на внутрироссииском рынке и его замыканию на самом себе.
Подводя итоги, хочется отметить, что сегодня, в условиях усиления геополитической нестабильности, обострения глобальной конкуренции, угрозы ужесточения западных санкций, экстраординарных событий на валютном рынке и неопределённости макроэкономических перспектив многие российские компании продолжают стремиться к улучшению финансового положения и увеличению своих масштабов посредством слияний и поглощений. Главное преимущество такого развития бизнеса заключается в том, что сделки M&A открывают возможности на основе сложного синергетического эффекта в короткий срок решать различные тактические и стратегические задачи.
Библиографический список
1. Варвус, С. А. Роль процессов слияний и поглощений в российской экономике / С. А. Варвус, А. М. Клименкова // Science Time. - 2014. - № 7. - С. 49.
2. Хасаншина, Н. Б. Основные этапы и особенности развития российского рынка M&A / Н. Б. Хасаншина // Современная конкуренция. - 2012. - № 1. - С. 24.
3. Российский рынок слияний и поглощений в 2011 году показал впечатляющий рост. Информационное агентство AK&M [Электронный ресурс]. — Режим обращения : http:// www.akm.ru/rus/ma/stat/2011/12.htm (дата обращения: 04.12.2014).
4. Российский рынок M&A в 2012 году потерял 30% стоимости. Информационное агентство AK&M [Электронный ресурс]. - Режим обращения : http://www.akm.ru/rus/ma/stat/ 2012/12.htm (дата обращения: 05.12.2014).
5. Объем российского рынка M&A в 2013 году удвоился. Информационное агентство AK&M [Электронный ресурс]. —
Режим обращения : http://www.akm.ru/rus/ma/stat/2013/12.htm (дата обращения: 09.12.2014).
6. Отраслевая сегментация M&A-активности в 2010 году [Электронный ресурс]. — Режим обращения : http:// rating.rbc.ru/graphs/full.shtml?2011/01/31/33143698 (дата обращения: 09.12.2014).
7. Отраслевая сегментация российского рынка слияний и поглощений в 2011 году [Электронный ресурс]. — Режим обращения : http://rating.rbc.ru/graphs/full.shtml?2012/02/16/ 33565550 (дата обращения: 10.12.2014).
8. Рейтинг: ТОП-30 сделок M&A 2012 года. Информационное агентство AK&M [Электронный ресурс]. — Режим обращения : http://www.akm.ru/rus/ma/ratings/2012.htm (дата обращения: 09.12.2014).
9. Рейтинг: ТОП-30 сделок M&A 2013 года. Информационное агентство AK&M [Электронный ресурс]. — Режим обращения : http://www.akm.ru/rus/ma/ratings/2013.htm дата обращения: 18.12.2014).
10. Объем российского рынка M&A в I полугодии 2014 года составил $32,585 млрд Информационное агентство AK&M [Электронный ресурс]. — Режим обращения : http://www.akm. ru/rus/ma/stat/2014/06.htm (дата обращения: 18.12.2014).
11. Российский рынок M&A переживает самую серьезную трансформацию за посткризисный период. Информационное агентство AK&M [Электронный ресурс]. — Режим обращения : http://www.akm.ru/rus/ma/stat/2014/09.htm (дата обращения: 18.12.2014).
ХАСАНШИНА Наталья Борисовна, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры экономики и финансов.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.12.2014 г. © Н. Б. Хасаншина
УДК 331 Н. В. КОСИНОВА
О. К. КОМАРОВ
Омский государственный технический университет
Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются проблемы системы управления охраной труда учреждений высшего профессионального образования, профессиональной подготовки специалистов данного направления и предложены пути их решения.
Ключевые слова: система управления охраной труда, финансирование мероприятий по охране труда, профессиональное образование.
В сфере развития трудовых отношений основной задачей является создание экономических и социальных условий для повышения результативности труда. При этом охрана труда является определяющим компонентом обеспечения качества трудовой жизни персонала организаций. В условиях экономического
кризиса, когда возникает необходимость снижения издержек предприятий и организаций, основные резервы связывают с охраной труда. Сокращение средств на улучшение условий туда, медосмотры и приобретение спецодежды приводит к росту травматизма, профзаболеваний, снижению производи-
тельности труда в условиях, не отвечающих требованиям санитарных норм и правил по охране труда, увеличению непроизводительных затрат по причине сокращения фонда рабочего времени за счет неявки персонала на работу из-за травм и профзаболеваний, возникновения и длительности общих заболеваний, предоставления компенсаций в виде сокращенного рабочего дня и дополнительного отпуска; за счет увеличения затрат на обучение специалистов в связи с текучестью кадров и предоставлением компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, ущерба от повреждения оборудования и остановки производства в результате несчастного случая или использования персонала низкой квалификации, затрат связанных с восстановлением безопасности на месте происшествия. Работодатели не всегда понимают, что охрана труда — это не «пассив», а «актив» и средства, вложенные в улучшение условий труда, являются долгосрочными инвестициями в здоровье работников.
