1 (256) - 2012
Антикризисное управление
УДК 657.6
АУДИТ ПРИ БАНКРОТСТВЕ РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ
М. В. ЧЕРНОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления собственностью E-mail: asdf-m@yandex. ru Государственная академия промышленного менеджмента имени Н. П. Пастухова, г. Ярославль
Применение аудиторских процедур и методов при несостоятельности разных категорий должников способствует повышению прозрачности и надежности финансовой информации, формируемой в условиях неплатежеспособности, степени доверия к ней участников процедур банкротства, что обеспечивает достижение согласованных решений кредиторами и повышение эффективности арбитражного управления.
Ключевые слова: аудит, банкротство, неплатежеспособность, организация, финансовое состояние.
Понятие банкротства применимо не только к коммерческим организациям, но и к физическим лицам [3], единицам административно-территориального деления страны (округа, провинции, муниципалитеты) [1] и суверенным государствам [2]. В любом случае это сложный процесс, в который вовлечены участники, имеющие различные экономические интересы, разный уровень финансовой и правовой грамотности и зачастую не доверяющие друг другу. Независимым лицом в процедурах банкротства, призванным дать объективную оценку финансовому состоянию должника и способствовать достижению договоренностей между сторонами, выступает арбитражный управляющий. Однако масштаб сумм и сложность хозяйственных процессов при банкротстве некоторых субъектов не позволяет
одному специалисту справиться с поставленными задачами. Это делает актуальным рассмотрение возможностей привлечения аудиторских компаний к оказанию услуг в области аудиторской деятельности при несостоятельности различных должников.
В нашей стране не получили широкого распространения процедуры банкротства граждан или индивидуальных предпринимателей, хотя определенная правовая база для этого сформирована. Также отсутствуют механизмы банкротства субнациональных территорий (областей, муниципальных образований), хотя состояние бюджетов многих из них неудовлетворительно. Однако рассмотрение зарубежного опыта в этой области может быть весьма интересно. Современные исследования направлены на совершенствование правовых средств регулирования процедур банкротства для повышения их эффективности, а также на расширение области их применения. При этом умаляется значение экономического инструментария в урегулировании отношений должника и кредиторов.
Под корпоративным банкротством понимается совокупность особых правовых реорганизационных и/или ликвидационных процедур, предусмотренных законодательством для юридических лиц, характеризующихся признаками неплатежеспособности, проводимых при участии суда или специальных органов по банкротству (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика процедур банкротства для разных категорий должников
Признак сравнения Корпоративное банкротство Личное банкротство Муниципальное банкротство Суверенное банкротство
Цель Максимизация стоимости фирмы Предоставление возможности начать Обеспечение функций местного само- Сохранение суверенитета
и выплат кредиторам с чистого листа управления и освобождение центрального правительства от непредвиденных финансовых обязательств государства и соблюдение прав человека
Критерий Неплатежеспособность Неплатежеспособность Неплатежеспособность Неплатежеспособность
несостоятельности и/или неоплатность
Инициатор Должник, кредиторы, государственные органы Должник и/или кредиторы Как правило, только должник Должник
Характер Реорганизационные Реорганизационные Реорганизационные Реорганизационные
процедур и ликвидационные
Источники средств Будущие денежные поступления Будущие денежные поступления Будущие денежные поступления. Будущие денежные
для выплат или продажа активов и/или продажа активов иногда продажа активов поступления
кредиторам
Деление креди- Устанавливается законом Устанавливается законом Устанавливается законом Отсутствует
торов на группы
по очередности
выплат
Этический Имеет место в случае фиктивного/ Высокий Снижается за счет отказа от выкупа Высокий
риск преднамеренного банкротства долгов центральным правительством и риска невозможности привлечения займов в будущем
Контроль Сохраняется за менеджментом Сохраняется за должником, иногда Местные органы власти Правительство
за активами или передается управляющему по управляющий по банкротству сохраняют полномочия сохраняет
банкротству может выполнять функции консультанта полномочия
Управляющий по Назначается судом, специальным Используются услуги адвоката и/ Как правило, не назначается, но может Нет
банкротству государственным органом по банк- или назначается управляющий по быть назначен финансовый консуль-
ротству или кредиторами банкротству судом или специальным государственным органом тант или аудитор из вышестоящих органов управления
Участие суда Есть Есть Есть Нет или создается специальный суд
Личное (персональное или потребительское) банкротство означает неплатежеспособность гражданина (физического лица). Действующий Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» содержит главу, регулирующую банкротство гражданина, которая на практике не работает из-за отсутствия необходимых поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации. В то же время активно развивается кредитование в потребительском и ипотечном секторах, сопровождаемое ростом числа невозвращенных ссуд. Необходимость регулирования ситуации с банкротством физических лиц очевидна.
