Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского
Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 24 (63). 2011 г. №2. Часть 1. С.313-318.
УДК 811.161
АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ «РЕЧЕВОЙ ЖАНР И ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»
Дементьев В.В.
Саратовский государственный университет, г. Саратов, Россия
В статье рассматриваются аспекты проблемы «жанр и языковая личность»: типы речевых жанров, используемых разными языковыми личностями, типы личностей по речежанровой компетенции, речевые жанры в творчестве писателей.
Ключевые слова: речевой жанр, языковая личность, речежанровая компетенция.
Когда М.М. Бахтин в своей широко известной статье «Проблема речевых жанров» дал определение речевого жанра и тем самым заложил основы будущей теории речевых жанров, в этой будущей теории им уже был намечен личностный аспект речевого жанра [4, с. 180-181]. Как представляется, главные жанрово-персонологические идеи Бахтина могут быть сведены к следующим: личность говорящего проявляет свою (относительную) свободу с формальной стороны - в варьировании формы высказываний в пределах, заданных жанром (Бахтин отмечал, что у разных жанров эти пределы разные, например у военной команды и непринужденной беседы); личность слушающего - с содержательной стороны: его свобода - это свобода интерпретации сказанного говорящим, и тоже в пределах, заданных жанром. Слушающий решает, когда говорящий уже раскрыл тему («тему речевого жанра», по Бахтину), а значит, «можно» отвечать.
Подобно языку [12], жанр выступает для личности в двоякой роли: с одной стороны, дает чрезвычайно богатые возможности для общения и самовыражения, с другой - неизбежно ограничивает индивидуальность, заставляет «говорить как все».
К сожалению, несмотря на то, что данный аспект периодически затрагивается в работах общежанроведческого характера [3; 10; 19; 21; 22; 23] либо общеперсонологического характера [6; 14; 15; 18; 30; 31; 32], задачи персонологической генристики как самостоятельного направления теории речевых жанров еще никем не были четко сформулированы. Цель статьи - рассмотрение аспектов проблемы «жанр и языковая личность».
По нашему мнению, к важнейшим следует отнести теоретическую задачу дискурсивного моделирования и типологизации (персонологическая генристика вводит в обиход общей дискурсивной теории два основания дискурсивной классификации, соответствующие двум основным аспектам проблемы «жанр и языковая личность», - речевой жанр через призму языковой личности и языковая личность через призму речевого жанра) и практическую задачу описания речевого материала.
В классификации, построенной на основании «речевой жанр через призму языковой личности», выявляются типы РЖ в зависимости от того, что они, так сказать, дают языковой личности. С этой точки зрения важнейшими признаками РЖ будут, с одной стороны, степень предоставляемой данным жанром свободы / самовыражения, с другой стороны, наоборот, степень ограничения самовыражения, а также ограничения восприятия мира / ситуации общения / собеседника. Жанрово-дискурсивная классификация, основанная на общей степени жесткости жанровой модели, очевидным образом пересекается с другими классификациями РЖ -например, такими широко известными, детально разработанными в современном жанроведении классификациями, как деление речевых жанров на первичные и вторичные (в разных пониманиях «вторичности»), прямые и косвенные (о них можно сказать то же самое) либо деление коммуникативно-речевых единиц по степени абстракции на речевые жанры, стратегии, тактики и т.д.
В классификации, построенной на основании «языковая личность через призму речевого жанра», выявляются типы языковых личностей в зависимости от умений / способностей / предпочтений / репертуара используемых РЖ. На первый план выходят объем и более детальные характеристики речежанровой коммуникативной компетенции языковой личности [25; 26].
Является значимой связь данной классификации с существующими горизонтальными / вертикальными классификациями языковых личностей.
Горизонтальная модель в лингвоперсонологии предполагает фиксацию набора используемых, известных и предпочитаемых данной языковой личностью жанров, реконструкцию данного набора в виде поля с центром и периферией, соотнесение с другими лингвоперсонологически значимыми полями. На этом основании языковая личность относится к определенному типу - социальной группе (возраст, профессия), собственно лингвистической группе (идиолект, лексикон, грамматикон). Следует отметить, что такая фиксация - обязательная составляющая речевого портретирования [13; 23].
