ББК 4488.74(2) 61 УДК 378.126
И. В. Сибиряков, Л. И. Сибиряков
аспирантура челябинского политехнического института в годы перестройки
I. V. Sibiryakov, L. I. Sibiryakov
post-graduate education of chelyabinsk polytechnic institute in the period of restructuring
Рассмотрены различные аспекты деятельности аспирантуры челябинского политехнического института в годы перестройки; проанализированы основные проблемы развития данного института в исследуемый период, определена роль аспирантуры в становлении научных школ, подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации. особое внимание уделено работе администрации вуза по сохранению института аспирантуры на рубеже 80—90-х гг. ХХ в.
Ключевые слова: аспирантура, политехнический институт, перестройка, научные школы.
The article deals with different aspects of post-graduate education of chelyabinsk polytechnic Institute in the period of restructuring, major problems in development of the institute at that time, a place of post-graduate education in schools of thought formation, training of qualified teaching staff are analyzed. special attention is paid to the work of the university officials in preservation of the institute of post-graduate education at the turn of 80—90ss of the 20th century.
Keywords: post-graduate education, polytechnic institute, restructuring, schools of thought.
годы перестройки стали совершенно уникальным периодом в истории СССР. Масштабные преобразования, инициированные в 1985 г рядом руководителей кПСС, в итоге привели к краху самой партии и распаду советского государства. неслучайно исторический опыт проведения так называемых «реформ М. С. Горбачева» вызывает сегодня большой интерес как у профессиональных историков, политологов, социологов, так и у профессиональных политиков и государственных деятелей. В последние годы заметно выросло число научных работ, посвященных ситуации в системе высшего образования СССР в годы перестройки1. Во многом это связано с тем, что в начале XXI в. система отечественного высшего образования вновь вступила в стадию радикальных реформ, последствия которых трудно предсказуемы. Особенно тяжелая ситуация складывается в региональных вузах. Исторический опыт «выживания» высшей школы, накопленный региональными высшими учебными заведениями за годы перестройки, имеет сегодня не только теоретическое, но и практическое значение. Одним из важнейших инструментов для сохранения вузовских научных школ и своевременной подготовки высококвалифицированных научных кадров в СССР был институт аспирантуры. В Челябинском политехническом институте (далее ЧПИ) отдел аспирантуры появился в 1962 г. За почти 20 лет его работы отдел внес свой вклад в формирование особой «вузовской» традиции организации научных исследований и в создание институтской системы подготовки кандидатов наук. На 1 января 1985 г. в аспирантуре ЧПИ училось 176 аспирантов дневной формы обучения
(в том числе 15 стажеров) и 69 — заочной формы обучения, то есть в общей сложности 245 человек. А всего в вузах СССР тогда училось около 60 тысяч аспирантов, еще 40 тысяч обучались в аспирантурах при научно-исследовательских институтах2.
Совет ЧПИ 25 февраля 1985 г. рассмотрел вопрос об итогах работы по подготовке научных кадров и комплектованию кафедр института в XI пятилетке. В решении, принятом Советом, отмечалось, что наряду с научными руководителями, эффективность работы которых превышала 80 % (проф. М. М. Штейн-берг, проф. Д. Я. Поволоцкий, проф. Д. А. Гохфельд, проф. М. М. Тверской, проф. В. В. Матвеев, проф. Д. К. Маргулис и др.), ряд научных руководителей имели эффективность, не превышавшую 10—20 % (проф. В. П. Туркин, проф. Б. А. Шароглазов, доц. В. Н. Накозин, доц. С. Г Лакирев и др.). Из года в год, — констатировал Совет, — значительно не выполняются планы представления диссертаций на защиту на автотракторном факультете, златоустовском филиале и кафедрах общественных наук, мало аспирантов даже после успешного окончания аспирантуры направлялось на преподавательскую работу. Совет института постановил: «1. Ректорату: продолжить работу по совершенствованию системы подготовки научно-педагогических кадров; шире привлекать к руководству аспирантами перспективных молодых ученых; считать целесообразным поддерживать в последующие годы достигнутую численность аспирантов; повысить требовательность к деканам, заведующим кафедрами, научным руководителям аспирантов за своевременное выполнение мероприятий и планов подготовки научно-педагогических кадров и
