Научная статья на тему 'Аудит и мониторинг персонала организации: взаимосвязь, технологии и этапы'

Аудит и мониторинг персонала организации: взаимосвязь, технологии и этапы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
527
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Молочников А. Н.

В настоящее время функции аудита выходят за рамки проверки финансовой деятельности компании. Появление аудита персонала связано с необходимостью детального изучения проблем в области кадровой политики организации, выявлением факторов и резервов улучшения ситуации, сбором и анализом информации при принятии управленческих решений, что и составляет его конкретную цель. Говоря иными словами, управление персоналом должно обеспечивать достижение организацией перспективных целей развития путем формирования системы аудита персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аудит и мониторинг персонала организации: взаимосвязь, технологии и этапы»

ЖУРНАЛИСТИКА И МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

УДК 070.11(07) + 008(07) + 316.73(07) В. Ф. Олешко

ЛОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Рассматривается проблема поиска методологических подходов к исследованию новейшей практики массмедиа. Автор приходит к выводу, что журналистика как социальный институт должна прежде всего вносить смысл в жизнь, а не являть только набор фактов, в связи с чем очень актуален курс «Профессиональная культура журналиста», который в вузах должен стать нормативным.

Ключевые слова: профессия, культура, журналистика, информация, творчество, аудитория СМИ, диалог.

Профессия журналиста была всегда под перекрестным огнем критики, а сегодня в особенности: ведь после любой предвыборной кампании находятся основания для досужих разговоров о снижении профессионализма журналистов. К примеру, настоящая дискуссия развернулась в обществе накануне президентских выборов 2012 г. по поводу публикации в СМИ данных о результатах различного рода опросов граждан. Дело дошло до официального запрета на такого рода публикации. Причем речь шла и о размещении их в сетях общего пользования, включая Интернет. «Впрочем, проблемы у публиковавших данные опросов СМИ возникали и до введения запрета, — писала Страна.ги. — Дело в том, что многие из них, даже весьма респектабельные издания, зачастую не давали себя труда указать обязательные для публикации сопроводительные данные опросов — точные даты их проведения, число респондентов и статистическую погрешность. В связи с этим Центризбиркому пришлось напоминать журналистам о необходимости исполнения закона... Запрет был обусловлен

ОЛЕШКО Владимир Федорович — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой периодической печати Института гуманитарных наук и искусств Уральского федерального университета (е-mail: Vladimir. [email protected]).

© Олешко В. Ф., 2012

необходимостью исключить любое влияние на свободу волеизъявления граждан» [8].

Нередко эти и подобные высказывания бывают справедливы, но чаще всего критики журналистики как особого вида профессиональной деятельности, образно выражаясь, бьют по воробьям, прилетевшим из других видов массовой коммуникации — пропаганды, пиара, политической рекламы или откровенно выраженной лоббистской деятельности СМИ. Но в том-то и дело, что спрятаться за журналистские формы у нас в России очень легко, и это чаще всего недоказуемо и ненаказуемо. Как ненаказуемым бывает порой неумышленно совершенное противоправное действие.

К тому же глобализационные процессы, активизация различных групп общества при посредстве новейших информационных технологий, в том числе и социальных сетей, чему мы являлись свидетелями в период предвыборных кампаний 2011 и 2012 гг., заставляют сделать вывод, что об узловых проблемах и перспективах междисциплинарных исследований культуры сегодня нельзя говорить без учета влияния массмедиа на различные социумы. Причем акторами информационных процессов в настоящее время являются не только профессиональные журналисты, но и, если можно так выразиться, рядовые их участники, т. е. те, кого раньше относили к различным аудиторным группам СМИ. Хотя в исследованиях теоретиков журналистики, а иногда и социологов, проблематика профессиональной культуры субъектов информационной деятельности ограничивается чаще всего лишь описанием нормативности как ведущей доминанты содержания данного термина [7]. Безусловно, это так. Но можно ли, к примеру, Закон о СМИ, Закон о рекламе, большинство нормативных актов и этических кодексов впрямую адресовать и тем, кто, не являясь журналистом по профессии, тем не менее активно формирует информационную картину дня в Интернете — на персональных сайтах, в «живых журналах», на различных форумах и т. п.? Опять же, безусловно, нет, поскольку сфера досуговой повседневности — важное социальное пространство, где также происходит аккультурация различных медиатехнологий. То есть проблема формирования и развития профессиональной культуры журналистов в нынешних условиях впрямую сопряжена с многоаспектной проблематикой информационной культуры общества в целом.

