Научная статья на тему 'Аудит запасов в организациях ресторанно-гостиничного бизнеса'

Аудит запасов в организациях ресторанно-гостиничного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
699
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАСЫ / УЧЕТ / АУДИТ / ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касьянова С. А., Мадатова О. В.

Одной из наиболее значимых статей бухгалтерского учета являются запасы. Как правило, их удельный вес составляет более 5% от величины актива баланса, их денежная оценка представляет собой существенную часть в себестоимости выпускаемой продукции и продаваемых товаров. Зачастую финансовый результат производственной деятельности организации напрямую зависит от своевременного решения вопросов по закупке и доставке материалов. В комплексе мер по созданию системы бухгалтерского учета большое значение приобретает формирование полной и достоверной учетной информации о наличии, движении и использовании производственных запасов, а также четкая организация внутрихозяйственного контроля за их сохранностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аудит запасов в организациях ресторанно-гостиничного бизнеса»

АУДИТ

АУДИТ ЗАПАСОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСТОРАННО-ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

С. А. КАСЬЯНОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова,

Краснодарский филиал О. В. МАДАТОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Академия маркетинга и социально-информационных технологий — ИМСИТ,

г. Краснодар

Основным нормативным документом по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов является Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н.

К источникам получения аудиторских доказательств относятся:

— бухгалтерский баланс,

— Главная книга,

— регистры бухгалтерского учета по сч. 10 «Материалы», 40 «Выпуск продукции», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» и др.;

— приказ об учетной политике организации;

— инвентаризационные документы;

— накладные и счета-фактуры;

— договоры на поставку сырья, материалов, товаров;

—договоры о материальной ответственности и т. д.

В обобщенном виде методику аудита материально-производственных запасов можно представить в виде следующих этапов:

1) проверки фактического наличия материально-производственных запасов на складах организации, в основе которой лежит изучение:

— приказов о порядке и сроках проведения инвентаризации;

— приказов о назначении состава постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий;

— инвентаризационных описей, актов инвентаризации, сличительных ведомостей;

— протоколов заседания инвентаризационной комиссии;

— решений руководства по утверждению результатов инвентаризации;

— бухгалтерских регистров аналитического и синтетического учета, в которых отражены результаты проведенной инвентаризации;

2) проверки правильности оценки активов в учете и бухгалтерской отчетности:

— проверки полноты оприходования материально-производственных запасов на основании договоров;

— проверки правильности оформления первичных документов по поступлению материалов;

— проверки отражения в учете неотфактурованных поставок;

— проверки правильности формирования фактической себестоимости материалов на сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;

— проверки первичных документов, служащих основанием для списания в производство материально-производственных запасов;

— пересчета отклонений расхода материалов от установленных лимитов, а также пересчета сумм списанных отклонений на затраты производства со сч. 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

— проверки правильности списания потерь материалов на основании актов инвентаризаций, актов о потерях и недостачах, утвержденных норм естественной убыли, регистров аналитического и синтетического учета;

— проверки полноты отражения в учете операций по отгрузке материально-производственных запасов на сторону путем сопоставления данных об их количестве в отгрузочных документах с данными документов, подтверждающих их фактический вывоз из организации;

— проверки правильности оценки материальных ценностей при отпуске в производство по способу, заявленному в учетной политике (ФИФО, по средней себестоимости, по себестоимости каждой единицы).

Адаптируя вышеуказанные элементы проверки учетного процесса запасов применительно к организациям ресторанно-гостиничного бизнеса, аудитору следует исходить из того, что в этих организациях наибольший вклад в составе запасов занимают продукты, приобретаемые для производства готовых изделий, а также товары, покупаемые для перепродажи через буфеты, бары.

Поэтому вначале проверки аудитору необходимо ознакомиться с тем, какой вариант учета запасов выбрала организация: закупаемые рестораном для изготовления блюд продукты учитываются на сч. 41 «Товары» по продажным ценам либо по покупным.

В первом варианте учета торговая наценка начисляется в момент оприходования продуктов на склад и рассчитывается относительно всей стоимости поступивших запасов, во втором случае при передаче продуктов в производство — не к стоимости сырья, а к стоимости блюда.

В бухгалтерском учете составляются следующие записи:

Д-т сч. 41 «Товары», субсчет 1 «Товары на складах» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — получены продукты от поставщиков;

Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — отражена сумма налога на добавленную стоимость;

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» К-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — отражена сумма возмещения налога.

При использовании первого варианта учета продуктов по продажным ценам оформляются бухгалтерские проводки:

Д-т сч. 41 «Товары», субсчет 1 «Товары на складах» К-т сч. 42 «Торговая наценка» — отражена сумма начисленной торговой наценки при поступлении продуктов на склад;

Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 41 «Товары», субсчет 1 «Товары на складах» — отпущены продукты со склада на кухню для производства блюд.

