АУТОАГРЕССИЯ КАК АНОМАЛЬНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА
Харькина Т.В.,
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
(Сеченовский Университет)
Аннотация. Считается, что аутоагрессия весьма распространена среди подростков, а аутоагрессии у детей уделяется меньше внимания. Цель статьи - изучить предмет аутоагрессии как аномальной формы развития подростка и ребенка. В результате анализа и синтеза материалов выявлено, что аутоагрессивные акты в наше время свойственны детям, и могут стать основой для более серьезного развития аутоагрессивного поведения в подростковом возрасте.
Ключевые слова: аномалия развития, аутоагрессия, суицидальное поведение, подростковый суицид, детский суицид
SELF-AGGRESSION AS AN ABNORMAL FORM OF CHILD AND ADOLESCENT
DEVELOPMENT
Kharkina T.V.
Sechenov First Moscow State Medical University
Abstract. It is believed that self-aggression is very common among adolescents, and less attention is paid to self-aggression in children. The purpose of the article is to study the subject of autoaggression as an abnormal form of development of an adolescent and a child. As a result of the analysis and synthesis of various research materials, it was revealed that auto-aggressive acts are found in children in our time, and can become the basis for a more serious development of autoaggressive behavior in adolescence.
Keywords: developmental anomaly, self-aggression, suicidal behavior, adolescent suicide, child suicide
Введение
Под аномальным развитием ребенка обычно понимают отклонения от нормы и особенности развития личности, связанные с органическими нарушениями или нарушениями социального характера. Последние могут стать причиной развития аутоагрессии, которую относят к отклоняющемуся или девиантному поведению. Аутоагрессия - намеренное или ненамеренное причинение себе вреда в мыслях, эмоциях, чувствах и действиях личности. Это может быть самоповреждающее, рискованное, зависимое, суицидальное поведение. Прежде считалось, что самоповреждения и суициды происходят только по причине психических отклонений, относятся к проявлениям патологии личности, зачастую вследствие врожденных дефектов организма. Однако более поздние исследования выявили, что чаще всего суициды совершают психически здоровые люди [Амбрумова, Тихоненко, 1980; Личко, 201]. Аутоагрессивные формы поведения свойственны не только взрослым, но и детям, хотя ранее считалось, что детям суицидальное поведение несвойственно, и особенно обостряются в подростковом возрасте [Liu et al., 2022].
Целью данной статьи является изучение предмета аутоагрессии как аномальной формы поведения подростков и детей.
Обсуждение
Существуют различные концепции суицидального поведения, которые объясняют его с точки зрения физиологии и психофизиологии, психологии, социологии, а также
Аутоагрессия как аномальная форма развития ребенка и подростка
эклектические теории, объединяющие подходы. В прошлом было распространено мнение, что причина аутоагрессии кроется в аномалиях в строении и развитии организма. Анатомо-антропологическая концепция опирается на предположение о наличии у суидидента аномалий строения черепа, которые механически давят на головной мозг. При патанатомическом вскрытии самоубийц часто, действительно, обнаруживались некоторые анатомические изменения [Руженков, 2008]. Однако это не может быть обязательным фактором.
Довольно высока частота суицидов у больных депрессией, если среди их родственников были случаи самоубийств [Руженков, 2008]. Сведения о взаимосвязи между свидетельством суицида и попыткой довольно противоречивы. Кроме того, не вполне ясен механизм влияния: передается ли суицидальный риск генетически или психосоциально - как пример для подражания (в т.ч. «эффект Вертера» - подражательные суициды). Есть теории, что суицидальные наклонности обусловлены врожденными дефектами некоей системы организма, особенно - дефицитом серотонина [Розанов, 2018].
По большей части, суицидальное поведение подростков относится к «пограничной психиатрии», т.е. сфере исследований психопатий, а также непсихотических реактивных состояний вкупе с акцентуациями характера личности. Всего 5% суицидов завершенных и незавершенных относится к психозам, в то время как к психопатиям — 20-30%, а все остальное — к «подростковым кризам» [Личко, 2019].
