Научная статья на тему 'Аспекты разработки конкурентной стратегии на предприятии ОАО «Красноярский хлеб»'

Аспекты разработки конкурентной стратегии на предприятии ОАО «Красноярский хлеб» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
457
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Холкина Я. С., Богомолов В. А.

Рассматривается понятие конкурентной стратегии предприятия, подходы к ведению конкурентной борьбы. Конкурентные стратегии для разных ситуаций. Общая методика разработки конкурентной стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспекты разработки конкурентной стратегии на предприятии ОАО «Красноярский хлеб»»

Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»

Управление маркетингом на предприятии является большой частью руководящей работы. Оно состоит из двух важных элементов: планирования и организации маркетинговой деятельности. Процесс управления маркетингом на предприятии является непрерывным и представляет собой наблюдение за всеми изменениями внешней среды, функционирования системы маркетинга и выявления отклонений между фактическими и запланированными результатами маркетинговой деятельности [1].

Управление маркетингом на предприятии нацелено обеспечить максимально эффективное использование материальных, финансовых и прочих ресурсов.

Управление маркетингом на предприятии состоит из четырех этапов.

Первый этап - необходим анализ рыночных возможностей, который нужно начинать строго, что установить долю предприятия на товарном рынке.

Второй этап - следует выбрать целевой рынок. Такое название имеет наиболее выгодная для конкретного предприятия группа рыночных сегментов или же только один сегмент. И деятельность предприятия направлена именно на них. Прежде чем выбирать целевой рынок, необходимо изучить потребителей и сегментацию рынка. Сегментацией называется разделение рынка на группы покупателей, которые характеризуются одинаковой реакцией на товар и маркетинговые усилия. Процесс выбора целевого рынка завершается тем, что называется позиционирование товара. Имеется в виду, что формируется идеальный образ товара, а также ему обеспечивается желательное место не только на рынке, а также и в сознании целевых потребителей [2].

Третий этап - разрабатывается комплекс маркетинга, представляющий собой совокупность параметров, которые управляются предприятием и используются, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности целевого рынка. Комплекс маркетинга состоит из таких параметров, как товар, его цена, сбыт, его продвижение на рынок.

Четвертый этап - планирование и контроль. Планированием называется процесс, во время которого

ставятся цели, устанавливаются стратегии и четкие пути их реализации. Оно делится на тактическое и стратегическое. Контроль же нужен для того, чтобы оценивать уровень выполнения планов.

Управление маркетингом на предприятии происходит в условиях разных маркетинговых структур -составной части всей организационной структуры любого предприятия, представляющей собой совокупность служб предприятия, а также органических связей, существующих между ними, не только по горизонтали, но и по вертикали, то есть от начальника до исполнителя.

Для наиболее эффективного управления маркетингом решающее значение имеет именно маркетинговая структура. В данный момент она не имеет универсальной схемы. Отделы маркетинга создаются на разных основах.

Таким образом, система маркетинга на предприятии подвержена воздействию огромного количества разнообразных факторов. Маркетинговые цели всегда направлены на то, чтобы превратить потребности покупателей в прибыль (доходы) предприятия и достичь конкретных результатов на определенных рынках. Направление и характер целей предприятия изменяется под влиянием быстрых темпов научно-технического прогресса, быстрого изменения спроса потребителей, усложнения производства и роста его масштабов и прочих факторов. Именно поэтому маркетинговые структуры должны быть приспосабливаемыми и гибкими. Но это возможно, только если они смогут изменять собственные организационные формы в процессе изменения маркетинговой стратегии.

Библиографический список:

1. Гвишиани Д. М. Организация управления. М. : Наука, 2003.

2. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учебник ; под ред. проф. В. А. Алексунина. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Дашков и К°, 2003.

© Холкина Я. С., 2012

УДК 339.133.024

Я. С. Холкина Научный руководитель - В. А. Богомолов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва, Красноярск

АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

ОАО «КРАСНОЯРСКИЙ ХЛЕБ»

Рассматривается понятие конкурентной стратегии предприятия, подходы к ведению конкурентной борьбы. Конкурентные стратегии для разных ситуаций. Общая методика разработки конкурентной стратегии.

Стратегия конкурентной борьбы, или конкурентная стратегия, - это стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли [3]. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли.

Компания обладает конкурентным преимуществом, если ее позиция характеризуется более выгодным положением относительно соперников в конкурентной борьбе и привлечением покупателей. Существует множество различных конкурентных преимуществ: преимущество товаров более высокого качества, предоставление покупателям более широкого круга услуг,

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

сбыт товаров по относительно низким ценам, более выгодное географическое положение, производство товаров, не имеющих равноценных аналогов, производство более надежных и долговечных продуктов, предоставление большего объема услуг в расчете на одну покупку (комбинация высокого качества, хорошего сервиса и умеренной цены). Какую бы стратегию не избрала компания, если она стремится добиться конкурентного преимущества, то должна привлечь внимание потребителей к своей продукции, предоставляя большую «ценность», чем того ожидает покупатель.

