УДК 159.9:343.8 Александр Иванович Ушатиков,
ББК 87.473 доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психоло-
У93 гии профессиональной деятельности в уголовно-исполнительной системе;
Ирина Сергеевна Ганишина, кандидат психологических наук, доцент, заместитель начальника кафедры общей психологии
(Академия ФСИН России) Е-шай: irinaganishina@yandex.ru.
АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ
КУРСАНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ДИАГНОСТИКЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОСУЖДЕННЫХ
Реферат: дифференцированный подход к осужденному предполагает знание персоналом исправительного учреждения его индивидуально-психологических особенностей. Важная роль в этой работе отводится пенитенциарному психологу. Неэффективное взаимодействие пенитенциарного психолога с осужденным в учреждениях уголовно-исполнительной системы часто оказывается следствием недостаточности и неправильности истолкования информации о нем, а порой и незнания основ аудиовизуальной психологии, основных правил и техник эффективного взаимодействия. В силу этого в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы высокую актуальность приобретает знание пенитенциарным психологом основ аудиовизуальной психологии.
Процесс оценки личности осужденного с точки зрения аудиовизуальной психологии начинается с первого впечатления о нем, что подразумевает под собой целостное восприятие важнейших характеристик: пол, возраст, фигура (тип сложения); мелких элементов: конфигурация головы, походка, осанка, жесты, поза, форма пальцев рук и др. При классификации внешности выделяют анатомические (статические) и функциональные (динамические) признаки. К первым относятся пол, возраст, рост, телосложение фигуры, особенности строения позвоночника, конечности, плечи, грудь и др.; ко вторым - осанка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь. Пенитенциарным психологам рекомендуется обращать внимание на способы выполнения осужденными определенных действий, их особые приметы, походку.
В образовательных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний при подготовке пенитенциарных психологов в рамках изучения аудиовизуальной психологии формируются профессиональные компетенции у курсантов психологических факультетов. Проведенным исследованием установлено, что на учебных занятиях особое внимание следует уделять изучению признаков агрессивного поведения осужденных, выявлению лиц с суицидальным поведением, техник диагностики лжи и пр. Знание будущим психологом уголовно-исполнительной системы основных техник и средств аудиовизуальной психологии будет способствовать повышению эффективности его профессиональной деятельности, профилактике преступлений и правонарушений в местах лишения свободы.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, исправительное учреждение, пенитенциарный психолог, аудиовизуальная психология, техники аудиовизуальной психологии, профессиональная подготовка курсантов-психологов, формирование профессиональных компетенций, индивидуально-личностные особенности осужденных, диагностика агрессии, лжи, суицидального поведения осужденных.
Развитие уголовно-исполнительной системы РФ ставит перед сотрудниками психологических служб задачи, в число которых входит поиск различных путей и средств психологической диагностики осужденных, внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристик. Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года пре-
дусмотрен дифференцированный подход к осужденным в зависимости от их личностных характеристик, возраста, болезненного состояния и других факторов.
В современных условиях развития УИС восприятие человека человеком не только научная, но и важная практическая проблема, требующая своевременного решения, начиная с момента формирования первого впечатления о личности осужденного до прогнозирования его возможного поведения. Неэффективное взаимодействие пенитенциарного психолога с осужденным в учреждениях уголовно-
исполнительной системы часто оказывается следствием недостаточности и неправильности истолкования информации о нем, а порой и незнания основ аудиовизуальной психологии, основных правил и техник эффективного взаимодействия. В связи с этим в последнее время большую актуальность приобретает формирование профессиональных компетенций в области аудиовизуальной психологии у курсантов психологических факультетов ведомственных вузов ФСИН России.
Обучающиеся на психологическом факультете Академии ФСИН России по специальностям 030301.65 Психология (специализация - Юридическая психология), 030301.65 Психология служебной деятельности (узкая специализация - Организация психологической службы в УИС) на 5-м курсе осваивают учебные дисциплины: «Аудиовизуальная психодиагностика в юридической практике», «Аудиовизуальная психодиагностика в пенитенциарной практике», при изучении которых формируются профессиональные компетенции в области аудиовизуальной психологии.