И. В. Сибиряков, Л. И. Сибиряков
комплектования кафедр преподавателями с учеными степенями и званиями. 2. Деканам факультетов: автотракторного, автоматно-механического, механикотехнологического и приборостроительного обратить внимание на неудовлетворительное положение с научно-педагогическими кадрами на ряде кафедр; взять под постоянный контроль работу кафедр, имеющих недостаточное число преподавателей с учеными степенями и званиями, а также деятельность научных руководителей, эффективность работы которых остается низкой из года в год; при проведении выборов и перевыборов на должности полнее использовать возможности конкурсной системы. 3. Указать заведующим кафедрами ЭПУ, ТМСИ, общей металлургии (все Златоуст), электронно-вычислительных машин, теплогазоснабжения, автоматики и телемеханики, технологии машиностроения, промтеплоэнергетики, станков и инструмента, научного коммунизма, кафедр высшей математики на недостаточное внимание к вопросам подготовки научных кадров и комплектованию кафедр преподавателями с учеными степенями и званиями. 4. Научным руководителям аспирантов: принять действенные меры по оказанию помощи аспирантам, закончившим в предыдущие годы аспирантуру, в завершении и организации защиты диссертаций; обеспечить безусловное выполнение плана приема аспирантов 1985г. на все имеющиеся специальности; проф. Ф. Л. Серебровского, проф. В. П. Туркина, проф. Б. А. Шароглазова, доц. Ю. В. Игнатьева, доц. С. Г. Лакирева, доц. В. Н. Накозина предупредить о недопустимости систематического выпуска аспирантов без завершения работы над диссертациями. 5. Проректору по учебной работе проф.
А. к. Тащеву при решении вопросов комплектования кафедр и проведения конкурсов неуклонно проводить курс на омоложение преподавательских кадров.
6. Проректору по научной работе изучить вопрос о возможности преимущественного предоставления машинного времени на ВЦ преподавателям, сотрудникам и аспирантам, завершающим работу над диссертациями...».
Новым проректором ЧПИ по научной работе в
1985 г. стал Н. И. Гриненко. В том же году на кафедре радиотехнических систем была открыта аспирантура профессора В. В. Жабреева. В 1985 г. защитили докторские диссертации И. Я. Мирнов, А. Н. Силин, М. А. Смирнов, В. Н. Прокопьев. Выпуск аспирантов в ЧПИ по всем специальностям в 1985 г. составил 72 человека, 14 из них представили диссертацию в срок и только 1 своевременно защитился. А всего в
1985 г. преподавателями, сотрудниками, соискателями и бывшими аспирантами ЧПИ было защищено 38 кандидатских диссертаций.
В целом за годы XI пятилетки выпуск аспирантов по машиностроительным специальностям в ЧПИ составил 75 человек, из которых в срок защитили диссертации лишь трое (4 %), а представили диссертации к защите в срок еще 13 (т. е. 17 %). В качестве главных причин неэффективной работы института аспирантуры в различного рода отчетах, подготовленных в ЧПИ, чаще других назывались: «прием на обучение неподготовленных или слабоподготовленных лиц», «недостаточная требовательность научных руководителей к аспирантам», «слабая квалификация самих педагогов». За подобным, во многом фор-
мальным подходом к пониманию реальных проблем аспирантуры скрывалось нежелание некоторых руководителей вуза признать факт постепенной утраты престижа научно-педагогической деятельности, что вело к падению интереса среди талантливой молодежи к успешному завершению своего обучения в аспирантуре.
