АСТРАХАНСКИЕ ЧИНОВНИКИ:
ЖАЛОВАНЬЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (2-я половина XIX - начало XX вв.)
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. особое значение в мире приобрели проблемы развития и состояния современной бюрократии. Эволюция и реорганизации бюрократических структур, причины кризисов управления, коррупции в государственном аппарате, злоупотребления чиновников властью привлекают самое пристальное внимание общества. Особый интерес вызывают исторические корни этих явлений. История российского чиновничества в этом контексте приобрела особую актуальность.
В отечественной историографии основное внимание традиционно уделяется высшей бюрократии, а провинциальное чиновничество изучено меньше. Одна из причин этого - трудности выявления документов в региональных архивах и введения их в научный оборот. Между тем именно в областных архивах хранятся документы, позволяющие изучать историю провинциальной российской бюрократии в дореволюционную и советскую эпохи. Так, в фондах Государственного архива Астраханской области (ф. 1 - Канцелярия астраханского гражданского губернатора, ф. 13 - Астраханское губернское правление и другие, на основании которых можно судить, в частности, о материальном положении чиновников Астраханской губернии во 2-й половине XIX - начале XX вв.).
В трудный период реформ Александра II российское правительство искало пути усиления эффективности работы губернских правлений и губернаторских канцелярий. Одним из них виделось увеличение окладов жалованья «хозяев губерний». Указ «Об учреждении и штатах губернских правлений и губернаторских канцелярий» 1845 г. установил размер годового содержания (оклада) чиновников, который состоял из жалованья и «столовых» денег до 1865 г. В 1865 г. было произведено увеличение содержания.
Содержание чиновникам назначалось распоряжением губернатора в зависимости от чина и занимаемой должности. Для этого указом от 1845 г. «Об учреяедении и штатах губернских правлений и губернаторских канцелярий» была определена общая сумма содержания по количеству должностей, закрепленных в штатах. За пределы этой суммы губернатор не мог выходить. Но он вправе был сократить назначенное штатами число канцелярских служителей, чтобы сбереженные таким путем средства были направлены на дополнительные выплаты наиболее способным и усердным канцелярским служителям.
Жалованье чиновникам назначалось по чину в пределах сумм, установленных указом «Об учреждении и штатах губернских правлений и губернаторских канцелярий» 1845 г., а столовые деньги всегда назначались
по должности. Из столовых денег производились вычеты в размере 1 % в инвалидный капитал. Этот капитал предназначался для выдачи пенсий и пособий раненым военнослужащим, вдовам и детям убитых и умерших от полученных на службе ран и увечий (часть средств использовалась для устройства госпиталей и санитарных поездов, выплат медицинскому персоналу).
По закону от 8 июня 1865 г., увеличение окладов чиновников губернских правлений и губернаторских канцелярий, по сравнению со штатами 1845 г., предусматривалось в следующих размерах: старшему советнику правления - на 500 руб. в год, двум другим советникам - на 500-800 руб., правителю губернаторской канцелярии - на 900 руб., старшему чиновнику по особым поручениям - на 200 руб., младшему - на 70 руб.1
После этого увеличения правитель канцелярии астраханского губернатора в чине надворного советника стал получать годовое содержание в размере 1 470 руб. (жалованье 735 руб. и столько же столовых денег)2. Старший чиновник для особых поручений в чине надворного советника -686 руб. (жалованье - 343 руб. и столько же столовых денег)3. Младший чиновник для особых поручений в чине надворного советника - 588 руб. (жалованье - 274 руб., столовых- 274 руб.)4. Регистратор, в чине коллежского регистратора, - 490 руб. в год (жалованье - 245 руб., столовых - 245 руб.)5.