С точки зрения аудиовизуальной психологии процесс оценки личности осужденного начинается с первого впечатления о нем и подразумевает целостное восприятие важнейших характеристик: пол, возраст, фигура (тип сложения); мелких элементов: конфигурация головы, походка, осанка, жесты, поза, форма пальцев рук и др.
При классификации внешности принято выделять анатомические (статические) и функциональные (динамические) признаки. К анатомическим (статическим) признакам относятся пол, возраст, рост, телосложение фигуры, особенности строения позвоночника, конечности, плечи, грудь и др.; к функциональным - осанка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь. Необходимо также обращать внимание на способы выполнения определенных действий, особые приметы, походку [1, 2, с. 66-73; 3, с. 68-76].
В рамках изучения аудиовизуальной психологии на учебных занятиях с курсантами психологического факультета Академии ФСИН России особое внимание уделяется изучению обучаемыми признаков агрессивного поведения, выявлению лиц с суицидальным поведением, техник диагностики лжи и др. [3, с. 68-76; 4, с. 21-25; 5, с. 9].
Следует отметить, что для своей профессиональной деятельности пенитенциарному психологу чрезвычайно важно фиксировать следующие поведенческие признаки агрессивного поведения осужденных: высказывание угроз и оскорблений; периодические удары себя кулаком в грудь, характеризующие высокий уровень нервного возбуждения; сжимание и разжимание кистей рук, что гово-
рит о крайнем раздражении; принятие поз агрессивности (упереться кулаком в бок, или выставить кулак вперед, или угрожать кулаком); откидывание корпуса назад, свидетельствующее о пренебрежении к собеседнику; постукивание ногой, что является признаком нервозности; принятие оборонительной позы (руки скрещены на груди) или агрессивной позы нападения (борцовская или боксерская стойка); сокращение пространственной дистанции. К вербальному проявлению агрессии в поведении осужденных относят также жаргон, который используется преступниками как средство общения между собой и потому может невольно проявляться в их речи.
Целесообразно также обращать внимание на следующие невербальные признаки осужденных, демонстрирующих агрессивные намерения: взгляд в сторону (пренебрежение); долгий неподвижный взгляд в глаза (желание подчинить себе и доминировать в общении); бегающий взгляд (неискренность, обман, нервозность); сужение зрачков (обман, блеф).
Агрессия осужденных проявляется и в их невербальном поведении: мимике, жестах, позах, взгляде, татуировках, настороженности в беседе даже на нейтральные темы; подозрительности и скрытности; нервозности (активном движении рук, прежде всего кистей и пальцев; частом покашливании, прочищении горла; учащенном моргании; покусывании губ, ногтей; избегании взгляда сотрудника; ерзании); неестественной веселости, развязности, примитивной бесцеремонности (беззаботно открытой посадке - ноги или бедра широко расставлены; улыбчивости, демонстрации преувеличенного дружелюбия, когда обстановка не располагает к этому).
Курсантам психологических факультетов ведомственных вузов необходимо также знать специфические особенности осужденных, склонных к суициду: уход в себя; капризность, привередливость; апатия; глубокая депрессия; снижение концентрации внимания, нерешительность; потеря интереса или чувства неудовлетворения в ситуациях, обычно вызывающих положительные эмоции; вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь; снижение эффективности или продуктивности в учебе, быту; чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения; изменение привычного режима сна, бессонница или повышенная сонливость; повышенная агрессивность; перемены в поведении; пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого; неспособность к адекватному реагированию на похвалы или награды; изменение аппетита с последующим увеличением или потерей веса; сексуальная активность; раздача подарков окружающим; повторяющиеся мысли о смерти.
В профессиональной деятельности психологу-практику УИС необходимо также владеть приемами диагностики лжи. Неправдивость показаний осужденного в учреждениях УИС может диагностироваться по ряду вербальных и невербальных проявлений. К вербальным признакам лжи относятся проговорки в высказываниях, указывающие на осведомленность лица относительно скрываемых им обстоятельств; лексические особенности, не соответствующие личностным особенностям осужденного; бедность эмоционального фона показаний; неспособность детализировать описание события; противоречивость информации из различных источников; уклончивость при ответах на прямые вопросы; незнание обстоятельств, которые должны были войти в поле непроизвольного восприятия и запоминания.
