УДК 069 ББК 85.1
DOI 10.34685/Ш.2023.40Л.010
АТРИБУЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ «ГОЛОВА БОГИНИ» ИЗ СОБРАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ
Лобская Анастасия Анатольевна,
специалист научно-экспозиционного отдела ГБУК «Калининградский областной музей изобразительных искусств»
Сыроватко Лада Викторовна,
ученый секретарь ГБУК «Калининградский областной музей изобразительных искусств», кандидат педагогических наук
Аннотация
Объектом изучения выступила мраморная скульптура, экспонировавшаяся в ГБУК «Калининградский областной музей изобразительных искусств». Перед авторами исследования стояла задача провести атрибуцию произведения, сведения о котором отсутствовали. Было установлено, что скульптура с высокой степенью вероятности происходит из собрания в имении Кляйн Байнунен (ныне Калининградская область) и представляет собой копию с гипсового слепка из коллекции А. Р. Менгса в Художественных собраниях Дрездена. Слепок Менгса, в свою очередь, является копией скульптуры «Голова богини» из Эрмитажа.
Ключевые слова
Кляйн Байнунен, Фриц фон Фаренгейт, копия с антика, Менгс, Шувалов, Эрмитаж, голова богини, Калининградская область, Восточная Пруссия, атрибуция.
С 1990 г. в Калининградском областном музее изобразительных искусств (КОМИИ, прежнее название — Калининградская художественная галерея) хранилась мраморная скульптура, представляющая собой женский бюст размера 60х50х45 см (инв. номер СК-391) (Илл. 1), стилистически напоминающий образцы греческой классики.
В экспозиции скульптура демонстрировалась с этикеткой «Диана. Копия с антика. XIX век». Однако научной литературы, экспертных заключений и другой документации, убедительно обосновывавшей эту атрибуцию, не имелось. У скульпту-
ры отсутствовали атрибуты, традиционно связываемые с Дианой, также не был установлен прототип, копией которого могла бы являться эта работа. Отсутствие научно подтвержденных данных об этом экспонате обусловили необходимость в исследовании, которое было проведено сотрудниками музея А. А. Лобской и Л. В. Сыроватко.
Территория нынешней Калининградской области — часть бывшей Восточной Пруссии, которая была передана СССР по Потсдамскому соглашению в 1945 г., а в 1946 г. получила нынешнее
Илл. 1. Голова богини. Мрамор. Не позднее 1873 г. Калининградский государственный музей изобразительных искусств.
название. Было вероятно, что скульптура создавалась в довоенный период и до того, как попасть в музей, была обнаружена частным лицом. Для региона такой провенанс не является редкостью. В большинстве случаев сведений о бытовании подобных произведений очень мало, и их изучение представляет серьезную сложность.
В той части Восточной Пруссии, которая в настоящее время является Калининградской областью, находилось несколько заметных собраний произведений искусства, в том числе частных. Наиболее значительным из этих частных собраний была коллекция Фрица фон Фаренгейта (другой вариант написания фамилии — фон Фа-ренхайд) в имении Кляйн Байнунен, ныне — поселок Ульяновское Озерского района.
«Имение Байнунен <...> получило широкую известность не только в Восточной Пруссии, но по всей Германии, в середине XIX в., когда богатый землевладелец Фриц фон Фаренхайд построил по собственному проекту взамен обветшавшего усадебного здания огромный дворец. Он разместил в нем большую художественную коллекцию античных слепков, и открыл к ней в определенные дни в летние месяцы доступ для посетителей»1, — пишет И. В. Белинцева.
Фон Фаренгейт (1815-1888) получил классическое образование под руководством кениг-сбергского профессора Карла Лерса (1802-1878). После совершенного им в 1841-1842 гг. путеше-
1 Белинцева И. В. Архитектура Восточной Пруссии в Ка-
лининградской области: проблемы осмысления и сохранения // Историческая экспертиза. - 2016. - №3. - с. 137.
ствия Греции и Италии фон Фаренгейт увлекся коллекционированием. За несколько десятилетий он собрал сотни предметов, среди которых были и гравюры, и монеты, и живопись. Но основу его коллекции составляли копии наиболее выдающихся и известных античных скульптур.
