Кт 1029-3388
продолжение научной работы по выбранным направлениям, проведение фундаментальных исследований и осуществление мониторинга, направленного на изучение рынка образовательных услуг, создание условий для закрепления талантливой молодежи в сфере науки и наукоемкого производства.
Стефанова Г.П.
Астраханский научный центр Южного отделения Российской академии образования
Формирование у обучаемых обобщенных приемов познавательной деятельности
Научный руководитель - Стефанова Г.П., профессор
В Астраханском государственном университете коллективом ученых под руководством профессора Г.П. Стефановой проводились исследования по направлению «Формирование у обучаемых обобщенных приемов познавательной деятельности». Данная проблема остается до конца неизученной и крайне актуальной на современном этапе. Проведенный анализ состояния практики подготовки школьников и студентов к применению полученных физических знаний для решения практически значимых задач показал бесперспективность сложившихся способов обучения. Физические знания не становятся основой деятельности при разработке методов решения бытовых и профессиональных задач. В ходе проведения исследования установлено, что инновационное обучение обеспечивается не применением отдельных способов обучения, а связано с пересмотром процессов приобретения и применения знаний, формированием нового стиля мышления обучаемых. Чтобы перевести обучение на новый качественный уровень необходимо создавать условия для включения учащихся в активный и добровольный процесс формирования знаний и обобщенных способов деятельности.
В 2009 году по направлению «Формирование у обучаемых обобщенных приемов познавательной деятельности» получены следующие результаты:
• выделены типы практически значимых задач, решаемых с применением физических знаний, и методы их решения в обобщенном виде;
• подготовлен материал для сборника практически значимых задач по физике;
• разработан и апробирован спецкурс для студентов - будущих учителей физики и магистрантов «Реализация принципа практической направленности обучения физике»;
• разработана концепция формирования исследовательских умений школьников при организации познавательной деятельности по созданию физических знаний и дидактические средства для её реализации;
• подготовлена монография «Подготовка студентов университетов к самостоятельному проведению экспериментальных физических исследований», включающая в себя типовые задачи, решаемые на основе эксперимента, методы их решения в обобщенном виде и концепцию обучения студентов методам проведения экспериментальных исследований по физике;
• разработан практикум по решению физических задач-проблем и задач-оценок, который прошел апробацию в лицейских классах, работающих и на занятиях со студентами физических и инженерных специальностей.
На базе университета 17 учителей физики города и области в рамках предметного семинара овладели способами организации познавательной деятельности школьников по получению и применению физических знаний на уроках физики и в проектно-исследовательской работе.
Получен грант РГНФ, и проведена Х-я Международная учебно-практическая конференция стран Содружества «Современный физический практикум». Организаторами конференции являлись Министерство образования и науки Российской Федерации, Российская академия наук, Российский фонд фундаментальных исследований, Ассоциация кафедр физики технических вузов России, Астраханский государственный университет, Министерство образования и науки Астраханской области, Московское физическое общество, Журнал «Физическое образование в вузах». В конференции приняли участие более 300 ученых и специалистов из восьмидесяти городов России, Германии, Белоруссии, Украины, Казахстана, Латвии и Узбекистана.
С целью внедрения в практику обучения студентов достижений современной науки в области образования в Астраханском государственном университете проведена научно-методическая конференция «Инновационные технологии и методы в профессиональном образовании студентов университета».
Результаты исследований в рамках данного направления нашли отражение в публикациях преподавателей и аспирантов:
1. Г.П. Стефанова, С.В. Анофрикова, В.В. Смирнов Введение в практикум по общей физике. Учебно-методический комплекс. Материалы IV Общероссийской научной конференции «Современные проблемы науки и образования», Общероссийской научной конференции «Инновационный потенциал отечественной науки», Москва, 17-19 февраля 2009 г. Фундаментальные исследования. - №2. - С. 83.
