Научная статья на тему 'Аспекты подготовки выпускных квалификационных работ в виде стартапов бакалавров «Гостиничное дело» и «Туризм»'

Аспекты подготовки выпускных квалификационных работ в виде стартапов бакалавров «Гостиничное дело» и «Туризм» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
760
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНДЫ В ИНДУСТРИИ ВПЕЧАТЛЕНИЙ / КОНЦЕПЦИИ ГОСТИНИЦ / РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИИ ГОСТИНИЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TRENDS IN THE EXPERIENCE INDUSTRY / THE CONCEPT OF HOTELS / DEVELOPMENT OF TOURIST AREAS / TOURIST AND RECREATIONAL DESIGN / HOSPITALITY DESIGN ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скабеева Лариса Ивановна

The article studies the basic approaches to the project activities in the preparation of "Hospitality" and "Tourism” bachelors’ graduation qualification thesis (GQT). The study revealed that trends in tourism and hospitality associated with the concept of the experience economy, which requires not only an integrated knowledge of basic training, but also knowledge from various related scientific fields. Author’s approach to the concept classification of the hotel companies was proposed for GQT in the form of a startup. This classification includes theme of hotels, where it can be implemented in the form of development on the territory of tourist and hotel complexes, private museums, comprehensive centers, (archaeological, ethnographic, architectural, natural landscape), museums in the open air, the Park hotels, village houses, ecological farms and all forms of private, family business. For projects there was proposed to use the model of the concept development including tourist areas and tourist and hotel complexes, compiled by the author. It consists of the following stages of design: development of a themed space, separated areas and exhibitions; means of formalization-themed space and the creation of interactive zones; development of interactive programs of theatricality, role-playing games, reconstruction of historical and cultural situations of different periods; development of art and craft workshops and learning crafts, traditions, rituals, dances etc. The article proposes the structure of the GQT in the form of a startup in the following content: marketing research of the investment attractiveness of the region; design solutions and feasibility study; development of measures to launch tourist and hotel enterprises; calculations of the efficiency of the project. A group of universal competencies can be implemented in the development of a startup at the GQT. These competencies are "UK-2 development and implementation of projects" identified in the new Federal state educational standard (3++) in Hospitality and in the new Federal state educational standard (3++) in Tourism. The article proves that the future graduate needs to understand not only basic technologies but also in the concepts of development of tourist and hotel complexes as from the point of view of the development of space-planning decisions, interior design, as from the point of view of quality development of interactive, entertainment and corporate programs; theatrical process; promotiton through the use of innovative technologies, etc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скабеева Лариса Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспекты подготовки выпускных квалификационных работ в виде стартапов бакалавров «Гостиничное дело» и «Туризм»»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА

УДК 640.41 DOI 10.22412/1999-5644-11-4-1

АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ В ВИДЕ СТАРТАПОВ БАКАЛАВРОВ «ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО» И «ТУРИЗМ»

Скабеева Лариса Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент, skabeeva@mail.ru, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

В статье рассмотрены основные подходы к проектной деятельности при подготовке выпускных квалификационных работ (ВКР) бакалавров «Гостиничное дело» и «Туризм». В результате исследования было выявлено, что тенденции в туризме и гостеприимстве связаны с концепцией экономики впечатлений, которая требует не только интегрированных знаний базовых знаний в подготовке кадров, но и знаний из различных смежных научных направлений. Для ВКР в виде стартапа была предложена разработанная автором классификация концепций гостиничных предприятий: тематических отелей, где она может быть реализована в виде развития на территории туристско-гостиничных комплексов частных музеев, комплексных центров (археологических, этнографических, архитектурных, природ-но-ландшафтных), музеев под открытым небом, парк-отелей, сельских усадьб, экоферм и любых форм частного, семейного бизнеса. Для проектов предлагается использовать модель разработки концепции развития туристских территорий и туристско-гостиничных комплексов, составленная автором и состоящая из следующих этапов проектирования: разработка тематического пространства, отдельных зон и экспозиций; средства формализации тематического пространства и создания интерактивных зон; разработки интерактивных программ театрализации, ролевых игр, воссоздание историко-культурных ситуаций разного периода времени; разработка мастерских прикладного искусства и обучения ремеслам, традициям, ритуалам, танцам и др. В статье предлагается структура ВКР в виде стар-тапа по следующему содержанию: маркетинговые исследования инвестиционной привлекательности региона; архитектурно-планировочные решения и технико-экономическое обоснование; разработка мероприятий по запуску туристско-гостиничного предприятия; расчеты эффективности проекта. С помощью разработки стартапа по ВКР может быть реализована группа универсальных компетенций «УК-2 — разработка и реализация проектов», обозначенных в новых ФГОС (3++) 43.03.03 Гостиничное дело и ФГОС (3++) 43.03.02 Туризм. В статье обосновано, что будущий выпускник должен разбираться не только в базовых технологиях отрасли, но и в концепциях развития туристских и гостиничных комплексов как с точки зрения разработки объемно-планировочных решений, дизайна интерьера, так и с точки зрения качества разработки интерактивных, анимационных и корпоративных программ; возможности театрализации процесса обслуживания; продвижения с помощью использования инновационных технологий и др.