В аудиовизуальной психологии в результате наблюдений за невербальным поведением человека существуют так называемые жесты неискренности, знание которых является чрезвычайно необходимым будущим психологам-практикам УИС. К ним относятся: защита рта рукой; прикосновение к носу; потирание века; почесывание и потирание уха; оттягивание воротника рубашки; частое приглаживание волос; нервозность в поведении (периодическая прочистка голоса; покашливание; частое курение сигареты; ерзание на стуле; постукивание по столу; потирание ладоней; непроизвольное изменение интонации, темпа и тембра речи; появление дрожи в голосе; паузы при ответах на вопросы; слишком быстрые ответы на вопросы и т. п.); напряженность лицевых мышц.
При индикации лжи по лицу осужденного психологу следует обращать внимание на следующие параметры [4, с. 21-25, 6, с. 12-15]:
- бегающий взгляд - связан с тем, что человек, не привыкший ко лжи или испытывающий по другим причинам тревогу в ходе ложного заявления, с трудом «держит взгляд» партнера по общению и отводит глаза в сторону;
- легкая улыбка - часто сопровождает ложное высказывание, хотя может быть лишь формой про-
явления индивидуального стиля общения. Улыбка, сопровождающая ложь, позволяет скрывать внутреннее напряжение, однако не всегда выглядит достаточно естественной;
- микронапряжение лицевых мышц - в момент ложного сообщения по лицу как бы «пробегает тень». По мнению американского психолога Р. Беннета, эта непроизвольная реакция - надежный индикатор лжи. Видеосъемка позволяет зафиксировать при этом кратковременное напряжение в выражении лица, длящееся доли секунды;
- контроль партнера в момент ложного высказывания - сообщая ложь, человек на короткое время концентрирует внимание на лице партнера, как бы пытаясь оценить, насколько успешно удалось ввести его в заблуждение;
- движения зрачков глаз - согласно данным специалистов по нейролингвистическому программированию (НЛП), имеются определенные зоны (две из девяти), в которые непроизвольно попадает зрачок глаза при так называемом конструировании информации, что в ряде случаев является разновидностью неискренности, так как речь идет о сознательных искажениях при выполнении каких-либо заданий, ответах на вопросы;
- вегетативные реакции - покраснение лица или его отдельных частей, подрагивание губ, расширение зрачков глаз, учащенное моргание и другие изменения, характерные для чувства стыда, страха и иных эмоций, сопровождающих неискренность на подсознательном уровне у людей, не говорящих правду.
Важно знать, что в случае разногласия между словами и жестами осужденного психологу следует больше доверять своему зрению, а не слуху. Необходимо учитывать, что скрыть правду легче всего посредством слов, мимики, голоса и труднее -при помощи других средств общения (жестов, движений, позы).
Полагаем, что знание будущим психологом УИС основных техник и средств аудиовизуальной психологии будет способствовать повышению эффективности его профессиональной деятельности, профилактике преступлений и правонарушений в местах лишения свободы.
Список литературы
1. Ганишина И. С., Гаврина Е. Е. Общий психологический практикум : учеб. пособие. Рязань, 2011.
2. Ганишина И. С., Жарких А. А. К вопросу о наркотической зависимости подозреваемых, обвиняемых, осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы // Прикладная юрид. психология. 2013. № 4. С. 66-73.
3. Датий А. В., Ганишина И. С. Характеристика больных наркоманией осужденных женщин, обратившихся за психологической помощью // Вестн. Кузбас. ин-та. 2014. № 2 (19). С. 68-76.
4. Датий А. В., Ганишина И. С., Кузнецова А. С. Характеристика больных наркоманией осужденных мужчин, обратившихся за психологической помощью // Вестн. Перм. ин-та ФСИН России. 2014. № 2 (13). С. 21-25.
5. Корниенко Г. А. Творческому коллективу научного журнала «Человек: преступление и наказание» // Человек: преступление и наказание. 2013. № 3. С. 9.
6. Уваров И. А. Преступность осужденных как проявление социальной дисфункции пенитенциарной профилактики // Уголовно-исполнительное право. 2013. № 2. С. 12-15.
Aleksandr Ivanovich Ushatikov,
doctor of Psychology, Professor, Department of Psychology of professional activity in the penal system,
the Academy of the FPS of Russia;
Irina Sergeevna Ganishina,
Ph.D in Psychology, Associate Professor, Deputy Head of Department of General Psychology,
the Academy of the FPS of Russia E-mail: irinaganishina@yandex.ru.
