AUTOCAD КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ
Е.В. Морякова
Архангельский колледж телекоммуникаций (филиал) Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени проф. М.А. Бонч-Бруевича, г. Архангельск, Россия
Современное занятие по инженерной графике предполагает использование
информационных технологий, что позволяет наглядно применить теорию на практике, повышает познавательный интерес студентов к учебному материалу, делает процесс обучения более результативным.
В Архангельском колледже
телекоммуникаций (филиал) Санкт-Петербургского университета
телекоммуникаций имени проф. М.А. Бонч-Бруевича качестве базовой системы,
применяемой студентами на занятиях инженерной графики, используется система автоматизированного проектирования
(САПР) AutoCAD 2009.
AutoCAD относится к САПР среднего уровня. На основе САПР AutoCAD построено целое семейство программных продуктов для решения предметных задач. Формат данных AutoCAD (DWG, DXF, DWF) стал общепризнанным мировым стандартом обмена графической
информацией и ее хранения. Приложения к системе AutoCAD, разработанные различными фирмами, позволяют на основе созданной трехмерной модели определить прочностные характеристики
проектируемого изделия методом конечных элементов и скорректировать геометрию модели, выполнить расчеты кинематики и динамики механизма, моделировать и исследовать его работу без изготовления дорогостоящей модели-прототипа. В условиях международной кооперации интернациональность пакета является важным достоинством.
Популярность данной системы состоит не только в том, что она быстро и аккуратно выполняет построения и редактирование изображений, она также имеет следующие преимущества:
- простота в освоении и эксплуатации;
- возможность использования в
различных отраслях науки и техники (машиностроении, радиоэлектронике,
строительстве и т. д.);
- наличие эффективной системы ведения диалога с пользователем при помощи различных меню, диалоговых, графических окон и т. д.;
- возможность подготовки информации для станков с ЧПУ, компьютерных фильмов, настольных издательских систем и т. д.;
- открытость для пользователя (открытая база данных, возможность дополнения новыми командами, модификации имеющихся команд);
- возможность разработки на ее базе собственных прикладных пакетов программ;
- гибкая связь с другими графическими системами;
- создание плоских чертежей и трехмерных параметрических моделей студентами при овладении системой графических знаний и умений;
- демонстрация процессов
формообразования, моделирования,
конструирования
и т. п. преподавателем для управления учебно-познавательной деятельностью
студентов.
Учитывая небольшое количество часов, предусмотренное на освоение учебной программы по инженерной графике, ее сложность, то, что в настоящее время выпускники школы имеют слабую геометрическую и чертежную подготовку, и то, что в колледж поступают не самые способные и целеустремленные, одним из критериев эффективности системы обучения является адекватность содержания обучения.
Методика обучения САПР в нашем колледже не предусматривает подробное изучение этой программы, АШюСАБ непосредственно используется как инструмент изучения основ инженерной графики и для выполнения графических работ. При изложении теоретического материала используется логика трехмерного моделирования САПР. С помощью АШюСАБ выполняются:
- вычерчивание контуров технических деталей;
- выполнение
чертежа
группы геометрических тел (рис. 1);
Рис. 1. Пример выполнения графической работы «Группа геометрических тел»
- выполнение чертежа и изометрии
геометрического тела, рассеченного
плоскостью;
- выполнение чертежа и изометрии взаимно пересекающихся поверхностей геометрических тел;
- выполнение чертежа модели с
применением рациональных разрезов.
Существует большое количество обучающей литературы для работы в САПР АШюСАБ в бумажном и в электронном виде. Это издания справочного, описательного характера. Большой объем самоучителей не рассчитан на освоение студентами коллежа из-за их слабой базовой подготовки. В нашем колледже разработано учебное пособие «Применение программы «АШюСАБ 2009» для выполнения графических работ по инженерной графике», составлены подробные описания графических работ. Методические пособия и разработки облегчают работу преподавателя и понимание студентами принципов управления программой. Наглядный результат работы повышает чувство успешности у студентов, они получают возможность пользоваться этим инструментом в своей будущей учебной и профессиональной деятельности. Для студентов, успешно освоивших навыки работы
в САПР, проводится конкурс по учебной дисциплине «Инженерная графика» на лучшее знание программы «АШюСАБ 2009».
Современное техническое мышление формируется профессиональными
инженерными дисциплинами. Одна из них -Инженерная графика. Целостность процесса обучения инженерной графике
обеспечивается введением компьютерной составляющей.