Ключевые слова: тренды в индустрии впечатлений, концепции гостиниц, развитие туристских территорий, туристско-рекреационное проектирование, проектировании гостиничной деятельности

Для цитирования: Скабеева Л.И. Аспекты подготовки выпускных квалификационных работ в виде стартапов бакалавров «Гостиничное дело» и «Туризм» //Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 11. 2017. № 4. С. 3-12. ЮГ. 10.22412/1999-5644-11-4-1.

Дата поступления статьи: 10.09.2017. Дата утверждения в печать: 13.11.2017.

Введение

В развитии гостиничной и туристской отрасли РФ прочно закрепились тренды на импор-тозамещение и развитие внутреннего въездного туризма, создающие предпосылки дальнейшего развития индустрии гостеприимства. Современные требования подготовки бакалавров в сфере туризма и гостеприимства подразумевают формирование профессиональных компетенций, в том числе для осуществления проектной деятельности. Для поддержки предпринимательской активности в 2017—2018 гг. в РФ предлагается создать для студентов коворкин-ги, технопарки и бизнес-инкубаторы, а также оплачивать их участие в бизнес-акселераторах и развивать краудфандинг, краудинвестинг, кра-удлендинг, как альтернативных механизмов инвестиций в инновационные компании. «Метод «стартап в качестве диплома» как новая программа должна объединить системы поддержки предпринимателей в ведущих вузах, которая поможет заниматься предпринимательством и создавать новые смыслы, идеи и проекты», — считает директор департамента экосистемных проектов «Фонда развития интернет-инициатив» (ФРИИ) Маргарита Зобнина [5].

В новом ФГОС (3++) 43.03.03 Гостиничное дело и ФГОС (3++) 43.03.02 Туризм также установлены универсальные группы компетенций «УК-2 — разработка и реализация проектов», которые предусматривают, что выпускник способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений1.

Проектная деятельность — это особый вид профессиональной деятельности, включающей в себя разработку проекта (проектирование) и управление проектом. В дословном переводе проектирование означает процесс создания прообраза предполагаемого объекта или состояния. Проектирование гостиничной деятельности предполагает разработку и документальное воплощение идеи создания гостиничного предприятия или гостиничного продукта [10]. Проектирование туристской территории также

1 Приказ № 515 от 8 июня 2017 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело

Приказ № 516 от 8 июня 2017 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм

подразумевает разработку оригинальной идеи и описание модели развития региона, местности с учетом запросов потребителей и туристского потенциала и последующими расчетами эффективности проекта и организационно-технологической составляющей.

Главной характеристикой стартапа является наличие потенциала для стремительного роста, который достигается созданием новых сегментов рынка или предложением абсолютно оригинальных, инновационных товаров/услуг. Элементами любого стартапа являются принципиально новая бизнес-идея, а также разработанный под нее бизнес-план и определенный источник финансирования [1].

Для оценки компетенций выпускников актуально проведение выпускных квалификационных работ в виде защиты инновационных проектов — стартапов, которые могут быть посвящены любому аспекту деятельности туристских и гостиничных предприятий.

