DOI 10.47576/2949-1878_2023_12_126 УДК 343
АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИФИЧНЫХ УСЛОВИЯХ
Теуважуков Аслан Хасанович,
преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Нальчик, Россия, [email protected]
Курманова Марина Келлетовна,
кандидат биологических наук, доцент кафедры механизации сельского хозяйства, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова, Нальчик, Россия
В статье анализируются аспекты психологической готовности сотрудников правоохранительных органов к деятельности в специфичных условиях. Отмечается, что формирование повышенной персональной угрозы безопасности личного состава как аспект специфичных условий несения службы напрямую воздействует на эффективность и точность выполнения профессиональных задач. Психологическая готовность может быть охарактеризована как система психологических и психофизических аспектов, свойств и качеств конкретного субъекта, от которых зависит его надежность, продуктивность и эффективность реализуемой деятельности. Для минимизации угроз представителям органов внутренних дел требуется постоянно адаптироваться к меняющейся обстановке, получать и усваивать новые знания, причем делать это быстро. Это позволяет не попадать под влияние отрицательного потока информации, сохранять способность ускоренного и правильного принятия решений, а также обеспечивать самостоятельное регулирование своих действий на фоне стрессов. Процесс психологической подготовки должен базироваться на научных достижениях и учитывать базовые и вспомогательные критерии системного подхода, в него обязаны входить методики и способы направленного психофизического влияния на личностные качества будущего сотрудника, чтобы сформировать у него психологическую готовность и поддерживать ее на должном уровне.
Ключевые слова: психологическая готовность; повышенный риск; персональная угроза; психоэмоциональная реакция; нервно-психологическая нестабильность; нервное напряжение; психологическое напряжение.
UDC 343
ASPECTS OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS TO WORK IN SPECIFIC CONDITIONS
Teuvazhukov Aslan Kh.,
Teacher of the Department of Fire Training, North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, [email protected]
Kurmanova Marina K.,
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Agricultural Mechanization, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov, Nalchik, Russia
The article analyzes aspects of psychological readiness of law enforcement officers to work in specific conditions. It is noted that the formation of an increased personal threat to the security of personnel as an aspect of specific conditions of service directly affects the effectiveness and accuracy of professional tasks. Psychological readiness can be characterized as a system of psychological and psychophysical aspects, properties and qualities of a particular subject, on which its reliability, productivity and effectiveness of
implemented activities depend. To minimize threats, representatives of the internal affairs bodies need to constantly adapt to the changing environment, receive and assimilate new knowledge, and do it quickly. This allows you not to fall under the influence of a negative flow of information, to maintain the ability to accelerate and correct decision-making, as well as to ensure independent regulation of your actions against the background of stress. The process of psychological training should be based on scientific achievements and take into account the basic and auxiliary criteria of a systematic approach, it must include methods and methods of directed psychophysical influence on the personal qualities of a future employee in order to form his psychological readiness and maintain it at the proper level.
Keywords: psychological readiness; increased risk; personal threat; psychoemotional reaction; neuropsychological instability; nervous tension; psychological tension.
На фоне реализации ключевых задач в зоне СВО, к которым привлечены не только служащие армии ВС РФ, но и представители иных силовых формирований, возрастает актуальность изучения проблематики психологической готовности сотрудников органов внутренних дел (ОВД) к последующим действиям на фоне специфичных условий. Важность данного вопроса выражена в том, что обозначенный фактор выступает одним из ключевых аспектов обеспечения должного уровня надежности и продуктивности выполнения этого класса задач в силу того, что их реализация сопровождается повышенными нагрузками психологического и эмоционального характера. Это наиболее ярко выражено у представителей офицерского состава, которые вынуждены постоянно сталкиваться с потребностью несения личной ответственности за принятие тех или иных решений, работать с весьма сложными задачами, а сама интенсивность их деятельности характеризуется как повышенная. Более того, в спектр действий входят разнородные по типу и структуре процессы, а объем и сложность обрабатываемой информации выше по сравнению с гражданскими аналогами.
Требуется сделать акцент на том, что в рамках проведения СВО профессиональные действия сотрудников органов внутренних дел сопряжены с повышенным риском для здоровья и жизни, поскольку их деятельность осуществляется в прямом контакте с зоной противоборства с противником, в котором используются различные формы и виды вооружения. Это позволяет обозначить службу как протекающую в экстремальных условиях.
