А.В. Круковская
АУДИТОРИЯ СОВРЕМЕННЫХ МОСКОВСКИХ ТЕАТРОВ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Статья написана в рамках социологии искусства. В основе статьи лежит авторское социологическое исследование, проведенное в 2010 г. Работа посвящена социологическому анализу социокультурных характеристик представителей театральной аудитории московских театров: социально-демографический состав, степень вовлеченности в культурную жизнь города, мотивы посещения театра, источники информации о театральных новинках, жанровые предпочтения.
Ключевые слова: культура, театр, спектакль, аудитория, социально-демографический состав, мотивы посещения.
Аудитория театра, то есть зрители, являются потребителями театрального продукта и одновременно объектом, на который ориентирована деятельность драматургов, режиссеров, актеров, сценографов и т. д. Социальное взаимодействие между ними происходит посредством эмоционально-художественной коммуникации - процесса передачи и восприятия основного содержательного и эмоционального «посыла», усвоения аудиторией ценностей и смыслов, передаваемых посредством театральных спектаклей. Восприятие спектакля предполагает понимание как содержания, заложенного в драматургическом материале, так и «формы» спектакля.
В коммуникации с аудиторией театр способен оказать влияние на формирование как нравственных, так и эстетических качеств зрителя, формирует его чувства, эмоции. Для осуществления данной коммуникации с максимальной эффективностью необходимо понять, что представляет собой сегодня театральная аудитория,
© Круковская А.В., 2012
каковы ее социально-демографические характеристики, степень вовлеченности в культурную жизнь города, мотивы посещения театра, жанровые предпочтения и т. д. С этой целью в апреле 2010 г. было проведено авторское исследование, направленное на выявление вышеперечисленных характеристик зрителей современных московских театров. В рамках данного исследования методом очного полуформализованного интервью было опрошено 500 представителей театральной аудитории. Исследование было построено на квотной выборке, которая при этом носила четко выраженный целевой характер. В качестве мест опроса были выбраны фойе и/или прилегающая территория шести наиболее известных, популярных и вместительных театров г. Москвы (Московский театр «Ленком», Государственный академический театр им. Моссовета, Московский драматический театр им. К.С. Станиславского, Мастерская П.Н. Фоменко, Московский театр «Современник», Московский академический театр сатиры). Опрос проходил в течение двух недель, как в выходные, так и в будние дни.
В результате исследования было выявлено, что большую часть театральной аудитории (62%) составляют женщины. Сравнивая эти данные с данными исследования, проведенного в 2005 г. Международным агентством социальных и маркетинговых исследований (МАСМИ), можно заметить некоторое сокращение разрыва в гендерном соотношении, так как в 2005 г. женщины составляли 71% аудитории.
Больше половины аудитории (58%) представляют люди от 30 до 60 лет. Хотя в целом можно отметить, что все четыре возрастные группы представлены примерно в равной степени: 23% молодежь (18-29 лет), 27% от общего числа зрителей составляют люди в возрасте от 30 до 44 лет, 31% - люди старшего возраста (45-59 лет) и 19% театральной аудитории составляют люди пенсионного возраста.
Театр традиционно считается одним из высоких, элитарных видов искусства, что естественным образом сформировало аудиторию, обладающую высоким уровнем образования и культурного развития. Распределение «зрительного зала» по уровню образования выглядит следующим образом: обладатели одного или нескольких высших образований - 76%, на втором месте обладатели незаконченного высшего образования (основную часть которых составляют студенты - около 70%) - 12% опрошенных, 8% - имеют среднее специальное образование и 4% получили только среднее образование. Интересно отметить, что по сравнению с данными исследования проведенного МАСМИ, доля людей с высшим образованием выросла на 18% (с 58 в 2005 г. до 76% в 2010 г.)1.
Что же касается социального статуса наиболее активных посетителей театра, то самую большую группу (25% опрошенных)
составляют специалисты, далее по 18% приходится на руководителей, пенсионеров и служащих, что вполне соотносится с данными распределения по уровню образования. При этом представители рабочих профессий составили лишь около 2% театральной аудитории, а безработные, домохозяйки/молодые мамы - 7% принявших участие в исследовании респондентов.