Основные подходы к разработке выпускных квалификационных работ. В разработке выпускных квалификационных работ (ВКР) в виде стартапов гостиничных предприятий и ту-ристско-рекреационных объектов актуально использование современных тенденций в проектировании гостиничных концепций и концепций развития туристских территорий, туристских центров. Под «туристской территорией» будем понимать вид комплексного туристского ресурса — географически определенное место концентрации наиболее ценных туристских ресурсов, а также объектов туристского интереса, выделяемое в составе туристского региона с указанием в реестрах и кадастрах и иных видах документации с введением режима приоритетного целевого функционирования и использования в целях туризма в ее пределах. Понятие «туристский центр» связывают с любой географической местностью, представляющей интерес для путешествующих людей: населенный пункт, река, озеро, море (океан), горный массив, уникальные и типичные ландшафты и т. д. [7].

Одна из особенностей современного этапа развития туризма и гостеприимства, связанна с развитием экономики впечатлений или индустрии впечатлений. Для успешного ведения бизнеса предлагается рассматривать бизнес как театр, где компания — «режиссёр впечатлений», а клиент — «зритель». Таким образом, гостиничному и туристскому бизнесу необходим персонал, для интерактивного обслуживания, а также

методов театрализация процессов обслуживания: с коммуникационными способностями, с последующим его обучения импровизации театрализованного общения с клиентом; постановки фольклорного, игрового и анимационного общения с использованием элементов народного искусства и др. Поэтому разработку и защиту проекта ВКР необходимо проводить в виде деловых игр, при проведении которых формируются навыки участия работы в команде, лидерские качества и другие важные качества будущих специалистов сферы туризма и гостеприимства.

В туризме и гостеприимстве концептуальные принципы индустрии впечатлений могут относиться ко всем составляющим туристского и гостиничного продукта: экскурсионному, гостиничному и ресторанному обслуживанию, ивент-услугам, анимационным услугам в курор-тно-оздоровительных средствах размещения, инсентив-туризму и пр. Поэтому в качестве стартапов бакалавров могут рассматриваться и проекты по созданию инновационных дополнительных услуг, входящих как в гостиничный продукт, так и в туристский.

Создание отелей в тематических декорациях и театрализованная организация процессов гостеприимства преследуют цели повышения качества обслуживания, продвижения продукта гостеприимства и повышения его конкурентоспособности. При этом анимационные услуги являются неотъемлемыми составляющими продукта гостеприимства [2]. Специалисты будущего должны уметь разрабатывать туристско-го-стиничные концепции в единой теме, «которая будет резонировать сквозь весь процесс и вовлекать все пять органов чувств посредством видов, звуков, ароматов, дегустаций и ощущений, чтобы усилить опыт путешественника и сделать его незабываемым» [6].

Современные эксперты гостиничной отрасли предполагают, что будущее — за тематическими и интерактивными отелями. Например, полностью интерактивные, заполненные андроидами отели или имитирующие Эпоху Ренессанса, или Дикий Запад, т.е. отели привлекающие гостей, которые смогут почувствовать себя участниками большого карнавала в реализованной виртуальной реальности [10]. В данном контексте не рассматриваются концепции классических городских бизнес-отелей, которые актуальны во все времена. К ним относятся турист-ско-гостиничные комплексы, основанные на частных тематических музеях (музей продукта,

сказочных персонажей, промыслов и пр.), музеях под открытым небом; комплексных центров (археологических, этнографических, архитектурных, природно-ландшафтных); загородные парк-отели; бутик-отели (с уникальным дизайном); сельские усадьбы; эко-отели; эко-фермы, и любые формы гостиниц для частного, семейного бизнеса, где необходимо создавать конкурентный гостиничный продукт и комплексное представление, например, о русских традициях для иностранных туристов, приезжающих в регионы.