Усадьба Кляйн Байнунен практически не пострадала во время Второй мировой войны и подверглась разрушению в последующие годы. Несколько скульптур из коллекции фон Фаренгейта («Бюст Персея», «Большая Геркуланка», «Венера на корточках», «Бюст богини Виктории» А. Вольфа и копия с работы Й. фон Копфа «Церера») находятся в настоящее время в КОМИИ. Часть скульптур хранится в Национальном музее Варшавы. Судьба большинства предметов неизвестна.
Учитывая предположения, что исследуемая скульптура происходит с территории Калининградской области, была создана в довоенное время и с высокой вероятностью представляет собой копию с антика, было логично допустить, что она могла быть частью коллекции имения Кляйн Байнунен.
Необходимость исследовать скульптуру на предмет возможного происхождения из коллекции имения Кляйн Байнунен также диктовал тот факт, что, благодаря как стараниям самого Фрица фон Фаренгейта, так и усилиям последующих поколений исследователей, байнуненское собрание было достаточно хорошо описано и изучено. Широкая известность коллекции также привела к тому, что до наших дней дошло некоторое количество фотографий и почтовых открыток, на которых можно рассмотреть значительную часть байнуненских экспонатов, что является ценным источником информации.
Логика формирования байнуненского собрания предполагала, что скульптура из этой коллекции, если она не являлась оригинальным авторским произведением, должна была представлять собой высококачественную копию заметной античной скульптуры. Таким образом, исследовательская работа разделилась на два направления: с одной стороны, изучение научной литературы и исторических источников, с другой — поиск прообраза работы в коллекциях музейных собраний. В результате работа по обоим направлениям сошлась в одной точке.
По итогам поиска соответствий исследуемой скульптуре в музейных коллекциях нами бы-
ло сделано неожиданное открытие: наибольшее сходство было выявлено со скульптурой «Голова богини» из собрания Государственного Эрмитажа (инв. номер ГР-3037). Черты лица двух женщин, способ укладки волос (волны около лба, намек на обруч надо лбом и прическа сзади), фибулы, скалывающие одежду на плечах, демонстрировали их высокую степень сходства, хотя моделировка складок одежды различалась. Глаза скульптуры из КОМИИ, в отличие от эрмитажной, были заполнены.
Согласно атрибуции Эрмитажа, «Голова богини» была создана в начале I в. по греческому оригиналу 420-х гг. до н.э. Ее приобрел в Риме в 1771 г. и привез в Петербург в 1777 г. И.И. Шувалов (1727-1797). В коллекцию Эрмитажа работа поступила в 1850 г. из Таврического дворца.
Как пишет И. Саверкина, эрмитажная скульптура не имеет точных повторений, но, в том числе ссылаясь на мнение своих предшественников, она указывает в качестве стилистически сходных такие скульптуры, как «Деметра» и «Гера Барбе-рини» из Музеев Ватикана2. Как указано в работе И. Саверкиной, и это очевидно при осмотре скульптуры в экспозиции Эрмитажа, ее волосы не изготовлены одновременно с головой и являются более поздними.
Обнаружение вероятного прототипа калининградской скульптуры в Эрмитаже было неожиданным, поскольку, как следовало из каталогов, в коллекции фон Фаренгейта не было копий скульптур из российских собраний. Однако дальнейшие исследования подтвердили именно эту версию происхождения скульптуры.
Описи коллекции фон Фаренгейта, как подавляющее большинство каталогов того времени, представляли собой текстовые описания. Поскольку изучение фотографического материала не дало результата, перед нами стояла задача отобрать из них те скульптуры, под описаниями которых теоретически могла скрываться исследуемая работа, и, по возможности, установить их оригиналы.
По итогам изучения каталогов наиболее вероятным «кандидатом» оказался экспонат, обозначенный в каталоге 1914 г. под номером 185: «Колоссальная женская голова по гипсовому
2 См.: Саверкина И. Греческая скульптура V в. до н.э. в собрании Эрмитажа. - Ленинград: «Искусство», 1986, - с. 111-112.
слепку в музее Менгса. Оригинал утрачен»3. Эта скульптура располагалась в помещении, которое называлось «Зал с портиком» (Portikussaal). Известна почтовая открытка с фотографией из Зала с портиком, на которой исследуемая скульптура не видна, поскольку она, исходя из позиции в каталоге, должна была находиться за спиной фотографа. Определенное сомнение порождал тот факт, что, согласно путеводителю по имению Кляйн Байнунен, составленному К. Х. Клазеном в 1939 г., в Зале с портиком выставлялось «множество гипсовых слепков»4, а не мраморных скульптур. Вместе с тем, в каталогах фон Фаренгейта не всегда указаны способы изготовления произведений, поэтому можно допустить, что часть экспонатов была выполнена из гипса, а часть — из других материалов, в частности, мрамора.