Результаты исследования подтверждают, что подавляющую часть московской театральной публики можно отнести к представителям среднего класса, поскольку 62% составляют люди, определяющие свой доход как средний, при этом еще 14% считают свой доход выше среднего. Однако 22% считают свой доход ниже среднего, и половину этой группы составляют пенсионеры. Кроме того, в ходе исследования было также выявлено, что большую часть зрительных залов московских театров составляют все люди, живущие и/или работающие в Москве/Подмосковье (88% опрошенных). Это опровергает потерявший ныне актуальность тезис о том, что аудитория театров состоит из гостей столицы, которые воспринимают посещения столичного театра так же, как посещение таких достопримечательностей, как Красная площадь, Третьяковская галерея, ГУМ и ЦУМ.
Одной из основных задач исследования было выявление основных мотивов посещения театра, частоты походов в театр, степени заинтересованности в информации о новинках, идущих на театральных подмостках, фестивалях, гастролях и других новостях жизни столичных драматических театров. Для этого был разработан блок вопросов. Распределение ответов на первый вопрос «Что для Вас поход в театр?» (полузакрытый, не более трех вариантов) выявило пять основных причин предпочтения похода в театр всем остальным способам проведения досуга (табл. 1).
Таблица 1
Основные цели и мотивы посещения театра
Цели посещения театра В % от числа ответов (при N = 500)
Возможность посмотреть интересный спектакль 59
Место проведения досуга 34
Выход в свет 11
Праздник 8
Удовольствие, наслаждение 4
Эстетическая потребность, приобщение к высокому 3
Продолжение табл. 1
Цели посещения театра В % от числа ответов (при N = 500)
Отдых 3
Работа, профессиональный интерес 1
Ресурс для саморазвития 1
Приятное событие 1
Возможность посмотреть игру любимых актеров/ коллег 1
Норма жизни 1
Общий итог 128
Как видно из таблицы, для представителей театральной аудитории поход в театр прежде всего - возможность посмотреть интересный спектакль (59% принявших участие в исследовании респондентов), что часто предполагает осознанный предварительный выбор постановки. А вот 34% воспринимают театр как место проведения досуга, и данная позиция носит уже, совершенно очевидно, менее «обязывающий» характер. То же самое можно сказать и относительно варианта «выход в свет», который отметили 11% респондентов, то есть в данном случае посещения театра носит скорее статусный характер, нежели просветительский или рекреационный. Интересно отметить, что почти для 8% опрошенных поход в театр это «праздник», а для 4% - «удовольствие и наслаждение».
Частота посещения театра является не менее значимой переменной, чем мотивы, поскольку раскрывает степень вовлеченности опрошенных в театральную жизнь столицы, заинтересованности в данном способе проведения свободного времени и т. д. С целью выявления частоты обращения к данному виду искусства среди представителей театральной аудитории исследователи был задан вопрос «Как часто Вы посещаете драматический театр?». Распределение ответов на данный вопрос позволяет сделать вывод, что большую часть театральной аудитории можно назвать фактически постоянной, это люди, которые вполне осознанно, с определенной периодичностью, а не «по случаю» посещают спектакли репертуарных драматических театров. Раз в месяц и чаще в театр ходят 42% опрошенных, а 44% приобщаются к данному виду игрового искусства реже раза в месяц, но один или несколько раз за полгода, и лишь 14% посещают спектакли раз в год и реже. При этом, если сравни-
вать полученные процентные соотношения с данными МАСМИ за 2005 г., можно отметить некоторое снижение частоты подобного способа проведения свободного времени. Так, раз в месяц и чаще в 2005 г. театр посещали 49% опрошенных, а один или несколько раз за полгода - 34% респондентов.
Проанализировав данные по частоте посещения театра в контексте общего культурного поля столицы, то есть сопоставив показатели посещаемости по всем основным институтам культуры схожей эстетической «нагруженности», можно сделать вывод о том, что для довольно существенной части театральной аудитории в принципе свойственен досуг, институционализированный подобным образом. Однако музыкальный театр, а именно балет и оперу, представители аудитории драматических театров посещают гораздо реже.
Степень вовлеченности представителей театральной аудитории и проявляемый ими интерес к театральной жизни Москвы может свидетельствовать о сохранении положительной динамики в развитии и повышении культурного уровня современных горожан. Более половины посетителей драматических театров следят за готовящимися к выходу и уже представленными на суд публики премьерами, следят за премиями и фестивалями, за гастролями российских и зарубежных театров. Половина опрошенных старается быть в курсе театральной жизни столицы (суммарный процент респондентов, выбравших варианты ответа «да, постоянно» (16%) и «да, время от времени» (34%)). Треть опрошенных можно отнести к той части театральной аудитории, которая менее глубоко погружена в театральный мир. Они посещают театры, но при этом выбирают спектакли по собственному разумению, не отслеживая специально все новости театральной жизни.