Таким образом, при разработке новых программ подготовки кадров необходимо учитывать современные принципы экономики впечатлений и готовить специалистов способных разрабатывать гостиничные концепции или концепции развития туристкой территории: ту-ристско-гостиничные комплексы, тематические парковые отели, сельские усадьбы, гостевые дома и пр., где в соответствии с тематикой разрабатываются объемно-планировочные решения, экстерьеры и интерьеры зданий. На территории в соответствии с тематикой создаются следующие элементы: фон — декорация, ландшафты, водные объекты, малые формы с использованием реконструированных или стилизованных предметов, скульптурные композиции, аттракционы, выполненные в гиппер-реалистическом стиле, символическое воссоздание древних жилищ и пр. [9]. В разработку концепции гостиницы или туристско-гостиничного комплекса и концепции развития туристской территории должны входить:

- программы обслуживания, которые дают в интересной театрализованной форме информацию об исторических, этнографических, археологических, культурных особенностях развития народа, или сценария мультфильма, сказки и т.д.;

- проектирование анимационного и интерактивного обслуживания: всевозможных шоу-программ, тематических праздников, мастер-классов по народному творчеству и историко-культурным интерактивным программам, квестам и др.

При этом обслуживающий персонал тематического отеля должен играть определенные роли в обслуживании гостей, начиная от входа в отель и стойки ресепшен, и заканчивая оказанием дополнительных услуг, например, чтением сказок на ночь желающим, проведение какого-либо народного обряда и др.

Для проектирования туристско-гостинич-ных комплексов автором была разработана классификация гостиничных концепций. Под «гостиничной концепцией» будем понимать разработку основополагающих документов, дающих на основе анализа рынка представление о том, каким должен быть будущий отель, его территория и инфраструктура для того, чтобы он был наиболее востребован. Необходимо также показать будущую структуру отеля, его модель функционирования; обосновать финансовую привлекательность для инвестора. Концепция воплощается в архитектурных эскизах и технических заданиях [8].

Приведем классификацию гостиничных концепций.

1. Классические концепции:

- бизнес-отели, конгресс-отели, туристские, курортные, транзитные гостиницы и др.

2. Концепции тематических гостиниц или основанных на принципах театрализации

2.1. Туристско-гостиничные комплексы на основе тематических музеев:

- истории создания чего-либо: балета, кукол, валенок и пр.;

- музей математики, географии, спорта;

- музей традиций, музей фольклора;

- музеи сказок и сказочных персонажей;

- музей народных промыслов, живые музеи;

- музей действия, музей как театр;

- музей какой-либо эпохи или народа;

- музей продукта: музей шоколада, мыла ручной работы и т.д.;

- музей с экспонатами из необычных материалов (скульптуры из льда, музей восковых фигур и т.д.);

- музей частных коллекций (картин, пластинок, колокольчиков и т.д.);

- эко-музеи; музей — ботанический сад редких растений, фруктовых деревьев.

2.2. Туристско-гостиничные комплексы на базе комплексных центров (археологических, этнографических, архитектурных, природно-ланд-шафтных) и музеев под открытым небом:

- археопарки, этно-парки и др.

2.3. Тематические гостиницы:

- отели на территории тематических парков.

2.4. Необычные (неординарные) отели:

- подводные отели, ледяные отели, «домики на деревьях», отели-тюрьмы, отели-монастыри, отели-замки и пр.

2.5. Отели-казино:

- отели, расположенные в специальных игорных зонах.

3. Концепции эко-гостиниц:

3.1. гостиницы, имеющие эко-сертификат;

3.2. гостиницы, расположенные в экологически чистом месте, использующие местные фермерские продукты.

Модель разработки проекта развития туристской территории или тематической гостиницы. Проектирование развития туристской территории или туристско-гостиничного комплекса — это процесс разработки аналитических документов, обосновывающих целесообразность инвестиционного проекта; сметных, оценочных и других показателей эффективности будущего предприятия; архитектурно-планировочных, технических и технологических решений; бизнес-плана, объединяющего общие и специфические элементы функционирования гостиничного предприятия, выбор стратегии, тактики конкуренции, оценку финансовых, материальных и трудовых ресурсов; разработанные технологические процессы (с технической и организационной документацией), а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению в рамках выделенных ресурсов и в определенные сроки (см. рис. 1).

Решающим моментом в разработке уникальной концепции является выбор нестандартных решений: специализация на потребителях с четко выраженными особенностями спроса: на любителях экстрима, музыки, поклонниках звезд, рокерах, любителях самодеятельных театров и т.д.; использование виртуальной и дополненной реальностей, нанотехнологии, нейропрограмми-рование, оказание услуг с помощью дронов и др.