На 1 января 1986 г. в аспирантуре ЧПИ проходили обучение 224 аспиранта. Соискателями ученой степени кандидата наук был 151 человек. Старшими научными сотрудниками 8 человек (В. Э. Гейт, С. Г. Воронин,
А. П. Мельчаков, Б. В. Пельцвергер, Б. Я. Трофимов, к. А. Шишов, А. А. Лыкасов, В. Н. Широков). 27 января
1986 г. ректор ЧПИ Г. П. Вяткин подписал приказ N° 59 «Об итогах работы аспирантуры в 1985 г.». В приказе, в частности, говорилось, что министерством высшего и среднего специального образования СССР институту на 1985 г. был установлен план приема аспирантов в количестве 83 человек. На большинстве факультетов и кафедр прием прошел более организованно, чем в предыдущие годы, на некоторые специальности был конкурс, в итоге общий план приема был выполнен. Однако ряд научных руководителей не обеспечили приема на свои специальности. Это профессора И. И. казанцев, Н. П. катков, В. П. Туркин, Н. И. Цы-бакин и доценты Т. И. Барышникова, В. И. Безруков, Ю. В. Игнатьев, В. В. капранов, Б. Н. Пинигин,
Н. В. Потекушин. Недостаточное внимание научных руководителей к созданию качественного резерва аспирантов, упущения в работе с аспирантами в период их обучения, низкая ответственность как самих аспирантов, так и их научных руководителей, слабая требовательность при проведении ежегодной аттестации со стороны деканов приводят к тому, что эффективность работы аспирантуры остается на довольно низком уровне. Так, в 1985 г из 55 окончивших аспирантуру только двое аспирантов защитили и 13 подготовили к защите диссертации, что составляет 27,3 % выпуска. Ни одного аспиранта не защитилось у научных руководителей д. т. н. Л. М. Агеева, к .т. н. В. В. Злакоманова, к. т. н. О. Н. казьмина, к. т. н. С. Г. Лакирева, к. т. н.
А. Н. Лысова, к. т. н. Ю. С. Павлюка, к. т. н. Н. В. По-текушина, только по одному кандидату наук из своих многочисленных бывших аспирантов подготовили научные руководители к. т. н. В. Н. Накозин, к. т. н. Б. Н. Пинигин, д. т. н. В. П. Туркин, д. т. н. Б. А. Шаро-глазов, из года в год выпускают аспирантов без завершения работы над диссертациями научные руководители д. т. н. Н. П. катков, к. т. н. В. Н. Прокопьев, д. т. н. Ф. Л. Серебровский, к. т. н. Р. П. Чапцов. С учетом всего вышеизложенного ректор ЧПИ Г. П. Вяткин принял решение: «1. Деканам факультетов в срок до 1 марта
1986 г. создать на факультетах аттестационные комиссии в составе 3—5 человек под председательством доктора наук для детального рассмотрения материалов, представляемых аспирантами при ежегодной аттестации, повысить требовательность к научным руководителям и аспирантам при ежегодной оценке их работы.
2. В связи с прекращением приема аспирантов закрыть аспирантуру у научных руководителей доц. Барышниковой Т. И., доц. Капранова В. В., проф. Кармадонова А. Ф., доц. Пинчука И. С., доц. Ушакова И. М., доц. Есина В. И. 3. Обратить внимание научных руководителей аспирантов профессоров Казанцева И. И. и Цыбакина Н. И., доцента Безрукова В. И. на недо-
исторические науки
пустимость невыполнения плана приема аспирантов.
4. За неоднократное невыполнение плана приема аспирантов на свою специальность и низкую эффективность работы аспирантуры проф. Каткову Н. П. объявить выговор. 5. В связи с низкой эффективностью работы аспирантуры и невыполнением плана приема аспирантов закрыть аспирантуру у научных руководителей профессоров Пинигина Б. Н. и Туркина В. П., доцентов Злакоманова В. В., Игнатьева Ю. В., Потеку-шина Н. В. 6. Предупредить научных руководителей аспирантов проф. Агеева Л. М., доц. Казьмина О. Н., доц. Лакирева С. Г., доц. Лысова А. Н., доц. Накозина
В. Н., доц. Павлюка Ю. С., доц. Прокопьева В. Н., проф. Серебровского Ф. Л., доц. Чапцова Р. П., проф. Шароглазова Б. А. о персональной ответственности за эффективность работы их аспирантов, обязать разработать и осуществить меры по завершению работы над диссертациями их бывших аспирантов. 7. Настоящий приказ довести до сведения всех деканов факультетов, заведующих кафедрами и научных руководителей аспирантов. Контроль за исполнением приказа возложить на зам. проректора по научной работе доц. Бедова С. Н.»3.