Вертикальная модель в лингвоперсонологии предполагает не «простую» фиксацию, а определение уровня культуры, владения языком / речью (объем языковой и коммуникативно-речевой компетенции), а также нравственного развития данной языковой личности [7]. Это в большей степени аксиологическая / оценочная, стадиальная или онтологическая классификация языковых личностей, где за выделением разных типов стоит идея «роста», совершенствования - ср. такие типы, как элитарная - среднелитературная языковая личность; кооперативная -конфликтная; эгоцентрик - конформист - актуализатор. Многие классификации и выделяемые в них типы языковых личностей естественным образом имеют речежанровое выражение: креативные личности владеют «творческими жанрами», такими как жанры художественной речи, занимательный рассказ, изощренный тост, и способны к творческому переосмыслению жанров, кооперативные - используют жанры кооперативного, гармоничного взаимодействия, инициативные - используют большое число жанров и способны быстро переходить от жанра к жанру и т.д.
Оба аспекта проблемы «жанр и языковая личность» - речевой жанр через призму языковой личности и языковая личность через призму речевого жанра -наиболее наглядно проявляются в представлениях об образцах, эталонах.
Это показывают, например, исследования коммуникативных / коммуникативно-речевых концептов (особенно - образного и понятийного компонентов данных концептов), которые чаще всего представляют собой когнитивные проекции тех или иных речевых жанров или близких им коммуникативных феноменов. Исследования конкретных коммуникативных концептов выявляют наличие двух базовых ориентаций: на жанр либо на личность [9; 29].
Именно на идее образца, эталона основывается теория лингвокультурных типажей. Базовым для данной теории является понятие модельной языковой личности как наиболее репрезентативной в своем коммуникативно-речевом (в частности - речежанровом) выражении. Описанием отдельных лингвокультурных типажей, или типов модельных языковых личностей, и разработкой соответствующей теории активно занимаются в Волгоградском педагогическом университете: к настоящему времени, например, описаны национальные типажи американский адвокат, американский гангстер, американский ковбой, американский супермен, английский аристократ, английский бизнесмен, английский дворецкий, английский колониальный служащий, английский рыцарь, английский сноб, звезда Голливуда, калмыцкий кочевник, российский предприниматель, русский дворянин, русский интеллигент, французский буржуа, а также «типаж как характер» (коллекционер), «типаж как протест» (шпана), «типаж как диагноз» (разгильдяй) и т.д. [1; 20]. В сущности, коммуникативный аспект «типажа» есть не что иное, как особенности типичной (для данного типажа) речежанровой компетенции, то есть владения набором жанров и использования их [16, с. 21-22]. Таким образом, на первый план выступает речежанровое представление типажа.
В этой связи следует назвать еще один естественный и в каком-то смысле традиционный аспект проблемы «жанр и языковая личность», непосредственно пересекающийся с проблемой жанрово-ролевых сценок, - речевой жанр через призму языковой личности писателя. Традиционно широко изучен литературоведческий аспект данной проблемы - ср. проблему «новаторства» писателя, создающего вместе с новым произведением новый литературный жанр.
С точки зрения лингвистики, лингвоперсонологии и персонологической генристики, исследование речевых жанров через призму языковой личности писателя возможно в двух аспектах: (1) анализ речевых жанров в произведениях данного писателя - как часть общего изучения «языка писателя», идиостиля или словаря (например, светская беседа у Толстого, исповедь и скандал у Достоевского, жанры фатического общения у Шукшина); (2) выделение среди персонажей, изображенных данным писателем, наиболее интересных - ярко и подробно изображенных или наиболее типичных для некоторого изучаемого социума, вплоть до выделения среди них модельных личностей и типажей (ср. описание коммуникативного поведения персонажа А.П. Чехова [27; 28], персонажа Л.Н. Толстого [2], лирических героинь А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой [17]). В результате становится возможным изучение еще одного аспекта, непосредственно
пересекающегося с проблемой «жанр и личность», - (3) корреляции жанрового своеобразия художественного произведения с изображаемыми в нем персонажами, а также образом автора и адресата.
Пожалуй, ни один другой аспект теории речевых жанров не имеет столько, как персонологическая генристика, точек соприкосновения с психолингвистикой и социолингвистикой. Целый ряд наиболее принципиальных теоретических и практических вопросов теории речевых жанров ставится и решается на основе теории и методологии данных внешнелингвистических дисциплин:
• что происходит в сознании отдельного человека, общающегося в рамках определенного речевого жанра (а иначе общаться и нельзя)?