Таким образом, изучение потребителей с точки зрения их интересов, хобби, а также различных инновационных технологий, таких, например, как информационные технологии и оснащении номеров сенсорными экранами и стеновыми панелями с возможностями создания интерьера под запросы гостя; ЗD-принтеров, с возможностями создания любых форм, фигур и пр. необходимы для разработки современных проектов студентов.

Для ВКР в виде стартапов автором предлагается следующая модель разработки концепции развития туристской территории или тематической гостиницы или основанной на принципах театрализации (табл. 1).

При разработке стартапов ВКР важно учитывать зарубежный опыт: например, в период рабо-

Разработка проекта туристско-гостиничного комплекса (развития туристской территории)

Г редпроектный маркетинговый анализ: обоснование выбора региона, оценка туристско-рекреацнонного потенциала, анализ туристского и

гостиничного рынка

Разработка концепции и определение конкурентных преимуществ

Разработка архитектур ноги панировочных решений

члллл^ллллДлллллллллллллллДЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/v

ТЭО и технического

задании

U

зг

Разработка фирменного стиля, технических стандартов оснащения

тг

Функциональное

зонирование Проектирование организационной структуры

I

Бизнес-план

обоснование инвестиционной привлекательности проекта -определение доходности и сроков окупаемости проекта

Подготовка запуска "Start-up1

Планирование мероприятий по

управлению персоналом и системы контроля качества

Разработка корпоративных норм н стандартов деятельности

Разработка маркетинговой

стратегии и продвижение

Рис. 1. Модель разработки проекта туристско-гостиничного комплекса или туристской территории

(разработана автором)

Fig. 1. The development model of the project of tourist-hotel complex or tourist areas (developed by the author)

ты над проектом должны назначаться официальные консультанты-преподаватели: экономисты, маркетологи, дизайнеры интерьеров, экстерье-ров и графического дизайна и другие специалисты. Таким образом, в работе над выпускной

квалификационной работой будут формироваться навыки взаимодействия участников процесса проектирования туристско-гостиничного комплекса или туристской территории.

Таблица 1

Модель разработки концепции туристской территории, тематической гостиницы или гостиницы,

основанной на принципах театрализации

Table 1

The model of the concept development of tourist areas or a themed hotel or a hotel based on the principles of

theatricality

1 этап. Определение и описание туристкой привлекательности региона, легенды данной местности и др.

2 этап. Определение и разработка составляющих концепции гостиничного комплекса

Название составляющей этапа Характеристика

Тематическое пространство отдельных зон и экспозиций архитектурные и дизайнерские решения

Средства формализации тематического пространства и создания интерактивных зон приемы технологического, средового, графического и саунд-дизайна, панорамные кинотеатры, интерактивные экраны, мультимедиа, экспонатный ряд, аудиовизуальные инсталляции, основой создания которого становятся уникальные фото- и видеоархивы, документы и интервью и пр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интерактивные программы театрализации и ролевые игры, воссоздание историко-культурных ситуаций разного периода времени ритуальное действие для театрализованного празднично-обрядового мероприятия, опирающегося на народные традиции; - костюмирование участников; - коллективная импровизация; - различные формы состязаний в форме игрового конкурса (интеллектуальной, спортивной, музыкальной направленности); - создание исторического фона с помощью особенностей (архитектурных, географических и др.) места проведения праздника; - театрализованное шоу, основанное на историческом событии; - воссоздание древних жилищ; - создание старинных ярмарок с использованием реконструированных или стилизованных предметов; - экстремальные развлечения, конкурсы разной степени сложности, походы, экспедиции, эксперименты и др.; - фестивали, карнавалы, праздники, фольклорные вечера мировых культур и пр.

Мастерские прикладного искусства и обучения: ремеслам, традициям, ритуалам, танцам и пр. - интерактивные программы, мастер-классы, программы обучения ремеслу и пр.

Программы на основе создания новых оздоровительных, психофизиологических методик Slow-food, йога, восточная гимнастика типа ушу, тайцзы и пр.

Информационные и коммуникационные технологии Организация продаж с помощью GDS, ОТА, мобильных приложений, digital-маркетинга, сенсорного маркетинга, программ лояльности и др.