Уже в октябре 1866 г. Александр II предписал главам всех ведомств сократить сметы на предстоящий год «до самых низких пределов ограничения»6. Ассигнования на губернские учреждения Министерства внутренних дел были сокращены на 3 тыс. руб. в каждой губернии. Министр внутренних дел П. А. Валуев циркуляром от 4 ноября 1866 г. рекомендовал губернаторам «покрыть эту сумму посредством незамещения некоторых должностей»7. Среди них были названы должности чиновника для особых поручений и помощника регистратора по губернаторской канцелярии, асессора, казначея и помощника экзекутора по губернскому правлению. Позднее в циркуляре от 7 декабря 1866 г. Валуев указал губернаторам на еще один способ сокращения расходов: увольнение со службы «малопригодных» и «переставших быть полезными» чиновников8.
Валуев предписал губернаторам и на 1868 г. расходы на содержание оставить в пределах 1867 г., выразив надежду, что это «нисколько не повлияет на успех делопроизводства»9.
Таким образом, циркуляры министра внутренних дел фактически свели на нет меры материального стимулирования чиновников губернских правлений и губернаторских канцелярий.
Несмотря на указания министра, астраханский губернатор, действительный статский советник Александр Павлович Дегай никаких изменений не произвел. Должностной и численный состав чиновников сохранился прежний.
На 1868 г. МВД выделило на содержание канцелярии астраханского губернатора 14 986 руб. 78 коп.10 На содержание личного состава - 6 142 руб.
50 коп. (на 430 руб. меньше, чем в предыдущие годы), на канцелярские материалы - 1 920 руб. (на 80 руб. меньше), на содержание домов, их оснащение и отопление - 1 543 руб. 76 коп.11
На фоне этих сокращений Сенат увеличил личное содержание губернатора, и его размер составил 3 380 руб. 52 коп. Кроме того было установлено прибавочное жалованье губернатору в размере 2 тыс. руб. в год, из которого производился годовой вычет в инвалидный капитал в размере 15 руб. 73 коп.12 (до 1865 г. губернатор получал 2 450 руб. жалованья и столько же столовых денег).
При совмещении должностей чиновники получали дополнительное жалованье. Так, в 1868 г. регистратор канцелярии губернатора в чине коллежского регистратора получал жалованье в размере 24 руб. 50 коп. в месяц, а при совмещении обязанностей регистратора канцелярии губернатора и регистратора продовольственного стола (учреждена в 1868 г.) -34 руб. 30 коп. в месяц13. При исполнении вице-губернатором обязанностей губернатора он получал столовые в том же размере, что и губернатор14.
Низшие служители по найму канцелярии астраханского губернатора в 1868 г. получали годовое жалованье в размере 120 руб.15
Сравнение окладов с ценами на продукты питания и товары первой необходимости того времени показывает, что материальное положение мелких чиновников и служащих канцелярии и губернского правления было нелегким. Например, в 1870 г. 7 пуд. ржаной муки стоили 3 руб. 75 коп. (9 коп. за 1 кг) 5 пуд. пшена - 4 руб. 30 коп. (14 коп. за 1 кг), пуд говядины -2 руб. 40 коп. (7 коп. за 1 кг), пуд баранины - 2 руб. (8 коп. за 1 кг), пуд свежей речной рыбы (сазан, судак, лещ) - 2 руб. (8 коп. за 1кг.), пуд соленого осетра - 6 руб. (27 коп. за 1 кг), фунт черной паюсной икры - 50 коп. (1 руб. 15 коп. за 1 кг), пуд соли - 60 коп. (3 коп. за 1 кг), кубическая сажень дров дубовых однополенных - 7 руб.16
К1880 г. цены на некоторые продукты питания выросли: мука ржаная стоила 9 коп. за 1 кг, крупа гречневая - 8 коп. за 1 кг, крупа пшеничная -12 коп. за 1 кг, горох - 12 коп. за 1 кг, мясо свежее - 30 коп. за 1 кг, мясо соленое -18 коп. за 1 кг, масло коровье топленое - 56 коп. за 1 кг.17 В 1881 г. мясо соленое подорожало на 3 коп., а масло коровье топленое - на 17 коп.18
В 1887 г. на жалованье чиновников Астраханского губернского правления было выделено 11 801руб. 50 коп., на «столовые» деньги- 11 441 руб. 50 коп.19 Месячное содержание вице-губернатора составило 367 руб. 50 коп., старший советник губернского правления получал 272 руб., советник - 294 руб., секретарь губернского присутствия - 147 руб., счетный чиновник - 122 руб. 50 коп., редактор получал столько же, помощник редактора получал - 65 руб. 22 коп., регистратор - 98 руб., его помощник -
43 руб. 54 коп., архивариус получал столько же, сколько и регистратор, а его помощник - 65 руб. 22 коп.20
Делопроизводители губернского правления получали ежемесячно 122 руб. 50 коп.21 Помощники делопроизводителей - 65 руб. 22 коп.22 пис-
цы - от 12 до 32 руб.23 (на размер жалованья влияли образование и срок службы).