Следовательно, дискутировать по поводу того, сколько на самом деле осталось журналистики в современной журналистике и что, собственно, является в «чистом виде» таковой, — не только нужно, но и методологически оправданно. При этом необходимо ответить на сакраментальный вопрос: а чем же наше профессиональное сообщество отличается (или должно отличаться) от других социумов? И в чем уникальность профессии в информационную эпоху, если с информацией с помощью Интернета или цифровых технологий может вольно обращаться практически любой образованный человек? Что включает в таком случае понятие «социальный статус журналистской профессии»? На эти и другие вопросы нельзя ответить, ограничиваясь только анализом практики. Поэтому сегодня как никогда актуальны теоретико-методологические исследования специфики нашей профессии и массово-информационной деятельности

в целом: например, при описании общего и единичного в ряде внешне сходных творческих профессий, но принципиально различающихся по реализуемым целям (назовем хотя бы журналиста и пиармена).

Общество все отчетливее осознает дефицит общей культуры. Журналистика неотделима от политической, экономической жизни общества, неразрывно связана с развитием его культуры в целом. Ее природа двойственна, точнее двумерна: с одной стороны, культура — мир социального опыта человека, накопленных им непреходящих материальных и духовных ценностей, средство социализации; с другой стороны — качественная характеристика («способ», «всеобщая технология») живой человеческой деятельности.

Основой возникновения и становления профессиональной культуры выступает органическое взаимодействие профессии и профессиональной культуры. И в обыденном и в научном сознании понятие «профессия» отражается зачастую неоднозначно. Традиционно выделяется три группы определений этого понятия: профессия как совокупность знаний и трудовых навыков, принадлежащих конкретному человеку; профессия как род трудовой деятельности, служащий основным источником доходов; профессия как совокупность людей, занятых тем или иным видом труда.

Но при таком подходе, особенно на научно-методологических подступах к феномену профессиональной культуры журналиста, налицо разрыв между содержанием данных определений и требованиями к понятиям категориального ряда, скажем так — «большой Культуры». Поэтому мы считаем, что более плодотворен в методологическом смысле подход, при котором профессия рассматривается как «социально-технологический механизм, которым создан обществом для обеспечения своих материальные и духовные потребностей (путем локализации его в определенном виде профессиональной деятельности) и предназначен для производства определенного продукта (выделено мной. — В. О.)» [4, 174; 5]. В этом смысле профессия противопоставляется профессиональной группе.

Данный тезис развивается американским социологом Т. Парсонсом, который в своей «Интеллектуальной автобиографии» [6] так сформулировал основные идеи понимания профессионализма:

— профессионал сохраняет в себе корпоративные традиции гильдий;

— он получил теоретическую подготовку и был социализирован в профессиональное сообщество;

— по своему мировоззрению он сторонник либерально-демократических ценностей и озабочен бескорыстным служением своим клиентам;

— личные интересы не ставит выше профессионального долга;

— профессионал — это идеальный гражданин идеальной страны.

Причем Т. Парсонс разделяет понятия «профессия» и «занятие». Структура занятий включает три сферы: бизнес, профессии, государственное управление. По Парсонсу, профессиональный человек не мыслит себя как индивид, занятый извлечением частной прибыли, он озабочен оказанием услуг для своих клиентов или безлично оцениваемым продвижением науки. Профессии в данном контексте выпадают из рыночной идеологии современного общества.