Описание того же произведения мы нашли и в каталоге коллекции фон Фаренгейта 1873 г. под номером 184. Коллекционер назвал ее скульптурой в «благороднейшем греческом стиле», когда-то считавшейся Минервой5. Фон Фаренгейт отмечал, что затылок с волосами был вылеплен позже и не представлял особой ценности. Как следовало из того же каталога, первоначально женская голова не располагалась в Зале с портиком и входила в перечень скульптур, размещенных в разных залах. Исходный оригинал, как указано и в этом документе, фон Фаренгейт считал утраченным.
Упомянутый в каталоге байнуненской коллекции музей Менгса в настоящее время представляет собой часть Государственных художественных собраний Дрездена. Это собрание гипсовых слепков с антиков, изготовленных между 1766 и 1772 гг. по заказу немецкого художника Антона Рафаэля Менгса (1728-1779). В указанный период Менгс совершил поездку в Рим, в ходе которой заказал гипсовые слепки древних статуй из папских музеев, а также из других коллекций. Исполнение слепков было поручено гипсовых дел
3 Farenheid F, von. Katalog des v. Farenheid'schen Schlosses Beyhnunen in Ostpreussen. Zusammengestellt durch den Besitzer, 1914, S. 4.
4 Clasen K.H. Schloss Beyhnunen und seine Kunstsammlungen. - Insterburg: Sturmverlag GMBH, 1939, S. 11.
5 Farenheid, v. Fon. Beschreibendes Verzeichniss der Abgüsse
nach Antiken im Schlosse zu Beynuhnen nebst einleitendem
Aufsatz über die Grundideen griechischer Religion und Ethik. - Königsberg i. Pr.: Wilhelm Koch, 1873, S. 88-89.
мастеру Винченцо Барсотти. В 1784 г. слепки были доставлены в Дрезден.
В 1831 г. скульптор и инспектор Иоганн Готтлоб Маттеи (1753-1832) составил каталог коллекции Менгса, который сопровождала изготовленная им гравюра, изображавшая интерьер зала слепков из этого собрания на первом этаже восточного крыла Йоханнеума в Дрездене. На иллюстрации в правой части зала был хорошо виден женский бюст, очень напоминающий скульптуру из КОМИИ.
Было установлено, что в каталоге 1831 года данная скульптура соответствовала экспонату под номером 718. В ее описании значилось: «Диана, в прекрасном стиле, с Капитолия»6. Описание скульптуры содержало пометку о том, что волосы фигуры были новыми. Эта деталь заставляла вспомнить и «Голову богини» из Эрмитажа, и «Женскую голову» из каталога фон Фаренгейта.
В 1843 году был выпущен новый каталог по музею Менгса, составленный инспектором Карлом Теодором Халюбайсом (1803-1874). В этом каталоге тоже числилась женская голова с переделанными или современными волосами, однако она уже атрибутировалась как «Голова богини, Юнона или Диана» (номер в каталоге 551)7.
Запрос, сделанный в Государственные художественные собрания Дрездена, подтвердил, что, действительно, указанный бюст (инв. номер Л8Ы 1822) является копией со скульптуры И. И. Шувалова из Эрмитажа. Более того: сравнение фотоснимка слепка из Дрездена и скульптуры из Калининграда показало, что исследуемое нами произведение действительно с крайне высокой степенью вероятности представляет собой копию с дрезденского экспоната. Если моделировка складок у калининградской и эрмитажной скульптур различаются, то у калининградской и дрезденской они совпадают. Глаза у дрезденского слепка, как и у калининградской скульптуры, заполнены. Явно различается лишь ширина плеч (у дрезденской они более узкие), что, возможно, объясняется желанием автора копии
6 Matthäy, Johann Gottlob. Verzeichniss der im. königl. sächs. Mengs'ischen Museum enthaltenen antiken und modernen Bildwerken im Gyps. - Dresden und Leipzig: Arnoldischen Buchhandlung, 1831, S. 66.
7 Chalybaeus, Carl Theodor. Das Königlich Sächsische Mengs'ische Museum zu Dresden. - Dresden: Ernst Bloch-mann, 1843, S. 33.
максимально использовать возможности имеющегося у него куска мрамора.