Не менее важно для исследователей было и получение данных относительно основных источников информации о театральных новинках. Так, от друзей или родственников узнают о новых спектаклях более 41% опрошенных. Также источниками информации о премьерах и фестивалях является Интернет (40% опрошенных). Интересно отметить, что по сравнению с 2005 г. этот показатель вырос более чем в 1,5 раза (по данным исследования МАСМИ, Интернет в качестве источника получения информации о театральных новинках использовали 25% респондентов). Также существенна роль и прессы и телевидения (26% и 25% соответственно). Замыкает пятерку наиболее используемых источников информации о театральных новинках такой уникальный канал коммуникации, как афиши самих театров, благодаря им 23% театралов узнают об изменениях в репертуарной сетке.
Таблица 2
Источники получения информации о театральной жизни столицы
Источники В % от числа ответов (при N = 500)
Друзья, родственники 41
Интернет 40
Пресса 26
Телевидение 26
Афиша театра 23
Затрудняюсь ответить 5
Наружная реклама 4
В театре 1
Радио 1
Общий итог 168
С целью выявления основных критериев выбора спектакля для посещения в ходе проведения полуформализованного интервью задавался вопрос, предполагающий до трех вариантов ответов: «На что Вы обычно ориентируетесь при выборе спектакля?» Распределение ответов на этот вопрос представлено в таблице 3.
Таблица 3
Критерии выбора спектакля
Критерии выбора В % от числа ответов (при N = 500)
Актерский состав 66
Театр, в котором идет спектакль 38
Режиссер/постановщик 31
Сюжет пьесы 31
Популярность спектакля 14
Цена билета 13
Публикации в прессе 5
Мнение критиков 4
Драматург 4
Рекламная кампания 2
Продолжение табл. 2
Критерии выбора В % от числа ответов (при N = 500)
Спонтанный, случайный выбор 2
Мнение друзей, родственников 2
Хожу по приглашениям/ 1
на что ведут
Жанр 1
Собственное мнение 1
Общий итог 216
При выборе того или иного спектакля люди чаще всего ориентируются на актерский состав - 66%. Более 38% опрощенных ориентируются на театр, в котором идет спектакль, то есть воспринимая его как некий бренд, гарантирующий определенное качество. Около 31% респондентов предпочитают ходить на определенного режиссера/постановщика. И столько же (31%) часто определяются в выборе того или иного спектакля, исходя из сюжета пьесы, что в большинстве случаев предполагает определенный интеллектуальный и культурный уровень выбирающего.
Жанровые предпочтения в области драматического искусства современной театральной аудитории оказались вполне прогнозируемыми и ожидаемыми. Так, на вопрос «Спектакли какого жанра Вы предпочитаете?» (предполагающем не более трех ответов) больше половины респондентов ответили, что они предпочитают жанр комедии (61%), на втором месте (с разрывом в 20%) жанр драмы - 41%, на третьем -музыкальные спектакли (мюзикл и балет) - по 24% (см. табл. № 4).
Таблица 4
Распределение жанровых предпочтений театральной аудитории
Жанр В % от числа ответов (при N = 500)
Комедия 61
Драма 41
Музыкальный спектакль 24
Мелодрама 17
Трагедия 15
Нет конкретных предпочтений 14
Общий итог 174
Жанр комедии лидирует в театральных постановках на протяжении многих десятилетий, подобная ситуация сохраняется и в других игровых видах искусства. Информационная и коммуникативная насыщенность, ускоренный темп жизни мегаполиса, необходимость ежедневного исполнения целого калейдоскопа социальных ролей и т. п. оказали и продолжают оказывать влияние на жанровые предпочтения в области драматического искусства. У жителей больших городов в последние годы существенно возросла потребность в отдыхе, как физическом, так и психологическом. И репертуарная политика большинства московских театров направлена на удовлетворение данного запроса со стороны общества - в репертуарной сетке московских драматических театров в данном жанре поставлено больше половины всех спектаклей.
Примечания
Это легко было бы объяснить все более широким распространением высшего образования в современной России. Но ситуация видится не столь однозначной. Мнения театроведов по этому поводу более пессимистичны: аудитория театров в большинстве своем воспроизводится сама из себя, превращается в своего рода касту эстетов. А основная масса населения, даже в больших городах, редко посещает театры, предпочитая другие способы проведения свободного времени.