Вопрос о повышении эффективности подготовки научных кадров через аспирантуру был рассмотрен на заседании совета института 29 декабря 1986 г Заслушав и обсудив доклад зам. проректора института по научной работе доцента С. Н. Бедова, совет отметил, что в работе, направленной на достижение на кафедрах оптимальной численности преподавателей с учеными степенями и званиями, аспирантура института сыграла и играет важную роль. За время ее функционирования «выпуск аспирантов превысил 1360 человек, из которых более 800 человек защитили кандидатские диссертации». В 1986 г. подготовкой аспирантов руководили 78 научных руководителей, из которых 40 имели ученую степень доктора наук. Особо совет института отметил заслуги профессоров
В. Н. Выдрина, Д. Я. Поволоцкого, Г С. Черноруц-кого, Д. А. Гохфельда. Каждый из них подготовил из числа своих аспирантов более 30 кандидатов наук. Большой вклад в подготовку научных кадров, по мнению членов совета, внесли профессора О. А. Бакши, Ю. П. Васин, В. В. Мельников, Н. И. Гриненко. Однако в целом эффективность работы аспирантуры, признал совет института, остается низкой. Так, в решении совета было сказано, что за годы XI пятилетки из 245 завершивших обучение аспирантов защитили и представили к защите кандидатские диссертации в срок только 64 аспиранта (или 26 % выпуска), в текущем году — 24 %. При этом только третья часть из окончивших аспирантуру с завершением работы над диссертацией распределилась на преподавательскую работу в институт. Среди одной из главных причин снижения эффективности работы аспирантуры было названо «отсутствие при институте достаточного числа специализированных советов по защитам». Так, если подготовка аспирантов велась по 38 специальностям, то советы при институте принимали к защите диссертации только по 16 специальностям. В решении совета подчеркивалось, что при выполнении в целом по институту плана приема аспирантов этого года факультеты АМ, ИС, МТ, Э и ряд научных руководителей не обеспечили прием на свои специальности в соответствии с планами Минвуза. Совет
института постановил: «1. Ректорату:
— повысить требовательность к работе деканов, заведующих кафедрами, научных руководителей аспирантов по подготовке научных кадров и комплектованию кафедр преподавателей с учеными степенями и званиями;
— принять исчерпывающие меры по организации дополнительных советов по защитам диссертаций и включению их в сеть специализированных советов ВАК СССР.
2. Проректору по вечернему и заочному обучению доц. Максимову Ю. В. до 1 апреля 1987 г. совместно с заведующими соответствующих кафедр разработать планы комплектования филиалов института преподавателями с учеными степенями и званиями.
3. Проректору по научной работе проф. Гринен-ко Н. И. рассмотреть вопрос о целесообразности снижения фонда зарплаты на проведение хоздоговорных работ кафедрам, систематически не выполняющим план планы приема аспирантов.
4. Деканам факультетов взять под контроль работу аттестационных комиссий, добиваться детального, неформального разбора представленных аспирантами материалов при их ежегодной аттестации.
5. Заведующим кафедрами совместно с научными руководителями аспирантов в срок до 1 марта 1987 г подготовить и представить в отдел аспирантуры перспективные (до 1990 г.) пофамильные планы подготовки научных кадров по соответствующим специальностям с учетом реальной потребности.
6. Указать заведующим кафедрами ЭПУ, ТМСИ, общей металлургии (все г. Златоуст), политэкономии, научного коммунизма, высшей математики № 2 и № 3, технологии машиностроения, станков и инструмента, электрических станций, промтепло-энергетики, двигателей внутреннего сгорания, двигателей летательных аппаратов, автоматики и телемеханики, конструирования радиоаппаратуры, электронно-вычислительных машин, архитектуры, градостроительства, водоснабжения, теплогазо-снабжения на невыполнение планов комплектования кафедр аттестованными кадрами в XI пятилетке. Обязать их до 1 марта 1987 г. составить планы комплектования кафедр на XII пятилетку с учетом возможностей собственной и целевой аспирантуры и добиваться их безусловного выполнения.
7. Зам. проректора по научной работе доц. Бедову С. Н. более тщательно согласовывать ежегодные планы приема в аспирантуру с планами комплектования кафедр аттестованными преподавателями».