Если организация применяет второй вариант учета продуктов по покупным ценам, то в учете составляются записи:

Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 41

«Товары», субсчет 1 «Товары на складах» — отпущены со склада на кухню продукты, учитываемые по покупным ценам без НДС;

Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 42 «Торговая наценка» — начислена торговая наценка, приходящаяся на продукты, переданные со склада на кухню.

Проверяя учет запасов в гостиницах, аудитору следует обращать внимание на следующие моменты. Если гостиница в процессе организации завтраков для своих клиентов готовит чай, кофе, бутерброды и так далее, тем самым оказывая услуги общественного питания, то записи в учете будут аналогичны приведенным выше.

Если же стоимость завтраков образует единую услугу по проживанию, то в учете делается запись: Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 41 «Товары», субсчет 1 «Товары на складах».

Если же проживание и питание являются самостоятельными услугами, то к сч. 20 «Основное производство» открывается отдельный субсчет «Затраты на организацию питания». Хозяйственные

операции в данном случае отражаются следующим образом: Д-т сч. 20 «Основное производство», субсчет «Затраты на организацию питания» К-т сч. 41 «Товары», субсчет 1 «Товары на складах».

Помимо проверки товаров в ресторанно-гос-тиничном бизнесе необходимо уделить внимание вопросам правильности учета чистящих и моющих средств, форменной одежды, столового белья и посуды.

Проверяя расход материалов для уборки номеров, вестибюлей, холлов, санузлов и иных помещений, аудитору следует ознакомиться с нормами, утвержденными в организациях.

Каждое предприятие утверждает нормы расходов материалов самостоятельно с учетом отраслевых особенностей. В то же время во многих областях народного хозяйства в помощь планово-финансовой службе предприятия изданы рекомендации по разработке тех или иных норм, лимитов.

Для гостиничного бизнеса Центром муниципальной экономики права при участии ряда организаций гостиничного хозяйства разработаны (Москва, 2006 г.) нормы расхода материалов и обеспеченности инвентарем на работы по содержанию гостиниц. Они предназначены для определения потребности в материальных ресурсах, на основании которых рассчитываются материальные затраты в себестоимости услуг гостиниц. В основу разработки данных норм положены следующие нормативно-методические документы:

— правила и нормы технической эксплуатации гостиниц и их оборудования;

— правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда;

— рекомендации по нормированию материальных ресурсов на содержание и ремонт жилищного фонда.

Списание материалов по нормам расходов (ветошь, моющие и чистящие средства) отражается в учете проводкой: Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 10 «Материалы».

Отклонения от норм расхода материалов методом документирования определяются на основании отдельных сигнальных первичных документов, в которых отражается отпуск материалов сверх норм.

По каждому случаю экономии (перерасхода) материалов материально ответственные лица должны представить письменные объяснения, которые прилагаются к производственному отчету.

Аудитору следует убедиться в правильности отнесения сумм сверхнормативных отклонений на сч.

94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Если в организации имеются решения руководства по представленным объяснениям материально ответственных лиц, то аудитору необходимо проверить, куда списан перерасход — на счет учета затрат на производство или на виновных лиц.

В налоговом учете налогооблагаемую прибыль уменьшают экономически оправданные, документально подтвержденные расходы, направленные на получение дохода (ст. 252 Налогового кодекса РФ (НК РФ)). Учесть в налоговых расходах можно и сверхнормативно израсходованные материалы (если они связаны с производством, а не вызваны злоупотреблениями на рабочих местах). Для целей налогообложения прибыли нужен документ, который подтвердил бы количество израсходованных материалов (производственный отчет, акт о расходе материалов и т. д.).

Далее аудитору следует ознакомиться с трудовыми и коллективным договорами, поскольку в них прописывается порядок и необходимость выдачи форменной одежды сотрудниками ресторанно-гос-тиничного бизнеса.

Форменную одежду отражают на сч. 10, субсчет 10 «Спецодежда на складе», 11 «Спецодежда в эксплуатации» по ее наименованиям, количеству и в разрезе материально ответственных лиц.

Аудитору следует:

— проверить правильность составления бухгалтерских записей в момент оприходования на склад форменной одежды для персонала:

Д-т сч. 10 «Материалы», субсчет 10 «Спецодежда на складе» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — оприходована на склад форменная одежда для персонала;

Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками — отражена сумма налога на добавленную стоимость;

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» К-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — отражена сумма возмещения налога;

— проверить записи по передаче в пользование форменной одежды:

Д-т сч. 10 «Материалы», субсчет 11 «Спецодежда в эксплуатации» К-т сч. 10 «Материалы», субсчет 10 «Спецодежда на складе» — передана в пользование форменная одежда;

Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 10 «Материалы», субсчет 11 «Спецодежда в эксплуата-

ции» — списана на расходы стоимость форменной одежды.