Стратегия конкуренции представляет собой набор специфических шагов и подходов, которые фирма предпринимает или собирается предпринять с целью ведения успешной конкурентной борьбы в данной отрасли. В зависимости от сложившейся ситуации, стратегия может носить преимущественно оборонительный или преимущественно наступательный характер.

Компании всего мира имеют на вооружении поистине фантастически проработанные все мыслимые и немыслимые способы завоевания рыночного преимущества. В этом смысле, существует столько стратегий конкуренции, сколько конкурирующих фирм. Однако, отбрасывая все нюансы, можно выделить три основных стратегических подхода к ведению конкурентной борьбы [1]:

1. Стремление иметь самые низкие в отрасли издержки производства (стратегия руководящей роли в области издержек производства).

2. Поиск путей дифференциации производимой продукции от продукции конкурентов (стратегия дифференциации).

3. Фокусирование на узкой части, а не на всем рынке (стратегия фокуса, или ниши).

Выбор компанией конкурентной стратегии определяется взаимодействием трех факторов [2]:

1. Конкурентной позицией фирмы (является ли она лидером рынка, претендентом на лидерство, последователем или обитателем ниши).

2. Стратегической задачей (стремится ли фирма доминировать на рынке или рассчитывает занять удобную прибыльную нишу).

3. Рыночной ситуацией (находится ли фирма на раннем этапе роста или в фазе поздней зрелости).

Конкурентные стратегии это важная и неотъемлемая часть современных рыночных отношений. Фирма или предприятие выстраивает свою конкурентную стратегию исходя из занимаемой позиции на рынке, т.е. является ли она лидером рынка, претендентом на лидерство, последователем либо обитателем ниши. Также компания проводит анализ своих конкурентов и оценивает свои возможности, и лишь затем выбирает подходящую для себя конкурентную стратегию.

Рынок хлеба слегка отличается от рынка других потребительских товаров, т.к. является продуктом повседневного спроса, так же можно назвать его продуктом первой необходимости. Рынок хлеба регулируется государством, если быть точнее, то государство скорее регулирует цены на хлеб. Так УФАС постоянно наблюдает за деятельностью предприятий: в 2008 году, ОАО «Красноярский хлеб» поднял цены на хлеб без ведома государства (ОАО «Красноярский

хлеб» тогда являлся монополистом на рынке и как утверждает УФАС его доля на рынке составляла 70%), после недолго разбирательства цены на хлеб были снижены и пока «Красноярский хлеб» являлся монополистом не повышались.

Так же о хлебе можно сказать, что спрос на данный продукт обладает низкой эластичностью, т.е. сколько цены не повышай хлеб спрос останется неизменным. Но может снизиться спрос именно на продукцию данного предприятия, поэтому конкуренты чаще все договариваются и повышают цены вместе, хотя это тщательно скрывается от государства.

Главными производителями хлеба в г. Красноярске являются ОАО «Красноярский хлеб», ООО «ДиХ-леб» (Дивногорский хлебозавод), ОАО «Каравай», Командор (собственное производство), О'кей (собственное производство). Лидирующие позиции занимает ОАО «Красноярский хлеб», его доля составляет 23 % от общего объема реализации хлеба.

Для предприятия ОАО «Красноярский хлеб» можно порекомендовать общую методику разработки конкурентной стратегии, состоящую из следующих шагов (этапов):

1. Формулирование проблем предприятия.

2. Предварительная гипотеза о дальнейшем развитии.

3. Анализ внешней среды предприятия:

• Анализ информации о рыночных тенденциях.

• Анализ информации о конкурентах.

4. Анализ внутреннего состояния компании.

5. Окончательная формулировка проблем, подлежащих разрешению.

6. Изучение теоретических основ.

7. Выводы из анализа изучения теоретической литературы.

8. Проведение частных маркетинговых исследований.

9. Анализ итогов маркетинговых исследований. Окончательная формулировка конкурентной стратегии.

10. Составление подробного плана реализации конкурентной стратегии.

11. Определение мотивационной составляющей участников реализации конкурентной стратегии.

12. Реализация утвержденного плана изменений.

13. Подведение итогов проделанной работы.

Для каждого сегмента характерно оригинальное поведение потребителей, а, значит, собственная конкурентная стратегия, которую наилучшим образом может реализовать предприятие на этом сегменте. Понятно, что, сколько ситуаций на рынке, столько может быть и типов стратегий фирм, работающих на этом рынке.

Библиографические ссылки

1. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М. : Центр экономики и маркетинга, 2007.

2. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. 4-е изд. М. : Аль-пина Паблишерз, 2011.

3. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М. : Альпина Бизнес Букс, 2005.

© Холкина Я. С., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.