лицемерия передовых промышленных стран. Проповедуя необходимость отказа от субсидирования производства, сами они продолжали предоставлять миллиардные субсидии своим фермерам».
Литература
1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: стат. сб. / Росстат. М., 2009. 990 с.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: стат. сб. / Росстат. М., 2011. 990 с.
3. Федоров Н.В. Земля оплатит сторицей // Экономика сельского хозяйства России. 2012. № 7. С. 16.
4. Федорова Н.В., Федоров В.Г. Продовольственное обеспечение населения региона и проблемы эффективности сельского хозяйства и потребительской кооперации. М.: Дашков и К°, 2011. 204 с.
ФЕДОРОВ ВАЛЕНТИН ГЕРАСИМОВИЧ - доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры коммерции и менеджмента, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары (Valentin Fedorov [email protected]).
FEDOROV VALENTIN GERASIMOVICH - doctor of agricultural sciences, professor of Commerce and Management Chair, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.
ФЕДОРОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА - кандидат экономических наук, доцент, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, Чебоксары.
FEDOROVA NATALYA VALENTINOVNA - candidate of economics sciences, associate professor, Chuvash State Agricultural Academy, Russia, Cheboksary.
ЛАВРОВ АЛЕКСЕЙ ВИТАЛЬЕВИЧ - аспирант, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, Чебоксары ([email protected]).
LAVROV ALEKSEY VITALYEVICH - post-graduate student, Chuvash State Agricultural Academy, Russia, Cheboksary.
ГРИГОРЬЕВА НАДЕЖДА ЯКОВЛЕВНА - аспирантка, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, Чебоксары.
GRIGORYEVA NADEZHDA YAKOVLEVNA - post-graduate student, Chuvash State Agricultural Academy, Russia, Cheboksary.
УДК 334
Л.П. ФЕДОРОВА, Т.С. ИЛЬИНА
АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ
Ключевые слова: стратегия, стратегическое управление, стратегическое планирование, стратегическая альтернатива, регион, социально-экономическая система, инновационное управление.
Определена терминология стратегического управления, показаны его преимущества, рассмотрена стратегия социально-экономического развития региона как система долговременных, наиболее важных целевых установок и мер, выявлены определяющие ее факторы.
L.P. FEDOROVA, T.S. ILYINA THE ASPECTS OF STRATEGIC MANAGEMENT OF REGIONS AS SOCIAL-ECONOMICAL SYSTEM
Key words: strategy, strategic management, strategic planning, strategic alternative, region, social economic system, innovation management.
The terminology of strategic management was specified, the advantages were shoed, the strategy of social-economic development of region was developed as the system of important special structures and meaurures, were discovered determinive factors.
Стратегия есть видение и выбор будущего в среднесрочной и долгосрочной перспективе, на конец которой определяются среднесрочные и долгосрочные цели и задачи стратегического развития социально-экономического объекта, направления деятельности по их реализации в соответствии с имею-
щимися и привлекаемыми финансовыми, инвестиционными, природными, производственными, трудовыми ресурсами [5].
Словарь С.И. Ожегова дает следующее определение понятия «стратегия» - искусство руководства общественной, политической борьбой, а также вообще искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах [4]. По мнению Н.И. Синдяшкина, стратегия экономического развития регионов - это общее направление достижений целей; и даже при отсутствии конкретики все равно полезнее иметь пусть не вполне четкое направление развития, чем не иметь никакого [6].
Другой автор под стратегией рассматривает обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов [3].
По мнению Л.С. Шеховцевой, стратегия - это комплекс установок, правил принятия решений и способов перевода системы из старого (существующего) положения в новое (целевое) состояние, обеспечивающее эффективное выполнение ее предназначения (миссии) [8]. Стратегия занимает двойственное положение. С одной стороны, она является последним звеном в цепочке целевых ориентиров: миссия - видение - цели - стратегия (целевой аспект), а с другой - начальным звеном в цепочке способов достижения целей: стратегия - стратегический план - программа - проект (реализационный аспект).
Одни из первых необходимость разработки стратегии выявили А. Новиков, А. Лившиц, Л. Смирнягин [2].