Формирование повышенной персональной угрозы безопасности личного состава как аспект специфичных условий несения службы напрямую воздействует на эффективность и точность выполнения профессиональных задач, в том числе через призму
НАУЧНО-ПРАКТИ
психологии. Ключевое значение в подборе и создании элементов психологической готовности сотрудников органов внутренних дел имеет профессиональный вектор процесса обучения, что сопряжено с конкретными особенностями самой профессиональной деятельности, в которой на эффективность влияет качество работы преподавательского состава. Преподаватель обязан в процессе образовательного процесса формировать условия, в которых у сотрудников создаются нужные психоэмоциональные реакции на воссоздаваемую реальную обстановку. Достижение этой цели возможно несколькими методами [1; 2; 4]:
1. Приближенность имитируемых условий и ситуаций к реальным аналогам путем моделирующей схемы обучения.
2. Приближение к психологической обстановке для полного погружения в нее и формирования нужных навыков с психологической точки зрения.
Ключевыми компонентами морального и психологического состояния будущих действующих сотрудников органов внутренних дел выступает психологическая готовность к несению службы, в том числе в специфичных условиях, и их моральная устойчивость. Эти качества требуется не просто сформировать, но и поддерживать на требуемом уровне для обеспечения максимальной правильности и продуктивности в выполнении конкретных профессиональных задач.
Ряд проведенных научных исследований, затрагивающих условия реализации профессиональной деятельности в зонах вооруженных столкновений, локальных военных конфликтов и операций КТО, дает возможность обнаружить и проанализировать трансформации на уровне физиологии и психологии, которые проявляются не только у личного состава армии, но и сотрудников органов внутренних дел. Так, среди таких лиц порядка
ШСКИЙ ЖУРНАЛ
35 % демонстрируют явные симптомы нервно-психологической нестабильности (НПН), что указывает на их возможную чувствительность к интенсивному воздействию отрицательных явлений и тенденций специфичных ситуаций в экстремальных условиях. Из этого числа примерно у 10 % респондентов нервно-психологическая нестабильность может быть охарактеризована как нарушение организованности психики; проявления этого выражены в дестабилизации психомоторных функций, нейродинамическими сбоями, а также симптомах, указывающих на сильный дискомфорт в физическом плане и на уровне эмоций. Психологическая неустойчивость может колебаться по уровню интенсивности, на что влияет совокупность биологически заложенных и приобретенных впоследствии личностных качеств и особенностей. Такие свойства способны предопределить стратегию действий сотрудника в условиях негативных факторов, присущих специфичной ситуации, в том числе экстремальной.
Мониторинг данных по уровню нервного и психологического напряжения дает возможность обнаружить сильные отличия между различными группами респондентов, в том числе военнослужащих регулярных армейских частей, сотрудников органов внутренних дел с боевым опытом в Афганистане и Чечне, участников операций КТО в Северокавказском регионе, Сирии, а также опрошенных лиц, которые реализовали профессиональную деятельность в привычных условиях, а не в зонах вооруженных столкновений.
К числу важнейших аспектов для роста степени психологической готовности служащих армии ВС РФ и сотрудников органов внутренних дел относится внедрение и распространение современных программ подготовки, которые имеют научное основание и подразумевают эксплуатацию адаптированных к особым условиям схем и методик. В условиях повышенного психогенного давления и экстремальных ситуаций профессиональная деятельность сопровождается повышенными затратами физических и эмоциональных сил, и если у полицейского или иного сотрудника недостаточная подготовка к такой работе, впоследствии он может столкнуться с проявлением определенного психического или физиологического блока, что существенно затормаживает интенсивность
протекания когнитивных процессов и функций. Это, в свою очередь, негативно сказыва -ется на скорости изучения конкретной обстановки, ее оценке, понимании задач, принятии нужных решений и других функциях, от эффективности которых зависит общая продуктивность профессиональной деятельности, а в специфичных условиях - жизнь и здоровье самого сотрудника. Сама проблема стала объектом исследований еще в 1970-х годах, когда психологическую готовность испытуемого характеризовали через психологическое состояние, в котором он может корректировать и выстраивать свои действия должным образом.
При изучении данного свойства через призму заблаговременности проявления, периода действия и ситуативности требуется дифференцировать в нем компоненты следующего характера [2-4]:
- Познавательный - направленный на получение новой информации.
- Мотивационный - выраженный в формировании и сохранении должного уровня мотивации к деятельности.
- Эмоциональный - нацеленный на поддержание правильного психоэмоционального настроя.
- Волевой - способность индивидуума принять решение с учетом особенностей ситуации.