Показательно, что в 1986 г. преподаватели и сотрудники ЧПИ установили своеобразный «рекорд» по числу защит докторских диссертаций. В этом году было успешно защищено 9 таких работ (Р. П. Чапцов,
A. Н. Лысов, В. Н. Накозин, З. Я. Иткис, А. Е. Дыхнов,
B. Г. Дукмасов, Ю. С. Павлюк, Г. Г. Михайлов, А. П. Ставров). Еще 7 докторских диссертаций были защищены в следующем 1987 г. (Е. А. Лазарев, И. Я. Березин, В. Н. Смагин, С. Г. Воронин, Г. М. Торбенков, С. Г. Лакирев, С. П. Гладышев).
15 сентября 1987г. был принят объединенный приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР и Высшей аттестационной комиссии при Совете министров СССР «О подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе
И. В. Сибиряков, Л. И. Сибиряков
непрерывного образования». Согласно этому приказу с 1 января 1988 г. в СССР вводилось в действие новое положение «О подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе непрерывного образования». Это был один из последних документов, определявших работу института аспирантуры в советской высшей школе. Созданное в самый разгар «перестройки» это положение было призвано придать советской аспирантуре «вторую жизнь». Но сделать это в полном объеме не удалось. Г. П. Вяткин вспоминал, что одной из главных проблем в подготовке новых научных кадров в годы перестройки «.был низкий процент защит диссертаций после окончания аспирантуры. Пришлось вводить премии, причем и для аспиранта, который защитил диссертацию в срок, и для научного руководителя. Премии, конечно, были не очень большими, но они выполняли роль реального стимула для успешного завершения научной работы. Мне приходилось договариваться напрямую с диссертационными советами о защитах некоторых из наших преподавателей, аспирантов, докторантов, потому что у нас таких советов не было. И. была еще одна линия моей работы.. .создание диссертационных советов. Но для создания таких советов было необходимо определенное число докторов наук. разорвать такой замкнутый круг можно было только постоянной подготовкой научных кадров.»4. Во второй половине 1980-х гг. в ЧПИ заметно активизировался процесс смены научных руководителей аспирантов и отдельных научных направлений. Так, с 1988 г. кафедру прикладной механики, динамики и прочности машин возглавил ученик Д. А. Гохфельда д. т. н. профессор О. Ф. Чернявский. Одним из важных направлений в работе кафедры стало исследование процессов деформирования и разрушения армированных пластиков, во многом базировавшееся на идеях структурных моделей О. С. Садакова. Результаты этих исследований были отражены в кандидатских диссертациях О. С. Буслаевой, С. И. Шульженко,
О. А. Щербаковой, в монографии С. Б. Сапожникова «Дефекты и прочность армированных пластиков», которая была издана в Челябинске в 1994 г. В 1988 г после смерти профессор В. Н. Выдрина кафедру обработки металлов давлением возглавил д. т. н., профессор В. Г. Дукмасов. В 1989 г. кафедру автоматики и управления возглавил Л. С. Казаринов. Им была открыта аспирантура по специальности 05.13.14. «Специализированные системы обработки информации и управления». Под научным руководством Л. С. Казаринова было защищено 14 диссертационных работ на соискание ученой степени кандидата технических наук. В 1990 г. заведующим кафедрой пирометаллургических процессов стал д. т. н., профессор В. Е. Рощин. Он создал целую серию научных работ, посвященных проблеме мембранного рафинирования металлических расплавов, развил теорию гетерофазных химических реакций в металлических расплавах с образованием продуктов сложного состава применительно к процессам раскисления стали, подготовил 26 кандидатов и 3 докторов наук5. В 1988 г. защитили докторские диссертации 3 преподавателя и сотрудника ЧПИ (П. А. Норин, И. Г. Шепелев, Е. Г Белков). На 1 января 1989 г. в аспирантуре ЧПИ учился 121 аспирант очной формы обучения и 59 за-
очной. При этом план приема составлял 47 человек для очной формы обучения и 11 — для заочной, а план выпуска — 42 и 20 соответственно. Отсев из аспирантуры в 1989 г. официально составил 6 человек. В 1988 г. в ЧПИ была открыта докторантура. Эта структура должна была сыграть ключевую роль в подготовке научно-педагогических кадров самой высокой квалификации, однако, ее становление в институте проходило в очень непростых социальноэкономических условиях. На 1 января 1989 г. в ЧПИ был только один докторант. К 1 января 1990 г. — два. При этом в 1989—1990 гг. докторские диссертации защитили Д. А. Мирзаев, Б. В. Пельцвергер, Г. И. Волович, Л. С. Казаринов, М. В. Шахматов, И. В. Вишев и целый ряд других преподавателей и сотрудников института. А в 1991 г. — А. Д. Дрозин, Ю. И. Хохлов, А. А. Лыкасов, М. В. Исаев, Л. А. Шеффер, Б. Я. Трофимов.