2. Г.П. Стефанова Подготовка учителя к реализации принципа практической направленности обучения учащихся физике. Материалы VIII Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». Часть 2. - М.: МПГУ, 2009. - С. 118-121.
3. Г.П. Стефанова, И.А. Крутова Проектирование и реализация основной образовательной программы подготовки магистров, обучающихся по направлению «Физическое образование». Материалы научно-методической конференции «Инновационные технологии и методы в профессиональном образовании студентов университета». - Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2009. - С. 8-10.
4. Г.П. Стефанова, В.В. Смирнов, И. А. Крутова Формирование профессиональных компетенций у студентов университета, обучающихся по направлению «Физика». Материалы научно-методической конференции «Инновационные технологии и методы в профессиональном образовании студентов университета». - Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2009. - С. 11-14.
5. Г.П. Стефанова, М.Б. Шапочкин, Н.В. Калачев, В.В. Смирнов, А.М. Лихтер, О.М. Алыкова Проблемы физического образования и пути их решения в свете материалов X конференции «Современный физический практикум». Физическое образование вузов. Т.1, 2009.
6. Г.П. Стефанова, И. А. Крутова, О.Ю. Дергунова Обучение будущих специалистов методам решения типовых задач с применением физических знаний как средство формирования их профессиональных компетенций. Физика в системе современного образования (ФССО-09). Материалы Х Международной конференции. Санкт-Петербург, 31 мая-4 июня 2009 г. Том 1. С. 121-122.
ISNN 1029-3388
7. Г.П. Стефанова, В.В. Смирнов Модель обучения студентов университетов методам самостоятельного проведения экспериментальных физических исследований. Физика в системе современного образования (ФССО-09). Материалы Х Международной конференции. Санкт-Петербург, 31 мая-4 июня 2009 г. Том 1. С. 123-125.
8. И.А. Крутова, О.Ю. Дергунова Подготовка будущих учителей к обучению школьников методу решения практически значимых задач, связанных с разработкой технических устройств. Физическое образование: проблемы и перспективы. Материалы VIII Международной конференции, часть 2. - М.: Изд-во МПГУ, 2009. - С. 67-69.
9. И.А. Крутова Формирование у будущего учителя экспериментальных умений в лабораторном практикуме по методике обучения физике. Физическое образование: проблемы и перспективы. Материалы VIII Международной конференции, часть 2. - М.: Изд-во МПГУ, 2009. - С. 92-94.
10. И.А. Крутова, О.Ю. Дергунова Обучение студентов - будущих учителей внедрению «метода проектов» в учебный процесс по физике. Классическое университетское образование для XXI века: Сборник научных трудов Шестой международной заочной научно-методической конференции: в 2ч. Ч.1. - Саратов: Изд-во «Издательский Центр «Наука», 2009. - С. 260-262.
11. И.А. Крутова, О.Ю. Дергунова Метод проектов как средство формирования у студентов умения применять физические знания для решения практически значимых задач. Инновационные технологии и методы в профессиональном образовании студентов университета [Текст]: материалы научно-методической конференции. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - С. 72-75.
12. И.А. Крутова, О.Ю. Дергунова Использование информационных технологий для организации процесса усвоения учащимися физических знаний. Инновационные подходы к применению информационных технологий в профессиональной деятельности: сборник трудов международной научно-практической Интернет-конференции. -Белгород: ГиК, 2009. - С. 137-141.
13. И.А. Крутова Формирование методов познания физических явлений как средство подготовки школьников к исследовательской деятельности. Физика в системе современного образования (ФССО-09). Материалы Х Международной конференции, Санкт-Петербург, 31 мая - 4 июня 2009 г. Т.1. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - С. 82-84.
Гуманитаризация математического образования и развитие творческой личности обучающегося
Научный руководитель - Аммосова Н.В., профессор
По данному направлению защищено 4 кандидатские диссертации, опубликовано 6 статей в изданиях, рекомендуемых ВАК.