Существует множество экономических школ, рассматривающих теоретический подход к формированию стратегии (описательная, большая модель, плановая, позиционная). В каждой школе методы стратегического анализа отличаются. Например, согласно «большой модели» следует провести анализ внешней среды и анализ конкурентных преимуществ, провести SWOT-анализ и выработать стратегические альтернативы. В плановой модели стратегические альтернативы не нужны, но нужны конкретные программы действий и бюджеты под них. Можно по-разному относиться к подходам к составлению конкурентной стратегии. Однако в рамках любой школы можно выделить основные элементы, которые обязательно должны быть в разрабатываемой стратегии: определение миссии; определение целей (оперативных и стратегических в долгосрочных стратегиях); постановка задач стратегии; анализ внешней среды (PEST-анализ); анализ существующей позиции и возможностей региона (SNW-анализ); SwOT-анализ, выработка стратегических альтернатив; выбор конкретных стратегических альтернатив.
Под миссией (деловое кредо, «философия») региона понимается совокупность общих установок и принципов, определяющих предназначение и роль региона в стране, взаимоотношения с другими социально-экономическими субъектами [7].
Цель - это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности человека. Цель является непосредственным мотивом, направляющим и регулирующим человеческую деятельность [7].
Другие авторы под целями при разработке стратегии понимают описание конечных и промежуточных состояний региона в ходе реализации стратегии. Стратегическая цель - это описание конечного состояния региона. Оперативная цель - это описание промежуточного состояния региона. Наличие оперативных целей не является жизненно важным для краткосрочных и среднесрочных стратегий, однако при построении долгосрочной программы развития региона их наличие помогает оценить адекватность поставленных задач [7].
Задачи - комплекс мероприятий для достижения целей региона применительно к различным направлениям его деятельности.
Под внешней средой региона следует понимать совокупность факторов, определяющих положение региона как части экономического пространства РФ. Анализу и оценке здесь подлежат: макроэкономическая ситуация в РФ, действия федеральных органов исполнительной и законодательной власти, оказывающие влияние на развитие субъекта, уровень жизни населения, технологические аспекты.
В основе SWOT-анализа лежит подход, предложенный в 1963 г. профессором К. Эндрюсом из Гарвардской школы бизнеса. Основная идея данного метода - обеспечение баланса между внутренними возможностями анализируемой системы (ее сильными и слабыми сторонами) и внешней ситуацией (существующими возможностями и угрозами).
Данный метод изначально ориентирован на коммерческие организации, которые рассматривают такие факторы, как рынок, потребители, конкуренты, цена и др. Применительно к региону учитываются: географическое положение, политическая обстановка, образование, трудовые ресурсы, экономическая ситуация, технологические изменения и инновационная активность, институциональные преобразования, информационное пространство, эффективное управление и использование ресурсов.
При выборе конкретных стратегических альтернатив оценивается вероятность того или другого сценария развития области или региона, после чего на основе наиболее вероятного сценария выбирается конкретная стратегия развития, которая и является конечным результатом стратегического анализа региона [7].
Факторы, влияющие на выбор стратегии региона, могут быть разделены на четыре группы [3].
1. Внешние факторы, вытекающие из социально-экономического положения страны, федерального округа (8 округов России), крупного экономического района (в России известно 11 экономических районов) и конкретного региона (89 регионов - республика, край, область). Эти факторы выявляются в результате PEST-анализа и определяют степень внешнего воздействия на экономическое и социальное состояние региона.
2. Стадии жизненного цикла региона, а именно: новые зарождающиеся регионы, например, в зоне нефте- и газоразработок; быстрорастущие регионы, динамика развития которых определяется бюджетообразующим предприятием, например, ГАЗ в 1940-х и 1990-х гг. в Нижегородской области; регионы в стадии зрелости, именно к ним относится большая часть регионов России; регионы в стадии стагнации, к ним относятся удаленные от центра слабые сельскохозяйственные регионы с небольшой численностью населения («глубинка»), регионы, ориентированные на угледобычу и ВПК.
3. Конкурентная позиция региона России.