Содержание выпускной квалификационной работы (ВКР) в виде старапа В содержание ВКР по стартапу развития туристской территории или туристско-гостинич-ного комплекса следует включить следующие разделы. 1. Маркетинговое исследование инвестиционной привлекательности региона: - туристский потенциал (туристские ресурсы: исторических, природных, антропогенных, объектов делового туризма (MICE) и пр.); - анализ туристских потоков: динамика, регионы (откуда прибытие) и пр.;

- исследование гостиничного рынка: уровень комфортности, количество средств размещений (1*-5*), особенности конкурентов и пр.;

- определение наиболее привлекательных видов туристской деятельности и целевых клиентских групп, описание туристских мотивов и целей;

- описание конкурентного преимущества ту-ристско-гостиничного комплекса.

2. Архитектурно-планировочные решения и ТЭО:

- планировочные решения и зонирование территории;

- архитектурно-планировочные решения типового этажа, общественных помещений;

- технико-экономическое обоснование (ТЭО);

- оснащение общественных помещений, номерного фонда (технические стандарты);

- стилистические решения, визуализация интерьеров, экстерьеров, создание исторического фона (символическое воссоздание древних жилищ с использованием реконструированных или стилизованных предметов) и др.;

- перечень и описание нормативных требований к техническому оснащению рекреационных, интерактивных зон (аттракционам, бассейнам и пр.) по концептуальным решениям (экологическим, оздоровительным, и др.).

3. Разработка мероприятий по стартапу (запуску предприятия):

- проектирование организационной структуры;

- разработка стандартов обслуживания;

- разработка мероприятий по управлению персоналом;

- разработка тематических программ обслуживания, анимационные и интерактивные программы, программы тимбилдинга и пр.;

- разработка мероприятий по продвижению.

4. Расчеты эффективности проекта:

- расчет доходов;

- определение расходов;

- расчет окупаемости проекта.

Особенности разработки стартапов в индустрии туризма и гостеприимства на современном этапе. В последнее время развитие информационных технологий стало играть решающую роль в создании и продвижении туристского и гостиничного продукта, управлении и маркетинге туристских и гостиничных предприятий. Это сформировало устойчивый спрос на специалистов со знанием не только специализированных

программ управления, но специалистов, умеющих грамотно продвигать продукт в ОТА (он-лайн-тревел агентства), социальных сетях. Вид-жеты и плагины на отельных сайтах, еще более интенсивное использование социальных сетей и внедрение скоростного мобильного интернета 5G, который позволит совершать виртуальные путешествия по отелю. Таким образом, стартапы студентов могут быть представлены в виде программы продвижения (как в целом туристских продуктов, так и отеля в частности), программы обучения персонала, проектирование стандартов обслуживания с учетом инновационных технологий и актуальных технологических трендов туристского и гостиничного бизнеса и другие проекты, реализуемые с помощью информационных технологий.

При работе над проектом следует учитывать и изменения в сфере MICE. Встречи и конференции всё реже встречаются в «чистом виде», организаторы стремятся добавить яркие впечатления даже при проведении самых серьезных мероприятий [3]. Отмечается ряд трендов в подготовке и проведении корпоративных мероприятий, характерных для отечественного рынка: геймифи-кация, и эдьютейнмент, т.е. проведение деловых мероприятий и обучения в форме квестов, игры или развлекательной форме, что также необходимо учитывать при проектировании туристской и гостиничной деятельности. Остается в тренде и смешение форматов: конференция как модный показ, битва экспертов как спортивное состязание, ивент или кулинарный мастер-класс, требующие вовлеченности аудитории: баттлы, деловые игры, постановочные костюмированные видеосъемки, ток-шоу и т.д. [3]. Поэтому проекты инновационных туристских и гостиничных продуктов должны учитывать вышеназванные тенденции.

Н.А. Зайцева считает, что на современном этапе для экономики впечатлений нужны специалисты со следующим образованием и компетенциями: журналисты, писатели, актеры, а также специалисты в области программирования, игровых технологий. Возможно появление таких специалистов, как тренер по майн-фитнесу, и разработчик инструментов обучения состояниям сознания (создатель программ и оборудования для обучения пользователей продуктивным состояниям сознания, например, высокой концентрации внимания или наоборот, расслаблению)

[4].