И если следовать данной логике, то предметом профессиональной культуры журналиста и предметными зонами являются становление, динамика и формы, способы, технологии взаимодействия с аудиторией не только его, но и других субъектов массово-коммуникационной деятельности, а также учет взаимовлияния в контексте реализации интересов как индивидуумов, так и социальных институтов, организаций, структур, систем. При этом нельзя не брать во внимание и другие составляющие, как то: творческие процессы, поведение личности, тенденции и противоречия изменения современного общества в целом как системы при информационном обмене и взаимодействии данного рода.

При этом в структуре профессиональной культуры можно выделить две органически взаимодополняющих друг друга стороны: праксиологическую и ментальную. Праксиологическая сторона (от греч. praxis — действие) характеризует способ взаимодействия субъекта профессиональной культуры с орудиями, средствами и предметами труда, а также степень его готовности к осуществлению конкретного вида деятельности. На этом зачастую сегодня и делается акцент при обучении в краткосрочных школах журналистики, а также на различного рода курсах, действующих в ряде регионов России при телекомпаниях и редакциях газет. В рамках праксиологического похода выделяются такие элементы, как профессиональные знания, навыки и умения, в том числе стиль профессионального мышления, т. е. алгоритмы коллективной и индивидуальной профессиональной деятельности.

Ментальная сторона выступает интегральной характеристикой состояния коллективного и индивидуального сознания и самосознания субъекта профессиональной культуры, нравственно-мировоззренческих и эстетических предпосылок деятельности. Здесь содержание понятий более сложное для понимания, систематизации и описания. Профессиональное сознание есть такой вид отражения действительности, в котором аккумулируется вся совокупность алгоритмов, норм, ценностей и языка, свойственных обособившемуся виду профессиональной деятельности. Профессиональное сознание обеспечивает целостность и взаимодействие праксиологической и ментальной сторон профессиональной культуры.

Следовательно, профессиональная культура в целом и профессиональная культура журналиста в частности — также квинтэссенция концептов и интеллектуальных практик специфического свойства, но вместе с тем она трансформирует, перестраивает, координирует силовые линии ментального пространства отдельных социумов, а иногда и всего общества, задавая не только содержательные характеристики, но и ценностные ориентации.

Для нас данные определения важны постольку, поскольку они касаются и понятия индивидуальное творчество. В профессиональной деятельности журналиста творческая составляющая и индивидуальные технологии — одни из важнейших характеристик личности. Наше понимание профессиональной культуры журналиста предполагает анализ и такой ее составляющей, как результативность. Ведь в конечном итоге речь должна идти не о самодостаточности журналистского творчества, а о параметрах взаимовлияния с аудиторией СМИ,

об установлении при посредстве журналистов диалоговых отношений власти и общества и т. д. и т. п.

Профессиональное сознание (или, по-другому выражая суть, диалогическое со-знание), системное формирование которого в целом и является одной из сверхзадач профессиональной культуры, — духовная основа реальной профессионально-практической деятельности журналиста. Оно обладает относительной самостоятельностью, но взаимосвязано с современными технологическими основами любого вида деятельности индивида.

Мы убеждены, что движущей силой развития профессионального сознания выступает постоянно воспроизводящееся противоречие между консервативным и динамичным началами. Отражением этого процесса является профессиональное самосознание, которое содержит устойчивые представления об определенной профессиональной, политической, социальной, психологической и нравственной идентичности членов группы (сообщества), о ее свойствах как целого. Именно в профессиональном самосознании выкристаллизовывается, к примеру, осознание общности интересов, формируются и функционируют механизмы социально-психологической консолидации группы и поддержания стабильности ее социального положения.

Мы полагаем, что в одном ряду с профессиональным самосознанием журналистов стоит профессиональное мировоззрение как специфический срез общего мировоззрения и элемент профессиональной культуры. Объектом отражения профессионального мировоззрения выступает не только общая или специальная, но и социальная картина мира. Именно последняя обеспечивает интеграцию профессиональной группы в процессы производства материальных и духовных основ общественной жизнедеятельности, формирует ее социальную позицию по отношению к реальности, к перспективам развития общества, а в конечном итоге — способствует формированию у нее специфического профессионального самосознания.