При порче спецодежды (например, при глажке) составляется запись: Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» К-т сч. 10 «Материалы», субсчет 11 «Спецодежда в эксплуатации» — отражена задолженность по возмещению стоимости испорченной форменной одежды.

Если форменная одежда находится в постоянном личном пользовании работника, то аудитору следует убедиться, что ее стоимость не включается в производственные затраты:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» К-т сч. 10 «Материалы», субсчет 11 «Спецодежда в эксплуатации» — выдана сотрудникам форменная одежда в постоянное пользование;

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» — начислен НДС со стоимости переданной одежды;

Д-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» — отражен налог на доходы физических лиц со стоимости одежды, включенной в доходы сотрудников.

Проверяя правильность учета столового белья, посуды и приборов, аудитору необходимо выяснить, действительно ли в соответствии с приказом об учетной политике данные объекты учета включаются в состав материально-производственных запасов, при условии, что их стоимость составляет менее 40 000 руб.

Например, если стоимость приобретенного постельного белья в гостинице составляет менее 40 000 руб., но при этом согласно учетной политике оно признается элементом основных средств, то в учете будут сделаны записи:

Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — при оприходовании объектов;

Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму налога на добавленную стоимость;

Д-т сч. 01 «Основные средства» К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» — при постановке на учет постельного белья;

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» К-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — на сумму возмещения налога.

Ежемесячно, вслед за месяцем введения постельного белья в эксплуатацию стоимость белья относится на затраты через амортизацию. В учетной политике для целей налогообложения вариантности быть не может, поскольку имущество стоимостью менее 40 000 руб. за единицу не является амортизируемым.

Если же постельное белье учитывается гостиницей в составе запасов, в учете будут сделаны следующие записи.

Д-т сч. 10 «Материалы» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — учтены полученные комплекты постельного белья от продавца без учета НДС в составе материально-производственных запасов;

Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму налога на добавленную стоимость;

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» К-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — на сумму возмещения налога;

Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 10

«Материалы» — постельное белье передано в эксплуатацию.

При списании стоимости постельного белья на затраты гостиницы контроль за его дальнейшим движением можно осуществлять двумя способами:

1) в аналитическом учете (в количественном выражении) в разрезе мест эксплуатации и ответственных за эксплуатацию работников (материально ответственных лиц гостиницы);

2) в забалансовом учете.

В целях осуществления внутреннего контроля за дальнейшим использованием посуды организация может установить нормы боя посуды. Данные нормы разрабатываются организацией самостоятельно, при этом она может, но не обязана воспользоваться Нормами списания эксплуатационных потерь (бой, лом, порча, износ) столовой посуды, столовых приборов, столового белья, санспецодеж-ды и производственного инвентаря на предприятиях общественного питания, утвержденными приказом Минторга СССР от 29.12.1982 № 276.

Бой посуды, порча столового белья отражаются в учете проводками:

Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» К-т сч. 10 «Материалы» — отражен в учете бой посуды и порча белья;

Д-т сч. 44 «Расходы на продажу» К-т сч. 94

«Недостачи и потери от порчи ценностей» — списаны потери в пределах установленных норм;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — отражена стоимость разбитой официантом посуды, подлежащая возмещению;

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — отражена стоимость разбитой посетителем посуды, подлежащая возмещению;

Д-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» К-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» — удержана из заработной платы официанта стоимость разбитой посуды сверх установленных норм;

Д-т сч. 50 «Касса» К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — взыскана стоимость разбитой посуды с посетителя ресторана.

К основным видам нарушений в ходе аудита запасов в ресторанно-гостиничном бизнесе можно отнести следующие:

— отсутствие договоров с сотрудниками организации о материальной ответственности;

— отсутствие документов по инвентаризации;

— несвоевременное оприходование материалов;

— отсутствие норм расхода, боя;

— завышение объема закупок в результате отражения фиктивных расходов по приобретению материально-производственных запасов;

— нарушение принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Список литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

4. Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов: приказ Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

5. Об утверждении положений по бухгалтерскому учету: приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

6. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

7. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01: приказ Минфина России от 09.07.2001 № 44н.

8. Об утверждении среднеотраслевых норм эксплуатационных потерь столовой посуды, приборов, столового белья, санспецодежды, производственного инвентаря на предприятиях общественного питания и Инструкции о порядке их применения: приказ Минторга СССР от 29.12.1982 № 276.

«Тот, кто отказывается от рекламы, чтобы сэкономить деньги, действует подобно тем, кто останавливает часы, чтобы сэкономить время»

Генри Форд

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.

Тел.: (495) 989-9610, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.