• как особенности индивидуальной психики, опыта, биографии влияют на особенности речежанровой компетенции, состав и полевую структуру жанров (речь идет о возможности выделения некоего центра наиболее естественных или предпочтительных для данной языковой личности жанров), а также на варьирование коммуникативно-речевых средств в пределах жанра?
• как варьируются эти и другие особенности речежанровой компетенции в различных социальных группах: как используют речевые жанры люди, в каких-либо отношениях сходные; как демонстрация определенной речежанровой компетенции используется для распознавания «своих»; наконец, как можно сравнивать разные социальные группы с точки зрения используемых (или запретных) речевых жанров?
• в какой степени определяется группой и внутригрупповыми правилами не только использование, но и интерпретация речевых жанров, вплоть до фактически превращения их в интерпретации адресата речи в другие жанры - процесс, сходный с образованием вторичных РЖ?
Наконец, персонологическая генристика (пожалуй, как ни один другой аспект теории речевых жанров) имеет прикладной аспект, объективно наиболее обращенный к человеку. К сожалению, до настоящего практического использования, раскрытия всех персонологических потенций теории речевых жанров (как и теории речевых жанров в целом) еще очень далеко, хотя было бы несправедливо утверждать, будто в этой области ничего не делается (см., например, исследования, имеющие яркую практическую направленность [8; 18]). Появляются практические разработки, в которых реализована одна из наиболее очевидных идей теории речевых жанров: есть жанры, которым необходимо обучать - прежде всего детей. Речь идет не только о, например, умении написать элементарное сочинение или эссе для ЕГЭ, простейший документ или поздравительную открытку или умении выступать публично - понятно, что всем этим вещам необходимо обучать [5]. Следует подчеркнуть, что такая практика - часть любой подготовки к нормальной социализации, при этом обучение жанрам (порождению, распознаванию, интерпретации) естественным образом распространяется на этику межличностных отношений и школьную психологию, подготовку к будущей семейной жизни, изучение ее психологии и этики, умение вести себя в группе, строить отношения с коллегами и начальством в рабочем коллективе, начальную военную подготовку и т.д.
Выводы. Пока проблема «жанр и языковая личность» не относится к числу наиболее разработанных в теории речевых жанров: почти не было систематических исследований общего характера, посвященных аспектам данной проблемы. Это
кажется тем более странным, что по своему масштабу и актуальности данная
проблема вполне сопоставима с проблемой «язык и (языковая) личность», которая
активно и успешно решается в современной лингвистике.
Список литературы
1. Аксиологическая линвистика: лингвокультурные типажи. - Волгоград, 2005.
2. Алексеева В.Е. Эстетическая оценка в мире языковой личности (на материале творчества Л.Н. Толстого): Автореф. дис. ... канд. филол. наук / В.Е. Алексеева. - М., 2009.
3. Балашова Л.В. Образ автора и образ адресата в торжественной оде и любовной лирике ХУШ века / Л.В. Балашова // Жанры речи. Вып. 2. - Саратов, 1999.
4. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. Из архивных записей к работе «Проблема речевых жанров». Проблема текста / М.М.Бахтин // Собр. соч.: В 5 т. Т. 5. Работы 1940-х - начала 1960-х годов. - М., 1996.
5. Векшин Г.В. Жанр и функциональный стиль: языковое и речевое (о некоторых двусмысленностях в функциональной стилистике) / Г.В. Векшин // Жанры речи. Вып. 6. Жанр и язык. - Саратов, 2009.
6. Голев Н.Д. Лингвотеоретические основания типологии языковой личности / Н.Д. Голев // Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение. - Барнаул; Кемерово, 2006.
7. Гольдин В.Е. Внутринациональные речевые культуры и их взаимодействие / В.Е. Гольдин, О.Б. Сиротинина // Вопросы стилистики. Вып. 25. - Саратов, 1993.
8. Горбач Л.В. Жанры в образовательной деятельности. По материалам проблемно-целевых семинаров в школе № 149 / Л.В. Горбач, С.А. Минеева. - Пермь, 2000.
9. Горбачева Е.Н. Спор как лингвокультурный концепт: автореф. дис.... канд. филол. наук / Е.Н. Горбачева. - Волгоград, 2006.
10. Гуц Е.Н. К проблеме типичных речевых жанров языковой личности подростка / Е.Н. Гуц // Жанры речи. Вып. 1. - Саратов, 1997.
11. Дементьев В.В. Теория речевых жанров / В.В. Дементьев. - М., 2010.
12. Жанры речи. Вып. 6. Жанр и язык. - Саратов, 2009.