Особое место в профессиональной культуре журналиста принадлежит, как свидетельствует практика, и профессиональному мышлению. Во многом обусловливаемое сегодня технологией и объективной логикой массово-коммуникационной деятельности профессиональное мышление, в свою очередь, выступает в качестве организующего начала в процессе становления и самоопределения журналистики и дальнейшего развития данного вида профессиональной деятельности как истинно творческого. Следовательно, в этом качестве профессиональная культура журналиста есть способ формирования и мера реализации социальных и индивидуальных сущностных сил субъектов профессиональной деятельности (журналистов) во благо всего общества, а не отдельных его групп, что, как свидетельствует практика деятельности отечественных СМИ, сегодня распространено почти повсеместно.

Современный подход к обоснованию взаимосвязи профессиональной культуры журналиста как некоей подсистемы с социальной реальностью обусловливается так называемым полипарадигмальным подходом и настоятельной необходимостью соединения традиционных способов анализа с возможностями, которые дают новые информационные технологии. Полипарадигмальный под-

ход предполагает не системность исследовательских парадигм, касающихся теории и практики журналистики, в антитетическом отношении «либо — либо», а согласованность результатов, получаемых с помощью различных парадигм, в гетеротетическом «как — так и».

Это, во-первых, позволяет создать, и мы в этом уверены, разное видение объектов, включаемых в понятие «профессиональная культура журналиста», а во-вторых, способствует более полному и разностороннему представлению о них на основании имеющихся отечественных и зарубежных источников.

Подытожим вышесказанное. Итак, синтетическое, целостное видение поля исследования практической журналистики в контексте большой Культуры очень важно для формулирования задач методологического характера при изучении направлений развития профессиональной культуры журналистики. Это позволяет не только глубже, системнее анализировать предметы исследования, но и расширить их круг. Рассмотрение же журналистики как одного из способов вовлеченности в мир, социальный аспект данного рода деятельности позволяет сформулировать одну из ее главных задач в современных условиях — развитие абстрактного мышления, а следовательно, и в целом сознания, интеллекта нации. Таким образом, журналистика как социальный институт должна прежде всего вносить смысл в жизнь, а не являть только набор фактов (зачастую случайных или преднамеренно выстроенных кем-то) о ней.

Конкретный человек является «ценностным центром», но для получения объективной ценностной реальности необходимо дать возможность «ценностному центру» создать диалогические отношения с опорой на систему основных ценностей. Отсюда вытекает, что коммуникация и должна быть своеобразным испытательным временем-пространством для проверки этих взаимосвязей структуры и ее элементов, что и составляет сущностно-содержательную сторону нового. В итоге если в информации не присутствуют эти диалогические вы1ходы1 на ценности действительной жизни и культуры, то она менее насыщена и в лучшем случае развивает «обширную», а не «глубокую» культуру человека (термины А. Моля), или несет сугубо гедонистические функции. В работе «Автор и герой в эстетической деятельности» М. М. Бахтин акцентировал также внимание на том, что каждый поступок определяется предметными мирами ценностей — от узкопрактических (жизненно-житейских) до узкоэтических, т. е. в непосредственном отношении к добру и злу [1].

А. Ф. Лосев главной ценностью творческого коммуникативного акта считал именно борьбу за смысл. В 1985 г. была опубликована беседа с ним под названием «В поисках смысла» [3]. Тогда философ сформулировал и следующий постулат: науки условно можно разделить на «науки о смысле» и «науки о фактах». «Факт ведь тоже есть смысл — по той простой причине, что нет вообще ничего кроме смысла. Однако факт есть особый смысл... Именно факт есть меонизированный смысл, смысл в “ином”, в инобытии, непрерывно и сплош-но текучий и изменяющийся смысл» [Там же, 218]. Напомню, что формулировку «факт как представленность бытия в ином» в дальнейшем конкретизировал и развил в своих философских работах Н. С. Рыбаков, а ее оригинальную

проекцию на журналистскую деятельность выполнил представитель уральской школы журналистики профессор В. Н. Фоминых.