4. Варианты будущего развития позволяют разработать стратегию в нескольких вариантах в зависимости от состояния внешней среды (PEST-анализ) и внутренней среды региона (SWOT-анализ).
В стратегическом менеджменте предпочтительно рассматривать три главных варианта (альтернативы) развития [1]:
- пессимистичный, когда происходит ухудшение социально-экономического положения и качества жизни населения;
- реалистичный, строящийся на основе стабилизации социально-экономического положения и качества жизни населения;
- оптимистичный, когда наблюдается улучшение социально-экономического положения и качества жизни населения.
При разработке этих вариантов за основу принимаются сложившееся за ряд последних лет положение региона и экономическая тенденция по результатам PEST, SWOT-анализов. В стратегическом менеджменте известно более 20 типовых стратегий, применяемых в зависимости от состояния национальной экономики, стадии жизненного цикла товара, конкурентной позиции и вариантов развития. А.П. Егоршин для стратегии развития региона предлагает рассматривать 15 типовых стратегий, которые могут использоваться для региона в целом, крупных макроподсистем и отраслей экономики. Рекомендуемые типовые стратегии разбиты по трем вариантам развития региона [1].
1. Пессимистичный, когда имеет место сложное экономическое состояние региона, наличие ресурсов и доходы бюджета не позволяют вести расширенное производство, и главная цель заключается в недопущении спада и стагнации отраслей экономики. В этом варианте целесообразно применять стратегии «тушения пожара», «отступления», «партизанской войны», «сокращения» и «ликвидации».
2. Реалистичный вариант наиболее целесообразен для положения, когда регион находится в стадии зрелости, на вторых или третьих ролях в России («пантера») и, несмотря на кризисное состояние экономики, удерживает свои позиции на достигнутом уровне, обеспечивая необходимый уровень жизни населения. Для этого следует применять стратегии «фокусирования», «дифференциации», «сбора урожая», «ответного удара», «обороны и укрепления».
3. Оптимистичный, когда доходы бюджета и наличные ресурсы, твердое социально-экономическое положение региона и высокий уровень жизни населения позволяют осуществлять расширенное воспроизводство и проводить агрессивную маркетинговую политику, сохранять лидирующее положение в отдельных отраслях экономики.
Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона рассматривается в двух аспектах.
С точки зрения целевого аспекта, стратегическое управление социальноэкономическим развитием региона - это деятельность по разработке и реализации миссии, важнейших целей и способов хозяйственного развития, роста уровня и качества жизни населения территориального образования путем прогрессивного изменения потенциала и структуры региона в соответствии с изменениями внешней среды.
С точки зрения реализационного аспекта, стратегическое управление развитием региона - это деятельность по целенаправленному изменению условий воспроизводства экономических и социальных процессов жизнеобеспечения в регионе в соответствии с его миссией и целями в изменяющейся внешней среде.
Таким образом, стратегия экономического развития региона - это система долговременных, наиболее важных целевых установок и мер в отношении уровня и качества жизни населения, производства и других отраслей народного хозяйства, формирующих валовой региональный продукт (ВРП) и его структуру, доходов и расходов, бюджета, налогов, инвестиций, цен и других элементов, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Под стратегическим управлением понимается такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как на основу жизнедеятельности региона, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит современные изменения в системе, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность субъекту выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Стратегическое управление, по мнению С.В. Кирпича, - это управленческая деятельность, направленная на достижение поставленных целей в условиях нестабильной, конкурентной, рыночной среды, включающая анализ состояния региона, стратегическое планирование и реализацию выбранной стратегии [7].
А.П. Егоршин раскрывает сущность стратегического управления через совокупность основных категорий стратегического управления, к которым относит [1]:
1. Разделы стратегического менеджмента, которые включают основные теоретические составляющие стратегического управления: основы стратегического менеджмента, стратегическое планирование и управление реализацией стратегии.
2. Методология исследования - совокупность общих и специальных методов исследования, применяемых в стратегическом менеджменте: системный анализ, PEST- и sWOT-анализы, целевое управление и др.