Правовые процедуры банкротства в отношении граждан связаны прежде всего с кредитованием и достаточно развиты во многих странах. В рамках личного (потребительского) банкротства гражданин может использовать свое имущество для покрытия долгов либо заключить соглашение о выплатах за счет будущих доходов. В любом случае часть долгов, иногда значительная, прощается. К тому же имущество должника в пределах определенной стоимости попадает под так называемое освобождение. Физические лица за рубежом разрабатывают различные схемы, которые позволяют подвести большую часть активов под освобождение и одновременно избежать уплаты долгов за счет будущих заработков. Граждане могут и не платить долгов, не заявляя о банкротстве, поскольку кредиторы далеко не всегда предпринимают попытки к принудительному взысканию. Как правило, физические лица сами подают на банкротство.
Различают стратегическую и нестратегическую модели личного банкротства [3]. Стратегический подход предполагает, что граждане подают на банкротство для получения финансовых выгод, связанных с прощением долгов. Нестратегический подход состоит в том, что физические лица не планируют заранее прибегнуть к банкротству и не учитывают финансовых выгод при подаче соответствующего заявления. Напротив, они объявляют о банкротстве в ответ на неожиданные неблагоприятные события, приведшие к снижению способности платить по долгам (проблемы со здоровьем, развод, потеря работы).
Расширение практики стратегического банкротства физических лиц, по мнению автора, делает целесообразным вовлечение аудиторов в прояснение финансовых аспектов наступления несостоятельности для обеспечения прав кредиторов
и выявления сокрытых активов. В этом аспекте возможно сотрудничество коллекторских агентств с аудиторами.
Муниципальное банкротство представляет собой правовые механизмы, применяемые в случае несостоятельности единиц административно-территориального деления страны (муниципалитетов, округов, провинций). Такие законодательные акты применяются в странах с децентрализованной системой управления и, как правило, относятся к органам местного самоуправления, а не федеративного уровня. Рост объемов заимствования муниципалитетов требует соответствующих механизмов для оценки рисков и убытков в случае дефолта. Наличие законодательных процедур банкротства позволяет разработать предсказуемые и справедливые схемы реструктуризации долгов для кредиторов. Важной задачей процедур банкротства местных органов власти является сохранение функций местного самоуправления, таких как обеспечение законности и правопорядка, пожарной охраны, коммунальных услуг в течение периода реструктуризации долгов и корректировки бюджета.
Основным источником средств для выплат кредиторам являются будущие доходы муниципалитета. Большая часть активов территориальной единицы не может быть продана в связи с общественным использованием (улицы, здания судов, больниц, школ). Многое имущество имеет низкую или нулевую стоимость в связи с некоммерческим использованием. Ограничение возможности кредиторов обращать взыскание на активы муниципалитета во многих странах является одним из способов обеспечения муниципальных функций. Выполнение этих обязанностей не может быть поставлено в зависимость от финансового состояния муниципалитета. Территориальная единица продолжает существование, возглавляемая тем же аппаратом, который продолжает выполнять функции местного самоуправления. Отстранение чиновников невозможно еще и в связи с тем, что многие должности являются выборными. Это противоречило бы демократическим принципам общества и автономии муниципалитетов.
Важнейшее место в банкротстве муниципалитета отводится корректировке бюджета и прежде всего сокращению расходов. При сохранении исполнительного аппарата это весьма сложная задача. Для эффективного пересмотра доходов и расходов необходимо вмешательство квалифицированных
с 2
о
С
а
И =
ев о и о
и а и
2
^
и
<и Я
« о,
& °
л
« «
Ч н
4 и „ н
Я о
н (р
5 Й (3 и
Й ю
« &
м Ч
<з а
-в 5
т и _ч
я я
И
с 2
и
О &
И =
ев о и о
Я
г =
« Л Я
5 Е-
у £
к Ч
« «
Л ...
я
Й 2
& Й
о ч
„ <и
я Й
£ ч
2 о
Ё 3
Й §
и Й а м
** я
£
Я °
Я «
2 (3
^ д
о
° ч
(и я
« ЕЙ
а &
Л
И
ю <и
ч
>К ГУ
о
Н о
я Е
Й О
3 3
я (§
« (0
е |р
н 5
4 ^ 8
2 « «
х
я «
о
£ § т а
т
>К О ^
ч &
<и а
<и <и Ч О Ю и
<С Ё §
О я
^ со
Л И
Н
о ,, -
И и ю
и « Й
о ^ о
8 5%
о
ч
о
я
л
ч о
ев 2
Я н
О и
и н
Л о
и Л
Я
я
о ев
О »О
я
Т
я
* ё
, 2
8 I
В I
И &
я й
§ ^
« ю
§ |
й §
И <и
& ее
Е Э
<и н
Н о
Й н а о
н а
0 и
3
«
1
<и
' «
Л в
н о
*< и
я о
£ *
3 га
ю
л л
« я
О ^ & ю
я >к
о л
8 ев к
со (3
Й о £ §
^ 1
а ет н <и Ч Я
2 I
О 2
и
О
Л =
ев ю о с
Л о а л
«
- о
« ^
I
с ^
« х I
^^ ^
^ § 1 !£!
