Russia [email protected]
OUTSOURCING AS A FORM OF INTERFIRM COOPERATION: A THEORETICAL ANALYSIS
The paper contains an analysis of outsourcing transactions based on the methodology proposed by Oliver Williamson. Main characteristics of outsourcing transactions are described. A classification of assets based on the level of their specificity is proposed. An analysis of general and special approaches towards outsourcing is made. Keywords: outsourcing, transaction, hybrid, hierarchy, market, uncertainty, asset specificity. JEL: D20, L24.
1996.