В 1887 г. классным чиновникам губернского правления было определено добавочное жалованье. Общая сумма, которую запросил астраханский губернатор в Министерстве внутренних дел для добавочного жалованья, составила 11 675 руб. Из этой суммы производилось удержание в инвалидный капитал в размере 116 руб. 75 коп. (правила удержания: по копейке с рубля добавочного жалования)24. В число лиц, которым было установлено добавочное жалованье, вошли: вице-губернатор -150 руб. в месяц, два советника-по 90 руб. в месяц, делопроизводители-по 3 руб. 75 коп., помощники делопроизводителей - по 2 руб., секретарь губернского присутствия - 4 руб. 50 коп., регистратор и архивариус - по 3 руб. в месяц25.
Помимо жалованья, столовых денег и добавочного жалованья, отдельным чиновникам за выслугу лет в марте 1887 г. была установлена надбавка: советнику - 22 руб. 97 коп. в месяц, регистратору - 24 руб. 50 коп., делопроизводителю 5-го стола - 6 руб. 12 коп.26
В 1903 г. на содержание астраханского губернатора - эту должность с 1895 г. занимал генерал-лейтенант Михаил Александрович Газенкампф -было выделено 9 800 руб. (4 900 руб. жалованья и 4 900 руб. столовых денег), на содержание личного состава канцелярии губернатора - 8 756 руб. 50 коп., на хозяйственные расходы канцелярии - 3 000 руб. Всего на канцелярию губернатора в 1903 г. было выделено 21 556 руб. 50 коп. Помимо этого по смете МВД в распоряжение астраханского губернатора были выделены 1 670 руб. на содержание, ремонт, отопление и наем домов, занимаемых губернатором и его канцелярией. На посылку служебных телеграмм и эстафет - 400 руб.27
Месячное содержание астраханского губернатора в 1903 г. составляло 1 061 руб. 98 коп. Правитель канцелярии астраханского губернатора получал месячное содержание, состоящее из жалованья и столовых денег, всумме 125 руб. 50 коп.28 Старший чиновник для особых поручений- 130руб.
44 коп. (784 руб. жалованья и 784 руб. столовых в год29, что на 98 руб. больше, чем в 60-е гг. XIX в.). Младший чиновник для особых поручений -58 руб. (698 руб. жалованья и столовых денег в год, что на 110 руб. больше, чем в 60-е гг. XIX в.)30. Регистратор - 49 руб. (588 руб. в год жалованья и столовых, что на 98 руб. больше, чем в 60-е гг. XIX в.)31.
Дабы поощрить чиновников, 24 марта 1903 г. астраханский губернатор генерал Г азенкампф по согласованию с МВД назначил разовое пособие классным чиновникам за хорошую службу (с удержанием 10 % в инвалидный капитал): правителю канцелярии - 200 руб., двум помощникам правителя канцелярии - по 100 руб., губернскому секретарю - 80 руб., регистратору - 80 руб. Всего было выделено 560 руб.32
Эти выплаты были возможны только при излишке денежных средств, появившемся по причине наличия вакантных должностей. Так, в 1903 г. в
канцелярии астраханского губернатора была вакантная должность старшего помощника правителя канцелярии. Размер годового содержания по должности составлял 735 руб. жалованья и 735 руб. столовых33, что и позволило выплатить в марте 1903 г. пособие классным чиновникам за хорошую службу.