И ¡^
ЕЗ и "
з
в м «
н ч ^ о «
(—Г м
^ щ ^
Я
« ч
И ^
<и <и
Я а
<и о
« ^
о ¡^
^^ Й
н ¡3
Е
ч и
^ §
8 9
ч 9 ° £ ^ Е
и ч
о
-а
н
«
а ч
ей о
и
ь « «
о «
Ч! Ц)
ч т
« о ь V
<и о
Г)
«
Г)
«
я
5 я
к о ^ м 8 Я еч
С л
л н я
«
я в
й « ч о
« =в и«
^ С
« ^
(и ей Н
«
О
^в н
еУ
I з
I *
независимых специалистов. К тому же одним из требований кредиторов является, как правило, повышение прозрачности бюджетного учета и отчетности должника. Обе эти задачи могут быть решены путем привлечения аудиторов к выработке финансовых решений местными органами власти. В ходе долгового кризиса 1970-х гг. в США роль аудиторов в подготовке финансовой информации и выработке предложений по его разрешению была немаловажной [1].
Суверенное банкротство означает возможность применения принципов процедур несостоятельности в случае долгового кризиса отдельных независимых государств. Эти идеи, занимающие прочное место в научной и политической дискуссии, пока не вошли в практику. По мнению автора, привлечение аудиторских компаний мирового уровня в качестве независимых экспертов для подтверждения финансовой информации страны-должника и оценки возможности выполнения предлагаемых условий реструктуризации долговых соглашений является оптимальным решением.
Привлечение аудиторов к оказанию сопутствующих и прочих услуг в области аудиторской деятельности при банкротстве корпоративных должников достаточно распространено. Здесь практика опережает разработку теоретических и методических вопросов. В случае личной, муниципальной и суверенной несостоятельности участие независимых аудиторов особенно важно в связи с невозможностью отстранения органов управления должника и ограниченной ролью арбитражного управляющего (табл. 2).
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя -и ЪР^тжгсх*
В реабилитационных процедурах банкротства особенно важно добиться доверия со стороны кредиторов к финансовой информации, предоставляемой должником. Только в этом случае можно достичь выработки эффективных антикризисных решений. Когда отстранение менеджмента невозможно (личное, муниципальное, суверенное банкротство), наличие арбитражного управляющего не является достаточной гарантией достоверности финансовой информации для кредиторов. Привлечение аудиторов как независимой стороны, обладающей специальными знаниями в областях права, экономики и финансов, дает возможность заинтересованным пользователям получить некоторые преимущества, поскольку услуги аудиторов предоставляются с профессиональной компетентностью и добросовестностью.
При несостоятельности физических лиц аудитор может выявить случаи так называемого стратегического банкротства, предпринятого, чтобы избежать уплаты долгов. В муниципальном банкротстве высококвалифицированные аудиторские услуги востребованы при разработке антикризисной программы и плана реструктуризации обязательств, корректировке бюджета и выработке финансовых рекомендаций для повышения прозрачности информации о муниципальных финансах. Это может
явиться одним из условий согласия кредиторов на реструктуризацию долгов или требованием вышестоящих органов государственного управления. В суверенном банкротстве аудиторы могут быть привлечены к разработке и экспертизе антикризисных мер правительствами стран и мировыми финансовыми институтами.
Возможности применения аудита при банкротстве в настоящее время ограничены недостаточным развитием теоретико-методологических основ и методического аппарата этой деятельности. Исследования в этой области и внедрение их результатов в практическую работу будут способствовать повышению эффективности арбитражного управления.
Список литературы
1. Liu L., Waibel M. Subnational Insolvency: Cross-Country Experiences and Lessons. Economic Policy and Debt Department. Policy Research Working Paper 4496. 2008.
2. Rogoff K., Zettelmeyer J. Bankruptcy Procedures For Sovereigns: A History оf Ideas, 1976—2001. IMF Staff Papers. 2002. Vol. 49. № 3.
3. WhiteM. Why Don't More Households File For Bankruptcy. Journal of Law, Economics and Organization, October, 1998, 14 (2).
48
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£бРЪЯ те ЪР/ГКЖЪХА