AUDIOVISUAL PSYCHOLOGY AS MEANS OF TRAINING OF CADETS PSYCHOLOGISTS TO DIAGNOSTICS INDIVIDUAL AND PERSONAL FEATURES CONVICTS
The abstract: differentiated approach to the conviction of an alleged staff knowledge of the prison of his individual psychological characteristics. A special role in this work is devoted to Prison psychologist. Inefficient interaction between prison psychologist with the convict in the penitentiary system is often the consequence of failure and misinterpretation of information about him, and sometimes ignorance audiovisual foundations of psychology, basic rules and techniques of effective interaction. For this reason, in recent years in prison penal system acquires knowledge of high relevance Prison psychologist audiovisual foundations of psychology.
The evaluation process of the convicted person from the perspective of audiovisual psychology begins with the first impressions of him, that implies a holistic perception of the most important characteristics: gender, age, figure (a type of addition); small elements: the configuration of the head, gait, posture, gestures, posture, the shape of the fingers, and others. appearance for classification authors identify anatomical (static) and functional (dynamic) characteristics. The former include gender, age, height, body shape, the structural features of the spine, legs, shoulders, chest, etc.; the second - posture, gait, gestures, facial expressions, voice, speech. The authors recommend Prison psychologists to pay attention to how to perform certain actions condemned, their distinctive features, gait.
In educational institutions, the Federal Penitentiary Service of Russia to the preparation of the prison psychologists in the study of psychology audiovisual formed professional competence of students psychological faculties. Study found that in the classroom with the students should focus on the study of signs of aggressive behavior of convicts, to identify persons with suicidal behavior, diagnostic techniques, and so lie. Languages future psychologist penal system of basic techniques and audiovisual psychology will enhance the effectiveness of its professional activity, prevention of crimes and offenses in prison.
Key words: criminal-executive system, correctional institution, prison psychologist, professional activities, audio-visual psychology, art audiovisual psychology, training of students of psychology, development of professional competencies, and individual personality traits convicted, diagnosis aggression, lying, suicidal behavior of prisoners.
References
1. Ganishina I. S., Gavrina E. E. Obshhij psihologicheskij praktikum [General psychological workshop]. Uchebnoe posobie - a tutorial. Ryazan, 2011.
2. Ganishina I. S., Zharkikh A. A. K voprosu o narkoticheskoj zavisimosti podozrevaemyh, obvinjaemyh, osuzh-dennyh, soderzhashhihsja v ispravitel'nyh uchrezhdenijah i sledstvennyh izoljatorah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [On the issue of drug abuse suspects, convicts held in prisons and detention centers of the correctional system]. Prik-ladnaya yuridicheskaya psihologiya - Applied legal psychology, 2013, no. 4, рр. 66-73.
3. Daty A. V., Ganishina I. S. Harakteristika bol'nyh narkomaniej osuzhdennyh zhenshhin, obrativshihsja za psihologicheskoj pomoshh'ju [Characteristics of drug addicts convicted of women seeking psychological help]. Vestnik Kuzbasskogo institute - Bulletin of the Institute of the Kuzbass, 2014, no. 2, рр. 68-73.
4. Daty A. V., Ganishina I. S., Kuznetsova A. S. Harakteristika bol'nyh narkomaniej osuzhdennyh muzhchin, obrativshihsja za psihologicheskoj pomoshh'ju [Characteristics of drug addicts convicted men seeking psychological help]. Vestnik Permskogo instituta FSIN Rossii - Herald Perm Institute FSIN of Russia, 2014, no. 2, рр.21-25.
5. Kornienko G. A. Tvorcheskomu kollektivu nauchnogo zhurnala «Chelovek: prestuplenie i nakazanie» [The creative team of the scientific journal «Man: Crime and Punishment»]. Chelovek : prestuplenie i nakazanie - Man: Crime and Punishment, 2013, no. 3, р. 9.
6. Uvarov I. A. Prestupnost' osuzhdennyh kak projavlenie social'noj disfunkcii penitenciarnoj profilaktiki [Criminal convictions as a manifestation of social dysfunction prison prevention]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal Law, 2013, no. 2, рр. 12-15.