«Если задаваться вопросом, какой особый смысл в череде скандальных, криминальных фактов, ставших основой социальной информации сегодняшнего дня, — замечает московский исследователь В. М. Березин, — ответ будет один: “Мы-для-Себя”. Следовательно, даже при отточенной технически культуре подачи фактов, т. е. при наличии определенных навыков профессионализма, общая культура в случае “работы для себя” будет низка и политический эффект воздействия такой коммуникации будет малоэффективен» [2, 29].

При реализации подхода, при котором формируется и системно развивается профессиональная культура журналиста, на первый план выходят проблемы образования. У А. С. Пушкина есть замечательные строки: «В самостоянье человека залог величия его». Сегодня особенно важно формировать у людей нашей профессии, что называется «с младых ногтей», ощущение ценности и самоценности творческого «я», ценности «самостояния» журналиста в своей профессии. Сделать это неимоверно трудно, поскольку в столетиями формируемую «кухню» журналистского творчества довольно бесцеремонно вторглись не только принципы «дикого рынка», характерные для начального этапа становления рыночных отношений в любой сфере, но и новые информационные технологии.

— Что значит проверять информацию? Главное — скорость ее передачи!

— Что значит вы1рабаты1вать авторский стиль? Главное — любыми способами привлечь внимание аудитории!

— Что значит соблюдать профессионально-этические принципы1? Мне нужен результат, рейтинг, тираж, а не ваши принципы1...

Как часто начинающему журналисту или студенту-практиканту приходится сталкиваться с подобными «окриками» при переходе из учебной аудитории в редакционный коллектив. И у каждого ли хватит сил, убежденности и творческой энергии на «самостоянье»?

«Нынешнее телевидение невозможно назвать гражданским общественнополитическим институтом, а большая часть населения уже не нуждается в журналистике, которая осуществляет властный пиар и антипиар»1. Такова была основная идея выступления известного тележурналиста Леонида Парфенова на церемонии вручения ему премии имени Владислава Листьева. К слову, присуждают ее «за особый взгляд». Но почему же столь бурную реакцию вызвало это выступление, по сути, импровизированный спич, в медиасообществе?

Председатель Союза журналистов России В. Л. Богданов, комментируя это выступление, заметил: «Премия Влада Листьева имеет принципиальное значение, и Леонид Парфенов отреагировал на ее вручение соответствующим образом... Журналист — это глаза и уши общества, а не какая-то власть. Глаза должны быть здоровы, уши чистыми. Журналист — это личность, которая

8 Здесь и далее цит. по: Уши услышали. Всеволод Богданов: «Парфенов правильно отреагировал на премию Листьева» [Электронный ресурс]. http: // www.ruj.ru/ (дата обращения: 24.04.2011).

должна принимать решение сама, делать выбор. А что сделал Парфенов? Он совершил поступок, он поднял проблему профессионализма самого высокого плана».

Итак, проблема ценности «самостояния» журналиста в своей профессии все более актуализируется современной практикой. Открытый характер профессии, законодательно декларированный в России, в отличие от многих европейских стран, предполагает, что в журналистику приходит все больше людей, быстро осваивающих азы медийного ремесла, но не знающих или не желающих знать основополагающие ее принципы. Технологические изменения способов передачи информации также накладывают отпечаток на специфику формировании, трансляции, восприятия и интериоризации аудиторией массмедиа кон-тентов различного типа. На наш взгляд, эту и другую проблематику, характеризующую современное состояние и перманентное развитие журналистики как социального института и специфического вида деятельности, можно с высокой степенью результативности и с учетом потребностей практики СМИ анализировать не только с использованием традиционной, устоявшейся теоретико-методологической базы, но и с точки зрения формирования и развития профессиональной культуры российских журналистов.