13. Иванцова Е.В. Феномен диалектной языковой личности: автореф. дис. ... докт. филол. наук / Е.В. Иванцова. - Томск, 2002.
14. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И.Карасик. - Волгоград, 2002.
15. Карасик В.И. Коммуникативный типаж: аспекты изучения / В.И.Карасик // Аксиологическая лингвистика: проблемы и перспективы. - Волгоград, 2004.
16. Карасик В.И. Лингвокультурный типаж: к определению понятия / В.И.Карасик, О.А.Дмитриева // Аксиологическая лингвистика: Лингвокультурные типажи. - Волгоград, 2005.
17. Кудрякова А.С. Речевое поведение лирических героинь А. Ахматовой и М. Цветаевой: автореф. дис.... канд. филол. наук / А.С. Кудрякова. - Уфа, 2005.
18. Лемяскина Н.А. Коммуникативное поведение младшего школьника (психолингвистическое исследование): автореф. дис. .канд. филол. наук / Н.А. Лемяскина. - Воронеж, 1999.
19. Леонтьев В.В. «Похвала», «лесть» и «комплимент» в структуре английской языковой личности: Автореф. дис.... канд. филол. наук / В.В. Леонтьев. - Волгоград, 1999.
20. Лингвокультурные типажи: признаки, характеристики, ценности. - Волгоград, 2010.
21. Орлова Н.В. Коммуникативная ситуация - речевой жанр - языковая личность (на материале «Книги отзывов и предложений») / Н.В.Орлова // Жанры речи. Вып. 2. - Саратов, 1999.
22. Сахарова О.В. Реализация языковой личности в жанрах семейного общения / О.В. Сахарова // Жанры речи. Вып. 6. Жанр и язык. - Саратов, 2009.
23. Седов К.Ф. Становление структуры устного дискурса как выражение эволюции языковой личности: Дис.... докт. филол. наук / К.Ф. Седов. - Саратов, 1999.
24. Седов К.Ф. Портреты языковых личностей в аспекте их становления (принципы классификации и условия формирования) / К.Ф. Седов // Вопросы стилистики. Вып. 28. - Саратов, 1999.
25. Седов К.Ф. К основаниям лингвистики индивидуальных различий (о принципах речевого портретирования) / К.Ф. Седов // Проблемы речевой коммуникации. Вып. 7. - Саратов, 2007.
26. Седов К.Ф. Модель коммуникативной компетенции (онтологический, аксиологический, гносеологический аспекты) / К.Ф. Седов // Проблемы речевой коммуникации. Вып. 10. - Саратов, 2010.
27. Степанов А.Д. Проблемы коммуникации у Чехова / А.Д. Степанов. - М., 2005.
28. Трещалина И.В. Языковая личность персонажа в прозе А.П. Чехова конца 80-х - начала 90-х годов: Лексико-семантический аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук / И.В. Трещалина. - Тверь, 1998.
29. Фенина В.В. Речевые жанры small talk и светская беседа в англо-американской и русской культурах: Автореф. дис.... канд. филол. наук / В.В. Фенина. - Саратов, 2005.
30. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. - М., 1991.
31. Языковая личность: культурные концепты. - Волгоград, 1996.
32. Языковая личность: жанровая речевая деятельность. - Волгоград, 1998.
Дементьев В.В. Аспекти проблеми «мовленневий жанр i мовна особисткть» // Учение затст Таврiческого национального yHieepcimema iM. В.1. Вернадского. Серiя «Фiлологiя. Сощальш комуткаци». - 2011. - Т.24 (63). - №2. Частина 1. - С.313-318.
У сmаmmi розглянуто аспекти проблеми «жанр i мовна особист^ть», наприклад, типи мовленневих жанрiв, що використовуються рiзними мовними особистостями.
Ключовi слова: мовленневий жанр, мовна особист^ть, мовленневожанрова компетенщя.
Dementyev V.V. Aspects of the problem "Speech genre and personality" //
Uchenye zapiski Tavricheskogo Natsionalnogo Universiteta im. V.I. Vernadskogo. Series «Filology. Social communicatios». - 2011. - V.24 (63). - №2. Part 1. - P.313-318.
In the article, aspects of the problem "speech genre and speaking personality" have been discussed: the types of speech genres which the personalities use, the types of personalities from the point of view of the genre competence, the speech genres in the writers' works
Key words: speech genre, speaking personality, speech genre competence
Поступила в редакцию 29.03.2011 г.