Имя автора мраморной копии неизвестно, как и точная дата создания работы. Поскольку «Колоссальная женская голова» включена в каталог коллекции Кляйн Байнунен 1873 г., она была изготовлена не позднее этого времени. Также вероятно, что гипсовый слепок для изготовления копии не вывозился далеко за пределы места своего экспонирования, соответственно, можно предположить, что место создания скульптуры из КОМИИ, возможно, Дрезден.
Сопоставление биографий И. И. Шувалова и А. Р. Менгса показывает, что они оба находились в Риме в одно и то же время: Менгс занимался там слепками с 1766 по 1772 гг., а Шувалов жил в Италии с 1763 по 1777 год. Менгс был знаком с коллекцией Шувалова, о чем имеются упоминания в литературе. «И. Бернулли, посетивший Санкт-Петербург в 1777 г., указал в описании дворца Шуваловых на "прекрасную мужскую голову в шлеме, которую высоко ценил Менгс и считал Ахиллом"»8, — пишет А. А. Трофимова в статье «И. И. Винкельман и собрание античной скульптуры Эрмитажа».
Таким образом, Менгс имел возможность снять слепок со скульптуры, которая впоследствии вошла в коллекцию Эрмитажа. Любопытно, что Фриц фон Фаренгейт не знал о дальнейшей судьбе оригинала и был убежден, что исходник слепка утрачен.
Единого мнения о том, кого изображает скульптура, в настоящее время нет: произведение лишено атрибутов, которые позволяли бы безошибочно понять это. И. Саверкина пишет, что эрмитажная «голова, вероятно, принадлежала статуе»9. Возможно, такие атрибуты содержали утраченные части скульптуры.
Эрмитажная скульптура в настоящее время экспонируется как «Голова богини», хотя в ста-
8 Трофимова А. А. И. И. Винкельман и собрание античной скульптуры Эрмитажа // Древность и классицизм: наследие Винкельмана в России. Antike und Klassizismus Winckelmanns Erbe in Russland. Akten des internationalen Kongresses St. Petersburg 30. September - 1. Oktober 2015. - M. Kunze und K. Lappo-Danilevskij. Mainz; Ruhpolding; Petersberg: Verlag Franz Philipp Rutzen, Michael Imhof Verlag, 2017, с. 75.
9 Саверкина И. Греческая скульптура V в. до н.э. в собрании Эрмитажа. - Ленинград: «Искусство», 1986, с. 112.
тье А. А. Трофимовой в скобках она обозначена как «Юнона»10. Дрезденский слепок в разные годы обозначался как «Диана», «Юнона» и «Женская голова». Как «Женская голова» она числилась и в каталогах фон Фаренгейта.
Если оригинальная скульптура, как это указано в каталогах коллекции Менгса, действительно была обнаружена на Капитолии, это скорее свидетельствует в пользу Юноны: на Капитолийском холме находился главный римский храм, посвященный т.н. Капитолийской триаде. Кроме того, там же на холме был храм, посвященный Юноне Монете. Однако однозначно сделать вывод об изображенном персонаже пока нельзя.
Таким образом, скульптура из собрания КОМИИ с высокой степенью вероятности происходит из коллекции имения Кляйн Байнунен и выполнена не позднее 1873 г. В каталогах собрания она числилась как «Колоссальный женский бюст», выполненный по гипсовому слепку из собрания А. Р. Менгса.
Гипсовый слепок, послуживший прототипом для калининградской копии, был сделан в Риме между 1766 и 1772 гг. Оригинал, с которого был снят слепок, ныне находится в собрании Эрмитажа. Однозначно определить персонажа, которого изображает скульптура, на данный момент не представляется возможным.
Список литературы
1. Белинцева И. В. Архитектура Восточной Пруссии в Калининградской области: проблемы осмысления и сохранения // Историческая экспертиза. — 2016. — №3. — с. 123-144.
2. Белинцева И. В. Архитектура Восточной Пруссии: факты и интерпретации. — Калининград: ООО «ЖИВЁМ», 2020. — 400 с.
3. Власов В. В. Фриц фон Фаренгейт и наследие классического мира // Ретроспектива: всемирная история глазами молодых исследователей. — 2020. — №11. — с. 4-19.