К Рождеству 1903 г. по смете расходов МВД § 20 ст. 1. по прошению астраханского губернатора было выделено денежное пособие в размере 826 руб. для классных чиновников, канцелярских служителей, вольнонаемных писцов и курьеров канцелярии губернатора34.
На столовые деньги в 1904 г. Астраханскому губернскому правлению было выделено 9 тыс. 605 руб.35
Вице-губернатор получал 367 руб. 50 коп. в месяц. В эту сумму входили жалованье и столовые деньги36, при замещении отсутствующего губернатора в 1904 г. вице-губернатор за 25 дней, на основании ст. 564-й III тома «Устава о службе», изданного в 1896 г., получил дополнительные столовые деньги по должности губернатора в размере 187 руб. 15 коп.37
Старший советник и советник получали по 147 руб. в месяц38, секретарь правления - 73 руб. 50 коп., счетный чиновник - 61 руб. 25 коп., редактор «Астраханских губернских ведомостей»-те же 61 руб. 25 коп., регистратор - 49 руб., помощник регистратора - 32 руб. 66 коп.39, архивариус-41 руб. 66 коп.40, делопроизводители - по 61 руб. 25 коп.41
В Астраханском губернском правлении работало пять вольнонаемных писцов, жалованье им было определено согласно § 20 ст. 2-й сметы МВД на 1904 г. в размере от 15 до 28 руб. в месяц42. Размер их жалованья зависел от сословного происхождения, полученного образования и срока службы.
В конце 1904 г. был составлен список лиц, служащих в Астраханском губернском правлении, которым была выделена денежная сумма из остатков от жалования личного состава и канцелярских сумм этого правления. Пособие было назначено 37-ми служащим разного ранга. Общая сумма, выделенная для денежного поощрения, составила 1 тыс. 228 руб.43 Члены присутствия губернского правления получили от 30 до 125 руб., делопроизводители шести столов - от 20 до 55 руб., помощники делопроизводителей и писцы - от 20 до 35 руб., сторожа - от 12 до 20 руб. Размер пособия зависел от срока службы44.
Согласно § 20 ст. 1-й сметы расходов МВД на 1904 г. был утвержден поданный астраханским губернатором «Список классных чинов и низших служителей канцелярии астраханского губернатора и губернского правления» которым было назначено пособие к празднику Св. Пасхи. Список насчитывал 34 человека, а выплаченная сумма 741 руб.45 Денежное пособие было назначено классным чиновникам, канцелярским служителям, вольнонаемным писцам и сторожам канцелярии астраханского губернатора и губернского правления, размер пособия зависел от занимаемой должности. Например, секретарю губернского правления было выплаче-
но 50 руб., чиновнику счетной части 40 руб., делопроизводители получили по 30 руб., писцы по 15 руб., а сторожа по 10 руб.46
Помимо окладов жалованья и столовых денег чиновникам делались доплаты за выслугу лет. Так, согласно § 35 ст. 1 сметы МВД на 1904 г., старшему советнику присутствия губернского правления статскому советнику Е.А. Аплавину, прослужившему 30 лет, было назначено прибавочное жалованье в размере 196 руб. в год47.
В 1904 г. новому губернатору Астраханской губернии, назначенному в 1903 г., Брониславу Людвиговичу Гронбчевскому, по предложению министра внутренних дел, Сенатом было определено жалованье в размере 5 тыс. руб. и столько же столовых денег в год48. Помимо жалованья и столовых денег он получал по должности Наказного атамана Астраханского казачьего войска «столовых» 2 171 руб. 7 коп. и «разъездных» 572 руб. 70 коп. в год. Общая сумма денежного содержания астраханского губернатора составляла 12 743 руб. 77 коп. в год49. Сверх того, он бесплатно проживал в губернаторском доме с отоплением и мебелью50.