Высшие учебные заведения не являются исключением. Работу вузов в области охраны труда можно представить в виде двух направлений:
— формирование и развитие системы управления охраной труда;
— обеспечение учебного процесса в области охраны труда у студентов.
В ходе оптимизации численности сотрудников, в отдельных случаях в организациях упраздняются службы охраны труда, существует практика распределения функций данной службы между различными подразделениями. При таком подходе уже после двух лет эксперимента очевидна необходимость системного подхода к решению вопросов охраны труда сотрудников и обучающихся, поэтому вновь создается служба охраны труда, но система уже разрушена и потребуются годы на ее восстановление. Примером могут служить учебные заведения Омской области. Практика показывает, что эффективную систему управления охраной труда в организации при поддержке работодателя можно создать за три года, но чтобы разрушить достаточно одного года. Профилактическая работа по охране труда это ежедневный труд при достаточно низкой динамике решения вопросов в учреждениях образования, при этом внедрение «Системы менеджмента качества в сфере охраны труда» не встречает понимания у руководителей подразделений. Составной частью системы управления охраной труда в организации, является комиссия по охране труда, созданная на паритетной основе с участием работников и представителей работодателя. Ее работа строится на принципах социального партнерства. Комиссия в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, генеральным, региональным, отраслевым (межотраслевым), территориальным соглашениями, коллективным договором (соглашением по охране труда), локальными нормативными актами [1]. Она призвана оказывать содействие службе охраны труда в реализации ряда важнейших вопросов, в том числе по финансированию мероприятий, направленных на улучшение условий труда, но комиссии, как правило, создаются формально. Профсоюзы не проявляют настойчивости в организации работы института уполномоченных по охране труда, которые, находясь внутри коллектива, могут осуществлять контроль за условиями труда и содействовать оперативному устранению, выявленных несоответствий, поэтому социально-трудовые отношения
в сфере охраны труда нуждается в дальнейшем развитии и регулировании. Организация общественного контроля за созданием здоровых и безопасных условий труда позволяет работодателю оптимизировать нормативную численность специалистов по охране труда.
Результат ощутим, если работодатель нацеливает коллектив на активную работу в сфере охраны труда, определены должностные обязанности в данной сфере руководителей всех уровней, но состояние системы управления охраной труда не влияет на рейтинг учреждении образования, это не позволяет вопросам охраны труда занимать приоритетные позиции. Пунктом 7.2.2 Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки РФ на 2015 — 2017 годы (зарегистрировано в Роструде 27.01.15 года, регистрационный №1/15-17), регламентировано выделение средств на выполнение мероприятий по охране труда, в том числе на проведение специальной оценки условий труда, обучение по охране труда, медицинские осмотры работников в размере не менее 2 % от фонда оплаты труда и не менее 0,7 % от суммы эксплуатационных расходов на содержание образовательной организации, но в Трудовом кодексе РФ записано, что финансирование осуществляется в размере не менее 0,2 % от суммы затрат на оказание услуг [2]. Объем средств, выделяемый на решение вопросов охраны труда в соответствии с отраслевым соглашением, недостаточен даже для выполнения обязательных мероприятий. Только на периодические и предварительные медицинские осмотры учреждению с численностью 2000 человек ежегодно необходимо более 4 млн рублей и около 800 тысяч рублей на специальную оценку условий труда. Таким образом, учебные заведения высшего профессионального образования находятся в непростой ситуации, после вступления в силу изменений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и значительном увеличении штрафных санкций за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах. Не первый год финансирование затрат на поведение медицинских осмотров сотрудников образовательных учреждений Омской области осуществляется из регионального бюджета. Целевое выделение средств на выполнение мероприятий по охране труда учреждениям высшего профессионального образования, находящимся в ведении Министерства образования и науки РФ, облегчило бы ситуацию.
Охрана труда в учреждениях образования включает в себя мероприятия по созданию безопасных условий обучения. Вектор инновационного развития вузов предполагает вовлечение студентов в процесс производства, что способствует приобретению профессиональных навыков и формированию представления о безопасности труда, поэтому условия труда в мастерских, лабораториях, научных и инновационных центрах должны отвечать требованиям охраны труда и санитарных норм, а это вызывает необходимость привлечения значительных финансовых средств. Очень важно в стенах учебного заведения сформировать у будущих руководителей вдумчивое отношение к вопросам охраны труда, функционированию отдельных звеньев ее системы управления, понимание ценности человеческой жизни и ответственности за нее, внимательного отношения к вопросам личной безопасности.