3. Этапы стратегического управления - это составные элементы процесса исследования, разработки и реализации стратегии, начиная с диагностического анализа, формирования разделов стратегического плана по макроподсистемам и завершая управлением изменениями в регионе.
4. Макроподсистемы - это крупные составные части региона, объединяющие взаимосвязанные отрасли экономики.
5. Стадии жизненного цикла региона отражают основные этапы развития организации: зарождение, рост, зрелость и упадок.
6. Виды стратегий развития - виды обобщающих моделей поведения организации на ближайшую перспективу. В теории стратегического управления известно более 20 типовых стратегий.
7. Положение на национальном рынке - позиции региона.
Механизм стратегического управления (стратегия как процесс) представляет собой систему документов по стратегическому управлению, рассматриваемую в совокупности с организационными структурами и процедурами, задающими определенные постоянно воспроизводимые схемы разработки, обсуждения и пропаганды стратегии социально-экономического объекта и обеспечивающими реализацию стратегических целей и задач.
Содержание понятия «стратегия» и «стратегическое управление» тесно связано с другой также сравнительно молодой категорией «стратегическое планирование».
Первоначально стратегическое планирование было разработано в рамках теории управления фирмой, но постепенно перенеслось на уровень управления городами и регионами.
Ряд зарубежных ученых (С. Гошал, Дж. Лэмпел, Г. Минцберг и др.) планирование понимают как одну из альтернативных концепций «в общем семействе школ стратегий», как одно из пяти толкований понятия «стратегия»: «Стратегия есть план, некий вид сознательно и намеренно разработанной последовательности действий, путеводная линия (или ряд линий), которой придерживаются в конкретной ситуации» [3].
В России стратегическое планирование начало формироваться с конца 1990-х гг. В результате сформировалось множество понятий стратегического планирования. Его можно рассматривать как самостоятельное определение региональным и местным сообществом стратегических целей и направлений устойчивого социально-экономического развития в динамичной конкурентной среде.
Стратегическое планирование - это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей и критериев управления, анализа про-
блем и среды определения стратегических идей и конкурентных преимуществ, выбора сценариев и базовых стратегий развития, прогнозирования социально-экономического развития.
В современной научной литературе нет существенных разночтений в определении этапов стратегического планирования регионального развития. Их базовый состав включает: анализ внешней и внутренней среды региона; определение миссии и разработку целей развития; разработку стратегических альтернатив; выбор стратегий достижения поставленных целей.
Таким образом, стратегия экономического развития региона - это система долговременных, наиболее важных целевых установок и мер в отношении уровня и качества жизни населения, производства и других отраслей народного хозяйства, формирующих валовой региональный продукт (ВРП) и его структуру, доходов и расходов, бюджета, налогов, инвестиций, цен и других элементов, обеспечивающих достижение поставленных целей регионального управления.
Рассмотренные элементы обязательно должны быть проанализированы при разработке стратегии с учетом факторов, определяющих выбор стратегии.
В общем виде стратегическое управление можно трактовать как управление, опирающееся на человеческий потенциал как на основу жизнедеятельности региона, ориентирующее производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирующее и проводящее современные изменения в системе, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность субъекту выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей. С целью различения понятий «стратегия» и «стратегическое управление» со «стратегическим планированием» можно отметить, что стратегическое планирование - это процесс разработки стратегического плана посредством формулирования целей и критериев управления, анализа проблем и среды определения стратегических идей и конкурентных преимуществ, выбора сценариев и базовых стратегий развития, прогнозирования социально-экономического развития.
Частью, направлением стратегического управления является инновационное управление - при котором инновации рассматриваются как объективное условие его существования и роста, средство достижения поставленных целей и использования рыночных возможностей, приобретения черт и ассоциирования предприятия как организации инновационного типа, увеличения экономической и социальной эффективности, выявления и изучения скрытых потребностей потребителей, достижения конкурентных преимуществ, применения специфических инструментов управления, формирования инновационной культуры, базирующейся на рассмотрении знаний как формы ценностей организации региона, развитии и поддержке обучения, самообучения, новых способах организации взаимоотношений между членами коллектива в процессе деятельности.