На содержание канцелярии астраханского губернатора в 1904 г. было выделено всего 11 756 руб. 50 коп. Из этой суммы на содержание личного состава канцелярии астраханского губернатора, на жалованье и столовые деньги, было выделено - 8 792 руб. 50 коп.51, правителю канцелярии -1470 руб., старшему помощнику правителя канцелярии - 784 руб., трем младшим помощникам - 2 050 руб., регистратору - 586 руб., старшему чиновнику для особых поручений - 784 руб., двум младшим чиновникам для особых поручений - 1 372 руб.52 На содержание писцов и канцелярские расходы было выделено 3 000 руб.53
Таким образом, сумма, выделяемая на жалованье всем чиновникам и служащим канцелярии, была меньше суммы, выделяемой на содержание астраханского губернатора.
Таблица денежного содержания чиновников разных классов второй половины ХГХ-начала XX века в Астраханской губернии свидетельствует о росте денежного содержания, но не для всех должностей этот рост был значительным.
Должность Денежное содержание в год
60-е гг. 70-е гг. 80-е гг. 90-е гг. 1900-1905 гг.
Губернатор 3 380 руб. 3 380 руб. 3 724 руб. 6 432 руб. 10 000 руб.
Вице-губернатор 1 800 руб. 2 950 руб. 3 000 руб. 3 000 руб. 4 410 руб.
Советник 1 500 руб. 1 764 руб. 1 800 Руб- 1 800 руб- 3 528 руб.
Архивариус 500 руб. 588 руб. 588 руб. боо руб. 600 руб.
Регистратор 500 руб. 588 руб. 588 руб. 600 руб. 600 руб.
Делопроизводитель (столоначальник) 600 руб. 600 руб. 734 руб. 750 руб. 750 руб.
Канцелярский чиновник (писарь) 120 руб. 120 руб. 180 руб. 220 руб. 260 руб.
Из приведенных данных следует, что содержание чиновников было увеличено, но не для всех должностей, а разрыв в денежных выплатах между чиновниками разных классов остался прежний.
При этом всю вторую половину XIX в. в Астрахани и Астраханской губернии происходил рост цен на продукты питания, опережающий рост денежного содержания чиновников.
Продукты питания Цены за 1 кг.
60-е гг. 70-е гг. 80-е гг. 90-е гг.
Мука ржаная 4 коп. 9-10 коп. 10-12 коп. 30 коп.
Крупа пшено 5 коп. 8,5 коп. 8-12 коп. 17 коп.
Мясо говядина 7 коп. 17 коп. 30 коп. 30 коп.
Рыба осетрина 7 коп. 10-12 коп. 18 коп. 40 коп.
Рыба сазан, судак 5 коп. 6 коп. 8,5 коп. 20-30 коп.
Сопоставление денежного содержания чиновников с растущими ценами на продукты и товары первой необходимости указывает на то, что материальное положение мелких чиновников канцелярии астраханского губернатора и Астраханского губернского правления оставалось трудным. По сравнению с 60-ми гг. XIX в. Денежное содержание было увеличено в 2,5-3 раза, а цены на продукты и товары первой необходимости выросли в 4 и более раз.
В начале XX в. в «Записках по курсу кулинарной школы», изданных Обществом распространения практических знаний между образованными женщинами, были приведены цены на продукты в качестве расчетных для определения общей стоимости продуктов при приготовлении обеда на 5 человек. Продукты для обеда обходились, в зависимости от приготовлявшихся блюд, от 1 руб. 73 коп. (суп картофельный - котлеты говяжьи -мусс лимонный) до 3 руб. 62 коп. (борщ малороссийский - осетрина по-русски - блинчики с вареньем)54. Эти цены свидетельствуют о том, что далеко не каждая чиновничья семья в Астрахани могла позволить себе такое питание.
Предпринимаемые астраханским губернатором меры по денежному стимулированию подчиненных не приводили к улучшению материального положения мелких чиновников. Разница в размере жалованья и столовых денег меяеду чиновниками разных классов оставалась существенной. А вольнонаемные служащие и чиновники низших должностей получали жалованье в десятки раз меньше, чем классные чиновники канцелярии губернатора.