Всего же за годы перестройки докторские диссертации защитили 40 преподавателей и сотрудников ЧПИ. 11 из них защитили диссертации в Челябинске, 10 в Москве, 7 в Ленинграде, 5 в Свердловске, 3 в Туле, по одному в Тбилиси, Алма-Ате, Новосибирске, Киеве. За это же время преподавателями, сотрудниками, соискателями и аспирантами ЧПИ была защищена 281 кандидатская диссертация. В 1990 г. после открытия в ЧПИ диссертационного совета по специальности «Строительные конструкции» защитили кандидатские диссертации аспиранты кафедры строительных конструкций: Л. А. Азарова,
С. В. Терещук, И. И. Пуц6.
Во второй половине 80-х гг. ситуация в аспирантуре ЧПИ стала постепенно улучшаться. Во многом это было обусловлено созданием в вузе более четкой и эффективной системы организации аспирантской подготовки, улучшением контроля над работой аспирантов, повышением уровня материально-технической базы университета, в том числе налаживанием работы издательства, улучшением материально-бытового обеспечения аспирантов. Но радикально изменить ситуацию в аспирантуре ЧПИ за годы перестройки так не удалось. На рубеже 80—90-х годов XX в. ученые зафиксировали и ряд негативных тенденций в развитии института аспирантуры, причем уже в масштабах всей страны. Так, социологи отметили «процесс снижения контингента мужчин, поступающих в аспирантуру. Одновременно с этим увеличивалось количество отчисляемых аспирантов», тоже в основном мужчин7. Исследователи связывали этот процесс с глубоким системным кризисом не только в системе высшего образования СССР, но и страны в целом, который стал особенно очевиден в годы перестройки. Многим аспирантам (к тому моменту уже создавшим семьи) пришлось уходить из аспирантуры, чтобы найти средства для содержания своих семей.
Часть талантливых выпускников аспирантуры ЧПИ была вынуждена искать работу за рубежом. Именно так сложилась судьба А. К. Мурашева. «По его признанию, за время обучения в аспирантуре ЧПИ он получил прекрасную подготовку в области механики грунтов и инженерной геологии. По окончании аспирантуры работал на кафедре строительной механики, занимаясь параллельно практической работой по запросам производства и изучением англий-
исторические науки
ского языка. Ухудшение материального положения в связи с «перестройкой» заставило его, сложившегося исследователя и практического специалиста, искать работу за рубежом. Получив приглашение, он уехал в Новую Зеландию, где вскоре стал одним из ведущих специалистов крупной фирмы.»8.
Тем не менее, в 1990 г. в СССР было защищено
35 000 кандидатских диссертаций и 5000 докторских9. Осенью 1990 г. согласно приказу председателя Государственного комитета СССР по народному образованию Г. А. Ягодина Челябинский политехнический институт им. Ленинского комсомола был переименован в Челябинский государственный технический университет (далее ЧГТУ). Предполагалось, что изменение названия позволит вузу осуществить серьезную модернизацию учебного процесса и найти новые источники финансирования, а также создаст условия для развития новых научных направлений. На 1 января 1991 г. в аспирантуре ЧГТУ обучалось 100 аспирантов очной формы обучения и 44 заочной. План приема на очную форму обучения составлял
36 человек, на заочную — 16 человек. План выпуска — 43 и 13 соответственно. Отсев составил 7 аспирантов очной формы обучения и 1 — заочной.
Анализ основных процессов, происходивших в аспирантуре ЧПИ—ЧГТУ в годы перестройки, позволяет сделать несколько важных выводов, часть из которых возможно экстраполировать на всю систему высшего образования в СССР на рубеже 80—90-х гг XX в.