По теме «Развитие исследовательских умений школьников при обучении математике» опубликованы статьи:
1. Аммосова Н.В., Изворска Д.И. Развитие творческих умений школьников посредством решения нестандартных задач / IV International Conference "Strategy of Quality in Industry and Education", Proceedings / Scientific Journal of the Technical University of Varna Special number, V. 2: «Фортуна» - ТУ-Варна, 2008. - С. 21-24. - 0,25 п.л.
2. Аммосова Н.В., Коваленко Б.Б, Изворска Д.И. Использование мыслительных
операций как базы синергетического подхода при обучении математике / Education, science and economics at universities, integration to international educational area: International conference. - Plock, Poland, 2008. - C. 246-250. - 1,15 п.л. и др.
По теме «Организация исследовательской деятельности школьников в образовательных учреждениях» опубликованы статьи:
1. Аммосова Н.В., Коваленко Б.Б, Юрина В.В. Синергетический подход к организации деятельности учащихся на базе краеведческого материала / Образование, наука, культура в свете решения региональных проблем: сб. трудов Второй Междунар. конфер. - Астрахань: Изд-во АИПКП, 2008. - С. 63-67. - 0,4 п.л.
2. Аммосова Н.В. Развитие мыслительных операций у учащихся и обучение их способам рассуждений / Современная математика и математическое образование, проблемы истории и философии математики: Междунар. научн. конфер. - Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2008. - С. 223 - 229. - 0,5 п.л.
3. Аммосова Н.В., Коваленко Б.Б. Элементы теории графов на факультативных занятиях в школе / Организация исследовательской деятельности в образовательных учреждениях: сб. трудов II Всерос. научно-практич. конф. - Астрахань: Изд-во АИПКП, 2008. - С. 23-26. - 0,4 п.л. и др.
По теме «Развитие исследовательских умений у учащихся старших классов общеобразовательной школы при обучении математике» Коваленко Б. Б. подготовлена к публикации монография объемом 6 п.л. Выработаны концептуальные положения коллективной монографии «Использование синергетических подходов в обучении школьников математике».
По теме «Методико-математическая подготовка будущих учителей математики в соответствии с задачами современности» опубликованы статьи:
1. Аммосова Н.В., Коваленко Б. Б. Принцип непрерывности в изучении учащимися геометрического материала / Реализация принципа непрерывности в системе учебных дисциплин в образовательных учреждениях: сб. трудов II Региональной научно-практич. конф. - Астрахань: Изд-во АИПКП, 2009. - С. 10-23. - 0,9 п.л.
2. Аммосова Н.В., Коваленко Б.Б. Использование синергетического подхода при обучении школьников математике как проявление профессиональной компетентности учителей / Математика. Компьютер. Образование: сб. научных трудов. Т. 1 / Под ред. Г.Ю. Ризниченко и А.Б. Рубина. - М.-Ижевск: НИЦ "Регулярная и хаотическая динамика", 2008. - С. 49 - 54. - 0,4 п.л.
3. Аммосова Н.В., Изворска Д.И., Коваленко Б. Б. Подготовка студентов педагогических вузов к формированию экономических знаний школьников / National strategy for higher education and the labour market in Bulgaria: International business school, Botevgrad. - Sofia: JBS PRESS, Poland, 2008. - C. 139-149. - 0,5 п.л. и др.
4. Аммосова Н.В. Методико-математическая подготовка будущих учителей математики в соответствии с задачами современности: монография. Осуществлена проверка концепции, монография готовится к публикации. 6 п.л.
По апробации УМК по математике для 5-11 классов общеобразовательной школы (научный руководитель направления исследований - Аммосова Н.В., профессор) составлен отчет, в котором отражено соответствие комплекта Госстандарту, образовательным целям и потребностям современного общества, возможностям выстраивания для каждого обучающегося собственной образовательной траектории, развитию творческих качеств личности и формированию необходимых компетенций.