Для высшего же слоя чиновничества жалованье было не единственным и даже далеко не главным источником доходов. Главным мотивом
службы было не содержание себя и своих семей, а приобщение к власти, небескорыстная защита интересов землевладельцев, торговцев и промышленников.
Таким образом, губернское чиновничество, как видно на примере астраханских губернских учреждений, отнюдь не было однородной социальной группой. Большая разница в материальном положении между верхушкой губернского чиновничества и всей остальной чиновничьей братией стала одной из причин, почему основная масса чиновников пошла на службу Советской власти.
Примечания
1 ПСЗ II. Т. XL. Отд. II. № 42180. «Временные штаты губернских правлений».
2 Государственный архив Астраханской области (ГААО). Ф. 1. Оп. 8. Д. 289. JI. 28об.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же. JI. 29.
6 РГИА. Ф. 1316. Оп. 1. Д. 2. Л. 10.
7 Там же.
8 Там же. JI. 10-12.
9 Там же. JI. 13об.
10 ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Д. 289. Л. 7.
11 Там же.
12 Там же. Л. 22об.
13 Там же. Л. 115об.
14 Там же. Л. 212об.
15 Там же. Л. 15об.
16 ГААО. Ф. 32. Оп. 1. Д. 146. Л. 154об.-155.
17 Астраханские губернские ведомости. 1880. № 79.
18 Астраханские губернские ведомости. 1881. № 78; № 86.
19 ГААО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 52441. Л. 31об.
20 Там же. Л. 29об.
21 Там же. Л. 30об.-31.
22 Там же.
23 Там же. Л. 50-53.
24 Там же. Л. 1.
25 Там же. Л. 2.
26 Там же. Л. 40об.-41.
27 ГААО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 285. Т. 1. Л. 7.
28 Там же. Л. 11.
29 Там же. Л. 30.
30 Там же. Л. 31.
31 Там же.
32 ГААО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 285. Т. 1. Л. 110.
33 Там же. Л. 7.
34 ГААО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 285а. Л. 230.
35 ГААО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 54639. Л. 5.
36 ГААО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 54619. Л. 63об.-64.
37 ГААО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 54639. Л. 317.
38 ГААО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 54619. Л. 63об.-64.
39 ГААО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 54639. Л. 22об.-23.
40 ГААО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 54619. Л. 64об.-65.
41 ГААО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 54639. Л. 22об.-23.
42 Там же. Л. 26об.-27.
43 Там же. Л. 514—514об.
44 Там же.
45 Там же. Л. 101—101об.
46 Там же.
47 Там же. Л. 35об.-36.
48 Там же. Л. 44об.
49 ГААО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 54619. Л. 287об.
50 Там же.
51 Там же. Л. 53.
52 Там же. Л. 46.
53 Там же. Л. 46об.
54 Записки по курсу кулинарной школы. М., 1906.
К.М. Александров
ПРАЖСКОЕ ВОССТАНИЕ 5-8 МАЯ 1945 г.: ВООРУЖЕННАЯ БОРЬБА И ПОЛИТИКА
Накануне капитуляции Германии Прага - столица Имперского протектората Богемии и Моравии - стала ареной кровопролитного конфликта. За считанные сутки до наступления долгожданного мира несколько тысяч человек погибли при обстоятельствах тем более драматичных, что многие из убитых были случайными жертвами взаимного ожесточения противников.
В научной литературе описание сложных событий, произошедших в Праге и ее окрестностях в первой декаде мая 1945 г., носит порой диаметрально противоположный характер1 и их беспристрастная реконструкция до сих пор представляет серьезную проблему. Формированию стереотипно ошибочных представлений о Пражском восстании нередко способствуют авторы публицистических материалов2.
Поэтому изучение реалий вооруженной и политической борьбы в чехословацкой столице представляется нам исключительно значимым для истории последних дней Второй мировой войны в Европе. Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Федерального Военного архива Германии, Гуверовского Института войны, революции и мира Стэнфордского университета и другие материалы, которые вводятся нами в научный оборот, позволяют впервые прояснить многие обстоятельства этого события и взглянуть на него всесторонне и более объективно.