Во-первых, за годы перестройки произошло заметное сокращение числа желающих проходить обучение в аспирантуре вуза. На наш взгляд, данная тенденция была связана с целым комплексом факторов, главными из которых были: падение уровня жизни профессорско-преподавательского состава многих вузов страны и, как следствие, падение престижа таких профессий, как ученый или преподаватель; резкое сокращение финансирования научных исследований со стороны государства; разрушение традиционных форм организации научной работы в вузе.
Во-вторых, важную роль в сохранении аспирантуры в институте сыграли совершенно конкретные люди, как из числа представителей администрации (в первую очередь ректор Г. П. Вяткин, руководитель отдела аспирантуры С. Н. Бедов и др.), так и из числа профессоров (В. Н. Выдрин, Д. Я. Поволоцкий, Г. С. Черноруцкий, Д. А. Гохфельд и др.), чей твор-
ческий энтузиазм позволил продолжить подготовку высококвалифицированных научных кадров в рамках отдельных кафедр даже в годы перестройки.
В-третьих, институт аспирантуры, как и любой социальный институт, должен находиться в состоянии непрерывного развития темпы и направления которого должны определяться потребностями и состоянием социума в целом, системы образования в частности. Ошибки в определении стратегии развития всей системы или ее отдельных компонентов могут привести к существенным интеллектуальным, финансовым, социальным потерям, а при определенных условиях и краху самой системы.
Примечания
1. Шушарина О. П. Государственная политика в сфере высшего образования в 1953—2003 гг.: тенденции, проблемы. противоречия : дис. ... докт. ист. наук. — М., 2004; Петрик В. В. Развитие высшей школы Сибири в конце 1950-х — начале 1990-х годов : дис. ... докт. ист. наук. — Кемерово, 2009; Рябкова М. Н. Вузовская интеллигенция Челябинской области в годы перестройки (1985—1991 гг.) : дис. ... канд. ист. наук. — Челябинск, 2011 и др.
2. Галаган А. И. Высшая школа СССР: достижения, проблемы, перспективы развития. — М. : ШИВШ, 1987. — С. 25.
3. См. Сибиряков И. В. Аспирантура ЮУрГУ: страницы истории. — Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ.
2011. — С. 116.
4. Там же. — С. 118.
5. Календарь знаменательных дат и событий ЮУрГУ [Электронный ресурс]. — иИЬ : http://lib.susu. ac.ru/Vystavochny_zal/Znamenatelnye_daty_JuUrGU/ !]ип_2011 (дата обращения: 04.10.2011 г.)
6. Асташкин В. М. Строительные конструкции // Научные школы ЮУрГУ. История развития / под ред. д. т. н., проф. А. Л. Шестакова, д. х. н., чл.-корр. РАН Г. П. Вяткина. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2008. —
С. 350.
7. Герасимова И. Б. Проблемы подготовки научно-педагогических кадров // Социс. — 1997. — № 8. — С. 105.
8. Соломин В. И. Гибкие фундаментные конструкции // Научные школы ЮУрГУ. История развития. —
С. 318—319.
9. Миронин С. Два способа развития науки и история диссертационного дела. [Электронный ресурс]. — ЦРЬ : http://www.biometrica.tomsk.ru/naukoved/mironin.htm (дата обращения: 04.10.2011 г.)
Поступила в редакцию 14 июля 2012 г
СИБИРякоВ Игорь Вячеславович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России, Южно-Уральский государственный университет. Сфера научных интересов: история интеллигенции, история политических партий и движений, история системы образования. E-mail: [email protected]
siBIRYAKoV Igor Vyacheslavovich, Doctor of Science (History), professor, Head of the Department of History of Russia, South Ural State University. Research interests: history of the intellectuals, history of political parties and movements, history of educational system. E-mail: [email protected]
СИБИРЯКоВ леонид Игоревич, окончил Южно-Уральский государственный университет в 2012 г., историк. Научные интересы: история интеллигенция, региональная история. E-mail: [email protected]
sIBIRYAKoV Leonid igorevich graduated from South Ural State University in
2012. He is a historian. Research interests: history of the intellectuals, regional history. E- mail: [email protected]