Сегодня совершенствование системы управления охраной труда связывают, в первую очередь, с повы-
шением квалификационного уровня специалистов по охране труда. Разработан и введен в действие профессиональный стандарт, согласно которому базовым является направление «Техносферная безопасность». Оно включает несколько профилей, в том числе «защита в чрезвычайных ситуациях» и «инженерная защита окружающей среды». Их выпускники не имеют необходимых знаний для внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, поэтому нуждаются в профессиональной переподготовке, как специалисты других направлений. Для подготовки профессионалов, способных освоиться в любой отрасли, следует в направление «Техносферная безопасность» ввести новый профиль «управление охраной труда».
Руководителями учреждений и подразделений являются вчерашние выпускники высших учебных заведений, не все из которых в процессе обучения в полной мере осознали необходимость создания в организации соответствующего уровня культуры охраны труда и важность глубокого изучения данных вопросов для обеспечения эффективной работы системы управления охраной труда. Поэтому велика роль кафедр «Безопасности жизнедеятельности» в совершенствовании подходов к подготовке будущих руководителей и специалистов данной сферы. Выходя из стен учебного заведения, они должны понимать, что нет отраслей народного хозяйства и производств, где данные вопросы потеряли свою актуальность. Выпускники должны владеть базовыми вопросами охраны труда и отраслевыми требованиями, в рамках выбранной ими специальности. Порой у студентов еще в стенах вуза формируется мнение, что их будущая профессия не связана с данным направлением и изучение вопросов охраны труда лишь бесполезная трата времени. Объем, полученных знаний, должен не только расширить кругозор обучающихся, но и обеспечить понимание будущих руководителей, бизнесменов ответственности за жизнь и здоровье своих работников, способствовать быстрой адаптации выпускников в трудовых коллективах и успешному карьерному росту. Опыт крупнейших мировых компаний показывает, что охрану труда высшие руководители считают одним из главных приоритетов. Так, из десяти показателей деятельности предприятия охрану труда и здоровья своих работников они ставят на второе место, сразу после квалификации и компетентности персонала. Охрана труда — ключевой институт социальной политики современного общества, поскольку сохранение жизни и здоровья работающего человека является приоритетным для любого вида экономической деятельности. Социальный эффект от повышения качества подготовки студентов по
охране труда может быть выражен в снижении уровня травматизма и профессиональных заболеваний, улучшении демографической ситуации в стране за счет снижения смертности среди пострадавших от несчастных случаев на производстве.
Для успешной работы системы управления охраной труда (СУОТ) в организациях высшего профессионального образования необходимо целевое выделение средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда. Важным является конкретизация программ по охране труда для всех обучающихся. Выпускники направления «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности должны владеть алгоритмом формирования действенной и эффективной СУОТ в организации, это позволит им легко освоиться в любой отрасли. Учебные программы по охране труда на всех уровнях образования должны учитывать отраслевые особенности и включать характерные для данного вида экономической деятельности правила по охране труда. Для закрепления полученных в учебном заведении теоретических знаний неотъемлемой частью производственной практики должно стать изучение системы управления охраной труда предприятия. Именно образование способно стать катализатором и инструментом формирования СУОТ на всех уровнях экономической деятельности и обеспечить реализацию государственной политики в сфере охраны труда.
Библиографический список
1. Об утверждении типового положения о комитете (комиссии) по охране труда : приказ Минтруда и соцзащиты РФ [от 24 июня 2014 года, № 412н] [ Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
2. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации : [Текст]. — М. : Эксмо, 2014. — 303 с.
КОСИНОВА Наталья Владимировна, руководитель службы охраны труда Омского государственного технического университета.
КОМАРОВ Олег Константинович, доктор экономических наук, профессор (Россия), профессор кафедры экономики и таможенного дела Поволжского института управления им. П. А. Столыпина, филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.03.2015 г. © Н. В. Косинова, О. К. Комаров
Книжная полка
Деньги, кредит, банки и денежно-кредитная система: тесты, задания, кейсы : учеб. пособие для студентов по направлению «Экономика» / Финансовый ун-т при Правительстве РФ ; под ред. М. А. Абрамовой, Л. С. Александровой. - М. : КНОРУС, 2014. - 310 c. - ISBN 978-5406-02901-5.
Представлен богатый методический и практический материал по дисциплинам «Деньги. Кредит. Банки» и «Денежно-кредитная система» как для самостоятельной работы студентов, так и для проведения промежуточной или итоговой аттестации, семинарских занятий в форме дискуссий или защиты кейсов по актуальным вопросам денег, кредита, банков, кредитной и банковской систем. Соответствует требованиям ФГОС ВПО третьего поколения. Для студентов, преподавателей вузов, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами денег, кредита, банков.