Из этого следует, что психологическая готовность может быть охарактеризована как система психологических и психофизических аспектов, свойств и качеств конкретного субъекта, от которых зависит его надежность, продуктивность и эффективность реализуемой деятельности. Для фронта вооруженных конфликтов свойственно ускоренное изменение обстановки, что приводит к созданию новых психических и физических угроз, а также складыванию новых условий несения службы. Процесс жизнедеятельности сотрудников, равно как и несение службы в таких условиях, приобретает повышенный уровень сложности, для минимизации угроз представителям органов внутренних дел требуется постоянно адаптироваться к меняющейся обстановке, получать и усваивать новые знания, причем делать это быстро. Это позволяет не попадать под влияние отрицательного потока информации, сохранять способность ускоренного и правильно-
го принятия решений, а также обеспечивать самостоятельное регулирование своих действий на фоне стрессов. Процесс психологической подготовки должен базироваться на научных достижениях и учитывать базовые и вспомогательные критерии системного подхода, в него обязаны входить методики и способы направленного психофизического влияния на личностные качества будущего сотрудника, чтобы сформировать у него психологическую готовность и поддерживать ее на должном уровне.
С учетом вышесказанного и результатов изучения практического опыта военнослужащих различных воинских формирований и органов внутренних дел можно прийти к выводу, что подготовка и реализация психологической работы с сотрудниками в условиях реализации профессиональных задач в специфичных условиях должна осуществляться поэтапно. На первой стадии выполняются подготовительные действия к экстремальным ситуациям, которые направлены на ознакомление сотрудников с законодательными нормами и особенностями геополитической ситуации как в самой стране, так и в зоне вооруженного конфликта. На этом же уровне необходимо рассказать слушателям о традициях, укладе, обычаях противоборствующего государства, изучить его тактику, в особенности в проведении боевых операций. Ключевой задачей специалистов по психологии во взаимодействии с личным составом на данном этапе становится стимулирование морального духа и тренировка волевой составляющей, развитие психологических и узкоспециализированных свойств личностного
и профессионального характера. На этой же стадии сотрудники осваивают особенности применения физической силы, спецсредств и различных видов оружия, формируют боевые группы и особенности организации руководства в сложной ситуации. На второй стадии непосредственно осуществляется служба и реализуются профессиональные задачи. Для данного этапа требуется предусмотреть формирование и выполнение психологического сопровождения личного состава, задачей этого действия становится рост и поддержание стрессоустойчивости сотрудников в специфичных условиях. Эта стадия требует уделять максимум внимания нервно-психической нестабильности отдельных сотрудников, изменению их состояния и характерным признакам в поведении.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что психологическая готовность к несению службы в специфичных условиях выражается в целом комплексе физиологических и психических качеств сотрудника, который выступает в роли субъекта деятельности. От этих свойств зависят эффективность и надежность его профессиональной деятельности. Формирование и поддержание психологической готовности требуют поэтапной реализации подготовки в психологической сфере, которая нацелена на создание конкретных характеристик и свойств психики, за счет которых представители органов внутренних дел могут выполнять свои функциональные задачи и вести профессиональную и служебно-боевую деятельность с учетом потенциально негативного влияния экстремальных условий.
Список источников _
1. Киселев А. М. О формировании психологической готовности персонала правоохранительных органов к профессиональной деятельности в кризисных ситуациях // Прикладная юридическая психология. 2021. № 2 (55). С. 113-117.
2. Печенкова Е. А. Основные компоненты психологической подготовки в процессе профессиональной деятельности органов внутренних дел // Академическая мысль. 2018. № 2 (3). С. 127-131.
3. Чуносов М. А. Компоненты профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных задач в экстремальных ситуациях // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2021. Т. 7. № 3-1. С. 285-290.
4. Чуносов М. А., Таранин М. А. Оптимизация процесса формирования профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел к экстремальным условиям выполнения служебных задач // Современное педагогическое образование. 2020. № 4. С. 100-104.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
References _
1. Kiselev A.M. On the formation of psychological readiness of law enforcement personnel for professional activity in crisis situations. Applied legal psychology. 2021. No. 2 (55). Рp. 113-117.
2. Pechenkova E. A. The main components of psychological training in the process of professional activity of internal affairs bodies. Academic thought. 2018. No. 2 (3). Рp. 127-131.
3. Chunosov M. A. Components of professional readiness of employees of internal affairs bodies to perform official tasks in extreme situations. Scientific notes of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Legal sciences. 2021. Vol. 7. No. 3-1. Рp. 285-290.
4. Chunosov M. A., Garanin M. A. Optimization of the process of formation of professional readiness of employees of internal affairs bodies to extreme conditions of performance of official tasks. Modern pedagogical education. 2020. No. 4. Рp. 100-104.