В этой связи подготовка специалистов по разработке гостиничных концепций и проектированию туристских территорий требует не только интегрированных знаний из различных областей: этнографии, культурологии, курортологии, рекреационной географии, основы анимационной деятельности, ландшафтного дизайна, экологического менеджмента, маркетинга впечатлений, но и психологии, актерского мастерства, разработки квестов и др.

В целом можно сказать, что для совершенствования подготовки специалистов для индустрии туризма и гостеприимства в процесс обучения необходимо включать следующие важные модули (программы, блоки) или отдельные профили: основы писательского и сценарного мастерства, основы этнографии и фольклора, ландшафтного дизайна для развития парков и пр. А будущий выпускник должен разбираться не только в базовых технологиях отрасли, но и

Литература:

в концепциях развития туристских и гостиничных комплексов как с точки зрения разработки объемно-планировочных решений, дизайна интерьера, так и с точки зрения качества разработки анимационных и корпоративных программ; возможности театрализации процесса обслуживания; подбора персонала; разработки интерактивных программ обслуживания; продвижения с помощью использования инновационных технологий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сформированные профессиональные компетенции могут быть реализованы в выпускной квалификационной работе бакалавра, представленной в виде стартапа туристско-гостиничного комплекса или развития туристской территории. Разработка проекта при этом может охватывать разные стороны производственной, организационно-технологической, маркетинговой или управленческой деятельности.

1. Бондаренко Т.Г. Исаева Е.А. Стартапы в России: актуальные вопросы развития // Интернет-журнал «Науковедение». Т 7. 2015. № 5. https://naukovedenie.ru/PDF/83EVN515.pdf (дата обращения: 10.12.2016).

2. Дьяченко А.В. Театрализация гостеприимства // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 7 (45). [Электронный ресурс]: URL: http://cyberleninka.rU/article/n/teatralizatsiya-gostepriimstva (дата обращения: 10.12.2016).

3. Загер А. В тренде — инсентив // BusinessTravel (электронный журнал). 2014. № 8. 4 http://bt-magazine. ru/journal_article/363.html (дата обращения: 10.08.2017).

4. Зайцева Н.А. Современные тренды в подготовке кадров для экономики впечатлений // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. № 3 (4). http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-trendy-v-podgotovke-kadrov-dlya-ekonomiki-vpechatleniy (дата обращения: 10.01.2017).

5. Зыков В. Стартап вместо диплома // Газета «Известия «МИЦ» 20.06.2017 http://iz.ru/608136/vladimir-zykov/startap-vmesto-diploma (дата обращения 23.07.2017).

6. Кобяк М.В., Ильина Е.Л., Латкин А.Н. Особенности развития экономики впечатлений в индустрии гостеприимства и туризма // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. № 3 (4). https://cyberleninka. ru/article/v/osobennosti-razvitiya-ekonomiki-vpechatleniy-v-industrii-gostepriimstva-i-turizma (дата обращения: 10.08.2017).

7. Кусков А.С. Рекреационная география: Учебно-методический комплекс/ А.С. Кусков, В.Л. Голубева, ТН. Одинцова. М.: Флинта: МПСИ, 2005. 496 с.

8. Никольская Е.Ю. Технологии гостиничной деятельности: монография. М.: РУСАИНС, 2017. 310 с.

9. Скабеева Л.И. Тематические парк-отели в гостиничном проектировании: тенденции и перспективы развития // Материалы II Межд. науч.-практ. конф-и «Управление качеством в высшем образовании». Научный вестник МГИИТ 2014. № 5 С. 28—29.

10. Ульянченко Л.А. Проектирование гостиничной деятельности: учебное пособие / кол-в авторов; под ред. Л.А. Ульянченко. М.: КНОРУС, 2016. 224 с. (Бакалавриат).