Управление инновациями должно иметь первостепенное значение, не ограничиваться технологическими и продуктовыми инновациями, учитывать важность организационных нововведений, возможность инновации самой стратегии, так как в условиях роста конкуренции одна и та же цель может иметь несколько вариантов достижения. Модель системы стратегического инновационного менеджмента должна базироваться на принципах как стратегического менеджмента, так и специфики инновационного процесса.
Преимуществом сформированного подхода является возможность его применения не только на уровне отдельного хозяйствующего субъекта, но и на уровне региона, государства.
Представляется, что стратегическое управление регионом как социально-экономической системой позволит повысить его конкурентоспособность.
Литература
1. Егоршин А.П. Управление социально-экономической системой: монография / под ред. А.П. Егошина, В.А. Кожина. Н. Новгород: Нижегород. ин-т менеджмента и бизнеса, 2009. 288 с.
2. Лившиц А.Я., Новиков А.В., Смирнягин Л.В. Региональная стратегия // Регион: экономика и социология. 1994. № 3. С. 19-26.
3. Минцберг Г., Куинн Дж.Б, Гошал С. Стратегический процесс: пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. 346 с.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М.: АЗЪ, 1995. 955 с.
5. Регион в новой парадигме пространственной организации России / под общ. ред.
A.И. Татаркина; РАН УрО, Ин-т экономики. М.: Экономика, 2007. 456 с.
6. Региональная экономика: учеб. пособие для вузов / Н.И. Синдяшкин, Е.Н. Синдяшкина,
B.А. Рыльский и др.; под ред. М.В. Степанова. М.: ИНфРа-М, 2000. 462 с.
7. Управление социальными и экономическими системами: учеб.-метод. пособие для магистрантов / сост.: С.В. Кирпич, И.М. Жарский, Н.Г. Синяк и др.; под ред. С.В. Кирпича. Минск: БГТУ, 2011. 276 с.
8. Шеховцева Л. С. Концептуальные основы стратегического управления развитием региона // Вестник МГТУ. 2006. Т. 9, № 4. С. 690-693.
ФЕДОРОВА ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА. См. с. 449.
ИЛЬИНА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА. См. с. 369.
УДК 338.43
Н.В. ФЕДОРОВА
КОМПЛЕКСНАЯ СТОИМОСТНАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА И УЧАСТВУЮЩИХ И НЕ УЧАСТВУЮЩИХ В НЕМ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Ключевые слова: функционально-целевое назначение природных ресурсов, баланс формирования и потребления гумуса и питательных веществ, диапазон биологической продуктивности сельхозкультур, подходы к стоимостной оценке природных ресурсов.
Обоснована авторская трактовка комплексной стоимостной оценки земледельческого производства и участвующих и не участвующих в нем природных ресурсов исходя из предложенной классификации природных ресурсов по их функционально-целевому назначению в системах земледелия. Раскрыт экологический механизм совместного применения нормативно-балансового метода формирования и потребления гумуса и питательных веществ, агроэкологического районирования территории и выделения агроландшафтов на местности как базы для определения такой стоимостной оценки.
N.V. FEDOROVA
COMPLEX VALUE APPRECIATION OF AGRICULTURAL PRODUCTION AND PARTICIPANT AND NON-PARTICIPANT NATURAL RESOURCES
Key words: functional and a special purpose means of natural resources, forming and using balance of humus and nutritions substances, a range of farm crop biological productivity, the methods of approach to value appreciation of natural resources.
The author’s complex value appreciation interpretation of agricultural production and participant and non-participant natural resources according to the functional and special purpose means in the farm system is substantiated in this work. Ecological mechanism of joint normative - balance using method in humus and nutritions substances forming, agroecological distriets division and agrolandscape sharing in the conntry as a base for value appreciation determination is discovered here.
Лежащая в основе комплексной стоимостной оценки земледельческого производства и участвующих и не участвующих в нём природных ресурсов классификация последних по их функционально-целевому назначению в земледельческом производстве и агроэкосистемах позволяет четко увязать подходы, критерии, принципы и методы стоимостных оценок природных ресурсов с экологическими адресами их применения.