Как феномен профессиональная культура журналистов в отечественной теории массовой коммуникации системно и не изучалась. На наш взгляд, это было обусловлено рядом причин. Во-перв-ых, отсутствием соответствующей методологии, общенаучных парадигм для обобщения огромного, но, по сути, разрозненного массива теоретического и эмпирического материала по данной теме. Во-вторых, междисциплинарным характером большинства проблем, требующих рассмотрения в ходе подготовки подобного исследования. В-третьих, тем, что только на теоретическом уровне эти проблемы проанализировать в полной мере невозможно, а для получения соответствующего эмпирического материала (прежде всего от журналистов-практиков) нужно много времени, организационных и финансовых затрат — что, впрочем, в полной мере не удалось преодолеть и нам. В-четвертые, системное изучение феномена профессиональной культуры в вузе возможно, и мы в этом твердо уверены, только в рамках учебного комплекса, состоящего из базовой монографии, хрестоматии и ряда практикумов. В-пят-ых, без мультимедийного материала, применения новых информационных технологий, обеспечения любому желающему свободного доступа к наработанным по данной проблематике информационным ресурсам реализация подобного проекта в современных условиях будет просто неэффективной. В-шесты1х, к сожалению, в целом данное направление в научной и учебно-методической деятельности высших учебных заведений, готовящих журналистов, до сих пор представлено слабо. Во многом это связано с тем, что уровень подготовки преподавателей по данной проблематике не соответствует требованиям времени.

Что касается последнего вывода, то следует констатировать: есть острая необходимость всестороннего осмысления этой актуальнейшей проблемы. И, следовательно, возникает вопрос об обучении молодых преподавателей факультетов и отделений журналистики высших учебных заведений методам и

приемам преподавания дисциплины «Профессиональная культура журналиста», а также включении ее в учебные планы как нормативную. Причем департамент «Факультет журналистики» УрФУ готов не только представить свои наработки по данной теме, но и стать дискуссионной площадкой для обсуждения новейших информационных трендов.

1. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Собр. соч. : в 7 т. М., 2003. Т. 1. С. 69-263.

2. Березин В. М. Методологические подходы к определению профессиональной и политической культуры журналиста // Политическая и профессиональная культура журналиста на ТВ-экране. М., 2002. С. 28.

3. В поисках смысла // Вопр. лит. 1985. № 10. С. 205-231.

4. Модель И. М, Модель Б. С. Предприниматель: культура богатства. Екатеринбург, 1996.

5. Модель И. М., Модель Б. С. Профессиональная культура предпринимателя // Социол. исслед. 1997. № 10. С. 42-49.

6. Парсонс Т. Интеллектуальная биография. Цит. по: Абрамов Р. Н. Профессиональный комплекс в социальной структуре общества (по работам Т. Парсонса) // Социс. 2005. № 1. С. 54-57.

7. Симкачева М. В. Профессионализм журналиста: трансформация понятия, модели практического воплощения : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Казань, 2006.

8. [Электронный ресурс]. URL: http://www.smi.ru/08/02/26/908369323.html (дата обращения 18.02.2012).

Статья поступила в редакцию 27.02.2012 г.

УДК 070.11 + 316.774 + 007 И. В. Зиновьев

ЖУРНАЛИСТИКА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИТОГИ И ТВОРЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Проанализированы основы мультимедийной журналистики как магистрального направления развития массмедиа в информационном обществе. Рассмотрены современные журналистские специализации и главные пути профессиональной подготовки мультимедийных журналистов.

Ключевые слова: мультимедийная журналистика, информационное общество, конвергенция, мультимедийность, блоггер, контент-менеджер, инфограф.

Происходящие на наших глазах процессы, нацеленные на совершенствование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры современного общества, принято именовать информатизацией. Процесс этот является след-

ЗИНОВЬЕВ Илья Викторович — доктор философских наук, профессор кафедры телевидения, радиовещания и технических средств журналистики Института гуманитарных наук и искусств Уральского федерального университета (е-таіі: [email protected]).

© Зиновьев И. В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.