10 Трофимова А. А. И. И. Винкельман и собрание античной скульптуры Эрмитажа // Древность и классицизм: наследие Винкельмана в России. Antike und Klassizismus Winckelmanns Erbe in Russland. Akten des internationalen Kongresses St. Petersburg 30. September - 1. Oktober 2015. - M. Kunze und K. Lappo-Danilevskij. Mainz; Ruhpolding; Petersberg: Verlag Franz Philipp Rutzen, Michael Imhof Verlag, 2017, с. 75.
4. Голова богини. Карточка скульптуры в электронном каталоге Государственного Эрмитажа. URL: http://collections.hermitage.ru/entity/ OBJECT/191389?index=28 [дата обращения: 16.08.2022].
5. Мамышева Е. М. Личный фонд «Овсянов Авенир Петрович (1936-2014)» в Государственном архиве Калининградской области // Калининградские архивы. — 2017. — №14. — с. 5-18.
6. Саверкина И. Греческая скульптура V в. до н.э. в собрании Эрмитажа. — Ленинград: Искусство, 1986. — 159 с.
7. Трофимова А. А. И. И. Винкельман и собрание античной скульптуры Эрмитажа // Древность и классицизм: наследие Винкельмана в России. Antike und Klassizismus Winckelmanns Erbe in Russland. Akten des internationalen Kongresses St. Petersburg 30. September — 1. Oktober 2015. — M. Kunze und K. Lappo-Danilevskij. Mainz; Ruhpolding; Petersberg: Verlag Franz Philipp Rutzen, Michael Imhof Verlag, 2017. — с. 67-88.
8. Chalybaeus, Carl Theodor. Das Königlich Sächsische Mengs'ische Museum zu Dresden. — Dresden: Ernst Blochmann, 1843. — 48 S.
9. Clasen K.H. Schloss Beyhnunen und seine Kunstsammlungen. — Insterburg: Sturmverlag GMBH, 1939. — 23 S., 8 Bl. Abb.
10. Knoll, Kordelia. Die Dresdner AbgussSammlung //... von gestern bis morgen... Zur Geschichte der Berliner Gipsabguss-Sammlung(en) : Begleitbuch zur Ausstellung. — Berlin, 2012. — S. 283-284.
11. Faensen B. Antiksammelungen in Ostpreußen. — Möhnesee: Bibliopolis, 2011-508 S.
12. Farenheid, v. Fon. Beschreibendes Verzeichniss der Abgüsse nach Antiken im Schlosse zu Beynuhnen nebst einleitendem Aufsatz über die Grundideen griechischer Religion und Ethik. — -Königsberg i. Pr.: Wilhelm Koch, 1873. — 96 S.
13. Farenheid F, von. Katalog des v. Faren-heid'schen Schlosses Beyhnunen in Ostpreussen. Zusammengestellt durch den Besitzer, 1914. — 16 S.
14. Matthäy, Johann Gottlob. Verzeichniss der im. königl. sächs. Mengs'ischen Museum enthaltenen antiken und modernen Bildwerken im Gyps. — Dresden und Leipzig: Arnoldischen Buchhandlung, 1831. — 128 S.
15. Weibliche Büste. Карточка экспоната «Женская голова» в онлайн-каталоге Государственных собраний в Дрездене. URL: https:// skd-online-collection.skd.museum/Details/ Index/1236710 [дата обращения: 25.08.2022].
ATRIBUTION OF THE SCULPTURE HEAD OF A GODDESS FROM THE COLLECTION OF THE KALININGRAD REGIONAL MUSEUM
OF FINE ARTS
Lobskaia Anastasiia,
Specialist of the Research and Exposition Department at the Kaliningrad Regional Museum of Fine Arts
Syrovatko Lada,
Scientific Secretary at the Kaliningrad Regional Museum of Fine Arts,
Candidate of Pedagogical Sciences [email protected]
Abstract
The object of the study was a marble sculpture exhibited at the Kaliningrad Regional Museum of Fine Arts. The authors of the study were faced with the task to attribute the sculpture. It was established that the sculpture with a high degree of probability comes from the collection of the Klein Beynuhnen estate (now the territory of the Kaliningrad region) and represents a copy from a plaster cast from the collection of A. R. Mengs in Staatliche Kunstsammlungen Dresden. The cast of Mengs, in turn, is a copy of the sculpture Head of a Goddess from the State Hermitage.
Keywords
Klein Beynuhnen, Fritz von Farenheid, copy from an antique, Mengs, Shuvalov, Hermitage, head of a goddess, Kaliningrad Region, East Prussia, attribution.