I ASPECTS OF THE PREPARATION OF "HOSPITALITY" AND "TOURISM" I BACHELORS' GRADUATION QUALIFICATION THESIS

Larisa I. Skabeeva,

Cand. Sci. (Pedagogic), Associate Prof., skabeeva@mail.ru

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

The article studies the basic approaches to the project activities in the preparation of "Hospitality" and "Tourism" bachelors' graduation qualification thesis (GQT). The study revealed that trends in tourism and hospitality associated with the concept of the experience economy, which requires not only an integrated knowledge of basic training, but also knowledge from various related scientific fields. Author's approach to the concept classification of the hotel companies was proposed for GQT in the form of a startup. This classification includes theme of hotels, where it can be implemented in the form of development on the territory of tourist and hotel complexes, private museums, comprehensive centers, (archaeological, ethnographic, architectural, natural landscape), museums in the open air, the Park hotels, village houses, ecological farms and all forms of private, family business. For projects there was proposed to use the model of the concept development including tourist areas and tourist and hotel complexes, compiled by the author. It consists of the following stages of design: development of a themed space, separated areas and exhibitions; means of formalization-themed space and the creation of interactive zones; development of interactive programs of theatricality, role-playing games, reconstruction of historical and cultural situations of different periods; development of art and craft workshops and learning crafts, traditions, rituals, dances etc. The article proposes the structure of the GQT in the form of a startup in the following content: marketing research of the investment attractiveness of the region; design solutions and feasibility study; development of measures to launch tourist and hotel enterprises; calculations of the efficiency of the project. A group of universal competencies can be implemented in the development of a startup at the GQT. These competencies are "UK-2 — development and implementation of projects" identified in the new Federal state educational standard (3++) in Hospitality and in the new Federal state educational standard (3++) in Tourism. The article proves that the future graduate needs to understand not only basic technologies but also in the concepts of development of tourist and hotel complexes as from the point of view of the development of space-planning decisions, interior design, as from the point of view of quality development of interactive, entertainment and corporate programs; theatrical process; promotiton through the use of innovative technologies, etc.

Keywords: trends in the experience industry, the concept of hotels, development of tourist areas, tourist and recreational design, hospitality design activities

For citations: Skabeeva L.I., Aspects of the preparation of "Hospitality" and "Tourism" bachelors' graduation qualification thesis. VestnikAssotsiatsii vuzov turizma i servisa, 2017, vol. 11, no. 4, pp. 3—12 (In Russ.). DOI: 10.22412/1999-5644-11-4-1.

References:

1. Bondarenko T.G. Isaeva E.A., Startups in Russia: the urgent issues of development. Internet-zhurnal «Naukovedenie», vol. 7, no.5 2015. (In Russ.).

2. Dyachenko A.V., Theatricality of hospitality. Servis v Rossii i za rubezhom, no. 7 (45), 2013. [Electronic resource]: (In Russ.) Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/teatralizatsiya-gostepriimstva (Accessed on December, 10, 2016).

3. Zager A., In the trend there is incentive. BusinessTravel (Electronic journal), no. 8, 2014. (In Russ.) Available at: http://bt-magazine.ru/journal_article/363.html (Accessed on August 10, 2017).

4. Zaitseva N.A., Modern trends in training for the experience economy. Rossiiskie regiony: vzglyad v budushchee, no. 3 (4), 2015. (In Russ.) Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-trendy-v-podgotovke-kadrov-dlya-ekonomiki-vpechatleniy (Accessed on January 10, 2017).

5. Zykov V., Startup instead of a diploma. Gazeta «Izvestiya «MITs». (In Russ.) Available at: http:// iz.ru/608136/vladimir-zykov/startap-vmesto-diploma (Accessed on July 23, 2017).

6. Kobyak M.V., Il'ina E.L., Latkin A.N., Features of the development of the experience economy within

hospitality and tourism. Rossiiskie regiony: vzglyad v budushchee, no. 3 (4), 2015. (In Russ.) Available at: https:// cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-razvitiya-ekonomiki-vpechatleniy-v-industrii-gostepriimstva-i-turizma (Accessed on August 10, 2017).

7. Kuskov A.S., Golubeva V.L., Odintsova T.N., Recreational geography: Training and methodological complex. Moscow: Flinta: MPSI, 2005, 496p. (In Russ.).

8. Nikol'skaya E.Yu., Technologies of hotel business: monograph. Moscow: RUSAINS, 2017, 310 p. (In Russ.).

9. Skabeeva L.I., Theme park hotel in hospitality design: trends and prospects. Nauchnyi vestnik MGIIT, no. 5, 2014, pp. 28-29. (In Russ.).

10. Ul'yanchenko L.A. and others, Design of the hotel activities: manual. Mosocw: KNORUS, 2016, 224p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.