Согласно теории кризисов Э. Эриксона, на этапе раннего детства - дошкольного возраста (3-6 лет) ребенок исследует мир и свои возможности, играет. Если взрослые препятствуют выполнению этих импульсов или осуждают их, то ребенок чувствует вину, муки совести или стыд. Школьный этап (6-12 лет) посвящен развитию трудолюбия. Дети стремятся завоевать признание других, хорошо делая то, что надо, и при неудаче ощущая себя неполноценными. В подростковом возрасте (12-20 лет) ребенок ищет свою идентичность, с одной стороны, пытаясь выделиться и обрести индивидуальность, с другой - подражать кому-то (референтной группе, значимому другому) [Эриксон, 2019]. Таким образом, для каждого из этих этапов развития угрозу для развития аутоагрессивного поведения представляют различные эмоциональные факторы: дошкольный возраст - вина, стыд; школьный возраст - неполноценность; подростковый возраст - подражание, потеря идентичности, ощущение бесполезности, потеря смысла, непринятие частей Я.
Принято считать, что суицидальное и самоповреждающее поведение характерно для подростков, но не для предпубертатных детей. Однако современные исследования показывают иную картину. Суицидальная идеация характерна для 15% детей до пубертата, самоповреждения - для 6,2%, суицидальные попытки - для 2,6%; 17% детей с суицидальными мыслями совершили суицидальные попытки. Отмечено, что у мальчиков больше суицидальных попыток в предпубертате, чем в пубертате [Liu et al., 2022]. Всего в мире от 13% до 45% подростков совершают попытки несуицидального самоповреждения [Андронникова, Волкова, 2020].
Из социально-психологических факторов развития аутоагрессии у детей и подростков на первом месте - семейная дезорганизация, на второе - школа. Требования академического и дисциплинарного характера, стресс, негативное общение со сверстниками, травля, изоляция или отвержение со стороны группы могут привести к чувству беспомощности и отчаяния, что стимулирует аутоагрессивное поведение. Высокие ожидания учителей и родителей, конкуренция, неудачи в учебе или социальные неудачи могут вызывать чувство бессилия и отчаяния, что может привести к самоповреждению или попыткам суицида [Kim, 2021]. Референтная группа, в которой есть «мода» на аутоагрессивные акты, оказывает патогенное влияние на благополучие подростков. И, напротив, референтная группа, где есть ориентация на позитивное отношение к жизни, заботу о своем здоровье, формирование доверительных и теплых отношений с близкими будет служить подростку поддержкой и снижать уровень аутоагрессии и связанных с ней явлений [Dimitrova et al., 2020].
Харькина Т.В.
Заключение
Таким образом, аутоагрессия - это отклоняющееся поведение, не являющееся патологией, но в наиболее тяжелых формах способное привести к серьезному вреду для благополучия человека. Механизмы и факторы аутоагрессии до сих пор изучаются. Аутоагрессия особенно остро проявляется в подростковым возрасте, но предикторы и патогенные факторы такого поведения могут быть заложены на предыдущих этапах развития, в связи с чем важно отслеживать предикторы аутоагрессивного поведения уже в предпубертатном периоде и прививать ребенку жизнестойкие формы поведения.
Литература
1. Андронникова О.О., Волков, Е.Н. Аналитический обзор зарубежных публикаций по проблеме суицидального и аутодеструктивного поведения детей и подростков // СМАЛЬТА. 2020. - №3. - С. 5-24.
2. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения: Методические рекомендации // М.: М-во здравоохранения РСФСР. - 1980. - 55 с.
3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // СПб.: Питер. 2019. -304 с.
4. Розанов В.А. Периферические биологические факторы и биомаркеры суицида [Электронный ресурс] // Суицидология. - 2018. - №1 (30). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/perifericheskie-biologicheskie-faktory-i-biomarkery-suitsida (дата обращения: 1.11.2023).
5. Руженков В.А. К вопросу об уточнении содержания понятия «аутоагрессивное поведение» / В.А. Руженков, Г.А. Лобов, А.В. Боева // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2008. - № 32. С. 20-24.
6. Эриксон,Э. Детство и общество // СПб.: Питер. - 2019. - 448 с.
7. Kim K.M. What makes adolescents psychologically distressed? Life events as risk factors for depression and suicide // European child & adolescent psychiatry. - 2021. - № 30(3). - P. 359- 367
8. Liu R.T., Walsh R.F.L., Sheehan A.E., Cheek S.M. & Sanzari C.M. Prevalence and Correlates of Suicide and Nonsuicidal Self-injury in Children: A Systematic Review and Meta-analysis // JAMA psychiatry. - 2022. - № 79 (7) - P. 718-726.
9. Dimitrova, E., Kotzeva, T., Alexandrova-Karamanova, A. Psychosocial school environment and health risk behaviours of adolescents in Bulgaria: results from multilevel analysis//Interna-tional journal of public health. - 2020. - № 65(8). - P. 1331-1344.